мн.
Сочетание различных цветовых оттенков с точки зрения яркости и насыщенности.
Тонади́лья (исп. tonadilla, буквально - песенка), испанская музыкальная комедия XVIII - начале XIX вв., часто сатирического характера, отражавшая злободневные события.
* * *
ТОНАДИЛЬЯ - ТОНАДИ́ЛЬЯ (исп. tonadilla, букв. - песенка), испанская музыкальная комедия 18 - нач. 19 вв., часто сатирического характера, отражавшая злободневные события.
ТОНАДИЛЬЯ (исп. tonadilla - букв. - песенка), испанская музыкальная комедия 18 - нач. 19 вв., часто сатирического характера, отражавшая злободневные события.
ТОНАДИЛЬЯ (исп. tonadillas, от tonada - песня). В испанских театрах - небольшая пьеска с пением, род водевиля.
ТОНАЛЬ -
часть реальности, окружающей человека, осознаваемой в виде смыслов и представленной в вербальном виде. Противоположное понятие Нагваль. Объекты, представленные Т. в сознании, отличаются от реальных по степени и глубине знаний о них и их взаимосвязей со всем Универсумом. Поэтому в нашем сознании мы имеем дело с субъективными отражениями действительности, которые далеки от истинной картины.
I нареч. качеств.-обстоят.
В соответствии с тональностью [тональность I 2.] как характером звучания голоса, его тембровой окраской.
II нареч. качеств.
Основываясь на применении тона [тон II 2.] как основного оттенка, сообщающего цельность колориту.
Тона́льное телеграфи́рование - метод передачи телеграфных сообщений по телефонным каналам связи с использованием переменного тока в диапазоне тональных частот (300-3400 Гц). При тональном телеграфировании стандартный телефонный канал делится на несколько каналов тонального телеграфирования по частоте или (и) времени. Появилось в 30-х гг. XX в., с 60-х гг. - основной метод телеграфирования. Наиболее распространено тональное телеграфирование с частотной модуляцией, что объясняется высокой помехозащищённостью соответствующей аппаратуры.
* * *
ТОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕГРАФИРОВАНИЕ - ТОНА́ЛЬНОЕ ТЕЛЕГРАФИ́РОВАНИЕ, метод передачи телеграфных сообщений по телефонным каналам связи с использованием переменного тока в диапазоне тональных частот (300-3400 Гц). При тональном телеграфировании стандартный телефонный канал делится на несколько каналов тонального телеграфирования по частоте или (и) времени. Появилось в 30-х гг. 20 в., с 60-х гг. - основной метод телеграфирования. Наиболее распространено тональное телеграфирование с частотной модуляцией, что объясняется высокой помехозащищенностью соответствующей аппаратуры.
ТОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕГРАФИРОВАНИЕ - метод передачи телеграфных сообщений по телефонным каналам связи с использованием переменного тока в диапазоне тональных частот (300-3400 Гц). При тональном телеграфировании стандартный телефонный канал делится на несколько каналов тонального телеграфирования по частоте или (и) времени. Появилось в 30-х гг. 20 в., с 60-х гг. - основной метод телеграфирования. Наиболее распространено тональное телеграфирование с частотной модуляцией, что объясняется высокой помехозащищенностью соответствующей аппаратуры.
I ж.
1. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона (в музыке).
2. Характер звучания голоса, его тембровая окраска.
3. перен.
Эмоциональный настрой музыкального произведения.
II ж.
1. Основной, преобладающий цвет, тон II 2., объединяющий отдельные цвета, оттенки в единое целое (в живописи).
2. перен.
Эмоциональный характер картины.
ТОНА́ЛЬНОСТЬ, тональности, жен. (см. тон) (муз.). Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией.
ТОНА́ЛЬНОСТЬ, -и, жен. (спец.).
1. Высота звуков лада, определяемая положением главного тона (первой ступени гаммы).
2. Преобладающее сочетание тонов (в 4 знач.) в картине.
3. перен. Основная эмоциональная настроенность в художественном произведении. Оптимистическая т. стиха.
ТОНА́ЛЬНОСТЬ -и; ж.
1. Муз. Высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда. Т. до мажор. Т. си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую. Изменить т.
