сущ., кол-во синонимов: 1
команда (163)
кьёкенмёддинг
[ < дат. кухонные остатки] - скопление раковин и костей с угольными прослойками и с предметами утвари, первобытными орудиями и др. находками эпохи, предшествующей новокаменному веку; кьёкенмёддинги распространены по морским берегам и связаны со стоянками доисторических рыболовов-охотников, знакомых с мореплаванием
Кьёкке́нме́динги (от дат. køkken - кухня и mødding - свалка) (раковинные кучи), скопления раковин, костей рыб и животных, оставленные по берегам морей и рек первобытными людьми эпохи мезолита и неолита.
* * *
КЬЕККЕНМЕДИНГИ - КЬЕККЕ́НМЕ́ДИНГИ (от дат. kokken - кухня и modding - свалка) (раковинные кучи), скопления раковин, костей рыб и животных, оставленные по берегам морей и рек первобытными людьми эпохи мезолита и неолита.
КЬЕККЕНМЕДИНГИ (от дат. kokken - кухня и modding - свалка) (раковинные кучи) - скопления раковин, костей рыб и животных, оставленные по берегам морей и рек первобытными людьми эпохи мезолита и неолита.
кьеккенме́динги
(дат. kokken кухня + modding кухонные остатки) скопления раковин моллюсков и др. пищевых отбросов на стоянках эпохи неолита; к. распространены по морским берегам в связаны со стоянками первобытных рыболовов-охотников.
КЬЕЛЬДАЛЬ (Kjeldahl) Иоханн Густав Кристоффер (1849-1900) - датский химик. Исследования посвящены разработке методов анализа органических соединений. Предложил (1883) метод определения азота в органических веществах, названный его именем, а также методы определения различных сахаров в их смесях. Изучал свойства ферментов, оптическую активность белков.
КЬЕЛЬДАЛЬ Иоханн Густав Кристоффер - КЬЕ́ЛЬДАЛЬ (Kjeldahl) Иоханн Густав Кристоффер (1849-1900), датский химик. Исследования посвящены разработке методов анализа органических соединений. Предложил (1883) метод определения азота в органических веществах, названный его именем, а также методы определения различных сахаров в их смесях. Изучал свойства ферментов, оптическую активность белков.
КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813-55) - датский теолог, философ, писатель. Противопоставил "объективизму" диалектики Г. Гегеля субъективную ("экзистенциальную") диалектику личности, проходящей, по Кьеркегору, три стадии на пути к богу: эстетическую, этическую и религиозную. Полемизируя с официальной теологией, защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Оказал влияние на развитие датской литературы, в 20 в. - на экзистенциализм и диалектическую теологию. Основные сочинения: "Или - или" (1843), "Страх и трепет" (1843), "Философские крохи" (1844), "Стадии жизненного пути" (1845).
Кьеркегор (Киркегор) Сёрен Аби
(Kierkegaard, Soren Aabye) (1813-55), дат. философ. Получил теологич. образование. В своих, часто весьма полемических, соч., где этика соседствует с теологией, К. пишет о тяготах человеческой жизни с откровенно протест, т.зр. Осн. темы К. - вера, выбор, страх и душевные переживания - подчинены центр, теме: отношение человека к Богу. Объективизму диалектики Гегеля К. противопоставил субъективную (экзистенциальную) диалектику личности. В кн. Или - или (1843) К. описал принципиальный выбор, к-рый должен быть сделан между эстетич. и этич. формами человеческого существования. Согласно его экзистенциальной диалектике, личность проходит три стадии на пути к Богу: эстетич., этич. и религ. Соч. К. оказали значит, влияние на экзистенциализм. л
Кье́ркегор Сёрен - Киркегор (Kierkegaard) (1813-1855), датский философ, богослов, писатель. Противопоставил «объективизму» диалектики Г. В. Ф. Гегеля субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящей, по Кьеркегору, три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религиозную. Полемизируя с официальной теологией, защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Оказал влияние на развитие датской литературы, в XX в. - на экзистенциализм и диалектическую теологию. Основные сочинения: «Или - или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845).
* * *
КЬЕРКЕГОР Серен - КЬЕ́РКЕГОР (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813-55), датский теолог, философ, писатель. Противопоставил «объективизму» диалектики Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) субъективную («экзистенциальную») диалектику личности, проходящей, по Кьеркегору, три стадии на пути к богу: эстетическую, этическую и религиозную. Полемизируя с официальной теологией, защищал тезис о реальности христианства лишь для избранных, которые смогут реализовать свою экзистенциальную свободу. Оказал влияние на развитие датской литературы, в 20 в. - на экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) и диалектическую теологию (см. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ) . Основные сочинения: «Или - или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845).
