Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

международный

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова международный

Синонимы к слову международный

Тезаурус русской деловой лексики

Антонимы к слову международный

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Глагольная сочетаемость

Полезные сервисы

международный астрономический союз

международный астрономический союз (мас)

международный банк реконструкции и развития

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Тезаурус русской деловой лексики

Полезные сервисы

международный банк реконструкции и развития (мбрр)

Энциклопедический словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР) - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУ́КЦИИ И РАЗВИ́ТИЯ (МБРР) (International Bank of Reconstruction and Development, IBRD), специализированное учреждение ООН (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)), межгосударственная валютно-финансовая организация.

Одна из пяти организаций Всемирного банка, созданного в 1944 по результатам международной финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Хэмпшир, США) с целью стимулирования экономического развития стран, пострадавших во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА).

Международный банк реконструкции и развития был создан как механизм послевоенного восстановления Японии (см. ЯПОНИЯ) и стран Европы (см. ЕВРОПА (часть света)) с дополнительными полномочиями стимулировать экономический рост развивающихся стран Африки (см. АФРИКА), Азии (см. АЗИЯ (часть света)) и Латинской Америки (см. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА).

МБРР начал свою работу в 1946, и уже в 1947 первая ссуда в размере 250 млн американских долларов была предоставлена Франции (см. ФРАНЦИЯ) на восстановление после войны - самая большая ссуда, которую Банк когда-либо предоставлял.

Изначально Банк занимался крупномасштабными проектами: строительством дорог, самолетов, электростанций. Как только Япония и европейские страны достигли достойного экономического уровня, МБРР сосредоточился на помощи развивающимся странам. В начале 1990-х Банк также начал помогать развитию постсоциалистических стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза.

Правление Банка находится в Вашингтоне. В составе МБРР 184 страны-члена (2005). Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда (см. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД). Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем приобретения странами-членами его акций, членских взносов в соответствии с квотами участников, а также из заемных средств и ссудных капиталов.

Цель деятельности Международного банка реконструкции и развития - сокращение бедности в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах. Для достижения цели Банк предоставляет займы, гарантии и принимает другие меры, не связанные с кредитованием, такие как проведение аналитических исследований и оказание консультативных услуг. МБРР предоставляет долгосрочные кредиты государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. МБРР не стремится к получению максимально высокой прибыли, тем не менее, начиная с 1948, ежегодно получает чистый доход. Прибыль Банка используется для финансирования деятельности по нескольким направлениям, что позволяет странам-членам занимать средства на рынках капитала под низкий процент и на выгодных условиях.

Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода. Исполнительным органом Банка является Директорат, который избирает президента Банка. Президент осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе опирается на 5 комитетов: совместный аудиторский комитет; комитет по вопросам кадровой политики; комитет по выработке регламента; комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; комитет по административным вопросам.

Филиал банка Международная финансовая корпорация (см. МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ) предоставляет кредиты частному сектору. Другой филиал Международная ассоциация развития предоставляет средства с менее жесткими условиями для наиболее бедных стран. МБРР поддерживает образовательные и экологические программы, борьбу со СПИДом (см. СПИД) и бедностью.

www.worldbankgroup.org

Полезные сервисы

международный биохимический союз

международный биохимический союз (мбс)

международный валютный фонд

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный валю́тный фонд (МВФ, International Monetary Fund), специализированное учреждение ООН. Создан в 1944 для упорядочения валютно-финансовых отношений между странами, поддержания валютных курсов и оказания кредитной помощи для выравнивания платёжных балансов. Правление в Вашингтоне. Члены - около 180 государств, в том числе Россия.

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ ВАЛЮ́ТНЫЙ ФОНД (МВФ) (International Monetary Fund), специализированное учреждение ООН по упорядочению валютно-финансовых отношений между странами, поддержанию валютных курсов и оказанию кредитной помощи для выравнивания платежных балансов (см. БАЛАНС ПЛАТЕЖНЫЙ). Основан в 1944. Штаб-квартира -Вашингтон.

Управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также предоставлял кредиты странам, испытывающим проблемы с платежным балансом. С 1980-х гг. кредиты главным образом поступают странам членам фонда. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. миссия МВФчисле активных участников переговоров председатель МВФ в 1987-2000 М. Камдесю) участвовала в финансировании экономических программ правительства Российской Федерации, в значительной степени написанной с использованием рекомендаций фонда. В конце 1990-х гг. усилилась критика МВФ в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик.

Члены - 183 государства (2001). Капитал МВФ (из взносов стран-членов) 212 млрд. единиц «специальных прав заимствования» (см. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ) (272 млрд. дол. США) (2001). Россия вступила в МВФ 1 июня 1992.

