Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гипербола

Толковый словарь

I ж.

1. Художественно-стилистический приём, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-либо качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью усиления впечатления.

2. разг.

Любое чрезмерное преувеличение.

II ж.

Незамкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении обеих плоскостей поверхности кругового конуса плоскостью, не проходящей через его вершину (в геометрии).

Толковый словарь Ушакова

ГИПЕ́РБОЛА, гиперболы, жен. (греч. hyperbole).

1. Кривая из числа конических сечений (мат.). Гипербола получается при сечении прямого круговорота конуса плоскостью.

2. Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами.

|| Всякое чрезмерное, преувеличенное высказывание по поводу чего-нибудь (книжн.). Ну, это гипербола: в действительности всё происходило проще.

Толковый словарь Ожегова

ГИПЕ́РБОЛА, -ы, жен. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще преувеличение.

| прил. гиперболический, -ая, -ое.

II. ГИПЕ́РБОЛА, -ы, жен. В математике: состоящая из двух ветвей незамкнутая кривая, образующаяся при пересечении конической поверхности плоскостью.

| прил. гиперболический, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

ГИПЕРБОЛА - жен., мат. кривая линия, которая бы обозначилась на поверхности сахарной головы (конуса), если ее рассечь с боку, отвесно вдоль.

| ритор. преувеличенье, всякое выражение впадающее в какую-либо крайность, напр. у меня нет ни копейки; он взором объемлет все. Гиперболический, принадлежащий к гиперболе, к ней относящийся. Гиперболоид мат. геометрическое тело, образуемое вращением гиперболы. Гиперстен муж. черный камень с бронзовым отливом; павлит.

Популярный словарь

Гипербола

-ы, ж., лит.

Образное выражение, чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Примеры гипербол: вино лилось рекой (И. Крылов); в сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

Родственные слова:

гиперболи́ческий (гиперболический стиль), гиперболи́чный (гиперболичная оценка), гиперболизи́ровать

Этимология:

От греческого hyperbole ‘преувеличение’.

Энциклопедический комментарий:

Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление, делает образ ярким, показывает, что́ он возвеличивает, а что́ высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем

эпосе у разных народов, в частности, в русских былинах. В русской литературе к гиперболе прибегали Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. В. Маяковский. В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными приемами (метафорами, олицетворениями, сравнениями и т. д.). Обратная гипербола - художественное преуменьшение (мальчик с пальчик).

Энциклопедический словарь

ГИПЕРБОЛА

1. ГИПЕ́РБОЛА, -ы; ж. [от греч. hyperbolē - преувеличение] Стилистический приём - чрезмерное преувеличение каких-л. свойств изображаемого предмета, явления и т.п., с целью усиления впечатления. / О чрезмерном преувеличении. Рассказывать без гипербол. Это не г., а сущая правда.

Гиперболи́ческий (см.).

2. ГИПЕ́РБОЛА, -ы; ж. [от греч. hyperballō - прохожу через что-л.] В геометрии: незамкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении конуса плоскостью, не проходящей через его вершину.

Гиперболи́ческий, -ая, -ое. Г-ое сечение. Г-ая кривая. Иметь гиперболическую форму.

* * *

гипербола - I

(греч. hyperbolē), плоская кривая (2-го порядка), состоящая из двух бесконечных ветвей. Гипербола - множество точек М, разность расстояний которых от двух данных точек (F1, F2) - фокусов гиперболы - постоянна и равна длине действительной оси А1А2, другая ось гиперболы B1B2 называется мнимой. В надлежащей системе координат уравнение гиперболы имеет вид:

х22 - у2/b2 = 1, где 2а = F1М - F2M, OF1 = OF2 = c,гипербола.

Через центр О гиперболы проходят её асимптоты C1C2 и D1D2. См. также Конические сечения.

Гипербола.

II

(от греч. hyperbolē - преувеличение), разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови»). Ср. Литота.

Большой энциклопедический словарь

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole) плоская кривая (2-го порядка) - состоящая из двух бесконечных ветвей. Гипербола - множество точек М, разность расстояний которых от двух данных точек (F1, F2) - фокусов гиперболы - постоянна и равна длине действительной оси A1A2, другая ось гиперболы B1B2 называется мнимой. В надлежащей системе координат уравнение гиперболы имеет вид: x2/a2 - y2/b2 = 1, где 2a = F1M - F2M, OF1 = OF2 = c, . Через центр О гиперболы проходят ее асимптоты C1C2 и D1D2. См. также Конические сечения.

