ж.; = паради́гм
1. Конструкция как образец склонения или спряжения изменяющегося слова (в лингвистике).
2. Система форм изменяющегося слова.
ж.; = паради́гм
1. Конструкция как образец склонения или спряжения изменяющегося слова (в лингвистике).
2. Система форм изменяющегося слова.
ПАРАДИ́ГМА, -ы, жен.
1. Образец, тип, модель (книжн.). П. общественных отношений.
2. В грамматике: система форм изменяющегося слова, конструкции (спец.). П. имени, глагола.
| прил. парадигматический, -ая, -ое.
Парадигма
-ы, ж.
1) лингв. Тип, образец склонения или спряжения; совокупность грамматических форм одного слова.
Глагольная парадигма.
Полная парадигма прилагательного в русском языке.
2) Система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период.
Отправная парадигма исследования.
3) перен., чего Ряд, совокупность каких-л. явлений, следующих одно за другим.
Парадигма преступлений.
Родственные слова:
парадигма́тика, парадигмати́ческий
Этимология:
Из западноевропейских языков (нем. Paradigma, фр. paradigme). Восходит к греческому paradeigma ‘пример’, ‘образец’.
парадигма - совокупность форм словоизменения одного и же слова (лексической единицы), совокупность словоформ, составляющих данную лексему.
ПАРАДИ́ГМА -ы; ж. [от греч. paradeigma - пример, образец] Спец. Система форм изменяющегося слова, конструкции как образец склонения или спряжения. П. глагола.
◁ Парадигмати́ческий (см.).
* * *
парадигма - I
(от греч. parádeigma - пример, образец) (философская, социологическая), исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
II
в языкознании, система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma - пример - образец), в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
-----------------------------------
ПАРАДИГМА в языкознании - система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие "парадигма" употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.
-ы, ж. грамм.
Система форм изменяющегося слова, конструкции как образец склонения или спряжения.
[От греч. παράδειγμα - пример, образец]
ПАРАДИ́ГМА - 1) Понятие, играющее весьма существ. роль в совр. филос. сознании, гл. обр. культурологич. направленности. Означает хар-ную для опред. эпохи, соц. и нац. общности либо сферы культуры (науки, иск-ва, философии) совокупность или систему фундамент. установок и стереотипов мышления.
В философии науки 20 в. получило шир. распространение понятие П., предлож. амер. исследователем Т. Куном для характеристики "нормальной" науки. Согласно такому пониманию П. - это совокупность теоретич. представлений, определений и терминов, методол. и техн. предписаний и ценностных установок, принимаемых и разделяемых чл. науч. сообщества, а следовательно, консолидирующих последнее и обеспечивающих преемственность науч. творчества и развития науки.
2) В яз.-знании совокупность единиц одного уровня, к-рые, соответствуя какому-либо язык. объекту (слову, значению, ситуации), содержательно и/или формально противопоставлены друг другу, в силу чего при построении высказывания в каждом конкретном случае обычно может быть использована только одна из единиц, образующих П. В совр. яз.-знании принято различать морфол., синтаксич., лексич. и словообразоват. П. Однако первонач. понятие П. появилось как сугубо морфол., к-рое лишь в 20 в. начало применяться при описании явлений др. язык. уровней. Поэтому в исходном и б. точном смысле слова П. - это, во-первых, совокупность всех словоформ одного слова, а во-вторых, - это та модель словоизменения (склонения или спряжения), к-рая, являясь элементом грамматич. описания, дает представление о словоизменении всех слов, соответствующих данной модели.
Совокупность форм одного слова, часто назыв. общей, или большой, П., к-рая состоит из частных, или малых, П. В общей морфол. П. фиксируется и отражается функционирование всех грам. категорий, присущих словам данной части речи. Напр., в рус. яз. общая П. глагола отражает функционирование категорий вида, залога, времени, лица, числа и рода, а общая П. им. сущ. отражает функционирование категорий рода, падежа и числа.
Частная П. - это П. форм какой-либо одной грам. категории. Так, напр., у глагола в рус. яз. выделяются П. форм вида (несов. и сов.), залога (действит. или страдат.), наклонения (изъявит., сослагат. и повелит.), времени (наст., прош. и буд.), лица (1-го, 2-го и 3-го), числа (ед. и мн.) и рода (муж., жен. и ср. в прошедшем времени).
Если в морфол. П. входят все словоформы одного слова, то в синтаксич. П. входят, если можно так сказать, все "синтаксич. формы" одной синтаксич. конструкции, обозначающей нек-рую ситуацию. Так, в рус. яз. синтаксич. П. простого предложения включает три формы синтаксич. изъявит. наклонения: 1) наст. вр. (Сын учится), 2) прош. вр. (Сын учился), 3) буд. вр. (Сын будет учиться) и 5 форм ирреальных наклонений: 1) сослагат. (Сын учился бы), 2) условное (Если бы сын учился), 3) желат. (Хоть бы сын учился), 4) побудит. (Пусть сын учится), 5) долженствоват. (Все гуляют, а сын учись).
