ж.
1. Группа густо растущих кустов или лиственных деревьев.
2. устар.
Скопление каких-либо предметов или людей.
ж.
1. Группа густо растущих кустов или лиственных деревьев.
2. устар.
Скопление каких-либо предметов или людей.
КУПА - жен. (копить, копа?) груда, куча. ворох, кипа; группа, сбор, собрание вещей, предметов в одно место; колок; остров чего-либо. Посадите народ на купы по пятидесяти. Лук. Вали в одну купу! Деревья стоят купами, с прогалинами. Под липою стоит купка овец. Мраморная купа. Паокоона. Лень ставят купками. калуж. бабками, рученьками. Купный, совокупный, вместный, совместный, соединенный. Купное пребыванье, купное старанье наше, мое с ним. Купность жен. совокупность. Купина жен. вообще, соединение нескольких предметов: куст, купка дерсв или кустов; боскет, сноп, букет.
| Гнездо полевых мышей.
| Дмется, як жаба на купине, малорос. на кочке. Купена жен. кустик соломонова печать, Convallaria polygonata: вят. ландыш, Convallaria bifolia. Купинный, к купине относящийся нареч. купно, слитно с другим словом означает: соединенно, совместно: купновиновный, -вник, купнодушно, купноревнитель, -тельный, купнорожденный, -родный и пр. Купить что, скоплять, копить, собирать в купу. -ся, собираться в купу, образовать купину. Купальница или купаленка жен., симб. костер в поле, огонь на ночевке. (см. купать).
КУ́ПА -ы; ж. обычно мн.: ку́пы, куп. Группа густо растущих кустов или лиственных деревьев. Купы деревьев.
-ы,
ж.; обычнчо мн. ч. (ку́пы, куп). Группа густо растущих кустов или лиственных деревьев.
Дорога идет поймою [реки];
местами, сквозь купы кустов, показывается сверкающий изгиб Волги. Салтыков-Щедрин, Благонамеренные речи. Ветер шумел в купе старых чинар. М. Горький, Хан и его сын.
сущ. (греч. σωρός) - куча; (греч. κλισία), купа, группа. (2 Цар. 18, 17). - (Лук. 9, 14).
Купа, ы, ж.
Группа густо растущих кустов или лиственных деревьев.
► Со всех сторон горы... увенчан ные купами чинар. // Лермонтов. Герой нашего времени //
см. куща
См. coupe bucolique.
ку́па
"совокупность предметов, масса", укр., блр. ку́па "куча", ст.-слав. коупъ σωρός "куча, соединение" (Супр., Клоц.), болг. ку́път (Младенов 262), сербохорв. ку̏п "съезд, собрание", ку́па "куча" (Вук), ку̏па (Стулли), словен. kùp, род. п. kúра, чеш. kuра, польск. kupa "куча, толпа", в.-луж., н.-луж. kupa "холм".
Родственно лит. kаũраs "куча", авест. kаōfа- м. "гора, горб (верблюда)", др.-перс. kaufa-, нов.-перс. kōh "гора", д.-в.-н. houf "куча, холм"; другая ступень вокализма: лит. kupetà "небольшая копна сена", kùpstas "холм, бугорок", ирл. сúаn "куча" (*kupno-), д.-в.-н. hûfо "куча, толпа", алб. ḱipí "куча" (*kūpijā); см. Бернекер 1, 646; Траутман, ВSW 138; М.-Э. 2, 319, 344; Торп 94 и сл.; Бецценбергер у Стокса 93; Иокль, Stud. 43 и сл.; Фик 1, 27; Розвадовский, RО 1, 102. Нет основания говорить о заимствовании из герм., вопреки Хирту (РВВ 23, 334), Мейе (Ét. 236). Отсюда совоку́пный. О ки́па, которое относили сюда же (см. Брандт, РФВ 22, 143), ср. выше.
КУПА ы, ж. coupe f. Асне, хлебная мера <в Лионе> делилась на 6 бишетов (bichet), 24 купы (coupe) или чаши, 96 пикотинов и содержала 191' 7 литра. Петрушевский 1831 202. Купа .. хлебная мера в Женеве. Там же 215.
КУПА (греч.). 1) чугунный или медный котел, вмазанный в стену, в котором в красильнях заваривают краски. 2) (юг.-слав.). Группа островов.