-----------------------------------

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole - преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота.

Академический словарь

1)

-ы, ж.

Стилистический прием чрезмерного преувеличения каких-л. свойств изображаемого предмета, явления и т. д., с целью усиления впечатления.

||

Всякое чрезмерное преувеличение.

С вами я отводил душу - это не гипербола, а сущая правда. Белинский, Письмо И. С. Тургеневу, 8 июля 1843.

[От греч. ‛υπερβολή - преувеличение]

2)

-ы, ж. мат.

Несомкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении конуса плоскостью.

[От греч. ‛υπερβάλλω - прохожу через что-л.]

Сборник слов и иносказаний

гипербола (иноск.) - преувеличение

Гиперболический - относящийся к гиперболе

Ср. От каждого угла, сдается вам, будто так и пахнет кровью, так и веет смертью и преступлением: и это не гипербола, это - факт, неоднократно засвидетельствованный "Полицейской газетой" в дневнике городских приключений.

Вс. Крестовский. Петерб. трущобы. 5, 22.

Ср. Оставим гиперболические красоты и несколько либеральный тон дифирамба на ответственности редакторов...

К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 10.

Ср. У Державина есть что-то еще более исполинское и парящее, нежели у Ломоносова. Недоумевает ум решить, откуда взялся в нем этот гиперболический размах его речи.

Гоголь. Переписка с друзьями. 31. В чем существо русской поэзии.

Ср. υπερβολή (υπερβάλλω, перебрасываю) - переход возвышения.

См. факт.

См. пять тысяч.

См. дифирамб.

Орфографический словарь

гипе́рбола, -ы

Словарь ударений

гипе́рбола

Á сущ см. Приложение II

(стилистический прием чрезмерного преувеличения; в математике: незамкнутая кривая, образующаяся при пересечении конуса плоскостью)

Куда легендам о бойнях Цезарей

перед былью,

которая теперь была!

Как на детском лице заря,

нежна ей

самая чудовищная гипе́рбола.

В. В. Маяковский, Война и Мир

Сведения о происхождении слова:

Слово происходит от греческого ὐπερβολή, образованного на базе ὐπέρ ‘через’ + βάλλω ‘бросаю, кидаю’.

Формы слов для слова гипербола

гипе́рбола, гипе́рболы, гипе́рбол, гипе́рболе, гипе́рболам, гипе́рболу, гипе́рболой, гипе́рболою, гипе́рболами, гипе́рболах

Синонимы к слову гипербола

сущ., кол-во синонимов: 6

сущ.

преувеличение

Тезаурус русской деловой лексики

‘литературный прием’

Syn: преувеличение, гиперболизация (кн.), утрирование (кн.)

Ant: преуменьшение, литота

Антонимы к слову гипербола

литота

преуменьшение

уменьшение

Лингвистические термины

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).ср.: литота.

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. ipèrbole.

Морфемно-орфографический словарь

гипе́рбол/а.

Грамматический словарь

гипе́рбола ж 1a

Педагогическое речеведение

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) - троп (см. Тропы) слова, заключающийся в чрезмерном, нарочитом преувеличении свойств, размеров, возможностей изображенного объекта, процесса или явления. Например, у Вергилия Эней на последний бой со своим заклятым врагом Турном «встает огромен, словно отец Апеннин, возводящий седую от снега голову в небо, потрясая копьем с древком, огромным как ствол» (Вергилий. Энеида). Хафиз, воспевая любовь, писал: «Ради родинки смуглой одной, одного благосклонного взгляда я отдам Самарканд с Бухарой и в придачу - богатства Багдада!»

Согласно Деметрию, Г. бывают трех видов:

1) по схожести, например быстротою ветру подобны;

2) по превосходству, например снега белее, яснее ясного неба;

3) по невероятности изображаемого, например головою в небо уходит (Деметрий. О стиле).

Г., подчеркивал М.В. Ломоносов, прилична при изображении людей, объятых сильными страстями, особенно радостью, печалью, ненавистью, гневом. Удачные Г., по мнению Аристотеля, являются метафорами (см. метафора). Он же писал о Г., носящих «детский характер», ибо употребляются они под влиянием гнева. Г. широко использовались риторами, но люди пожилые не должны их употреблять, подчеркивал Аристотель. Деметрий считал, что Г. придают стилю выспренность, поэтому их употребляют комические поэты. Для ослабления выспренности Г. целесообразно «умягчать» ее выражениями типа: якобы, почти, едва ли не, будто бы и т. д.

