м.
Большой чугунный или медный котел для приготовления пищи (иногда на ножках или вмазанный в очаг) или для различных промысловых целей.
м.
Большой чугунный или медный котел для приготовления пищи (иногда на ножках или вмазанный в очаг) или для различных промысловых целей.
КАЗА́Н, казана, муж. (тюрк. kazan). Большой котел для приготовления пищи на много человек сразу (обл.).
|| Котел спец. назначения в различных производствах (спец.).
КАЗА́Н, -а, муж. (обл.). Котёл для приготовления пищи.
| уменьш. казанок, -нка, муж.
| прил. казанный, -ая, -ое.
КАЗАН - муж., татар. (отчего и название города) котел, особ. большой, вмазанный или закладенный котел; винокуренные котлы зовутся казанами, также плоские, медные котлы на воскобойнях и пр. Казанок, казанец, котелок. Казан-бухма каз, пельмени. Казан-кабав астрах. перед, крошеная баранина, исжаренная в котелочке. Казанский сирота, -нищий, человек, который прикидывается бедняком, плут, притворный бедняк. Казанская вишня, темная и крупная порода. Коли на Казанскую черника поспевает, то поспела и рожь. В день Казанской камаха (червец) лежит под одним кустом (или клубом лежит). 8 июля. Зажинают рожь, зажин ржи. Казанный, к казану или котлу относящийся. Казанка жен. лошадь казанской породы, татарка; она малорослая, плотная, мосластая, долгогривая, б.ч. саврасая или бурая. Казанка жен., мн. казанские саночки, козырни, развозимые по всей России.
КАЗА́Н -а́; м. [тюрк. казан] Нар.-разг. Большой чугунный или медный котёл (иногда на ножках или вмазанный в очаг) для приготовления пищи.
◁ Казано́к, -нка́; м.
-а́, м. обл.
Большой котел для приготовления пищи.
Кашевары варили в каждом курене кашу в огромных медных казанах. Гоголь, Тарас Бульба.
Посредине юрты на огромном железном треножнике стоял казан. Авдеев, Далеко-далеко.
[тюрк. казан]
КАЗА́Н - котел больших размеров. Обычно К. вмазывался в печь. К. называли также винокуренные котлы и плоские медные котлы, применявшиеся на воскобойнях. Небольшие котелки назывались казанками или казанцами.
Казан - и КАЗАНО/К, а, м. (прост.).
Большой котел для варки пищи и нагревания жидкости.
► ... По всему прибережью разложили костры и кипятили в медных казанах смолу на заливание судов. // Гоголь. Тарас Бульба //
КАЗАН (большой котел). Из тюрк. яз. в XVIII в. (ср. турецк. kazan - "котел". Ср. также название города - Казань).
Заимств. из тюрк. яз., где казан «котел» - суф. производное от каз «скрести, тереть». Казан буквально - «выскребанный» (сосуд). Ср. диал. черепок «горшок» (см. череп) и т. п.
каза́н
"котел", укр. каза́н. Заимств. из тур., тат. kаzаn - то же; см. Мi. ТЕl. I, 331; ЕW 114; Бернекер 1, 496.
КАЗАН КАЗАНОВ КАЗАНОВИЧ КАЗАНОВСКИЙ
Фамилия имеет своей основой слово qazan "котел, котловина", известное во многих тюркских языках. Это слово могло первоначально служить прозвищем, от которого и была образована фамилия. (Н) Русифицированные еврейские фамилии начали появлятся с середины XIX в. Часть их образовывалась от названий профессий. Прежде всего религиозных, например, Казан, Казанов, Казанович, Казановский hazzan "тот, кто читает молитву во время богослужения, кантор" (У)
Мужское имя.
Казан (котел для приготовления пищи). Давалось с пожеланием, чтобы ребенок всегда был обеспечен пропитанием. Антрополексема.
- «Пловсредство».
- Большой котёл.
- Какую посудину можно получить, если из столицы республики в составе РФ убрать последнюю букву?
- Посуда под плов.
- Символ единения и гостеприимства для тюрков.
- В форме чего построено здание Центра семьи в Татарстане?
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Дерево растет в Бруклине», «Море травы», «Джентльменское соглашение».
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Бумеранг!», «Пинки», «Паника на улицах».
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Трамвай «Желание», «Вива Сапата!», «Человек на канате».
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «В порту», «К востоку от рая», «Куколка».
