м.
Нечно недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логически на основе наблюдаемых признаков.
м.
Нечно недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логически на основе наблюдаемых признаков.
констру́кт, констру́кты, констру́кта, констру́ктов, констру́кту, констру́ктам, констру́ктом, констру́ктами, констру́кте, констру́ктах
м.
Направление в искусстве и архитектуре 20 - 30-х гг. XX в. (истоки которого ведут к кубизму и футуризму), утверждавшее принципы простоты форм и подчеркнутого утилитаризма материальной среды, окружающей человека.
КОНСТРУКТИВИ́ЗМ, конструктивизма, мн. нет, муж. (иск.). Направление в разных отраслях искусства, стремящееся выразить в произведениях искусства конструктивные, технические свойства материала.
КОНСТРУКТИВИ́ЗМ, -а, муж. Направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы.
| прил. конструктивистский, -ая, -ое.
Конструктивизм
-а, только ед., м.
Направление в искусстве 20-х гг. ХХ в., стремившееся к сближению с практикой индустриального быта, к экономичности форм, к обнажению их технической основы.
Конструктивизм в архитектуре.
Родственные слова:
конструктиви́ст, конструктиви́стский
Этимология:
От французского constructivisme (← лат. constructio ‘построение’, ‘структура’, ‘строение’).
Энциклопедический комментарий:
Конструктивизм был свойствен архитектуре, оформительскому и театрально-декорационному искусству, плакату и искусству книги, художественному конструированию, а также литературе. Конструктивизм стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций и т. п. В архитектуре основными принципами конструктивизма были простота, подчеркнутый утилитаризм и экономичность конструкций. Кредо архитектурного конструктивизма - т. н. функциональный метод, который требовал от архитектора учета создания их рационального плана и оборудования. Основной установкой конструктивизма в литературе и театральном искусстве являлось сближение с практикой индустриального быта (подчеркивание технических деталей, формы, воспроизведение производственных ритмов в поэзии и т. п.). Эстетические принципы: в прозе - ориентация на "конструкцию материалов" вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или "кинематографичность", в поэзии - освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессиональная речь, жаргоны и др.), отказ от "слякоти лирических эмоций", стремление к фабульности, эпическим жанрам.
КОНСТРУКТИВИ́ЗМ, -а, м
Направление в европейском искусстве XX в., утверждавшее принципы подчеркнутого утилитаризма, характеризующееся стремлением к экономичности форм, подчеркивающее техническую, конструктивную основу образа; полное выражение получило в архитектуре, где форма определяется функцией.
Люстра, искусно выполненная из ничем не украшенной - так требовал новейший конструктивизм - полоски металла, смело изогнутой в виде острого зигзага, освещала низкие, броского контура, кресла… (А. Бек).
КОНСТРУКТИВИ́ЗМ -а; м. Направление в искусстве 20 в. (в архитектуре, живописи, театральном, прикладном искусстве, а также в литературе), утверждавшее принципы подчёркнутого утилитаризма и стремящегося к экономности форм и обнажению их технической основы.
◁ Конструктиви́стский (см.).
* * *
конструктиви́зм - направление в искусстве 1920-х гг. (главным образом в СССР), выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Конструктивизм стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций (архитектурные проекты братьев А. А., В. А. и Л. А. Весниных, М. Я. Гинзбурга, И. И. Леонидова; художественное конструирование мебели, арматуры, посуды, модели одежды, рисунки для тканей, плакаты, конструирование книги, театральные «станки» для работы актёров на сцене - художники А. М. Родченко, Л. С. Попова, В. Е. Татлин, Л. М. Лисицкий). В поэзии сказался в ориентации на рациональную «конструкцию материала» вместо интуитивно найденного стиля, в освоении приёмов прозы, профессиональных жаргонов, отказе от лирических эмоций (стихи И. Л. Сельвинского и В. А. Луговского).
* * *
КОНСТРУКТИВИЗМ - КОНСТРУКТИВИ́ЗМ, направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму (см. РАЦИОНАЛИЗМ (в архитектуре)) и функционализму (см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ). Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма (см. КУБИЗМ) и футуризма (см. ФУТУРИЗМ), разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа (см. ЛЕФ), в производственном искусстве (см. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО)) и «конструктивизм философский» (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего - в различных видах геометрической абстракции (см. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ)). Обе традиции вошли в кинетизм (см. КИНЕТИЗМ), пародийно отразившись в деконструктивизме (см. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ).
КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в изо-искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: "конструктивизм социальный", тесно связанный с задачами "социальной инженерии", создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и "конструктивизм философский" (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего - в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме.
-а, м.
1. Направление в архитектуре 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности конструкций.
2. Одно из формалистических направлений в литературе и искусстве 20 в., развивающее крайний техницизм.
