Толковый словарь
ср.
1. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
отт. Значок над буквой, указывающий на такое выделение.
2. Выделение сло́ва в предложении силой голоса, чтобы подчеркнуть его логическую значимость.
3. перен.
Выделение, выдвижение на первый план в тексте, в произведении и т.п. чего-либо в качестве главного, основного.
Толковый словарь Ушакова
УДАРЕ́НИЕ, ударения, ср.
1. Выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона. Ударение падает на что-нибудь (на такой-то звук, слог и т.д.). Слог, звук под ударением, без ударения. Экспираторное ударение. Музыкальное ударение. Логическое, или фразовое ударение.
2. Значок над буквой, указывающий на такое выделение. Поставить ударение.
3. перен., на чем, на что. Особое внимание к чему-нибудь с целью подчеркнуть, выделить (неол.). Докладчик сделал ударение на этой подробности.
Толковый словарь Ожегова
УДАРЕ́НИЕ, -я, ср. Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. У. падает на первый слог. Поставить у. Логическое у. (интонационное выделение важнейшего в речи).
Словарь существительных
УДАРЕ́НИЕ, -я, ср
Знак, использующийся для выделения слога, слова в речи: в устной речи - силой голоса или повышением тона, в письменной - особым значком. …
Грузинский акцент остался с детства, он [Сталин] и не пытался от него избавиться. Не в акценте дело. Видел он русских: ни запятой, ни ударения не умеют правильно поставить (А. Рыбаков).
Энциклопедический словарь
УДАРЕ́НИЕ -я; ср.
1. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона. Подвижное у. Словоразличительная функция ударения. Постоянное у. на последнем слоге. Неправильно поставить у. в слове. Восходящее, нисходящее у. (с постепенным повышением или понижением тона). // Значок над буквой, указывающий на такое выделение. Расставить ударения в написанных словах.
2. Выделение слова в предложении силой голоса с целью подчеркнуть его логическую значимость. Сделать особое у. на первом слоге. На какое-л. слово падает логическое у. фразы.
3. Выделение в тексте речи, произведении и т.п. самого важного, существенного или сосредоточение внимания на нём. Произнести с особым ударением какой-л. абзац. Особое у. было сделано на обстоятельствах дела.
* * *
ударе́ние (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках); изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках); продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке - ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога.
2) Логическое ударение - интонационное выделение того слова в предложении, которое несёт особую смысловую нагрузку («Ты сегодня приедешь в город? А не завтра?»).
* * *
УДАРЕНИЕ - УДАРЕ́НИЕ (акцент),
1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках); изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках); продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога.
2) Логическое ударение - интонационное выделение того слова в предложении, которое несет особую смысловую нагрузку («Ты сегодня приедешь в город? А не завтра?»).
Большой энциклопедический словарь
УДАРЕНИЕ (акцент) -..1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках); изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках); продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога
2)] Логическое ударение - интонационное выделение того слова в предложении, которое несет особую смысловую нагрузку ("Ты сегодня приедешь в город? А не завтра?").
Академический словарь
-я, ср.
1. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона, а также значок над буквой, указывающий на такое выделение.
Во многих словах Фитингоф делал неправильные ударения. Паустовский, Тост.
||
Выделение слова в предложении силой голоса с целью подчеркнуть его логическую значимость.
- Ты знаешь, - начал опять, с ударением на слове «ты» и с улыбкою, Рудин. Тургенев, Рудин.
- Разве вы бьете своих детей, моя милая? - спросила бабушка, значительно поднимая брови и делая особенное ударение на слове бьете. Л. Толстой, Детство.
2. перен.
Выделение в тексте речи, произведении и т. п. самого важного, существенного или сосредоточение внимания на нем; акцент.
Профсоюзники в отчетах с особым ударением говорили о росте массового движения изобретателей и приводили цифры реализованных предложений. Гладков, Энергия.