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Лицо в толпе», «Великолепие в траве», «Америка, Америка».
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Сделка», «Гости», «Последний магнат».
КАЗАН (Kazan) (наст. фам. Казанжоглу - Kazanjoglon) Элиа (р. 1909), американский режиссер, писатель. По происхождению грек. В 1930-е гг. режиссер "Груп-тиэтр", один из создателей актерской студии, воспринявшей принципы системы Станиславского. В кино в сфере его интересов сложные социальные проблемы ("Джентльменское соглашение", 1947, премия "Оскар"; "Пинки", 1949; "В порту", 1954, премия "Оскар"; "Лицо в толпе", 1957; "Америка, Америка", 1963 и др.) КАЗАНДЖИК (Газанджык) - город (с 1939) в Туркмении, Балканская обл. Железнодорожная станция. 15 тыс. жителей (1991). Предприятие железнодорожного транспорта, завод стройматериалов, ковровая фабрика. Конечный пункт Каракумского канала. Возник в 1895.
Ка́зан Элиа (Kazan), настоящая фамилия Казанжоглу (Kazanjoglou) (р. 1909), американский режиссёр театра и кино, писатель. Один из основателей Актёрской студии (1947, Нью-Йорк), пропагандирующей идеи К. С. Станиславского. Фильмы: «Трамвай "Желание"» (1951), «Америка, Америка!» (1963), «Посетители» (1972), «Последний магнат» (1976) и др.
* * *
КАЗАН Элиа - КА́ЗАН Элиа (Elia Kazan, наст. Казандзоглу) (7 сентября 1909, Константинополь - 29 сентября 2003, Нью-Йорк), американский режиссер греческого происхождения, один из лучших голливудских постановщиков 1950-х гг.
В возрасте четырех лет родители привезли Элиаса в США. По окончании театральной школы Йельского университета Казан с 1932 играл в труппе авангардного нью-йоркского «Груп-тиэтр». Там же он дебютировал как режиссер. С самого начала творческой карьеры Казан был приверженцем системы Станиславского, методы которой исповедовал и в дальнейшей своей работе в театре и в кино. В 1930-х гг. молодой актер и режиссер увлекался идеями социального переустройства, вступил в Коммунистическую партию США. Однако в 1936, в знак протеста против догматизма партийных функционеров, Казан оставил ряды коммунистов.
В годы Второй мировой войны Казан становится известен нью-йоркской театральной публике как постановщик лучших пьес передовых американских драматургов - Торнтона Уайлдера, Юджина О"Нила и Теннесси Уильямса. На перспективного молодого режиссера обратили внимание в Голливуде, и в 1945 Казан дебютировал в кино. Ранние ленты Казана «Бумеранг» (Boomerang! 1947); «Джентльменское соглашение» (Gentleman"s Agreement, 1947, премия «Оскар» (см. ОСКАР (в кино)) за фильм и режиссуру), «Пинки» (Pinky, 1949) продолжали традиции социального кинематографа 1930-х гг. «Бумеранг» стал хитом проката и обеспечил режиссеру прочные позиции в Голливуде. Фильм «Джентльменское соглашение» стал этапным в карьере молодого Грегори Пека (см. ПЕК Грегори).
Особенностью социального кинематографа Казана является его интерес к человеческой натуре. Режиссер задавался вопросом - не являются ли чисто биологические инстинкты причинами хождения истории по кругу. Образцом конфликта духа и материи, цивилизации и «основных инстинктов» становится экранизация пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire, 1951). Этот фильм принес актерскую славу Марлону Брандо (см. БРАНДО Марлон). В умном и эмоциональном фильме о мексиканской революции «Вива Сапата!» (Viva Zapata! 1952) Казан отмечает как неизбежность, так и бессмысленность социального бунта. Вершиной успехов Казана в кино стал фильм «В порту» (On The Waterfront, 1954, премия «Оскар» за фильм и режиссуру), рассказывающий о коррупции в профсоюзах. Некоторая театральность режиссерской манеры Казана искупалась его умением создать атмосферу психологической нестабильности и надрыва, а также выдающейся игрой актеров.
Конец 1940-х - начало 1950-х гг. вошли в историю США как время антикоммунистической истерии и «охоты на ведьм». Как бывший коммунист Элиа Казан был призван к ответу. Во время разбирательств он назвал имена своих бывших соратников по партийной ячейке. Левые интеллигенты сочли поведение Казана недостойным, и клеймо предателя преследовало его до самой смерти.
