нескл. ср.
Назидательно-аллегорическое представление, действующими лицами которого являлись олицетворенные добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека (в западноевропейском театре эпохи Средневековья).
нескл. ср.
Назидательно-аллегорическое представление, действующими лицами которого являлись олицетворенные добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека (в западноевропейском театре эпохи Средневековья).
МОРАЛИТЕ́ [тэ], нескл., ср. (франц. moralité) (ист. театр.). Средневековое театральное произведение в аллегорической форме.
МОРАЛИТЕ́ [тэ́], неизм.; ср. [франц. moralité] Лит. Назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15 - 16 вв., действующими лицами которой были олицетворённые добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека.
* * *
моралите́ (франц. moralité), жанр западноевропейского театра XV-XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.).
* * *
МОРАЛИТЕ - МОРАЛИТЕ́, жанр западноевропейского театра 15-16 вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.).
МОРАЛИТЕ - жанр западноевропейского театра 15-16 вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.).
нескл., ср. лит.
Назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15-16 вв., действующими лицами которой были олицетворенные добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека.
[франц. moralité]
МОРАЛИТЕ нескл., ср. moralité, > нем. Moralität.
1. Назидательно-аллегорическая драма западноевропейского театра 14-16 вв., действующими лицами котороых являлись олицетворения отвлеченных понятий. Напр., Добродетель, Порок, Дружба, Богатство, Гнев и др. БАС-1. Обратимся ли мы, положим, к старинным пьесам европейского театра, например, к "Моралите", мы вновь наталкиваемся на весьма редкий и определенный признак повторного объяснения хода действия. Кугель Утверждение 145. Это та свобода, которая составляет привилегию фарсов и старинных moralités, не преследующих уроки нравственности, и только рисующих в аллегорической форме пороки, страсти людей. ВЕ 1904 8 850. На эту пьесу, представляющую нам литературное суровье, можно смотреть и как на средневековую моралите. Урусов Статьи 1 94. Уже моралите .. кажется Толстому ослаблением изначального духовного театра. РЛ 2000 1 31. || Спектакль с ярко выраженной поучительностью, назидательностью. Здесь и комедия "Дорогое удовольствие" .. в которой старое как мир моралите о преимуществах честной бедности перед преступным богатством оснастили сомнительного свойства шутками на перестроечные темы. Огонек 1988 34 16.
2. Назидательность, дидактичность, поучающий тон, мораль. И критика даже позже, с переломом в поэтике в сторону moralité, ставила в вину Буткову, что он результаты своего анализа быта и психологии чиновников излагает обыкновенно от себя на первой странице рассказа, и потом вкладывает в уста действующих лиц. Виноградов Эвол. 1929 322. На дальней от входа стене <подвала> в лучах боковой подсветки, висел сам предмет, на котором в четыре кольца клейкой ленты был продета свежеспиленная ветка ясеня. Рядом в опрятной рамке находилось отпечатанное лазерным принтером моралите. А. Уткин Самоучки. // НМ 1998 12 22.
3. Нравственность. Сколько терпит от сих заведений <воспитательных домов> и самый народный моралитет. 1803. АБТ 2 226. Было время, когда воин .. обнаружил бы себя в глазах общества бесчестным человеком, если бы отказался от дуэли с каким-нибудь мальчишкою-негодяем .. И так думали во имя нравственности, которую по счастью, очень удачно заменили французским moralité! Белинский Менцель, критик Гёте. В нашей палате оказалось всякой твари по паре да еще самой разнообразной ориентации в смысли моралите. В. Пьецух Анамнез и эпикриз. // НМ 1990 4 5. - Лекс. Уш. 1938: моралите/.
МОРАЛИТЕ (фр. moralites). В конце средних веков: род духовных представлений, которые, в противоположность мистериям, изображали отдельные черты нравственности в драматической форме, причем, кроме действительных лиц из священной истории, являлись всевозможные олицетворения добродетелей и пороков.