ср. разг.
Что-либо незнакомое, ранее не известное.
новое - см. рема.
См. новость...
вынести новое решение => действие
получить новое задание => действие, получатель
получить новое назначение => действие, объект
принять новое решение => действие
сказать новое слово => вербализация
крыл. сл. В 1824 г. во Франции вышли мемуары модистки Марии Антуанетты мадемуазель Бертен, в которых она эти слова сказала по поводу подновленного ею старого платья королевы (в действительности, ее мемуары поддельны, - автор их Жак Пеше (Peuchet), 1758-1830). Мысль эта была тогда воспринята как новая тоже только потому, что она была хорошо забыта. Уже Джефри Чосер (1340-1400) сказал, что «нет нового обычая, который не был бы старым». Эта цитата из Чосера была популяризирована книгой Вальтера Скотта «Народные песни южной Шотландии».
В 1824 г. во Франции вышли мемуары модистки Марии Антуанетты мадемуазель Бертен, в которых она эти слова сказала по поводу подновленного ею старого платья королевы (в действительности, ее мемуары поддельны, - автор их Жак Пеше (Peuchet), 1758-1830). Мысль эта была тогда воспринята как новая тоже только потому, что она была хорошо забыта. Уже Джефри Чосер (1340-1400) сказал, что "нет нового обычая, который не был бы старым". Эта цитата из Чосера была популяризирована книгой Вальтера Скотта "Народные песни южной Шотландии".
Но́вое воспита́ние - направление педагогики, возникшее в странах Западной Европы в конце XIX - начале XX вв. Его сторонники (О. Декроли, Э. Демолен, С. Редди, А. Ферьер и др.) взамен словесно-догматической школы открывали так называемые новые школы - платные загородные интернаты. Умственное воспитание детей сочеталось с занятиями искусствами, гимнастикой, сельскохозяйственным и ручным трудом. Идеи нового воспитания распространены во многих современных государствах.
* * *
НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - НО́ВОЕ ВОСПИТА́НИЕ, направление педагогики, возникшее в странах Зап. Европы в кон. 19 - нач. 20 вв. Его сторонники (О. Декроли, Э. Демолен, С. Редди, А. Ферьер и др.) взамен словесно-догматической школы открывали т. н. новые школы, платные загородные интернаты. Умственное воспитание детей сочеталось с занятиями искусствами, гимнастикой, сельскохозяйственным и ручным трудом. Идеи нового воспитания распространены во многих современных государствах.
НОВОЕ воспитание - направление педагогики, возникшее в странах Зап. Европы в кон. 19 - нач. 20 вв. Его сторонники (О. Декроли, Э. Демолен, С. Редди, А. Ферьер и др.) взамен словесно-догматической школы открывали т. н. новые школы, платные загородные интернаты. Умственное воспитание детей сочеталось с занятиями искусствами, гимнастикой, сельскохозяйственным и ручным трудом. Идеи нового воспитания распространены во многих современных государствах.
Новое время - I
одна из крупнейших русских газет, 1868-1917, Санкт-Петербург (с 1869 ежедневно). Первоначально - либеральная, с переходом издания к А. С. Суворину (1876) - консервативная. С 1905 орган черносотенцев. Закрыта после Октябрьской революции.
II
еженедельный общественно-политический журнал, с 1943 (до 1945 назывался «Война и рабочий класс»), Москва. Учредитель (1998) - Журналистский коллектив «Нового времени». Издаётся на русском и английском языках.
"НОВОЕ ВРЕМЯ" - одна из крупнейших русских газет, 1868-1917, Санкт-Петербург (с 1869 ежедневная.). Первоначально - либеральная, с переходом издания к А. С. Суворину (1876) - консервативная. С 1905 орган черносотенцев. Закрыта после Октябрьской революции.
НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории) - НО́ВОЕ ВРЕ́МЯ, условное историческое понятие, обозначающее период истории человечества, следующий за Средневековьем (см. СРЕДНИЕ ВЕКА). Хронологически Новое время охватывает события 16-19 веков, его крайними вехами считают открытие Колумбом Америки и Первую мировую войну. Понятие нового времени появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты 15 века разделили историю на древнюю, среднюю и новую. Для гуманистов Новым временем была их современность, а его критерием стал расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры.