◊
- восходящее ударение
- нисходящее ударение
Гуманитарный словарь
УДАРЕ́НИЕ - способ образования фонетически целого сегмента речи. Так, словесное У. - выделение одного слога в слове, служащее для фонетич. объедин. этого слова. Кроме словесного У. различают синтагматич. и фразовое У., к-рые также фонетически объединяют неск. слов в синтагму или неск. синтагм во фразу. Словесное У. в рус. яз. свободно, т. е. может находиться на любом слоге (на последнем - дома́, на предпоследнем - коро́ва, на 3-м от конца слова - о́вощи и т. д.), и подвижно, т. е. не привязано к определенной морфеме в слове (до́ма - дома́ - и́з дому, домово́й и т. д.). Оно не случайно. Как правило, ударной является основа слова и перенос У. на флексию грамматически обусловлен. Те слоги, к-рые предшествуют ударному, называются предударными, те же, к-рые следуют за ударным, называются заударными. Фонетич. средство выделения удар. эл-та - бо́льшая длительность по сравнению с безуд. Традиционно считается, что рус. У. динамично, т. е. удар, гласный, будучи самым сильным, является и самым громким в слове, но эксперим. иссл. не подтверждают этого мнения. Оказывается, что громкость гласного зависит как от собств. его качества (а - самый громкий, у, и, ы - самые тихие), так и от его положения в слове (чем ближе к нач. слова находится гласный, тем больше его громкость, так что, напр., в сл. обману́ли первых два гласных гораздо громче удар., т. к. они оба открытые и оба ближе к нач. слова). Вторым важным фонетич. свойством словесного У. в рус. яз. являются специфич. характеристики удар, гласных (отсутствие редукции, характ. для безуд.). В удар. слоге возможно употребление большего числа гласных, чем в безуд. В предложении "Вот брат взял нож" мы воспринимаем У. на всех словах, хотя здесь и нет безуд. слогов, с к-рыми можно было бы сравнивать удар.: гласные о в словах вот и нож и гласный а после мягкого согласного в слове взял не могут быть употреблены в безуд. слогах, а гласный а в слове брат характеризуется полным отсутствием редукции.
Существуют две степени редукции безударных. На степень редукции влияет положение гласного в слове (так, безуд. гласный в абсолютном нач. слова не редуцируется до второй степени так же, как и гласный в абсолютном кон. слова). Важно также, что фонетич. характеристики безуд. слога в потоке речи зависят от соседних слов. Так, заударный слог в слове гуси получает характеристики предуд. в сочетании гуси Рим спасли.
Словесное У. обладает и словоразличит. функцией (мука́ - му́ка, пили́ - пи́ли и т. д.), к-рая для рус. яз. весьма второстепенна, ибо такие пары возникли в нем случайно.
Обычно в слове имеется одно словесное У., однако в сложных словах часто возникает, помимо гл., и т. н. второстепенное (побочное) У. (четыре́хэта́жный, лави́нообра́зный).
Эксперим. иссл. последних лет позволили обнаружить большую зависимость словесного У. от положения слова в синтагме или фразе: в т. н. слабых позициях синтагмы или фразы слог, на к-рый падает словесное У., может оказаться по своим характеристикам почти неразличимым от безуд.
Синтагматич. У. обычно падает на удар, гласный последнего слова в синтагме, а фразовое - на удар, гласный последнего слова в конечной синтагме. Перенос синтагматич. У. с последнего слова в синтагме на др. приводит к появлению логического У. (Мы вы́шли, когда он замолчал и Мы́ вышли, когда он замолчал).
Лит.: Златоустова Л. В. Длительность гласных и согласных звуков русского языка // Учен. зап. Казан, ун-та. 1954. Т. 114. Вып. 6; Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956; Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Щербакова Л. И. Об определении места ударения в слове // Изв. Отд. лит. и яз. АН СССР. 1973. Т. 32. № 2; Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
УДАРЕНИЕ (акцент),
1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках); изменением высоты голосового тона (музыкальное ударение в литовском, сербском, китайском, японском и других языках); продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке силовое ударение сопровождается продлением ударного слога.
2) Логическое ударение - интонационное выделение того слова в предложении, которое несет особую смысловую нагрузку ("Ты сегодня приедешь к нам? А не завтра?").
Поговорки
Давать/ дать ударение. Кар. Вызывать тепловой удар. СРГК 1, 420.
Пунктуация и управление в русском языке
(в сочетании с глаголом ставить) на что и на чем. В этом слове ударение ставится на последний слог (на последнем слоге).
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова ударение
ударе́ние, ударе́ния, ударе́ний, ударе́нию, ударе́ниям, ударе́нием, ударе́ниями, ударе́нии, ударе́ниях
Синонимы к слову ударение
сущ., кол-во синонимов: 30
акцент, упор; тюканье, столкновение, осаливание, ухание, икт, стуканье, тонема, тыканье, уханье, тюкание, пыряние, шлепанье, выделение, хряпанье, хрястанье, хрясканье, значок, пинание, хлясканье, ошарашивание
сущ.