* * *
КЬЕ́РКЕГОР (Киркегор, Керкегор) (Kierkegaard) Серен (полное имя Серен Обюе) (5 мая 1813, Копенгаген - 11 ноября 1855, там же), датский философ, писатель, теолог, предшественник современного экзистенциализма (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), чье доминирующее настроение - нет никакого другого мира, помимо мира человеческой субъективности, бытие вменено человеку как его собственное бытие (экзистенция) - унаследовано от подчеркнуто личного характера философствования Кьеркегора.
Ранние годы
В детстве Кьеркегор находился всецело под влиянием отца, воспитывавшего своих детей в духе сурового лютеранства и передавшего сыну ощущение ответственности за совершенное им в детстве святотатство. Отец, Михаэль Педерсен Кьеркегор, собственным трудом нажил состояние. Во время бомбардировки Копенгагена британскими войсками в 1807 его дома были разрушены, он был объявлен банкротом за год до рождения Серена. Однако в дальнейшем он поправил свои дела и оставил своим наследникам приличный доход.
В 1830 Кьеркегор начал изучать теологию, философию и психологию в Копенгагенском университете, но сдал кандидатский экзамен по теологии только в 1840. Затем, обручившись с Региной Ольсен, Кьеркегор готовился принять пасторский сан, одновременно работал над магистерской диссертацией, озаглавленной «О понятии иронии, с постоянной ссылкой на Сократа» (1841). В ней Кьеркегор рассматривает сократовскую иронию как критический метод, расчистивший путь для философии Платона (см. ПЛАТОН (философ)) и Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ); вслед за Гегелем (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) он осуждает иронию немецких романтиков, в частности, Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм) и Тика (см. ТИК Людвиг), приведшую к «совершенно неправомочной экзальтации субъективности». Однако при этом Кьеркегор упрекает Гегеля за высокомерное невнимание к той особенности иронии, которая наиболее соответствует его системе, - к позитивной силе негатива, к серьезности, с которой ирония воспринимает Ничто.
В том же 1841 внутренний конфликт, вызванный осознанием невозможности семейной жизни из-за обнаружившихся нервных заболеваний, но главным образом открывшаяся перед Кьеркегором судьба одинокого писателя привели к разрыву с невестой.
«Или-Или»
Осмысление этого события подтолкнуло Кьеркегора к усиленной литературной деятельности: в книге «Или-Или» (опубликованной в 1843 под псевдонимом Виктор Эремита, т. е. Одинокий Победитель, или Победоносный Отшельник) выдвигается необходимость выбора одного из двух типов существования («эстетического» и «этического») и, соответственно, жизненной позиции; причем важна не суть решения, но «действительность самого акта выбора», т. к. и позиция «эстетика» охвачена всеобщностью этического закона и подчинена требованиям долга и ответственности за свой выбор. Выражение мысли о безусловности морального обязательства художественными средствами (продуманная композиция произведения, многоголосие персонажей, богатство стиля) не случайно: тем самым Кьеркегор, подчеркивая важность собственно «эстетического» измерения человеческого существования, исследовал возможности словесного сообщения экзистенциального события (эстетического, этического и религиозного переживания).
«Страх и трепет»
Фундаментальное открытие и убеждение Кьеркегора в том, что «жизнь всякого человека замыслена религиозно», потребовало осмысления основы и границ «этического существования»; в книге «Страх и трепет» (1843, псевдоним Йоханнес де Силенцио), диалектически-лирическом переложении ветхозаветного сюжета о жертвоприношении Авраама (см. АВРААМ), Кьеркегор сосредоточивается на вопросе «возможно ли телеологическое отстранение этического», и в связи с этим - «существует ли абсолютный долг перед Богом». Парадокс веры в том, что отдельный человек, следующий «абсолютному» долгу, вступает в новое, парадоксальное отношение к этосу (см. ЭТОС), к «нравственному закону», так как, всегда пребывая внутри этического, все же стоит в абсолютном (ср. лат. «absolvo» - «отделяю»), особом отношении ко всеобщему. При этом парадокс, заостренный в деянии Авраама, - «отдельный человек определяет свое отношение ко всеобщему через свое отношение к абсолюту, а не свое отношение к абсолюту через свое отношение ко всеобщему» - обнажает и противоречие внутри морального веления, или долга, - противоречие между требованиями одновременно поступать и «из чистого [чувства] долга», и «в соответствии с долгом», что, по Кьеркегору, указывает на относительный характер всеобщего законодательства и очерчивает границы распространения последнего. Кьеркегор, описывая путь веры, продумывает цели, стоящие перед отдельным человеком (Den Enkelte), в том числе и способы противостояния власти авторитета или примера - орудий всеобщего (ибо Авраам ни в коей мере не являет собой примера для подражания).