Г. позволяет создать зримый образ человека или происходящего события. Например, прощаясь с Москвой, Воланд и его свита оказываются на Воробьевых горах, где Фагот-Коровьев ради шутки свистит: «Этого свиста Маргарита не услыхала, но она его увидела в то время, как ее, вместе с горячим конем, бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, выплеснуло целый речной трамвай» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Г. широко представлена в произведениях Фр. Рабле, Дж. Свифта, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Гюго, Н. Гумилева, М. Булгакова, К. Воннегута и др.

Весьма тесно Г. связана с иронией. Например, учитель Томас, обожающий ставить с учениками пьесы по мотивам изречений греческих и латинских авторов, заявляет: «Я выбрал один из тех трагических сюжетов, которые потрясают душу видениями смерти, являющимися нашему воображению. Я разделяю мнение Аристотеля: надо возбуждать ужас. О! Если бы я посвятил себя театру, то выпускал бы на сцену одних только кровожадных правителей и героев-убийц! Я плавал бы в крови! Все в моих трагедиях погибали бы, и не только главные персонажи, но и прислужники. Я удавил бы даже суфлера» (Р. Лесаж. Похождения Жиля Бласа из Сантилья-ны). Столь же иронична и Г., в которой обыгрывается ситуация с использованием слова все, когда некто говорит или пишет обо всем, потом еще кое о чем, сверх, так сказать, всего. Д.И. Фонвизин для того, чтобы нагляднее продемонстрировать невежество г-жи Про-стаковой («Недоросль»), вкладывает в ее уста характеристику учителей Митрофанушки: «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его... один отставной сержант, Цыфиркин... По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». Получается, что есть «все науки», а затем еще и сверх всех этих «всех» - грамота, арифметика и французский язык. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» рассматривает аналогичную ситуацию, когда для обучения Петруши Гринева был нанят весьма колоритный учитель француз Бопре, который в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, а затем приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Он был обязан по контракту учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам».

Нередко одна Г. развивается несколькими авторами. Например, Г. многопудья - это и двадцатипудовый полковник Тарас Бульба

(Н. Гоголь. Тарас Бульба); и фамусовское описание придворных: «А в те поры все важны! в сорок пуд» (А. Грибоедов. Горе от ума); и характеристика «зоологических эмигрантов» в письме В.Ф. Ходасевича Б. Диоптрову из-за границы: «Вы представить себе не можете эту сволочь: бездельники убежденные, принципиальные, обросшие восьмидесятипудовыми супругами и невероятным количеством стопудовых дочек». Хотя можно привести и более мощную Г. многопудья, когда Никита Кожемяка (в одноименной сказке) «взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него».

Г. тесно взаимосвязана с аллегорией, сказкой, загадкой. Например, в сказках народов Центральной Индии девушка пригоняет на угощение злым демонам двадцать раз по двадцать буйволов (гонд-ская сказка «Блестящий козел»); а в сантальской сказке «Как сосватали леопарда» говорится: «В древние времена, говорят, свахи не торопились довести дело до свадьбы, пока не подъедят куль риса и двенадцать манов» (ок. 500 кг!). Но действительный образец Г. по невероятности изображаемого являет собой кхмерская легенда «Священная тысяча», в которой мать говорит сыну: «Если ты хочешь искупить свою вину, ты должен высечь на камне тысячу изображений Будды. И только когда эти изображения сотрет течение времени, вина твоя будет искуплена». Выразительны и Г., используемые в загадках. Например, русская загадка о комаре: «Крылья Орловы, хоботы слоновы, груди кониные, ноги львиные, голос медный, носы железны. Мы их бить, а они - нашу кровь лить».

Тропом, противоположным Г., является литота.

Лит.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М., 1978. - С. 148-149; Деметрий. О стиле // Там же. - С. 252-259; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. - М., 1997. - С. 151-152; Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов.- М., 1995; Панов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. - М, 1997. - С. 33-34; Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для средн. и старш. школьного возраста / Сост. В.И. Новиков. - М., 1988. - С. 54-57.

М.И. Панов

Этимологический словарь

Латинское - Hyperbole (преувеличение).

Слово «гипербола» стало широко употребляться в обиходе еще в XVIII в. Слово заимствовано через польский язык (hiperbola) либо непосредственно из латинского, где hyperbole восходит к греческому слову, которое переводилось как «преувеличение» и являлось префиксальным производным от слов «через», «сверх» и «бросок», «метание».

