Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ересь

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

ЕРЕСЬ - жен. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных книг и старинных напевов (это же единоверие, благословенная церковь); расколом, все вообще толки поповщины и беспоповщины, непризнающие церковной иерархии со времен патриарха Никона, по поводу исправления книг; ересью, уродливые толки, более или менее отвергающие сущность христианского ученья, как: духоборцев, молокан, хлыстов, скопцов, суботников и пр. Ересь да ощера несогласно живут. Ересеначальник, ересиарх муж. основавший ересь или чтимый последователями за старшину. Ересеначальный, к нему, либо к началу ереси относящийся. Ересеучитель, ересенаставник муж. распространяющий ересь. Ересепоборник муж. ратующий за ересь. Ересник или еретик муж. ересница, еретица или еретичка жен. вероотступник, -ница, раскольник, отщепенец, принявший ересь.

| Еретик или еретник сев., вост. бранно, колдун, нечестивец, вредный знахарь, портящий людей, насылающий порчу.

| пск. всякий гад, змея, лягушка. Бойся клеветника, как злого еретика. Еретиться, ереститься. Еретический, еретичный, к ереси и еретикам относящийся. Еретичество ср. ересь в действии, в приложении, отступничество, отщепенство. Еретичествовать, быть еретиком или отступать в чем-либо от основных догматов веры.

Популярный словарь

Ересь

, ж.

1) (обычно мн.) В христианстве: течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

[Григорий читает:] Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями (Пушкин).

2) перен. Отступление, отклонение от того, что считается общепринятым.

Ересь в науке.

Синонимы:

заблужде́ние

3) перен., разг. Вздор, чепуха.

Что за ересь он несет!

Вобьет себе в голову какую-нибудь ересь, и потом его сам черт не уговорит (Саянов).

Синонимы:

околе́сица (разг.), чушь (разг.)

Родственные слова:

ерети́к, ерети́чка, ерети́ческий (еретическая секта), ерети́чный (еретичный подход к проблеме)

Этимология:

Заимствовано из старославянского языка (др.-рус. ересь, ст.-слав. ѥрєсь), куда попало из греческого (hairesis ‘выбор’, ‘образ мыслей’, ‘религиозная секта’).

Энциклопедический комментарий:

Христианские ереси воспроизводили идеи первоначального христианства, различных сект периода его становления. Наибольшего развития достигли в Средние века. Свободомыслие некоторых еретиков доходило до признания вечности и несотворенности материи, извечности мира. Ими отрицались ортодоксальные учения о Троице, Иисусе Христе, боговоплощении, искуплении, спасении, греховности; отвергались культ, таинства, монашество, институт духовенства, земной мир объявлялся царством зла, дьявола, антихриста. Для борьбы с ересями в начале XIII в. в католической церкви была создана папская инквизиция. Не менее жестокие средства борьбы с ересями применялись и православной церковью.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

