Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

импрессион

импрессион артистик

импрессион дю войаж

импрессиональный

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

импрессионизм

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Импрессионизм

, только ед., м.

Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Импрессионизм в живописи.

Иногда мы видим, что молодых театральных художников учат живописи в манере импрессионизма - манере, стремящейся передавать в основном эффекты освещения, эффекты цвета (Акимов).

Родственные слова:

импрессиони́ст, импрессиони́стка, импрессионисти́ческий (импрессионистический стиль), импрессиони́стский (импрессионистская картина), неоимпрессиони́зм, постимпрессиони́зм

Этимология:

От французского impressionnisme (← impression ‘впечатление’). Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце".

Энциклопедический комментарий:

Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, срезы фигур. Применительно к европейской литературе импрессионизм рассматривается широко - как стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов, и узко - как сложившееся на рубеже XIX - XX вв. течение с определенным методом и тяготевшим к декадентству мироощущением. Признаки импрессионистического стиля - отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживающих, однако, при обзоре целого скрытое единство и связь. В литературе, оставаясь стилевым явлением, импрессионизм не означал, особенно у крупных писателей (Г. де Мопассана, А. П. Чехова, И. А. Бунина и др.), ломки художественных принципов реализма.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ ; м. [франц. impressionisme] В европейском искусстве конца 19 - начала 20 в.: модернистское направление, основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, его впечатлений и настроений. Французский э. Манера импрессионизма. И. в музыке.

Импрессиони́стский (см.).

* * *

импрессиони́зм (от франц. impression - впечатление), направление в искусстве последней трети XIX - начале XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объёмных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер, немецкие - М. Либерман, Л. Коринт, русские - К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден, итальянский - М. Россо, русский - П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма конца XIX - начала XX вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармоничной красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).

* * *

ИМПРЕССИОНИЗМ - ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (от франц. impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане (см. МАНЕ Эдуар), О. Ренуар (см. РЕНУАР Огюст), Э. Дега (см. ДЕГА Эдгар) внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне (см. МОНЕ Клод), К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль), А. Сислей (см. СИСЛЕЙ Альфред) выработали последовательную систему пленэра (см. ПЛЕНЭР); работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер (см. УИСТЛЕР Джеймс), немецкие - М. Либерман (см. ЛИБЕРМАН Макс), Л. Коринт (см. КОРИНТ Ловис), русские - К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), И. Э. Грабарь (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович)), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден (см. РОДЕН Огюст), итальянский - М. Россо (см. РОССО Медардо), русский - П. П. Трубецкой (см. ТРУБЕЦКОЙ Паоло) ). Для музыкального импрессионизма кон. 19 - нач. 20 вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).

Большой энциклопедический словарь

ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А.

Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер, немецкие - М. Либерман, Л. Коринт, русские - К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден, итальянский - М. Россо, русский - П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма кон. 19 - нач. 20 вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).

Академический словарь

Гуманитарный словарь

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (франц. impressionnisme, от impression -впечатление) - 1) Худож. направление в европ. иск-ве, зародившееся во Франции в последней трети 19 в. Первонач. развивалось в живописи, затем распространилось на др. виды иск-ва. Гл. худож. принцип И.: передача непосредств. субъективных впечатлений от действительности, создание у зрителя ощущения непроизвольно выхваченного из потока стихийного движения фрагмента реальности. В обл. живописной техники термин И. применяется к системе "цветоделанного" письма открытым, свободным мазком, посредством к-рого в картине создается эффект изменчивого движения цвета и света. В России принципы И. реализовали в отд. своих работах такие художники, как В. Серов, И. Грабарь, К. Коровин, Л. Пастернак и др. Для муз. И. кон. 19 - нач. 20 в. (во Франции - К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и др.) характерны передача тонких настроений, интерес к тембровой и гармонич. красочности.

