Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

козин

Словарь русских фамилий

КОЗИН

Козельцов, Козин, Козинцев, Козицын, Козиков, Козлов, Козловский, Козлопасов, Козодулов, Козодуев, Козодоев, Козолупов, Козлятин. Все эти фамилии из одного родового «гнезда», но по смыслу могут и различаться. Домашние животные коза, козел есть почти в каждом крестьянском подворье, и естественно, без них не могли обойтись любители дразниться. «Ну ты козел!» - и по сей день звучит, и часто. Согласно Словарю В.И. Даля, «петь козлом» или «драть козла» означает ‘петь дурно, не в лад с остальными’. «Служить за козла на конюшне» - ‘шататься без дела’. «Плясать козою» - ‘кривляться’. Козой называли бойкую девицу («Это сущая коза в сарафане»), козлом же - самодовольного, глуповатого щеголя. Естественно, что предки Козлопасова когда-то пасли коз. Первые Козулины , должно быть, жили в горах и охотились на козуль - так называли дикую козу, серну. Козлищин стал таковым, поскольку содержал большое количества коз. А вот козодой - птичка ночная, по перу сова, по стати - ласточка. Козляк - съедобный гриб, встречающийся в некоторых регионах России. Так что Козодоевы и Козляковы отнюдь не однофамильцы всем, происхождение фамилий которых так или иначе связано с козами и козлами. И Козьмины никакого отношения к «козлиным» фамилиям не имеют. Это то же, что и Кузьмин . Разговорная форма имени Кузьма - Козьма.

КОЗЕЛ КОЗЕЛЛ КОЗЕЛЛО КОЗЕЛИН КОЗЕЛИХИН КОЗИН КОЗЛАНЮК КОЗЛЕНОК КОЗЛОВ КОЗЛЮК КОЗЛЯТИН КОЗЛОВИЧ КОЗЛЯКОВ КОЗЛЯТКИН КОЗДЮК КОЗЛАН КОЗЛАН

Отчество от нецерковного мужского личного имени Козел - многочисленные примеры с 1405 г. Очень распространенная фамилия. По подсчетам Б.Унбегауна, в Петербурге 1910 г. она занимала 36-е место по частоте употребления. Выяснено, как возникала эта фамилия у бояр, когда дробились разросшиеся древние роды: в первой половине XV в. Григорий Козел, сын боярина Морозова, стал родоначальником Козловых, другие Козловы - из рода Беклемишевых: у Игнатия Козла (XVI в.) от первого и четвертого сына пошли Козловы, а от второго и третьего - Беклемишевы Позже фамилия Козлов возникала у крестьян от отчества из прозвища Козел. (Н) Козловы От Игнатия Григорьевича Козел - Беклемишева, сыновья которого в XVI веке носили тюркские имена Карачура, Шадра, Салтык Козловы (Веселовский 1974, с. 147), дворяне с 1573 года (ОГДР, III, с. 73). могут быть и от чисто русского прозвища "козёл", но Н.А.Баскаков (1979, с. 131) допускает и тюрко-ногайское козыли кой "трехлетняя овца". (СТ) Престижность аристократических дворянских фамилий в Польше вызывала не только массовое стремление представителей общественных низов перенять суффиксы -ski/-cki и -owicz/"ewicz. Другой любопытный прием состоял в удвоении согласного, чтобы придать рядовой фамилии необычность формы и звучания. Обычно удваивались согласные s, I, p и t. В большинстве случаев это явление наблюдается в полонизированных украинских и белорусских фамилиях. Так появился Козелл (Koziell koziel (козел). Удвоение согласных как феномен модной полонизации часто встречается в украинских фамилиях на -ло и белорусских фамилиях на -ла, которые в преображенном виде оканчиваются на-лло - Козёлло. Козел - как украинская так и белорусская фамилия. Козланюк, Козлюк - украинские, Козлёнок - белорусская. Козелихин. Метронимическая фамилия: Козелиха жена Козла.(У)

Ряд русских фамилии образуются от коллективных прозвищ (Козлята - дети Козла), оканчивающихся на -ята, -ута, и, завершаются на -ин:Козел - Козлята -Козлятин В "Ономастиконе". Веселовсого есть "Козел, Козлов: Григорий Игнатьевич Козел Морозов, первая половина XV в.; от негоЧКозловы-Морозовы; Игнатий Григорьевич Козел Беклемишев, XVI в.; от негоЧКозловы.