Понятие Нового времени утвердилось в исторической науке и широко используется, хотя смысл его во многом остается расплывчатым. Марксистское учение о смене общественно-экономических формаций связывало Новое время с капитализмом (соответственно Новейшее время - с социалистической формацией) и обозначало конец эпохи 1917 годом - годом Великой Октябрьской революции. Но крушение социалистического лагеря в конце 20 века опровергло эту схему.
Новое время стало эпохой глубоких перемен в социальной, экономической, политической и культурной сферах жизни. Эта эпоха заняла более краткий по сравнению с Древним миром или Средневековьем период, но получила в европейской истории исключительное значение. Великие географические открытия, открытия Коперника и Галилея перевернули старинные представления о Земле, как о центре мироздания, расширили представления человека о мире, показали его безграничность, многообразие, сложность, раскрыв новые горизонты.
В эпоху Возрождения и Реформации были заложены основы современных знаний как в сфере естественных и точных, так и в области гуманитарной мысли. Критерием истины стал эксперимент, опыт, новая система доказательств. Результатом деятельности гуманистов стала система университетского и академического образования. Имена Ф. Бэкона и Р. Декарта открыли философию Нового времени.
Длительный период развития Ренессанса, завершившийся уже в Новое время, привел к кардинальному перевороту всей системы европейской культуры, мышления, понимания человеком своего места в природе и истории. Движение Реформации отвергло власть папства над религиозным сознанием, раскололо Западную Европу на католическую и протестантскую части.
Общей тенденцией для развития большинства европейских стран стало становление национальных государств вокруг единого центра, изменение форм верховной власти, усиление, расцвет и кризис абсолютистских монархий; на втором этапе Нового времени - становление парламентской демократии в наиболее развитых странах. В Новое время сложилась общеевропейская, а позднее и общемировая система международных отношений. В социально-экономической сфере важнейшими процессами были генезис и развитие капиталистических отношений, переход в индустриальное общество в результате промышленного переворота.
НОВОЕ ВРЕМЯ (газета) - «НО́ВОЕ ВРЕ́МЯ», одна из крупнейших русских газет, 1868-1917, Санкт-Петербург (с 1869 ежедневная.). Первоначально - либеральная, с переходом издания к А. С. Суворину (1876) - консервативная. После революции 1905 консервативное направление еще более усилилось. Закрыта после Октябрьской революции.
НОВОЕ ОБЩЕСТВО ЖИВОПИСЦЕВ - «НО́ВОЕ О́БЩЕСТВО ЖИВОПИ́СЦЕВ» (НОЖ) было основано в Москве (1921-24). Члены НОЖ (С. Я. Адливанкин, А. М. Глускин, Г. Г. Ряжский (см. РЯЖСКИЙ Георгий Георгиевич) и др.) отстаивали в полемике с конструктивистами-«беспредметниками» принципы сюжетной станковой картины, создавая произведения в духе постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) , часто с элементами лубка, примитива, «городского фольклора».
"НОВОЕ ОБЩЕСТВО ЖИВОПИСЦЕВ" (НОЖ) было основано в Москве (1921-24). Члены НОЖ (С. Я. Адливанкин - А. М. Глускин, Г. Г. Ряжский и др.) отстаивали в полемике с конструктивистами-"беспредметниками" принципы сюжетной станковой картины, создавая произведения в духе постимпрессионизма, часто с элементами лубка, примитива, "городского фольклора".
НО́ВОЕ О́БЩЕСТВО ЖИВОПИ́СЦЕВ (НОЖ) - объединяло художников, стилистика произведений к-рых основывалась на приемах лубка, тяготела к живописи примитивизма (в частности, к живописи франц. худож. А. Руссо), существовало в 1921-24 в Москве, входили: С. Я. Адливанкин, А. М. Глузкин, А. М. Нюренберг, М. О. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский и др. Тематика произведений носила характер обличения мещанства, нэпманского быта.
