Историю экономического развития Марокко можно разделить на ряд этапов. Начало первого относится к 1840-1875, когда Марокко открыло двери европейской торговле. Затем последовал период политики протекционизма и внутренних экономических реформ конца 19 в., предпринятых по инициативе Мулай Хасана I (1873-1894). Провал реформ и политика европейских держав в отношении Марокко ускорили долговой кризис (1904-1912), который привел страну к установлению над ней экономического попечительства в рамках французского протектората, а также к разделу территории Марокко между Францией и Испанией и установлению международного управления Танжером (1912-1956). После обретения независимости (1956-1965) Марокко унаследовало экономику протектората, в основе которой лежал экспорт первичного сырья, цитрусовых и фосфоритов. Такая экономика не могла уберечь страну от валютного кризиса, частично вызванного резким повышением цен на мировом рынке сахара. Кризис побудил правительство установить более строгий контроль в сфере торговли и валютных операций и усилить государственный контроль над принадлежавшими французам сельскохозяйственными землями и экспортом овощей и фруктов с этих земель (1965-1973). В 1973-1978 Хасан II усилил внимание к проблемам индустриализации страны и развитию как государственных, так и частных предприятий, предназначенных для производства ранее импортируемых товаров. После двадцати лет кредитного контроля, лицензирования торговых операций и попыток развивать государственную экономику правительство было вынуждено сократить масштабы развития государственного промышленного и агропромышленного сектора и взять на вооружение экономические методы, способные стабилизировать макроэкономический дефицит. На протяжении 1979-1985, пользуясь благожелательным отношением со стороны Международного валютного фонда и Мирового банка, Марокко предприняло первые шаги по уменьшению внешней задолженности. После 1986 королевство осуществило либерализацию экономики, приватизировало государственную промышленность и создало в Касабланке фондовый рынок.
Колонизация и французский протекторат (1912-1956). Несмотря на то, что французское колониальное присутствие было относительно недолгим (44 года), оно способствовало развитию широкомасштабного товарного сельского хозяйства, сельскохозяйственного орошения, усилению экономической значимости Касабланки, крупномасштабному развитию добычи фосфоритов и преобладанию связей с Францией во внешнеторговом балансе. Сельскохозяйственная продукция - главным образом фрукты и овощи, а также фосфориты и фосфорная кислота - составляли важную часть марокканского экспорта в 1930-х годах и остаются ключевыми его статьями сегодня. Французский промышленный капитал во главе с Парижским и Нидерландским банком (Париба) и группой Шнейдер пользовался львиной долей экономических возможностей в Марокко.
Независимость и экспорт сырья (1956-1965). После 1961 Марокко вступило в период реализации финансируемых государством проектов развития и сравнительно сильного контроля государства над предпринимательством. При султане Мухаммеде V марокканцы начали брать экономику под свой контроль. Ключевые отрасли - железнодорожный транспорт, импорт чая и сахара - были национализированы вскоре после достижения независимости (монополия на чай и сахар была приватизирована в 1994). Марокко ввело в действий свой первый пятилетний план 1960-1964 с целью реорганизации сельского хозяйства и промышленности для удовлетворения социальных нужд и деколонизации экономики. План потерпел неудачу, и последовавшие инициативы правительства касались развития орошаемого земледелия и сферы торговли. В сфере импорта правительство разработало меры по уменьшению зависимости от ввоза сахара, которые предусматривали субсидирование местного производства сахарной свеклы и тростника на орошаемых площадях. Одновременно государство установило контроль над импортом чая и сахара. В сфере экспорта правительство повергло критике европейский агробизнес и вывоз за границы валютных средств, получаемых от экспорта марокканских овощей и фруктов. Было принято решение создать собственную маркетинговую компанию, которая должна была устанавливать параметры цен как для производителя сельскохозяйственной