В 1950-х гг. Элиа Казан был одним из лучших режиссеров американского кино, параллельно он успешно работал и в театре. Вместе с Ли Страсбергом (см. СТРАСБЕРГ Ли) Казан основал Актерскую студию в Нью-Йорке, открыл таланты целого ряда исполнителей, в том числе Г. Пека, М. Брандо, П. Ньюмена (см. НЬЮМЕН Пол), Н. Вуд (см. ВУД Натали). Символом молодежи пятидесятых годов стал Джеймс Дин (см. ДИН Джеймс), который исполнил главную роль в картине Казана «На восток от Эдема» (East Of Eden, 1955) - фрейдистской драме о распаде семьи и о безнадежной пропасти между поколениями.
С конца 1950-х гг. новые фильмы Казана появляются все реже. По-прежнему они посвящены важным проблемам - зловещей роли средств массовой информации в ленте «Лицо в толпе» (A Face In The Crowd, 1957), бесплодности социальных иллюзий в фильме «Америка, Америка» (America, America, 1963, экранизация режиссером автобиографического романа об эмигрантах), войне во Вьетнаме в фильме «Гости» (The Visitors, 1972). Он экранизировал собственные романы - «Сделка» (The Arrangement, 1969) и американскую классику - «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1976). Но в 1960-1970-х гг. театральная манера Казана выглядела на экране все более неестественной, и его фильмы не имели успеха.
В 1999 Элиа Казану был присужден «Оскар» за вклад в киноискусство.
КАЗАН Элиа (Kazan, Elia) (р. 1909), американский режиссер. Стимулируя и направляя творческий поиск таких актеров, как М.Брандо, Л.Дж.Кобб, К.Стэнли, К.Мэлден и Джеральдин Пейдж, Казан внедрил в коммерческий театр стиль "взрывной", естественной игры по системе К.С.Станиславского. В 1947 Казан стал одним из основателей знаменитой "Актерской студии". С именем Казана связаны такие классические театральные постановки, как Смерть коммивояжера (Death of a Salesman), Трамвай "Желание" (A Streetcar Named Desire) и Кошка на раскаленной крыше (Cat on a Hot Tin Roof). В начале 1950-х годов Казан с успехом применил свой режиссерский талант в кино - поставленные им фильмы Да здравствует Сапата! (Viva Zapata!, 1952) и В порту (On the Waterfront, 1954) были удостоены премий "Оскар". Казан (его настоящая фамилия Казанжоглу) родился 7 сентября 1909 в греческой семье в городе Кадикой (Турция) и еще ребенком приехал в США. Получив образование в Уильямс-колледже (шт. Массачусетс) и Йельском университете, он вошел как актер в театральный коллектив "Груп-тиэтр". Его вторая, режиссерская карьера охватывает 1940-е - начало 1950-х годов. В 1960-е годы Казан начал свою третью карьеру - писателя и сценариста, став автором сценария фильма Америка, Америка (America, America, 1962) и романа Соглашение (The Arrangement, 1967).
ЛИТЕРАТУРА
Березницкий Я. Как создать самого себя. М., 1976
Элиа Казан.
КАЗАН (Kazan) Элиа (родился в 1909), американский режиссер, писатель. В театре ставил пьесы Т. Уильямса, А. Миллера и др. Один из основателей Актерской студии в Нью-Йорке (1947). Почти все фильмы посвящены острым проблемам современного американского общества: антисемитизму ("Джентльменское соглашение", 1947), расизму ("Пинки", 1949), гангстеризации профсоюзов ("В порту", 1954), нравственным последствиям войны во Вьетнаме ("Посетители", 1972) и др. Экранизировал свои романы "Америка, Америка" (1963) и "Сделка" (1969), роман Ф.С. Фицджеральда "Последний магнат" (1976).
Мужское имя.
Образовано путем присоединения к имени Казан (см.) призывно-обращательно-повелительного аффикса -ай.
Мужское имя.
Образовано путем присоединения к имени Казан (см.) уменьшительно-ласкательного аффикса -ак.
Мужское имя.
Казан (см.) + бай (хозяин; состоятельный, влиятельный человек, господин). Сохранилось в фамилии Казанбаев. Имя Казанбай встречается также у марийцев.