«Повторение». Вера и Любовь
Повесть «Повторение» (псевдоним Константин Констанций), написанная и вышедшая в свет одновременно со «Страхом и трепетом», повторяет проблематику последней, однако в этом произведении в рамках автобиографического сюжета Кьеркегор в лице героя, безымянного молодого человека, захвачен поиском смысла происшедшего с ним события - несчастной любви, которая не может выразить себя в браке и которую герой воспринимает как кару. Движимый страстным желанием знать, в чем состоит его вина, он прибегает к «частному мыслителю» Иову (см. ИОВ (в мифологии)), сумевшему отстоять свою невиновность перед Богом и тем самым заслужившему повторения, т. е. возвращения всех тех богатств, которыми он владел. Герой же приходит к пониманию смысла повторения, который открывается только будучи осознан (повторен) как «внутренняя» проблема (Inderlighed), как способность сказать случившемуся «да» или «нет»: признать свою вину - или же, как Иов, отстаивать свою невиновность; эта способность воспитывается лишь свободой, которой равнозначно обретение веры. Главная идея повести проясняет фразу Дневника Кьеркегора 17 мая 1843: «Если бы у меня была вера, я бы не покинул Регину».
Тему этой дневниковой записи Кьеркегор развил в сочинении ««Виновен?» - «Не виновен?»», созданном тем же летом 1843 и впоследствии включенном в «Стадии на жизненном пути» (вышла в 1845 под псевдонимом Хиларий Бобенэр, т. е. Радостный Переплетчик).
«Понятие ужаса». Экзистенция
В книге «Понятие ужаса» (1844, псевдоним Вигилий Хауфниенсий, т. е. Копенгагенский Страж) в теологическом контексте догмата о первородном грехе Кьеркегор дает психологическое описание ужаса как «места» рождения человеческой экзистенции; Ничто (понимаемое Кьеркегором в соответствии с христианской догматикой как полное отсутствие внебожественного сущего), соответствующее состоянию неведения, невинности, в то же время рождает Ужас (Angest) - единственно возможное настроение человека посреди неведомого мира; невыносимость этого положения подталкивает к «грехопадению», что знаменует рождение «экзистенции». Сугубо психологический анализ грехопадения, проведенный на уровне развития науки психологии того времени, стремление удерживаться от метафизических и теологических спекуляций в сочетании с диалектическим методом позволили Кьеркегору сделать попытку определения экзистенции, исходя из такого переживания, которое одновременно является и аффектом Ничто (Ужас), и указанием на существование, имеющее место в противоположность Ничто. Экзистенция как таковая не поддается определению, однако ее переживания представляют собой качественные определенности, составляющие экзистенцию; так, через первый грех, совершенный Адамом, в человека входит греховность и удерживается в нем, вследствие чего индивидуум становится одновременно и самим собой, и представляет целый род. Однако Кьеркегор не отказывается от постулата о бесконечной природе человеческого духа и диалектически осмысляет человека как синтез антропологической конечности и бесконечности высших целей, духовной природы, противопоставленной ничтожности конечного. Благодаря этому синтезу в самом Ужасе проявляется психологически переживаемая возможность свободы, поскольку такой Ужас, превращающийся в страх греха, тем самым воспитывает силой веры, поскольку обнаруживает конечность своего предмета и, следовательно, убеждает человека в том, что он способен преодолеть грех.
Против Гегеля. Диалектика абсолютного парадокса
Вокруг парадоксальности человеческого разума, рожденного из страсти и восхищения перед непознаваемым, из устремления к неизвестному и предопределенного потерпеть крушение, разбившись о его границы, движется мысль Кьеркегора в «Философских крохах» (1844, псевдоним Йоханнес Климакус). Антигегельянская направленность этого сочинения привела Кьеркегора к утверждению и разработке нового метода мышления, противоположного спекулятивному, - так называемой экзистенциальной, «качественной диалектики абсолютного парадокса», чему посвящено «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» (1846, псевдоним Йоханнес Климакус). Экзистенция, по Кьеркегору, является главным предметом мысли, потому что этот вопрос наиболее важен для человека - того, кто существует (Den Existerende), ибо в экзистенции заключен его высший и наиболее конкретный интерес. Но попытка мыслить экзистенцию столь же затруднена, сколь и стремление абстрактно понять движение; это вызвано традицией рационалистического умозрения рассуждать «с точки зрения вечности», что, по Кьеркегору, удается исключительно при помощи абстракции. «Можно, пожалуй, с полным правом сказать, что есть вещь, не дающаяся мышлению, и это - экзистенция». Требование преодоления этой трудности, как не раз подчеркивает Кьеркегор, исходит из того, что «жизнь каждого человека замыслена религиозно»; труд продумывания существа и задач экзистенции - единственный способ «освободить место для Бога». Только на пути экзистенциальной диалектики противоречие между временностью человеческого существования и вечностью религиозной истины становится парадоксом, таким образом оно делает невозможным всякое движение назад, к снятию или разрешению конфликта; но на этом пути одновременно и проясняется смысл тезиса, антитезиса и их противостояния. Временность экзистенции проявляется не как ничтожность конечного, снимаемая в вечности абстракции, но, сохраняя свое качество, высвечивает вечность в ее конкретности, как жизнь, укорененную в веках.