продукции, так и для посредников. Эта политика сопровождалась массовой передачей сельскохозяйственных земель от французов к частным марокканским производителям. Установление контроля государства над экономикой и частным сектором стали главными тенденциями в 1973-1978. После двух неудавшихся попыток государственного переворота в 1973 король и его экономические советники разработали план государственных инвестиций в экономику. Реализации плана способствовал резкий рост поступлений от продажи фосфоритов на мировых рынках. В области сельского хозяйства правительство Марокко ускорило реализацию программы по строительству в сельской местности дамб и созданию ирригационных систем. В области промышленного производства предусматривалась реализация Закона о "марокканизации" от 1973, в соответствии с которым всем иностранным предприятиям было предложено передать 51% акций марокканцам. Финансовое обеспечение плана по государственным инвестициям в экономику столкнулось с двумя препятствиями: все усиливавшейся вовлеченностью Марокко в конфликт в Западной Сахаре и резким падением на мировых рынках в 1975-1976 цен на сырье, включая фосфориты, на фоне роста импортной стоимости пшеницы и нефти. В результате "марокканизации" и политики вмешательства государства в управление экономикой создалась ситуация, когда большая часть собственности оказалась в руках небольшой группы государственных, частных и смешанных холдинговых компаний, включая "Омнимум Норд-Африкен", в которой сконцентрировались финансовые интересы финансовой корпорации ПАРИБА и членов королевской семьи, в частности брата короля Мулай Абдаллаха. В 1978-1979 королевство Марокко стало сворачивать свою инвестиционную программу. Оккупация бывшей Испанской Сахары обходилась стране в один миллион долларов в день, а военные расходы текущего бюджета достигли уровня 40%. Требовались дополнительные ассигнования для создания и развития инфраструктуры и предоставления субсидий сотням тысяч недавних переселенцев. Жесточайшая засуха вкупе с высокими ценами на мировом рынке пшеницы резко увеличили стоимость импорта этой культуры. Увеличивался внешний долг страны, а цены на ввозимые товары продолжали расти. Экономические советники короля Хасана II совместно с экспертами Международного валютного фонда (МВФ) занялись поисками стабилизационных мер. В 1979 МВФ совместно с Марокко разрабатывали программу налоговых реформ и улучшения системы управления в государственном секторе экономики. Однако все эти шаги не принесли желаемого результата, и страна приближалась к банкротству. В 1981 были урезаны субсидии на основные продукты питания. Такое решение властей вызвало недовольство в стране и побудило три профсоюза провести в Касабланке забастовку, которая в свою очередь привела к массовым протестам и многочисленным столкновениям с силами безопасности. Несмотря на все попытки правительства ввести новые меры по жесткой экономии и девальвации марокканской денежной единицы, дирхама, Марокко не сумело избежать кризиса. На протяжении 1985 увеличивался курс американского доллара, возрастали военные расходы на проведение операций в Западной Сахаре. Правительство пошло на сокращение расходов на инвестиции и социальную сферу, а король Хасан II объявил о намерении еще шире открыть двери страны для иностранных инвестиций.
Рыночная реформа. Процесс либерализации и приватизации продолжается с 1986 по настоящее время. С 1986, после того как были возобновлены контакты с МВФ, правительство Марокко предприняло ряд реформ в русле рекомендуемой фондом структурной перестройки экономики. Предлагаемые меры включали сокращение как государственного, так и импортного потребления (девальвация, бюджетные ограничения), поощрение рыночных сил, частных инвестиций и увеличение объемов экспорта (либерализация торговли, ослабление кредитного и валютного контроля, приватизация государственных предприятий, дальнейшее сокращение социальных субсидий и т.