1. неизве́стные, неизве́стных, неизве́стным, неизве́стные, неизве́стными, неизве́стных
2. неизве́стные, неизве́стных, неизве́стным, неизве́стных, неизве́стными, неизве́стных
Живут они (христиане) в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужеземцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, а всякое отечество - чужая страна.
Если человек не скажет в своем сердце: «Я один существую и Бог», он не найдет в мире покоя.
Спросили одного старца: «Что есть смирение?» Сказал он: «Если твой брат согрешит против тебя, а ты простишь ему прежде, чем он покаялся».
Говорили старцы: «Хотя бы воистину ангел явился тебе, не принимай его, но смирись и скажи: „Я недостоин видеть ангела, потому что жил в грехах».
Нумантийские старейшины укоряли разбитых, что они побежали перед теми, кого столько раз побеждали; а кто-то им на это ответил: «Бараны перед нами те же, да пастух другой».
Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше. (Римские консулы, передавая свои полномочия преемнику.)
Однажды, когда самосские послы говорили чересчур долго, спартанцы сказали им: «Первую часть вашей речи мы забыли, а последующую не поняли, так как забыли первую».
Как-то во время пребывания в Спарте нескольких хиосцев они, пообедав в зале эфоров, оставили на полу следы рвоты и даже справили нужду на кресла, на которых сидели. Спартанцы провели тщательное расследование, не сделал ли это кто из сограждан, но когда выяснилось, что это были хиосцы, то через глашатая объявили: «Хиосцам разрешается гадить».
Какой-то юноша не уступил (…) места (знаменитому полководцу Деркеллиду) и сказал так: «Ты не родил сына, который бы в свое время уступил место мне».
(Спартанец), которого хороначальник поставил в хоре с самого краю, (…) сказал: «Молодец, что придумал, как и это место сделать почетным!»
Спартанка, вручая сыну шит, внушала ему: «Или с ним, сын мой, или на нем».
Мать сказала сыну, которого обвиняли в преступлении: «Сын мой, уничтожь или обвинение, или себя».
Когда сыновья одной спартанки, бежав с поля сражения, явились к ней, она сказала: «Трусливые рабы! Куда вы бежите? Может, хотите спрятаться здесь, откуда появились на свет?» И с этими словами она задрала платье.
I м. разг.
Тот, о ком нет сведений.
II прил.
1. Такой, о котором нет сведений; неведомый, незнакомый.
2. Не пользующийся известностью, признанием.
НЕИЗВЕ́СТНЫЙ - прил., употр. часто
Морфология: неизве́стен, неизве́стна, неизве́стно, неизве́стны; неизве́стнее
1. Неизвестным вы называете человека, предмет, явление и т. д., о которых вы ничего не знаете.
К нам случайно попала рукопись неизвестного автора. | Изменение структуры клеток может дать в будущем страшный выброс неизвестных болезней. | Он уехал в неизвестном направлении.
= незнакомый
2. Если вы говорите, что вам неизвестно что-либо, значит, вы это не знаете.
Дата публикации неизвестна.
3. Если вам неизвестно какое-либо чувство, значит, вы никогда его раньше не испытывали.
Угрызения совести этому человеку неизвестны.
4. Неизвестным вы называете человека, имени которого вы не знаете.
Неизвестный совершил покушение на бизнесмена.
5. Неизвестным вы называете писателя, художника, инженера, которого знает мало людей, потому что он не пользуется популярностью, известностью.
В этом городе живёт талантливый, но неизвестный писатель.
6. сущ. Неизвестным называют член уравнения, который нужно найти, вычислить.
Уравнение с двумя неизвестными.
НЕИЗВЕ́СТНЫЙ [неизвесный], неизвестная, неизвестное; неизвестен, неизвестна, неизвестно.
1. Такой, о котором еще ничего не представляют, о котором нет сведений, неведомый, неизученный. Неизвестный остров. Какой-то неизвестный гражданин. Человек неизвестного происхождения. Астрономом открыта звезда, ранее неизвестная.
2. Не пользующийся известностью, незаметный, не занимающий видного положения в обществе. Неизвестный писатель. «Хоть человек он неизвестный, но уж, конечно, малый честный.» Пушкин.
3. в знач. сущ. неизвестный, неизвестного, муж., неизвестная, неизвестной, жен. Незнакомый человек, личность которого не установлена. Найден труп неизвестного.
|| Персонаж драматического произведения, обычно таинственный, имя которого не названо (лит.).