2) Направление в рус. критике 1890-х - 1900-х гг. Для И. характерен субъективизм в восприятии произв., прихотливость ассоциативного ряда, психологизм, имманентная погруженность в творч. мир писателя, интерес к "тайнам творчества", предпочтение иррационального, внелогич. начала в познании, отсутствие тенденциозности, адогматизм. Импрессионистич. критика основывается на философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, на представлениях о творчестве как единств. подлинной ценности жизни и является критикой эстетич. по преимуществу. Отсюда свобода, непринужденность, эссеистичность манеры письма. Проявление И. в критике кон. 19 - нач. 20 в. связано с общими процессами в культуре эпохи - в живописи, музыке, поэзии. Нек-рые черты И. свойственны критич. работам поэтов-символистов (А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова). Однако И. как метод ярче всего проявился в критике Ю. Айхенвальда, И. Анненского, К. Бальмонта. Лит-ра др. и новая, европ. и рус., поэзия, проза, драма, общие проблемы творчества - вот спектр интересов критиков-импрессионистов. И. в рус. критике связан с И. в европ. лит-ре (О. Уайльд, Р. де Гурмон и др.). Однако, восприняв европ. общекультурные, филос., стилевые воздействия, рус. импрессионистич. критика не утратила связей с нац. культурой, рус. классикой 19 в. как в плане эстетич., так и нравств. Большим достоинством этого метода являются интерес к слову, пристальное внимание к тексту, художественность, артистизм формы.

Евразийская мудрость от А до Я.

ИМПРЕССИОНИЗМ

(франц.-впечатление): художественное направление, возникшее во Франции в 60 - 70-х годах 19 в. и получившее наиболее яркое воплощение в станковом изобразительном искусстве. Импрессионисты разработали новые живописные приемы - цветные тени, смешение цветов, высветленный колорит, а также разложение сложных тонов на чистые тона (наложение их на холст отдельными мазками порождало их оптическое смешение в глазах зрителя). Они стремились передать красоту мимолетных состояний природы, изменчивость и подвижность окружающей жизни. Эти приемы помогали передавать ощущение сверкающего солнечного света, вибрации света и воздуха, создавали впечатление праздничности бытия, гармонии мира. Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. В музыке, например, они способствовали передаче самых тонких душевных движений и мимолетных настроений.

Сборник слов и иносказаний

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова импрессионизм

Синонимы к слову импрессионизм

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

Заимств. в конце XIX в. из франц. яз., в котором impressionisme - суф. производное от impression «впечатление». Течение было названо по соответствующей картине Клода Моне («L’Impression»).

Словарь галлицизмов русского языка

ИМПРЕССИОНИЗМ а, м. impressionisme m. Доктрина живописцев-импрессионистов. Булгаков Худ. энц. Направление в искусстве, ставящее своей целью передачу непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Уш. 1934. Почему, например, у великого французского народа, который знает, что он великий, который выдумал консервы, импрессионизм, кибернетику и канкан, деревни, как конфетки, а в России деревни - денной кошмар. В. Пьецух Письма из деревни. // Октябрь 2001 11 139. || перен. И детский импрессионизм доходит до того, что ребенок берет иногда только одну характерную деталь и изображает ее вместо целого предмета. Бертрам Игрушка 1912 174. Язык не только имеет в себе борющиеся отражения, но и возможен лишь их борьбою, осуществляясь как подвижное равновесие начал движения и неподвижности, деятельности и внешности, импрессионизма и монументальности. 1922. Флоренский. // ИОТ 360. В эпоху Дрейфуса демократическая интеллигенция так легко примкнула к социализму, то виною этому был не только ее мелкобуржуазный импрессионизм, но и неоформленность самого рабочего движения. Соврем. 1913 12 172. "Импрессионизм" жизни у интеллигенции обязательно связан с "руссоизмом" в религии. Континент 82 4 261. Интерес к бросающимся в глаза деталям, поверхностность впечатления. Для его работ <историка Ковалевского> характерен "импрессионизм", когда положения не доказываются, а зачастую лишь бегло иллюстрируется. ВИ 1996 11-12 143. - Лекс. импрессионизм; Даль-3: импрессиони/зм.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова импрессионизм

Полезные сервисы

импрессионировать

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

импрессионист

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова импрессионист

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

ИМПРЕССИОНИСТ а, м. impressionniste.