п.). В 1986 правительство Марокко либерализовало экспорт плодоовощной продукции и ликвидировало государственную маркетинговую компанию. В 1989 парламент одобрил пакет приватизационных законов, в соответствии с которым на продажу выставлялись принадлежащие государству акции 116 государственных предприятий. Государство отказывалось от своей доли в горнодобывающих, промышленных, туристических, сельскохозяйственных и финансовых предприятиях и учреждениях. С 1992 государство реализовало акций на сумму 1,5 млрд. дирхамов. В 1989 началась реализация реформ в области финансов. В итоге этих мероприятий внушительная сумма внешней задолженности значительно сократилась и в 1995 составляла 15,2 млрд. долл. Однако в 1990-е годы страна перешла от иностранных заимствований к внутренним, в результате общая сумма задолженности по отношению к ВВП составила 80%. Большим подспорьем для Марокко служит внушительный поток денежных переводов от марокканцев, работающих за границей. В 1996-1997 общая сумма переводов почти покрыла дефицит торгового баланса товаров и услуг. В 1996 было зафиксировано положительное сальдо текущего счета в размере 35 млн. долл., а в 1997 страна столкнулась с проблемой дефицита в размере 87 млн. долл. Существенную роль сыграло и то обстоятельство, что в знак благодарности за участие Марокко в антииракской коалиции во время войны в Персидском заливе государства Персидского залива списали с королевства долги в размере 3,5 млрд. долл. Доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) с 1970-х по 1990-е годы увеличилась с 16,5% до 19%. Объемы экспорта с 1980 по 1995 возросли с 2,42 до 6,68 млрд. долл. Вместе с тем с 1991 по 1997 расходы на содержание правительственного аппарата увеличились по отношению к ВВП с 15,6% до 17,9%. Поскольку на протяжении 1990-х годов темпы экономического роста отставали от темпов прироста населения, реальный ВВП в пересчете на душу населения почти не изменялся (1043 долл. в 1991 и 919 долл. в 1997). Сельское хозяйство по-прежнему остается уязвимым перед засухой, которая поразила Марокко в 1995. За пятнадцать лет, прошедших с 1980, страна пережила пять засушливых сезонов. В начале 1990-х годов на долю Франции пришлись 30% общей суммы иностранных инвестиций (400 млн. долл.). Близость Северной Африки к Европе и нехватка в европейских странах в 1960-1970-х годах рабочих рук привело к превращению королевства в главного экспортера дешевой рабочей силы преимущественно во Францию, Бельгию и Нидерланды. В то же время в Марокко получил развитие туристический бизнес. В результате туризм превратился во второй по значимости источник поступления иностранной валюты (1 млрд. долл.). Третьим по значимости источником государственных поступлений в 1991 стал экспорт фосфоритов и фосфорной кислоты (800 млн. долл. США). Постепенно была расширена и модернизирована инфраструктура страны, включающая в себя порты, железные дороги, аэропорты, автомобильные дороги, систему орошения, гидроэлектростанции, гостиницы и систему коммуникаций. Позитивная в целом картина экономики Марокко нарушается начавшимся с 1950-х годов демографическим бумом и резкими перепадами уровня жизни населения в различных районах страны. Как в городах, так и в сельских районах сохраняется высокий уровень безработицы (17,5%). Большая часть трудового населения Марокко занята в теневой экономике. По подсчетам, приблизительно 60% сделок осуществляются с нарушением законодательства. Северное побережье Средиземного моря, равно как и участок южного побережья на траверзе Канарских островов являются сферой влияния контрабандистов. Значительная по масштабам торговля гашишем из северных районов Рифа положила начало незаконному сельскохозяйственному экспорту, предназначенному преимущественно для стран Европы. В начале 1990-х годов марокканские наркоторговцы занялись также переброской в Европу кокаина и других сильнодействующих наркотиков, поступающих из стран Центральной и Южной Америки. В 1995-1996 король Хасан II предпринял ряд мер по ликвидации незаконной контрабандной торговли. Одновременно правительство объявило о начале кампании по борьбе с наркоторговлей. Запасы полезных ископаемых и энергоресурсы. Доля горнодобывающей промышленности в ВВП составляет ок. 3%. Марокко является ведущим производителем фосфоритов (третье место в мире по производству и первое по экспорту, главный импортер - США). Промышленное значение имеют также месторождения железной руды, свинца, марганца, кобальта, меди, барита, фторида и цинка. Фосфориты, разрабатываемые в районе