ЕРЕСЬ (греч. hairesis, "выбор"), мнение, расходящееся с учением церкви; в более широком смысле - убеждения, отклоняющиеся от общепринятых. В Новом Завете и у ранних отцов церкви этот термин использовался для обозначения принадлежности к секте; так, апостол Павел говорил о себе: "я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению (hairesis)" (Деян 26:5). Однако вскоре он приобрел иной смысл и начиная с посланий Игнатия Антиохийского к Траллийцам и Ефесянам (ок. 108) стал использоваться для обозначения религиозного инакомыслия. В эпоху Иеронима (342-420) этот термин закрепился в качестве обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своей приверженности той или иной неортодоксальной доктрине, в отличие от термина схизма (раскол), подразумевавшего обособление от церкви вследствие отказа подчиняться определенному иерархическому авторитету. Начиная с апостольских времен церковь претендовала на роль единственной хранительницы вероучения, воспринятого ею от Христа, и осуждала то, что рассматривалось ею как отклонение от христианской ортодоксии. С конца апостольской эпохи и до начала 3 в. не менее 40 сект, обычно носивших имя своего основателя и духовного вождя, были заклеймены как еретические. Ириней Лионский в своем сочинении Против ересей (ок. 180) называет по крайней мере 15 таких сектосновном гностического толка). В Послании к Галатам Павел писал: "кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (1:9). Разделяя озабоченность церкви сохранением чистоты вероучения, отцы церкви были далеки от того, чтобы проявлять снисходительность к еретикам. Поликарп Смирнский называл Маркиона "отродьем дьявола". Игнатий Антиохийский видел в еретиках ядовитые растения или зверей в человеческом обличье. Юстин и Тертуллиан считали, что учения еретиков внушены им врагом рода человеческого. Феофил Антиохийский сравнивал их с бесплодными и скалистыми островами, о которые разбиваются корабли, а Ориген говорил, что они подобны морским разбойникам, зажигающим на скалах огни, чтобы заманить на них суда, ищущие безопасной гавани. Впоследствии резкость выражений несколько смягчилась, однако в целом отношение к ересям оставалось прежним и было официально закреплено в постановлениях многих соборов. Выражение "да будет анафема" (anathema sit), по-видимому, было впервые применено к еретикам на Эльвирском собореИспании) в 300-306 и превратилось в обычную формулу, используемую на всех вселенских соборах, например, при осуждении Ария на I Никейском соборе (325), Нестория - на Эфесском соборе (351), Евтихия - на Халкидонском соборе (451) и иконоборцев - на II Никейском соборе (787). В Римско-католической церкви термин "ересь" приобрел весьма специфический смысл, зафиксированный в каноническом праве: "еретик есть всякий, кто, после принятия Крещения и оставаясь по имени христианином, дерзновенно отрицает или подвергает сомнению любую из истин, в которые подобает веровать в соответствии с божественной и католической верой" (Канон 1325, § 2). Таким образом, для того, чтобы формально квалифицировать некоторое учение как ересь, требуется наличие четырех условий. Во-первых, предшествующее принятие настоящего крещения (не обязательно в Католической церкви). Во-вторых, декларация своей неизменной принадлежности к христианской вере, так как в противном случае человек рассматривался бы как вероотступник. В-третьих, отрицание или сомнение в некой истине, которая уже признана Католической церковью богооткровенной. В-четвертых, моральная предосудительность выраженного неверия, связанная с тем, что называющий себя христианином отказывается принять христианский догмат. Поэтому, чтобы стать еретиком в строгом и каноническом смысле и быть отлученным от сообщества верующих, человек объективно должен отрицать или подвергать сомнению истину, которая не просто провозглашается церковью, но основана на слове Божьем, возвещенном Богом в Библии или в Священном Предании. Субъективно же этот человек должен признавать свою обязанность верить в истины Откровения. Если он добросовестно заблуждается, как это бывает с теми, кто воспитывался не в христианской (или не в католической) среде, то это всего лишь "материальная" ересь, не подразумевающая ни моральной вины, ни греха против веры, хотя она и исключает человека из церковного общения. Однако в ряде других христианских конфессий в понятие ереси вкладывается иной, скорее описательный, чем юридический смысл, поскольку в этих конфессиях не существует признания церковного авторитета, который обладал бы правом выносить окончательное суждение по поводу спорных доктринальных вопросов. В Восточной православной церкви термин "ересь" используется в более широком смысле для обозначения всех догматических позиций, которые расходятся с вероучением, принятым первыми семью вселенскими соборами (т.е. соборами до II Никейского собора). В протестантизме (на раннем этапе его развития в Европе и Америке) понятие ереси играло основную роль в образовании отдельных церквей. Такие учения, как учение об абсолютном предопределении, и решение таких вопросов, касающихся обрядовой практики, как вопрос о крещении младенцев, рассматривались как ортодоксальные или еретические в зависимости от теологической ориентации, и различия в этих оценках нередко приводили к возникновению новых деноминаций. Кроме того, светские правители часто наделялись властью ограждать своих подданных от ошибочных учений. В обязанность светским властям, в соответствии с Вестминстерским исповеданием веры, вменялось принимать меры, чтобыЦеркви сохранялись единство и мир, чтобы божественная истина сохранялась в своей чистоте и полноте, и чтобы все святотатства и ереси были искоренены". Пресвитериане и некоторые другие протестанты и сейчас придерживаются того мнения, что еретические взгляды являются достаточным основанием для того, чтобы отстранить человека от исполнения пастырских обязанностей. В современном протестантизме лишь радикальная и "усердно насаждаемая" ересь может послужить основанием для того, чтобы в отношении человека, исполняющего пастырские обязанности, были предприняты серьезные меры. Мерилом веры в этих случаях выступает Библия, а нормой ортодоксальности - в духе Дж.Уэсли - широко понимаемое христианство. Уэсли говорил: "Мы веруем, что Христос есть вечное и высшее Благо. Но в том, что касается всех мнений, которые не затрагивают основ христианства, мы размышляем и позволяем размышлять". Обычно для того, чтобы ересь была официально запрещена, она должна "потрясать основания религии", как, например, агностицизм или атеизм.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Гуманитарный словарь

