Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пословица

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Пословица

, ж.

Краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение.

Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Гоголь).

Родственные слова:

посло́вичный

Этимология:

Возникло на базе слово, которое употребляется с общеславянской эпохи.

Энциклопедический комментарий:

Пословица, употребляясь в переносном значении, по принципу аналогии, в своем буквальном смысле заключает афористически сжатое выражение какой-либо грани народного опыта (напр. Что посеешь, то и пожнешь). Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Композиционное строение суждения в пословице (обычно двучленное), часто подкрепляемое ритмом, рифмой, повторами, совпадает с синтаксическим.

На посло́вицу - ни суда́, ни распра́вы посл.

Посло́вица не да́ром мо́лвится посл.

Словарь существительных

Переводоведческий словарь

Энциклопедический словарь

ПОСЛО́ВИЦА ; ж. Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. Русские пословицы и поговорки. Привести в назидание пословицу: "Жили в тесноте, да не в обиде". Войти в пословицу (стать общеизвестным). * Пословица не мимо молвится (Посл.).

По посло́вице, в зн. вводн. сл. Как говорится. Сын весь в отца, по пословице: яблоко от яблони недалеко падает. Посло́вичный, -ая, -ое. П-ое выражение. П-ая краткость.

* * *

посло́вица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнёшь»).

* * *

ПОСЛОВИЦА - ПОСЛО́ВИЦА, жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Гуманитарный словарь

ПОСЛО́ВИЦА - краткое образное выражение с назидат. смыслом. П. имеет одновременно буквальный и перен. (образный) план или только перен. В П. В гостях хорошо, а дома лучше два плана - букв. и перен. В П. Горбатого могила исправит - только образный. П. характеризуется особым ритмико-интонац. и фонетич. оформлением. П. может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих П. связано с реальными ист. событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела). Образность П. часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). П., имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудит. предложения (Любишь кататься - люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). П. со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.

Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831-34; Даль В. И. Напутное// Даль В. И. Пословицы рус. народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит. первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897; Аникин В. П. Рус. нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус. народа // Вопр. грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Практический толковый словарь

Поговорки

Орфографический словарь

посло́вица, , твор. п. -ей

Формы слов для слова пословица

Синонимы к слову пословица

Лингвистика

Посло́вица -

краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило ритмически

организованное изречение назидательного характера, в котором

зафиксирован многовековой опыт народа; имеет форму законченного предложения (простого или сложного). Пословица выражает суждение [исключение составляют пословицы,

имеющие побудительный смысл (ср. «Готовь сани летом, а телегу зимой»),

которые, строго говоря, суждениями не являются].

Пословица обладает буквальным и переносным смыслом («Близок локоть,

да не укусишь») или только переносным («Горбатого могила исправит») и

легко противопоставляется свободному предложению такого же лексического состава.

Пословицам, как и поговоркам,

свойственна вариативность («Знает / чует кошка, чьё мясо съела»), они

вступают в синонимические отношения («На

безрыбье и рак рыба» / «В поле и жук мясо» / «В темноте и гнилушка

светит» / «На безлюдье и Фома дворянин» и т. п.), объединяются в

тематические ряды по принципу смысловой общности (например, вокруг

смыслового гнезда «внешность и сущность» группируются пословицы: «Видна

птица по полёту», «Видом орёл, а умом тетерев», «Не всяк казак, что

шапка набекрень», «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»

и др.). Пословицы не способны, как правило, порождать полисемию. Вопрос о включении пословиц во фразеологическую систему остаётся нерешённым.

Сборники:

Иллюстров И. И., Жизнь русского народа в его пословицах и

поговорках. Сборник русских пословиц и поговорок, 3 изд., М., 1915;

Снегирёв И. М., Русские народные пословицы и притчи, М.,

1948;

Даль В. И., Пословицы русского народа, М., 1957;

Рыбникова М. А., Русские пословицы и поговорки, М.,

1961;

Жуков В. П., Словарь русских пословиц и поговорок, М., 1966

(лит.);

Стыпула Р., Словарь пословиц и поговорок русско-польский и

польско-русский, Варшава, 1974 (лит.);

Фелицына В. П., Прохоров Ю. Е., Русские пословицы,

поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедческий словарь, М., 1980

(лит.).