КАЗАНДЖИК - КАЗАНДЖИ́К (Газанджык), город (с 1939) в Туркмении, Балканская область (см. БАЛКАНСКАЯ ОБЛАСТЬ). Железнодорожная станция. Население 18,3 тыс человек (2004). Предприятие железнодорожного транспорта, завод стройматериалов, ковровая фабрика. Конечный пункт Каракумского канала. Возник в 1895.
Казандза́кис Никос (1883-1957), греческий писатель. С 1947 жил во Франции и ФРГ. В философских драмах «Христос», «Одиссей» (обе 1928), «Мелисса» (1939), трилогии «Прометей» (издана после 1945), поэме «Одиссея» (1938), проникнутых бунтарскими идеями и идеей так называемого героического нигилизма, - гиперболизм, резкие контрасты, элементы фантастики. В романе-притче «Христа распинают вновь» (1950), романе «Капитан Михалис. Свобода или смерть» (1953) - героические и социальные мотивы, гуманистический пафос. Еретический роман «Последнее искушение Христа» (1955).
* * *
КАЗАНДЗАКИС Никос - КАЗАНДЗА́КИС Никос (1883-1957), греческий писатель. С 1947 жил во Франции и ФРГ. Философские и социально-критические драмы «Христос», «Одиссей» (обе 1928), трилогия «Прометей» (изд. после 1945). Роман-притча «Христа распинают вновь» (1950), роман «Капитан Михалис. Свобода или смерть» (1953) проникнуты гуманистическим пафосом. Международная премия Мира (1956).
КАЗАНДЗАКИС Никос (1883-1957) - греческий писатель. С 1947 жил во Франции и ФРГ. Философские и социально-критические драмы "Христос", "Одиссей" (обе 1928), трилогия "Прометей" (изд. после 1945). Роман-притча "Христа распинают вновь" (1950), роман "Капитан Михалис. Свобода или смерть" (1953) проникнуты гуманистическим пафосом. Международная премия Мира (1956).
КАЗАНДЗАКИС Никос (1883-1957), греческий писатель, отнесенный некоторыми критиками к разряду крупнейших писателей 20 в. Родился 18 февраля 1883 в Гераклионе (о.Крит). Получив образование в Афинском университете, отправился в Париж, где подпал под влияние философии А.Бергсона, чье учение о "жизненном порыве", подкрепленное ницшеанской верой в верховную "волю к власти", составило основу его мировоззрения. Предназначение жизни Казандзакис видел в том, чтобы пресуществить плоть в дух, избрав в качестве "спасителей" Будду, Ленина, Данте, Улисса, Христа. Бурная политическая жизнь Греции неоднократно предоставляла ему возможности испытать себя в деле. Юношей он наблюдал вспыхнувшее в 1897 на Крите восстание против турок, восхитившее его героическим, даже безрассудным действием ради высокой цели. Когда в 1912-1913 разразилась 1-я Балканская война, Казандзакис вступил в греческую армию, служил при канцелярии премьер-министра. В 1919 премьер Э.Венизелос назначил его генеральным директором министерства социального обеспечения, он совершил поездку на Кавказ, организовав репатриацию находившихся там греческих беженцев. В 1944, в начале гражданской войны в Греции, был в Афинах; через год стал президентом Союза рабочих-социалистов, был министром без портфеля в правительстве Т. Софулиса. Только Грецией деятельность Казандзакиса не ограничилась. Он присутствовал в Москве на праздновании десятилетия Октябрьской революции, брал интервью у Франко во время гражданской войны в Испании, дважды путешествовал по Китаю и Японии, подолгу жил в Вене и Берлине, по поручению Британского Совета изучал интеллектуальную жизнь в Англии. Последние десять лет прожил во Франции. Среди сочинений Казандзакиса множество пьес; томик терцин, посвященных личностям, которыми он восхищался; трактаты о Ницше и Бергсоне; лирическое изложение его собственных философских представлений под названием Спасители Божии; история русской литературы; киносценарии; статьи для энциклопедий; рассказы для детей; несколько ранних романов, написанных по-французски; несколько путевых дневников; переводы на новогреческий Фауста, Божественной комедии, Илиады, Одиссеи и многих других произведений. Осуществлением самого значительного замысла Казандзакиса стала огромная эпическая поэма Одиссея: современное продолжение, вышедшая в свет в 1938. Всемирное признание пришло едва ли не на исходе его жизни, когда из-за политических и религиозных воззрений он был вынужден расстаться с Грецией. Роман Грек Зорба (1943) сразу же поставил Казандзакиса в ряд крупнейших романистов мира. Затем одна за другой вышли романы Христа распинают вновь (1948), Капитан Михалис. Свобода или смерть (1950), Последнее искушение Христа (1951), Святой Франциск (1953) и автобиография Отчет для Эль Греко (1956). Романы Казандзакиса переведены на все европейские языки. Умер Казандзакис во Фрайбурге (Германия) 26 октября 1957.