2. Муз. Регистр голоса (обычно певческого). Низкая, высокая т. Элементы тональности. Издать романс в двух тональностях.
3. Основная эмоциональная настроенность литературного, драматического и т.п. произведения. Оптимистическая, трагическая, особая т. Т. стиха, рассказа. Определить т. романа. Придать лирическую т. спектаклю.
4. Иск. Сочетание основных цветовых тонов, оттенков; основной, преобладающий цвет, колорит чего-л. Мягкая, мрачная т. Т. пейзажа. Нарушение, изменение тональности картины.
* * *
тона́льность (музыкальн.), 1) высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тональности указываются основной тон (тоника) и ладовое наклонение (например, до мажор, ля минор).
2) Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор, Минор, Функции тональные). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в том числе на диссонансе в музыке XX в.
* * *
ТОНАЛЬНОСТЬ - ТОНА́ЛЬНОСТЬ, в музыке
1) высотное положение лада (см. ЛАД) (ладотональность). В обозначении тональности указывается основной тон (тоника (см. ТОНИКА) ) и ладовое наклонение (напр., до мажор, ля минор).
2) Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор (см. МАЖОР), Минор (см. МИНОР (в музыке)), Функции тональные (см. ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ)). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в т. ч. на диссонансе (см. ДИССОНАНС) в музыке 20 в.
ТОНАЛЬНОСТЬ - в музыке -..1) высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тональности указывается основной тон (тоника) и ладовое наклонение (напр., до Мажор, ля Минор)
2)] Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор, Минор, Функции тональные). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в т. ч. на диссонансе в музыке 20 в.
-и, ж.
1. муз.
Высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда.
Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор.
◊
[Модуляция] есть переход одной тональности в другую. А. Серов, Русская народная песня как предмет науки.
2. муз.
Регистр голоса (обычно певческого).
Романсы издавались Беляевым в двух тональностях - для высокого и низкого голоса. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.
3. иск.
Основная эмоциональная настроенность литературного произведения, пьесы, образа и т. п.
Решающим моментом в работе над ролью для меня всегда было определение ее тональности, ее основного звучания. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.
Лирические отступления дают тональность роману. Лидин, Побежденное время.
4. иск.
Основной, преобладающий цвет, колорит, сочетание тонов на картине, способствующие созданию той или иной эмоциональной настроенности.
В вопросах цвета она, пожалуй, даже острее его разбиралась и замечала малейшее нарушение тональности. Матюшина, За дружбу.
ТОНАЛЬНОСТЬ (музыкальное), в европейской классической музыке высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тона указывается высота основного тона (тоники) и лад, помещенный на эту высоту (например, до мажор, ля минор).
ТОНАЛЬНОСТЬ (субъективная модальность, текстовая модальность, текстовая экспрессивность) - текстовая категория, в которой находит отражение эмоционально-волевая установка автора текста при достижении конкретной коммуникативной цели, психологическая позиция автора по отношению к излагаемому, а также к адресату и ситуации общения. Определяется ценностными воззрениями автора и характером речевого взаимодействия. Наряду с оценочностью рационального типа, Т. составляет часть комплексной категории субъектности речевого произведения.
Содержание Т. - субъективное авторское видение и психологическое самораскрытие автора, обладающее, по закону эмоционального заражения, эффектом усиленного воздействия на адресата. Частные семантические сферы Т., выражаемые различными языковыми и речевыми средствами, - это эмоциональная оценка, интенсивность (усилительность, параметрическая чрезмерность) и волеизъявление, при ведущей роли эмоциональных (эмотивных) составляющих. Средства их выражения многообразны. В их числе эмоциональные междометия, эмоционально-экспрессивная лексика, в том числе с суффиксами субъективной оценки, слова-интенсификаторы, прямые и переносные формы повелительного наклонения, средства экспрессивной фоники и синтаксиса, специальные приёмы выразительности (тропы и фигуры). К ним могут добавляться нейтральные языковые единицы с контекстной эмоциональной коннотацией, ритмические и другие речевые средства эмоциональной экспрессии, композиционные приёмы экспрессивности.