Юсуфии и Хурибги, расположенном в зоне "фосфоритного плато", отличаются очень высоким качеством, впрочем, как и фосфориты месторождения Бу-Краа на территории Западной Сахары. С 1940-х годов ведется разработка месторождений каменного угля в районе Джерада, но вследствие истощения угольных пластов объемы угледобычи постоянно снижаются. Широкомасштабная нефтегазоразведка привела к обнаружению лишь нескольких незначительных месторождений, и стране приходится восполнять внутренние потребности в нефти и природном газе за счет импортных закупок. Сазопровода Магриб - Европа по подаче газа в Испанию позволяет пользоваться богатейшими ресурсами природного газа Алжира. Тем не менее поиски нефти продолжаются, при этом особое внимание уделяется прибрежному шельфу Атлантического океана. Нефтеперерабатывающие заводы построены в Сиди-Касеме и Мохаммедии. Вырабатываемая в Марокко электроэнергия поступает как с теплоэлектростанций (работающих на каменном угле и нефти), так и с гидроэлектростанций. В 1992 на ТЭС, работающих на дорогостоящих импортных угле и нефти, а также частично на местном угле, было выработано 9,5 млрд. кВт/ч электроэнергии. До середины 1990-х годов выработка электроэнергии находилась в ведении государства, но затем иностранные компании получили разрешение строить собственные электростанции. Объем электроэнергии, производимой гидроэлектростанциями, находится в прямой зависимости от количества осадков и составляет от одной восьмой до одной десятой общего объема производительности ТЭС.
Сельское хозяйство. Марокко продолжает оставаться преимущественно аграрной страной, в которой 40% трудоспособного населения занято в сельскохозяйственном производстве, дающем 25% экспортной продукции. Вместе с тем доля продукции сельского хозяйства составляет лишь незначительную часть ВВП (15% в 1992). Несмотря на успехи в развитии системы орошения, по-прежнему решающим фактором в сельскохозяйственном производстве Марокко остаются погодные условия. В традиционном сельском хозяйстве Марокко трудится ок. 90% трудоспособного сельского населения, которое обрабатывает 70% из имеющихся в стране 9,4 млн. га пахотных земель. В таких малопроизводительных хозяйствах практически не используется сельскохозяйственная техника, а полученная продукция потребляется главным образом самими производителями. У подавляющего числа марокканских земледельцев площадь земельного участка не превышает 5 га. Многие из них не владеют собственной землей и вынуждены наниматься сельскохозяйственными рабочими или же становиться издольщиками. На другом полюсе находится современный аграрный сектор с его крупными и современными хозяйствами, производящими товарную продукцию. Площадь лишь 1% сельскохозяйственных предприятий равна или превышает 50 га земли, но они дают 80% экспортной и 25% всей сельскохозяйственной продукции страны. В период 1969-1982, по мере увеличения потребностей городского населения в хлебобулочных изделиях и молочных продуктах, объем импорта продовольствия увеличился в 8 раз. За тот же период экспорт сельскохозяйственных культур, прежде всего цитрусовых, помидоров и ранних овощей, вырос вдвое. Несмотря на то, что в 1981-1992 общий объем сельскохозяйственного производства удвоился, его доля в ВВП неуклонно уменьшалась. Неблагоприятные погодные условия в 1991-1993 пагубно отразились на урожайности зерновых культур; худшие показатели наблюдались в 1980-1988, когда в Марокко свирепствовала засуха. Четыре пятых посевных площадей занимают пшеница, ячмень, бобовые и сахарная свекла. Лишь в 1980-х годах современный агропромышленный сектор обратился к широкомасштабному производству куриного мяса и яиц. Интенсивный характер приобрело скотоводство.
Рыболовство. Прибрежные воды Марокко богаты рыбными ресурсами. Страна занимает ведущее место в Африке по вылову сардин, осьминогов и тунца. Крупнейшими рыболовными портами являются Агадир, Тантан и Сафи. Три четверти улова составляют сардины, которые консервируют и отправляют на экспорт. После того как с середины 1980-х годов правительство стало предоставлять значительные субсидии на развитие отрасли, национальное рыболовство вышло на новые рубежи. В 1992 улов в прибрежных водах составил 421 тыс. т, а в открытом море - 125 тыс. т.