КОНСТРУКТИВИ́ЗМ - стиль пластич. иск-в кон. 1910-20-х гг. (преим. в России). В контексте всемир. истории иск-в рассматривается как течение внутри функционализма (архитектура) и модернизма (изобразит. иск-ва). Последователи К. выдвинули задачу "конструирования" окружающей среды, осмысляя формообразующие возможности новой техники, эстетику таких мат-лов, как дерево, стекло, бетон, металлич. конструкции; стремились противопоставить роскоши арх. стилей прошлых эпох простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм. Принципы К. в архитектуре были сформулированы в теоретич. работах А. Веснина, М. Гинзбурга. Практически они впервые были воплощены в проекте Дворца труда в Москве (1923, бр. Веснины). В 1924 создается орг-ция конструктивистов - ОСА, участники к-рой разработали функц. метод проектирования, осн. на анализе особенностей функционирования зданий и градостроительных комплексов. Эстетика К. способствовала развитию худож. конструирования (разработки А. Родченко, А. Гана и др.). Создавались удобные и рассчит. на массовое произ-во новые типы посуды, мебели, одежды. К. оказал сильное влияние на развитие графики (бр. Стенберги, А. Родченко), иск-ва книги (Л. Лисицкий), театрально-декорат. иск-ва, а также на развитие всего мир. худож. процесса 20 в.
Конструктивизм. А.А., В.А. и Л.А. Веснины. Проект Дворца труда в Москве. 1923.
КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в искусстве России 1920-х гг., выдвинувшее задачей конструирование материальной среды, окружающей человека. Для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций конструктивизм использовал новую технику (архитектурные проекты братьев Весниных, М.Я. Гинзбурга и других; художественное конструирование мебели, посуды, модели одежды, театральные "станки" для работы актеров на сцене и т.д. - художники А.М. Родченко, В.Е. Татлин, Л.М. Лисицкий и др.).
конструктиви́зм, конструктиви́змы, конструктиви́зма, конструктиви́змов, конструктиви́зму, конструктиви́змам, конструктиви́змом, конструктиви́змами, конструктиви́зме, конструктиви́змах
конструктиви́зм
(лат. constructio построение) направление в искусстве 20 в., преемственно связанное с кубизмом я футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х - нач. 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов в поэзии и т. д.
КОНСТРУКТИВИЗМ а, м. constructivisme m. В конструктивизме парадоксальным образом исчезает тектоника. Власов 8-3 751.
- В каком архитектурном стиле построена Эйфелева башня?
- Литературное направление 20 в.
- В этом архитектурном стиле братья Веснины построили Дворец культуры Пролетарского района на месте древнего Симонова монастыря.
- Направление в советском искусстве 1920-х годов.
КОНСТРУКТИВИ́СТ, -а, муж. Последователь конструктивизма.
| жен. конструктивистка, -и.
| прил. конструктивистский, -ая, -ое.
КОНСТРУКТИВИ́СТ, -а, м
Человек, воплощающий в своем творчестве принципы подчеркнутого утилитаризма и стремящийся к экономии форм и обнажению их технической основы.
Поэт И. Сельвинский - типичный конструктивист.
конструктиви́ст, конструктиви́сты, конструктиви́ста, конструктиви́стов, конструктиви́сту, конструктиви́стам, конструктиви́стом, конструктиви́стами, конструктиви́сте, конструктиви́стах
КОНСТРУКТИВИСТ а, м. Одним из первых архитекторов-конструктивистов был француз Тони Гарнье (1869-1948), автор проекта "Индустриального города" (1901-1904) и "Олимпийского стадиона в Лионе (1913-1916). Власов 8-23 751.
КОНСТРУКТИВИ́СТКА, конструктивистки (иск.). женск. к конструктивист.
прил.
1. соотн. с сущ. конструктивизм, конструктивист, связанный с ними
2. Свойственный конструктивизму, характерный для него.
КОНСТРУКТИВИ́СТСКИЙ, конструктивисткая, конструктивисткое (иск.). прил. к конструктивист.
КОНСТРУКТИВИ́ЗМ, -а, м. Направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы.
КОНСТРУКТИВИ́СТСКИЙ -ая, -ое. к Конструктиви́зм и Конструктиви́ст. К-ие здания. К-ие принципы. К. круг.