Лит.: Советское иск-во 20-30-х годов / Авт. вступ. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988; 1920-1930: Живопись / Гос. Рус. музей; Вступ. ст. М. Ю. Германа. Л., 1988.
Снова ситце на колочке нависится, а околотится, под лавкой наваляется.
Снова вещи и цены нет, а по ветху - хоть брось.
Что прочно - то и беречь мочно (можно).
Ср. Novum cribrum novo paxillo pendere.
Ново сито на новом колке вешать.
Varro. Ср. Marcell. comp. doctr. p. 152).
"НОВОЕ СЛОВО" - ежемесячный научно-литературный и политический журнал, 1894-97, Санкт-Петербург; издавался либеральными народниками, с весны 1897 - "легальными марксистами".
сущ., кол-во синонимов: 8
достижение (24)
нечто новое (7)
новация (9)
нововведение (18)
новшество (14)
новь (15)
свежая струя (7)
что-то новое (7)
«Но́вое уче́ние о языке́»
(«яфетическая теория») - система взглядов, выдвинутая Н. Я. Марром по
общим вопросам языкознания в 20-30‑х гг. 20 в.
В начальный период научной деятельности Марр внёс большой вклад в
развитие армяно-грузинской филологии; изучил и опубликовал ряд
древнейших памятников армянской и грузинской литератур, основал серию
«Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии» (в. 1-13, 1900-13),
успешно занимался изучением кавказских языков
(картвельских, абхазского и других), историей, археологией и
этнографией Кавказа. В связи с исследованием сравнительной грамматики
картвельских языков он обратился к поискам их родства с другими языками
мира, выдвинув ряд гипотез, недостаточно подкреплённых конкретным
языковым материалом (о родстве картвельских языков с семитскими, баскским и
др.).
Когда гипотезы Марра о родстве языков пришли в противоречие с данными
научного языкознания, он попытался ликвидировать эти противоречия,
объявив всё «традиционное», «индоевропейское» языкознание
устаревшим и несовместимым с марксизмом, и построить совершенно новую
лингвистическую теорию - так называемое «новое учение о языке», или
«яфетическую теорию». Впервые эти взгляды были высказаны в работе
«Яфетический Кавказ и третий этнический элемент в созидании
средиземноморской культуры» (1920). Отказавшись от достижений сравнительно-исторического языкознания
(см. также Сравнительно-исторический
метод), Марр выдвинул идею о том, что индоевропейская языковая
семья, как и другие семьи языков, не связана исконным генетическим
единством, которое было доказано компаративистами (см. Индоевропейские языки), а сложилась путём скрещивания.
В 1923-24 Марр усиленно занимался вопросами так называемой «палеонтологии речи», стремясь вскрыть общие для
всех языков этапы типологического развития, связанные с этапами развития
общества и материальной культуры; в 1925 он попытался связать эту свою
систему с философскими положениями исторического материализма,
понимавшегося им, однако, упрощённо, в духе вульгарного социологизма
(см. Стадиальности теория). Язык был
отнесён к категориям надстройки и определён как изначально классовое
явление. Первичным языком человечества, по Марру, был язык жестов, сменившийся позже звуковым языком в
виде «четырёх элементов» (SAL, BER, YON, ROШ), т. е. диффузных звуковых
комплексов, из которых возник словарный запас всех языков мира.
С общелингвистической точки зрения эти взгляды Марра имеют много
общего со взглядами Г. Шухардта, выдвинувшего идею о «языковом
смешении», и некоторыми идеями французской
социологической школы. Термин «Н. у. о я.» был употреблён впервые в
1924 (ранее Марр называл свою теорию «яфетической»). Построения Марра
этого времени не поддаются объективной проверке при помощи строгой
научной методики и опровергаются языковым материалом. К 1926 произошёл
окончательный разрыв Марра и его сторонников с научным
сравнительно-историческим языкознанием (индоевропеистикой), которое было обвинено в
идеализме, формализме, антисоциальности и даже расизме. Это вызвало в
среде советских лингвистов ряд резких выступлений против «Н. у. о я.»,
наиболее последовательным критиком которого был Е. Д. Поливанов,
исследовавший японский, китайский, узбекский, дунганский языки, занимавшийся проблемами общего
языкознания («За марксистское языкознание», 1931), создавший
оригинальную теорию языковой эволюции. В статье «Новый поворот в работе
по яфетической теории» (1931) Марр обращается к исторической
психологии, пытаясь по данным языка вскрыть последовательные этапы
развития мышления, что отражало односторонность подхода к проблеме языка и мышления.