Лесное хозяйство. На протяжении 20 в. Марокко лишилось 70% лесов. Если в 1914 страна располагала 14 млн. га лесных угодий, то ныне их площадь сократилась до 4 млн. га. Леса покрывают ок. 9% поверхности королевства. В Марокко ежегодно уничтожается 30 тыс. га лесов и, хотя на площади 45 тыс. га осуществляются новые лесопосадки, принимается лишь 40-50% саженцев. В 1990 производство древесины составило 2,1 млн. куб. м. Дуб и атлантический кедр, древесина которых используется в декоративных целях и для различных поделок, произрастают в товарных лесах района Среднего Атласа и гор Риф, лесные массивы пробкового дуба в районе Гарба дают товарную пробку, остальная древесина идет на изготовление древесного угля, который широко используется населением Среднего Атласа и гор Риф для приготовления пищи. Туризм в Марокко служит вторым важнейшим источником получения валюты. В период 1987-1992 число иностранных туристов увеличилось вдвое, достигнув цифры 3,2 млн. человек; большая часть их приезжает в Марокко из Франции. Развитие туризма изменило облик Феса, Марракеша и ряда других, более мелких городов, таких, например, как Варзазат, где были построены крупные современные гостиничные комплексы.
Промышленное производство. Доля промышленного производства составляет ок. 19% ВВП. Большая часть многоотраслевого промышленного сектора Марокко была создана в 1950-е годы. Меры по либерализации инвестиционной политики, изменения в международном торговом законодательстве и приватизация государственных предприятий способствовали с середины 1980-х годов притоку инвестиций, но в целом местный промышленный сектор все еще слабо развит и базируется на семейном бизнесе. Покупательная способность населения невысока, и марокканская промышленность ориентируется главным образом на выпуск экспортной продукции (преимущественно текстиля и кожаных изделий) в страны Европейского Союза. Основная промышленная база страны сосредоточена в прибрежном районе Касабланка - Кенитра. Имеются предприятия по консервированию мяса и рыбы, рафинированию сахара, мукомольные заводы. Автосборочное производство в Касабланке работает на импортируемых узлах и деталях. Автомобильные компании "Рено", "Фиат" и "Пежо" собирают в Марокко легковые автомобили, "Форд", "Вольво", "Мерседес", "Хино" и "Исудзу" - грузовики, различные компании ведут сборку автобусов. В Касабланке функционирует значительное число фармацевтических компаний. 25% промышленных рабочих заняты на предприятиях текстильной отрасли, более 80% продукции текстильных фабрик идет на экспорт, главным образом в страны Европейского Союза. Производство фосфорной кислоты и тройного суперфосфата (для химических удобрений) осуществляется в районе Сафи и Джорф-Ласфар на предприятиях государственной компании "Офис шерифьен де фосфат" (ОШФ), которая участвует также в разработке и экспорте фосфатов. В 1993 эта компания приобрела контрольный пакет акций испанской компании по производству химических удобрений. В 1984 в средиземноморском порту Надор вступил в строй сталепрокатный стан.
Транспорт. Порты. Почти все товары в Марокко транспортируются морским путем. Хотя важнейшим морским портом по-прежнему остается Касабланка, по грузообороту на первое место вышла Мохаммедия, через которую в 1993 прошло 8,1 млн. т грузов, преимущественно нефти и нефтепродуктов. С 1985 началось ускоренное развитие порта Джорф-Ласфар, расположенного вблизи мест добычи фосфоритов. Другие крупные морские порты - Сафи (рыба и фосфориты), Кенитра (импорт зерновых), Танжер (имеет свободную от таможенных сборов зону), Надор и Агадир.
Железнодорожный транспорт. Марокко располагает эффективной железнодорожной сетью протяженностью 1,9 тыс. км, почти полностью построенной в середине 1930-х годов. Главные железнодорожные магистрали связывают Танжер с Фесом, Касабланкой и Марракешом; от Феса железнодорожное полотно проходит в восточном направлении к Уджде и дальше к Алжиру. С 1963 сеть железных дорог находится в ведении государственного Управления по эксплуатации железных дорог. Автомобильный транспорт Марокко располагает сетью асфальтированных шоссейных дорог общей протяженностью 75,6 тыс. км. Автомобильным транспортом осуществляется 85% пассажирских и 75; грузовых (без фосфатов) наземных перевозок.
