Индоира́нские языки́
(арийские языки) - ветвь индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки),
распадающаяся на индийские
(индоарийские) языки и иранские
языки; в её состав входят также дардские языки и нуристанские языки. Общее число говорящих - 850
млн. чел. Индоиранские языки - это генетическое понятие, мотивируемое
наличием индоиранской языковой общности, предшествовавшей
распадению на отдельные группы и сохранившей ряд общих архаизмов,
относящихся к индоевропейской эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой
общности сложилось ещё в южнорусских степях (о чём свидетельствуют
археологические находки на Украине, следы языковых контактов с
финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу от Каспия, арийские
следы в топонимике и гидронимике Таврии,
Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период
совместного существования в Средней Азии или на прилегающих
территориях.
Сравнительно-историческая грамматика реконструирует для этих языков общую исходную
систему фонем, общий словарный состав, общую
систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксические черты. Так, в фонетике для индоиранских языков характерно
совпадение индоевропейских *ē̆, *ō̆, *ā̆ в индоиранском ā̆, отражение
индоевропейского *ə в индоиранском i, переход индоевропейского
*s после i, u, r, k в š-образный звук; в морфологии вырабатывается в
принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд
специфических глагольных образований и т. д.
Общий лексический состав включает в себя наименования ключевых понятий
индоиранской культуры (прежде всего в области мифологии), религии,
социальных установлений, предметов материальной культуры, имён, что
подтверждает наличие индоиранской общности. Общим является
самоназвание *arya‑, отразившееся во многих иранских и индийских
этнических терминах на огромной территории (от формы этого слова
произошло название современного государства Иран). Древнейшие индийские
и иранские памятники «Ригведа» и «Авеста» в своих наиболее архаичных
частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два
варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к
разделению индоиранской ветви языков на 2 группы, обособление которых
началось с вступления в северо-западную Индию предков современных
индоарийцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн
миграции - арийские слова в языках Малой и Передней Азии с 1500 до н. э.
(имена богов, царей и знати, коневодческая терминология), так называемый
митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не
объяснимый полностью из ведийского языка).
Индоарийская группа оказалась во многих отношениях более
консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились некоторые архаизмы
индоевропейской и индоиранской эпох, в то время как иранская группа
претерпела ряд существенных изменений. В фонетике - это изменения прежде
всего в области консонантизма: спирантизация
глухих смычных, утрата придыхания согласными,
переход s в h. В морфологии - это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени
и глагола, прежде всего в древнеперсидском
языке.
Древнеиндийские языки представлены ведийским языком, санскритом, а также некоторым количеством слов
митаннийского арийского; среднеиндийские - пали,
пракритами, апабхранша; новые индоарийские
языки - хинди, урду, бенгали, маратхи, гуджарати, панджаби, ория, ассамским, синдхи, непали, сингальским, мальдивским,
цыганским языками и другими.
Древнеиранские языки представлены авестийским, древнеперсидским (язык ахеменидских
надписей), а также отдельными словами в греческой передаче на скифском
и мидийском (можно судить о некоторых
фонетических особенностях этих языков). К среднеиранским языкам
относятся среднеперсидский (пехлеви), парфянский, согдийский, хорезмийский, сакские языки
(диалекты), бактрийский
(прежде всего - язык надписи в Сурхкотале). К новоиранским языкам
относятся персидский, таджикский, пушту
(афганский), осетинский, курдский, белуджский,
гилянский, мазандеранский, татский, талышский, парачи, ормури, ягнобский, мунджанский, йидга, памирские (шугнанский, рушанский, бартангский,
орошорский, сарыкольский, язгулямский, ишкашимский, ваханский) и
другие.
Современные индоиранские языки распространены в Индии, Пакистане,
Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране,
Афганистане, Ираке (северные районы), Турции (восточные районы), СССР
(в Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом
общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих
двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо
многопадежной флективной системы склонения вырабатывается
противопоставление прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами: послелогами или предлогами
(только в иранских языках), т. е. аналитический
способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих
аналитических конструкций образуется новая агглютинативная падежная
флексия (восточный тип индийских языков, среди иранских - осетинский,
белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм
получают большое распространение сложные аналитические конструкции,
передающие значения вида и времени, аналитический пассив, аналитическое
словообразование. В ряде языков образуются новые синтетические стяжённые глагольные формы, в которых
служебные слова аналитических конструкций приобретают статус морфем (в индийских языках, прежде всего в языках
восточного типа, этот процесс зашёл дальше, в иранских наблюдается лишь
в разговорной речи многих живых языков).
В синтаксисе для новых индоиранских языков характерна тенденция к
фиксированному порядку слов и для многих из
них - к эргативности в разных её вариантах.
Общей фонологической тенденцией в современных
языках этих двух групп является утрата фонологического статуса
количественного противопоставления гласных,
усиление значения ритмической структуры слова
(последовательности долгих и кратких слогов),
очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации.
Дардские языки составляют особую промежуточную группу
индоиранской языковой ветви. Относительно их статуса у учёных нет
единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Грирсон (в ранних работах)
усматривали в дардских языках иранскую основу, отмечая их особую
близость с памирскими. Г. Моргенстьерне в целом относит их к индийским
языкам, как и Р. Л. Тёрнер. Грирсон (в поздних работах), Д. И. Эдельман
считают их самостоятельной группой, занимающей промежуточное место
между индоарийскими и иранскими языками. По многим чертам дардские языки
включаются в центральноазиатский языковой
союз.
Эдельман Д. И., Сравнительная грамматика восточноиранских
языков. Фонология, М., 1986;
см. также литературу при статьях Индийские (индоарийские) языки, Иранские языки, Дардские языки, Нуристанские языки.
Т. Я. Елизаренкова.
Материалы, посвящённые исследованию индоиранских языков, кроме
общелингвистических журналов (см. Журналы
лингвистические) публикуются в специализированных журналах ряда
стран:
«Indische Bibliothek» (Bonn, 1820-30),
«Indische Studien» (B. - Lpz., 1850-98),
«Zeitschrift für Indologie und Iranistik» (Lpz.,
1922-36),
«Indo-Iranian Journal» (The Hague, 1957-),
«Indological Studies: Journal of the Department of
Sanskrit» (Delhi, 1972-),
«Studia Iranica» (P., 1972-),
«Studien zur Indologie und Iranistik»
(Reinbek, ФРГ, 1975-).
Е. А. Хелимский.