Лексич. П. обычно объединяет грамматически однородные слова, имеющие общий родовой семантич. признак, но отличающиеся друг от друга его частными значениями. Такую лексич. П. образуют, напр., слова: лев, тигр, волк, лисица. В этой П. объединены и противопоставлены друг другу сущ., обозначающие хищных зверей. Что касается словообразоват. П., то ее составляют производные слова, образов. из одного и того же исходного производящего слова на одной и той же ступени производности. Напр., сущ. ручка и ручища образуют П. первой степени производности на базе исходного слова рука.
Если понятия морфол. и отчасти лексич. П. представляются достаточно ясными и эффективными, то этого нельзя сказать о понятиях синтаксич. и словообразоват. П., к-рые пока еще в большой мере остаются неопределенными и расплывчатыми.
Лит.: Шведова Н. Ю. Парадигматика простого предложения // Грамматика совр. рус. лит. языка. М., 1970; Земская Е. А. О парадигматических отношениях в словообразовании // Русский язык: Вопр. его истории и совр. состояния. М., 1978; Кубрякова Е. О, Соболева П. А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании // Лингвистика и поэтика. М., 1979.
1. Совокупность теоретических, методологических, ценностных и иных установок, принятых на каждом этапе развития науки (понятие введено американским ученым Т. Куном); 2. В широком смысле, исходная концептуальная идея, ценность как схема или.своего рода карта местности, помогающая найти человеку свое «местоположение» в обществе, , модель, установка, определяющая взгляды, поведение, направление, цели деятельности людей, их сообществ, способы постановки проблемы, методика исследования какой-то сферы общества, или общества в целом.
паради́гма, паради́гмы, паради́гм, паради́гме, паради́гмам, паради́гму, паради́гмой, паради́гмою, паради́гмами, паради́гмах
сущ., кол-во синонимов: 8
модель (44)
модель исследования научного предмета (1)
образец (41)
пример (17)
схема (28)
теория (21)
тип (52)
Паради́гма
(от греч. παράδειγμα - пример, образец) - 1) в широком
смысле - любой класс лингвистических единиц,
противопоставленных друг другу и в то же
время объединённых по наличию у них общего признака или вызывающих
одинаковые ассоциации, чаще всего - совокупность языковых единиц,
связанных парадигматическими отношениями (см. Парадигматика), 2) модель и схема организации
такого класса или совокупности; 3) в более узком смысле - синоним термина «морфологическая парадигма»
(система форм одного слова).
В зависимости от уровня, к которому относят выделяемый класс единиц,
говорят о морфологических, синтаксических, лексических
и словообразовательных парадигмах. В принципе в
одну парадигму объединяются языковые единицы, которые могут быть
поставлены в соответствие одному объекту или явлению: значению,
ситуации, слову, классу слов и т. п.
Понятие парадигмы было введено в античной
грамматике для обозначения образца словоизменения как отражающего варьирование
форм одного слова. Традиционный способ рассмотрения этих форм в латинских и греческих
грамматиках состоял в распределении слов и их классификации по типам склонения для имён и спряжения для глаголов и в
описании каждого типа таблицей - парадигмой, к которой следовало
обратиться, чтобы получить представление о формах других членов того же
типа (см. Аналогия). Классическая
грамматика устанавливала, таким образом, не правила, а модели образования форм, предлагая их конечный
набор списком; понятие морфологической парадигмы получило широкое
распространение в научных и нормативных грамматиках как упрощающее
описание языка и отражающее его системный характер и сделалось одним из
кардинальных в описании морфологии флективных
языков.
Морфологическая парадигма
изображается обычно как таблица форм, устанавливающая соответствие
записанных в её левой части грамматических значений обозначенным в
правой части средствам их выражения - флексиям
или другим формативам; подобная запись передаёт
модус существования каждой формы в статике, а также процесс её
образования и отражает совокупность всех форм определённых
грамматических значений одной лексемы.
Морфологическая парадигма отражает реализацию грамматических категорий (рода, числа, падежа и т. д.) и характеризуется: наличием
стабильной, инвариантной части (корня, основы), выражающей идею тождества лексемы во
всех её грамматических видоизменениях; фиксацией конечного перечня
грамматических значений и их комбинаторики и, следовательно, наличием
в парадигме точно определённого числа звеньев или позиций, что и делает
парадигму закрытым классом форм; однозначным соответствием позиции и
связанного с нею специального форманта; строгим порядком расположения
членов.
Структура морфологической парадигмы, таким образом, определяется
инвентарём грамматических категорий, характеризующих отдельные
части речи и взаимосвязи их грамматических значений. Парадигмы слов
одной части речи имеют одинаковое внутреннее устройство, одинаковый
набор окончаний для одного типа склонения или спряжения, объединяют
подобные наборы основ, а также нередко характеризуются сходными акцентными и/или морфонологическими явлениями.
Морфологические парадигмы делятся на большие и малые, полные и
неполные (дефектные). Большая парадигма представляет собой объединение
малых, или частных: так, полная парадигма прилагательного в русском языке включает от 24 до 29 форм,
распределяющихся по ряду частных парадигм мужского, женского и
среднего рода единственного числа, парадигмы множественного числа,
парадигм кратких форм прилагательных и их степеней сравнения. В дефектной парадигме часть её
позиций (клеток) оказывается незаполненной.
