м. разг.
Тот, кто изображает [изображать I 1.] что-либо.
изобрази́тель, изобрази́тели, изобрази́теля, изобрази́телей, изобрази́телю, изобрази́телям, изобрази́телем, изобрази́телями, изобрази́теле, изобрази́телях
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - «ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО», издательство, Москва. Основано в 1930. Художественно-изобразительная продукция (репродукции, альбомы, открытки и пр.), книги по искусству.
-----------------------------------
«Изобрази́тельное иску́сство» - издательство Государственного комитета по печати Российской Федерации, Москва. Основано в 1930. Художественно-изобразительная продукция (репродукции, альбомы, открытки и пр.), книги по искусству.
"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" - издательство, Москва. Основано в 1930. Художественно-изобразительная продукция (репродукции, альбомы, открытки и пр.), книги по искусству.
▲ пластическое искусство
изобразительное искусство - группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных
явлений жизни в их видимом предметном облике.
пластика.
резьба.
станковое искусство - искусство, произведения которого носят самостоятельный характер и не
имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (картины, статуи, эстампы).
↓ фактура.
фронтальность.
маньеризм.
абстракционизм. поп - арт. оп - арт.
см. показ
изобразительное описание - в риторике: разновидность описания, предметом которого является событие, действие, явление;
цель И.о - в явлении представить смысл и тем самым индивидуализировать и оценить предмет.
в риторике: разновидность описания, предметом которого является событие, действие, явление; цель И.о. - в явлении представить смысл и тем самым индивидуализировать и оценить предмет.
ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНОСТЬ, изобразительности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к изобразительный. Изобразительность речи.
-и, ж.
Свойство по знач. прил. изобразительный; образность, наглядность.
[Тютчев] применял к своей поэзии все те --- средства изобразительности, которые были хорошо знакомы поэтам античным. Брюсов, Далекие и близкие.
изобрази́тельность, изобрази́тельности, изобрази́тельностей, изобрази́тельностям, изобрази́тельностью, изобрази́тельностями, изобрази́тельностях
- Употребление писателями слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное представление предметов, явлений событий и действий.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫ (Изобразительные) (греч. Ta typika):
1) в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) краткое богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве), совершающееся вместо Божественной Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (в дни, когда Литургия по уставу не совершается), своими песнопениями и молитвословиями как бы изображающее или уподобляющееся ей. Последование Изобразительных называется также обедницей. Чин пения Изобразительных содержится в Часослове (см. ЧАСОСЛОВ), Ирмологии (см. ИРМОЛОГИЙ) и Следованной Псалтири (см. ПСАЛТИРЬ). Его главным отличием от последования Литургии является отсутствие евхаристического канона (Анафоры (см. АНАФОРА (в богослужении))) и Причащения (см. ПРИЧАЩЕНИЕ). Последование Изобразительных составляет также продолжение и окончание великопостных и царских Часов.
2) Псалмы 102 («Благослови, душе моя, Господа») и 145 («Хвали, душе моя, Господа»), исполняющиеся в составе последования Изобразительных и антифонно (см. Антифон (см. АНТИФОН)) в начале воскресной Литургии или в дни менее великих праздников (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ). В двунадесятые праздники (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) вместо изобразительных псалмов исполняются особые праздничные антифоны.
последованием изобразительных называется богослужение, положенное в часослове после службы шестого часа, и совершаемое вместо литургии, когда ее не бывает или соединяемое с литургией, когда та совершается. (Поэтому в просторечии эта служба зовется обедницей). Название изобразительных дано этому последованию потому, что оно является изображение, т. е. некоторое подобие или образ божественной литургии, когда литургии не бывает (Симеон Солунский в гл. 329).
Изобрази́тельные иску́сства - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Классические формы изобразительного искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность раскрывать временно́е развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, выражать мировоззренческие концепции художника, его философские и эстетические представления. В художественной культуре XX в. многие течения пластических искусств отказываются от «изобразительности», предпочитая ей «прямое», спонтанное отражение эмоциональных переживаний художника или чистую декоративность художественно-образной структуры.
* * *
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА - ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЕ ИСКУ́ССТВА, раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА - раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЕ ИСКУ́ССТВА - виды пластич. иск-в, воспроизводящие в визуально воспринимаемых формах видимые (или воображаемые как видимые) категории окружающего мира: цвет, объем, пространство, световую и воздушную среду. К И. И. принадлежат живопись (и ее функциональные аналоги - мозаика, витраж, вышивка), графика, скульптура, фотоиск-во.