- Группа густо растущих кустов или лиственных деревьев.
- На какой реке стоит литовский город Купишкис?
- На берегу какой реки стоит хорватский город Карловац?
КУПА́ВА, -ы и {{stl_8}}КУПА́ВКА{{/stl_8}}, -и, мн род. -вок, дат. -вкам, ж То же, что купальница.
Купавки хорошо посадить большими группами в тенистом саду, по краю водоемов с северной стороны дома (Газ.).
-ы и купа́вка, -и, род. мн. -вок, дат. -вкам, ж. обл.
То же, что кувшинка.
Крупные темные листья купавок, как раскрытые ладони, доверчиво и покойно лежали на светлой глади [воды]. Николаева, Жатва.
- Персонаж оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка».
- Персонаж пьесы Александра Островского «Снегурочка».
КУПАВИН
В «Снегурочке» у А.Н. Островского среди персонажей есть девушка по имени Купава. Это древнерусское имя, вероятно, связано с другой купавой - кувшинкой, которая «купается» в реках и озерах. И имени нет больше, и цветок редко кто назовет купавой, а фамилия осталась.
КУПАВИН
Купава - старинное русское женское имя. А. Н Островский назвал Купавой молодую девушку, жених которой полюбил Снегурочку. Вероятно, имя произошло от названия цветка "купава" - кувшинки, которая "купается" в реках и озерах. (Ф)
КУПАВИН
В «Снегурочке» у А.Н. Островского среди персонажей есть девушка по имени Купава. Это древнерусское имя, вероятно, связано с другой купавой - кувшинкой, которая «купается» в реках и озерах. И имени нет больше, и цветок редко кто назовет купавой, а фамилия осталась.
купа́вка, купа́вки, купа́вок, купа́вке, купа́вкам, купа́вку, купа́вкой, купа́вкою, купа́вками, купа́вках
сущ., кол-во синонимов: 8
адалень (5)
водяная лилия (8)
водяной лапушник (3)
кубышка (23)
кувшинка (10)
кувшинчики (3)
купава (3)
растение (4422)
прил., кол-во синонимов: 16
барахтавшийся (7)
булькавшийся (3)
джакузивший (1)
кепавшийся (1)
купорандавшийся (1)
курнавшийся (2)
мывшийся (25)
мывшийся в душе (1)
найтавший (4)
наслаждавшийся (46)
обмывавшийся (15)
окунавшийся (14)
плававший (17)
плескавшийся (14)
полоскавшийся (23)
упивавшийся (56)
м.
Результат смешивания различных сортов вин, чая в определённом соотношении с целью улучшения их качества, исправления недостатков и получения вина или чая определённого типа и состава.
КУПА́Ж -а; м. [франц. coupage] Спец. Смесь различных сортов вин (чая и т.п.) с целью улучшения их вкуса, качества.
* * *
купа́ж - купажирование (франц. coupage), смешение различных пищевых продуктов (вин, чая, соков и т. п.) в определённых соотношениях для улучшения качества, получения изделий определённого типа и состава.
* * *
КУПАЖ - КУПА́Ж (купажирование) (франц. coupage), смешение различных пищевых продуктов (вин, чая, соков и т. п.) в определенных соотношениях для улучшения качества, получения изделий определенного типа и состава.
КУПАЖ (купажирование) (франц. coupage) - смешение различных пищевых продуктов (вин, чая, соков и т. п.) в определенных соотношениях для улучшения качества, получения изделий определенного типа и состава.
КУПАЖ а, м. coupage m.
1. Такое смешение готовых виноградных вин, чтобы получилось вино лучше каждого из взятых. На практике к. ограничивается часто прибавкой к вину воды и веществ, маскирующих ее присутствие. Павленков 1911. Смешивание нескольких сортов виноградных вин для придания им определенных качеств. БАС-1.
2. хим. Разбавление одного продукта другим для получения заданных свойств. Сл. 1948. Фаля объясняла мне содержание настоек на травах, корнеплодах, листья и ветках, она была стихийно в этой своей страсти купажей и вытяжек. Г. Щербакова Митина любовь. // НМ 1997 3 26. Фирмы монополисты, разбросанные по всему свету давно продают смеси разных сортов кофе - купажи. Домовой 1995 11 31.- Лекс. Михельсон 1898: купаж; СИС 1949: купа/ж.