1. Последователь импрессионизма. О художнике, писателе, музыканте. БАС-1. У него <художника> был такой вид, что я сжалился над заблудшим импрессионизмом. Аверченко История одной картины. Центр выставки составляют жанровые импрессионисты. Мы называем так художников-жанристов, которые желают взять сюжетом, разсчитанным на эффектность литературного впечатления. Слово 1878 7 2 65.

2. Человек, легко поддающийся случайным и мимолетным впечатлениям. Левбер. Один пятилетний импрессионист, пораженный злым выражением лица своей бонны, за что-то бранившей его, тут же вдохновился, и через пять минут на клочке бумаги, в углу, наверху показался ряд каких-то зубцов, расположенных двумя полукругами, посредине - рука с невероятно длинными пальцами. 1917. Бертрам Игрушка 174. Импрессионистка и, ж. Художница-импрессионистка. БАС-1.- Лекс. Брокг.: импрессионисты; Даль-3: импрессиони/ст; Даль-3: импрессиони/стка.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова импрессионист

Полезные сервисы

импрессионист-живописец

импрессионистически

Толковый словарь

нареч. качеств.-обстоят.

то же, что импрессионистски

Синонимы к слову импрессионистически

нареч, кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

импрессионистический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова импрессионистический

Синонимы к слову импрессионистический

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. impressionniste. Отн. к импрессионизму. Импрессионистические приемы. БАС-1. Корень этого чувства лежит в каких-то неуловимых, чисто импрессионистических уличных впечатлениях. 1909. А. Иванов. // Лица 3 5. Помню только один рисунок Вильны, сделанный на память в "импрессионистической манере", но уже в студенческое время. Добужинский Восп. 107. Импрессионистический век. Маковский 1913 142. Импрессионистическая музыка. Уш. 1934. Пушкин умел определять предметы по их существу. Тютчев стремился их определить по впечатлению, какое они производят в данный миг. Именно этот прием, который теперь назвали бы "импрессионистическим", и придает стихам Тютчева их своеобразное очарование, их магичность. В. Я. Брюсов. // РР 1978 6 19. Их <футуристов> теоретические выкладки не опускались до анализа и критики предшествующей поэзии, отмахиваясь от нее на импрессионистическом уровне: .. "Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике". А. Найман Поэзия перевода. // Октябрь 1994 1 51. По сравнению с понятием пресупозиции, освященном основательной логической и философской традицией, понятие модальной рамки может показаться несколько импрессионистическим. Апресян Интегральное описание яз. // А. 1995 2 50. Импрессионистически, нареч. - Лекс. Уш. 1934: импрессионисти/ческий.

Полезные сервисы

импрессионистичность

Орфографический словарь

Синонимы к слову импрессионистичность

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

импрессионистичный

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Академический словарь

-ая, -ое; -чен, -чна, -чно.

То же, что импрессионистический.

Орфографический словарь

Формы слов для слова импрессионистичный

Синонимы к слову импрессионистичный

прил., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

импрессионистка

Толковый словарь

ж.

жен. к сущ. импрессионист

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Орфографический словарь

импрессиони́стка, , род. п. мн. ч. -ток

Формы слов для слова импрессионистка

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова импрессионистка

Полезные сервисы

импрессионистки

Синонимы к слову импрессионистки

нареч, кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

импрессионистски

импрессионистский

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова импрессионистский

Синонимы к слову импрессионистский

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

импресси/он/и́ст/ск/ий.