Полемика. Огонь на себя
В начале 1846, завершая работу над «Послесловием» и намеренно озаглавив его «заключительное», Кьеркегор намеревался закончить свою литературную и философскую деятельность и стать пастором, т. к. решил, что исчерпал тот богатый полемический материал, который предоставили события его жизни. Но случилось так, что уже в январе ему открылась возможность прямо, не прибегая к псевдонимам, проповедовать то, что в своих литературно-философских произведениях он мог выражать только косвенно. После того, как сотрудник сатирического журнала «Корсар», литератор П. Л. Меллер, непочтительно отозвался о «Стадиях на жизненном пути», Кьеркегор, выступив с ответной критикой в газете «Fodrelandet», сознательно спровоцировал поток злых статей и карикатур на себя на страницах еженедельника. Так продолжалось до июля 1846; осмеиваемый, Кьеркегор приходил к новому пониманию страдания, его очистительной силы. «Я хочу обратить внимание толпы, хочу открыть ей глаза, и если она не поймет меня добром - заставлю насильно Раз толпа примется бить меня, внимание ее поневоле пробудится; еще лучше, если она убьет меня, - тогда внимание ее сосредоточится всецело, а, стало быть, и победа моя будет полною» (Дневник, запись января 1847). В марте 1847 Кьеркегор под своим именем выпустил «Назидательные речи, различные по духу», в том числе и «Евангелие страдания», где провозгласил страдание привилегией: оно формирует человека, приуготовляя его к вечности. В сентябре 1847 вышли в свет «Деяния любви», главный призыв которых - любить Бога и через это понять, что значит любить своего ближнего. В «Христианских речах» (1848) достигает вершины назидательная риторика Кьеркегора.
О христианстве. Конфликт с датской церковью
В то же время Кьеркегор использовал возможности экзистенциально-диалектического воздействия, таящиеся в религиозной проповеди, которые основаны на том, что само христианство как духовный феномен насквозь диалектично и его проблематика только заостряется по мере того, как растут умственные запросы современного человека. В двух последних крупных сочинениях - «Болезнь к смерти» и «Упражнение в христианстве» (1849, 1850, оба под псевдонимом Анти-Климакус) Кьеркегор, применяя диалектику «ради наставления и пробуждения», утверждает христианство-вызов, проявляющийся в «бездонном противоречии любви», которая в отличие от любви к мудрости требует взаимности. Возмущение (Forargelse) против христианства, по Кьеркегору, неизбежно, т. к. возмутителен сам догмат богочеловека, из которого следует требование подражания Христу, что невозможно из-за бесконечного различия между Богом и человеком. Согласно Кьеркегору, возможность возмущения является диалектическим прибежищем всего христианства, т. к. самый тяжкий грех - возмущения и отчаяния - искупается только верой, которая и прокладывает единственный путь «не к смерти, но к славе Божией» (Евангелие от Иоанна. 11:4).
В ожидании ответа на свой суровый вызов Кьеркегор писал новые, еще более наступательные религиозные речи («Полевая лилия и птица небесная», «Три благочестивые речи», 1849, «К самоиспытанию, рекомендовано современностью», 1851, «Судите сами», 1851-52). Но так и не дождавшись от священства и паствы признания в том, что датская государственная церковь не проповедует новозаветное христианство, Кьеркегор предпринял прямую атаку на церковь. После кончины 30 января 1854 главы датской церкви епископа Мюнстера в проповеди его преемника покойный был назван одним из свидетелей истины христианской церкви, что привело в негодование Кьеркегора, для которого «свидетель истины» имело евангельский смысл: мученик веры. С декабря 1854 по май 1855 он опубликовал 21 статью в «Fodrelandet», в том числе и опровержение проповеди нового епископа, а в мае основал собственную газету-листовку «Oieblikket» («Момент»), главным объектом критики которой стала «христианская церковь, упразднившая христианство». Последний, 10-й номер, был подготовлен к печати в октябре 1855, когда Кьеркегор смертельно заболел; спустя месяц он скончался, отказавшись принять последнее причастие.
