Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

леска

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

ЛЕ́СКА и ЛЁСКА, лёски, жен. (разг.). То же, что леса.

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

ле́ска, , род. п. мн. ч. ле́сок

Словарь ударений

ле́ска, ; р. мн. ле́сок [не лё]

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова леска

Синонимы к слову леска

сущ., кол-во синонимов: 5

Морфемно-орфографический словарь

ле́с/к/а.

Грамматический словарь

Сканворды для слова леска

Полезные сервисы

лескать

Толковый словарь Даля

ЛЕСКАТЬ, ляскать; леснуть, ляснуть южн., зап., курск., тамб. лоскать, лосконуть; хлопать, щелкать бичом, хлестать, бить плашмя по воде рукою и пр. Лёснуть, ляснуть кого, ударить, хватить, хлеснуть. Что-то ляснуло в ушах, щелкнуло. Волк ляскает зубами.

| Трескать, жрать, жущерить, чавкать или жевать вслух. Ляснуться, шлепнуться, упасть. Хлеб ляскается, тул. с закалом, не выпечен, липнет к зубам и деснам. Ляс нареч. хлоп, щелк, бух, бац. Дать ляску, лускавку южн. дать щелчка. Лещать, ляскать продолжительно, хлопать, щелкать, плескать; резко и без умолку говорить. Вода лещит на мельнице. Бобы так и лещат (см. также леща, лещить; лощить, плыть по воздуху лоском, плавно и не маша крыльями). Лещи, поколе лещится, безличн. Леск, лескот муж. звук от хлопающего бича, и вообще, что лещит, ляснуло; ляск, ляскоть. В ушах лещит от крику. Леско нареч., новг., сиб. хлеско, склозко, скользко, бойко. Лечкать новг., пить, хлебать, локать;

| вят. болтать, молоть.

Этимологический словарь

Полезные сервисы

лескейз (lescaze) уильям

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

лескейз уильям

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

лескин

Грамматический словарь

Лески́н ф., 1а ~0 [проф. <мс 1b>]

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

лескин (leskien) август

лескин август

Энциклопедический словарь

Лески́н Август (Leskien) (1840-1916), немецкий языковед, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1876), один из основателей младограмматической школы (смотри Младограмматизм). Основные труды в области индоевропейского языкознания, балтийских, славянских., германских языков, литуанистики, южнославянской палеографии. Автор грамматики старославянского языка. (1871).

* * *

ЛЕСКИН Август - ЛЕСКИ́Н (Leskien) Август (8 июля 1840, Киль - 20 сентября 1916, Лейпциг), немецкий языковед, индоевропеист и славист, профессор, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1876), один из основателей младограмматической школы (см. МЛАДОГРАММАТИЗМ). Основные труды в области индоевропейского языкознания, балтийских и славянских языков.

Учился в Киле и ЛейпцигеГ. Курциуса), позднее в Йене у А. Шлейхера (см. ШЛЕЙХЕР Август). Преподавал в Геттингене и Йене, с 1870 получил звание профессора славистики в Лейпцигском университете (см. ЛЕЙПЦИГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ); с 1876 стал ординарным профессором Лейпцигского университета, в этот период - главного центра младограмматизма и сравнительно-исторического языкознания. Лескин читал лекции до 1915; среди его учеников и слушателей в разное время были И.А. Бодуэн де Куртенэ (см. БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ Иван Александрович), Л. Блумфилд (см. БЛУМФИЛД Леонард), Ф.Ф.Фортунатов (см. ФОРТУНАТОВ Филипп Федорович), Ф. де Соссюр (см. СОССЮР Фердинанд де), Л.Теньер, Н.С.Трубецкой (см. ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич) и др. Его лекции пользовались большой популярностью во всей Европе и способствовали формированию «лейпцигской школы» младограмматиков. Лескин был одним из первых исследователей истории славянских и балтийских языков; ему принадлежит одна из наиболее распространенных классификаций основ славянского глагола. Автор древнеболгарской (1871) и сербо-хорватской (1914) грамматик, очерков по истории именного склонения в литовском, славянских и германских языках (1876).

