м.
Имя первого человека на Земле, созданного - по библейскому сказанию - Богом [Бог I].
АДА́М (Адам), (А прописное), Адама, муж. В выражениях: от Адама, (начиная) с Адама (разг.) - от начала мира. «От Адама до наших лет.» Маяковский. (По имени Адама - первого человеке на земле в библейской легенде.)
АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник;
| падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы.
| Взятый от земли;
| праотец. Помер Адам - ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину незапамятную. Новый Адам, церк. Спаситель. Адамово дерево, растение Catalpa bignoides;
| растение Palolownia imperialis. Адамова голова, мертвая голова, ·т.е. человеческий череп;
| тропическое растение мандрагор, Mandragora offic. или Atropa Mandragora, из семейства пасленовых.
| Растен. черный осот, Centaurea scabiosa, пупочник, шишкарник, шелобольник, пустосель или пустосел, ошибочно постушель.
| вят. растение Cypripedium calceolus, кукушкины сапожки.
| Самый большой сумеречник, бабочка мертвая голова. Sphinx Caput mortuum, на спинке которой виднеется изображение человеческого черепа. Живет на картофеле, в южной Росии [западные европейцы должны сдваивать свое s, где оно произносится твердо; нам этого не нужно] вредит ульям; у одного только этого насекомого есть голос (прочие производят шорох, верезг, стрепет): резкий свист из боковых дыхалец. Адамова борода, растение Asclepia, у которого корень бородою. Адамова кость архан., сиб. окаменелое дерево, особенно выбрасываемое морем. Адамова смоква, растение и плод Musa paradisiaca, банан;
| Ficus indica, индийская смоковница.
| Адамово яблоко, кадык, гортань, твердое возвышение на горле человека, от головки гортани.
| Райское яблоко, род большего, клинчатого лимона, Pyrus Malus paradisiaca. Адамовы лета, годы, много лет, более человеческого века. Адамовы лета с начала света. Адамовы детки, все люди, в смысле грешников. Адамов грех, ослушание, непослушание; слабость к соблазну. Адамова вилка, ложка, пальцы, горсть. Адамовщина жен., собир., архан., сиб. ископаемое дерево и кости; первое идет на топливо и на поделки; местами такое не окаменелое еще дерево зовут ноевщиной, а окаменелое адамовщиной, адамовой костью.
Адам
-а, м.
В иудаистской и христианской мифологиях: первочеловек и отец рода человеческого.
Вновь, как Адам в раю, неведомым и новым весь мир увижу я и буду заклинать простым и вещим словом все тайны бытия! (Брюсов).
Родственные слова:
ада́мово
Этимология:
Древнееврейское Adam ‘человек’.
Энциклопедический комментарий:
Согласно Ветхому Завету Бог создал Адама как венец акта миротворения по образу и подобию своему из праха земного на 6-й день творения, вдул в ноздри его "дыхание жизни", сделал владыкою над землею и всем на ней сущим. Миф об Адаме нашел отражение и в Коране, поэтому Адам является первочеловеком и для мусульман.
Наличие выступа на передней поверхности шеи, утолщение щитовидного хряща гортани, кадык, адамово яблоко, объясняется библейской легендой о грехопадении Адама, вкусившего с "древа познания добра и зла" яблоко, кусок которого застрял у него в горле.
С Адамом связано название Адамова моста, цепи отмелей и небольших коралловых островов между Индией и Цейлоном длиной около 30 км с наибольшей глубиной между островами около полутора метров. По легенде, Адам был изгнан из рая на Цейлон, а отсюда направился по отмелям на материк.
От (с) Ада́ма шутл., ирон. - с предыстории чего-л., издалека (начинать сообщение, изложение и т. п.).
АДА́М -а; м. [от др.-евр. adam - человек]. [с прописной буквы] Адам-прародитель (согласно библейскому рассказу: первый человек, сотворённый Богом). * Адам прельщён женою, а жена змеёю (Посл.).