Потебня А. А., Из лекций по теории словесности. Басня,

пословица, поговорка, 3 изд., Хар., 1930;

Аникин В. П., Русские народные пословицы, поговорки,

загадки и детский фольклор, М., 1957 (лит.);

Пермяков Г. Л., От поговорки до сказки, М., 1970;

Паремиологический сборник, М., 1978;

Паремиологические исследования, М., 1984;

Taylor A., The proverb, Hatboro (Penn.) - Cph.,

1962;

его же, Selected writings on proverbs,

Hels., 1975.

В. П. Жуков.

Лингвистические термины

Понятия лингвистики

Лингвистические термины

Морфемно-орфографический словарь

Словообразование

Грамматический словарь

Педагогическое речеведение

Пословица - краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически и грамматически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован практический опыт народа и его оценка определенных жизненных явлений. П. выступает в речи, в отличие от поговорки, как самостоятельное суждение.

Чаще всего П. имеет двоякий смысл: прямой и переносный. В.И. Даль отмечал, что «П. - коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми. Но «одна речь не пословица»: как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки». Говорится: «Всякая рыба хороша, коли на уду пошла», а настоящий смысл изречения выходит за пределы конкретного суждения об ужении рыбы. П. толкуется как высказывание об удаче и везении, при котором радостное ее переживание уже не делает разбора в приобретениях. Возможны и другие толкования».

Основой широкого употребления П. в речи является их многофункциональность: содержащиеся в них образы могут быть применены по аналогии для характеристики большого количества ситуаций самых различных сторон жизни (например, выражения Куй железо, пока горячо; Рыбак рыбака видит издалека).

П. образовались из трех источников:

1) изречения, которые сочинены как общие суждения, выводы из непосредственных наблюдений за жизнью, трудом и бытом народа;

2) изречения, выделившиеся из фольклорных произведений;

3) изречения, образовавшиеся из литературных произведений, но прошедшие процесс фольклоризации.

Как отмечал К.Д. Ушинский, в П. «отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляды на природу, на людей, на значения всех явлений жизни». Труд крестьянина способствовал возникновению бесчисленного множества П., выросших на основе опыта и практики земледельца: Каково посеешь, таково и пожнешь; Старый конь борозды не испортит и т. д. Труд ремесленника был также источником появления многих П. Плотники говорили: Клин мастеру опора; столяры: Не клей держит, а фуганок; кузнецы: Не кует железо молот, кует кузнеца голод; портные: Крой да песни пой, шить станешь - наплачешься и т.д. Многие П. возникли из сказок и песен: Кобыла с волком тягалась, только хвост да грива осталась и т. д. Многие П. основаны на реальных исторических событиях и ситуациях Вот тебе, бабушка, и Юрьев день); образность П. часто связана со специфическими русскими реалиями Не красна изба углами, а красна пирогами).

В.И. Даль писал, что «П. большей частью является в мерном или складном виде». Склад и мера П. достигаются композиционным строением, ритмическими схемами, звуковыми повторениями, богатством образности с применением различных тропов и фигур и зачастую своеобразной лексикой.

Основой поэтики П. является то, что она чаще всего двучленна. Многие П. утратили двучленное построение, которое когда-то им было присуще, например: Исправит горбатого могилаупрямого дубина).

П. распадается на две части: в первой - как бы условие, во второй - вывод; старые П. используют все виды параллелизма. Основным типом П. являются сравнительные: Красна птица перьем, а человек ученьем. Другим очень распространенным типом П. являются антитетические: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. В речи часто отбрасывается половина П. Некоторые П. имеют иронические добавления. Старая П. Все может случиться: и богатый к бедному постучится имела добавление: либо долг попросит, либо молотить зовет.

В П. используются самые разнообразные средства художественной образности: метафора: Он себе залил за шкуру сала; Его голыми руками не возьмешь; аллегория: Хорошо пахать на печи, да заворачивать круто; гипербола: У него каждая копейка алтынным гвоздем прибита; метонимия: Сытое брюхо к ученью глухо; синекдоха: Семеро топоров вместе лежат, а две прялки врозь; ирония: Исполошила зима сватью в летнем платье; Жаль девки - а потеряли (сгубили) парня; олицетворение: Авоська веревку вьет. Небоська петлю закидывает.

Ритмическое строение П. исключительно многообразно. В П. встречается хорей: Много хочешь знать, мало будешь спать; ямб: Плотины пальцем не заткнешь; анапест: И обед не в обед, когда хозяйки нет; пентаметр: Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Излюбленным приемом П. наряду с конечными, начальными и внутренними рифмами являются звуковые повторы и ассонансы. П. необычайно богаты рифмами: У Фили были, у Фили жили, да Филю же и побили; Ровно шла, да еров зашла; Брат - брат, а денег не брать и т. д.