4. в знач. сущ. неизвестное, неизвестного, ср. Искомая величина, которую нужно определить в результате решения задачи (мат.). Система уравнений с тремя неизвестными.
5. кратк. ср. неизвестно с местоимениями и наречиями кто, что, как, куда, где и т.п. образует сочетания, употребляющиеся в знач. кто-то, что-то, как-то, куда-то, где-то и т.п. (разг. преим. с пренебр. оттенком). Пришел неизвестно кто. Шатается неизвестно где.
НЕИЗВЕ́СТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна.
1. Такой, о к-ром не знают, нет сведений, к-рый не определён, не изучен. Неизвестные герои. Н. остров. Уравнение со многими неизвестными (сущ.; искомыми величинами; также перен.: о чём-н. очень неясном, трудноразрешимом). Где он теперь неизвестно (в знач. сказ.).
2. полн. Не пользующийся известностью, малоизвестный. Прозаик, н. широкому читателю.
3. полн. Незнакомый, личность к-рого не установлена. Вам пишет н. доброжелатель. Приходил какой-то неизвестный (сущ.).
Неизвестно кто (что, где, куда, откуда, зачем, почему, сколько и т. д.) (разг.) выражение незнания и осудительного отношения к тому, на кого (что) указывает местоименное слово. Ходит неизвестно кто. Притащил неизвестно что. Болтается неизвестно где. Обиделся неизвестно почему.
| сущ. неизвестность, -и, жен. (к 1 и 2 знач.). Покрыто мраком неизвестности (о чём-н. совершенно неизвестном, невыясненном; шутл.).
НЕИЗВЕСТНЫЙ - человек, незнакомый. Неизвестное время. Неизвестная сторона. Неизвестный, в виде сущ. кто-то, незнакомый человек. Неизвестное, в виде сущ., мат. искомое, иск, число, которое требуется найти счислением, выкладкой. Неизвестность томит.
НЕИЗВЕ́СТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
1. Такой, о котором или которого не знают, который не определён, не изучен; незнакомый. Н-ая дорога. Н-ые земли. Н. человек. Н-ая девушка. Н. герой. Н-ые факты. Дата его рождения была неизвестна. Место высадки десанта было неизвестно. Неизвестен день защиты диссертации. Попасть в н-ые места.
2. Не испытанный кем-л., чуждый кому-л. Гордость была ему неизвестна. Ей неизвестна была грусть. Он почувствовал н. ему ранее страх.
3. Не пользующийся признанием, успехом, известностью. Н. артист, поэт, художник. Он неизвестен широкой публике.
◁ Неизве́стный, -ого; м. Незнакомец. Опознать неизвестного. Неизве́стная, -ой; ж. Незнакомка. Н-ая проникла в квартиру.
-ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
1. Такой, о котором или которого не знают; незнакомый.
Неизвестная дорога. Неизвестные земли.
◊
- Не спрашивайте моего имени ни у меня, ни у других. Пусть я останусь для вас неизвестным существом. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда.
Гольд заботился о неизвестном ему человеке, которого он никогда не увидит. Арсеньев, По Уссурийской тайге.
Куда ехали, никто не знал ---. Пункт назначения был неизвестен даже командиру дивизии. Казакевич, Сердце друга.
||
Не испытанный кем-л., чуждый кому-л.
Гордость совершенно была ему неизвестна. Гоголь, Иван Федорович Шпонька и его тетушка.
Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие --- особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей. Л. Толстой, Война и мир.
2. Не пользующийся признанием, успехом, известностью.
Неизвестный артист.
◊
[Войницкий:] Вот он в отставке, и теперь виден весь итог его жизни: после него не останется ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто! Чехов, Дядя Ваня.
3. в знач. сущ. неизве́стный, -ого, м.; неизве́стная, -ой, ж.
Незнакомец, незнакомка.
Заметив замешательство неизвестной, сам Капитоныч вышел к ней. Л. Толстой, Анна Каренина.
Дюковский поднес к лицу неизвестного огарок. Чехов, Шведская спичка.
4. в знач. сущ. неизве́стное, -ого, ср. мат.
Искомая величина; противоп. известное.
Уравнение с одним неизвестным.
кому и (реже) для кого. Неизвестный нам писатель. Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие... особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей (Л. Толстой). Пункт назначения был неизвестен даже командиру дивизии (Казакевич). Неизвестные для нас новости. См. также известный.