1.
акцент
упор
2.
акцент
Тезаурус русской деловой лексики
Идеография
▲ подчеркивание
↑ слог, посредством, интонировать
ударение - интонационное выделение слога.
падать (ударение падает на первый слог). акцентировать.
безударные гласные.
проклитика. энклитика.
акцентуация.
акцентология.
форманты.
Лингвистика
Ударе́ние
(акцент) - выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с
помощью фонетических средств. Ударение - факт
супрасегментного фонологического уровня (см. Фонология); в зависимости от того, с какой
сегментной единицей функционально соотносится ударение, различают
словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение. Особый вид ударения -
логическое ударение, назначение которого - в смысловом
подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении, ср.:
«о́н дежурит?»/«он дежу́рит?». Физический носитель ударения - слог или мора; в тех случаях, когда физический и
функциональный носители ударения совпадают, говорят о слоговых
акцентах (см. Тон).
Выделяется 3 фонетических компонента ударения (по преобладающему
компоненту определяется фонетический тип ударения): 1) интенсивность,
достигаемая увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха
(основанное на этом свойстве ударение называют динамическим,
реже - экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку
выделяется музыкальное ударение, которое может реализоваться в
нескольких разновидностях, например в восходящей и нисходящей);
3) длительность (по этому признаку условно выделяют третий тип
ударения - количественное, но в чистом виде оно не
зарегистрировано). Обычно в языках, имеющих ударение, сочетаются все
указанные признаки, но значимость их бывает различной. Эксперименты показали, что, например, носители русского и английского
языков, считающихся языками с динамическим ударением, воспринимают
долгие гласные (или гласные с повышением тона)
как ударные, т. е. интенсивность для них - не единственный признак
ударения. Установлено, в частности, что для русского ударения
длительность - важнейший компонент, поэтому русские склонны воспринимать
чешские слова с долгим 2‑м слогом типа motýl ‘бабочка’ как имеющие ударение на 2‑м слоге, хотя
в действительности ударение в чешском языке всегда на 1‑м слоге.
В языках с противопоставлением долгих в кратких гласных признак
длительности, не участвуя в создании эффекта ударения, может влиять на
реализацию его разновидностей; так, в древнегреческом языке, имевшем музыкальное
(тоническое) ударение, нисходящая разновидность ударения (циркумфлекс)
была возможна только на долгом слоге, в отличие от восходящей (акута),
допустимой как на долгом, так и на кратком слогах.
В отдельном языке представлен, как правило, один фонетический тип
ударения; довольно редки случаи сосуществования разных типов, как в шведском языке, где отмечается динамическое и
музыкальное ударение (оба могут присутствовать в одном и том же слове,
но динамическое ударение при этом тяготеет к начальному слогу), или в датском языке, где наряду с динамическим ударением
в некоторых словах есть так называемый толчок (stød) - ударение, осложнённое гортанной смычкой
(предположительно - остаток прежнего музыкального ударения). Известны
языки, в которых вообще не отмечено ударения (например, палеоазиатские).
Обычно в языках с ударением каждое знаменательное слово имеет
ударение, и притом единственное; в некоторых языках в многосложных
словах возможны два ударения одного типа, из них одно - главное,
другое - второстепенное (например, в английском, немецком, ср. англ.
competition ‘соревнование’ с главным ударением
на 3‑м слоге и второстепенным ударением на 1‑м слоге). Наряду с
обязательно ударными словами (ортотоническими) выделяются обязательно
безударные - энклитики, к ним относятся артикли, предлоги, послелоги, частицы.
В определённых условиях, однако, некоторые из таких слов могут в
составе фразы «перетягивать» ударение со знаменательных слов (ср. «по́
воду», но «по я́годы»). Такое смещающееся ударение в индоевропейских языках называется
рецессивным (Е. Курилович). Оно наблюдается в тех
знаменательных словах, которые в праславянскую эпоху принадлежали к
группе так называемых энклиномена (называемых так вслед за
Р. О. Якобсоном, т. е. не имевших обязательного ударения, что отражено в
фольклорных конструкциях типа «синё море» с одним ударением).