Выразительный язык русских П. богат красочными, осязательными образами. Например, П. так характеризуют девушку: Грудь лебединая, походка павиная, очи сокольи, брови собольи.

Художественная меткость, четкость и сжатость П., вкрапленных в речь, придают ей афористичность, сочность и свежесть. Вот почему К. Ушинский поместил в своем «Родном слове» много П. и поговорок, чтобы «развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка». К. Ушинский писал, что П. «по форме - это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из живого глубокого источника - вечно юной, вечно развивающейся души народа», а по содержанию они важны тем, что в них «отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями».

Еще в глубокой древности начался процесс собирания сокровищ народной мудрости. Первые записи П. принадлежат Аристотелю. Известно, что в 1500 г. Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и П. С конца XVII в. начинают издаваться сборники П. и поговорок в России. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Исключительная роль в собирании народных изречений принадлежит В.И.Далю, записавшему среди крестьян, ремесленников, солдат 25 тыс. П. и поговорок. Этот подвижнический труд был опубликован в 1861-1862 гг., но это собрание не вместило всего записанного В.И. Далем. В знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» вошло еще много тысяч П. и поговорок, не попавших в сборник. Не следует думать, что сегодня нам известны все бытующие в народной среде меткие изречения. Новое время породило и новые П., появляются они и сегодня.

Народное слово оказало огромное влияние на русскую литературу. Трудно назвать писателя, в язык которого не вошли бы органично заимствования из народной речи.

Нерешенным в языкознании остается вопрос о включении П. во фразеологическую систему русского языка, проблема признания П. единицами языка или речи. По мнению многих ученых, к системе языка могут быть отнесены только общеизвестные П., которые воспроизводятся носителями языка в готовом виде. Окончательно не решен также вопрос о знаковой природе П.

Лит.: см. лит. к статье Поговорка.

Л.Е. Тумина 163

Глагольная сочетаемость

Сканворды для слова пословица

Полезные сервисы

пословица ведется, как изба веником метется

пословица не на ветер молвится

пословица не покормница, а с нею добро

пословица недаром молвится

пословица недаром(не мимо) молвится

Сборник слов и иносказаний

Старая пословица во век не сломится.

(Пень не околица), глупая речь не пословица.

Ср. Пословица не сочиняется, а рождается сама: это ходячий ум народный.

Даль. Толковый словарь (пословица).

Ср. Ein Sprichwort - ein Wahrwort.

Ср. Proverb says truth.

Ср. Proverbe ne peut pas mentir.

Ср. I proverbi non fallano.

Полезные сервисы

пословица несудима

пословица плодуща и живуща

пословица цыганским умом живет

пословицами на базаре не торгуют

пословицу и на кривой не объедешь

пословицы как объект фразеологии

Лингвистические термины

Понятия лингвистики

Полезные сервисы

пословицы ни обойти, ни объехать

пословицы русского народа. сборник в. даля

Гуманитарный словарь

ПОСЛО́ВИЦЫ РУ́ССКОГО НАРО́ДА. СБО́РНИК В. ДА́ЛЯ (1-е изд 1861-62) - фундам. классич. издание пословиц, поговорок, метких слов и др. текстов, относящихся к обл. паремиологии. Работая много лет над словарем живого великорус. яз., В. Даль одноврем. собирал и систематизировал рус. паремии. Источниками для него послужили печатные и рукоп. собрания 18-19 вв., мат-лы "доброхотных деятелей, помощников", основную же массу текстов он собрал сам, вслушиваясь в "речь народа". Сб. был готов к 1853, но Далю пришлось перенести "много мытарств", преодолеть сопротивление цензуры и консервативных акад. кругов, прежде чем книга увидела свет. Изд. содержит более 30 тыс. "пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч.". Тексты систематизировались по "смыслу, по значению внутреннему, переносному" (типа: Бог - вера, счастье - удача, горе - беда, работа - праздность, двор - дом - хозяйство, смех - шутка - веселье, всего около 180 рубрик). Сборник Даля остается по сие время непревзойденным кладезем нар. мудрости, запечатленной в живом образном слове.

Полезные сервисы

пословицы(америка)

пословицы(россия)