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир). Основная задача Фонда - создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике. На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства, т.е. большинство стран мира. За рамками Фонда долго оставалась Швейцария, однако в 1992 и она вступила в МВФ. В начале 1990-х годов его членами стали большинство бывших социалистических стран, а также Китай и Вьетнам. Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны-члена организации. Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и совет исполнительных директоров. По традиции директор-распорядитель является гражданином одной из европейских стран. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Со времени начала его функционированияконце 1945) МВФ претерпел значительные изменения, что нашло отражение в двух поправках к уставу Фонда. Первая из них, принятая в 1969, касалась введения условной денежной единицы - т.н. "специальных прав заимствования" (СДР), по-английски Special Drawing Rights (SDR). Однако гораздо большее значение имела поправка 1978, которая оформила долгосрочные изменения в политике, деятельности и даже организационной структуре Фонда. В соответствии с положениями первоначального Устава, каждый член МВФ принимал на себя обязательства сотрудничать с Фондом в деле поддержания стабильности валютных курсов и предотвращения конкурентных девальваций. Стоимость валют выражалась в золоте. Государства-члены, намеренные изменить стоимость своих валют, должны были предварительно проконсультироваться с МВФ. В 1978 официальная "привязка" валютных курсов к золоту была отменена, было снято и требование об обязательных консультациях по поводу изменения валютных курсов. В результате страны получили свободу выбора собственного валютного режима: теперь они могли установить режим свободного или управляемого "плавающего" курса национальной валюты, "привязать" курс этой валюты к какой-либо другой валюте или "корзине" валют, заключать соглашения о сотрудничестве в валютной сфере с другими странами и т.д. Тем не менее МВФ сохранил за собой право вмешиваться в валютную политику стран-членов с целью пресечения манипулирования валютными курсами ради достижения конкурентных преимуществ. Для каждого из членов МВФ установлена квота, рассчитанная на основе относительной экономической и финансовой мощи страны. Квоты определяют размер финансовых взносов (подписки) каждой страны-члена, число приходящихся на нее голосов и условия ее доступа к ресурсам Фонда. На 31 января 1999 доля США в совокупных ресурсах МВФ превышала 18%, что давало этой стране фактическую возможность наложить вето на любое касающееся управления Фонда решение, принятие которого требует не менее 85% всех голосов. Взносы по подписке вначале платились частично золотом, а частично - в национальной валюте страны-члена. Для первых членов МВФ взнос, подлежащий уплате золотом, составлял 25% квоты, или 10% чистых официальных золотых и долларовых резервов страны по состоянию на 12 сентября 1946 (меньшую из этих сумм). Размер членских взносов стран, вступивших в МВФ после 1948, определялся индивидуально. В 1978, после того как золото перестало играть какую-либо роль в операциях МВФ, начался процесс постепенного избавления Фонда от золота. В настоящее время 25% взносов стран-членов платятся в свободно конвертируемой валюте, остальные 75% - по-прежнему в национальной валюте. Взнос, подлежащий уплате в национальной валюте, может быть сделан в форме беспроцентных облигаций соответствующего государства, которые МВФ при необходимости может истребовать наличными. По состоянию на 31 января 1999, членские взносы, составляющие общую сумму квот в МВФ, достигли 145,4 млрд. СДР, или почти 215 млрд. долл. по текущему курсу. Помимо общей квоты, МВФ управляет также счетом СДР. В 1967 на ежегодной сессии МВФ в Рио-де-Жанейро страны-члены единогласно высказались за пересмотр Устава МВФ и внесение в него положений, разрешающих Фонду в дополнение к существующим резервам вводить СДР - "специальные права заимствования", нередко именуемые "бумажным золотом". Поправка, разрешающая создание СДР, была ратифицирована в июле 1969. С 1970 МВФ двумя траншами распределил 21,4 млрд. СДР (1 СДР = 1,342221 долл. США): первый транш был предоставлен в 1970-1972; второй - в 1979-1981. По состоянию на 30 апреля 1998, резервы стран-членов МВФ в СДР равнялись 1,8% их совокупных валютных резервов (без учета золота). Члены Фонда имеют право получать СДР и использовать их в операциях и сделках между собой, с 15-ю "уполномоченными институциональными держателями" и с самим МВФ. СДР является счетной единицей МВФ и используется в качестве таковой либо в качестве основы счетной единицы рядом международных и региональных организаций. Стоимость СДР определяется ежедневно на основе стоимости "корзины" пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, японской иены и британского фунта стерлингов. Состав "корзины" валют для определения стоимости СДР пересматривается каждые пять лет; в последний раз это было сделано 1 января 1996. МВФ платит кредиторам и взимает с заемщиков проценты по весьма умеренной ставке. Процентная ставка пересматривается еженедельно и рассчитывается как средневзвешенная величина доходности определенных краткосрочных финансовых инструментов на национальных денежных рынках пяти стран, валюты которых включены в "корзину" СДР. В последний раз список финансовых инструментов для расчета процентной ставки пересматривался в 1995. В настоящее время этими инструментами являются рыночная доходность трехмесячных американских казначейских векселей; ставка по трехмесячным депозитам на немецком межбанковском рынке; ставка японских трехмесячных депозитных сертификатов; ставка по трехмесячным французским казначейским векселям и рыночная доходность трехмесячных британских казначейских векселей. Все вновь созданные СДР распределяются между странами-членами МВФ в соответствии с их квотами. Со временем финансовая помощь МВФ государствам-членам, испытывавшим проблемы с платежным балансом, значительно возросла - увеличились ее масштабы, более разнообразными стали формы кредитования. Все кредиты МВФ имеют форму продажи Фондом валют других его членов за соответствующую сумму национальной валюты заемщика. Возвращение долга осуществляется в приемлемых для МВФ валютах стран-членов или, по соглашению с МВФ, в СДР. Основными формами финансирования за счет средств МВФ являются резервный транш и четыре кредитных транша. Слово "транш" (франц. tranche) означает "часть, сегмент" и отражает тот факт, что государства-члены МВФ заимствуют средства из своих квот определенными порциями. Заимствования из резервного транша в пределах 25% квоты данной страны, могут производиться почти автоматически. Однако заимствования средств четырьмя кредитными траншами, каждый из которых равен 25% квоты заемщика, допускаются только при соблюдении определенных условий. Для получения средств первого кредитного транша правительство страны-члена МВФ должно предпринять соответствующие меры по улучшению состояния платежного баланса. Средства последующих траншей поступают к заемщику по частям и только в том случае, если он поэтапно реализует стабилизационную программу. Эти заимствования обычно производятся в рамках соглашения о резервном кредите или расширенном доступе, которое направлено на улучшение платежного баланса и поддержку политики структурных реформ. Соглашение о резервном кредите позволяет странам-членам МВФ заимствовать заранее согласованную сумму на определенный период времени. Средства предоставляются в зависимости от выполнения конкретных условий, касающихся банковского кредита, государственного долга и заимствований государственного сектора, торговых и платежных ограничений, внешних заимствований и уровня золотовалютных резервов. Обычно займы в соответствии с соглашением о резервном кредите выдаются последовательными траншами в течение 12-18 месяцев, однако этот период может быть увеличен и до трех лет; каждый транш кредита должен быть погашен в течение 3-5 лет. В 1997/1998 финансовом году МВФ одобрил 11 новых соглашений о резервном кредите на общую сумму 32,9 млрд. СДР; на 1 января 1999 соглашения о резервном кредите с МВФ имели 12 государств. Если страна столкнулась с проблемами, решение которых требует более продолжительного времени, она может получить дополнительные кредиты по системе расширенного финансирования. Средства, выделяемые в соответствии с соглашениями о расширенном доступе, обычно поступают частями в течение трех лет и предназначены для преодоления трудностей платежного баланса, обусловленных структурными проблемами. Погашение каждой части кредита производится в течение 4-10 лет. В 1997/1998 МВФ одобрил 9 новых соглашений о расширенном доступе на общую сумму 10,1 млрд. СДР; на 1 января 1999 такие соглашения с Фондом имели 15 стран. В рамках МВФ действуют также специальные системы кредитования, в том числе система компенсационного и чрезвычайного финансирования, система финансирования буферных запасов и система дополнительного резервного финансирования. Система компенсационного и чрезвычайного финансирования предназначена для стран-членов МВФ, которые столкнулись с временным сокращением поступлений от экспорта или несут чрезмерно большие расходы на закупку зерна по причинам, не зависящим от данной страны. В 1997/1998 финансовом году ни одна из стран-членов МВФ не воспользовалась системой компенсационного и чрезвычайного финансирования, однако в июле 1998 Фонд одобрил оказание финансовой поддержки России в рамках этой системы на сумму 2,16 млрд. СДР с целью компенсации сокращения доходов от экспорта в связи с падением цен на нефть. Хотя с 1984 ни одна из стран-членов МВФ не заимствовала средства по системе финансирования буферных запасов, данная система продолжает существовать и предназначена для финансирования взносов стран-членов на поддержание международных буферных запасов. В декабре 1997 МВФ ввел новую систему финансирования, предназначенную для стран-членов, которые столкнулись с исключительными краткосрочными проблемами платежного баланса, вызванными внезапной утратой доверия инвесторов. Система дополнительного резервного финансирования позволяет получить в течение одного года двумя или несколькими траншами дополнительные средства в рамках соглашений о резервном кредите или расширенном доступе. В декабре 1997 было одобрено первое выделение средств по этой системе на сумму 9,95 млрд. СДР, которые получила Корея в рамках соглашения о резервном кредите. В июле 1998 4 млрд. СДР дополнительного резервного финансирования были получены Россией. Бедным странам мира, испытывающим постоянные проблемы с платежным балансом, в 1987 была предложена, а в феврале 1994 расширена программа поддержки структурной перестройки, предусматривающая предоставление кредитов на льготных условиях. Ее целью является поддержка в течение трех лет среднесрочных национальных программ структурной перестройки, призванных улучшить состояние платежных балансов и способствовать экономическому росту. С 1986 МВФ выделил по этой линии кредиты на общую сумму 9,9 млрд. СДР (по состоянию на 30 апреля 1998). Помимо вышеописанных систем и программ, существуют еще три специальных механизма кредитования стран-членов МВФ. Во-первых, в сентябре 1995 было решено оказывать финансовую поддержку фондам стабилизации валютного курса в рамках предоставления очередных кредитных траншей по соглашениям о резервном кредите или расширенном доступе. До настоящего времени страны-члены Фонда не прибегали к данному механизму кредитования. Во-вторых, в 1995 МВФ принял решение о выделении средств из фонда чрезвычайной помощи (изначально предназначенного для финансирования стран, пострадавших от стихийных бедствий) государствам, переживающим последствия вооруженных конфликтов. В 1997/1998 финансовом году три государства - Албания, Руанда и Таджикистан - получили на эти цели от МВФ 30 млн. СДР. Наконец, в сентябре 1995 начал функционировать механизм экстренного финансирования. Предусмотренные этим механизмом неотложные меры принимаются только в редких случаях, когда в стране-члене МВФ наступает кризис платежного баланса, требующий немедленного вмешательства МВФ. Впервые механизмом экстренного финансирования воспользовались в июле 1997 Филиппины; позднее средства от МВФ по этой линии получали Таиланд (август 1997), Индонезия (ноябрь 1997), Корея (декабрь 1997) и Россия (июль 1998). Азиатский финансовый кризис конца 1990-х годов, оказавший крайне негативное воздействие на развитие мировой экономики, продемонстрировал недостаточную эффективность мировой финансовой системы в условиях растущей глобализации экономики и резкого ускорения миграции капиталов. Поэтому все более актуальным становится вопрос о переустройстве глобальной финансовой системы на новых принципах, в том числе о реорганизации деятельности Международного валютного фонда.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Тезаурус русской деловой лексики