Пытаясь ограничить и уточнить критерии, на основании которых языковые
единицы могут быть объединены в одну парадигму, некоторые учёные
ставили, например, условие взаимозаменимости или выполнения одной
роли в системе языка - т. е. наличие
определённого формального признака. Отсюда возникает понятие синтаксической парадигмы в
трансформационной (порождающей) грамматике (см. Генеративная лингвистика) как ряда структурно
различающихся, но семантически
соотносительных синтаксических конструкций - предложений или словосочетаний, связанных в силу их
семантической близости отношениями перифразы. Синтаксическая парадигма определяется
и более строго - как комплекс коррелирующих синтаксических структур,
различающихся, по крайней мере, одной морфемой (Д. С. Ворт). Нередко синтаксические
парадигмы определяются как изоморфные морфологическим.
Значительный вклад в синтаксическую парадигматику внесли советские учёные, причём особое развитие получила
идея внутриструктурных преобразований предложений как наделённых
свойством предикативности (Н. Ю. Шведова).
Понятие лексической парадигмы
трактуется по-разному, чаще всего - как объединение грамматически
однородных слов, имеющих семантическую общность. В значениях слов одной
лексической парадигмы обнаруживаются не только общие семантические
черты, но и дифференцирующие признаки. Иногда говорят о
парадигматических отношениях в лексике, имея в виду связанность
отдельных значений многозначного слова и его
лексико-семантических вариантов.
Значительное распространение получает в современном языкознании и
понятие словообразовательной
парадигмы, или парадигматического объединения слов; входящими в одну
парадигму считаются однокорневые образования, созданные на одной и той
же ступени деривации, или же
производные, имеющие одну и ту же производящую основу и находящиеся на
одной и той же ступени словопроизводства. Словообразовательные парадигмы
делятся на отглагольные, десубстантивные, деадъективные и
деадвербиальные, т. е. описываются так, что их стабильной частью
считается мотивирующая единица, принадлежащая определённой части речи, переменными же считаются
мотивированные ею образования на одинаковой ступени словообразования.
Эти парадигмы могут, однако, различаться и по другому принципу:
включать производные, разные по семантике, но относящиеся к одной части
речи (ср., например, адъективный тип парадигмы от прилагательного
«белый»: «беленький», «белёхонький», «беловатый» и т. д.).
В разработку теории парадигмы значительный вклад внесли советские
учёные (Т. П. Ломтев, М. М. Гухман, Е. А. Земская, А. А. Зализняк,
Д. Н. Шмелёв и другие).
Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М.,
1967;
Костинский Ю. М., Вопросы синтаксической парадигматики,
«Вопросы языкознания», 1969, № 5;
Кубрякова Е. С., Основы морфологического анализа, М.,
1974;
Шмелёв Д. Н., Современный русский язык. Лексика, М.,
1977;
Кубрякова Е. С., Соболева П. А., О понятии
парадигмы в формообразовании и словообразовании, в кн.: Лингвистика и
поэтика, М., 1979;
Русская грамматика, т. 1-2 М., 1980.
Е. С. Кубрякова.
парадигма (< др.-греч. παράδειγμη пример, образец)
Образец склонения или спряжения, система форм одного и того же слова: я думаю, ты думаешь, он (она, оно) думает, мы думаем, вы думаете, они думают. Парадигму образуют, например, система согласных, совокупность словообразовательных моделей и т.п.
1) П. (в широком смысле): любая совокупность языковых единиц, объединенных отношениями взаимосвязи, противопоставления и обусловленности (напр.: парадигма детскости - совокупность лексем, обозначающих детёнышей);
2) П. (в узком смысле): грамматическая парадигма - совокупность однотипных грамматических форм слова; словообразовательная парадигма - совокупность однотипных слов, данных в определённой последовательности, объединённых отношениями взаимосвязи, противопоставления и обусловленности. По необходимому количеству членов в парадигме выделяют следующие типы грамматических парадигм: 1) полная - парадигма, в которой все члены представлены словоформами (напр., падежная парадигма сущ. цветок);
2) неполная - парадигма, в которой недостаёт набора словоформ или слово не может принять форму, которая потенциально возможна (напр., парадигма времени глагола победить - невозможно сказать я победю; парадигма лица глаг. светать - невозможно сказать я светаю);
3) дефектная - парадигма, в которой представлены отдельные члены: налей щец; принеси дровец;
4) избыточная - парадигма, в которой возможны параллельные варианты словоформ (напр., падежная парадигма сущ. мама: мамой - мамою).
парадигма (греч. paradeigma - пример, образец).
1) Система флективных изменений, являющихся образцом формообразования для данной части речи. Парадигма первого склонения имен существительных. Парадигма мягкого склонения имен прилагательных. Парадигма второго спряжения глагола.
2) Совокупность форм словоизменения одного и того же слова. Парадигма имени существительного стол.
См. paradigma.
ПАРАДИ́ГМА (от греч. paradeigma - пример, образец).
1. Система форм одного слова (морфологическая П.).