◊ От Ада́ма и Евы; От Ада́ма; С Ада́ма. Издалека, с самого начала (обычно начинать рассказ, изложение чего-л., какое-л. дело и т.п.). В костюме Ада́ма. В обнажённом виде (о мужчине).
* * *
Ада́м - в Библии первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом.
* * *
АДАМ - АДА́М, в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом.
АДАМ - в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный богом.
-а, м.
◊
от Адама; с Адама
шутл. или ирон.
с предыстории чего-л., издалека (начинать сообщение, изложение и т. д.).
[По библейскому сказанию, Адам - имя первого человека на Земле]
Станца делла Сеньятура.
согласно Ветхому Завету, первый человек, сотворенный Богом. "Адам" происходит от еврейского слова "адама" ("земля"), что видно из слов: "И создал Господь Бог человека из праха земного" (Быт 2:7). Некоторые ученые связывают имя "Адам" с аккадским глаголом "адаму" ("делать", "создавать"). Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Согласно первому, человек был сотворен разделенным на два пола, как и другие виды животных. В другом описывается сотворение из земного праха мужчины - Адама и последующее сотворение из его ребра женщины - Евы. Адам и Ева жили в состоянии детской невинности в саду Эдема, где им было дозволено есть плоды от любого дерева, за исключением плодов от "древа познания добра и зла". Искушенная змеем Ева попробовала запретный плод и угостила им Адама. Совершив этот акт непослушания, они осознали свою наготу и греховность и уподобились богам, знающим различие между добром и злом. Чтобы Адам и Ева не смогли вкусить также и от "древа жизни" и обрести бессмертие, Бог изгнал их из Эдема, и с тех пор они вынуждены добывать себе пропитание тяжким трудом. Адам не принадлежит к низшим божествам, полубогам или героям. Он создан "по образу" Божьему, обладает знанием добра и зла и может вступать в личные отношения с Богом. В Новом Завете Адам именуется "сыном Божиим" (Лк 3:38) и типологически сопоставляется со Христом (Рим 5:12-21; 1 Кор 15:22).
АДА́М (букв. "человек", от евр. адама́ - земля) - согласно Библии, первый человек, сотворенный "по образу и подобию Божию" (Бытие, 1, 26) на шестой день творения для господства над всеми ранее сотворенными. А. и Ева обитали в райском саду, Эдеме, и были изгнаны оттуда после того, как по наущению змея, вкусили плодов от древа познания. От А. и Евы родились два сына, Каин и Авель, а затем Сиф - родоначальник человеч. рода. Согласно другим книгам Ветхого и Нового Заветов и толкованиям христианских богословов, образ Божий в человеке являлся в бессмертии души, первонач. невинности, способности к познанию Бога, главенстве над низшими тварями и тройственности ума, сердца и воли. Христианская традиция считает полным воплощением Божественного образа только Иисуса Христа, а человека изображает лишь слабым и несовершенным подобием. В перен. смысле А. является символом древности и историч. первоначала ("начать от Адама"). В христ. традиции Христос осмысливается как "новый А." в качестве противопоставления "ветхому А.". Память - в Неделю св. пра́отец и Неделю св. отец (два ближайших воскресенья перед Рожд. Христовым).
Адам. Фреска Рафаэля "Адам и Ева". 1508.
Ватикан. Станца делла Сеньятура.
АДАМ, в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом.
евр. существо подобное Богу, подобный, уподобляющийся. Праотец рода человеческого. ветхий: человек, поврежденный грехом и не могущий спастись без возрождения духовного. новый: Христос Спаситель (Рим. 5, 14, 19).
АДАМ
(евр.-человек): в Каббале А. есть "единородный" и означает также "красная земля". По - гречески переведено как Дидумос, "двойник" - Адам, первый. В 1 главе "Бытия" А. представлен как "муже - женский".