неизве́стный, неизве́стная, неизве́стное, неизве́стные, неизве́стного, неизве́стной, неизве́стных, неизве́стному, неизве́стным, неизве́стную, неизве́стною, неизве́стными, неизве́стном, неизве́стен, неизве́стна, неизве́стно, неизве́стны, неизве́стнее, понеизве́стнее, неизве́стней, понеизве́стней
прил., кол-во синонимов: 50
аноним (11)
анонимный (21)
безведомый (6)
безвестный (18)
безызвестный (11)
безымянный (16)
бог знает какой (9)
глухой (79)
затерянный (12)
икс (9)
имярек (4)
инкогнито (20)
какой-то (22)
малоизвестный (8)
не пользующийся известностью (6)
не пользующийся признанием (3)
неведанный (3)
неведомый (18)
невесть какой (14)
невиданный (24)
невидимый (19)
невыясненный (6)
незнаемый (15)
незнакомец (10)
незнакомый (31)
незнамый (5)
неизведанный (13)
неизвестно какой (13)
неисследимый (2)
неисследованный (13)
некий (23)
некоторый (21)
некто (18)
некто в сером (6)
неслыханный (16)
с улицы (2)
таинственный (36)
темный (111)
черт знает какой (11)
черт-те какой (10)
чортовоматерный (3)
чуждый (24)
чужой (69)
1. неведомый, незнакомый, незнаемый, некий, какой-то; невесть какой (разг.)
/ о местности, области знания: неизведанный, неисследованный
в глаза не видели кого, чего, слыхом не слыхали о ком, о чём
2. не пользующийся известностью, безызвестный, безвестный
3. незнакомец, аноним, инкогнито, икс; некто в сером (книжн.)
см. также некто
прил.
1.
незнакомый
неведомый
незнаемый
безвестный
такой, о котором нет сведений)
2.
безвестный
безызвестный
не пользующийся известностью
не получивший признания)
I.
НЕИЗВЕСТНЫЙ
НЕИЗВЕСТНЫЙ1, какой-то, неведомый, незнаемый, незнакомый, некий
НЕИЗВЕСТНЫЙ2, неисследованный
НЕИЗВЕСТНЫЙ3, безвестный, безызвестный
НЕИЗВЕСТНЫЙ4, незнакомец, книжн. аноним, книжн. Икс, книжн. инкогнито
II.
Безызвестный, безвестный, неведомый, неизведанный, незнакомый, некто, кто-то, икс (х); безымянный, анонимный, темный.
Это мне неизвестно, это для меня terra incognita, об этом история умалчивает, это покрыто мраком неизвестности. Неразгаданный, неопределенный, сфинкс, вопросительный знак, железная маска. Что впереди, Бог весть. // "Это, брат, еще темна вода в облацех, что тебе министры скажут". Писемск..
Ср. .
См. некоторый...
Syn: незнакомый, неведомый (высок.), незнаемый (редк.), безвестный (усил.), неизведанный, неисследованный
Ant: известный, знакомый
▲ не являющийся (чем)
↑ известный
неизвестный - такой, о котором нет сведений
(# адрес. # подробности. # остров. ранее #).
неизвестность (пребывать в неизвестности).
в неизвестность (кануть #).
незнаемый. незнамый (прост).
безвестный. безызвестный.
неизведанный.
тайна - неизвестная информация.
браться (откуда у него деньги берутся?).
поговорки: пути господни неисповедимы.
НЕЗНАМОВ НЕЗНАНОВ НЕЗНАКОМОВ НЕИЗВЕСТНЫЙ НЕПОМНЯЩЕВ НЕПОМНЯЩИЙ НЕПОМНЯЩИХ
Под такой фамилией царские чиновники часто записывали человека, не помнящего "ни роду своего, ни племени". Или же от прозвища, данного односельчанами. Бродяг без рода и племени, непомнящих родства и места происхождения, полиция часто записывала под фамилией Неизвестный, Непомнящий. (Ф). Фамилии, частые в Зауралье, Сибири, Забайкалье. Из записи в документах "не помнящих родства": беглые с каторги или ссылки, скрывающие свою фамилию. (Н). О фамилия на их/ых можно прочитать здесь. Видимо, в этом же ряду Незнамов, Незнанов, Незнакомов, ведь у Даля назнам - неизвестный, незнакомый человек. В "Ономастиконе" Веселовского Незнан, Незнанов: Незнан, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Юрий Незнанов, казнен в 1570 г., Новгород
- Российский скульптор, график, автор станковых циклов: «Маски», «Гигантомания», надгробного памятника Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище, памятника жертвам сталинского режима, автор монументальной работы «Древо жизни».