По типу речевого воздействия Т. делится на три вида: 1) мажор, мажорная Т. (отражение положительных оценок и эмоций, активная энергия, общий оптимистический настрой); 2) минор, минорная Т. (отражение сниженных и отрицательных эмоциональных оценок, слабая энергия, общий пессимистический настрой); 3) нейтральная (нулевая) Т., характеризующаяся объективизированностью изложения, предельно малой значимостью психологической составляющей речевого общения. Переходными технологическими характеристиками Т. выступают покой (относительно ровное состояние, длительность той или иной Т.) и напряженность (неустойчивое состояние определенной Т., характеризующееся накоплением некоторого количества сигналов другой Т., дальнейшее увеличение которого способно привести к качественному скачку и переходу в эту другую Т.).
Спектр конкретных разновидностей Т. неисчислим и вряд ли может быть строго классифицирован.
На дотекстовом (языковом) уровне базовыми средствами Т. выступают языковые единицы, наиболее непосредственно выражающие семантику эмоциональности, усиления, волеизъявления. Это эмоциональные междометия, эмоционально-оценочная лексика и эмоционально-оценочные аффиксы, экспрессивные интонационные и синтаксические конструкции, лексико-семантические группы "Чувство" и "Воля", грамматические средства волеизъявления и др. В тексте языковые и речевые средства Т. (специальные приемы выразительности, единицы с контекстной коннотацией, темпоритм и др.) образуют функциональное поле, ядро которого состоит из единиц повышенной текстовой значимости - наиболее частотных и представленных в сильных позициях текста.
Текстовыми переменными поля Т. является не только состав ядра и периферии поля, но и открытый или скрытый характер эмоционального и волевого авторского настроя, однородность или неоднородность текста в тональном отношении, степень стандартности средств Т.
Т. может представлять собой текстовую константу, но чаще характеризуется изменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик, наличием не одного, а целого ряда тематических полей в зависимости от характера отношений коммуникантов, числа персонажей текста, количества предметно-тематических линий. Вариативность выражения данных смыслов очень велика. Тем не менее каждый функц. стиль характеризуется типовым представлением тонального содержания, отличным от всех других стилей. Различия определяются составом ядра и периферии в общем тональном поле класса текстов, плотностью средств тональности, количеством тональных субполей и т.д.
Так, в науч. стиле ядро тонального поля не совпадает с языковым: его составляют не прямые выразители эмоций, а нейтральные лексические единицы, передающие понятие об эмоциях, причем спектр последних совсем невелик (интерес, уверенность и неуверенность, удивление, сожаление). К ним примыкают лексические усилители (частицы и параметрические определения с усилительным значением: ведь, же, только, самый, сильный, богатый, большой). Авторское волеизъявление находит выражение в модальности долженствования и уверенной констатации высказываемых положений, но прямое выражение волюнтативности (через лексическую группу "Воля" и повелительное наклонение глагола) для науч. речи не характерно. Плотность поля тональности в науч. речи (за исключением оценочных жанров, таких как рецензия, отзыв) невелика, тональность может быть реализована и одиночными включениями. Т. о., ведущей тональностью науч. текста должна быть названа нейтральная, объективно-логическая, дополняемая разреженным и слабо выраженным полем тонально определенных средств эмоциональности, усиления и волеизъявления. Категория тональности в целом имеет в научной речи "отодвинутый" логизированный характер.
Для сравнения: в оф.-дел. стиле, отражающем социально-ролевое общение и ориентированном на констатацию фактов и на предписание адресату, психологические краски либо отвергаются в целом (текст констатирующих жанров строится в нейтральной тональности), либо сводятся к актуализации волеизъявления, обязательного предписания. Ядро текстового поля тональности заполняют лексические единицы с понятийной семой волеизъявления (обязанность, право, обеспечить, соблюдать, разрешить, необходимо, следует), клишированные конструкции того же рода (должен выполняться, нести ответственность, предоставить право) и грамматические конструкции, выдвигающие на первое место идею требования, указания, рекомендации (модально-инфинитивные и неопределенно-личные предложения). В отличие от научного стиля, тональные смыслы присутствуют в жанровых обозначениях оф.-дел. текстов, их заголовках и подзаголовках (закон, соглашение о взаимных обязательствах, требование, приказ). Однократного использования единицы предписания в сильной позиции текста достаточно, чтобы она могла сыграть роль текстового тонального ключа, задать тональность последующего фрагмента или целого текста. Т. о., оф.-дел. стиль имеет особый склад тональности, с доминированием волеизъявительного компонента.