Полезные сервисы

международный военный трибунал

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный вое́нный трибуна́л - международный судебный орган по преследованию и наказанию главных военных преступников. Международный военный трибунал для наказания главных военных преступников европейских стран, сражавшихся на стороне фашистской Германии, был образован 8 августа 1945 по Лондонскому соглашению между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции (см. Нюрнбергский процесс). Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован 19 января 1946 в результате переговоров между союзными правительствами (см. Токийский процесс).

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ ВОЕ́ННЫЙ ТРИБУНА́Л, международный судебный орган по преследованию и наказанию главных военных преступников. Международный военный трибунал для наказания главных военных преступников европейских стран, сражавшихся на стороне фашистской Германии, был образован 8.8.1945 по Лондонскому соглашению между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции (см. Нюрнбергский процесс (см. НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС)). Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован 19.1.1946 в результате переговоров между союзными правительствами (см. Токийский процесс (см. ТОКИЙСКИЙ ПРОЦЕСС)).

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный геодинамический проект

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный геофизический год

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный геофизический год (мгг)

международный год спокойного солнца

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный год спокойного солнца (мгсс)

международный день защиты детей

международный день театра

международный договор

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный догово́р - см. Договор международный.

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ ДОГОВО́Р, соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО) относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных сферах. Международные договоры являются основным источником международного права. Международный договор является родовым понятием, которое охватывает соглашения, пакты, трактаты, конвенции, декларации, коммюнике, протоколы. Твердо установленного значения различных названий международных договоров не существует. Независимо от названия все международные договоры имеют одинаковую юридическую силу. По числу участников выделяют двусторонние и многосторонние договоры, региональные и универсальные договоры. Если в международном договоре могут участвовать любые заинтересованные государства, то он называется открытым. Закрытый международный договор не допускает возможности расширения круга его участников. Действие договора международного прекращается по истечении срока, в связи с выполнением установленных им обязательств, по взаимному согласию сторон и путем денонсации.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международного договора Российской Федерации определяется законом. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Межгосударственные договоры Российской Федерации подлежат ратификации в форме закона.

Большой энциклопедический словарь

Идеография

Полезные сервисы

международный жандарм

Поговорки

Публ. Устар. Неодобр. То же, что жандарм Европы. Ушаков, т. 1, 846.

Полезные сервисы

международный женский день

международный женский день 8 марта

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный женский день марта

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный институт прессы

международный институт сварки

международный институт сварки (мис)

международный институт театра

международный институт театра (мит)

международный кинофестиваль

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный комитет лингвистов

международный комитет мер и весов

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный комитет славистов

международный конкурс артистов балета

международный кооперативный альянс

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный кооперативный альянс (мка)

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный красный крест

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный Кра́сный Крест - международная общественная организация. Объединяет Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), Международный комитет Красного Креста (МККК) и национальные общества ЛОКК, создана в 1919; в неё входят национальные общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца. МККК основан в 1863; состоит из швейцарских граждан; в качестве нейтрального посредника оказывает гуманную помощь во время вооруженных конфликтов (Нобелевская премия мира, 1917, 1944, 1963). Местопребывание - Женева.

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ КРА́СНЫЙ КРЕСТ, международная общественная организация.

Движение Международного Красного Креста, главной целью которого является предотвращение и облегчение страданий людей, объединяет независимые организации: Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), Международный комитет Красного Креста (МККК) и национальные общества ЛОКК.

Комитет был создан в феврале 1863 и состоял из пяти человек. Идейным вдохновителем движения был швейцарец Анри Дюнан, ставший свидетелем сражения итало-французских и австрийских войск при Сольферино (см. СОЛЬФЕРИНО) (Италия). В опубликованных им воспоминаниях «Память о Сольферино», он впервые поднимает вопрос о создании добровольной благотворительной организации, оказывающей помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов. Эта идея нашла развитие в дальнейшем обращении Дюнана к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически закрепить основные международные договоренности, регламентирующие деятельность таких организаций. Юридически эти договоренности были зафиксированы в Женевских конвенциях (см. ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ) (1949).

Принципиальные для движения решениясоздании подобных организаций в каждой стране, их нейтральном статуса и о единообразном отличительном знаке, идея которого также принадлежит Дюнану) были приняты на Международной конференции в Женеве в октябре 1863; Комитет был переименован в «Международный комитет помощи раненым». Менее чем через год количество подобных обществ достигло десяти: они были созданы в Германии, Дании, Испании, Бельгии, Пруссии, Италии.

Первым вооруженным конфликтом, наблюдение за которым осуществляли делегаты Красного Креста, была датско-прусская война (1864). Делегаты работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между воевавшими сторонами. Во время франко-прусской войны (1870) Комитетом было основано Первое информационное агентство для родственников раненых и попавших в плен солдат.

В дальнейшем делегаты Комитета оказывали помощь раненым во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг., Османская империя обязала Комитет изменить символ на красный полумесяц); сербско-болгарской войны (1885-1886); Балканской войны (1912-1913); Первой мировой войны, во время которой Комитет безуспешно пытался заставить конфликтующие стороны отказаться от использования химического оружия. Деятельность организации во время Второй мировой войны осложнялась тем, что фашистский режим не признавал многие международные заключения, кроме того помощь гражданскому населению, также нуждавшемуся в помощи Комитета, к тому времени еще не была закреплена на международном уровне. Подписание в 1949 Женевских конвенций о защите жертв войны значительно расширило сферу деятельности Красного Креста в области помощи гражданскому населению, военнопленным и заключенным.

В 1919 национальные общества Красного Креста организовали Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК) для разработки программы взаимопомощи и развития в мирное время. Позже она была переименована в Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного полумесяца. Ее постоянный Секретариат находится в Женеве (Швейцария).

Высшим органом Международного комитета Красного Креста является Ассамблея. Она формирует политику МККК, определяет основные задачи и стратегические планы, принимает бюджет и финансовые отчеты, осуществляет контроль деятельности МККК.

Коллегиальным органом по принятию решений является Совет Ассамблеи. Он обеспечивает повседневное функционирование Ассамблеи и разрабатывает основные направления деятельности Комитета. Президент Международного Комитета Красного Креста одновременно возглавляет также Ассамблею и Совет Ассамблеи Комитета.

Исполнительным органом Комитета является Дирекция. Она несет ответственность за выполнение и обеспечение поставленных Ассамблеей и Советом Ассамблеи общих задач и осуществление стратегии организации.

Высшим совещательным органом МККК является международная конференция, проводимая раз в четыре года с 1867. В ее работе принимают участие Международный Комитет Красного Креста, представители национальных организаций Красного Креста, Международная федерация Красного Креста и Красного полумесяца и делегации стран, подписавших основные Женевские конвенции.

Движение Красного Креста трижды было удостоено Нобелевской премии мира (1917, 1945, 1963).