Начинать/ начать с Адама. Книжн. Устар. часто Шутл. или ирон. Вести изложение с самого начала, с основополагающих фактов. БМС 1998, 19-20.
От (с) Адама. Разг. Устар. часто Ирон. С древности, издавна. БТС, 29; ФСРЯ, 29; БМС 1998, 19.
С Адама и Евы. Книжн. Устар. То же, что от Адама. БТС, 29; Ф 1, 13.
Совлечь с себя ветхого Адама. Книжн. Устар. Духовно обновиться, усвоить новые взгляды и привычки, освободившись от старых. Ф 2, 172. Выражение восходит к Посланиям апостола Павла к Римлянам, Ефесянам, Колоссянам. БМС 1998, 20.
С-под Адама. Пск. То же, что от Адама. ПОС 1, 51.
Каменная голова в Старом Петергофе. Вид человеческой головы огромному валуну придал неизвестный скульптор в начале XIX в. Говорят, голова постепенно уходит в землю. Но происходит это так медленно, что в Старом Петергофе существует поверье: пока каменная голова видна над землей, городу ничто не угрожает. Есть легенда, что именно эта голова подсказала А. С. Пушкину один из эпизодов поэмы "Руслан и Людмила".
-а, м.
Отч.: Ада́мович, Ада́мовна; разг. Ада́мыч.
Производные: Ада́мушка; А́да (А́дя); Ада́ша.
[Др.-евр. 'ādām - человек. В библии - имя первого человека.]
† 27 янв.
-а, муж.
Отч.: Адамович, Адамовна; разг. Адамыч.
Производные: Адамушка; Ада (Адя); Адаша.
Происхождение: (Др.-евр. ’adam - человек. В библии - имя первого человека.)
Именины: 27 янв.
- Самый первый донор на свете.
- Мужик, слепленный из глины в субботу.
- Допотопный однолюб.
- Первый парень в раю.
- Мужчина, обделённый ребром и пупком.
- На Луне - Армстронг, на Земле - ...
- Женщины обязаны его ребру.
- Первая жертва змеи.
- Первый обладатель кадыка.
- Мужчина номер один.
- Первый мужчина.
- Дал имя костюму нудиста.
- Мужчина, который не имел тёщи.
- Именно у него кусочек краденого яблока встал поперёк горла.
- Кто был сотворён в шестой день?
- Единственный, кто оказался в раю при жизни.
- Имя экономиста Смита.
- Отец Каина.
- Праотец для всех живущих.
- Самый известный библейский персонаж.
- Участник первородного греха.
- Человек, вылепленный из красной глины.
- Первый человек.
- Имя американского актёра Сэндлера.
- Учёный и изобретатель Алексей Добротворский утверждает, что в истории был только один незаменимый человек. А кто?
- Имя писателя Мицкевича, имя Козлевича.
- Мужское имя.
- В «Гамлете» шутник-могильщик уверял, что у этого праотца был собственный герб.
- Трагедия нидерландского поэта Йост ван ден Вондела «... в изгнании».
- Фильм Дэвида Маккензи «Молодой ...».
- Повесть русского поэта Сергея Городецкого.
- Имя кучера Вральмана из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль».
- Имя американского актёра Драйвера.
- Роман чешского писателя Яна Козака «... и Ева».
- Имя польского поэта Асныка.
- Роман швейцарского писателя Шарля Фердинанда Рамю «... и Ева».
- Роман английской писательницы Джордж Элиот «... Бид».
- Фильм Виктора Титова «... женится на Еве».
- Персонаж оперетты австрийского композитора Карла Целлера «Продавец птиц».
- Архитектор, чьи постройки определили целую культурную эпоху в Англии.
- Значение мужского имени (др.-евр.) человек, буквально: краснозем.