купажирование
- КУПАЖ, КУПАЖИРОВАНИЕ [фр. coupage] - смешивание нескольких сортов виноградных вин для придания им определённых качеств.
- Смешивание различных вин в определённом соотношении с целью улучшения их качества, получения вин определённых типов и составов.
КУПАЖИСТ а, м. coupage m. Тот, кто производит купаж. Купажист. АСПП 51. Купажист ликеро-водочных изделий. ЕТКС 1987 30. Купажист безалкогольных напитков. Сл. зан. 1988. Купажист безалкогольных напитков, пектинового экстракта. Купажист по табакам. Сл. зан. 2002. Другой мастер-класс провел Жан-Марк Оливье, главный мастер-купажист дома "Курвуазье". // ПИО 2002 5 27.
КУПАЖНЫЙ ая, ое. Отн. к купажу. Купажный чан. АСПП 52. ♦ Купажные напитки. Особую группу составляют напитки, полученные непосредственно перед их потреблением смешением различных компонентов: коктейли, глинтвейны, крюшоны, пунши, гроги, флипы и т. д. Похлебкин О кулинарии 119. <григорий Иванович> уже запросто отличал полусухие от полусладких, но и сортовые от купажных <вин>. Ю. Малецкий Огоньки. // Знамя 1990 12 110. - Лекс. СМ-82: купа/жный.
I м.; = Купа́ло
Бог лета, полевых плодов и летних цветов, которому в ночь с 6 на 7 июля по новому стилю (или с 24 на 25 июня - по старому), когда православные христиане празднуют Рождество Иоанна Крестителя, приносят жертвы, зажигая костры, через которые, чтобы обезопасить себя от леших, прыгают юноши и девушки, а также омываются водой (праздник сопровождается трапезой, обильными возлияниями, песнями, хороводами, гаданьями, а также сбором целебных трав и цветов).
II м.; = Купа́ло
Славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы во время одноименного праздника.
III м.; = Купа́ло
Народное название праздника первого покоса, сбора целебных трав, приметный день у землепашцев; День Ивана Купалы.
Купала
-ы, м.
В восточнославянской мифологии: святой, главный персонаж праздника летнего солнцестояния.
Родственные слова:
купа́льский
Этимология:
Образовано от общеславянского купать (← * kǫpati), имеющего основу * kǫp-.
Энциклопедический комментарий:
Иван Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя. В ночь на Ивана Купалу, т. е. с 23 на 24 июня (по старому стилю), празднуется летнее солнцестояние. Купалой называют куклу, чучело (женщины или мужчины), которые во время праздника топят в воде. Разжигаются священные костры, через них прыгают участники обряда: ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка или пламени костра зависит высота хлебов и т. п.). Прыганье через костры, бросанье в воду венков и др. - элементы языческой обрядности, сохранившиеся в празднике. Как сами обряды, так и название "Купала" указывает на соотнесение купальских ритуалов с огнем и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра. Начиная с этого дня разрешалось купаться, т. к., согласно народному поверью, Иоанн Креститель в этот день прогонял из воды злых духов.
Купа́ла - 1) славяно-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.
2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня старого стиля, когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнём и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
* * *
КУПАЛА - КУПА́ЛА,
1) славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.