Кроме фонетических типов ударения различаются структурные типы - по
характеру расположения ударения в структуре слова; при этом важно
учитывать два аспекта - фонологическую (слоговую или морную) и морфологическую структуру. Применительно к слоговой
структуре слова говорят о свободном и связанном
ударении: свободное ударение может падать на любой слог, связанное - на
определённый. Связанное ударение, в свою очередь, может быть
представлено двумя подтипами: фиксированное ударение (имеющее
единственное постоянное место) и ограниченное ударение (имеющее
определённую зону локализации). Примеры свободного ударения - в русском,
английском языках; связанное фиксированное ударение - в чешском, венгерском языках (на 1‑м слоге), связанное
ограниченное - в латинском языке (отстояние
ударения от конца слова = 1 слог + 2 моры, ср. dī́vido ‘разделяю’ - dīvī́si
‘разделил’: в первом слове ударение на 2‑й море 1‑го слога, во втором -
на 1‑й море 2‑го слога), аналогичный тип ударения - в древнегреческом,
где расстояние между ударной морой и конечной морой не может превышать
один слог.
Свободное динамическое ударение способно вызывать качественные и
количественные изменения гласных в составе слова, известные под
названием редукции, происходящей,
например, в безударных слогах в русском и английском языках. Это,
однако, наблюдается не всегда, и ударение, которое вызывает редукцию,
называют иногда (С. И. Бернштейн) сильноцентрализующим, в
противоположность слабоцентрализующему, т. е. не вызывающему
изменений вокализма слова. В русском языке
редукция регулируется формулой Потебни: ...12311..., где цифры
означают соответствующую степень полнозвучности слога в слове, считая
от ударного (3). Внешне аналогичный подход используется в порождающей
фонологии Н. Хомского - М. Халле (см. Генеративная лингвистика), в которой вводится
понятие акцентного контура слова с градацией степеней ударности слогов
от одного (главное ударение) до четырёх (безударность).
Применительно к морфологической структуре слова важно различать подвижное и неподвижное
(постоянное) ударение; эта характеристика имеет фундаментальное значение
в славянских и балтийских языках. Подвижность означает, что в
пределах морфологической парадигмы ударение в
разных словоформах может быть то на основе, то
на окончании. Тем самым наряду с формальными словоизменительными
парадигмами складываются акцентные парадигмы, служащие
дополнительным средством различения грамматических форм (а иногда и единственным, ср.
«о́кна - окна́»). Подвижность может проявляться либо в полупарадигме
(например, у слова «рука» в полупарадигмах единственного и
множественного числа, ср. «рука́ - ру́ку», «ру́ки -
рука́ми»), либо между полупарадигмами, когда внутри каждой из них
ударение колонное (неизменное), ср. формы слова «дело»
(колонное ударение на основе в единственном числе и колонное ударение
на флексии во множественном числе). Если
словоформа содержит нулевое окончание, ей приписывается так
называемое условное ударение (А. А. Зализняк), например у
слова «стол» в именительном падеже единственного числа -
нафлективное, а у слова «дом» - наосно́вное. Акцентные парадигмы
обобщаются в акцентные типы; например, для славянских языков
установлены 3 типа: 1) постоянное ударение на основе (корне) - тип A
(баритонированный), 2) постоянное ударение на флексии
(посткорневом элементе) - тип B (окситонированный),
3) подвижное ударение - тип C (подвижный).
В истории языка акцентные типы подвержены изменениям. Изменяться
могут также и общие структурные и фонетические типы ударения. Так, в
славянских языках наблюдается переход от музыкального ударения к
динамическому в русском, украинском, белорусском, польском, от
свободного (подвижного) к связанному (постоянному) - в чешском,
польском.
Языки, имеющие единственную оппозицию «ударность - безударность»,
называются монотоническими (моноакцентными); языки,
имеющие также оппозиции фонетических типов ударения, называются
политоническими (полиакцентными). Само ударение исторически
может развиваться из тона; такой путь предполагается, например, для
индоевропейских языков (тон → музыкальное ударение → динамическое
ударение).
Ударение выполняет в языке различные функции. Общей для всех типов и
видов ударения является кульминативная функция - обеспечение
цельности и отдельности слова путём просодической централизации его слого-звуковой
структуры (выделение просодического центра слова). Свободное и
ограниченное ударение способно выполнять сигнификативную
функцию, различая, кроме грамматических форм, также лексемы и лексико-семантические варианты слов (ср.