АДАМ (Adam) Роберт (1728-92) - английский архитектор, представитель классицизма. Строгие, рациональные по планировке усадебные дома (Кенвуд-хаус в Лондоне, 1767-69), общественные здания (университет в Эдинбурге, 1789-91), городские кварталы (Адельфи в Лондоне, 1768-72) с изящным декором.
Ада́м Бре́менский (Adam von Bremen) (? - после 1081), северогерманский хронист. Сочинения «Деяния епископов Гамбургской церкви» - ценный источник, в том числе по истории славяно-германских отношений.
* * *
АДАМ БРЕМЕНСКИЙ - АДА́М БРЕ́МЕНСКИЙ (Adam von Bremen) (? - после 1081), северогерманский хронист. Сочинение «Деяния епископов Гамбургской церкви» - ценный источник, в т. ч. по истории славяногерманских отношений.
Ада́м Бре́менский (Adam von Bremen) (? после 1081), северо-германский хронист. Сочинение «Деяния епископов Гамбургской церкви» содержит жизнеописание гамбургско-бременского архиепископа Адальберта Бременского (100072). Большую ценность представляет историко-географическое описание Дании, Норвегии, Швеции, Исландии, Гренландии.
Адам Мицкевич
(1798-1855 гг.) поэт
Брак - дело важное, когда даешь ты слово - Лишь сердца слушайся, и никого другого.
Литература рождается из глубины народной души.
Нет мира у огня с водою.
Подлинной лирической поэзии без музыки не существует.
Проникновение в то, что совершается в порыве озарения, составляет основу искусства.
АДАМ Раифский - АДА́М Раифский (ум. ок. 312), христианский монах, подвизался в Раифской пустыне (на берегу Красного м.). Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января.
АДАМ Раифский (ум. ок. 312) - христианский монах, подвизался в Раифской пустыне (на берегу Красного м.). Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января.
А́дам Роберт (Adam) (1728-1792), английский архитектор, представитель классицизма. Строгие, рациональные по планировке усадебные дома (Кенвуд-хаус в Лондоне, 1767-1769), общественные здания (университет в Эдинбурге, 1789-1791), городские кварталы (Адельфи в Лондоне, 1768-1772) с изящным декором.
* * *
АДАМ Роберт - А́ДАМ (Adam) Роберт (1728-92), английский архитектор, представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) . Строгие, рациональные по планировке усадебные дома (Кенвуд-хаус в Лондоне, 1767-69), общественные здания (университет в Эдинбурге, 1789-91), городские кварталы (Адельфи в Лондоне, 1768-72) с изящным декором.
АДАМ Роберт (Adam, Robert)
(1728-1792), шотландский архитектор и градостроитель, старший из четырех братьев. Родился 3 июля 1728 в Керколди (Файфшир). Братья Роберт и Джеймс Адам являются представителями классицизма, мода на который в конце 18 в. охватила всю Англию и оказала заметное влияние на архитектуру Америки. Роберт Адам учился в Эдинбургском университете, затем изучал архитектуру, по-видимому, у своего отца. В 1754-1758 он совершил путешествие во Францию и в Италию, где изучал античное искусство и архитектуру. Одним из результатов этой поездки стал созданный им проект реконструкции дворца Диоклетиана в Сплите в Далмации. В 1764 Роберт Адам опубликовал книгу, посвященную этой постройке, которую он назвал величайшим воплощением римского гения.
ок. 1790 -1800
После обучения за границей Адам вернулся в Англию, где вскоре стал одним из ведущих архитекторов, а в 1762 был назначен придворным архитектором Георга III. Первое его значительное произведение - квартал Адельфи, расположенный террасами на берегу Темзы. Среди других работ, выполненных в Лондоне, - ворота Адмиралтейства, площади Фицрой и Финсбери и ряд частных домов в Уэст-Энде. Благодаря использованию строгих и гармоничных форм древнеримской и ренессансной архитектуры произведения Адама, в особенности интерьеры зданий, отличаются изысканностью и утонченностью. Умер Адам в Лондоне 3 марта 1792, похоронен в Вестминстерском аббатстве.