2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя (см. ИОАНН Креститель) ). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
КУПАЛА -1) славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
КУПА́ЛА - в вост.-слав. мифологии и обрядности - назв. осн. персонажа праздника, приуроч. к летнему солнцестоянию и самого этого праздника, к-рый справляется в ночь на 24 июня, т. е. на день Иоанна Крестителя - его нар. назв.: Иван К. (от действия погружения в воду при крещении, ср. диал "К". - купель, Иван Купальник и т. п.). В этимологии этого слова пересекаются значения "купать" (окунать, погружать в воду) и кипеть (ср. родство с лат. именем Купидона и соотв. нарицательным cupido - стремление, на индоевроп. Кир - "кипеть", "вскипать", "страстно желать"). Т. о., само имя обряда и его гл. персонажа ассоциируются с водой и огнем. Купальский обряд относится к числу календарных, лучше сохранился у украинцев и белорусов, в частности в Полесье. К. называют и нек-рых участников обряда и - прежде всего - обрядовую куклу, к-рую либо сжигают, либо топят. Или же сжигают (топят) чучело, именуемое Мара (имя, родств. слову "умирать"), в песнях оно трансформируется в Марью, сестру Ивана. Кровосмесит. отношения между братом и сестрой становятся одним из гл. мотивов мифа, лежащего в осн. ритуала и реконструируемого по обрядовым песням. Отсюда и роль цветка Иван-да-Марья, в к-ром "воплощен" этот сюжет. Вообще праздник К. тесно связан с растит. кодом, именно в ночь на Ивана К. собирают травы для знахарства и колдовства (один из таких примеров хорошо изв. по пов. Н. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" - здесь отражено представление о том, что в эту ночь цветет папоротник, цветок к-рого открывает клады). Для праздника, связ. с солнцестоянием (солнцеворотом), естественно, что центр. его действие - возжигание костра. Иногда для этого специально добывают огонь трением, такой огонь наз. "чистым", в нек-рых песнях специально оговаривается, что этот огонь разжигает сам Бог. В костер бросают разные предметы для очищения, как очистит. обряд осмысляется и прыгание через костер. Нек-рые исследователи восстанавливают для купальской обрядности эротич. характер: по свидетельству христ. поучений против язычества, такие обряды кончались если не свальным грехом, то во всяком случае каким-то обрядовым разгулом. Соответственно, очистит. обряды трактуют как очищение после такого греха. Хотя в принципе такая схема соответствует структуре ритуалов (нарушение норм, а затем восстановление, возвращение к обычной нормиров. жизни), но как раз для купальской обрядности, видимо, гораздо труднее различить и отделить друг от друга грех и очищение от него, поскольку мотивы огня, купания, чистоты присущи всему обряду, а не какой-то заключит. его ч. Само прыгание через костер, имеющее очистит. смысл, во мн. местах является как раз нач. эротич. мотивов: девки и парни входят в лес порознь и стоят по разные стороны костра, потом парни прыгают через костер и оказываются вместе с девками. В др. случаях, как известно, прыгают через костер и девицы (на этом осн. сюжет "Снегурочки"; между прочим, эту сказку можно трактовать и в том смысле, что святой, очистит. огонь изгоняет из числа людей существо иной породы - искусств. чел., слепл. из снега, оживл. чудом или волшебством, - т. е. существо, возможно, опасное). Эта двойственность сюжета, видимо, присуща и самому празднику (ср. отмеч. выше двойственность назв. К. в связи с водой и огнем): будучи приурочен ко дню Иоанна Крестителя, этот праздник особенно ярко проявлялся в одном из вариантов возжигания костра, а именно в случае, когда зажигали колесо, поднятое на высоком шесте (ср. представление славян о солнеце как о колесе, к-рое находится на вершине мирового дерева). С др. стороны, ритуал имеет и б. простой пласт значений в аграрном "коде" (так, высота прыжка через костер или самого костра должна обеспечить высоту злаков и т. п., уничтожение обрядового чучела, как правило, ассоциируется с посевом-погребением и последующим воскрешением-прорастанием). Очень близкие параллели к слав. дают балтийские обряды в день Иоанна Крестителя, но и вообще во всей европ. традиции этот день сакрально отмечен (в связи с солнцестоянием).
Лит.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
Праздник Ивана Купалы. Худ. К. В. Лебедев
В имени Ивана Купала, или Иоанна Крестителя. Имя связано с глаголом купать. С этого дня разрешалась купаться, так как, по поверью, Иоанн Креститель прогонял в этот день злых духов из воды.
Купа́ла
день Ива́на Купа́ла, укр. купа́ло, купа́йло, блр. купа́ла. От Ива́н Купа́ла, собственно "Иоанн Креститель"; к купа́ть; см. Бернекер 1, 600; Соболевский, РФВ 22, 184 и сл. Начиная с этого дня разрешалось купаться, так как, согласно народн. поверью, Ио. Креститель в этот день прогонял из воды злых духов (Брюкнер 224 и сл.).
- Иван ... (праздник).
- Славянский праздник.
- Девушка, дарящая цветы в славянской мифологии.
- Главный персонаж праздника летнего солнцестояния у восточных славян.