- Русский художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа, автор серии рисунков с видами Санкт-Петербурга и Москвы.
махаев мих. ив
Гуманитарный словарь
МАХА́ЕВ Мих. Ив. (1718-70) - рисовальщик и гравер, учился и работал в Ландкартно-словорезной палате Петерб. АН (1731-70), за это время исполнил лучшие карты России 18 в. Но наиб. важной сферой деят-ности М. было рисование арх. проспектов. Самые значит. работы в этой обл. он выполнил в 1748-57, когда под рук. итал. живописца Дж. Валериани создал графич. образ СПб. своего времени. Для создания худож. образа М. использовал новые в рус. иск-ве приемы (не фронтальную, как прежде, а диагональную комп., кулисное построение, тональную градацию планов от темного к светл., свободное размещение арх. объектов относит. друг друга), допускал вольную трактовку построек, вводил в пейзаж уже или еще не существовавшие, а только проектируемые сооружения, активно использовал второстеп. детали для макс. оживления гор. пейзажа. На основе созданных М. графич. пейзажей в Гравировальной палате АН были исполнены 12 проспектов, составивших альбом "План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданных трудами императорской Академии Наук и Художеств в Санктпетербурге" (1753), к-рый пользовался огромным успехом в России и в Зап. Европе. В 1754-56 М. нарисовал 5 проспектов с видами загор. резиденций в Петергофе, Царском Селе и Ораниенбауме. В 1763 он был послан в Москву для создания рисунков к коронац. альбому Екатерины II и съемки проспектов, из к-рых в 1764 в АН были исполнены две сер. по 7 гравюр "Триумф. арки Москвы" и "Виды Москвы". Последней кр. работой М. была перерисовка для гравирования 12 видов поволжских городов, нарисованных подполк. А. И. Свечиным (1766-68). За два десятилетия занятий рисованием проспектов М. стал крупнейшим мастером графич. гор. пейзажа в рус. изобразит. иск-ве. Гравюры по его проспектам стали фактически первыми произв. рус. иск-ва, получившими признание и распространение в Европе.
Полезные сервисы
махаев михаил иванович
Энциклопедический словарь
Маха́ев Михаил Иванович (1718-1770), российский рисовальщик и гравёр. Рисунки (виды Санкт-Петербурга, Москвы) отличаются документальной точностью, мастерством построения перспективы и передачи световоздушной среды.
* * *
МАХАЕВ Михаил Иванович - МАХА́ЕВ Михаил Иванович (1718-70), русский рисовальщик и гравер. Рисунки (виды Петербурга, Москвы) отличаются документальностью, мастерством построения перспективы и передачи световоздушной среды.
Большой энциклопедический словарь
МАХАЕВ Михаил Иванович (1718-70) - российский рисовальщик и гравер. Рисунки (виды Петербурга, Москвы) отличаются документальностью, мастерством построения перспективы и передачи световоздушной среды.
Полезные сервисы
махаевщина
Толковый словарь Ушакова
МАХАЕВЩИНА, махаевщины, жен. (полит.). Мелкобуржуазное течение, представленное небольшой группкой, выступавшей в 1900 гг. и демагогически причислявшей интеллигенцию к эксплоататорским классам. (По имени Я.Махайского (Вольского).)
Энциклопедический словарь
Маха́евщина - течение в российском революционном движении, возникло в конце XIX в. Названо по имени лидера - В. К. Махайского (1866/1867 - 1926), последователи которого считали интеллигенцию (в том числе, революционную) «паразитическим классом», враждебным пролетариату, а деклассированные элементы - базой и движущей силой революции.
* * *
МАХАЕВЩИНА - МАХА́ЕВЩИНА, течение в российском революционном движении, возникло в кон. 19 в. Названо по имени лидера В. К. Махайского, считавшего интеллигенцию враждебным пролетариату паразитическим классом, а деклассированные элементы базой революции.
Большой энциклопедический словарь
МАХАЕВЩИНА - мелкобуржуазное течение в российском революционном движении, возникло в кон. 19 в. Названо по имени лидера В. К. Махайского, считавшего интеллигенцию враждебным пролетариату паразитическим классом, а деклассированные элементы базой революции. Распространения не получила.
Сканворды для слова махаевщина
- Мелкобуржуазное течение в российском революционном движении, возникшее в конце XIX века.