ЛИТЕРАТУРА
Всеобщая история архитектуры, т. 7. М., 1969
Адам Смит
(1723-1790 гг.) шотландский экономист и философ, крупнейший представитель классической политэкономии
Бестселлер - позолоченная гробница посредственного дарования.
Великая тайна воспитания - направлять честолюбие на подходящие предметы.
Всякий расточитель - враг общества, всякий бережливый человек - благодетель.
Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, самые опасные.
Наше уважение к общим правилам нравственности и есть собственно чувство долга.
Пустые и малодушные люди нередко обнаруживают перед своими подчиненными и перед тем, кто не смеет выказать им сопротивления, припадки гнева и страсти и воображают, что выказали этим свое мужество.
Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха.
Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок.
Счастье посещает нас в разных видах и почти неуловимо, но я чаще видел его среди маленьких детей, у домашних очагов и в деревенских домиках, чем в других местах.
Только крайне малодушный и крайне пустой человек может находить удовольствие в похвалах, которых, как ему хорошо известно, он не заслужил.
Тщеславие есть не что иное, как несвоевременная попытка получить громкую известность, прежде чем мы заслужили ее.
Характер каждого человека оказывает влияние на счастье прочих людей, смотря по тому, имеет он свойство приносить им вред или пользу.
Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.
АДАМА́НТ, адаманта, муж. (греч. adamas) (устар.). Алмаз, бриллиант.
|| перен. О человеке, твердом в своих убеждениях. «Он твердый адамант в шатаньи общем.» А.Островский.
Адамант, а, м. Алмаз.
► Ольга Сергеевна закалилась, как адамант. // Салтыков-Щедрин. Господа ташкентцы //*
АДАМАНТОВЫЙ.
адамант (иноск.) - человек, твердый (в убеждениях), как алмаз (столп)
Ср. Он наше утверждение и столп,
Он твердый адамант в шатанье общем.
Островский. К.З. Минин. 1, 6.
Ср. Сделалась она начетчицей, изощрилась в словопрениях - и прошла про нее слава по всем скитам... Заговорили о великой ревнительнице древнего благочестия, о крепком адаманте старой веры.
П.И. Мельников. В лесах. 1, 3.
Ср. Άδαμας, -νιος (ά, не - δαμάω, одолевать, укрощать) - неодолимый, крепкий.
См. камень.
адама́нт, адама́нты, адама́нта, адама́нтов, адама́нту, адама́нтам, адама́нтом, адама́нтами, адама́нте, адама́нтах
см. алмаз
адама́нт
"драгоценный камень, алмаз" (в переносном смысле: адамант веры), др.-русск., цслав. адамантъ из греч. ἀδάμας, -αντος; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 26. Ср. также ниже о слове алма́з.
АДАМАНТ (греч.). Название алмаза - (этим. см. Адамантин). 1) драгоценный камень, отличающийся своею твердостью. 2) человек с твердой волей, не унывающий в несчастьях.
Адаманта́н (от греч. adámas, род. п. adámantos - алмаз), бесцветные кристаллы с камфорным запахом. Структура молекулы подобна структуре алмаза. Адамантан обладает аномально высокой (для углеводородов) температурой плавления (209ºC). Производные и гомологи адамантана - лекарственные средства, смазки и др.
* * *
АДАМАНТАН - АДАМАНТА́Н (от греч. adamas, род. п. adamantos - алмаз), бесцветные кристаллы с камфорным запахом. Структура молекулы подобна структуре алмаза. Все длины связей С-С равны 0,154 нм, валентные угла 109,5 градусов. Адамантан обладает аномально высокой (для углеводородов) температурой плавления (269 °С). Узловые атомы С в адамантане и его производных более реакционноспособны, чем в других мостиковых углеводородах. Он легко бромируется жидким бромом, взаимодействует с концентрированными азотной и серной кислотами, окисляется оксидом хрома (VI).