Полезные сервисы

лескина закон

Лингвистика

Лески́на зако́н -

закон сокращения конечных долгот в

пралитовском языке. Сформулировал А. Лескин в 1881. В конечном слоге многосложных слов все

акутированные (восходящедолгие) монофтонги и дифтонги íe,

úo сократились (за исключением нескольких специальных форм типа 3‑го

лица множественного числа будущего времени),

тогда как o, é, ie, uo и u сохраняли долготу, с преобразованием интонации в циркумфлексную

(нисходящедолгую). Дифтонги ái, éi, áu также могли не сокращаться, но

под ударением изменили интонацию на aĩ, eĩ, aũ или сохранили (по говорам) акут, ср. соответствующее ударение кратких и полных прилагательных (на основе которых был сформулирован

Л. з.): gerà, gerù, gerì и др. в конечном слоге при geróji, gerúoju,

geríeji в середине слова; в глагольных формах

sakaũ, sakaĩ, но sãko, sãkome и т. д. Относительная хронология

показывает, что в период действия закона некоторые долгие ещё не

сократились (‑ie, ‑ī > i и т. д.). Сам Лескин разделял

традиционную точку зрения о том, что в «моросчитающих языках», к которым относится и литовский, различия в интонациях определяются

взаимодействием ударного и предударного слогов (отсюда и колебания

типа rankà, rañkos, galvà, gálva).

В других балтийских языках сокращение

конечных долгот определялось иными закономерностями: в прусском они сократились под ударением, а в латышском - последовательно и независимо от этих

условий; таким образом, зависимость тона и

долготы от ударения и распределение признаков на конечных слогах в

литовском языке представляет наиболее архаическое состояние среди

балтийских языков.

Действие Л. з. вызвало перемещение ударения по Фортунатова - Соссюра закону, что даёт основание

некоторым учёным считать Л. з. начальным условием закона Фортунатова -

Соссюра и не выделять его как самостоятельный закон. Однако Л. з. важен

тем, что он описывает распределение, предшествующее началу всех типов

оттяжек ударения, в т. ч. и на последующий слог.

Морфонологические следствия изменений по

Л. з. чрезвычайно важны, поскольку после преобразования долгот и

последовавших затем оттяжек ударения стали возможны те акцентные

парадигмы, которые являются специфически

литовскими и поддерживают архаический облик всей языковой

системы.

Leskien A., Die Quantitätsverhältnisse im Auslaut

des Litauischen, «Archiv für slavische Philologie», 1881, Bd 5,

S. 188-90;

Stang Chr. S., Vergleichende Grammatik der

Baltischen Sprachen, Oslo - Kbh., 1966, S. 115-20.

В. В. Колосов.

Полезные сервисы

леско

леско (lescot) пьер

леско пьер

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

лесков

Грамматический словарь

Леско́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова лесков

Полезные сервисы

лесков ник. сем

Гуманитарный словарь

ЛЕСКО́В Ник. Сем. (1831-95) - писатель. Род. в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской г-зии, служил чиновником в Орле и Киеве. Лит. деят-ностью занимался с 1860, публикуя ст. в киевской и петерб. прессе. В 1861 переехал в Петербург. Публикация ст. о петерб. пожарах в газ. "Северная пчела" (1862) была воспринята как провокационное выступление, направл. против рев. демократов. Полемику с радикальными идеями, с опасностью экстремизма Л. продолжил в антинигилистич. ром. "Некуда" (1864) и "На ножах" (1871), после к-рых он был надолго подвергнут лит. остракизму. В 1860-70-е гг. сложился гл. жанр лесковского творчества - рассказ-очерк, написанный, как правило, в сказовой манере и живописующий колоритные, противоречивые, безудержные в добре и зле характеры провинциальной России ("Овцебык", 1862; "Леди Макбет Мценского уезда", 1865; "Запечатленный ангел", 1873 и др.). Гл. героями ром.-хроники "Соборяне" (1872) стали чистые духом "праведники" из среды провинциального духовенства. Тема праведничества чрезвычайно важна для Л. Цикл "Праведники" составил особый том в собр. его соч. ("Однодум", 1879; "Несмертельный Голован", 1880; "Левша", 1881; "Очарованный странник", 1873; "Человек на часах", 1887 и др.). В 1880-90-е гг. в творчестве Л. нарастает соц. критицизм, его взгляды и убеждения становятся более радикальными. Он обращается к трагич. конфликтам эпохи крепостного права ("Тупейный художник", 1883), с сатирич. злостью изображает жизнь совр. чиновничества, духовенства, распад семейных связей ("Административная грация, 1893; "Загон", 1893; "Зимний день", 1894 и др.). Том собр. соч., куда входил сатирич. цикл "Мелочи архиерейской жизни" (1878-80), был в 1889 изъят и сожжен по пост. дух. цензуры, а пов. "Заячий ремиз" (1894) опубл. только в 1917. Поиск положит. идеалов у позднего Л. продолжен циклом легенд-стилизаций на сюжеты древнерус. житийного сб. "Пролог" ("Прекрасная Аза", 1888; "Гора", 1890; "Невинный Пруденций", 1891). В этих произв. ощутимо влияние Л. Толстого, проповедь к-рого привлекает Л.: он ведет с Толстым переписку, пропагандирует его учение в своих ст. Л. также автор критич. ст. о ром. Н. Чернышевского "Что делать?", о Толстом, Ф. Достоевском, Т. Шевченко. Воспринимаемый мн. современниками как "писатель-анекдотист", Л. постепенно стал в ряд крупнейших рус. писателей-классиков 19 в.