- Никита Хрущёв публично назвал его скульптуры «дегенеративным искусством», а почти 40 лет спустя Владимир Путин вручил ему орден «Знак Почёта».
- Триллер режиссёра Жауме Серра.
Неизве́стный Игорь Георгиевич (р. 1931), физик, член-корреспондент РАН (1990). Основные труды по физике полупроводников и физическим основам микроэлектроники (явления на границе полупроводник-диэлектрик и в многослойных гетероструктурах). Государственная премия Российской Федерации (1995).
* * *
НЕИЗВЕСТНЫЙ Игорь Георгиевич - НЕИЗВЕ́СТНЫЙ Игорь Георгиевич (р. 1931), российский физик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по физике полупроводников и физическим основам микроэлектроники (явления на границе полупроводник - диэлектрик и в многослойных гетероструктурах). Государственная премия Российской Федерации (1995).
НЕИЗВЕСТНЫЙ Игорь Георгиевич (р. 1931) - российский физик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по физике полупроводников и физическим основам микроэлектроники (явления на границе полупроводник - диэлектрик и в многослойных гетероструктурах). Государственная премия Российской Федерации (1995).
прил., кол-во синонимов: 7
анонимный (21)
без имени автора (9)
безыменный (15)
безымянный (16)
не подписавший своего имени (4)
неизвестный (50)
неназванный (6)
С французского: Un soldat inconnu.
Впервые само это понятие (как и мемориал) появилось во Франции, когда 11 ноября 1920 г. в Париже у Триумфальной арки было сделано почетное захоронение неизвестного солдата, погибшего на Первой мировой войне. И тогда же на этом мемориале появилась надпись «Un soldat inconnu» и был торжественно зажжен Вечный огонь.
Затем уже в Англии, у Вестминстерского аббатства, появился мемориал с надписью «Солдат Великой войны, чье имя ведомо Богу». Позднее такой мемориал появился и в США, где на Арлингтонском кладбище Вашингтона был захоронен прах неизвестного солдата. Надпись на надгробии: «Здесь покоится снискавший славу и почет американский солдат, имя которого знает только Бог».
В декабре 1966 г., в канун 25-летия битвы под Москвой, к Кремлевской стене был перенесен прах неизвестного солдата из захоронения у 41-го километра Ленинградского шоссе. На плите, лежащей на могиле Неизвестного солдата, сделана надпись: «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен» (автор слов - поэт Сергей Владимирович Михалков).
Употребляется: в прямом смысле, как символ всех погибших воинов, имена которых так и остались неизвестными.
НЕИЗВЕ́СТНЫЙ Эрнст Иос. (род. 1925) - скульптор и график. Род. в семье врача. Поступил в Свердловское худож. уч-ще. Участник Вел. Отеч. войны; лейтенант разведки, тяжело ранен в Чехословакии в самом конце войны, награжден орденами и медалями. Вернулся в Свердловск, работал на литейном заводе, затем учился в Латв. Академии художеств в Риге, потом в Моск. худож. ин-те им. В. И. Сурикова (оконч. в 1954). Один из виднейших представителей "неофициального иск-ва" 1950-70-х гг. Уже к сер. 1950-х выработал свой индивид. худож. стиль, сочетающий бурный экспрессионизм с филос. символичностью. В Союз художников принят в 1955.
Начиная с 1956 Н. приступает к разработке своего гл. замысла - гигантской символич. скульптуры "Древо жизни", одноврем. работая над графич. и скульптурными (в дальнейшем также и живописными) циклами "Гигантомахия", "Образы Достоевского" (в 1970 роман "Преступление и наказание" с илл. Н. вышел в серии "Литературные памятники"), "Образы Данте" и др.
На выставке "30 лет МОСХ" в Манеже (1962) вступил в конфликт с Н. С. Хрущевым, устроившим скандал. Впоследствии именно Н. исполнил надгробный памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище (1974) из черного и белого мрамора.
Др. работы 1960-70-х гг.: т. н. "Цветок Лотоса" на Асуанской плотине в Египте, 1971; декор. рельефы: "Прометей" в Артеке (1966), для Института электроники в Зеленограде (Москва, 1974), для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975).