КОЗИН

Козельцов, Козин, Козинцев, Козицын, Козиков, Козлов, Козловский, Козлопасов, Козодулов, Козодуев, Козодоев, Козолупов, Козлятин. Все эти фамилии из одного родового «гнезда», но по смыслу могут и различаться. Домашние животные коза, козел есть почти в каждом крестьянском подворье, и естественно, без них не могли обойтись любители дразниться. «Ну ты козел!» - и по сей день звучит, и часто. Согласно Словарю В.И. Даля, «петь козлом» или «драть козла» означает ‘петь дурно, не в лад с остальными’. «Служить за козла на конюшне» - ‘шататься без дела’. «Плясать козою» - ‘кривляться’. Козой называли бойкую девицу («Это сущая коза в сарафане»), козлом же - самодовольного, глуповатого щеголя. Естественно, что предки Козлопасова когда-то пасли коз. Первые Козулины , должно быть, жили в горах и охотились на козуль - так называли дикую козу, серну. Козлищин стал таковым, поскольку содержал большое количества коз. А вот козодой - птичка ночная, по перу сова, по стати - ласточка. Козляк - съедобный гриб, встречающийся в некоторых регионах России. Так что Козодоевы и Козляковы отнюдь не однофамильцы всем, происхождение фамилий которых так или иначе связано с козами и козлами. И Козьмины никакого отношения к «козлиным» фамилиям не имеют. Это то же, что и Кузьмин . Разговорная форма имени Кузьма - Козьма.

Сканворды для слова козин

- Российский эстрадный певец.

Полезные сервисы

козин вадим алексеевич

Энциклопедический словарь

Ко́зин Вадим Алексеевич (1903-1994), певец (тенор). Внук В. В. Паниной. На советской эстраде с 1920-х гг., исполнял цыганские песни и романсы, произведения русских композиторов, собственные сочинения. Был репрессирован; после освобождения из лагеря остался в Магадане.

* * *

КОЗИН Вадим Алексеевич - КО́ЗИН Вадим Алексеевич (1903, Санкт-Петербург - 19 декабря 1994, Магадан), российский певец (тенор).

По одной из версий, внук известной русской певицы Варвары Паниной. Выступать начал с середины 1920-х годов. Пел в комическом хоре Чарова.

В конце 1920-х годов начал сольные выступления, исполняя старинные русские романсы «Калитка», «Утро туманное», «Мой костер», и вскоре приобрел большую популярность. В конце 1930-х годов Козин включил в свой репертуар несколько произведений советских композиторов: «Шел отряд», «Ковыль» и др. Много гастролировал по городам России, выступая в сопровождении известных аккомпаниаторов - Давида Ашкенази, Аркадия Покрасса, Михаила Дулова.

В годы Великой Отечественной войны выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения певцу выделили специальный вагон для поездок. Пластинки с записями Козина попадают в особую категорию (не подлежат сдаче на переплавку). В 1941 представил новую программу, в которую вошла написанная им песня «Москва» («Нет, моя Москва не будет взята ими…»). В начале декабря 1943 вместе с Марлен Дитрих (см. ДИТРИХ Марлен), Морисом Шевалье (см. ШЕВАЛЬЕ Морис) и Изой Кремер выступал в концерте, организованном для участников Тегеранской конференции. Награжден орденом Красной Звезды.