2. Совокупность лингвистических единиц, связанных парадигматическими отношениями, т. е. класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу (например, будущее и настоящее время глагола) и в то же время объединенных на основе наличия у них общего признака (например, общего лексического значения).
3. Модель и схема организации такого класса лингвистических единиц.
Это "по-научному" звучащее слово, означающее "действующая в обществе в тот или иной период модель постановки проблем и их решения", заимствовано в XIX в. из латинского, который в свою очередь взял его из греческого, где paradeigma буквально означает "образец, пример".
ПАРАДИГМА ы, ж. paradigme m., нем. Pardigma <гр. paradeigma пример, образец.
1. Система форм одного слова. П. склонения существительных. Глагольная п. Крысин 1998.
2. филос. Система представлений, основных концептуальных установок и т. п., характерная для определенного этапа развития науки, культуры, цивилзации в целом. Крысин 1998. - Лекс. Алексеев 1776: пара/дигма (приклад, пример); СИС 1937: паарди/гма; Уш. 1939: паради/гм.
ПАРАДИГМА (греч.) В грамматике: пример, образец, слово, по которому склоняют или спрягают другие. В риторике пример, взятый из истории и приведенный для сравнения.
- Система грамматических форм одного слова.
- Фильм Кшиштофа Занусси.
- Совокупность подходов, методов, стратегий, идей и понятий, определяющая стиль написания компьютерных программ.
- Ментальная модель мира и мироустройства, основанная на сформировавшихся идеях, взглядах и понятиях.
- Система форм изменяющегося слова.
- Образец типа склонения или спряжения.
ПАРАДИГМА (в философии) - ПАРАДИ́ГМА (от греч. paradeigma - пример, образец), в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
ПАРАДИГМА (в языкознании) - ПАРАДИ́ГМА в языкознании, система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения (см. СКЛОНЕНИЕ (в грамматике)) или спряжения (см. СПРЯЖЕНИЕ). Понятие «парадигма» употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.
Объединение слов с противоположными значениями. В основе их семантического соотношения находятся общие интегральные и дифференциальные признаки, обозначающие противопоставленность значений. Антонимическая парадигма отличается парностью: в нее входят позитивный и негативный члены. Наличие семы не - это дифференциальный признак антонимии. Антоним, содержащий ее, включает в свое значение содержание другого антонима: умный - обладающий умом; глупый - не обладающий умом.
Объединение слов с противоположными значениями. В основе их семантического соотношения находятся общие интегральные и дифференциальные признаки, обозначающие противопоставленность значений. Антонимическая парадигма отличается парностью: в нее входят позитивный и негативный члены. Наличие семы не - это дифференциальный признак антонимии. Антоним, содержащий ее, включает в свое значение содержание другого антонима: умный - обладающий умом; глупый - не обладающий умом.
Хронологически сложившееся объединение слов, организованное на основе общих семантических признаков. В составе генетических парадигм наиболее изучены тематические парадигмы и лексико-семантические группы.
Хронологически сложившееся объединение слов, организованное на основе общих семантических признаков. В составе генетических парадигм наиболее изучены тематические парадигмы и лексико-семантические группы.
Родо-видовая парадигма, характеризующаяся наличием родового понятия - гиперонима и видовых понятий гипонимов: мебель - шкаф, кровать, уголок, диван и т.п.
Родо-видовая парадигма, характеризующаяся наличием родового понятия - гиперонима и видовых понятий гипонимов: мебель - шкаф, кровать, уголок, диван и т.п.
Словоизменительная система глагола, включающая:
1) парадигму спряжения (изменение по лицам и числам) - 6 членов;
2) парадигму изменения по родам - 3 члена;
3) парадигму изменения по числам - 2 члена;
4) парадигму изменения по временам - 3 члена;
5) парадигму наклонений - 3 члена.
Выделяются неполные (дефектные) и избыточные парадигмы.
Неполные парадигмы представлены следующими случаями:
1) не имеют формы 1л., ед.ч. глаголы убедить, дудеть, очутиться, победить и др.;
2) некоторые глаголы образуют формы 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа, но не употребляются в этих формах речи: нестись - нести яйца, колоситься, пригореть;
3) не изменяется по лицам и не имеет формы будущего времени глагол объять;
4) глагол несдобровать имеет только форму инфинитива;
5) у безличных глаголов парадигмы лица, числа и рода представлены одним членом: светает, светало (инф. - светать);
6) у глагола неймется нет форм прошедшего времени и инфинитива;
7) безличные глаголы не имеют повелительного наклонения;
8) глаголы слыхать и видать употребляются только в формах прошедшего времени;
9) глаголы стлать и стелить, настигнуть и настичь имеют общую для обоих глаголов парадигму спряжения по лицам и числам;
10) глаголы хотеть, мочь, видеть, слышать и др. не имеют синтетических форм повелительного наклонения.
Избыточные парадигмы наблюдаются:
1) у глаголов капать, двигать, мяукать;
2) при образовании повелительного наклонения наряду с литературными формами появляются избыточные нелитературные формы у глаголов класть, положить;
3) у глагола ехать нет повелительного наклонения;
4) у глагола бежать появляются недопустимые просторечные формы.