Всего до 1976 Н. создал более 850 скульптур. Однако постепенное офиц. отторжение привело к отсутствию выставок, изданий графич. работ и даже критич. откликов. В марте 1975 Н. подал заявление на выезд из СССР и сразу же был исключен из Союза художников, затем на него было совершено нападение. Тогда же был устроен погром в мастерской - уничтожено более 200 работ, в т. ч. первый проект пам. репрессированным и действующая модель "Древа жизни", в работе над технич. частью к-рой принимали участие Л. Д. Ландау, П. Л. Капица и А. Н. Туполев.
В 1976 эмигрировал. Живет и работает преимущ. в США. В Уттерсберге (Швеция) открыт музей "Древо жизни", посв. его творчеству. С 1989 Н. часто приезжает на родину. В Магадане по его проекту создан мемориал жертвам ГУЛАГа. Гос. премия Российской Федерации (1996).
В теоретич. статьях и лекциях отстаивает идею синтеза иск-ва и науки, "симбиоза Веры и Знания" как гл. цели соврем. общества.
Соч.: Кентавр: Э. Неизвестный об искусстве, литературе и философии: Сб. эссе / Сост. и авт. предисл. А. А. Лионт. М., 1992 [библиогр.]; Говорит Неизвестный: [сб.] / Послесл. Ю. Карякина. М., 1992.
Лит.: Новиков Н. Эрнст Неизвестный: Искусство и реальность. Нью-Йорк, 1981; Воронов Н. В. Эрнст Неизвестный. М., 1991.
Неизве́стный Эрнст Иосифович (р. 1925), скульптор и график. Экспрессивные, пластически мощные, часто полные внутреннего трагического напряжения станковые (циклы «Гигантомания», «Маски») и мемориальные произведения (надгробный памятник Н. С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище в Москве, 1974), многочисленные эскизы и модели главной монументальной работы Неизвестного - «Дерево жизни». До 1976 жил в СССР, затем за границей. Государственная премия Российской Федерации (1995).
* * *
НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович - НЕИЗВЕ́СТНЫЙ Эрнст Иосифович (р. 1925), российский скульптор и график. Экспрессивные, пластически мощные, часто полные внутреннего трагического напряжения станковые и мемориальные произведения (надгробный памятник Н. С. Хрущеву (см. ХРУЩЕВ Никита Сергеевич) на Новодевичьем кладбище в Москве, 1974), многочисленные эскизы и модели главной монументальной работы Неизвестного - «Древо жизни». До 1976 жил в СССР, затем - за границей.
* * *
НЕИЗВЕ́СТНЫЙ Эрнст Иосифович (р. 9 апреля 1925, Свердловск), российский художник и теоретик искусства. Пройдя через опыт «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) 1950-70-х гг., стал к концу 20 в. самым известным скульптором России.
Родился в семье врача. Участник Великой Отечественной войны; тяжело раненный, был демобилизован в 1945. В 1946-47 учился в латвийской Академии художеств в Риге, в 1947-54 - в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (и параллельно посещал занятия на философском факультете МГУ). Жил и работал в Москве.
Индивидуальный стиль мастера
Отдал дань академическому реализму, но в 1950-е гг. (прежде всего, в фигурах «раненых людей», выражающих мучительную память военных лет) сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и бурного, темпераментного экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) . Наиболее характерные для него материалы - бронза (в которой отливаются, обычно во многих вариантах, почти все его скульптурные замыслы), а в монументально-декоративных рельефах - бетон. Его произведения, воплощая в себе (по словам самого мастера) «форму потока», всегда слагаются в большие циклы. В центре образов - человеческое тело, стремящееся путем напряженных усилий одолеть собственное оцепенение. Среди важнейших циклов мастера (как скульптурных, так и графических, а позднее и живописных): «Гигантомахия» (с 1958), «Образы Достоевского» (с 1963; в 1970 в серии «Литературные памятники» вышел роман «Преступление и наказание» с иллюстрациями Неизвестного), «Образы Данте» (с 1966). С 1956 художник создает бесчисленные эскизы главного своего замысла, «Древа жизни»; эта композиция, по идее гигантская скульптура-инвайронмент (см. ИНВАЙРОНМЕНТ), сочетает в себе мотивы древесной кроны, человеческого сердца и Мебиуса листа (см. МЕБИУСА ЛИСТ), символизируя порыв человеческого духа, который, самовозвышаясь, гуманизирует миры науки и техники.