В феврале 1945 Козин был арестован и осужден к восьми годам лишения свободы (был освобожден досрочно в 1950 за примерное поведение и хорошую работу). В справке, выданной певцу управлением лагерей, запись в графе «по какой статье осужден» отсутствует. В конце 1950-х годов Козин возобновляет гастрольные поездки по стране. Пишет новые песни на стихи советских поэтов: «Люди, остановите смерть!», «Моя Россия», «Я ненавижу в людях ложь!».

1960-е годы певец посвятил поиску новых выразительных средств в жанре романса и лирической песни. В произведениях, написанных им в этот период, преобладает элегичность, речитатив, мелодекламация. Наиболее известны «Не стращай меня горькой судьбиной» (на слова А. Ахматовой), «Лишь черный бархат» (на слова Н. Гумилева), «Не буди воспоминаний» (на слова К. Бальмонта), «Идут белые снеги» (на слова Е. Евтушенко).

За свою жизнь Вадим Козин создал около 300 песен. Одна из самых известных - танго «Осень» («Осень… прозрачное утро…») - была написана в 1939 в рамках цикла «Времена года». Использована в кинофильмах «Военно-полевой роман» и «Приступить к ликвидации». Практически до последних дней певец выступал в Магаданском музыкально-драматическом театре. Его репертуар насчитывал свыше 3000 песен. Было выпущено более 50 пластинок Козина, однако до середины 1980-х годов их переиздание в СССР было официально запрещено. Только в перестроечное время его имя было возвращено отечественной эстраде. В 1985 фирма «Мелодия» выпустила первый диск-гигант, в который вошли многие известные песни Козина.

Большой энциклопедический словарь

КОЗИН Вадим Алексеевич (1903-1994) - российский певец (тенор). На эстраде с 1920-х гг., исполнял цыганские песни и романсы, произведения русских композиторов, собственные сочинения.

Полезные сервисы

козин сергей андреевич

Энциклопедический словарь

Ко́зин Сергей Андреевич (1879-1956), филолог, монголовед, академик АН СССР (1943). Исследование языков, народной словесности и культуры монгольских народов.

* * *

КОЗИН Сергей Андреевич - КО́ЗИН Сергей Андреевич [7(19) октября 1879, Туапсе, Краснодарский край - 16 октября 1956, Ленинград], российский филолог, монголовед, академик АН СССР (1943). Занимался исследованием языков и культуры монгольских народов.

Окончил в 1903 Петербургский университет. В 1914-1918 работал в Автономной Монголии советником по финансам при монгольском правительстве. В 1920-х гг. принял участие в создании ленинградского Восточного института. В этом институте и в Ленинградском университете преподавал с 1929 монгольский язык (см. МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫК). Автор ряда научных трудов: «Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г.» (1941); переводы (и комментарии) монгольского эпоса «Гесериада» (1935) и калмыцкого эпоса «Джангариада» (1940); «Эпос монгольских народов» (1948). Эти работы дают богатый и разнообразный материал по быту, общественному и политическому строю, культуре и языку монгольских народов.

Большой энциклопедический словарь

КОЗИН Сергей Андреевич (1879-1956) - российский филолог, монголовед, академик АН СССР (1943). Исследования языков, народной словесности и культуры монгольских народов.

Полезные сервисы

козин, вадим алексеевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОЗИН Вадим Алексеевич (1903 - 94), российский певец (тенор). Внук В.В. Паниной. На эстраде с 1920-х гг., исполнял цыганские песни и романсы, произведения русских композиторов и собственные сочинения. Был репрессирован, жил в Магадане.

Полезные сервисы

козина я

Большой энциклопедический словарь

КОЗИНА Я. - см. Сладкий Я.

Полезные сервисы

козина ян

Энциклопедический словарь

КОЗИНА Ян - КО́ЗИНА Ян, смотри Сладкий Ян. (см. СЛАДКИЙ Ян)

Полезные сервисы

козинаки

Орфографический словарь

козина́ки, -ов

Сканворды для слова козинаки

- Этим лакомством из орехов, сваренных в меду, грузинские семьи встречают первый день Нового года.

- Восточная сладость с орехами.

- Семечки с мёдом в брикетах.