«Гипербола» - не только научный термин, используемый для обозначения графической кривой, но также литературный термин со значением «стилистический прием, основанный на преувеличении реального» (например, «реки крови»).

Родственными являются:

Украинское - гiпербола.

Болгарское - гипербола.

Производные: гиперболический, гиперболизация, гиперболизм, гиперболичность.

Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где hyperbole «гипербола, преувеличение» < греч. hyperbolē - тж., преф. производного (hyper «через, сверх») от bolē «бросок, метание».

гипе́рбола

через польск. hiperbola или прямо из лат. hyperbola от греч. ὑπερβολή.

Словарь галлицизмов русского языка

ГИПЕРБОЛА ы, ж. hyperbole f. <, лат. hiperbole

1. лит. Прием преувеличения для усиления впечатления. Сл. 18. Чувство, которое без всякой гиперболы можно назвать восхищением. 1791. Карамзин ПРП 5 31. Душа восхищалась, а чувства в нем молчали, один язык изображал сильное волнение сердца; но самыя его гиперболы нравились какою-то неописанной простотою. Пустынники. // Карамзин Переводы 2 192. Надеюсь прочитать ей твой отзыв, хотя он, кажется, глядит на иперболу. 19. 4. 1841. Плетнев - Гроту. // Г. Переп. 1 336.

2. мат. Кривая линия, получаемая при пересечении конуса плоскостью. Сл. 18. Прим. Вед. 1729 231. О приведении интегральных формул к ректификации еллипсы или гиперболы. АИ 1781 7 243. - Лекс. Ян. 1803: ипербола или гипербола; Соколов 1834: гипе/рбола.

Словарь иностранных слов

ГИПЕРБОЛА (греч., hyperbole, от hyperballein - бросать далее цели). 1) в геометрии: две кривые линии, получаемые при пересечении конуса плоскостью, параллельной оси конуса. 2) в риторике: выражение мысли в сильно преувеличенной форме для большей силы впечатления, напр. море слез.

Сканворды для слова гипербола

- Что является графиком функции 1/x?

- Незамкнутая кривая с двумя ветвями.

- Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.

- «Реки крови» и «море слёз», с точки зрения лингвиста.

- Плоская кривая второго порядка, состоящая из двух бесконечных ветвей.

- Троп, намеренное преувеличение.

- Образное преувеличение каких-либо свойств изображаемого предмета, явления.

Полезные сервисы

гипербола (кривая)

Энциклопедический словарь

ГИПЕРБОЛА (кривая) - ГИПЕ́РБОЛА (греч. hyperbole) плоская кривая (2-го порядка), состоящая из двух бесконечных ветвей. Гипербола - множество точек М, разность расстояний которых от двух данных точек (F1, F2) - фокусов гиперболы - постоянна и равна длине действительной оси A1A2, другая ось гиперболы B1B2 называется мнимой. В надлежащей системе координат уравнение гиперболы имеет вид: x2/a2 - y2/b2 = 1,

где 2a = F1M - F2M, OF1 = OF2 = c, . Через центр О гиперболы проходят ее асимптоты C1C2 и D1D2. См. также Конические сечения (см. КОНИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ).

Полезные сервисы

гипербола (плоская кривая)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гипербола.

Гипербола.

ГИПЕРБОЛА (от греческого hyperbole - преувеличение), плоская кривая, разность расстояний любой точки М которой до двух данных точек F1 и F2 (фокусов) постоянна.

Полезные сервисы

гипербола (поэтический приём)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гипербола (поэтический прием)

ГИПЕРБОЛА (от греческого hyperbole - преувеличение), поэтический прием: разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Сравни Литота.

Полезные сервисы

гипербола (преувеличение)

Энциклопедический словарь

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - ГИПЕ́РБОЛА (от греч. hyperbole - преувеличение), разновидность тропа, (см. ТРОПЫ) основанная на преувеличении («реки крови»).

Полезные сервисы

гипербола 1

Толковый словарь Ожегова

ГИПЕ́РБОЛА 1, -ы, ж. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще Ч преувеличение.

Полезные сервисы

гипербола 2

Толковый словарь Ожегова

ГИПЕ́РБОЛА 2, -ы, ж. В математике: состоящая из двух ветвей незамкнутая кривая, образующаяся при пересечении конической поверхности плоскостью.

Полезные сервисы