ЛИТЕРАТУРА
Казандзакис Н. Христа распинают вновь. М., 1962 Казандзакис Н. Последнее искушение Христа. М., 1993
КАЗАНДЗАКИС Никос (1883 - 1957), греческий писатель. С 1947 жил во Франции и ФРГ. Философские и социально-критические драмы "Христос", "Одиссей" (обе 1928), трилогия "Прометей" (издана после 1945). Роман-притча "Христа распинают вновь" (1950), роман "Капитан Михалис. Свобода или смерть" (1953) проникнуты гуманистическим пафосом.
1990-е гг. Тусовка неформалов у Казанского собора.
Ср.: ГАЙД-ПАРК1, ДИССИДЕНТСКАЯ ТУСОВКА, КАЗАНСКАЯ ТУСОВКА, КАЗАНСКИЕ МИТИНГИ, ПЯТАК ПУСТОБРЕХОВ.
КАЗА́НКИНА Тат. Вас. (род. 1951) - легкоатлетка, з. м. с. СССР (1976). Первая сов. бегунья на ср. дистанции, завоевавшая на одной олимпиаде (1976) 2 зол. медали (800 и 1500 м). Олимп. чемпионка 1980 (1500 м). Чемпионка СССР 1975-77 и победительница VI Спартакиады народов СССР 1975 в беге на 1500 м. Рекордсменка мира в беге на 1500 м (1980) и 3000 м (1984). Автор кн. "Выбираю бег" (М., 1958).
КАЗАНКИНА Татьяна Васильевна - КАЗА́НКИНА Татьяна Васильевна (р. 17 декабря 1951, Петровск, Саратовская область), российская спортсменка (легкая атлетика (см. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА)). Заслуженный мастер спорта (1976). Кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.
Окончила Ленинградский государственный университет (1975). Олимпийская чемпионка Монреаля (1976; 800 м и 1500 м) и Москвы (1980; 1500 м). Победительница финальных соревнований на кубок Европы и мира (1977). Чемпионка СССР (1975-1977) в беге на различных дистанциях. Неоднократная чемпионка мира на дистанциях 1500 и 3000 м. После окончания спортивной карьеры занялась преподавательской деятельностью. Президент Союза спортсменов Санкт-Петербурга.
Казанлы́к - город в Болгарии, в Казанлыкской котловине. 60 тыс. жителей (1992). Машиностроение, текстильная, пищевкусовая промышленность. Центр района возделывания эфирно-масличных культур, в том числе казанлыкской розы.
* * *
КАЗАНЛЫК - КАЗАНЛЫ́К, город в Болгарии (см. БОЛГАРИЯ), в Казанлыкской котловине (см. КАЗАНЛЫКСКАЯ КОТЛОВИНА). Население 51,4 тыс человек (2004). Машиностроение, текстильная, пищевкусовая промышленность. Центр района возделывания эфирномасличных культур, в т. ч. казанлыкской розы.
КАЗАНЛЫК - город в Болгарии, в Казанлыкской котловине. 60 тыс. жителей (1992). Машиностроение, текстильная, пищевкусовая промышленность. Центр района возделывания эфирномасличных культур, в т. ч. казанлыкской розы.
Казанлы́кская гробни́ца - греко-фракийский курган конца IV - начала III вв. до н. э. близ г. Казанлык. Круглая погребальная камера с дромосом и куполом, украшенным росписью - изображением погребальной трапезы.
* * *
КАЗАНЛЫКСКАЯ ГРОБНИЦА - КАЗАНЛЫ́КСКАЯ ГРОБНИ́ЦА, античное погребальное сооружение близ г. Казанлык (см. КАЗАНЛЫК). Памятник греко-фракийского искусства кон. 4 - нач. 3 вв. до н. э. Купол подкурганной камеры украшен росписью: гармонически стройное изображение фракийской погребальной трапезы.
КАЗАНЛЫКСКАЯ ГРОБНИЦА - античное погребальное сооружение близ г. Казанлык. Памятник греко-фракийского искусства кон. 4 - нач. 3 вв. до н. э. Купол подкурганной камеры украшен росписью: гармонически стройное изображение фракийской погребальной трапезы.
