Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
монологическая и диалогическая речь
Лингвистические термины
Синтаксис
Полезные сервисы
монологическая речь
Переводоведческий словарь
Идеография
Лингвистика
Монологи́ческая речь
(от греч. μόνος - один и λόγος - слово, речь) - форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и
опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как
интраперсональный речевой акт. Для М. р. типичны
значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и
содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную
композиционную построенность и относительную смысловую
завершённость. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой
(художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и пр.) и от
функционально-коммуникативной (повествование,
рассуждение, убеждение и пр.) принадлежности. Внутрижанровые
различия (авторская и прямая речь персонажей,
научный доклад и агитационное выступление), так же как устное или
письменное осуществление речевого акта, обусловливают стилистические особенности М. р.: строение предложений, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов разговорной и книжной речи и пр. Любой отрывок
М. р. в той или иной мере «диалогизирован»,
т. е. содержит показатели (главным образом внешние - обращения,
риторические вопросы и т. п.) стремления говорящего повысить активность
адресата (ср. мнение Г. О. Винокура об отсутствии строгих и абсолютных
границ между монологом и диалогом, в частности). В некоторых видах
художественного монолога, например в сказе, где законам М. р.
подчинено произведение в целом, диалогические черты служат специальным
средством имитации живой разговорной речи.
Винокур Г. О., «Горе от ума» как памятник русской
художественной речи, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, М.,
1959;
Виноградов В. В., Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика, М., 1963;
Холодович А. А., О типологии речи, в кн.:
Историко-филологические исследования, М., 1967;
Гельгардт Р. Р., Рассуждение о диалогах и монологах
(к общей теории высказывания), в кн.: Сборник докладов и сообщений
лингвистического общества, т. 2, в. 1, Калинин, 1971.
Т. Г. Винокур.
Методические термины
МОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ РЕЧЬ.
Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда - к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Обучение М. р. проходит в три этапа. На первом вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи-называния, хоровой и условно-коммуникативной речедеятельности. На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания при этом находится выражение содержания с помощью адекватного языкового материала. На данном этапе вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде. Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания. Среди признаков М. р. выделяются также непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство), последовательность, логичность речи, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность высказывания.
М. р. используется с различными коммуникативными целями: для сообщения информации, для воздействия на слушателей путем убеждения, для побуждения к действию или его предотвращения. При определении видов М. р. в учебных целях исходят из содержания речи (описание, сообщение, рассказ), степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание); степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь). Рассказ является наиболее сложным видом М. р. Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними. Если описание развивается как бы в одной плоскости и последовательность описываемых явлений в нем не имеет принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологической последовательности обязательно, иначе нарушается сюжетная канва повествования. Основные разновидности подготовленного монолога - лекция, выступление, сообщение - как правило, готовятся предварительно. Методика обучения языку должна обеспечить обучение всем видам М. р. Целью обучения М. р. является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему), составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения формируются в процессе выполнения языковых и речевых упражнений.
Полезные сервисы