Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кумараджива

Энциклопедический словарь

КУМАРАДЖИВА - КУМАРАДЖИ́ВА (санск.: Полный жизни, как ребенок), индийский буддийский ученый монах из Центральной Азии (отец - индиец , а мать - местная княжна), живший в 344-413 гг. Еще в детстве вместе с матерью, постригшейся в монахини, отправился в индийский Кашмир, где учился в буддийских монастырях, особенно Абхидхарме, (см. АБХИДХАРМА) отличался феноменальной памятью, по возвращении в центрально-азиатские обители (современный Синьцзян Китая) штудировал махаянские трактаты и мадхьямику (см. МАДХЬЯМИКА). С 401 г. Кумараджива - буддийский миссионер в Китае, основал здесь школу саньлунь (Три трактата), аналог индийской мадхьямики, перевел на китайский язык несколько десятков буддийских трудов, вошедших в китайский канон Трипитаки (см. ТРИПИТАКА). Особую роль сыграли его переводы сутр Праджняпарамиты, Лотосовой сутры (см. ЛОТОСОВАЯ СУТРА) (до сих пор культовый текст в нескольких школах Китая, Кореи и Японии), цикл сутр будды Амитабхи, (см. АМИТАБХА) сочинений Нагарджуны (см. НАГАРДЖУНА) и Арьядэвы (см. АРЬЯДЭВА). Нагарджунова «Мадхьямика-карика»(«Строфы о Срединности») и приписываемая ему же Кумарадживой «Махапраджняпарамита-шастра» («Трактат о великой Праджняпарамите»), являющаяся колоссальнейшим многотомным индийским комментарием на сутру, стали философской опорой всей ранней китайской махаяны.

Собственные взгляды Кумарадживы выражены преимущественно в «Переписке» с основоположником китайского общества Белый Лотос (см. БЕЛЫЙ ЛОТОС) Хуэй-юанем и отразили его махаянские установки как по философским, так и по религиозным вопросам. Кумараджива отвергал авторитет Абхидхармы, (см. АБХИДХАРМА) а сутры интерпретировал в соответствии с учением мадхьямики о двух истинах. Мадхьямика (см. МАДХЬЯМИКА) для него - это ученая форма (шастра) махаяны.

Полезные сервисы