м.
Старший сын Адама и Евы, убивший своего братв Авеля, за что был проклят и отмечен особым знаком - "каиновой печатью".
м.
Старший сын Адама и Евы, убивший своего братв Авеля, за что был проклят и отмечен особым знаком - "каиновой печатью".
КА́ИН, каина, муж. (прост.).
1. Тяжкий преступник, убийца, изверг. Повесть о Ваньке-Каине.
2. употр. как резкое бранное выражение. «Что ты ночью бродишь, каин? чорт занес тебя сюда!» Пушкин. (По имени Каина, первого братоубийцы по библейскому мифу.)
КА́ИН, -а, муж. (стар.). Изверг, преступник [по имени Каинабратоубийцы, согласно библейскому сказанию, проклятого Богом].
| прил. каинский, -ая, -ое и каинов, -а, -о. Каинова печать на ком-н. (о всеми отвергнутом предателе; книжн.).
КА́ИН -а; м. О предателе, убийце (по библейскому сказанию о Каине, сыне Адама, убившем своего брата Авеля).
* * *
Ка́ин - в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля - «пастыря овец». Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком («каинова печать»).
* * *
КАИН - КА́ИН, в Библии старший сын Адама (см. АДАМ) и Евы (см. ЕВА), земледелец. Убил из зависти брата Авеля (см. АВЕЛЬ (в Библии)) - «пастыря овец». Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком («каинова печать»).
КАИН - в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля - "пастыря овец". Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком ("каинова печать").
-а, м.
О предателе, убийце (по библейскому сказанию о Каине, сыне Адама, убившем своего брата Авеля).
- Товарищи казаки! --- Вас ведут на братоубийственную войну, на разгром революции. --- Но петроградские рабочие и солдаты надеются, что вы не будете каинами. Шолохов, Тихий Дон.
Каин и Авель. Фрагмент рельефа на фасаде кафедрального собора в Линкольне (Англия). Ок. 1145.
КАИН, в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля - "пастыря овец". Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком ("каинова печать").
Каин, а, м.
1. По библейскому сказанию, сын Адама, из зависти убивший своего брата Авеля.
2. Предатель (переносн.).
► - Кто там? - Эй, впусти, хозяин! - Ну, какая там беда? Что ты ночью бродишь, Каин? Черт занес тебя сюда. // Пушкин. Стихотворения //
КАИНОВА ПЕЧАТЬ, ПЕЧАТЬ КАИНА.
Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, что Каин, сын Адама и Евы, убил своего кроткого брата Авеля. Это вызвало гнев Господа (Бытие, гл. 4, ст. 11 - 12): «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Далее сказано (гл. 4, ст. 15): «И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его», то есть не избавил бы его от наказания, наложенного на него Богом.
Имя нарицательное для злодея, убийцы, предателя.
«Знамение», наложенное на Каина Богом, также дало рождение крылатому выражению «каинова печать» - знак изгоя, символ отверженности, остракизма или несмываемое пятно преступления.
Каин законный. Жарг. угол. Скупщик краденого, пользующийся доверием у воров. Балдаев 1, 176; ББИ, 98; Грачев 1997, 133; Мильяненков, 133.
См. злодей...
каин
(предатель, братоубийца). В соврем. значении - искон. Восходит к собственному библейскому имени сына Адама, убившего своего брата Авеля. Ср. ирод.
библ. В библейском мифе Каин - один из сыновей Адама и Евы (см. Ева). После того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), Бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы, употребляется и как бранное выражение. Возникшее отсюда же выражение «каинова печать» употребляется в значении: клеймо преступления.
Каин
- а, м., одуш. (< др.-евр. Qayin).
1. с прописной буквы. В библейской мифологии: старший сын Адама и Евы, убивший своего брата Авеля.
2. перен. Предатель, убийца.
- Кто первым вошёл в историю «по мокрому делу»?
- Первый убийца на Земле.
- Первый, кого «жаба душила».
- Нелучший сын грешников, изгнанных из рая.
- Первый «мокрушник» на Земле.
- Он сократил население на четверть.
- Первый сын.
- С именем какого библейского персонажа связывают происхождение слова «окаянный»?
- Криминальный сын Адама.
- Первенец Евы.
- Сын Евы.
- Старший сын Адама.
- Брат Авеля.
- Отмеченный печатью.
- Картина французского живописца Фернана Кормона.
- Рассказ Стивена Кинга «Возвратившийся ...».
- Знаменитый вор Ванька-...
- В Библии - старший сын Адама и Евы, земледелец, первый убийца на земле, убивший своего брата Авеля из-за зависти.