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

импрессионический

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

импрессионичность

импрессионный

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

импрессия

Формы слов для слова импрессия

Синонимы к слову импрессия

сущ., кол-во синонимов: 2

Лингвистические термины

Грамматический словарь

Большой словарь иностранных слов

Словарь галлицизмов русского языка

ИМПРЕССИЯ и. ж. impression f. <лат. impressio впечатление. устар. Впечатление. Скоро в печать будет издана <книга>, которая в здешнем городе впредь можент учинить импрессию, зачем трудно будет вызывать отсюду мастеровых людей в службу. 1735. Кантемир Депеша. // К. 1868 2 100. Мои доводы не производят на него никакой импрессии. 1741. Кантемир 2 173. Сие ваше внушение едвали какую импрессию учинить может. 1757. М. Л. Воронцов. // АВ 2 366. Я вам сообщил его письма не для того, чтобы вы в какое-либо огорчение на него или сумнение в разсуждении какой-либо импрессии в мыслях моих о сем проишествии возымели, но единственно для осторожности. 1766.АВ 31 399. Дело искусства и прозорливость вашего сиятельства будет тогда стараться как можно более распространить сию хорошую импрессию и приводить ее в полезный для нас активитет, изъясняя князю Кауницу в дружеской откровенности, колико пристрастное поведение двора его развращая нейтралитет, развращает и на обе стороны взаимно полезную связь. 1770. Гр. Панин - кн. Голицыну. // Уляницкий Консульства 2 с. CCXLIV. Нельзя сказать. чтоб он лучшия оставил импрессии о себе во дворе кроме тех, кои преданы слепо системе связи нашей с берлинским двором. 1780. А. Безбородко - П. А. Румянцеву. // Стар. и новизна 1900 3 2 231.Так проехали мы в Польшу до границы. Тут impression удивительная, но впрочем более illusion. 1849. Волшеб. фонарь 2. В обсуждении семантики культурных концептов авторские импрессии вообще решительно преобладают, оставляя науке весьма скромное место. НМ 2002 3 141. ♦ Impressions de voyage. Путевые заметки. Предметом обсуждения была записка министра народного просвещения, заключающая в сего его impressions de voyage. 1867. Валуев Дн. Так как главные новости мне известны, то, понятное дело, что недостатка в sujets de conversation не может быть. Но ежели новости скудны, то у меня всегда есть различные impressions de voyage которые очень легко припоминаются и всегда как-то новы. Салт. Между делом. // ОЗ 1875 9 2 147. Ср. Уже в этой сцене использован Кюстином его трафаретный прием: дорожная импрессия как повод для обобщения; здесь сказано, что раболепие свиты наследника настроило его против страны. которую он собрался посетить. Звезда 1995 2 182. || иск. Во всех литературах всегда были и всегда будут произведения символически свидетельствующие об умственном декадансе своих творцов и производящие на читателя ту импрессию, которая определяется вполне восклицанием "чорт знает что"!!! РБ 1894 11 74. Без "Impression", то есть свежести и силы впечатления, - писал он < Репин>, - не может быть и истинного художественного произведения. Их холсты <импрессионистов>оживили искусство. Анненков Дн. 2001 255. Иветту имячко-то, сплошной импресьон. В. Передельский Перцев дом. // Нева 1992 5-6 19. В "Розах и рыбах" сплошная импрессия. Здорово, конечно, придумано - окорока стрекоз копченых. 16. 4. 1962. Н. Асеев - В. Сосноре. // Звезда 1998 7 119. ♦ Импрессион артистик. impression artistique. Художественное впечатление. Оценка за артистичность (например, в конкурсах по фигурному катанию на коньках). Комлев 1995. - Стил. Странное это слово - впечатление. В нем слышна прежде всего некоторая размытость, свобода от окончательных формулировок, не-совсем-обязательность, не-железная-определенность, по-французски - impression. Отсюда импрессионизм, импрессионисты, отдающиеся впечатлению, передающие его бесконечную изменчивость, сырую, движущуюся и обманчивую, неуловимую сущность. "Ряд волшебных изменений" - в поэзии русской импрессионизм, пожалуй, возник еще до названного, отчетливо обозначенного течения. Н. Иванова Накопитель. // ДН 1997 7 188. - Лекс. Сл. 18: импрессия 1718 (-есия 1741 ).

Полезные сервисы