ж. устар. м. 1. Конструкция как образец склонения или спряжения изменяющегося слова (в лингвистике). 2. Система форм изменяющегося слова
Вид парадигмы, включающей тематическую, гиперо-гипонимическую парадигму, лексико-семантическую группу слов в художественном тексте. Выражает авторскую целеустановку, создает типовые ситуации, окрашенные эмоцией, оценкой, экспрессией.
Вид парадигмы, включающей тематическую, гиперогипонимическую парадигму, лексико-семантическую группу слов в художественном тексте. Выражает авторскую целеустановку, создает типовые ситуации, окрашенные эмоцией, оценкой, экспрессией.
1) мест.-прил. имеют перекрещивающуюся парадигму, состоящую из 24 членов (полная парадигма);
2) мест.-числ. имеют парадигму, равную 6 членам;
3) мест.-нареч. имеют разные парадигмы;
4) личн. мест. имеют полную парадигму, равную 6 членам;
5) неполн. парадигму имеют мест. себя, некого, нечего, некто, нечто, никто.
1) система словоформ, образующих одну лексему (например, парадигма склонения, парадигма спряжения);
2) образец, схема словоизменения (например, парадигма 1-го склонения существительных, парадигма II спряжения глагола и т.п.)
В морфологии выделяются три разновидности парадигм:
1) полная;
2) неполная;
3) избыточная.
Разновидностью полной является перекрещивающаяся парадигма.
парадигма наречия - включает 3 члена (изменение по степеням сравнения наречий на -о)
Наречия не склоняются и не спрягаются, поэтому считаются неизменяемой частью речи.
Неполный набор форм словоизменения конкретного слова в той или иной категории. Неполнота набора форм устанавливается путем сопоставления с полной парадигмой того же словоизменения. Например, неполные парадигмы характерны для склонения существительных мед, сливки и др.
Формально-семантическая парадигма, в которой интегральные признаки представлены планом выражения, а дифференциальные признаки представлены планом содержания. П.о. - системная группировка одинаковых по фонетической/графической форме слов, семантически противопоставленных.
Формально-семантическая парадигма, в которой интегральные признаки представлены планом выражения, а дифференциальные признаки представлены планом содержания. П.о. - системная группировка одинаковых по фонетической/графической форме слов, семантически противопоставленных.
Парадигма, имеющая полный набор форм словоизменения по той или иной категории, присущей данной части речи. Полная парадигма отражает регулярное и частотное словоизменение той или иной части речи, является нормой словоизменительной системы слова, принадлежащего к определенной части речи.
По Н.Ю. Шведовой, система форм предложения с одинаковым или почти одинаковым лексическим наполнением, но с разным значением предикативности, т.е. с разной соотнесенностью высказывания с действительностью в модально-временном плане. Полная парадигма предложения считается семичленной: она вбирает варианты предложений, имеющих значение реальной модальности, ирреальной, модифицирующейся то как возможность, то как желательность, то как побудительность. В.В. Бабайцева считает понятие парадигмы простого предложения не бесспорным.
Система форм структурной схемы простого предложения. Студент учится, студент учился, студент будет учиться, студент учился бы, если бы студент учился!, студент учись... (в значении "должен учиться"), пусть студент учится.
По Н.Ю. Шведовой, система форм предложения с одинаковым или почти одинаковым лексическим наполнением, но с разным значением предикативности, т.е. с разной соотнесенностью высказывания с действительностью в модально-временном плане. Полная парадигма предложения считается семичленной: она вбирает варианты предложений, имеющих значение реальной модальности, ирреальной, модифицирующейся то как возможность, то как желательность, то как побудительность. В.В. Бабайцева считает понятие парадигмы простого предложения не бесспорным.
Синонимический ряд, в котором интегральным признаком является адекватность (тождественность), близость значений синонимов. Дифференциальные признаки синонимов в синонимичной парадигме - различия в звучании (написании) слов, в их значениях и функционально-стилевом употреблении. В синонимической парадигме выделяется доминанта.
Синонимический ряд, в котором интегральным признаком является адекватность (тождественность), близость значений синонимов. Дифференциальные признаки синонимов в синонимичной парадигме - различия в звучании (написании) слов, в их значениях и функционально-стилевом употреблении. В синонимической парадигме выделяется доминанта.
1) два - парадигма склонения по падежам и родам;
2) один - парадигма склонения по родам, числам и падежам;
3) парадигма количественных числительных равна 6 членам;
4) у числительных тысяча, миллион, миллиард парадигма состоит из 12 членов;
5) порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам, имеют полную парадигму из 24 членов;
6) дробные числительные изменяются только по падежам, их парадигма равна 6 членам.
Тематический ряд, объединяющий слова, имеющие в своем значении интегральную эксплицитную или имплицитную гиперсему.
Может существовать большое количество тематических парадигм:
1) глаголы движения;
2) ментальные глаголы;
3) названия частей человеческого тела;
4) названия животных;
5) названия единиц меры и т.п.
В тематической парадигме нет доминантного, родового слова, определяющего интеграцию слов по определенной теме. Интегральная, родовая сема выводится из лексических значений слов. Аналогично дифференциальные, видовые семы извлекаются из лексического значения каждого члена парадигмы. Это гипосемы.