- Поэма Джорджа Байрона.
Каин и Авель
Ка́ина и А́веля, м.
В библейской мифологии: сыновья Адама и Евы, старший из которых Каин - земледелец, младший Авель - пастырь овец.
Пока Земля еще вертится, - господи, твоя власть! - дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть, дай передышку щедрому, хоть до исхода дня, Каину дай раскаяние... И не забудь про меня (Окуджава).
Родственные слова:
ка́инов, ка́инский
Энциклопедический комментарий:
Каин из зависти убил брата за то, что дары Авеля были приняты богом Яхве, а дары Каина отвергнуты. За братоубийство Каин был проклят Богом и отмечен особым знаком (Каинова печать). Легенда о Каине и Авеле вошла также в ислам (Кабиль и Хабиль). В мифе об убийстве Каином Авеля некоторые исследователи видят мифологическое отражение борьбы земледельческих и скотоводческих этнических групп.
КАИН И АВЕЛЬ - в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель - первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом "кана" (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: "произвела я человека" (Быт 4:1), а также со словами "каин" (кузнец) и "кана" (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову "хевель" (дыхание). Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин - земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: "где Авель, брат твой?" - он ответил: "разве я сторож брату моему?" (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: "ты будешь изгнанником и скитальцем на земле" (Быт 4:12), но при этом метит его "Каиновой печатью", чтобы никто его не убил. Каин уходит в "землю Нод" (страну скитания), к востоку от Эдема. Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову, Иосифу или Давиду; Авель - первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, - это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений. Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве. Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт 4:7). Это первое появление слова "грех" ("хет") в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство. Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель - как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель - это typos (прообраз) Христа. С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали. В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако "кенеи", племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель - потомок Каина.
В библейском мифе Каин - один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог "сделал ему "знамение" (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы, употребляется и как бранное выражение. Возникшее отсюда же выражение "каинова печать" употребляется в значении: клеймо преступления.
евр. созидатель; приобретение) сын Эноса.
м.
Минерал, содержащий хлористый калий и сернокислый магний, применяемый в химической промышленности и в сельском хозяйстве в качестве удобрения.
Каини́т - минерал класса сульфатов, KMg(SO4)Cl·3H2О. Светлые зернистые массы. Твердость 2,5-3; плотность 2-2,2 г/см3. Сырьё для сельскохозяйственных удобрений и получения солей калия и магния.
* * *
КАИНИТ - КАИНИ́Т, минерал класса сульфатов (см. СУЛЬФАТЫ ПРИРОДНЫЕ) , KMg(SO4)Cl·3H2O. Светлые зернистые массы. Твердость 2,5-3; плотность 2-2,2 г/см3. Сырье для сельскохозяйственных удобрений и получения солей калия и магния.
КАИНИТ - минерал класса сульфатов, KMg(SO4)Cl.3H2O. Светлые зернистые массы. Твердость 2,5-3; плотность 2-2,2 г/см³. Сырье для сельскохозяйственных удобрений и получения солей калия и магния.
каини́т, каини́ты, каини́та, каини́тов, каини́ту, каини́там, каини́том, каини́тами, каини́те, каини́тах
- Минерал, водная двойная соль магния и хлористого калия.
- Название этого минерала происходит от греческого слова «новый».
I прил.
1. соотн. с сущ. Каин, связанный с ним
2. Принадлежащий Каину.
II прил.
1. соотн. с сущ. каин, связанный с ним
2. Принадлежащий каину.
КА́ИНОВ, каинова, каиново (прост.). прил. к Каин. Каинова печать (печать преступности на лице; от знака, положенного на лицо Каина, по библейской легенде, после убийства им брата Авеля). Каиново отродье (дурные, злые люди; бран.).
КА́ИН, -а, м. (стар.). Изверг, преступник [по имени КаинаЧбратоубийцы, согласно библейскому сказанию, проклятого Богом].
ка́инов, ка́инова, ка́иново, ка́иновы, ка́иновой, ка́иновых, ка́инову, ка́иновым, ка́иновою, ка́иновыми, ка́иновом
крыл. сл. В библейском мифе Каин - один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы, употребляется и как бранное выражение. Возникшее отсюда же выражение «каинова печать» употребляется в значении: клеймо преступления.
Книжн. Экспрес. Внешние признаки преступности на ком-либо. - [Теперь] люди меня боятся, «убивцем» зовут, а тогда я всё одно как младенец был, печати этой каиновой на мне ещё не было (Короленко. Убивец).