В России выделение отд. видов И. И. произошло с принятием христианства и усвоением традиций И. И. Византии и др. христианских стран. Следствием заимствованности И. И. стала их связь с церк. архитектурой и литургией: с 10 в. получили развитие иконопись, в том числе фреска и мозаика, затем книжная миниатюра. Именно в иконописи др.-рус. И. И. достигло исключит. вершин, что связано с особым местом иконы в православии и особенно в рус. храме. Скульптура была менее развита, особ. круглая скульптура, часто подвергавшаяся осуждению со стороны церкви; графика рождается только в 16 в. с появлением в России книгопечатания - в форме книжной иллюстрации. В 17 в. рус. И. И. испытало сильное воздействие стиля барокко, приведшее к формированию своеобразных нац. форм, особенно в живописи: строгановская, московская и ярославская школы живописи, жанр парсуны. С нач. 18 в. формы зап.-европ. стилей: барокко, затем рококо, классицизма - становятся господствующими в рус. И. И., проявившись в появлении и развитиии общеевроп. жанров: портрета, баталии, марины, гор. пейзажа, натюрморта, аллегорико-"исторического" и бытового жанров, в расцвете графики, не связанной с задачами книжной иллюстрации, и в распространении европ. стилевых форм в иконописи. В течение почти всего 18 в. значит. худож. достижения связаны, однако, почти исключит. с творчеством иностранных мастеров. Основание Акад. художеств способствовало развитию классицизма в рус. иск-ве. Одним из важнейших факторов в истории И. И. в России на протяжении полутораста лет с сер. 18 в. стала система пансионерских поездок лучших выпускников АХ в Европу, давшая возможность художникам впитывать культурную атмосферу Европы; это выводило рус. И. И. на общеевроп. уровень, но одновременно нивелировало нац. черты. В 18 в. наиб. расцвета достигла скульптура - в творчестве гр. Б. де Растрелли и Э.-М. Фальконе, создавших шедевры мирового иск-ва, а с кон. 18 в. - и рус. скульпторов академич. школы М. И. Козловского, И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева, Ф. И. Шубина и др. Еще в сер. 18 в. европ. уровень был достигнут в работах граверов Е. П. Чемесова и Г. И. Скородумова; живопись России 18 в. имела ученически-подражательный характер, значит. работы европ. уровня созданы только в жанре портрета (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский), но в мировом И. И. рус. живопись этого времени занимает весьма скромное место. Лишь в эпоху романтизма О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, И. К. Айвазовский первыми из рус. живописцев своими произведениями снискали общеевроп. славу.
Во 2-й пол. 19 в. в рус. живописи получил исключительное развитие реализм, тесно связанный с деят-ностью передвижников, но не замкнутый их кругом. В их творчестве рус. живопись приобрела отчетливый нац. характер, обрела свои темы и сюжеты, свое видение мира, свой живописный язык. Скульптура в иск-ве этого времени играла весьма незначит. роль, наиб. значит. работы связаны с анималистич. жанром и мелкой пластикой. В эпоху модерна рус. И. И. пережило блистательный расцвет. Творчество мастеров "Мира искусства", "Голубой розы", "Бубнового валета" обогатило мировое иск-во крупнейшими художеств. открытиями, во многом определившими пути развития иск-ва всех стран на протяжении 20 в. Благодаря деят-ности С. П. Дягилева и его единомышленников, а затем вследствие эмиграции из России многих мастеров рус. И. И. стало важным компонентом мирового худож. процесса. Значит. творческие открытия продолжались и в 1920-е гг., сменившись затем повсеместным господством соц. реализма, парадоксально соединившего и канонизировавшего традиции передвижников и академич. иск-ва. Изоляция от развития мировой художеств, культуры надолго законсервировала развитие рус. иск-ва.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА -
группа искусств живопись, графика, скульптура), воспроизводящих окружающий мир в наглядных образах. Воплощая зрительное восприятие мира на плоскости или в пространстве, изобразительные искусства ограничены в передаче действия во времени, однако это не означает, что они изображают мир статично, словно застывшим.