Е́РЕСЬ - христ. вероучение, противоречащее осн. канонич. учению. Примечательно, что слово использовалось в греч. классич. философии как обозначение филос. учения и получило негативный смысл только в христ. литре. В 1 в. н. э. оформление противостояния господств. учения и Е. еще отсутствует, хотя осн. линии идейно-полит. противоречий уже намечаются. Еще апостол Павел использует слово Е. в более или менее традиц. смысле. Формирование канона Нового Завета, а позднее Никейский собор 325 н. э. и др. соборы выработали осн. принципы христ. вероучения, что могло определить и само понятие Е. Первым изв. соч., оперировавшим этим понятием, было соч. Иринея "Против ересей". С точки зрения церкви, еретик отличается от язычника тем, что знает истинное учение и находится в рамках христ-ва, но принимает его в искаженном виде. Еретич. учения касались догматич., социальных и организац. вопросов, а в ряде Е. имели значение этнич. и соц. факторы. Кроме того, Е. зачастую были результатом политики гос-ва, своеобразной реакцией на соц. несправедливость. Из наиб. известных Е. одни имели тенденцию к сохранению иудео-христ. традиции и демокр. принципов раннего христ-ва (монтанизм), др., наоборот, имели тенденцию к внутр. отрыву от последних (гностические Е.). На внутрицерк. борьбе отразились преследования христиан Римским гос-вом (напр. появление донатизма, новатианства и др.). Начиная с 4 в. и далее в центре внутр. борьбы находились вопросы тринитарных и христологических проблем, вокруг к-рых выделяются такие Е., как арианская, несторианская, монофизитская и др. Трактат Епифания Кипрского "Панарион" (4 в.) насчитывает всего более 50 Е., включая, правда, и всю греч. философию. Мощным еретич. движением было движение монофизитов (5-6 вв.) и павликиан (7-9 вв.). Е. признавалось и иконоборчество, хотя временами оно захватывало ключевые позиции в византийской церкви. В 12-13 вв. в Европе существовали Е. вальденсов, катаров и альбигойцев, считавших мир творением дьявола и проповедовавших покаяние, аскетизм и уход от мира. Католич. церковь считала Е. и Реформацию. В 13 в. для борьбы с Е. была создана инквизиция.

В России в числе первых еретиков известны монахи Адриан и Дмитр (11 в.), а также осужденный Киевским собором в 1157 и сожженный на костре в Константинополе Мартин. В 1311 был осужден тверской монах Акиндин. В нач. 70-х гг. 13 в. возникает новгородская Е. стригольников, требующая "дешевой церкви" и признающая право совершения культа за мирянами. Нек-рые стригольники признавали только Бога Отца и отвергали Новый Завет. В 14-15 вв. в Новгороде возникла и распространилась Е. антитринитариев и иконоборцев ("жидовствующих"), имевшая наиб. влияние среди посадского населения и рядового духовенства Новгорода и Москвы. Эта Е. была осуждена на соборах 1490 и 1504. В 50-60-х гг. 16 в. возникают Е. Матвея Башкина и Феодосия Косого.

В ряде случаев сложной для определения является грань между Е. и сектантством, к-рая, видимо, выражается в том, что Е. формально остается в рамках церкви, считая себя истинной верой, а сектантство от нее обособляется. Первые секты в России стали оформляться значительно позже, чем Е., т. е. в 17 в. (хлысты). В 18 в. возникают секты скопцов, духоборов и молокан; число сект значительно выросло в 19 в., постепенно превращаясь при этом в самостоят. религ. течения.

В сер. 17 в. в результате реформ патриарха Никона возник раскол в церкви; часть верующих осталась в "старой вере", что рассматривалось официальной церковью как Е.

В обиходе слово Е. фигурирует для обозначения ч.-л. не соответствующего общепринятым нормам, на бытовом уровне - "чушь, бессмыслица".

Словарь церковнославянского языка

 =  сущ. греч. (αἱρεῖν - брать, избирать) - лжеучение.    (Деян. 5, 17).

Словарь слов из произведений русской литературы

Поговорки

По ереси. Кар. От озлобления, со зла. СРГК 2, 27.

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова ересь

Синонимы к слову ересь

1. лжеучение (устар.)

2. см. вздор

Идеография

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

I е́ресь

I. ж. "религиозное лжеучение, ложь", народн. е́ресть, др.-русск., ст.-слав. СҐресь αἵρεσις (Супр. и др.). Из греч. αἵρεσις собств. "выбор"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 60 и сл.

II е́ресь

II. м. "вспыльчивый, сварливый человек", народн. также е́ресть. Вероятно, тождественно предыдущему как бранное слово. Не родственно лтш. er̃rîgs "гневный", erestîba "раздражительность", лат. error "ошибка", гот. airzeis "блудный, ошибающийся, заблуждающийся", др.-сакс. irri "гневный" (вопреки Остен-Сакену, IF 23, 380 и сл.; 28, 411 и сл.; Перссону 637; Вальде - Гофм. I, 417), потому что лтш. er̃rîgs является поздним заимств. из ср.-нж.. erre, errich - то же; см. М. - Э. I, 571. Данное слово сравнивают - также без особых оснований - с ерши́ться.

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова ересь

Полезные сервисы

ересь да ощера несогласно живут

ересь(еретик)

Сборник слов и иносказаний

Полезные сервисы

ересько виктор кондратьевич