Противостояние властям и эмиграция
Неизвестному удавалось иногда исполнять и официальные заказы [памятник в честь дружбы народов (так называемый «Цветок Лотоса») на Асуанской плотине в Египте, 1971; декоративные рельефы: «Прометей» в Артеке (1966), для Института электроники в Зеленограде (Москва, 1974), для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975, ныне Дом правительства Туркменистана)]. Но, как активный участник «катакомбной» (по его собственному выражению) культуры, он входил во все более острое противостояние с властями. Лично, - хотя и в резком конфликте, - познакомился с Н. С. Хрущевым , когда тот учинил скандал на выставке в Манеже (1962); впоследствии исполнил его надгробие в Москве (1974), подчеркнув контрастами форм внутренний драматизм и противоречивость хрущевского правления.
В 1976 эмигрировал из СССР. Ныне живет и работает преимущественно в США, близ Нью-Йорка; с 1989 постоянно приезжает на родину. В 1996 в Магадане был открыт созданный по его проекту мемориал жертвам ГУЛАГа (см. ГУЛАГ) -с гигантским бетонным «Ликом скорби» как центральным элементом композиции. В том же году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации .
Не раз выступал с теоретическими статьями и лекциями, развивая идею синтеза искусства и науки, а также «симбиоза Веры и Знания» как главной цели современного общества, и указывая, что человеческие тело и лицо, осмысляемые искусством, есть «иероглифы» пути к этой цели.
Музей «Древо жизни», посвященный творчеству Неизвестного, открыт в Уттерсберге (Швеция).
НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (р. 1925) - российский скульптор и график. Экспрессивные, пластически мощные, часто полные внутреннего трагического напряжения станковые и мемориальные произведения (надгробный памятник Н. С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище в Москве, 1974), многочисленные эскизы и модели главной монументальной работы Неизвестного - "Древо жизни". До 1976 жил в СССР, затем - за границей.
-----------------------------------
НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (р. 9 апреля 1925 - Свердловск), российский художник и теоретик искусства. Пройдя через опыт "неофициального искусства" 1950-70-х гг., стал к кон. 20 в. самым известным скульптором России. Родился в семье врача. Участник Великой Отечественной войны; тяжело раненный, был демобилизован в 1945. В 1946-47 учился в латвийской Академии художеств в Риге, в 1947-54 - в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (и параллельно посещал занятия на философском факультете МГУ). Жил и работал в Москве. Индивидуальный стиль мастера Отдал дань академическому реализму, но в 1950-е гг. (прежде всего, в фигурах "раненых людей", выражающих мучительную память военных лет) сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма.
Наиболее характерные для него материалы - бронза (в которой отливаются, обычно во многих вариантах, почти все его скульптурные замыслы), а в монументально-декоративных рельефах - бетон. Его произведения, воплощая в себе (по словам самого мастера) "форму потока", всегда слагаются в большие циклы. В центре образов - человеческое тело, стремящееся путем напряженных усилий одолеть собственное оцепенение. Среди важнейших циклов мастера (как скульптурных, так и графических, а позднее и живописных): "Гигантомахия" (с 1958), "Образы Достоевского" (с 1963; в 1970 в серии "Литературные памятники" вышел роман "Преступление и наказание" с иллюстрациями Неизвестного), "Образы Данте" (с 1966). С 1956 художник создает бесчисленные эскизы главного своего замысла, "Древа жизни"; эта композиция, по идее гигантская скульптура-инвайронмент, сочетает в себе мотивы древесной кроны, человеческого сердца и Мебиуса листа, символизируя порыв человеческого духа, который, самовозвышаясь, гуманизирует миры науки и техники. Противостояние властям и эмиграция Неизвестному удавалось иногда исполнять и официальные заказы НЕИЗМЕННЫЕ ЦЕНЫ - постоянные цены, в статистике применяются для корректности сопоставлений одинаковых показателей, исчисляемых для разных периодов времени (напр., ВВП, валовый национальный продукт, национальный доход, объем производства и др.).
Эрнст Иосифович Неизвестный.
НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (родился в 1925), российский скульптор и график. С 1976 в эмиграции. Экспрессивные, пластически мощные, часто полные трагического напряжения станковые и мемориальные произведения (надгробный памятник Н.С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище в Москве, 1974), многочисленные эскизы и модели главной монументальной работы Неизвестного - "Дерево жизни".