Ряд учеников Марра, в т. ч. И. И. Мещанинов, стали развивать
«Н. у. о я.» в сторону сближения с «традиционным» языкознанием.
Мещанинов, пользуясь и некоторыми идеями Марра, исследовал основные
этапы развития языков, развил теорию понятийных
категорий и создал теорию синтаксической типологии языков,
разработал теорию членов предложения и
синтаксических отношений в их связи с частями
речи и т. д. К 1950 учение Марра оказалось в состоянии кризиса,
который усугубился также тем, что отношения его школы с
«индоевропейским» языкознанием ещё более осложнились. В газете «Правда»
была проведена дискуссия (1950), в которой участвовали как сторонники,
так и противники «Н. у. о я.»; в ряду противников «Н. у. о я.» с
несколькими статьями, содержащими, однако, лингвистически ошибочные
положения о языке и его развитии, выступил И. В. Сталин. Дискуссия
открыла возможность разработки «традиционной» лингвистической
проблематики (особенно сравнительно-исторического языкознания). Вместе
с тем после дискуссии на некоторое время приостановилось исследование
проблем, имевших в «Н. у. о я.» научный интерес, - проблемы языка и
мышления, типологии языков, социолингвистических проблем и некоторых
других. Эти направления исследований успешно развиваются советской лингвистикой с конца 50‑х гг.
Марр Н. Я., Избранные работы, т. 1-5, М.-Л., 1933-37;
Мещанинов И. И., Введение в яфетидологию, Л., 1929;
его же, Члены предложения и части речи, М.-Л., 1945;
Абаев В. П., Н. Я. Марр (1864-1934). К 25‑летию со дня
смерти, «Вопросы языкознания», 1960, № 1;
Тронский И. М., Сравнительно-исторические исследования, в
кн.: Теоретические проблемы советского языкознания, М., 1968;
Гухман М. М., Типологические исследования, там же;
Поливанов Е. Д., Статьи по общему языкознанию, Избранные
работы, М., 1968.
А. А. Леонтьев.
но́воевропе́йский, но́воевропе́йская, но́воевропе́йское, но́воевропе́йские, но́воевропе́йского, но́воевропе́йской, но́воевропе́йских, но́воевропе́йскому, но́воевропе́йским, но́воевропе́йскую, но́воевропе́йскою, но́воевропе́йскими, но́воевропе́йском, но́воевропе́йск, но́воевропе́йска, но́воевропе́йско, но́воевропе́йски
Новоелхо́вское месторожде́ние - нефтяное, в России, Татария (Волго-Уральская нефтегазоносная провинция). Открыто в 1951. Залежи на глубине 0,5-1,5 км. Плотность нефти 0,86-0,92 г/см3, содержание S 1,2-3,1%. Центр добычи - г. Альметьевск.
* * *
НОВОЕЛХОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ - НОВОЕЛХО́ВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕ́НИЕ нефтяное, в Татарии (Волго-Уральская нефтегазоносная провинция (см. ВОЛГО-УРАЛЬСКАЯ НЕФТЕГАЗОНОСНАЯ ПРОВИНЦИЯ)). Открыто в 1951. Залежи на глубине 0,5-1,5 км. Плотность нефти 0,86-0,92 г/см3, содержание S 1,2-3,1%. Центр добычи - г. Альметьевск.
НОВОЕЛХОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ нефтяное - в Татарии (Волго-Уральская нефтегазоносная провинция). Открыто в 1951. Залежи на глубине 0,5-1,5 км. Плотность нефти 0,86-0,92 г/см³, содержание S 1,2-3,1%. Центр добычи - г. Альметьевск.