Толковый словарь
I ж.
1. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона (в музыке).
2. Характер звучания голоса, его тембровая окраска.
3. перен.
Эмоциональный настрой музыкального произведения.
II ж.
1. Основной, преобладающий цвет, тон II 2., объединяющий отдельные цвета, оттенки в единое целое (в живописи).
2. перен.
Эмоциональный характер картины.
Толковый словарь Ушакова
ТОНА́ЛЬНОСТЬ, тональности, жен. (см. тон) (муз.). Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией.
Толковый словарь Ожегова
ТОНА́ЛЬНОСТЬ, -и, жен. (спец.).
1. Высота звуков лада, определяемая положением главного тона (первой ступени гаммы).
2. Преобладающее сочетание тонов (в 4 знач.) в картине.
3. перен. Основная эмоциональная настроенность в художественном произведении. Оптимистическая т. стиха.
Энциклопедический словарь
ТОНА́ЛЬНОСТЬ -и; ж.
1. Муз. Высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда. Т. до мажор. Т. си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую. Изменить т.
2. Муз. Регистр голоса (обычно певческого). Низкая, высокая т. Элементы тональности. Издать романс в двух тональностях.
3. Основная эмоциональная настроенность литературного, драматического и т.п. произведения. Оптимистическая, трагическая, особая т. Т. стиха, рассказа. Определить т. романа. Придать лирическую т. спектаклю.
4. Иск. Сочетание основных цветовых тонов, оттенков; основной, преобладающий цвет, колорит чего-л. Мягкая, мрачная т. Т. пейзажа. Нарушение, изменение тональности картины.
* * *
тона́льность (музыкальн.), 1) высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тональности указываются основной тон (тоника) и ладовое наклонение (например, до мажор, ля минор).
2) Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор, Минор, Функции тональные). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в том числе на диссонансе в музыке XX в.
* * *
ТОНАЛЬНОСТЬ - ТОНА́ЛЬНОСТЬ, в музыке
1) высотное положение лада (см. ЛАД) (ладотональность). В обозначении тональности указывается основной тон (тоника (см. ТОНИКА) ) и ладовое наклонение (напр., до мажор, ля минор).
2) Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор (см. МАЖОР), Минор (см. МИНОР (в музыке)), Функции тональные (см. ФУНКЦИИ ТОНАЛЬНЫЕ)). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в т. ч. на диссонансе (см. ДИССОНАНС) в музыке 20 в.
Большой энциклопедический словарь
Академический словарь
-и, ж.
1. муз.
Высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда.
Тональность до мажор. Тональность си бемоль минор.
◊
[Модуляция] есть переход одной тональности в другую. А. Серов, Русская народная песня как предмет науки.
2. муз.
Регистр голоса (обычно певческого).
Романсы издавались Беляевым в двух тональностях - для высокого и низкого голоса. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.
3. иск.
Основная эмоциональная настроенность литературного произведения, пьесы, образа и т. п.
Решающим моментом в работе над ролью для меня всегда было определение ее тональности, ее основного звучания. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.
Лирические отступления дают тональность роману. Лидин, Побежденное время.
4. иск.
Основной, преобладающий цвет, колорит, сочетание тонов на картине, способствующие созданию той или иной эмоциональной настроенности.
В вопросах цвета она, пожалуй, даже острее его разбиралась и замечала малейшее нарушение тональности. Матюшина, За дружбу.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ТОНАЛЬНОСТЬ (музыкальное), в европейской классической музыке высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тона указывается высота основного тона (тоники) и лад, помещенный на эту высоту (например, до мажор, ля минор).
Поговорки
Врать в тональности ре-минор (ре-мажор). Жарг. мол., гом. Шутл. О безудержной лжи. Кз., 69.
Орфографический словарь
Стилистический словарь
ТОНАЛЬНОСТЬ (субъективная модальность, текстовая модальность, текстовая экспрессивность) - текстовая категория, в которой находит отражение эмоционально-волевая установка автора текста при достижении конкретной коммуникативной цели, психологическая позиция автора по отношению к излагаемому, а также к адресату и ситуации общения. Определяется ценностными воззрениями автора и характером речевого взаимодействия. Наряду с оценочностью рационального типа, Т. составляет часть комплексной категории субъектности речевого произведения.