- Грузинская халва из грецких орехов крупного помола.

- Очищенные от шелухи семечки (чаще всего подсолнечника, кунжута) или орехи в меде или сахаре, прессованные в брикеты.

Полезные сервисы

козинетовый

Словарь галлицизмов русского языка

КОЗИНЕТОВЫЙ См. Казинетовый.

Полезные сервисы

козинец

Орфографический словарь

козине́ц, -нца́, твор. п. -нцо́м

Словарь ударений

козине́ц, -нца́

Синонимы к слову козинец

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова козинец

- Врожденный и приобретённый порок, искривление передней конечности лошади.

Полезные сервисы

козинский

Словарь русских фамилий

КОЗИНСКИЙ КОЗИЦЫН КОЗИЧ КОЗЬЯКОВ КОЗА

Фамилии Козинский имеет своей основой слово коза, которое могло быть прозвищем. Фамилия встречается в Гербовнике и относиться к 1624 г. (Б) Козица в древности-"коза" (Словарь русских народных говоров) В "Ономастиконе". Веселовсого есть "Козинский Григорий Мещеринов, 1596 г., Суздаль; Козица, Козицын: Михаил Козица, крестьянин, 1495 г., Новгород; Данило Васильевич Козицын, 1539 г., Новгород"

А еще есть Коазбаранов.

Полезные сервисы

козинцев

Грамматический словарь

Ко́зинцев ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

КОЗЕЛУПОВ КОЗИВОНОВ КОЗИНЦЕВ КОЗОРИЗ КОЗЛИНОВ КОЗЛОКОВ КОЗЛЯЕВ КОЗЛЯТЕВ КОЗОБОРОДОВ КОЗОДАВЛЕВ КОЗОЛУПОВ КОЗОРЕЗ КОЗОРЕЗОВ КОЗУЛИН КОЗОЛИН КОЗОДОЕВ КОЗОДАЕВ КОЗАДОЙ КОЗАРЕЗ КОЗЛЯТНИКОВ КОЗ

Большинство этих фамилий связаны с старым именем Козел. (см. Козлов) или Коза (см. Козин) Но в словаре Даля есть множество слов с корнем коз имеющих другие значения. Например: козина - сумка, денежный кошель; козелец - название нескольких растений; козелина - астрах жердь; козляниться - твр рюмиться, плакать, козистый - чваный, гордый по осанке; козляк - козья доха, съедобный гриб; козлятник - охотник за козлами. Ести и зоологические значения не связаные с козлами: козуля - дикая коза, серна, и пряник в форме коровы, вид ватрушки; козюля - орл.,кур., змея, смб. репейник; козодой - птичка. Нельзя однозначно сказать кто есть кто. Например Козодоев может быть и потомков человека доившего коз, и носившего имя Козодой от названия птички. Козляев от Козляй, что может быть и формой имени Козел и прозвищем от глагола каозляниться - плакать. Некоторые фамилии образовывались от сложных, двухосновных форм, Козобродов Козелупов, Козолупов ( коза + лупить "сдирать шкуру), Козорезов, Козодавлев. Фамилии, означающие убой коз, вряд ли можно считать образованными от названия профессии, так как в России едва ли когда-нибудь ели козье мясо. Неясно, почему тогда элемент коза столь часто встречается в русских фамилиях. Возможно, это связано с широким распространением в русских сказках козы, как одного из главных действующих лиц. Более логичная форма Козло- (-резов, -давлев, -лупов), если речь идет об охоте на диких козлов, но она не употреблялась. Козориз, Козорез украинская фамилия тогоже происхождения.

Козлятник - любитель козлятины (Даль), а может и козий пастух.