КАЗАНЛЫКСКАЯ ГРОБНИЦА, античное погребальное сооружение близ города Казанлык в Болгарии. Памятник греко-фракийского искусства конца 4 - начала 3 вв. до нашей эры. В куполе подкурганной камеры роспись с изображением фракийской погребальной трапезы. Включена в список Всемирного наследия.
Казанлы́кская котлови́на - в Болгарии, между хребтами Стара-Планина и Средна-Гора. Длина около 100 км, высота около 350 м.
* * *
КАЗАНЛЫКСКАЯ КОТЛОВИНА - КАЗАНЛЫ́КСКАЯ КОТЛОВИ́НА, в Болгарии (см. БОЛГАРИЯ), между хр. Стара-Планина и Средна-Гора. Длина ок. 100 км, высота ок. 350 м.
КАЗАН КАЗАНОВ КАЗАНОВИЧ КАЗАНОВСКИЙ
Фамилия имеет своей основой слово qazan "котел, котловина", известное во многих тюркских языках. Это слово могло первоначально служить прозвищем, от которого и была образована фамилия. (Н) Русифицированные еврейские фамилии начали появлятся с середины XIX в. Часть их образовывалась от названий профессий. Прежде всего религиозных, например, Казан, Казанов, Казанович, Казановский hazzan "тот, кто читает молитву во время богослужения, кантор" (У)
м.
1. Итальянский писатель Дж.Дж. Казанова (1725 - 1798 гг.), запечатлевший нравы современников и многочисленные личные любовные и авантюрные приключения.
2. Употребляется как символ любителя амурных и авантюрных приключений; авантюрист, прохиндей.
Джакомо Джироламо Казанова (1725-1798) - известный авантюрист венецианского происхождения, прославившийся своими любовными приключениями, о которых он сам же рассказал в своих мемуарах. Учился в Падуанском университете, в 17 лет защитил диссертацию по праву, был аббатом, солдатом и, будучи энциклопедически образованным человеком, переменил множество занятий - зарекомендовал себя как юрист, поэт, драматург, химик, переводчик, финансист, музыкант и т. д. Он не был дворянином, но, благодаря своим талантам и тонкому знанию человеческой психологии, сумел добиться успеха при дворе многих монархов Европы.
При своей жизни Казанова не имел репутации легендарного любовника, (его друг принц де Линь представлял своим друзьям пожилого Ка-занову лишь как брата известного художника-баталиста): она сложилась уже после его смерти, когда были опубликованы его мемуары «История моей жизни», которые он писал на склоне своих лет (1789-1798). И хотя «донжуанский список» авантюриста, представленный там, относительно невелик (122 женщины за 39 лет), тем не менее имя автора стало нарицательным благодаря литературному мастерству, с которым он рассказывает о своих победах, и своеобразной философии сердцееда, изложенной в его воспоминаниях.
Имя нарицательное для искателя любовных побед и приключений (шутл.-ирон.). Аналог более архаичных Ловеласа и Дон Жуана.
сущ., кол-во синонимов: 20
бабник (63)
гинекоман (10)
дамский угодник (12)
дон-жуан (17)
донжуан (22)
дыркострадатель (16)
дыроискатель (17)
жиголо (5)
кавалер (21)
ловелас (37)
палковводец (21)
пихарь (10)
плейбой (9)
повеса (43)
сексуально активный мужчина (38)
соблазнитель (19)
совратитель (10)
таскун (5)
ухажер (32)
хахаль (23)
КАЗАНОВА [ит., имя собств. Casanova Giacomo (1725-1798)] - венецианский писатель, автор приключенческих любовных историй. Перен. соблазнитель, донжуан, искатель приключений.
- Любовник номер один.
- Итальянский бабник.
- Этого любовника играли Витторио Гассман, Тони Кертис, Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Дональд Сазерленд, Хит Леджер.
- Солистка группы «Фабрика».
- Вечный любовник и вечный злодей-сердцеед (песен.).
- Знаменитый бабник.
- Женский сердцеед.
- Кличка капитана Казанцева из сериала «Улицы разбитых фонарей».
- В мемуарах, озаглавленных «История моей грешной жизни», этот авантюрист уверял, что мечтал составить «Словарь сыров» и даже принялся было за работу, но задача оказалась не по силам.