Найден в некоторых месторождениях нефти. Получают гидрированием дициклопентадиена. Впервые синтезирован В. Прелогом в 1941.
Производные и гомологи адамантана - лекарственные средства (амантадин, ремантадин, троматадин), смазки и др.
АДАМАНТАН (от греч. adamas - род. п. adamantos - алмаз), бесцветные кристаллы с камфорным запахом. Структура молекулы подобна структуре алмаза. Адамантан обладает аномально высокой (для углеводородов) температурой плавления (269 .С). Производные и гомологи адамантана - лекарственные средства, смазки и др.
- Вещество, бесцветные кристаллы с камфорным запахом, впервые синтезированное В.Прелогом в 1941 году.
- Структура молекулы этого органического соединения представляет собой фрагмент структуры алмаза, собственно, и название об этом напоминает.
АДАМАНТИН|Ъ (1*), -А с. (?) То же, что адамантъ:
паче же адамантиноу камыкоу знамени˫а творѩщю (τοῦ ἀδαμαντίνου λίϑου) ΓΑ XIII-XIV, 27в.
АДАМАНТИСТ|Ъ (1*), -А с. То же, что адамантъ:
и камени акротомы неѡтесаны ˫ако адамантисти и превеликы зѣло въ ѡснованиѥ положі, имоуща локотъ ѳ҃ въ долготоу и въ толъстотоу (λίϑους... ἀδαμαντίνους) ГА XIII-XIV, 89г.
АДАМА́НТОВЫ (от старорус. адамант - алмаз) - старообрядч. согласие, отделившееся от поморского толка в нач. 18 в. Основатель - пастух Вас. Степанов, отсюда др. назв. - "пастухово согласие"). А. осуждали самоубийство за веру, отвергали паспорта и деньги, т. к. на них "печать антихристова" (гос. герб), запрещали участие в обществ. делах как помощь слугам Антихриста, признавали брак независимо от того, когда и кем он был заключен. В 19 в. согласие распространено в Архангельской и Олонецкой губ. Сейчас не существует.
прил. устар.
1. соотн. с сущ. адамант, связанный с ним
2. Свойственный адаманту, характерный для него.
3. Сделанный с адамантом или с адамантами.
АДАМА́НТОВЫЙ, адамантовая, адамантовое (устар.). прил. к адамант.
адама́нтовый, адама́нтовая, адама́нтовое, адама́нтовые, адама́нтового, адама́нтовой, адама́нтовых, адама́нтовому, адама́нтовым, адама́нтовую, адама́нтовою, адама́нтовыми, адама́нтовом, адама́нтов, адама́нтова, адама́нтово, адама́нтовы, адама́нтовее, поадама́нтовее, адама́нтовей, поадама́нтовей
см. алмазный
АДАМАНТ|Ъ (4*), -А с. ἀδάμας, -ντος Драгоценный камень, алмаз:
посредѣ бо имѩше звѣздоу всю златоу, ѡбаполы же ѥго змарагды, имоуща стихы ѡбаполы по ѕ҃ написана в҃і҃ колѣнѣ Из҃лвѣ, межю же ѡбою измарагдоу камыкъ адамантъ. (ἀδάμαντα) ГА XIII-XIV, 27в; таче тако зрѩ на ѥфоудъ, вѣщаше б҃а, въпросъ внима˫а истиньно, паче на адамантѣ камыцѣ, иже премѣноу˫а различь˫а боудоуща˫а нѣка˫а повѣда˫а про˫авлѩше хотѩщеѥ быти людемъ. (εἰς... αδάμαντα) Там же, 27г;
| о твердом камне:
будеть бо оударѩющимъ адамантъ. которнымъ же магнитъ. не изъгл҃аны(м) е(с)ства. желѣзо влекыи нужею. и жестокаго въ вещехъ опришнѩ˫а. (ἀδάμας) ГБ XIV, 189г; с проста рещи. в бѣдахъ бо (не) непостоинъ бѣ. и не недостаточенъ. ˫ако адама||нтъ (бь)ѥ(м). к расколникомъ же магнитъ. великъ нѣкыи бѣ. ˫ако онъ оусва˫аѥть твердое желѣзо. и влечеть к собѣ. тако и тъ неизреченьно. приведе к собѣ расто˫аща˫асѩ. Там же, 189-190.