Аналогичным образом может быть выделено типовое тональное содержание и других функц. стилей. В границах функц. стиля тональность дифференцируется в зависимости от жанра текста, и жанровые тональные доминанты обладают большей определенностью. Функц. стиль в целом характеризуется скорее единством статуса тональности в системе текстовых категорий, нежели единством тонального содержания. Т. может быть постоянной величиной текста, но чаще характеризуется переменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик. И всё же каждый функц. стиль характеризуется своей тональной картиной. Науч. речь настроена на нейтральную Т. с включениями элементов усиления и логизированных оценок. В оф.-дел. стиле доминирует компонент волеизъявления автора, в публицистике представлены разнообразные психологические краски, интенсификаторы, сигналы волеизъявления. Жанровая систематика функц. стиля уточняет общую картину Т., причём признак Т. иногда является важным жанрообразующим признаком (ср. такие жанры, как приказ и справка, беседа и допрос, речь на митинге и лекция).
Лит.: Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Труды Ин-та рус. яз. АН СССР. Т. 2. - М.; Л., 1950; Ляпон М.В. К вопросу о языковой специфике модальности, "Изв. АН СССР. Сер. Л и Я". Т. 30, 1971. - №3; Его же: Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. - Л., 1986; Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М., 1986; Горшкова М.Л. К определению понятия стилистической тональности художественного текста // Текст и его категориальные свойства. - Киев, 1989; Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. - Ростов н/Д., 1993; Матвеева Т.В. Тональность разговорного текста: три способа описания, "Stylistyka-V". - Opole, 1995.
Т.В. Матвеева
тона́льность, тона́льности, тона́льностей, тона́льностям, тона́льностью, тона́льностями, тона́льностях
сущ., кол-во синонимов: 35
высота (35)
до-диез-мажор (1)
до-диез-минор (1)
до-мажор (1)
до-минор (1)
колорит (12)
ля-мажор (1)
ля-минор (1)
ми-бемоль-мажор (1)
ми-бемоль-минор (1)
ми-мажор (1)
ми-минор (1)
настроенность (26)
ре мажор (1)
ре минор (1)
ре-бемоль мажор (1)
ре-бемоль минор (1)
ре-диез мажор (1)
ре-диез минор (1)
си мажор (1)
си минор (1)
си-бемоль мажор (1)
си-бемоль минор (1)
соль мажор (1)
соль минор (1)
соль-диез мажор (1)
соль-диез минор (1)
строй (48)
тон (28)
фа мажор (1)
фа минор (1)
фа-диез мажор (1)
фа-диез минор (1)
тональность (< тональный)
Манера изложения в устной или письменной речи;
напр. более мягкая Т., более жесткая Т.
См. tonalità.
ТОНАЛЬНОСТЬ и, ж. tonalité f.
1. спец. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона. БАС-1. Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Т. си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией. Уш. 1940. "Чуждые" друг другу тональности сближаются либо посредством промежуточных тональностей, либо внезапно посредством видоизмененных аккордов. Гнесин Мысли. ♦ Врать в тональности ре минор (ре мажор). мол., гом., шутл. О безудержной лжи. Мокиенко 2000.
2. Свойство, характер звучания тона, голоса; характер тембровой градации в речи. БАС-1.Как живописец благодаря своей палитре окрашивает и выделяет нужные места, так и актер в своей длинной роли тональностью выделяет важные места. Станиславский О перспективе роли.
3. перен. Основная эмоциональная настроенность литературного, драматического и т.п. произведения. БАС-1. Скепсис Эренбурга .. распространялся в первых его книгах .. на всю его тональность. Федин И. Эренбург. Такова тональность статьи, а согласно французской поговорке: "le ton fait le chanson". // НН 2001 57 147.
4. спец. Сочетание основных цветовых тонов; основной преобладающий цвет, колорит чего-л. БАС-1. - Лекс. Толль 1864: тональность; СИС 1937: тона/льность.