Н. С. Лесков

Н. С. <a href='/dict/лесков' class='wordLink' target='_blank'>Лесков</a>

Полезные сервисы

лесков николай семенович

Энциклопедический словарь

Леско́в Николай Семенович (1831-1895), русский писатель. Антинигилистические романытом числе «Некуда», 1864), романы-хроники о русской провинциидуховенстве - «Соборяне», 1872; о дворянстве - «Захудалый род», 1874); повести и рассказы о праведниках («Очарованный странник», 1873; «Однодум», 1879), о талантливых умельцах («Левша», 1881), русских женщинах («Леди Макбет Мценского уезда», 1865); христианские легенды; сатирические произведения («Смех и Горе», 1871). Всеохватная острополемическая публицистика, литературная критика и мемуары. Критикуя современные социальные отношения, отклоняет всякий «революционаризм» и радикализм «образованной невежественности» в «развязывании узлов» народной жизни. Обнажая шекспировский накал простонародных страстей, живописуя традиционный религиозно-бытовой уклад и пестроцветье русской народной культуры (фольклор, лубок, апокриф, художественное ремесло и др.), осознавая укоренённость христианской веры в России и «великую силу» отечественного «предания» («Запечатлённый ангел», 1873), воссоздаёт реальность по преимуществу в трагическом, идиллическом или парадоксально-анекдотическом преломлении. Жанровое и образное богатствотом числе документальность, автобиографизм, миф и гротеск) сочетается с разнообразием форм повествовательного сказа.

* * *

ЛЕСКОВ Николай Семенович - ЛЕСКО́В Николай Семенович (1831-95), русский писатель. Антинигилистические романы («Некуда», 1864; «На ножах», 1870-71); романы-хроники о русской провинциидуховенстве - «Соборяне», 1872; о дворянстве - «Захудалый род», 1874); повести и рассказы о праведниках («Очарованный странник», 1873; «Однодум», 1879), о талантливых умельцах («Левша», 1881); христианские легенды; сатирические произведения («Заячий ремиз», 1891-1894); мемуары и публицистика. Критикуя современные социальные отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и оправдывая укорененность христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном преломлении (трагическом, идиллическом или анекдотическом) ее разнородных начал. Разнородная жанровость и образность (документальность, автобиографизм, миф и гротеск) воплощается в разнообразные формы сказа (см. СКАЗ) с красочным обилием идиолектов.

* * *

ЛЕСКО́В Николай Семенович [4 (16) февраля 1831, сельцо Горохово Орловского уезда Орловской губернии - 21 февраля (5 марта) 1895, Петербург], русский писатель.

«Род наш ... происходит из духовенства...»

Внук священника, Лесков всегда подчеркивал свою родовую связь с сословием, изображение которого считал своей «специальностью» в литературе. Хотя отец Лескова «не пошел в попы», семинарское воспитание определило его духовный облик. Заседатель Орловской уголовной палаты, «превосходный следователь», получивший дворянство по выслуге и женившийся на девушке из дворянской семьи, в 1839 он вышел в отставку, купил хутор в Кромском уезде и уехал из Орла со всей семьей (из семерых его детей писатель был старшим). В деревне Лесков сошелся с крестьянскими детьми, до «мельчайших подробностей» узнал «простонародный быт». Детские воспоминания дали ему материал для рассказов «Несмертельный Голован» (1879), «Пугало» (1885), «Юдоль» (1892).

«Я ведь вполне самоучка...»

Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович), Л. Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), Л. Бюхнера (см. БЮХНЕР Людвиг), Г. Бабефа (см. БАБЕФ Гракх) , дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.

«Закабаление в литературу»

В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в петербургских журналах «Отечественные записки» (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ) и «Указатель экономический» (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов.

Успех и скандал

С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты - жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Об общественной позиции писателя в те годы свидетельствует его полемика с «Современником» (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)) , наиболее авторитетным журналом левой ориентации. Хотя сам Лесков, видимо, прошел через увлечение социализмом и в его окружение входили литераторы-радикалы, в начале 1860-х гг. он выступал уже как последовательный противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни. Оглушительный резонанс приобрела его статья по поводу петербургских пожаров 1862, сопровождавшихся слухами о поджигателях-революционерах. Писатель потребовал от правительства немедленного опровержения или доказательства этих слухов. Радикалы сочли его выступление за донос и открыли кампанию травли писателя, что навсегда оставило болезненный след в его памяти.