- От библейского мифа об убийстве Каином, сыном Адама и Евы, своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), в наказание за что Бог отметил лицо его особым знаком. Имя «Каин» стало нарицательным именем тяжкого преступника.
что
Клеймо изгоя или преступника.
Подразумевается совершение поступков, обладание характеристиками, которые отвергаются обществом. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), реже - организация (Z) отмечены очевидными признаками осуществлённых ими ранее предосудительных действий или признаками тех качеств (Р), которые заставляют окружающих избегать Х-а (Z-а). Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Р - каинова печать [Х-а <Z-а>].
В роли именной части сказ., подлеж., доп. и в сравнит. оборотах.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Его врождённое уродство - это же каинова печать, с детских лет отталкивающая от него сверстников, заставляющая избегать его. (Реч.)Пусть теперешний ИНН в том виде, в каком он пока ещё есть, не каинова печать, но он - ИНН - первый к этой каиновой печати шаг. Новый Петербургъ, 2001.
- У тебя, наверное, какая-нибудь каинова печать на лбу стоит. Лешие её видят и пускаются в бега. В. Тучков, Русская рулетка.
Как же быть с памятью о невинно убиенных во время репрессий, с их семьями, детьми и внуками, которые десятилетиями несли несправедливо поставленную каинову печать? Трибуна, 2001.
Возрождение компартии давно вызывало у лидеров "Гражданского союза" сильную мигрень. На купцовское предложение заключить союз могут быть два ответа - и оба для ГС оказываются плохими. В случае согласия утрачивается политическая идентичность и внезапно реализуются упрёки радикалов в том, что ГС имеет на себе каинову печать КПСС. Коммерсантъ-Daily, 1993.
Сегодняшние "Ведомости" выдвигают версию введения странами Восточной Европы визового режима в отношении России. Оказывается, они опасаются потока политических эмигрантов после прихода к власти "человека с каиновой печатью" - сотрудника КГБ Владимира Путина. Полит.Ру, 2000.
Само лечение не из лёгких, а многие операции, как говорят специалисты, калечащие. И это, как каинова печать, на всю жизнь. Представьте на минуту: молодой женщине ампутировали грудь. Да, женщина выздоровела, но как ей пойти на пляж, как раздеться на глазах любимого человека. Российская газета, 2000.
что
В первую же свою тюремную отсидку он татуируется новыми друзьями - мастерами этого дела. Опознавательный знак его принадлежности к ордену блатарей, как каиново клеймо, навечно нанесён синей тушью на его тело. Много раз после будет он жалеть о наколках, много крови испортят они блатарю.
В. Шаламов, Очерки преступного мира.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. соотносится с духовным кодом культуры и восходит к библейскому рассказу о Каине. Каин, сын Адама и Евы, убил из зависти своего брата Авеля. Господь проклял Каина, обрёк его на изгнание, но запретил кому-л. убивать его, отметив его особым знаком: "И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт. 4: 15). В образе фразеол. нашла отражение характерная ориентация на прецедент из Священной истории. Именно Каин совершил первое преступление против человека, первое убийство в истории, все последующие преступления и убийства воспринимаются как следование по пути Каина. Само его имя стало нарицательным и обозначает человека, совершившего тяжкое преступление.
В образе фразеол. нашло отражение характерное для древнейших форм сознания и дошедшее до наших дней универсальное (встречающееся у различных народов, исповедующих разные религии) представление о том, что преступник наделён особой внешностью, отмечен специальным "знаком" (ср., напр., известную гипотезу итальянского судебного психиатра Ч. Ломброзо о связи между биологическими особенностями личности, находящими отражение в её внешнем облике, и её предрасположенностью к совершению преступлений).
фразеол. содержит метафору, уподобляющую нравственные последствия дурного поступка или несчастного стечения обстоятельств знаку, которым был отмечен первый братоубийца.
автор:
Д. Б. Гудков
Ка́инск - см. Куйбышев (город в Новосибирской области).
* * *
КАИНСК - КА́ИНСК, название г. Куйбышев (см. КУЙБЫШЕВ (Каинск)) в Новосибирской области до 1935.
КАИНСК - название г. Куйбышев в Новосибирской обл. до 1935.
I прил.
1. соотн. с сущ. Каин, связанный с ним
2. Свойственный Каину, характерный для него.
II прил.
1. соотн. с сущ. каин, связанный с ним
2. Свойственный каину, характерный для него.
КА́ИН, -а, м. (стар.). Изверг, преступник [по имени КаинаЧбратоубийцы, согласно библейскому сказанию, проклятого Богом].