Основные интонационные средства. В русском языке выделяется шесть основных интонационных конструкций:
1) ИК-1: на звуках центра тон понижается, в постцентровой части тон ниже среднего; подобная ИК характерна для повествовательных предложений: Он подготовился к экзамену;
2) ИК-2: звуки центра произносятся в диапазоне предцентровой части, после центра наблюдается понижение тона; подобная ИК наблюдается в вопросительном предложении с обращением;
3) ИК-3: в центре резко восходит тон, затем после центра применяется тон ниже среднего; подобная ИК применяется в вопросительных предложениях без вопросительного слова;
4) ИК-4: в центре наблюдается нисходящее движение тона, в постцентровой части тон выше среднего; подобная ИК наблюдается в вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а;
5) ИК-5: на звуках первого центра восходящее движение тона, затем - нисходящий тон; тон между центрами выше среднего, в постцентровой части - ниже среднего; данный тип ИК встречается при описании высокой степени признака, действия, состояния;
6) ИК-6: наблюдается восходящее движение тона, тон в постцентровой части выше среднего; употребляется при описании высокой степени признака, действия, состояния.
Тона́льные языки́ (тоновые языки), языки, в которых тон (во 2-м значении) играет смыслоразличительную роль (например, китайский, вьетнамский).
* * *
ТОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ - ТОНА́ЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ́ (тоновые языки), языки, в которых тон (см. ТОН (о звуке)) (во 2-м значении) играет смыслоразличительную роль (напр., китайский, вьетнамский).
ТОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ (тоновые языки) - языки, в которых тон (во 2-м значении) играет смыслоразличительную роль (напр., китайский, вьетнамский).
I прил.
соотн. с сущ. тон I 1., 3., 4., 5., 6., связанный с ним
II прил.
соотн. с сущ. тон II, связанный с ним
ТОНА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. к Тон (1, 7 зн.) и Тона́льность. Т-ая частота, гамма. Т-ые отношения, переходы. Т-ое построение сюиты. Т-ое изменение пьесы. Т-ое нарушение. Т-ая живопись. Т. крем (жидкая пудра определённого тона).
◁ Тона́льно, нареч. Т. выдержанный рисунок.
-ая, -ое.
1. Относящийся к тону (в 1 и 9 знач.); звуковой или цветовой.
Тональные переходы.
2. муз., иск.
Относящийся к тональности (в 1 и 4 знач.).
Тональное построение сюиты.
тона́льный, тона́льная, тона́льное, тона́льные, тона́льного, тона́льной, тона́льных, тона́льному, тона́льным, тона́льную, тона́льною, тона́льными, тона́льном, тона́лен, тона́льна, тона́льно, тона́льны, тона́льнее, потона́льнее, тона́льней, потона́льней
тональный (< тон)
Связанный с изменением тона;
напр. Т. язык - язык, в котором высота звуков играет смыслоразличительную роль: вьетнамский, китайский.
См. tònico.
ТОНАЛЬНЫЙ ая, ое. tonal,-e adj.
1. спец. Отн. к тону <муз.> , свойственный ему. Тональная частота. БАС-1. Тональное построение сюиты. МАС-2.
2. Отн. к тону <цвету>, основанный на применении тонов. БАС-1. Тональные переходы. МАС-2. Тонально, нареч. БАС-1. - Лекс.: Брокг.: тональная система; СИС 1937: тона/льный.
Тона́рм (от нем. Ton - тон, звук и Arm - рука), составная часть звукоснимателя; служит держателем его головки и обеспечивает возможность перемещения последней от края грампластинки к её центру.
* * *
ТОНАРМ - ТОНА́РМ (от нем. Ton - тон, звук и Arm - рука), составная часть звукоснимателя; служит держателем его головки и обеспечивает возможность перемещения последней от края грампластинки к ее центру.
ТОНАРМ (от нем. Ton - тон - звук и Arm - рука), составная часть звукоснимателя; служит держателем его головки и обеспечивает возможность перемещения последней от края грампластинки к ее центру.
тона́рм
(нем. tonarm ton звук + arm рука) приспособление для закрепления звукоснимателя (адаптера) в проигрывателе граммофонных пластинок.
- Составная часть звукоснимателя.
- Рычаг на проигрывателе грампластинок (электрофоне), на который крепится головка с иголкой.