Тематический ряд, объединяющий слова, имеющие в своем значении интегральную эксплицитную или имплицитную гиперсему. Может существовать большое количество тематических парадигм:
1) глаголы движения;
2) ментальные глаголы;
3) названия частей человеческого тела;
4) названия животных;
5) названия единиц меры и т.п.
В тематической парадигме нет доминантного, родового слова, определяющего интеграцию слов по определенной теме. Интегральная, родовая сема выводится из лексических значений слов. Аналогично дифференциальные, видовые семы извлекаются из лексического значения каждого члена парадигмы. Это гипосемы.
парадигматика - аспект системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением группы (класса) языковых единиц по какому-либо признаку.
ПАРАДИГМА́ТИКА -и; ж.
1. Лингв. Аспект исследования языка, заключающийся в изучении парадигмы (ср.: синтагма́тика).
2. Спец. Учение о строении и структуре парадигм разных типов.
* * *
парадигма́тика - 1) один из двух аспектов исследования языка, противопоставляемый синтагматике, - изучение соотношений между элементами языка и классами этих элементов, объединяемых в сознании говорящего ассоциациями в силу общности либо их формы, либо содержания, либо того и другого; изучение отношений противопоставления, выбора одного из взаимоисключающих элементов.
2) Учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации, а также об объединении в более сложные единства.
* * *
ПАРАДИГМАТИКА - ПАРАДИГМА́ТИКА,
1) один из двух аспектов исследования языка, противопоставляемый синтагматике, - изучение элементов языка и классов этих элементов, находящихся в отношениях противопоставления, выбора одного из взаимоисключающих элементов.
2) Учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации, а также объединении в более сложные единства.
ПАРАДИГМАТИКА - 1) один из двух аспектов исследования языка, противопоставляемый синтагматике, - изучение элементов языка и классов этих элементов, находящихся в отношениях противопоставления, выбора одного из взаимоисключающих элементов.
2) Учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации, а также объединении в более сложные единства.
ПАРАДИГМА́ТИКА - раздел яз.-знания, изучающий как внутрипарадигматич. отношения, т. е. отношения между элементами парадигм, так и межпарадигматич. отношения, т. е. отношения между частными парадигмами, входящими в состав общих парадигм, а также отношения между общими парадигмами разных частей речи.
Парадигматич. отношения вместе с синтагматич. составляют два осн. типа отношений, устанавливаемых между эл-тами яз. Если синтагматич. отношения лежат в основе текста и связывают между собой составляющие его разл. единицы (т. е. они конъюнктны и непосредственно наблюдаемы), то П. отношения - это внетекстовые отношения между однородными единицами яз., обычно реализующими видовые значения одного родового признака (тем самым парадигматич. отношения дизъюнктны и одноврем. не наблюдаются). Наличие в тексте одного из эл-тов морфолог. парадигмы за редким исключением запрещает постановку в той же позиции какого-либо эл-та этой парадигмы. Данное утверждение не относится к эл-там лексич. и словообразоват. парадигм, если не обращать внимания на возникающие изменения смысла (ср.: видел тигра / лисицу; и поцеловал ручку / ручищу).
Лит.: Панов М. В. О парадигматике и синтагматике // Изв. АН СССР. Отд. лит. и яз. 1980. № 2. Т. 39.
Парадигма́тика -
1) один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и
противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка - парадигматических и
синтагматических; раздел науки о языке, занимающийся
парадигматическими отношениями, их классификацией,
определением области их действия и т. п.; противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений
и их группировок; 2) в более широком смысле - то же, что система языковая, понимаемая как совокупность
лингвистических классов - парадигм;
противопоставляется синтагматике как синониму понятия лингвистического процесса и текста (Л. Ельмслев).
Согласно теории Ф. де Соссюра, языковая система строится на двух
главных типах отношений, соответствующих разным формам умственной
деятельности человека (членению целого на части и группировке элементов
языка на основе их ассоциативного сходства) и проявляющихся в двух
разных сферах языка: непосредственно наблюдаемой и непосредственно не
наблюдаемой. Поскольку, по определению де Соссюра, в каждом данном
состоянии языка всё «покоится» на отношениях, а отношения эти сводятся
либо к синтагматическим, либо к тем, которые он называл ассоциативными
(лишь позднее Ельмслев предложил название «парадигматические»),
описать механизм языка можно только установив указанные отношения.
Парадигматические отношения, в отличие от синтагматических, не
линейны и не одновременны в потоке речи или
тексте; они представляют собой соотношения между элементами языка,
объединяемыми в сознании или памяти говорящего некими ассоциациями;
они связывают эти элементы в силу общности либо их формы (например,
акустических образов), либо содержания, либо на основе сходства того и
другого одновременно. Если синтагматические отношения характеризуют
строение синтагмы как языковой
последовательности любого уровня и ими определяется
комбинаторика более крупных единиц из более мелких, то
парадигматические отношения характеризуют строение любых
группировок или классов (в частности, строение парадигмы), выделенных в
языке по принципу формальной или семантической общности их членов и в то
же время противопоставленных друг другу по одному из этих оснований.
