ри/мско-дори/ческий
римско-католическая церковь
Энциклопедия Кольера
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа Римский. Слово "католический" ("вселенский") указывает, во-первых, на обращенную ко всему роду человеческому миссию этой церкви и, во-вторых, на тот факт, что членами церкви являются представители всего мира. Слово "римский" говорит о единстве церкви с епископом Римским и его главенстве над церковью, а также служит для отличия от других религиозных групп, использующих в своем названии понятие "католический".
История возникновения. Католики верят, что церковь и папство были учреждены непосредственно Иисусом Христом и пребудут до конца времен и что папа есть законный преемник св. Петра (а значит, наследует его примат, первенство среди апостолов) и викарий (заместитель, наместник) Христа на земле. Они верят также, что Христос дал своим апостолам власть: 1) проповедовать его Евангелие всем людям; 2) освящать людей посредством таинств; 3) руководить и управлять всеми теми, кто принял Евангелие и крестился. И наконец, они верят, что этой властью наделены католические епископы (как преемники апостолов), возглавляемые папой, который обладает верховной властью. Папа, будучи учителем и защитником богооткровенной истины церкви, непогрешим, т.е. безошибочен в своих суждениях по вопросам веры и морали; Христос гарантировал эту непогрешимость, когда обещал, что истина всегда будет с церковью.
Признаки церкви. В соответствии с традиционным учением, эту церковь отличают четыре характеристики, или четыре существенных признака (notae ecclesiae): 1) единство, о котором св. Павел говорит: "одно тело и один Дух", "один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф 4:4-5); 2) святость, которую усматривают в церковном учении, богослужении и святой жизни верующих; 3) католичность (определенная выше); 4) апостоличность, или происхождение установлений и юрисдикции от апостолов.
Учение. Главные моменты учения Римско-католической церкви изложены в Апостольском, Никейско-Константинопольском и Афанасьевском символах веры, в более полном виде они содержатся в исповедании веры, используемом при посвящении епископов и священников, а также при крещении взрослых. В своем учении Католическая церковь опирается также на постановления вселенских соборов, и прежде всего Тридентского и Ватиканских, особенно в отношении первенства и непогрешимой учительной власти папы Римского. К главным моментам вероучения Римско-католической церкви относятся следующие. Вера в единого Бога в трех божественных Лицах, различных между собой и равных друг другу (Отец, Сын и Святой Дух). Учение о воплощении, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа, и соединение в его личности двух природ, божественной и человеческой; божественное материнство Пресвятой Марии, девственной до рождения Иисуса, при рождении и после него. Вера в подлинное, реальное и субстанциальное присутствие Тела и Крови с душой и божественностью Иисуса Христа в таинстве евхаристии. Семь таинств, установленных Иисусом Христом для спасения человечества: крещение, миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние, елеосвящение, священство, брак. Вера чистилище, воскресении мертвых и вечной жизнь. Учение о первенстве, не только чести, но и юрисдикции, епископа Римского. Почитание святых и их образов. Авторитет апостольского и церковного Предания и Священного Писания, которые могут быть истолкованы и поняты только в том смысле, которого придерживалась и придерживается католическая церковь.
Организационная структура. В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е. связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам. В Римско-католической церкви папа либо назначает епископов, либо утверждает их избрание; епископы, в свою очередь, назначают приходских священников и епархиальных должностных лиц. В настоящее время, за некоторыми исключениями, миряне не участвуют в избрании церковного руководства. Учительная власть католической церкви осуществляется либо в форме торжественного догматического вероопределения (прерогатива вселенского собора и папы), либо в обычном общем поучении (катехизации и проповеди). Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи; вносить пожертвования на содержание своего приходского священника; соблюдать церковные законы касательно брака.
Различные обряды. Если Римско-католическая церковь едина в вопросах веры и морали, в послушании папе, то в области литургических форм богослужения и просто дисциплинарных вопросов допускается и все больше поощряется разнообразие. На Западе доминирует Латинский обряд, хотя сохраняются еще Лионский, Амвросианский и Мосарабский обряды; среди восточных членов Римско-католической церкви встречаются представители всех существующих ныне восточных обрядов.
Религиозные ордена. Историки отмечают важный вклад в развитие культуры и христианской культуры, сделанный орденами, конгрегациями и другими религиозными институтами. И сегодня они играют заметную роль, как в собственно религиозной сфере, так и в области образования и социальной деятельности.
Образование. Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.
Церковь и государство. Папа Лев XIII подтвердил традиционное католическое учение, заявив о церкви и государстве, что каждая из этих властей "имеет определенные границы, в которых она и пребывает; эти границы определяются природой и непосредственным источником каждой. Вот почему их можно рассматривать как определенные, четко очерченные сферы деятельности, причем каждая власть в рамках своей сферы действует в соответствии с собственным правом" (энциклика Immortale Dei, 1 ноября 1885). Естественное право возлагает на государство ответственность только за вещи, имеющие отношение к земному благу людей; позитивное божественное право возлагает на церковь ответственность только за вещи, относящиеся к вечному уделу человека. Поскольку человек является одновременно и гражданином государства и членом церкви, возникает необходимость регулирования правовых отношений между обоими властями.
Статистические данные. По оценкам статистиков в 1993 в мире насчитывалось 1040 млн. католиков (ок. 19% населения земного шара); в Латинской Америке - 412 млн.; в Европе - 260 млн.; в Азии - 130 млн.; в Африке - 128 млн.; в Океании - 8 млн.; в странах бывшего Советского Союза - 6 млн. См. также
МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА;
ЛИТЕРАТУРА
Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Катехизис Католической Церкви. М., 1996 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998
Орфографический словарь
Полезные сервисы
римско-католический
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
РИ́МСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ, римско-католическая, римско-католическое. Принадлежащий к церкви, возглавляемой римским папой; то же, что католический.