Козинцев. Может быть окающим вариантом от ; казанец "житель Казани"

Некторые фамилии или их основы известны издревле. Из "Ономастикона" Веселовского известны: Козеля Васильевич Чешков, 1560 г., Ржева Козивонов Богдан, подьячий, 1638 г., Москва Козлина кн. Иван Иванович Тростенский, убит в 1571 г. Козлок Васьков, крестьянин, 1470 г., Кострома; кн. Михаил Васильевич Козлок Ромодановский, первая половина XVI в. Козля Иван Дмитриевич Заболоцкий [ел*. Заболоцкий], вторая половина XV в. Козлятев Василий Фролович, 1440 г., Переяславль; Афанасий Иванович, 1569 г., Кашин; Никита Бестужев 1550 г., Углич Козодав Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Козодавль, Козодавлев: Яков Константинович Козодавль, 1498 г.; от него Ч Козодавлевы, XVI в., Дмитров Козуля, крестьянин, 1545 г., Новгород; Козулины (Козюлины), крестьяне, 1627 г

Сканворды для слова козинцев

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильма «Гамлет».

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Шинель», «Новый Вавилон», «Одна».

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона».

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Юный Фриц», «Простые люди», «Пирогов».

- Советский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Белинский», «Дон Кихот», «Гамлет», «Король Лир».

Полезные сервисы

козинцев григ. мих

Гуманитарный словарь

КО́ЗИНЦЕВ Григ. Мих. (1905-73) - реж. кино и т-ра, сценарист, педагог. Учился в школе живописи А. Экстер (Киев) и в Петрогр. гос. своб. худож. мастерских. Первая пост. (совм. с С. Юткевичем) - "Балаганное представление четырех клоунов" (1919, т-р "Арлекин", Киев). В 1921 в Петрограде совм. с Л. Траубергом создал ФЭКС (фабрику эксцентрич. актера). До 1945 работал совм. с Л. Траубергом. Были постав. спектакли "Женитьба" (1922) и "Внешторг на Эйфелевой башне" (1923). Совм. с Л. Траубергом, С. Юткевичем, Г. Крыжицким выпустил сб. "Эксцентризм" с изложением эстетич. прграммы фэксов - левый условный т-р с установкой на традиции низких жанров, культ техники, современности, "американизм". В 1923 "фэксы" стали работать на ленингр. кинофабрике "Севзапкино". Первые ф. "Похождения Октябрины" (1924) и "Мишки против Юденича" (1925) носили эксцентрич. характер. Затем были поставлены ф. "Шинель" (1926), "Чертово колесо" (1926), "Братишка" (1927), "С. В. Д." (1927), "Новый Вавилон" (1929), "Одна" (1931). В трилогии о Максиме ("Юность Максима", 1935; "Возвращение Максима", 1937; "Выборгская сторона", 1939) реж. пытаются воспроизвести подлинную жизн. среду питерского рабочего-революционера. Образ Максима сконцентрировал в себе типовые черты с признаками легендарного героя. Ф. "Простые люди" (1945) был запрещен и вышел на экраны лишь в 1956 (последняя совм. постановка с Л. Траубергом). К. снял также ф. "Пирогов" (1947), "Белинский" (1953), "Дон Кихот" (1957), "Гамлет" (1964, приз МКФ в Венеции), "Король Лир" (1971). Автор сценариев большинства своих ф. Работу над ф. "Гоголиада" прервала смерть. Одновременно с пост. разрабатывал шекспировскую тему в кн. "Наш современник Вильям Шекспир" (1962), "Пространство трагедии" (1973). Написал кн. мемуаров "Глубокий экран" (1971). Ставил спектакли в т-рах: "Король Лир" (БДТ, 1941), "Отелло" (Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина, 1943), "Гамлет" (там же, 1954). Преподавал в ФЭКС (1922-26), Ленингр. ин-те сценич. иск-в (1926-32), ВГИКе (1941-63), на высших реж. курсах при "Ленфильме" (1965-67).

Соч.: Собр. соч.: В 5 т. Л., 1982-86; Время и совесть. М., 1981; "Черное, лихое время...": Из рабочих тетрадей. М., 1994.

Лит.: Добин Е. Козинцев и Трауберг. Л.; М., 1963; Его же. "Гамлет" - фильм Козинцева. Л.; М., 1967; Ваш Григорий Козинцев: Воспоминания. М., 1996.