Антинигилистические романы

С января 1864 начал печататься роман Лескова «Некуда», окончательно подорвавший репутацию писателя в левых кругах. Современники восприняли роман как клевету на «молодое поколение», хотя, помимо «шальных шавок» нигилизма (см. НИГИЛИЗМ), писатель нарисовал и искренно преданных социализму молодых людей, поставив их в ряду лучших героев романаосновном - сторонников постепенного реформирования страны). Главная мысль Лескова - бесперспективность революции в России и опасность неоправданных социальных жертв - провоцировала неприятие романа в 1860-е гг. Лесков был объявлен «шпионом», написавшим «Некуда» по заказу III Отделения. Столь бурная реакция объяснялась и откровенной памфлетностью романа: Лесков нарисовал узнаваемые карикатуры на известных литераторов и революционеров. Антинигилистические мотивы, звучавшие и в других его произведениях 1860-х гг., а также роман «На ножах» (1870), где показан внутренний крах революционной мечты и нарисованы «мошенники от нигилизма», усугубили неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции. Его лучшие произведения тех лет - рассказы «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874) - прошли почти незамеченными.

Расцвет

Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне» (1872), продемонстрировавшая даже предубежденным читателям масштаб его художественного дарования. За внешне непритязательным рассказом о «житье-бытье обитателей старгородской поповки» проступает обобщенный образ национального бытия и самостоятельная концепция русской жизни. Борьба главного героя хроники священника Туберозова с «вредителями русского развития» (как нигилистами, так и равнодушными администраторами) - внутренняя пружина и смысловой центр повествования. Духовенство, вопреки инерции общественного мнения, трактуется в хронике и как сословие, хранящее традиционные ценности, и как социальная среда, откуда можно ожидать спасения для раздираемой противоречиями пореформенной России. Снискавшие широкий читательский успех рассказ «Запечатленный Ангел» (1872) и повесть «Очарованный странник» (1873) примыкают к «Соборянам» масштабом обобщения: на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере (см. Сказ (см. СКАЗ)): автор «прячется» за рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем сказовая форма стала самой продуктивной у Лескова, давшей характерные образцы его стиля («Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883 и др.).

«... Христианство есть учение жизненное»

Начиная с 1860-х гг. и до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества. Он входил в мир старообрядцев (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО) и сектантов, личностно принимая пафос поиска истинной веры. К 1880-м гг. в его взглядах обозначился интерес к протестантизму и разрыв с православием («у нас византиизм, а не христианство»), что привело в итоге к проповеди внеконфессионального христианства и сближению с толстовством (см. Толстовцы (см. ТОЛСТОВЦЫ)). Эволюция писателя от рассказа «На краю света» (1875) - художественной апологии национального православия, к очеркам «Мелочи архиерейской жизни» (1878), «Синодальные персоны» (1882), повести «Полунощники» (1891), где писатель выступал язвительным критиком официальной церковности, закономерно привела в 1880-е гг. к его «возвращению» в либеральную прессу и к постепенной реабилитации Лескова в общественном сознании. Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из «Пролога» (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию «легенд» из жизни первохристиан («Повесть о богоугодном дровоколе», 1886; «Скоморох Памфалон», 1887; «Зенон-златокузнец», 1890), превратив их в художественную проповедь «хорошо прочитанного Евангелия». Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием «церковной набожности, узкой национальности и государственности», упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.

«Лесков - писатель будущего» (Л. Н. Толстой)

До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровое новации - новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» - предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык 18 в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного»,1884), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887), умевшим писать и изысканно просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890). По достоинству Лескова-художника оценили только в 20 веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович) о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева (см. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович), опера Д. Д. Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.

Большой энциклопедический словарь

ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831-95) - русский писатель. Антинигилистические романы ("Некуда", 1864; "На ножах", 1870-71); романы-хроники о русской провинциидуховенстве - "Соборяне", 1872; о дворянстве - "Захудалый род", 1874); повести и рассказы о праведниках ("Очарованный странник", 1873; "Однодум", 1879), о талантливых умельцах ("Левша", 1881); христианские легенды; сатирические произведения ("Заячий ремиз", 1891-1894); мемуары и публицистика. Критикуя современные социальные отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и оправдывая укорененность христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном преломлении (трагическом, идиллическом или анекдотическом) ее разнородных начал. Разнородная жанровость и образность (документальность, автобиографизм, миф и гротеск) воплощается в разнообразные формы сказа с красочным обилием идиолектов.