Энциклопедический словарь
{{ри́мско-катол{}и{}ческий}} -ая, -ое. Принадлежащий к церкви, возглавляемой папой римским; католический. Р-ая церковь.
Академический словарь
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Формы слов для слова римско-католический
ри́мско-католи́ческий, ри́мско-католи́ческая, ри́мско-католи́ческое, ри́мско-католи́ческие, ри́мско-католи́ческого, ри́мско-католи́ческой, ри́мско-католи́ческих, ри́мско-католи́ческому, ри́мско-католи́ческим, ри́мско-католи́ческую, ри́мско-католи́ческою, ри́мско-католи́ческими, ри́мско-католи́ческом, ри́мско-католи́ческ, ри́мско-католи́ческа, ри́мско-католи́ческо, ри́мско-католи́чески
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
римское право
Энциклопедический словарь
Ри́мское пра́во - система права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Содержало разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Частное Римское право явилось классическим правом общества, основанного на частной собственности. Оно было заимствовано (рецепировано) многими странами.
* * *
РИМСКОЕ ПРАВО - РИ́МСКОЕ ПРА́ВО, система права, сложившаяся в Древнем Риме и сыгравшая исключительную роль в развитии европейского права. В современных правовых системах Европы и Америки основная юридическая терминология, многие правовые институты, структура изложения материала в кодексах законов и учебных руководствах ведут свое происхождение из римского права. В Южной Африке оно сохранилось до сих пор в качестве вспомогательного права, применяющегося в случаях, не предусмотренных современными правовыми нормами. Во многих странах мира римское право представляет собой основу профессионального юридического образования и, вместе с тем, научных исследований в области теории государства и права, а также сравнительного правоведения. Римское право - выдающийся памятник римской культуры и одновременно составная часть современной европейской культуры.
Римское право - наиболее развитая система древнего права - формировалось и складывалось в античном обществе, открывавшем широкие возможности (по сравнению в другими доиндустриальными обществами) для развития частной инициативы и права частной собственности. Расцвет римского права приходится на эпоху ранней Римской империи (конец 1 в. до н. э. - начало 3 в. н. э.) с характерными для нее политической и социальной стабильностью, высоким уровнем урбанизации и товарно-денежных отношений. В отличие от многих других древних обществ в Риме право очень рано (уже в эпоху Законов двенадцати таблиц - 5 в. до н. э.) конституировалось как особая система регулирования человеческого поведения, не совпадающая с предписаниями религии и моралью.
В Древнем Риме впервые в мире появляются ученые правоведы (iurisprudentes, iurisreriti), а правоведение во 2-1 вв. до н. э. становится наукой (в античном смысле этого слова). В своем наивысшем развитии римское право во многом представляет собой результат совместного творчества великих римских юристов. Многие правоведы более позднего времени именовали римское право «правом юристов» и «писаным разумом». Римские юристы делили право на публичное (ius publicum), которое «относится к положению римского государства», и частное (ius privatum), которое «относится к пользе отдельных лиц». Свое внимание они уделяли почти исключительно последнему, и именно частное римское право стало основой для развития европейского права.
Характерным для частного римского права является высокоразвитый индивидуализм, стремление обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому полноправному участнику социальной и хозяйственной жизни, т. е. прежде всего каждому римскому домовладыке (pater familias) - главе фамилии (большой патриархальной семьи). В трудах римских юристов были тщательно и всесторонне разработаны способы защиты личных и имущественных прав индивидов, правовые понятия и конструкции, относящиеся в первую очередь к вещному, наследственному и обязательственному праву.
Опираясь на свои достижения в анализе конкретных правовых казусов и работы греческих философов (и прежде всего Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ)), римские юристы создали язык права, равного которому не знала ни одна другая правовая система древнего мира. После гибели античного мира римское право постепенно теряет свое былое значение и выходит из употребления. Однако с 12 в. в Европе начинается широкая рецепция (см. РЕЦЕПЦИЯ) - восприятие и усвоение - римского правового наследия.
Большой энциклопедический словарь
РИМСКОЕ право - система права Др. Рима. Включало Частное право и публичное право. Содержало разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Частное римское право явилось классическим правом общества, основанного на частной собственности. Оно было заимствовано (рецепировано) многими странами.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
РИМСКОЕ ПРАВО, система права Древнего Рима. Включало частное право и публичное право. Частное римское право содержало стройную, разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав. Римское право явилось классическим правом общества, основанного на частной собственности, и было заимствовано (рецепировано) многими странами.
Словарь народов и культуры
Римское право
(Roman law), свод законов, разработанных в Риме между прибл. 150 г. до н.э. и 250 г. н.э. и кодифицированных императором Юстинианом I (482-565) в Corpus Juris Civilis (Свод гражданского права). В 11 в. Р.п. в кач-ве учебной дисциплины было введено в итал. ун-тах; позже легло в основу гражд. (или романо-герм.) правовой части законодат. систем (гражданское право), действовавших на терр. Священной Римской империи. Идеи Р.п. нашли свое воплощение во франц. Кодексе Наполеона (1804) и в более поздних гражд. кодексах Германии, Швейцарии и Австрии. Их составителей привлекала хорошо известная и доведенная до совершенства рациональность Р.п., предлагавшего логически безупречный набор принципов и правил для решения гражд. споров.
Словарь иностранных слов
РИМСКОЕ ПРАВО - право древнего Рима; часть его, гражд. право получило особенно детальное развитие и сыграло видную роль в истории всех цивилиз. народов; оно легло в основу всех гражд. кодексов, действующих в Европе до наст. времени; поэтому р. п. составляет до сих пор особый предмет, читаемый на юридич. факультетах.