Посмертная слава
Труды Кьеркегора в совокупности составляют около 14 тыс. страниц, в том числе 5 тыс. страниц, опубликованных Кьеркегором при жизни и примерно соответствующих содержанию «Собрания сочинений», подготовленного в 1901-06 (дополненного в 1920-е гг.) А. Б. Драхманом, Й. Л. Хейбергом и Х. О. Ланге и тогда же переведенного на немецкий язык. В 1910-е гг. его мысль развивали деятели венского литературно-философского авангарда (в частности, Л. Витгенштейн (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг) в эстетических и этических фрагментах своих «Дневников» опирался на тексты Кьеркегора в интерпретации Т. Хекера, считавшего Кьеркегора первым «философом языка»), позднее, в 1920-е гг., молодые теологи - издатели журнала «Zwischen den Zeiten», отвергнувшие постулаты либеральной теологии и оспорившие «естественность» человеческой религиозности (К. Барт (см. БАРТ Карл), Р. Бультман (см. БУЛЬТМАН Рудольф), Э. Бруннер (см. БРУННЕР Эмиль)). В то же время появился «реферат» некоторых текстов Кьеркегора в «Психологии мировоззрений» К. Ясперса (см. ЯСПЕРС Карл), а также «Бытие и время» М. Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин), признавшего Кьеркегора первым мыслителем, который глубоко продумал экзистенцию (правда, как «экзистентную» проблему, т. е. эстетически, этически, религиозно), и работы Г. Марселя (см. МАРСЕЛЬ Габриель Оноре), посвященные поиску пути «внутреннего христианства», - произведения, сыгравшие решающую роль в становлении экзистенциализма.
КЬЕРКЕГОР Серен (Kierkegaard, Soren)
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР
(1813-1855), датский философ, религиозный мыслитель и литератор, родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет. Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838. Двумя годами позднее он выдержал экзамен по теологии в университете. Подготовленная Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии была опубликована в начале 1841. В конце этого года произошло другое критическое событие - Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной Ольсен. Этот разрыв, вызвавший общественное неодобрение, сыграл одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора. Все, что он написал, несет след этого печального опыта. Во время краткого пребывания в Берлине (с октября 1841 по март 1842) Кьеркегор посещал лекции Фридриха Шеллинга. В 1843 он опубликовал несколько важнейших работ: Или - Или (Enten-Eller), Повторение (Gjentagelsen), Страх и трепет (Frygt og Baeven) и в дополнение - девять религиозных рассуждений в трех томах, названных Поучительные беседы (Opbyggelige Taler). Первые три книги вышли под псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них взгляды не были его собственными. Под Беседами стоит собственное имя автора. В 1844 вышли Философские крохи (Philosophiske Smuler) и Понятие страха (Begrebet Angest), а также еще девять бесед. Опубликованная в 1845 книга Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets vei) частично резюмирует предыдущие работы; в том же году вышли еще три беседы, получившие название Мысли по поводу критических ситуаций (Tre Taler ved tnkte Leiligheder). Самая значительная философская работа Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, - Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift) - вышла в начале 1846. С исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии. Нападки на Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 оказались третьим значительным внешним событием его жизни. Ответом явились Два века (To Tidsaldre) с анализом духа современности. В 1846-1848 он опубликовал несколько специфически религиозных сочинений: Деяния любви (Kjerlighedens Gjerninger), Христианские беседы (Christelige Taler), Поучительные беседы различного толка (Opbyggelige Taler i farskjellig Aand). До конца 1852 были написаны Болезнь к смерти (Sygdommen til Doden), Упражнения в христианстве (Indvelse i Christendom), К самопроверке (Til Selvprovelse), Судья себе самому (Dette skal siges), а также небольшая автобиографическая работа Точка зрения (Synspunktet for min Forfatter-Virksomhed). Это были последние работы Кьеркегора. В начале 1854 его внимание привлек экстравагантный панегирик в адрес бывшего епископа Мюнстера, произнесенный известным лютеранским теологом Мартизеном, и Кьеркегор пишет серию статей, направленных во имя христианства против "христианского мира" (Hvad Christus dmmer om officiel Christendom). В сентябре 1855 он почувствовал, что его внутренняя задача исполнена. Умер Кьеркегор в Копенгагене 11 ноября. Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс.
ЛИТЕРАТУРА
Киркегард С. Наслаждение и долг. СПб, 1894 Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993
Сёрен Кьеркегор.