- В 1757 году этот ловелас предложил королю Франции Людовику XV собрать средства на строительство военной академии с помощью лотереи.
- После публикации первого тома его мемуаров в 1927 году советская цензура одумалась, и остальные 9 томов свет так и не увидели.
- Этот авантюрист умер в богемском замке Духцов в 1798 году, но Марина Цветаева продлила его жизнь до конца века в пьесе «Феникс».
- Этот шпион, скрипач и величайший, по его же словам, любовник, кончил жизнь в мирной должности библиотекаря Графа Вальдштейна.
- Из Лондона этому сердцееду удалось сбежать за несколько часов до ареста, а вот в Барселоне он-таки угодил на 40 дней за решётку.
- Фильм Лассе Халльстрёма.
- В Казани впервые был показан парный танец свободной композиции, сразу понравившийся многим женщинам, а какое символическое название было ему придумано?
КАЗАНОВА (Casanova) Даниель (1909-43) - героиня французского Движения Сопротивления, одна из руководителей коммунистической молодежи. Погибла в фашистском концлагере.
КАЗАНОВА (Casanova) Джованни Джакомо (1725-98) - итальянский писатель. Исторические сочинения; фантастический роман "Иксамерон" (1788). В "Мемуарах" (т. 1-12, написаны в 1791-98, на французском языке, опубликованы 1822-28) - многочисленные любовные и авантюрные приключения Казановы, проницательные характеристики современников и общественных нравов.
Казано́ва Даниель (Casanova) (1909-1943), героиня французского Движения Сопротивления, один из руководителей коммунистической молодёжи. Погибла в фашистском концлагере.
* * *
КАЗАНОВА Даниель - КАЗАНО́ВА (Casanova) Даниель (9 января 1909, Аяччо, Корсика - 1943, Освенцим), героиня французского Движения Сопротивления (см. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ), одна из руководителей коммунистической молодежи.
Дочь корсиканского учителя. В 1927 приехала в Париж изучать медицину. Принимала активное участие в социалистическом и коммунистическом молодежном движении. В 1936 возглавила Союз девушек Франции. Во время оккупации Франции активно участвовала в сопротивлении, руководила молодежными коммунистическими организациями. В 1942 схвачена гестапо. Скончалась от тифа в концлагере.
Казано́ва Джованни Джакомо (Casanova) (1725-1798), итальянский писатель. Исторические сочинения; фантастический роман «Иксамерон» (1788). Бурная жизнь Казановы, полная многочисленных любовных и авантюрных приключений, - в «Мемуарах» (т. 1-12; написаны в 1791-1798 на французском языке, опубликованы в 1822-1828 на немецком языке), замечательных откровенными самооценками, проницательными характеристиками современников, общественных нравов, исторических событий.
* * *
КАЗАНОВА Джованни Джакомо - КАЗАНО́ВА (Casanova) Джованни Джакомо (1725-98), итальянский писатель. Исторические сочинения; фантастический роман «Иксамерон» (1788). В «Мемуарах» (т. 1-12, написаны в 1791-1798, на французском языке, опубликованы 1822-1828) - многочисленные любовные и авантюрные приключения Казановы, проницательные характеристики современников и общественных нравов.
ДЖОВАННИ ДЖАКОМО КАЗАНОВА
(Casanova, Giovanni Giacomo), итальянский авантюрист международного масштаба, мемуары которого, отличавшиеся предельной откровенностью в описании интимной жизни автора, принесли ему скандальную известность и сделали его имя синонимом распущенности и плутовства. Родился в Венеции 2 апреля 1725. С раннего возраста Казанова выказывал незаурядные способности к учебе, равно как и умение втереться в венецианский высший свет, где царили весьма вольные нравы. Получив духовное образование, Казанова некоторое время служил в венецианской армии, затем играл на скрипке в театре Сан-Самуэль, но свое подлинное призвание нашел в любовных интригах, карточной игре, мошенничестве и обмане простаков, веривших в его связь со сверхъестественными силами. В 1750 он отправился во Францию, затем совершил путешествие по Центральной Европе и вернулся в Венецию, где продолжил прежний образ жизни. Он навлек на себя неприязнь инквизиции и 26 июля 1755 был заключен под стражу во Дворце дожей по обвинению в масонстве и прочих прегрешениях. Через 15 месяцев, 1 ноября 1756, Казанова бежал, о чем впоследствии рассказал в Истории моего бегства (Histoire de ma fuite), написанной на французском языке и опубликованной в Праге в 1788. Казанова уехал во Францию, где стал директором правительственной лотереи и присвоил титул шевалье де Сейнгаля. Исколесил всю Европу от Испании до Англии и от Польши до России, однако его личное обаяние постепенно увяло. В конечном счете ему пришлось вернуться в Венецию, где он нашел себе заработок в качестве полицейского осведомителя. В 1782 очередной скандал вынудил его покинуть Венецию. Еще три года он метался по Европе, пока не устроился библиотекарем в замке графа Вальдштейна в Богемии. Здесь, в местечке Дукс, он и окончил свои дни 4 июня 1798. С 1891 и до последних дней жизни он занимался сочинением мемуаров. Воспоминания (Memoires) Казановы, написанные по-французски, доведены лишь до 1774. Поначалу их подлинность подвергалась сомнению, но специальные исследования подтвердили достоверность упомянутых в них исторических событий и персонажей. Автор явно приукрашивает свои похождения, представляя себя "героем распутства и любовных побед".