Российское общество Красного Креста было основано 3(16) мая 1867 под покровительством императрицы Марии Александровны (см. МАРИЯ Александровна) (жены императора Александра II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич)) как «Российское общество попечения о больных и раненых воинах». В 1879 оно было переименовано в «Российское общество Красного Креста» (РОКК). Его первым шагом на международной арене стало оказание помощи раненым во время франко-прусской войны (1870-1871). Во время русско-турецкой войны (1877-1878) РОКК взяло на себя практически всю медицинскую помощь армии (организация лазаретов, санитарных поездов, перевязочных пунктов и др.).

С 1872 РОКК начал оказывать помощь гражданскому населению, пострадавшему при стихийных бедствиях (землетрясения, пожары, наводнения, эпидемии, голод и др.); с 1882 - мирному гражданскому населению (бесплатное лечение, обучение ремеслам, строительство детских приютов и др.). В 1899 в Санкт-Петербурге создан «Комитет по подаче скорой помощи, пострадавшим от несчастных случаев и общественных бедствий». Его станции первой помощи стали прообразом будущей Службы скорой помощи. В 1904 РОКК открывает Центральное справочное бюро о военнопленных.

В 1923 после подписания председателями национальных обществ Красного Креста России, Украины, Белоруссии, Армении, Грузии и Красного полумесяца Азербайджана декларации об объединении был создан Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (Советский Красный Крест).

Благодаря гуманитарной политике РОКК были построены многие детские санатории и лагерятом числе известный «Артек (см. АРТЕК); положено начало санитарной авиации (1925); созданы движение безвозмездных доноров (1957) и служба патронажных медицинских сестер (1960) и др.

Во время Второй мировой войны РОКК готовило медицинский персонал для работы на фронте; шефствовали над госпиталями и детскими домами; собирали продукты для эвакуированных; шили белье; организовывали санитарно-эпидемиологические отряды для работы на освобожденных районах Украины, Белоруссии, Молдавии и др.

В последующие годы РОКК принимал участие в ликвидации эпидемий в Монголии, Польше, КНДР; открывал больницы в Китае, Эфиопии, Иране, Алжире; оказывал помощь пострадавшим в Чернобыльской аварии (Украина, 1986). В 1990 была основана Спасательная служба РОКК; ее первый отряд из добровольцев был сформирован в 1989. Поводом для этого послужило землетрясение в Армении (1988). С 1999 РОКК оказывает помощь вынужденным мигрантам из районов военных действий (Северный Кавказ) и стихийных бедствий (Якутия, Восточная Сибирь, Краснодарский край и др.).

После распада СССР правопреемником Советского Красного Креста стало Российское общество Красного Креста (1992).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный крестьянский совет

международный математический союз

международный московский банк (imb)

международный музыкальный совет

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный музыкальный совет (ммс)

международный научный радиосоюз

международный независимый эколого-политологический университет

Энциклопедический словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ НЕЗАВИ́СИМЫЙ ЭКО́ЛОГО-ПОЛИТОЛОГИ́ЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕ́Т, МНЭПУ, в Москве. Основан в 1992, в 1997 аттестован как высшее учебное заведение.

Осуществляет образовательную деятельность по специальностям: экология (см. ЭКОЛОГИЯ), мировая экономика и международные отношения, юриспруденция (см. ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА), менеджмент (см. МЕНЕДЖМЕНТ), финансы и государственное управление, иностранные языки, социальные коммуникации и др. Действует институт экологической профессиональной переподготовки, а также международные учебные заведения-Российско-германский колледж и Американо-российский бизнес-институт. Университет имеет филиалы и представительства в Пензе, Нижнем Новгороде, Омске, Новосибирске, Саратове и других городах РФ. В МНЭПУ реализуется программа дистанционного образования по специальностям «Финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Юриспруденция». Предоставляется возможность получения второго высшего и дополнительного образования, действует аспирантура по более чем десяти специальностям. При МНЭПУ функционирует колледж, обеспечивающий получение среднего профессионального образования на базе среднего (школьного).

Библиотека университета, составной частью которой является мемориальная библиотека видного российского эколога Н.Ф. Реймерса, включает в себя около 10 тыс. книг, журналов, учебных пособий, монографий (см. МОНОГРАФИЯ), справочников и т.д. по вопросам экологиитом числе экологии человека) и природоохранной деятельности. Кроме печатных изданий, библиотека комплектуется также электронными изданиями и видеофильмами; с 1994 осуществляется автоматизация библиотечных процессов.

Полезные сервисы

международный олимпийский комитет

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный олимпи́йский комите́т (МОК), высший постоянно действующий орган современного олимпийского движения (см. Олимпийские игры). Создан в 1894 по инициативе П. Де Кубертена. В 1997 в составе МОК 100 членов (свыше 70 стран). МОК признал около 200 национальных олимпийских комитетов (1997). Штаб-квартира в Лозанне (Швейцария).