В отличие от синтагматических отношений между сосуществующими и
наличными в актуальной последовательности элементами одной языковой
слова, словосочетания и т. п.) - так
называемых отношений in praesentia,
парадигматические отношения представляют собой отношения in absentia: присутствие одного из членов
парадигматического ряда в синтагматической цепочке исключает
наличие другого, но делает возможной их взаимозамену. Это даёт основание
рассматривать синтагматические отношения как проявляющиеся в совместной
встречаемости единиц, а парадигматические - в их взаимоисключении
и взаимозамене. Последнее ведёт к тому, что в современном языкознании можно встретить два разных и
диаметрально противоположных понимания членов парадигматических
отношений - как могущих или же как не могущих занять место друг друга в
одной и той же позиции. Первая точка зрения находит применение главным
образом в области лексической парадигматики;
вторая соответствует классическому определению морфологической парадигмы.
Мысли о существовании в языках разных типов отношений высказывались
уже в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского. Первый
подчёркивал различие отношений «по горизонтали» и «по вертикали» при
сопоставлении единиц и при их последовательной смене, второй - при
ассоциациях по смежности и по сходству. Крушевскому принадлежала также
мысль о том, что ассоциации по сходству и смежности влияют друг на
друга и определяют развитие языка. Идея взаимозависимости
парадигматических и синтагматических связей находит всё более полное
подтверждение в современной лингвистике.
В трудах Ельмслева противопоставление парадигматики и синтагматики
было переосмыслено как противопоставление системы языка и её
реализации (процесса, текста) и два типа отношений были разведены как
характеризующие одни - речь, а другие - язык (принадлежностью языка как системы считались
исключительно парадигматические отношения). Синтагматические
отношения были здесь определены как подчиняющиеся логической конъюнкции
(отношения реляции по принципу «и - и»), парадигматические - как
подчиняющиеся логической дизъюнкции (отношения корреляции по принципу «или - или»); типы
отношений были, таким образом, противопоставлены как отношения
сосуществования и отношения чередования, альтернации,
взаимозаменяемости.
Термин «парадигматика» иногда приобретает в современных исследованиях
ещё 2 значения: 1) система парадигматических отношений, связывающих
единицы определённого уровня, или совокупность таких отношений;
например, лексическая парадигматика выделяется как такая область лексикологии, в которой учитываются
парадигматические отношения лексем
к другим лексемам языка и рассматриваются свойства их
противопоставленности друг другу (антонимия) или, напротив, их взаимосвязанности
(гипо-гиперонимия, синонимия и т. п.). Понятие парадигматики в
лексике было обогащено введением в её описание «третьего измерения»,
относящегося к деривационным связям слов и
получившего у Д. Н. Шмелёва специальное название эпидигматики.
Последняя отражает способность слова, благодаря словообразованию и
процессам его семантического развития, входить одновременно в различные
лексико-семантические парадигмы и демонстрировать таким образом помимо
синтагматических и чисто парадигматических ещё и эпидигматические
связи. Поскольку лексическая парадигматика дана в тексте в скрытом
виде, для её выявления и описания необходимо создание специальных
процедур лингвистического анализа, направленного, в частности, на
установление значимости лексических единиц и особенностей их
существования как членов определённых лексико-семантических парадигм;
2) система парадигм или их совокупность в отдельно взятом языке и
применительно к единицам определённого уровня; раздел грамматики (морфологии или синтаксиса),
посвящённый описанию совокупности соответствующих парадигм
(морфологических, синтаксических), принципам их организации, в
частности структурной оформленности парадигм, разграничению
межпарадигматических и внутрипарадигматических отношений, а
также их влиянию в процессах исторической перестройки отдельных
парадигм или в осуществлении словообразовательных процессов по образцу
уже существующих словообразовательных парадигм и т. п.
Поскольку в морфологии и выделение грамматических разрядов слов, и
описание грамматических категорий тесно связано с установлением системы
реализующих их словоформ, а последние
характеризуются как парадигмы, предмет морфологии в собственном
смысле слова нередко отождествляется с морфологической парадигматикой,
противопоставляемой внутри морфологии морфемике. Парадигматика соответственно
включает тогда, по Э. А. Макаеву, описание типов спряжения и склонения, всего словоизменения как охватывающего объединения
слов, выделенных по принципу общности их парадигмы или формальным
особенностям реализующих их парадигм. Если морфологическая
парадигматика уже имеет традиции своего описания, то синтаксическая
парадигматика является складывающейся научной дисциплиной.
Зародившаяся первоначально в недрах трансформационной грамматики и генеративной лингвистики, занимавшихся
проблемами выделения «ядерных» конструкций и их разворачивания в
тексте, парадигматическая концепция в синтаксисе существенно
обогатилась за счёт выдвижения понятия синтаксической парадигмы и
привела в конечном счёте не только к уточнению ряда понятий синтаксиса,
но и к возможности более адекватно отразить роль и место трансформаций в
формировании синтаксических парадигм и избежать их отождествления.