ЛИТЕРАТУРА
Казанова Дж.Дж. История моей жизни. М., 1991 Казанова Дж.Дж. Записки венецианца Казановы о пребывании его в России. М., 1991 Цвейг С. Казанова. М., 1991
КАЗАНОВА (Casanova) Джованни Джакомо (1725 - 98), итальянский писатель. Исторические сочинения; фантастический роман "Искамерон" (1788). Бурная жизнь, полная многочисленных любовных и авантюрных приключений в "Мемуарах" (тома 1-12, написаны в 1791 - 98 на французском языке, опубликованы в 1822 - 28 на немецком языке), замечательных откровенными самооценками, проницательными характеристиками современников, общественных нравов, исторических событий.
КАЗАН КАЗАНОВ КАЗАНОВИЧ КАЗАНОВСКИЙ
Фамилия имеет своей основой слово qazan "котел, котловина", известное во многих тюркских языках. Это слово могло первоначально служить прозвищем, от которого и была образована фамилия. (Н) Русифицированные еврейские фамилии начали появлятся с середины XIX в. Часть их образовывалась от названий профессий. Прежде всего религиозных, например, Казан, Казанов, Казанович, Казановский hazzan "тот, кто читает молитву во время богослужения, кантор" (У)
КАЗАН КАЗАНОВ КАЗАНОВИЧ КАЗАНОВСКИЙ
Фамилия имеет своей основой слово qazan "котел, котловина", известное во многих тюркских языках. Это слово могло первоначально служить прозвищем, от которого и была образована фамилия. (Н) Русифицированные еврейские фамилии начали появлятся с середины XIX в. Часть их образовывалась от названий профессий. Прежде всего религиозных, например, Казан, Казанов, Казанович, Казановский hazzan "тот, кто читает молитву во время богослужения, кантор" (У)
КАЗАНО́К, казанка, муж. (обл.). уменьш. к казан.
-нка́, м. обл.
уменьш. к казан; котелок.
[Андрий] вытащил отцовский походный казанок и с ним отправился к кашевару их куреня. Гоголь, Тарас Бульба.
Гаврик на огороде кипятил в казанке воду. Катаев, Белеет парус одинокий.
казано́к, казанки́, казанка́, казанко́в, казанку́, казанка́м, казанко́м, казанка́ми, казанке́, казанка́х
Разг. Ирон. Человек, который, желая разжалобить кого-либо, прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным.
- Нечего Лазаря-то петь! - перебила его Флёнушка. - Как есть настоящий казанский сирота! Нет, друг любезный, меня не разжалобишь! (Мельников-Печерский. В лесах).
- Первонач.: о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского царства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1940. - Т. 4. - С. 192.
Разг. Человек, притворяющийся несчастным, обиженным, беспомощным и т. п., чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. ФСРЯ, 425; БМС 1998, 524-525; ФМ 2002, 432; Мокиенко 1986, 33.
КАЗАНСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ - КАЗА́НСКАЯ ДЕМОНСТРА́ЦИЯ 1876 (6 декабря), в Санкт-Петербурге (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) на площади Казанского собора. Первая политическая демонстрация в России с участием рабочих (ок. 400 человек). Проведена членами «Земли и воли» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (народническая организация)). С речью выступил Г. В. Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович), рабочий Я. Потапов развернул красное знамя. Разогнана полицией. 15 человек сосланы на каторгу и в ссылку.