АДАМАР (Hadamard) Жак (1865-1963) - французский математик, иностранный почетный член АН СССР (1929). Труды по дифференцированным уравнениям, теории функций, теории чисел, механике.
Адама́р Жак (Hadamard) (1865-1963), французский математик, иностранный почетный член АН СССР (1929). Труды по дифференциальным уравнениям, теории функций, теории чисел.
* * *
АДАМАР Жак - АДАМА́Р (Hadamard) Жак Саломон (1865-1963), французский математик, иностранный член-корреспондент (1922) и иностранный почетный член (1929) АН СССР, член Парижской АН (1912). Известен исследованиями в различных областях математики. Труды по дифференциальным уравнениям, теории функций, теории чисел, механике. Много занимался вопросами школьного преподавания, написал учебник геометрии.
Адама́уа-восто́чные языки́ - подсемья нигеро-конголезских языков.
* * *
АДАМАУА-ВОСТОЧНЫЕ ЯЗЫКИ - АДАМА́УА-ВОСТО́ЧНЫЕ ЯЗЫКИ́, подсемья нигеро-конголезских языков (см. НИГЕРО-КОНГОЛЕЗСКИЕ ЯЗЫКИ).
Адама́уа-восто́чные языки́ -
подсемья в составе семьи нигеро-конголезских языков. Распространены в Заире,
Судане, ЦАР, Чаде, Камеруне и Нигерии. Общее число говорящих свыше 7
млн. чел.
Как генетическая категория А.-в. я. впервые
выделены Дж. Х. Гринбергом (1955). В принятой ранее классификации
Д. Вестермана эти языки включались в различные группы обширной
гипотетической семьи суданских языков
и часто оказывались в одной таксономической
категории с языками, ныне определяемыми как чадские языки, кордофанские языки или нило-сахарские языки, шари-нильские языки. В позднем варианте
классификации Вестермана (1952) многие А.-в. я. выделены в
изолированные группы и отдельные единицы, чья генетическая
принадлежность считалась точно не известной. Выделение и членение
Гринбергом подсемьи А.-в. я. было встречено критически рядом африканистов и не является во всех деталях
бесспорным, однако более убедительной классификации этих языков пока нет.
А.-в. я. включают около 150 языков и диалектов (отнесение некоторых из них к этой
подсемье проблематично) и представлены двумя группами -
адамауа (Северный Камерун и прилегающие районы Нигерии, Чада и
ЦАР) и восточные (основной ареал -
ЦАР, а также северный Заир и Южный Судан). Внутренняя классификация
наиболее условна для группы адамауа ввиду скудности сведений об этих
языках. В различных трудах в целом воспроизводится группировка
Гринберга, согласно которой в адамауа выделяются 14 подгрупп (многие
состоят из 1-2 языков): 1. чам, мона, тула, дадийя, ваджа, каму, авак;
2. чамба, донга, лекон, уом, мумбаке, ндагам; 3. дака, тарам; 4. дуру,
уере, намчи, колбила, папе, сари, севе, уоко, котопо, кутин; 5. кумба,
мумуйе, генгле, теме, уака, йенданг, зинна; 6. мбум, дама, моно, мбере,
мунданг, ясинг, мангбеи, кпере, лакка, дек; 7. мбои, юнгур, либо, роба;
8. кам; 9. мунга, нзанги (джен); 10. лонгуда; 11. фали; 12. нимбари;
13. буа, ниелим, коке; 14. маса.