рус. «за́мок - замо́к»; др.-греч. φόρος ‘налог’ - φορός ‘несущий’, εἰμί ‘я есть’ - εἶμι ‘иду’; нем. ǘbersetzen ‘переправлять’ - übersétzen ‘переводить’; англ. pérfect ‘совершенный’ - perféct
‘совершенствовать’). Связанное (особенно фиксированное) ударение
выполняет делимитативную (разграничительную) функцию, отмечая
границы слов. Ударение любого типа может выполнять также экспрессивную функцию, будучи элементом интонации фразы и соотносясь с
прагматическими значениями (см. Прагматика).
Функции ударения, структура акцентных парадигм и их история изучаются
в акцентологии. Словесное ударение
играет важную роль в ритмической структуре
поэтической речи, взаимодействуя с метрикой стиха.
Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М.,
1960;
Тронский И. М., Древнегреческое ударение, М. - Л.,
1962;
Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М.,
1967;
его же, От праславянской акцентуации к русской, М.,
1985;
Зиндер Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979;
Дыбо В. А., Славянская акцентология, М., 1981;
Касевич В. Б., Фонологические проблемы общего и восточного
языкознания, М., 1983;
Kuryłowicz J., L’accentuation des langues
indo-européennes, Wrocław - Kraków, 1958;
Garde P., L’accent, P., 1968;
Martinet A., Accent et tons, в его
кн.: La linguistique synchronique, 3 éd., P.,
1970;
Lehiste I., Suprasegmentals, Camb. (Mass.) - L.,
1970;
Jakobson R., Die Betonung und ihre Rolle in
der Wort- und Syntagmaphonologie, в его кн.: Selected writings, 2 ed., v. 1, The Hague - P.,
1971;
Hyman L. M., Phonology. Theory and analysis,
N. Y. - [a. o.], 1975;
см. также литературу при статье Акцентология.
В. А. Виноградов.
Лингвистические термины
ударение (акцент) (фон.)
Выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона).
По объекту выделения ударение бывает:
1) слоговое;
2) словесное;
3) фразовое.
По акустико-арти-куляционной характеристике различается ударение:
1) монотоническое (экспираторное);
2) политоническое (музыкальное).
Экспираторное ударение бывает:
1) силовым (динамическим) (слог выделяется силой воздушной струи);
2) квантитативным (слог выделяется длительностью).
Политоническое ударение характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью (древнегреческий, китайский языки). Ударение тесно связано со словом, является его признаком. Словесное ударение - выделение одного из слогов и подчинение ему всех остальных безударных слогов. В многослоговых словах наряду с главным (основным) ударением появляется побочное (второстепенное): желéзобетóн.
По месту ударения в слове различают ударение:
1) постоянное (связанное, фиксированное);
2) свободное (разноместное, подвижное).
Фразовое и логическое ударение отличается от слогового и словесного ударения:
1) фразовое ударение выполняет фонетическую, семантико-синтаксическую роль, оно связано с интонацией, является ее компонентом;
2) логическое (смысловое) ударение выделяет слова и такты при произнесении фразы.
Выделение одного из слогов в составе слова (или слова в составе речевого такта - синтагмы, или синтагмы в составе фразы) различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). Различаются:
1) ударение в фонетическом аспекте:
а) по силе выдоха. Ударение силовое (динамическое, экспираторное, выдыхательное) (например, в русском языке);
б) по высоте тона (движению голосового тона). Ударение музыкальное (мелодическое, тоническое, тоновое) (например, в китайском, корейском, японском языках; в соединении с экспираторным усилением - смешанное, или музыкально-выдыхательное, ударение - в шведском и норвежском языках, в менее заметной форме в сербскохорватском и литовском языках);
в) по долготе звука. Ударение количественное (квантитативное, долготное) (например, в современном новогреческом языке);
2) ударение в морфонологическом аспекте:
а) по прикрепленности к определенному слогу в слове. Ударение постоянное (устойчивое, фиксированное) (например, в языках чешском, венгерском, финском, эстонском, латышском на первом слоге; во французском языке и в большей части тюркских языков на последнем слоге; в польском языке на предпоследнем слоге). Ударение свободное (разноместное) (например, в русском языке);
б) по возможности перехода с одного слога на другой. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т. е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например в русском языке);
в) по наличию дополнительного ударения. Ударение главное (см. главное ударение). Ударение второстепенное (см. второстепенное ударение);
3) ударение в различных единицах языка. Ударение слоговое, связанное с изменением силы звука или движения тона внутри слогообразующей части слога (ударение ровное, восходяще е, нисходяще е, нисходяще-восходящее, восходяще-нисходящее). Ударение словесное - выделение фонетическими средствами одного из слогов в двусложном или многосложном слове. Ударение тактовое (синтагматическое) - выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта (синтагмы). Ударение фразовое (ф р а а в о е) - выделение в произношении более важного в смысловом отношении речевого такта (синтагмы); таким ударением является одно из тактовых;
4) в аспекте интеллектуального и эмоционального содержания высказывания. У дарение логическое (см. логическое ударение). Ударение эмфатическое (см. эмфатическое ударение).
Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Грамматологический словарь
Ударение - фонетическое средство выделения в слове слога или моры, гласные в которых зачастую маркируются (обычно акутом). Ударение может быть силовым (как в русском языке) и музыкальным (тоническим, как в древнегреческом и литовском). В шведском языке сосуществуют силовое и музыкальное ударения, а в датском известно толчковое ударение (перерыв голоса, резкое смыкание голосовых связок). В сербской графике иногда выделяют политоничные характеристики ударения: ȕмена (род. п. ед. ч.), имèна (им. п. мн. ч.), имéнā (род. п. мн. ч.). Двойной гравис − краткое нисходящее ударение, гравис - краткое восходящее, акут - долгое восходящее, надчеркивание - долгое нисходящее.
Считается, что в грузинском и палеоазиатских языках ударение слабо выражено или вовсе отсутствует. Нередко ударение носит смыслоразличительный характер: в русском зáмок, замóк. Хотя чаще ударение служит пограничным сигналом начала или конца слова. В венгерском, чешском, словацком, финском ударение падает на первый слог; в арабском и французском - на последний; в испанском, польском, эсперанто и кечуа - на предпоследний; в македонском - на третий с конца (вóда - вóдата - водéница - воденúцата - водéничар - воденúчари - воденичáрите). Иногда ударение обусловлено структурой слога (в айнском языке ударение падает на закрытый слог) или морфемным составом (в арахау ударение падает на гласную глагола, в ларимин - на первую гласную окончания, в немецком - на первую гласную корня).
Просодическая организация слова в чукотском языке характеризуется чередованием слогов по хореическому типу (_V_V_...): 'мыт−рэ−'миг−чи−'рэ−ты−'ркын «мы будем работать». В трехсложных словах ударение традиционно помещается на втором слоге (я−'ра−н,ы дом), а в двусложных - на первом ('ва−лы нож). Дополнительное акцентное выражение получают слоги с гортанной смычкой.
В латинском языке ударение моросчетное: отстояние ударения от конца слова на один слог плюс две моры: 'dīvido разделяю, dī'vīsi разделил. В греческом - расстояние между ударной и конечной морами не может превышать один слог. В русском, английском и литовском ударение свободное и при изучении этих языков его место в слове необходимо заучивать.
В большинстве письменностей мира ударение носит характер надстрочной диакритики, но, например, в еврейском - диакритика подстрочная.
Глагольная сочетаемость
делать ударение => действие
сделать ударение => действие
Методические термины
УДАРЕ́НИЕ.
1. Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств: в русском, английском, французском, польском и ряде других языков - силой выдоха; в литовском, китайском, японском и др. языках - изменением высоты голосового тона. В некоторых языках наблюдается комбинация этих средств. Словесное У. в русском языке является свободным, т. е. может падать на любой слог слова, и подвижным, т. е. не привязанным к определенной морфеме в слове. Это вызывает трудности при чтении у изучающего язык, в связи с чем в учебной литературе для начального этапа в текстах практикуется постановка У. в слове.
2. Логическое У. - интонационное выделение того слова в предложении, которое несет особую смысловую нагрузку (Шутова, 2009; Логинова, 1992).
Лексикология
История слов
Сканворды для слова ударение
- Этот знак обязательно ставится над соответствующими гласными в текстах для иностранцев, изучающих русский язык.
- Меняет смысл слова «замок».
- Выделение слога, слова силой голоса.
- Падает на один из слогов.
- Что такое акцент?
Полезные сервисы