Вместе с введением понятия парадигмы в словообразование (Т. М. Беляева,
Е. А. Земская, Е. С. Кубрякова, Р. Бирд, Л. Дюрович, Й. ван Марле и
другие) здесь тоже рождается представление о парадигматике
словообразовательной. Развитие лексической, морфологической,
синтаксической и словообразовательной парадигматики
свидетельствует о том, что в принципе парадигматический аспект
исследования применим к единицам разных уровней и что он может быть
использован как для отождествления изучаемых единиц, так и для описания
их реального функционирования и системного варьирования, а также в
изучении причин исторического развития языков.
Ельмслев Л., Пролегомены к теории языка, пер. с англ., в
кн.: Новое в лингвистике, в. 1, М., 1960;
Березин Ф. М., Очерки по истории языкознания в России.
(Конец XIX - начало XX в.), М., 1968;
Головин Б. Н., К вопросу о парадигматике и синтагматике на
уровнях морфологии и синтаксиса, в кн.: Единицы разных уровней
грамматического строя языка и их взаимодействие, М., 1969;
Шмелёв Д. Н., Проблемы семантического анализа лексики, М.,
1973;
Степанов Ю. С., Методы и принципы современной лингвистики,
М., 1975;
Соссюр Ф. де, Труды по языкознанию, пер. с франц., М.,
1977;
Блох М. Я., Преобразования предложений в парадигматическом
синтаксисе, в сб.: Проблемы языкознания и теория англ. языка, в. 3, М.,
1978;
Русская грамматика, т. 1-2, М., 1980;
Новиков Л. А., Семантика русского языка, М., 1982;
Marle J. van, On the paradigmatic dimension of
morphological creativity, Dordrecht, 1985.
Е. С. Кубрякова.
парадигматика ( < парадигма)
1) Один из двух аспектов исследования языка: изучение элементов языка и классов этих элементов, находящихся в отношениях противопоставления путем выбора одного из взаимоисключающих. элементов; П. противопоставляется синтагматике;
2) в грамматике учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации и объединении в более сложные единства;
3) система парадигм или их совокупность в данном языке. Совокупность парадигматических отношений в том или ином языке.
Рассмотрение единиц языка как совокупности структурных единиц, связанных отношениями противопоставления, но сопоставляемых друг с другом, включение их в ряды "по вертикали" - столбики (падежные формы одного склоняемого слова или личные формы одного глагола, один и тот же корень в разных аффиксальных окружениях, ряд позиционно чередующихся звуков). ср.: синтагматика.
ПАРАДИГМА́ТИКА.
1. Один из двух аспектов системного изучения языка, определяемый выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка - парадигматических и синтагматических (См. парадигматика, синтагматика); раздел науки о языке, занимающийся парадигматическими отношениями.
2. В более широком смысле - то же, что система языка, понимаемая как совокупность лингвистических парадигм.
- Один из двух аспектов исследования языка, противопоставляемый синтагматике, - изучение элементов языка и классов этих элементов, находящихся в отношениях противопоставления, выбора одного из взаимоисключающих элементов.
ПАРАДИГМАТИКА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ - см. Стилистическая парадигматика.
1. Наличие у слова интегральных признаков: обобщенности и нелинейности.
2. Система всех его грамматических форм (словоформ) с общей для них основой.
Структура парадигмы слова определяется его принадлежностью к той или иной части речи, набору и характеру ее грамматических категорий. Через парадигму грамматических форм слово входит в систему слов одного и того же грамматического класса, образуя понятие лексемы.
1. Наличие у слова интегральных признаков: обобщенности и нелинейности.
2. Система всех его грамматических форм (словоформ) с общей для них основой. Структура парадигмы слова определяется его принадлежностью к той или иной части речи, набору и характеру ее грамматических категорий. Через парадигму грамматических форм слово входит в систему слов одного и того же грамматического класса, образуя понятие лексемы.
прил.
1. соотн. с сущ. парадигма, парадигматика, связанный с ними
2. Свойственный парадигме, парадигматике, характерный для них.
отт. Характеризующийся отношениями единиц языковой системы.
3. Принадлежащий парадигме.
ПАРАДИГМАТИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Паради́гма и Парадигма́тика. П. ряд. П-ие отношения, связи, оппозиции.
◁ Парадигмати́чески, нареч. Элементы противопоставляются п.
парадигмати́ческий, парадигмати́ческая, парадигмати́ческое, парадигмати́ческие, парадигмати́ческого, парадигмати́ческой, парадигмати́ческих, парадигмати́ческому, парадигмати́ческим, парадигмати́ческую, парадигмати́ческою, парадигмати́ческими, парадигмати́ческом, парадигмати́ческ, парадигмати́ческа, парадигмати́ческо, парадигмати́чески
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ ая, ое. paradigmatique, нем. paradigmatisch <гр.
1. лингв., филос. Отн. к парадигме. 2. лингв. Характеризующийся отношения между элементами системы, в отличие от их отношений при сочетаемости в тексте. Крысин 1998. - Лекс. БСЭ-3: парадигмати/ческий.
Наличие у морфемы двух интегральных признаков: обобщенности и нелинейности, что позволяет морфеме входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу.
Наличие у морфемы двух интегральных признаков: обобщенности и нелинейности, что позволяет морфеме входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу.