ж.
Прямая линия.
Выходить/ выйти на финишную прямую. Разг. Начинать завершающий этап работы, подходить к завершению работы, какого-л. дела. НСЗ-70; НРЛ-84; ФМ 2002, 368; БМС 1998, 476.
прямая аналогия
прямая выгода
прямая ложь
прямая опасность
прямая польза
прямая противоположность
прямая угроза
прямая улика
- «Портрет» линейной функции.
- Ровная линия в математике.
- Финишная ...
- Бесконечный отрезок.
- Фильм Режиса Варнье «Финишная ...».
↑ направление (в пространстве), линия
прямой (# как тетива. дорога прямая как стрела).
прямолинейный.
прямо.
ровный (# линия).
линейный. в линию.
как по нитке. по ниточке.
в нитку. в ниточку.
Прямая акция
(direct action), действия граждан вне рамок конституц. поля, активно-конфронтационного характера по отношению к властям. Такие действия могут быть направлены против пр-ва страны или оккупационных властей, они могут быть насильственными и ненасильственными. Однако если широкомасштабное насилие имеет тенденцию переходить в партизанскую войну, восстание или терроризм, то П.а., как правило, ассоциируется с ненасильственным гражд. сопротивлением. Отказ граждан от согласия и сотрудничества (на чем и основано ненасильственное сопротивление) создает пр-ву страны доп. трудности. Цель ненасильственных действий может состоять лишь в убеждении пр-ва изменить ситуацию или проводимую им политику, но иногда т.о. граждане добиваются отставки пр-ва или вывода оккупационных войск. К П.а. относятся протесты, демонстрации, забастовки, в т.ч. сидячие, бойкоты, отказ гражд. служащих от сотрудничества и следования букве закона, распространение агитационной лит-ры. Ненасильственные действия, как правило, законны, даже если мнения об их легитимности и эффективности сильно различаются. Наиб, известный пример ненасильственных П.а. - действия Махатмы Ганди и его последователей против брит, колон, адмции в Индии в 1920-40-х гг. В кон. 1980-х гг. к П.а. прибегали прибалтийские гос-ва, требовавшие независимости от СССР.
Пряма́я ли́ния - одно из основных понятий геометрии. При систематическом изложении геометрии прямая линия обычно принимается за одно из исходных понятий.
* * *
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ - ПРЯМА́Я ЛИ́НИЯ, одно из основных понятий геометрии. При систематическом изложении геометрии прямая линия обычно принимается за одно из исходных понятий.
ПРЯМАЯ линия - одно из основных понятий геометрии. При систематическом изложении геометрии прямая линия обычно принимается за одно из исходных понятий.
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ, простейшая линия в евклидовой геометрии (определяющая кратчайший путь между своими двумя точками).
▲ линия
↑ прямая (линия)
прямая линия - линия нулевой кривизны; самая простая линия;
линия, имеющая одно направление на всем своем протяжении;
изображение линейной функции;
линия 1 - го порядка: две прямые линии могут пересечься между собой не более
чем в одной точке;
линия, определяемая точкой и направлением;
линия, соединяющая две точки кратчайшим путем в пространстве;
линия, каждая точка которой равно отстоит от двух точек, лежащих в той же
плоскости.
луч (полупрямая) - одна из двух частей, на которые разбивается прямая точкой.
↓ пучок.
прямизна.
прямой отрезок.
ломаная линия.
выпрямить, -ся. распрямить, -ся.
спрямить.
вытянуть, -ся.
направление.
створ.
директриса (матем).
афинное отображение (матем).
▼ центральная линия, ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ
↓ угол, плоский, многоугольник
см, линейность, функция (математическая)
Пряма́я речь - чьё-либо высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь.
* * *
ПРЯМАЯ РЕЧЬ - ПРЯМА́Я РЕЧЬ, чье-либо высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь (см. КОСВЕННАЯ РЕЧЬ).
ПРЯМАЯ речь - чье-либо высказывание, дословно введенное в авторскую речь (говорящего или пишущего); ср. Косвенная речь.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ (от лат. oratio recta) - один из способов передачи чужой речи (см.) - воспроизводимая дословно речь какого-либо лица, оформленная как относительно самостоятельное предложение и вводимая в текст словами другого лица - автора этого текста, так называемыми авторским словами, комментирующими ситуацию. Напр.: "Вот граница! - сказал Ноздрев. - Все, что не видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое" (Н. Гоголь).
Употребление П. р. - свидетельство достоверности, подлинности приводимого чужого высказывания, и, кроме того, она косвенно передает уважение к источнику информации и сказанному им.
С точки зрения структуры, П. р. представляет собой простые и сложные, полные и неполные, одно- и двусоставные предложения. Грамматические элементы в составе конструкций с прямой речью специфичны для разговорного стиля: обращения, форма повелительного наклонения глагола, междометия, частицы, личные местоимения, лексические и морфологические диалектизмы и проч. Напр.: "Весна близко! - говорил один приятель другому, стараясь взять его под руку. - Пакостница эта весна! Грязь везде, нездоровье, расходов много… Дачу нанимай, то да се… Ты, Павел Иваныч, провинциал и не поймешь этого… Тебе не понять. У вас в провинции, как выразился однажды какой-то писатель, благодушие одно только… Ни горя, ни печалей. Едите, пьете, спите и никаких вопросов не знаете… Не то, что мы… Подмерзать начало… замечаешь? Впрочем, и у вас не без горя… И у вас своя печаль. Хе-хе-хе. Теперь у вас, провинциалов, начинает кровь играть… страсти бушуют. Мы, столичные - люди каменные, ледяные, нет в нас пламени, и страстей мы не знаем, а вы вулканы, везувии! Пш! пш! Дышит! Хе-хе-хе… Ой, обожгусь! А признайся-ка, Павел Иваныч, сильно кровь играет?" (А. Чехов).
Таким способом может воспроизводиться и внутренняя речь кого-либо, напр., персонажа в лит. тексте: "И куда все это делось, - вздохнул Ганин. - Где теперь это счастье и солнце, эти рюхи, которые так славно звякали и скакали, мой велосипед с низким рулем и большой передачей? …По какому-то там закону ничто не теряется, материю истребить нельзя, значит, где-то существуют и по сей час щепки от моих рюх и спицы от велосипеда. Да вот беда в том, что не соберешь их опять, - никогда. Я читал о "вечном возвращении"… А что если этот сложный пасьянс никогда не выйдет во второй раз?" (В. Набоков).
В форме чужой может представляться речь не другого лица, а своя собственная: "Как это скучно!" - воскликнул я невольно (М. Лермонтов).
Вводящие П. р. авторские слова могут предшествовать ей, вклиниваться в нее или следовать за ней, напр.: Он вздохнул и сказал, пустивши кверху трубочный дым: "На все нужно родиться счастливцем, Павел Иванович"; "Андрей Иванович, помилуйте! - сказал он, взявши его за обе руки. - Какое ж оскорбление? что ж тут оскорбительного в слове ты?"; "Какой, однако же, чудак этот Тентетников!" - думал между тем Чичиков (Н. Гоголь).
П. р. может находиться внутри авторских слов: Когда товарищ прокурор сумел доказать, что Шельмецов виновен и не заслуживает снисхождения; когда он уяснил, убедил и сказал: "Я кончил", - поднялся защитник (А. Чехов).
Иногда П. р. вводится в текст в качестве элементов подлинного выражения, напр.: Предположение дневального, что "взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе", все больше собирало сторонников (А. Фадеев).
Выбор слов, вводящих П. р., очень важен. Как правило, для этого используются глаголы речи и мысли (сказал, заметил, отметил, подумал), эмоции и чувства (удивился, обрадовался, возмутился, увлекся), действия (оборотился, привстал, подскочил), глаголы, обозначающие мимику и жесты (улыбнулся, нахмурился, кивнул). Напр.: "Я считаю "Темные аллеи" лучшим, что я написал, - заявлял он запальчиво, - а они, идиоты, считают, что это порнография и к тому же старческое бессильное сладострастие. Не понимают, фарисеи, что это новое слово в искусстве, новый подход к жизни!" (И. Одоевцева).
Авторские слова не только указывают на сам факт чужой речи, но и содержат ее оценку, отношение к ней автора, характеристику говорящего, т.е. являются важным экспрессивным, выразительным средством.
Конструкцию с П. р. не следует путать с репликой диалога, которая также является передачей прямого, дословного высказывания, но не вводится авторскими словами.
М. Бахтин отмечает наличие множества модификаций прямой речи в лит. языке, таких, как подготовленная П. р. (возникновение прямой речи из косвенной или несобственно прямой; классическим образцом этой модификации М. Бахтин называет изображение состояния князя Мышкина перед эпилептическим припадком в "Идиоте" Достоевского); овеществленная прямая речь (авторский контекст строится так, что характеристики героя, данные ему автором, "бросают густые тени на его прямую речь". Такова, как правило, прямая речь у Гоголя и представителей так называемой "натуральной школы"); предвосхищенная, рассеянная и скрытая П. р. (предвосхищение чужой речи рассказом ее темы, оценок и акцентов. Запрятанная в авторском контексте чужая речь как бы прорывается в действительном прямом высказывании. По мнению Бахтина, эта модификация очень распространена в современной прозе - у А. Белого, И. Эренбурга и др.); риторическая П. р. (риторические вопросы, восклицания и др.); замещенная П. р. (это говорение за другого, очень близкое к несобственно-прямой речи, при котором авторская речь сливается с чужой речью).