Воздушное сообщение. Самолеты национальной авиакомпании "Руаяль Эр-Марок", выполняющей внутренние перевозки под названием "Руаяль Эр Интер", осуществляют рейсовое сообщение между главными городами королевства. Важнейший аэропорт находится в Касабланке; помимо него, Марокко располагает десятью другими крупными аэропортами, из которых пять имеют международное значение. В 1998 правительство Марокко обсуждало вопрос о приватизации авиатранспорта.
Внешняя торговля. В 1992 на страны Европейского Союза пришлось 64% экспорта из Марокко, а импорт из этих стран составил 54%. Во внешней торговле Марокко почти не присутствуют другие страны Магриба. Поставки нефти из арабских государств, прежде всего Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта, составили 13,4% всего импорта страны. Несмотря на то обстоятельство, что в последнее время экспорт Марокко значительно возрос как по стоимости, так и по объему, страна продолжает страдать от хронического дефицита торгового баланса. В период 1987-1992 сумма марокканского экспорта выросла на 44% и увеличилась в стоимостном выражении с 2,7 до 3,9 млрд. долл. США, сумма импорта возросла с 3,8 до 6,7 млрд. долл. Неблагополучное состояние внешней торговли Марокко можно объяснить высокой стоимостью импортируемой нефти, зависимостью страны в получении твердой валюты от туризма, экспорта продовольствия и фосфоритов. Объемы экспорта продовольствия находятся в прямой зависимости от погодных условий, мировые цены на фосфориты уже долгое время не поднимались, а что касается посещения Марокко туристами, то их численность напрямую зависит от состояния экономики европейских стран и таких международных событий, как, например, война в зоне Персидского залива. Тем не менее 2,2 млрд. долл., поступивших в 1992 в виде денежных переводов, позволили с учетом иностранных инвестиций свести годовой баланс с положительным сальдо 0,9 млрд. долл.
Национальная валюта. Денежная единица Марокко, дирхам, выпускается центральным банком страны, Банк аль-Магриб, который был основан в 1959. Первая эмиссия дирхама, привязанного к курсу французского франка, произошла в 1960. С 1985 поддерживается плавающий курс дирхама по отношению к твердым валютам.
Банковское дело. Принципы организации банковской системы Марокко в основном заимствованы у Франции. Государственный Банк аль-Магриб осуществляет контрольные функции над объемом денежной массы и проведением кредитной политики. Частные банки, число которых в середине 1990-х годов достигло примерно двадцати, функционируют как коммерческие и торговые банки. Важнейший из них - Коммерческий банк Марокко. Частично или полностью принадлежащие государству банки были основаны сразу после достижения Марокко независимости с целью оказания помощи отдельным секторам экономики: промышленности, сельскому хозяйству, гостиничному делу, недвижимости. Начиная с 1980-х годов были сняты все ограничения в отношении прав иностранного капитала на владение банками в Марокко, а предпринятые в 1993 реформы в сфере банковского дела поставили банки в равные условия. Для привлечения иностранного капитала в 1992 в Танжере была создана офшорная банковская зона. С середины 1990-х годов приватизации подверглись два государственных банка: Банк внешней торговли Марокко и Национальный банк экономического развития.
Налоги. В 1990 косвенные налоги - таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, а также гербовый и регистрационный сборы - составили 68% общей суммы налоговых поступлений, а прямые налоги - подоходный налог на юридические и физические лица - 32%. На протяжении 1990-х годов наблюдалось увеличение суммы налоговых поступлений с 51,8 млн. дирхамов в 1988 до 91,2 млн. дирхамов в 1993. Государственный бюджет Марокко на 1994 составил 111 млн. дирхамов (11,7 млрд. долл.); главные статьи расхода - оборона, сельское хозяйство и общественные работы.