Кьеркегор, Серен
КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813 - 55), датский теолог, философ, писатель, предшественник экзистенциализма. Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, в конце жизни вступил в бурную полемику с официальным протестантским богословием. Многие труды ("Или-или", 1843; "Страх и трепет", 1843; "Философские крохи", 1844) публиковал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художественную форму ("Дневник соблазнителя"). "Объективной" диалектике Г. Гегеля Кьеркегор противопоставил "субъективную" ("экзистенциальную") диалектику личности, проходящей 3 стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религиозную.
Кьо́га - Киога (Kyoga, Kioga), озеро в Восточной Африке, в Уганде. 2,6 тыс. км2, глубина 3-5 м. Заросло тростником и папирусом. Через Кьогу протекает р. Виктория-Нил.
* * *
КЬОГА - КЬО́ГА (Kioga), озеро в Вост. Африке, в Уганде, 2,6 тыс. км2, глубина 3-5 м. Заросло тростником и папирусом. Через Кьога протекает р. Виктория-Нил.
КЬОГА (Kioga) - озеро в Вост. Африке, в Уганде, 2,6 тыс. км², глубина 3-5 м. Заросло тростником и папирусом. Через Кьога протекает р. Виктория-Нил.
КЬЮЗЕК (Кьюсак) (Cusack) Элен Димфна (1902-81) - австралийская писательница. Реалистическая антифашистская пьеса "Тихоокеанский рай" (1956), романы "Скажи смерти "нет!" (1951), "Жаркое лето в Берлине" (1961). Антирасистские романы "Черная молния" (1964), "Обгоревшее дерево" (1969).
Кью́зек Элен Димфна - Кьюсак (Cusack) (1902-1981), австралийская писательница. Антифашистская пьеса «Тихоокеанский рай» (1956), романы «Скажи смерти "нет!"» (1951), «Жаркое лето в Берлине» (1961). Антирасистские романы «Чёрная молния» (1964), «Обгоревшее дерево» (1969).
* * *
КЬЮЗЕК Элен Димфна - КЬЮ́ЗЕК (Кьюсак) (Cusack) Элен Димфна (1902-81), австралийская писательница. Реалистическая антифашистская пьеса «Тихоокеанский рай» (1956), романы «Скажи смерти «нет!» (1951), «Жаркое лето в Берлине» (1961). Антирасистские романы «Черная молния» (1964), «Обгоревшее дерево» (1969).
Кью́зек, Кьюсак (Cusack) Элен Димфна (19021981), австралийская писательница. Антифашистская пьеса «Тихоокеанский рай» (1956), романы «Скажи смерти нет!» (1951), «Жаркое лето в Берлине» (1961). Антирасистские романы «Чёрная молния» (1964), «Обгоревшее дерево» (1969).
Кью́кор (Cukor) Джордж (18991983), американский режиссёр. В 192028 режиссёр в театре «Лицеум». В кино с 1929. Ставил преимущественно экранизации, комедии, мелодрамы: «Дэвид Копперфилд» (1934), «Ромео и Джульетта» (1936), «Филадельфийская история» (1940), «Газовый свет» (1944), «Моя прекрасная леди» (1964), «Богатые и знаменитые» (1981) и др. В фильмах Кьюкора участвовали самые прославленные актёры Голливуда.
Кью́кор Джордж (Cukor) (1899-1983), американский режиссёр. В 1920-28 в театре «Лицеум». В кино с 1929. Ставил преимущественно экранизации, комедии, мелодрамы: «Дэвид Копперфилд» (1934), «Ромео и Джульетта» (1936), «Филадельфийская история» (1940), «Газовый свет» (1944), «Моя прекрасная леди» (1964), «Богатые и знаменитые» (1981) и др.
* * *
КЬЮКОР Джордж - КЬЮ́КОР (Cukor) Джордж (полное имя Джордж Девью) (7 июля 1899, Нью-Йорк - 24 января 1983, Лос-Анджелес), американский кинорежиссер.
Добился выдающихся успехов в театре «Лицениум», где работал в 1920-28. Дух театра он позднее воплотил в фильмах «Двойная жизнь» (1947) и «Звезда родилась» (1954). В кино пришел как автор диалогов, работал вторым режиссером. Его первые картины «Бродвейская королевская семья» (1930) и «Опороченная леди» (1931) прошли малозамеченными, хотя они и открыли новую звезду кино - Т. Бэнкхэд. Открыл талант К. Хепберн (см. ХЕПБЕРН Кэтрин) в фильмах «Объявление о разводе» (1932) и «Маленькие женщины» (1933), но славу Кьюкору принесли картины «Обед в 8 часов» (1933) с Джин Харлоу (см. ХАРЛОУ Джин) и «Дэвид Копперфилд» (1934) с У. В. Филдсом. Умение работать с актерами не изменило ему и в дальнейшем, хотя работы Н. Ширер в «Ромео и Джульетте» (1936), Дж. Кроуфорд в «Сьюзен и Бог» (1940) и Г. Гарбо (см. ГАРБО Грета) в «Двуликой женщине» (1941) не принадлежат к их творческим вершинам.