* * *

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ ОЛИМПИ́ЙСКИЙ КОМИТЕ́Т (МОК) (International Olympic Committee, IOC), высший постоянно действующий орган современного олимпийского движения (см. в ст. Олимпийские игры), неправительственная некоммерческая международная организация.

Создан в 1894 по инициативе французского общественного деятеля барона Пьера де Кубертена (см. КУБЕРТЕН Пьер де) для возрождения исторических Олимпийских игр (см. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (античные)). В 1893 на конгрессе в Сорбонне (Парижский университет) (см. ПАРИЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) барон изложил общественности идею возрождения Олимпийских игр как залога мира между государствами: «молодежь должна мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв». Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 на своей исторической родине в Афинах (см. АФИНЫ (современные)).

Для организации и проведения игр и был создан Международный олимпийский комитет. В состав первого комитета вошли представители 12 государств (Россию представлял генерал, спортивный деятель А. Д. Бутовский (см. БУТОВСКИЙ Алексей Дмитриевич)), которые начали работу по созданию Национальных олимпийских комитетов (см. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ (НОК)) в своих странах.

Олимпийский комитет - самая крупная и наиболее авторитетная организация в мире спорта. Штаб-квартира находится в Лозанне (см. ЛОЗАННА), Швейцария. Уставным документом является Олимпийская хартия (см. ОЛИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ), принятая в 1894 (нынешняя ее редакция действует с 14 июля 2001), официальные языки - французский и английский. Комитету принадлежит исключительное право на проведение олимпийских игр, их символ (см. ОЛИМПИЙСКАЯ ЭМБЛЕМА), флаг (см. ОЛИМПИЙСКИЙ ФЛАГ), девиз (см. ОЛИМПИЙСКИЙ ДЕВИЗ) и гимн.

Олимпийские игры проводятся раз в 4 года. Счет летним олимпиадам (см. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (летние)) ведется с 1896, когда состоялись первые Олимпийские игры (1896-1899). Олимпиада получает свой номер и в тех случаях, когда игры не проводятся (VI Олимпиада - в 1916-1919, XII Олимпиада - 1940-1943, XIII Олимпиада - 1944-1947). С 1924 проводятся также зимние Олимпийские игры (см. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (зимние)), которые имеют собственную нумерацию.

Решение о месте, сроках и программе Олимпийских игр принимает Международный олимпийский комитет. Право организации игр предоставляется конкретному городу, а не стране. Помимо олимпийских видов спорта, организационный комитет имеет право по своему выбору включить в программу показательные соревнования по 1-2 видам спорта, не признанным МОК. Продолжительность летних игр не более 15 дней, зимних - не более 10 дней. Непосредственно на время игр МОК передает право технического контроля проведения соревнований соответствующим международным спортивным федерациям (МСФ).

Согласно Олимпийской хартии Олимпийские игры объединяют спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам.

Президент комитета избирается тайным голосованием сроком на 8 лет с возможностью продлевать полномочия каждые 4 года. Первым президентом МОК был греческий поэт и общественный деятель Деметриус Викелас (см. ВИКЕЛАС Деметриус), а генеральным секретарем - создатель комитета Пьер де Кубертен. После окончания I Олимпийских Игр 1896 барон де Кубертен сменил Викеласа на посту президента и возглавлял МОК до 1925. В дальнейшем комитет возглавляли: Анри де Боле-Латур (Бельгия, 1925-1942), Зигфрид Эдстрем (см. ЭДСТРЕМ Юханнес Зигфрид) (Швеция, 1946-1952), Эвери Брендэйдж (США, 1952-1972), Майкл Моррис Килланин (см. КИЛЛАНИН Майкл Моррис) (Ирландия, 1972-1980), Хуан Антонио Самаранч (см. САМАРАНЧ Хуан Антонио) (Испания, 1980-2001). Избранный в 2001 бельгиец Жак Рогге (см. РОГГЕ Жак) является восьмым президентом МОК.

Кроме президента в состав исполнительного комитета МОК, который действует с 1921, входят 4 вице-президента и 10 рядовых членов, избираемых тайным голосованием на 4-летний срок. В состав МОК входят также 25 почетных (из числа лиц, являвшихся ранее членами МОК) и заслуженных (не являвшихся членами МОК, но оказавших ему «исключительные услуги») членов, а также имеющий статус почетного пожизненного президента МОК Х. А. Самаранч.

В составе МОК 110 членов из более 70 стран (2006). Члены комитета являются его представителями в своих странах, а не наоборот. Согласно действующему регламенту член комитета избирается на 8-летний срок с возможностью переизбираться на новый срок. Возраст члена комитета не может превышать 70 лет. В МОК входят россияне В. Г. Смирнов (см. СМИРНОВ Виталий Георгиевич) (с 1971), Ш. А. Тарпищев (с 1994), А. В. Попов (см. ПОПОВ Александр Владимирович) (с 1999).