конструктиви́стский, конструктиви́стская, конструктиви́стское, конструктиви́стские, конструктиви́стского, конструктиви́стской, конструктиви́стских, конструктиви́стскому, конструктиви́стским, конструктиви́стскую, конструктиви́стскою, конструктиви́стскими, конструктиви́стском, конструктиви́стск, конструктиви́стска, конструктиви́стско, конструктиви́стски
строит. понятие, характеризующее тип несущего остова здания. Несущий остов - это объединенная в систему совокупность элементов здания, обеспечивающих его прочность, жесткость и устойчивость. Прочность несущего остова - это способность его сопротивляться воздействию расчетных нагрузок, не разрушаясь и не получая недопустимых деформаций; жесткость несущего остова - неизменность его формы в процессе восприятия нагрузок, а устойчивость - это сопротивляемость опрокидыванию. Потеря одного из этих качеств, так или иначе, ведет к выходу из строя всей системы несущего остова.
I нареч. качеств.-обстоят.
Создавая основу для дальнейшей работы; плодотворно.
II предик.
Оценочная характеристика чьего-либо поведения, чьих-либо действий, поступков как плодотворных, создающих основу для дальнейшей работы.
КОНСТРУКТИ́ВНО нареч.
1. к Конструкти́вный (2 зн.). К. решать проблемы.
2. По строению, по устройству. Быть к. сложным. Проект к. плох.
нареч.
1. По строению, по устройству.
- Хорошие шины. Только очень сложны конструктивно. В. Попов, Разорванный круг.
2. нареч. к конструктивный (во 2 знач.).
нареч, кол-во синонимов: 15
деловито (8)
дельно (25)
нетупо (5)
плодотворно (16)
полезно (29)
применимо (2)
путево (13)
разумно (41)
результативно (12)
с толком (9)
с умом (13)
с чувством, с толком, с расстановкой (38)
созидательно (2)
толково (38)
умно (29)
см. дельно
деловито, полезно, дельно, путево, плодотворно, толково, с толком, с чувством, с толком, с расстановкой, разумно, применимо, с умом, умно
КОНСТРУКТИ́ВНОСТЬ, конструктивности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к конструктивный во 2 знач. Конструктивность материала.
КОНСТРУКТИ́ВНОСТЬ -и; ж.
1. к Конструкти́вный (2 зн.).
2. В архитектуре и изобразительном искусстве: выразительность конструкции, формы. К. здания. К. картины.
конструкти́вность, конструкти́вности, конструкти́вностей, конструкти́вностям, конструкти́вностью, конструкти́вностями, конструкти́вностях
сущ., кол-во синонимов: 7
деловитость (14)
дельность (12)
плодотворность (10)
полезность (24)
применимость (4)
результативность (10)
созидательность (2)
КОНСТРУКТИВНОСТЬ и, ж. constructif,-ve adj.
1. Свойство конструктивного. Конструктивность материала. БАС-1. || В архитектуре - выразительность конструкции. Конструктивность здания. БАС-1.
2. Готовность к сотрудничеству, оппортунизм. Можно раздавать политическим оппонентам многочисленные блага в обмен на лояльность и так называемую "конструктивность". Н. Голь Монологи празднолежащего. // Нева 1998 9 153. - Лекс. Уш. 1934: конструкти/вность.
1) анафорические местоимения, местоименные замены;
2) неполнота предложений в реплике-реакции;
3) лексические повторы, синонимические повторы и повторы однокоренных слов;
4) слова одной лексико-семантической, тематической группы;
5) союзы, открывающие одну из реплик;
6) использование частиц, модальных слов, междометий в реплике-реакции;
7) незавершенность первой реплики;
8) параллелизм, однотипность строения реплик;
9) интонация;
10) в условиях непосредственного общения - необходимая полнота информации, обеспечиваемая мимикой и жестами говорящих.
1) анафорические местоимения, местоименные замены;
2) неполнота предложений в реплике-реакции;
3) лексические повторы, синонимические повторы и повторы однокоренных слов;
4) слова одной лексико-семантической, тематической группы;
5) союзы, открывающие одну из реплик;
6) использование частиц, модальных слов, междометий в реплике-реакции;
7) незавершенность первой реплики;
8) параллелизм, однотипность строения реплик;
9) интонация;
10) в условиях непосредственного общения - необходимая полнота информации, обеспечиваемая мимикой и жестами говорящих.
I прил.
соотн. с сущ. конструкция I 1., связанный с ним
II прил.
1. Создающий основу для дальнейшей работы.
2. Содержащий созидательное начало; плодотворный.
КОНСТРУКТИ́ВНЫЙ -ая, -ое; -вен, -вна, -вно.
1. к Констру́кция (1 зн.). К-ые особенности здания.
2. Создающий основу для дальнейшей работы; плодотворный, результативный. К-ое предложение. К-ая разработка. Встреча в верхах была конструктивной. К-ая критика.
◁ Конструкти́вно (см.).
-ая, -ое; -вен, -вна, -вно.
1. прил. к конструкция (в 1 знач.).
Конструктивные особенности здания.
2. Такой, который можно положить в основу чего-л.
Конструктивное предложение.