Для Дж. Кроуфорд более удачными стали фильмы Кьюкора «Женщины» (1939) и «Лицо женщины» (1941). Триумфом «золотого» периода Кьюкора стали мелодрама «Дама с камелиями» (1937) с Г. Гарбо и салонная любовная комедия «Филадельфийская история» (1940) с К. Хепберн и К. Грантом. Психопатологический триллер «Газовый свет» (1944) принес премию «Оскар» И. Бергман (см. БЕРГМАН Ингрид), но не стал большой удачей режиссера. Более плодотворными оказались работы, обыгрывающие таланты актерского дуэта Треси (см. ТРЕЙСИ Спенсер) - Хепберн в фильмах «Ребро Адама» (1949) и «Пэт и Майк» (1952). Картина «Рожденная вчера» (1950) принесла премию «Оскар» Дж. Холлидею, хотя сам фильм получился довольно статичным.
В 1950-е годы ленты Кьюкора уже не достигали прежних высот, лишь мюзикл «Девушки» (1957) выделялся замечательной игрой К. Кендолл. «Девушки» явно превосходили удостоенную многих «Оскаров» (в том числе и за режиссуру) «Мою прекрасную леди» (1964). Не очень удачной получилась и драма «Дикий ветер» (1957) с А. Маньяни (см. МАНЬЯНИ Анна). Комедийный талант М. Монро (см. МОНРО Мэрилин) не спас примитивный сценарий музыкальной комедии «Займемся любовью» (1960), а такие экстравагантные проекты, как «Жюстина» (1969) и «Синяя птица» (1975, совместно с СССР), быстро канули в Лету. Экранизация романа Г. Грина (см. ГРИН Грэм) «Путешествия с тетушкой» (1972) с блистательной М. Смит в роли тетушки и последняя работа Кьюкора в кино «Богатые и знаменитые» (1981) - о женской дружбе-ненависти с Ж. Биссет и К. Берген вновь подтвердили репутацию Кьюкора как «женского режиссера», но не произвели большого впечатления из-за своей литературности.
- Американский актёр, исполнивший роль Майка Энслина в фильме «1408».
- Ирландская актриса, исполнившая роль миссис Пайк в фильме «Обитель проклятых».
- Американский актёр, исполнивший роль Роберта Хансена в фильме «Мёрзлая земля».
- Американский актёр, исполнивший роль Эдгара Аллана По в фильме «Ворон» (2012).
- Американский актёр, исполнивший роль Джексона Кёртиса в фильме «2012».
- Американский актёр, исполнивший роль Джонатана в фильме «Интуиция».
- Американский актёр, исполнивший роль Винса Паркина в фильме «Воздушная тюрьма».
- Американский актёр, исполнивший роль Мартина Бланка в фильме «Убийство в Гросс-Пойнте».
- Американский актёр, исполнивший роль Эдди Томаса в фильме «Любимцы Америки».
- Американский актёр, исполнивший заглавную роль в фильме «Макс».
- Американский актёр, исполнивший роль капитана Джона Греффа в фильме «Тонкая красная линия».
- Американский актёр, исполнивший роль Эда Дакоты в фильме «Идентификация».
- Американский актёр, исполнивший роль Дэвида Гордона в фильме «Дитя с Марса».
- Американский актёр, исполнивший роль Бранда Хаузера в фильме «Игра по-крупному».
- Американский актёр, исполнивший роль Чарли в фильме «Ледяной урожай».
- Американский актёр, исполнивший роль Роба Гордона в фильме «Фанатик».
- Американский актёр, исполнивший роль Адама в фильме «Машина времени в джакузи».
- Американский актёр, исполнивший роль Ника в фильме «Управляя полётами».
- Американский актёр, исполнивший роль Крейга Шварца в фильме «Быть Джоном Малковичем».