МОК признал 202 национальных олимпийских комитета (2006). Сессия МОК проводится раз в год. При Комитете действуют 22 комиссии (финансовая, медицинская, атлетическая, прессы, международных связей и др.), которые изучают конкретные вопросы и готовят соответствующие рекомендации для исполкома МОК.

www.olympic.org

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Полезные сервисы

международный оранжевый

Синонимы к слову международный оранжевый

прил., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

международный пакт о гражданских и политических правах

Словарь народов и культуры

Международный пакт о гражданских и политических правах

(International Covenant on Civil and Political Rights), пакт, принятый в 1966 г. ООН. Подписан 86 странами. М.п. провозглашает гражд. и полит, права, перечисленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Если Декларация не имеет юрид. силы, то М.п., напротив, является договором, обязательным для всех подписантов. Среди подлежащих защите прав в М.п. названы свобода слова, совести и передвижения, право на свободу и личную неприкосновенность, право голоса и право на справедливое судебное разбирательство. Эти права должны осуществляться без дискриминации, и каждому гос-ву следует иметь законные ср-ва борьбы против нарушений М.п. Подписанты берут на себя обязательства уважать положения М.п. и предоставлять доклады Комиссии ООН по правам человека. Та, в свою очередь, обязана выработать процедуру, согласно к-рой гос-ва, а в ряде случаев и отд. лица, могли бы подавать жалобы о несоблюдении М.п. По сравнению с одобренным в том же 1966 г. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах М.п. более конкретен в определении прав, сильнее в утверждении обязанностей гос-в и лучше снабжен ср-вами проверки и контроля.

Полезные сервисы

международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Словарь народов и культуры

Полезные сервисы

международный полярный год

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный полярный год (мпг)

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный свод сигналов

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

международный совет научных союзов

Энциклопедический словарь

Междунаро́дный сове́т нау́чных сою́зов (МСНС), неправительственная научная организация, объединяющая международные союзы, национальные научные учреждения и научные ассоциации по естественным и точным наукам. Ведёт историю от Международной ассоциации академий (основана в 1899; среди членов - Петербургская АН), реорганизованной в 1918-19 в Международный исследовательский совет, с 1931 - МСНС. Объединяет свыше 20 международных научных организаций и национальных научных учреждений различных стран. Содействует проведению международных научных программ, научных конгрессов и т. п. В системе МСНС действуют научные и специальные комитеты: научные комитеты по антарктическим исследованиям (СКТАР), по водным исследованиям (КОВАР), по проблемам окружающей среды (СКОПЕ) и др. Имеет консультативный статус при ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО и др. Местопребывание - Париж.

Большой энциклопедический словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ НАУЧНЫХ СОЮЗОВ (МСНС) - неправительственная научная организация, объединяющая международные союзы, национальные научные учреждения и научные ассоциации по естественным и точным наукам. Ведет историю от Международной ассоциации академий (основана в 1899; среди членов - Петербургская АН), реорганизованной в 1918-19 в Международный исследовательский совет, с 1931 - МСНС. Объединяет 20 международных научных организаций и национальных научных учреждений различных стран. Содействует проведению международных научных программ, научных конгрессов и т. п. В системе МСНС действуют научные и специальные комитеты: научные комитеты по антарктическим исследованиям (СКТАР), по водным исследованиям (КОВАР), по проблемам окружающей среды (СКОПЕ) и др. Имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН (ЭКОСОС), ЮНЕСКО, ВОЗ, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и др. Местопребывание - Париж.

Полезные сервисы

международный совет научных союзов (мснс)

Энциклопедический словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ НАУЧНЫХ СОЮЗОВ (МСНС) - МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ СОВЕ́Т НАУ́ЧНЫХ СОЮ́ЗОВ (МСНС), неправительственная научная организация, объединяющая международные союзы, национальные научные учреждения и научные ассоциации по естественным и точным наукам. Ведет историю от Международной ассоциации академий (основана в 1899; среди членов - Петербургская АН), реорганизованной в 1918-19 в Международный исследовательский совет, с 1931 - МСНС. Объединяет 20 международных научных организаций и национальных научных учреждений различных стран. Содействует проведению международных научных программ, научных конгрессов и т. п. В системе МСНС действуют научные и специальные комитеты: научные комитеты по антарктическим исследованиям (СКТАР), по водным исследованиям (КОВАР), по проблемам окружающей среды (СКОПЕ) и др. Имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН (ЭКОСОС), ЮНЕСКО, ВОЗ, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и др. Местопребывание - Париж.

Полезные сервисы