Лит.: Кодухов В.И. Прямая и косвенная речь. - Л., 1957; Кулагин А.Ф. Конструкции с прямой речью и сложное предложение. - РЯШ. - 1969. - №1; Блинов Г.И. Изучение способов передачи чужой речи. - РЯШ. - 1974. - №2; Ширяев Е.Н. Прямая речь // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1979; Коньков В.И. Прямая речь и цитата в художественном тексте. - Русская речь. - 1980, №4; Кручинина И.М. Прямая речь // Лингвистич. энциклопедич. словарь. - М., 1990; Бахтин М.М. Косвенная речь, прямая речь и их модификации // Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. - М., 2000.
О.Н. Емельянова
Пряма́я речь
(лат. oratio recta) -
дословное воспроизведение чужого высказывания,
сопровождаемое комментирующей репликой говорящего («словами
автора»).
В отличие от синтаксически организованной
косвенной речи, П. р. строится по
принципу паратаксиса - свободного
соположения конструктивных частей без грамматически выраженной их
связи: «Он сказал: „Как здесь хорошо!"»; «„Не могли бы вы нам помочь?" -
спросил я его»; «Хорошо бы, - предложил отец, - немного прогуляться».
П. р. ориентирует не только на передачу предметного содержания чужого
высказывания, но и на буквальное воспроизведение его формы со всеми
характерными грамматическими, лексическими, интонационными, стилистическими особенностями последней - так,
как она была воспринята говорящим. Чужая речь не ассимилируется
авторским контекстом, а вводится в конструкцию
как неразложимое и неизменное целое. Обособленность и взаимная непроницаемость
конструктивных частей П. р. иногда проявляется и в достаточно свободной
организации авторского высказывания, которое может строиться на более
широкой лексической основе, чем авторский план косвенной речи: помимо
слов с семантикой говорения здесь возможны глаголы движения и других конкретных действий
(«В дверь постучали: - Пора вставать!»). В научной литературе П. р.
иногда противопоставляют косвенной - как речь «сказанную» (gesprochene Rede) речи «сообщённой» (berichtete Rede).
И. Н. Кручинина.
1) Речь другого лица, передаваемая дословно, вне зависимости от речи лица, служащего передатчиком.
2) Языковое средство, используемое в художественной речи, публицистическом, разговорном стилях, где идет ориентация на выразительные возможности П.р.
В художественных произведениях она направлена на передачу эмоций, в публицистической речи - используется для воплощения в тексте страстности и призывности. В разговорном стиле П.р. выполняет коммуникативную функцию.
Воспроизведение высказывания от имени того лица, которым оно было сделано, сопровождаемое авторскими словами (см. авторские слова). По отношению к авторским словам прямая речь выступает как самостоятельное предложение, только по смыслу и интонационно связанное с вводящими ее словами, вместе с которыми она образует одно двухэлементное целое. В некоторых случаях связь между прямой речью и авторскими словами более тесная, и прямая речь напоминает член предложения, образуемого авторскими словами, или изъяснительную придаточную часть одночленного сложноподчиненного предложения. Он говорил: "У меня, есть желание учиться" (авторские слова не имеют смысловой законченности" и при переходном глаголе говорил необходимо дальней-. шее разъяснение; ср.; Он говорил о своем желании учиться; Он говорил, что желает учиться). В тишине раздалось: "На помощь!" (авторские слова образуют неполное предложение, при котором предполагается подлежащее; ср.5 В тишине раздался зов о помощи). Человек обратился с просьбой: "Напишите адрес на этом конверте" (прямая речь аналогична распространенному несогласованному определению с объектным значением; ср.; Человек обратился с просьбой написать адрес на этом конверте). Прямая речь может передавать:
а) высказывание другого лица, т. е. в прямом смысле чужие слова. "Берегись!" - кричал кучер, не сдерживая лошадей (Ч е х о в);
б) слова самого говорящего, произнесенные им ранее. "Что же ты не едешь?" - спросил я ямщика с нетерпением (Пушкин);
в) невысказанные мысли. "Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде,- подумал Павел.- Ведь если бы они его нашли, тогда мне конец" (Н. Островский).
Передача чужой речи с точки зрения говорящего с сохранением особенностей передаваемой речи в форме прямой речи, для которой типично ее использование в повествовании от первого лица (традиционный нарратив, перволичная повествовательная форма).
Передача чужой речи с точки зрения говорящего с сохранением особенностей передаваемой речи в форме прямой речи, для которой типично ее использование в повествовании от первого лица (традиционный нарратив, перволичная повествовательная форма).