КЬЮЭ - «КЬЮ́Э» (Кьюар) (Cure), английская пост-панк (см. ПАНК-РОК)-группа, образована в 1976. Первоначальный состав: Роберт Смит (Robert Smith) (р. 21 апреля 1959, Кроули; гитара, вокал, автор песен; также параллельно с Cure играл в группе Siouxie And The Banshees), Лоуренс Толхерст (Lawrence Tolhurst) (р. 3 февраля 1959; ударные), Майкл Демпси (бас-гитара), Порл Томпсон (Porl Thompson) (р. 8 ноября 1957, Лондон; гитара. Явилась одной из лучших групп, игравших в стиле пост-панк «новой волны (см. НОВАЯ ВОЛНА (в музыке))», или «готический панк-рок». Стала заметным явлением не только в своем стиле, но и в современной музыке в целом. Изначально не будучи коммерческим, творчество Cure тем не менее имело большой успех в широких массах слушателей.
Наиболее известные альбомы: Three Imaginary Boys (1978), Faith (1981), Pornography (1982), The Head On The Door (1985), Standing On The Beach (1986), Kiss Me Kiss Me Kiss Me (1987), Disintegration (1989), Bloodflowers (2000), The Cure (2004). Для творчества Cure характерны сумрачная, тягучая мелодика, общее настроение отрешенности, философские раздумчивые тексты, немного «стеклянный» саунд (см. САУНД). В отличие от традиционного панка, представители которого отбрасывали от себя весь окружающий мир, Cure скорее выбрасывала себя из него. Не случаен избранный группой и ставший знаменитым имидж «неподвижных людей в черном». Несмотря на все это, музыка группы всегда была лиричной, гуманистичной и в конечном итоге позитивной, затрагивая вопросы человеческого эго и трудностей его бытия.
"КЬЮЭ" (Cure) - английская группа, образована в 1976. Первоначальный состав: Роберт Смит (гитара, вокал, автор песен), Лоуренс Толхерст (ударные), Майкл Демпси (бас). Огромную популярность приобрел Альбом "Pornography" (1982). Наиболее известные песни "The Hanging Garden", "Killing An Arab", "1000 Years" и др. Создали свой знаменитый имидж "неподвижных людей в черном". Альбом "The Head Of The Door" (1985) держался в британских хит-парадах в течение 38 недель благодаря изяществу, легкости, иронической отрешенности, прекрасному мелодизму.
КЬЯБРЕРА (Chiabrera) Габриелло (1552-1638) - итальянский поэт. Героические поэмы "Готиада" (1582), "Амедеида" (издана 1654) и др.; пасторальные драмы, лирика.
Кьябре́ра Габриелло (Chiabrera) (1552-1638), итальянский поэт. Героические поэмы «Готиада» (1582), «Амедеида» (издание 1654) и др.; пасторальные драмы, лирика.
* * *
КЬЯБРЕРА Габриелло - КЬЯБРЕ́РА (Chiabrera) Габриелло (1552-1638), итальянский поэт. Героические поэмы «Готиада» (1582), «Амедеида» (издана 1654) и др.; пасторальные драмы, лирика.
- С этим прославленным вином лучше всего сочетается тушёная с овощами телятина и знаменитый стейк по-флорентийски.
- Итальянское красное столовое вино.
- Итальянское вино в «соломенной бутылке».
Кьяроску́ро (итал. chiaroscuro, буквально - светотень), цветная ксилография; печатается с нескольких досок, покрытых красками близких оттенков.
* * *
КЬЯРОСКУРО - КЬЯРОСКУ́РО (итал. chiaroscuro, букв. - светотень), цветная ксилография; печатается с нескольких досок, покрытых красками близких оттенков.
КЬЯРОСКУРО (итал. chiaroscuro - букв. - светотень), цветная ксилография; печатается с нескольких досок, покрытых красками близких оттенков.
КЬЯРОСКУРО (ит. chiaroscuro - светотень)
распределение света и тени в живописи. Этот термин возник в Италии в 16 в. в качестве названия одного из видов гравюры на дереве, который в оттиске напоминает рисунок кистью, выполненный в колористической гамме из близких цветовых оттенков. Кьяроскуро как особую манеру светотеневой моделировки применяли в своих работах Леонардо да Винчи, Корреджо и венецианские мастера. Голландские живописцы, особенно Рембрандт, использовали кьяроскуро для передачи атмосферных эффектов, создания иллюзии пространства и трехмерного объема.
- Манера письма, которой мастерски владел Караваджо.
- Цветная ксилография.
- Скажите по-итальянски «светотень».
- Светотень, цветная ксилография.
Кьяру́джи (Chiarugi) Винченцо (17591820), врач, основоположник научной психиатрии в Италии. В конце XVIII в. первым в Европе отказался от применения цепей и кандалов при уходе за душевнобольными. Одним из первых начал читать лекции по психическим заболеваниям. Трактат «О помешательстве» (тт. 13, 179394), труды по венерическим и кожным заболеваниям, пеллагре.