Языки восточной группы, лучше изученные, были
перегруппированы Л. Букьё и Ж. Тома по сравнению с классификацией
Гринберга, выделявшего 8 подгрупп; эту новую группировку приводит
У. Самарин (1971), называющий восточную группу убангийской:
1. восточные - а) гбайя, манза, нгбака; б) нгбанди, санго, якома; в) нгбака-ма’бо, мунду, ндого, баи,
бвири, сере, тагбо и др.; 2. центральные - банда; 3. южные - занде, нзакара, барамба, памбиа; 4. юго-восточные -
амади; 5. южно-центральные - мондунга, мба. Среди языков этой группы
особое место занимает санго,
функционирующий как лингва франка
на территории ЦАР. Кроме того, в ареале А.-в. я. есть 4 искусственных языка специального назначения -
культовые (секретные) языки то, лаби, нгараге и
гобанга, используемые членами определённых культовых обществ. Язык
то имеет, видимо, адамаускую основу, лаби и гобанга обнаруживают
сходство с шари-нильскими языками (лака и вале соответственно);
нгараге трудно соотнести с конкретным языком, хотя некоторые его черты
напоминают черты гбайя и банда.
В типологическом отношении А.-в. я.
неоднородны; есть языки с преобладанием агглютинации (например, мба), изоляции (ндого), со
смешанной агглютинативно-аналитической техникой
(мбум). Фонологические системы А.-в. я.
содержат до 7 и более гласных, с градацией по
степени раствора (i-I, u-U, e-E, o-ɔ); встречаются гласные среднего ряда
помимо a (ə, ö); в некоторых языках есть корреляция назализации.
В подсистеме согласных часты по языкам
глоттализованные ɓɗ, лабио-велярные kp, gb, аффрикаты pf, ts, dz, tʃ(c),
dʒ(j), встречаются, наряду с лабио-дентальными, билабиальные шумные (ϕ,
β), палатальные n, t, d (ɲ, ћ, ђ), гортанный смычный. Сочетания
согласных редки, слог имеет преимущественно
структуру CV, CVC; более сложные структуры возможны при консонантных
комплексах «носовой + смычный» или «шумный + w» в начале слога (ср. мба
njwɔge ‘пить’). А.-в. я.- тоновые (см. Тон), встречается до 4 высотных регистров, но
базисным является противопоставление
«высокий - низкий»; возможны контурные тоны (восходящий и нисходящий).
Тоны различают как лексические, так и грамматические значения.
В морфологии важной чертой, по которой
А.-в. я. делятся на два типа (независимо от генетической группировки),
является наличие/отсутствие именных
классов. Так, в группе адамауа категория класса есть в тула, лонгуда
и отсутствует в мбум, чамба, мумбаке; в группе восточных классы есть в
мба, но нет их в ндого и т. д. Количество классов по языкам различно
(в тула - 6, в мба - 8, и т. п.), показатель класса - суффикс. Категория
числа переплетается с категорией класса, но
соотношение сингулярных (ед. ч.) и плюральных (мн. ч.) классов
несимметрично; например, в мба при 5 сингулярных классах (2 из них
имеют варианты с отличными суффиксами) есть лишь 3 плюральных, причём
разные существительные одного и того же
сингулярного класса могут соотноситься с разными плюральными классами,
ср. kita-ge ‘бедро’ (7‑й кл.) - мн. ч. kite (
адама́шка
также одамашка, дамашка (часто в XVI - XVII вв.); через польск. adamaszek "шелковая ткань", ср.-лат. ada- mascus - то же; из ит. damasco - то же; первоначально - "ткань из Дамаска"; см. Брюкнер 2.
- Древняя одноцветная шелковая травчатая ткань.
- Старинное русское название производимой в Дамаске ткани.