Изобразительные искусства способны передавать движение, показывать жизнь в развитии, воссоздавать не только чувственно воспринимаемый облик объектов, но и духовную природу изображаемых явлений. В скульптуре, например, фиксируется лишь один момент происходящего, но в этом моменте может сконцентрироваться обобщение большой силы. Изобразительные искусства разделяются на станковые и монументальные. Произведения станкового искусства («станком» называют мольберт, скульптурный станок) - картины, эстампы, рисунки, камерные скульптуры и т. д.- имеют самостоятельный характер. Произведения монументального искусства - монументы, памятники, монументальные панно, парковая скульптура и т. д. - создаются для конкретной архитектурной среды и могут выполнять декоративные функции. Часто к изобразительной форме обращается декоративно-прикладное искусство, хотя изображение действительности в нем не является непосредственным воспроизведением реальных явлений. Основные изобразительно-выразительные средства - рисунок, цвет, пластика, светотень и т. д. В разных видах изобразительного искусства эти средства используются в неодинаковом соотношении. Так, в скульптуре, в отличие от живописи, цвет играет второстепенную роль; для графики наиболее характерны рисунок, линия.
сюжет - событийное содержание произведения.
фабула.
образность. образный.
бытовизм. бытописание.
пейзанка.
изображать. изобразительный.
живописать.
воспроизвести.
представить (мы вам представим сцену из этой пьесы).
литературно - художественный.
Изобрази́тельные слова́ (ономатопоэтические слова), слова, в которых звучание частично предопределено значением слова. Различаются звукоподражательные слова, имитирующие неречевые комплексы звуков фонетическими средствами конкретного языка (русское «ку-ку», «бул-буль»), и звукообразные слова, звучание которых создаёт ассоциативное впечатление о форме, передвижении предметов и т. п. (например, в чувашском языке «йалт-йалт» - о мелькании отдалённой молнии).
* * *
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА - ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЕ СЛОВА́ (ономатопоэтические слова), слова, в которых звучание частично предопределено значением слова. Различаются звукоподражательные слова, имитирующие неречевые комплексы звуков фонетическими средствами конкретного языка (русское «ку-ку», «буль-буль»), и звукообразные слова, звучание которых создает ассоциативное впечатление о форме, передвижении предметов и т. п. (напр., в чувашском языке «йалт-йалт» - о мелькании отдаленной молнии).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (ономатопоэтические слова) - слова, в которых звучание частично предопределено значением слова. Различаются звукоподражательные слова, имитирующие неречевые комплексы звуков фонетическими средствами конкретного языка (русское "ку-ку", "буль-буль"), и звукообразные слова, звучание которых создает ассоциативное впечатление о форме, передвижении предметов и т. п. (напр., в чувашском языке "йалт-йалт" - о мелькании отдаленной молнии).
прил.
1. Наглядный, образный.
2. Связанный с отражением конкретной реальности в художественных образах.
ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЙ, изобразительная, изобразительное; изобразителен, изобразительна, изобразительно (книжн.). Наглядный, хорошо изображающий. Изобразительный прием. Изобразительная речь.
• Изобразительное искусство - искусство изображения на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура и архитектура).
ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Наглядный, хорошо изображающий. И. приём.
Изобразительные искусства общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, а также архитектура).
| сущ. изобразительность, -и, жен.
ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Наглядный, образно изображающий. И-ые средства. И. приём.
◊ Изобрази́тельные искусства. Общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, фотоискусство).
◁ Изобрази́тельность, -и; ж. И. речи.
-ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
Наглядный, хорошо изображающий.
Изобразительные средства. Изобразительный прием.
◊
изобразительные искусства
общее название искусств художественного изображения на плоскости и в пространстве (то есть живописи, графики, скульптуры, фотоискусства).
изобрази́тельный, изобрази́тельная, изобрази́тельное, изобрази́тельные, изобрази́тельного, изобрази́тельной, изобрази́тельных, изобрази́тельному, изобрази́тельным, изобрази́тельную, изобрази́тельною, изобрази́тельными, изобрази́тельном, изобрази́телен, изобрази́тельна, изобрази́тельно, изобрази́тельны, изобрази́тельнее, поизобрази́тельнее, изобрази́тельней, поизобрази́тельней
прил., кол-во синонимов: 8
выразительный (49)
иконографический (1)
картинный (18)
наглядный (21)
образный (23)
описательный (10)
выразительный, наглядный, описательный, образный, воспроизводительный, ономатопоэтический, иконографический
См. linguaggio figurato.