Содержание Т. - субъективное авторское видение и психологическое самораскрытие автора, обладающее, по закону эмоционального заражения, эффектом усиленного воздействия на адресата. Частные семантические сферы Т., выражаемые различными языковыми и речевыми средствами, - это эмоциональная оценка, интенсивность (усилительность, параметрическая чрезмерность) и волеизъявление, при ведущей роли эмоциональных (эмотивных) составляющих. Средства их выражения многообразны. В их числе эмоциональные междометия, эмоционально-экспрессивная лексика, в том числе с суффиксами субъективной оценки, слова-интенсификаторы, прямые и переносные формы повелительного наклонения, средства экспрессивной фоники и синтаксиса, специальные приёмы выразительности (тропы и фигуры). К ним могут добавляться нейтральные языковые единицы с контекстной эмоциональной коннотацией, ритмические и другие речевые средства эмоциональной экспрессии, композиционные приёмы экспрессивности.
По типу речевого воздействия Т. делится на три вида: 1) мажор, мажорная Т. (отражение положительных оценок и эмоций, активная энергия, общий оптимистический настрой); 2) минор, минорная Т. (отражение сниженных и отрицательных эмоциональных оценок, слабая энергия, общий пессимистический настрой); 3) нейтральная (нулевая) Т., характеризующаяся объективизированностью изложения, предельно малой значимостью психологической составляющей речевого общения. Переходными технологическими характеристиками Т. выступают покой (относительно ровное состояние, длительность той или иной Т.) и напряженность (неустойчивое состояние определенной Т., характеризующееся накоплением некоторого количества сигналов другой Т., дальнейшее увеличение которого способно привести к качественному скачку и переходу в эту другую Т.).
Спектр конкретных разновидностей Т. неисчислим и вряд ли может быть строго классифицирован.
На дотекстовом (языковом) уровне базовыми средствами Т. выступают языковые единицы, наиболее непосредственно выражающие семантику эмоциональности, усиления, волеизъявления. Это эмоциональные междометия, эмоционально-оценочная лексика и эмоционально-оценочные аффиксы, экспрессивные интонационные и синтаксические конструкции, лексико-семантические группы "Чувство" и "Воля", грамматические средства волеизъявления и др. В тексте языковые и речевые средства Т. (специальные приемы выразительности, единицы с контекстной коннотацией, темпоритм и др.) образуют функциональное поле, ядро которого состоит из единиц повышенной текстовой значимости - наиболее частотных и представленных в сильных позициях текста.
Текстовыми переменными поля Т. является не только состав ядра и периферии поля, но и открытый или скрытый характер эмоционального и волевого авторского настроя, однородность или неоднородность текста в тональном отношении, степень стандартности средств Т.
Т. может представлять собой текстовую константу, но чаще характеризуется изменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик, наличием не одного, а целого ряда тематических полей в зависимости от характера отношений коммуникантов, числа персонажей текста, количества предметно-тематических линий. Вариативность выражения данных смыслов очень велика. Тем не менее каждый функц. стиль характеризуется типовым представлением тонального содержания, отличным от всех других стилей. Различия определяются составом ядра и периферии в общем тональном поле класса текстов, плотностью средств тональности, количеством тональных субполей и т.д.
Так, в науч. стиле ядро тонального поля не совпадает с языковым: его составляют не прямые выразители эмоций, а нейтральные лексические единицы, передающие понятие об эмоциях, причем спектр последних совсем невелик (интерес, уверенность и неуверенность, удивление, сожаление). К ним примыкают лексические усилители (частицы и параметрические определения с усилительным значением: ведь, же, только, самый, сильный, богатый, большой). Авторское волеизъявление находит выражение в модальности долженствования и уверенной констатации высказываемых положений, но прямое выражение волюнтативности (через лексическую группу "Воля" и повелительное наклонение глагола) для науч. речи не характерно. Плотность поля тональности в науч. речи (за исключением оценочных жанров, таких как рецензия, отзыв) невелика, тональность может быть реализована и одиночными включениями. Т. о., ведущей тональностью науч. текста должна быть названа нейтральная, объективно-логическая, дополняемая разреженным и слабо выраженным полем тонально определенных средств эмоциональности, усиления и волеизъявления. Категория тональности в целом имеет в научной речи "отодвинутый" логизированный характер.