Энциклопедия Кольера

ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831-1895), русский писатель. Родился 16 февраля 1831 в Орловской губернии. Его называли самым национальным из писателей России, однако в его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А.Скоттом. В Санкт-Петербурге, где Лесков прожил с 1861 до самой смерти, он разыгрывал роль провинциального литератора, постоянно противостоящего главным течениям столичной литературной жизни. Художественное творчество Лескова весьма разнообразно. Непреходящий интерес Лескова к религии отображен в романе-хронике Соборяне (1872), повестях Запечатленный ангел (1873) и На краю света (1875). Левша (1881) - знаменитый образец его комического, оригинального языка. Напротив, Леди Макбет Мценского уезда (1865) - жестокая повесть о незаконной страсти и убийстве, отличающаяся от всех других сочинений Лескова. Очарованный странник (1873) - русский плутовской роман, в котором, впрочем, сам рассказчик не плут, а скорее жертва плутов. В рассказе Несмертельный Голован (1880) выводится один из многочисленных комических персонажей Лескова, вписанных в красочные сцены российской провинциальной жизни. Полунощники (1891) - развернутая защита толстовства, где собраны воедино все существенные черты Лескова-повествователя: его народный сказ, где сказителем выступает центральный персонаж; языковая виртуозность, юмор и его особое умение обойти цензуру. Последний шедевр Лескова - Заячий ремиз (1894) является провидческим изобличением охоты на инакомыслящих. Умер Лесков в Санкт-Петербурге 5 марта 1895.

ЛИТЕРАТУРА

Столярова И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С.Лескова). Л., 1978 Лесков Н.С. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1981-1983 Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982 В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983 Лесков Н.С. О литературе и искусстве. Л., 1984 Лесков А.Н. Жизнь Н.Лескова, тт. 1-2. М., 1984

Полезные сервисы

лесков, николай семёнович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

<a href='/dict/николай' class='wordLink' target='_blank'>Николай</a> <a href='/dict/семёнович' class='wordLink' target='_blank'>Семёнович</a> <a href='/dict/лесков' class='wordLink' target='_blank'>Лесков</a>.

Николай Семёнович Лесков.

Лесков, Николай Семенович

ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831 - 95), русский писатель. Антинигилистические романы ("Некуда", 1864; "На ножах", 1870 - 71); романы-хроники о русской провинциидуховенстве - "Соборяне", 1872; о дворянстве - "Захудалый род", 1874); повести и рассказы о праведниках ("Очарованный странник", 1873; "Однодум", 1879), о талантливых умельцах ("Левша", 1881); христианские легенды; сатирические произведения ("Смех и горе", 1871); мемуары и публицистика. Критикуя современные социальные отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и пестроцветную народную культуру, осмысляя укорененность христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном переплетении (трагического, трагикомического, идиллического или анекдотического) ее разнородных начал. Жанровое и образное богатствотом числе документальность, автобиографизм, миф и гротеск) сочетается с красочным разнообразием форм повествовательного сказа.

Полезные сервисы

лесковац

лесковац (leskovac)

лесковка

Сканворды для слова лесковка

Полезные сервисы

лесковский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

лесковый

Толковый словарь Ожегова

ЛЕ́СКА, , ж.

Этимологический словарь

леско́вый

оре́х - обыкновенный орех. От *лѣска; ср. укр. лíска, лiщи́на "орешник", ст.-слав. лѣсковъ στυράκινος "из древесины дерева Stуrах", болг. леска́ "орешина", сербохорв. лиjѐска "орешник, лещинник", словен. lẹ́ska, чеш. líska, leština, слвц. lieska - то же, польск. laska "палка, посох", laskowy "ореховый", leszsczyna "орешник", в.-луж., н.-луж. lěskа - то же, полаб. leskōvêica "лесной орех".

Возм., от лес, леса́; см. Соболевский, РФВ 15, 366; Младенов 273; Брюкнер, AfslPh 39, 3; Голуб 132. Но допустимо также возведение к *vloiskā и родство с ирл. flesc (*vliskā) "ветка, прут", др.-инд. vlēṣkas "силок"; см. Лиден, Anlautsg. 25 и сл.; Торп 420; Перссон 808; против см. Бернекер 1, 713. Заимствование слова *lěskа из кельт. исключено, вопреки Шахматову (AfslPh 33, 91). Весьма сомнительно родство с лоза́ (см.), лит. lazdà "палка, орешник", вопреки Миклошичу (см. Мi. ЕW 167), Бернекеру (1, 713), Преобр. (I, 491); см. Лиден, там же.

Полезные сервисы