Полезные сервисы

козинцев григорий михайлович

Энциклопедический словарь

Ко́зинцев Григорий Михайлович (1905-1973), кинорежиссёр, педагог, сценарист, теоретик кино, народный артист СССР (1964). В 1924-45 работал совместно с Л. З. Траубергом; разрабатывали гротескно заострённые приёмы киновыразительности («Похождения Октябрины», 1924; «Шинель», 1926; «С.В.Д.», 1927); перейдя в звуковое кино, обратились к реалистически-повествовательной манере: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). Козинцев экранизировал классические произведения: «Дон Кихот» (1957), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971). Профессор ВГИКа (с 1941). Теоретический труд «Пространство трагедии» (1973) и др. Государственная премия СССР (1941, 1948), Ленинская премия (1965).

* * *

КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович - КО́ЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905-73), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964). Фильмы: «Шинель» (1926), трилогия о Максиме (1935-39) - все совместно с Л. З. Траубергом; «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) и др. Профессор ВГИКа (с 1941). Книги «Пространство трагедии» (1973) и др. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1941, 1948).

* * *

КО́ЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (22 марта 1905, Киев - 17 мая 1973, Ленинград), российский кинорежиссер, педагог, теоретик кино, народный артист СССР (1964).

В 1919-20 учился в киевской школе живописи, работал в театре Соловцова (см. СОЛОВЦОВА ТЕАТР), театре «Арлекин»; затем учился в Петроградской академии художеств. В 1921 совместно с Л. З. Траубергом (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович) организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС) - театральную школу, сочетавшую обучение актеров с постановкой спектаклей и воспитавшую ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Я. Жеймо, Е. А. Кузьмина (см. КУЗЬМИНА Елена Александровна), С. А. Герасимов (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич), О. П. Жаков (см. ЖАКОВ Олег Петрович) и др.). С 1924 Козинцев начал работать в кино (до 1945 все фильмы ставил совместно с Траубергом). В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров. Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н. В. Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С. В. Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. «Новый Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил события Парижской Коммуны.

С первой звуковой картиной «Одна» (1931) - о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, - в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме - «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (см. ВГИК) (с 1960 - профессор).

После войны Козинцев, обратившись к популярному тогда биографическому жанру, поставил фильмы «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970), подчеркивали непреходящую актуальность великих трагедий. Козинцев нашел в своих шекспировских лентах интересные пластические решения, сочетающие тонкую стилизацию с исторической достоверностью. Повествование велось в драматичной, но реалистической манере, а черно-белая пленка придавала изображению оттенок благородного аскетизма. Козинцевские Гамлет (И. М. Смоктуновский (см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович)) и король Лир (Ю. Ярвет (см. ЯРВЕТ Юри)) с их рефлективностью и напряженной работой души были без преувеличения современными героями.

В 1965-71 Козинцев руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, 1973).

Большой энциклопедический словарь

КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905-73) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964). Фильмы: "Шинель" (1926), трилогия о Максиме (1935-39) - все совместно с Л. З. Траубергом; "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1971) и др. Профессор ВГИКа (с 1941). Книги "Пространство трагедии" (1973) и др. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1941, 1948).

Полезные сервисы

козинцев, григорий михайлович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Григорий Михайлович Козинцев.

Григорий Михайлович Козинцев.

КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905 - 73), кинорежиссер, педагог. В 1924 - 1945 работал с Л.З. Траубергом. В ранних фильмах реализовывали эстетическую программу основанной ими в Ленинграде ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера), разрабатывая язык киноискусства. В фильмах "Шинель" (1926), "С.В.Д." (1927), "Новый Вавилон" (1929) - поворот к классическому наследию. Перейдя в звуковое кино, поставил фильмы: "Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима" (1937), "Выборгская сторона" (1939). Экранизация классики: "Дон Кихот" (1957), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1971).

Григорий Козинцев.

Григорий Козинцев.

Полезные сервисы