Для сравнения: в оф.-дел. стиле, отражающем социально-ролевое общение и ориентированном на констатацию фактов и на предписание адресату, психологические краски либо отвергаются в целом (текст констатирующих жанров строится в нейтральной тональности), либо сводятся к актуализации волеизъявления, обязательного предписания. Ядро текстового поля тональности заполняют лексические единицы с понятийной семой волеизъявления (обязанность, право, обеспечить, соблюдать, разрешить, необходимо, следует), клишированные конструкции того же рода (должен выполняться, нести ответственность, предоставить право) и грамматические конструкции, выдвигающие на первое место идею требования, указания, рекомендации (модально-инфинитивные и неопределенно-личные предложения). В отличие от научного стиля, тональные смыслы присутствуют в жанровых обозначениях оф.-дел. текстов, их заголовках и подзаголовках (закон, соглашение о взаимных обязательствах, требование, приказ). Однократного использования единицы предписания в сильной позиции текста достаточно, чтобы она могла сыграть роль текстового тонального ключа, задать тональность последующего фрагмента или целого текста. Т. о., оф.-дел. стиль имеет особый склад тональности, с доминированием волеизъявительного компонента.
Аналогичным образом может быть выделено типовое тональное содержание и других функц. стилей. В границах функц. стиля тональность дифференцируется в зависимости от жанра текста, и жанровые тональные доминанты обладают большей определенностью. Функц. стиль в целом характеризуется скорее единством статуса тональности в системе текстовых категорий, нежели единством тонального содержания. Т. может быть постоянной величиной текста, но чаще характеризуется переменчивостью и разнонаправленностью эмотивных, параметрических и волюнтативных характеристик. И всё же каждый функц. стиль характеризуется своей тональной картиной. Науч. речь настроена на нейтральную Т. с включениями элементов усиления и логизированных оценок. В оф.-дел. стиле доминирует компонент волеизъявления автора, в публицистике представлены разнообразные психологические краски, интенсификаторы, сигналы волеизъявления. Жанровая систематика функц. стиля уточняет общую картину Т., причём признак Т. иногда является важным жанрообразующим признаком (ср. такие жанры, как приказ и справка, беседа и допрос, речь на митинге и лекция).
Лит.: Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Труды Ин-та рус. яз. АН СССР. Т. 2. - М.; Л., 1950; Ляпон М.В. К вопросу о языковой специфике модальности, "Изв. АН СССР. Сер. Л и Я". Т. 30, 1971. - №3; Его же: Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. - Л., 1986; Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М., 1986; Горшкова М.Л. К определению понятия стилистической тональности художественного текста // Текст и его категориальные свойства. - Киев, 1989; Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. - Ростов н/Д., 1993; Матвеева Т.В. Тональность разговорного текста: три способа описания, "Stylistyka-V". - Opole, 1995.
Т.В. Матвеева
Формы слов для слова тональность
тона́льность, тона́льности, тона́льностей, тона́льностям, тона́льностью, тона́льностями, тона́льностях
Синонимы к слову тональность
сущ., кол-во синонимов: 35
Лингвистические термины
тональность (< тональный)
Манера изложения в устной или письменной речи;
напр. более мягкая Т., более жесткая Т.
Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
ТОНАЛЬНОСТЬ и, ж. tonalité f.
1. спец. Конкретная высота звуков гаммы, определяемая положением главного тона. БАС-1. Та или иная гамма, лежащая в основе данного музыкального произведения. Тональность до мажор. Т. си бемоль минор. Переход из одной тональности в другую называется модуляцией. Уш. 1940. "Чуждые" друг другу тональности сближаются либо посредством промежуточных тональностей, либо внезапно посредством видоизмененных аккордов. Гнесин Мысли. ♦ Врать в тональности ре минор (ре мажор). мол., гом., шутл. О безудержной лжи. Мокиенко 2000.
2. Свойство, характер звучания тона, голоса; характер тембровой градации в речи. БАС-1.Как живописец благодаря своей палитре окрашивает и выделяет нужные места, так и актер в своей длинной роли тональностью выделяет важные места. Станиславский О перспективе роли.
3. перен. Основная эмоциональная настроенность литературного, драматического и т.п. произведения. БАС-1. Скепсис Эренбурга .. распространялся в первых его книгах .. на всю его тональность. Федин И. Эренбург. Такова тональность статьи, а согласно французской поговорке: "le ton fait le chanson". // НН 2001 57 147.
4. спец. Сочетание основных цветовых тонов; основной преобладающий цвет, колорит чего-л. БАС-1. - Лекс. Толль 1864: тональность; СИС 1937: тона/льность.
Словарь иностранных слов
Отличительное свойство тона.
Сканворды для слова тональность
- Гармоническая основа произведения.
Полезные сервисы