м.
1. Дробные раскатистые звуки, сливающиеся в монотонное звучание.
2. Низкое приглушенное звучание голосов.
3. Мелодичное, приятное для слуха переливчатое звучание.
м.
1. Дробные раскатистые звуки, сливающиеся в монотонное звучание.
2. Низкое приглушенное звучание голосов.
3. Мелодичное, приятное для слуха переливчатое звучание.
РО́КОТ, рокота, мн. нет, муж. (книжн.). Мелодичный и однообразный воркующий звук; сходный с этим звуком гул или шум. «Рокот соловьиный.» А.К.Толстой. Слабый рокот моря.
|| Приглушенный грохот, низкий шум. Рокот отдаленной канонады.
РО́КОТ -а; м.
1. Дробные раскатистые звуки, сливающиеся в монотонное звучание. Р. мотора. Р. волны, прибоя. Р. орудий.
2. Низкое, приглушённое звучание голоса (голосов). Р. толпы. Р. одобрения.
3. Мелодичное, приятное для слуха переливчатое звучание. Р. струн. Соловьиный р.
-а, м.
1. Дробные раскатистые звуки, сливающиеся в монотонное звучание.
Рокот мотора.
◊
Волны, как горы, подымаются и падают с рокотом, с плеском, с глухим стоном. Короленко, Без языка.
Под вой первых сирен и отдаленный рокот орудий каждый спрашивал себя: чем он может помочь родине в такой грозный час. Тихонов, Ленинград принимает бой.
||
Низкое, приглушенное звучание голоса (голосов).
Голос свой дед понизил, и оттого в комнате стоял густой рокот. Сергеев-Ценский, Печаль полей.
По гостевым трибунам прокатился рокот одобрения, дружный шум, а затем и аплодисменты. Солоухин, Славянская тетрадь.
2. Мелодичное, приятное для слуха переливчатое звучание.
Рокот струн.
◊
Вдруг, среди звонкого и нежного рокота соловья, роза услышала знакомое хрипение. Гаршин, Сказка о жабе и розе.
Он умел и любил поговорить. Он наслаждался рокотом своего голоса, ладным течением речи. Либединский, Воспитание души.
см. грохот
См. шум...
Образовано от основы рок, имеющей звукоподражательный характер и присутствующей в таких словах, как речь, рычать, рок ("судьба").
Искон. Суф. производное от той же звукоподражат. основы (с перегласовкой о/е), что реку, речь, рок (1).
ро́кот
род. п. -а, рокота́ть, рокочу́, укр. рокота́ти, рокотíти "рокотать", др.-русск. рокотати "звучать" (СПИ), ср. также чеш. řehtati "хихикать", слвц. rеhtаt᾽ - то же. Подробности см. на регота́ть, реку́, рок, речь. Первонач. звукоподражательное (см. Преобр. II, 212).
Рокот - см. речь
- «Бас» мотора.
- Звук космодрома, что не снится.
- Ворчание движка.
- Шум космодрома.
- Раскатистый звук.
- Российский космический корабль.
- Жидкостная трёхступенчатая ракета-носитель лёгкого класса, спроектированная в Центре имени Хруничева.
прил., кол-во синонимов: 6
гремевший (24)
громыхавший (18)
грохотавший (32)
звучавший (25)
издававший рокот (1)
раздававшийся (66)
РОКОТА́НИЕ, рокотания, ср. (книжн. поэт.). Действие по гл. рокотать. Рокотание струн.
-я, ср.
Действие по знач. глаг. рокотать, а также звуки этого действия.
Рокотание струн.
◊
Становилось как-то сонно и тихо в подземелье, только с улицы доносилось глухое рокотание города. Куприн, Гамбринус.
Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! Блок, Соловьиный сад.
рокота́ние, рокота́ния, рокота́ний, рокота́нию, рокота́ниям, рокота́нием, рокота́ниями, рокота́нии, рокота́ниях
см. грохот
несов. неперех.
1. Издавать или производить рокот 1., 2..
2. Раздаваться, звучать (о рокочущих звуках, голосе).
3. Говорить, петь низким, раскатистым голосом.
РОКОТА́ТЬ, рокочу, рокочешь, несовер. (книжн., поэт.). Издавать или производить рокот. Струны рокочут. «Рокотал отдаленный гром.» Максим Горький.
РОКОТА́ТЬ (-очу, -очешь, 1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), -очет; несовер. Издавать рокот. Море рокочет.
| сущ. рокотание, -я, ср.
РОКОТАТЬ, грохотать, греметь, зычно перекатываясь звучать. Гром рокочет. Рокочущее море, волна. Боян своя вещиа пръсты на живые струны вскладаше, они же сами князем славу рокотаху, Слово о Полку Игореве. Рокотание ср. и рокот муж. гром, грохот, перекаты густых, низких звуков. Слитный рокот и гул пальбы. Роктать вят. кипеть, бить ключем. Вода рокчет, ·произн. рокцёт.
| Ворчать, быть недовольным, брюзжать. Дедушка все рокчет. Рокош муж., ·стар. мятеж, крамола, измена. Рокошник муж. бунтовщик, крамольник, возмутитель.
РОКОТА́ТЬ -кочу́, -ко́чешь; роко́чущий; рокоча́; нсв. что и без дополн.
1. только 3 л. Издавать рокот. Море рокочет. Вдали рокотала артиллерия. Мелодично рокотали струны.
2. Раздаваться рокотом. Гулко рокотал густой бас.
3. Говорить, петь низким, раскатистым голосом. Шагом марш! - рокочет низким басом взводный.
◁ Рокота́ние, -я; ср.
-кочу́, -ко́чешь; прич. наст. роко́чущий; несов.
1. Издавать, производить рокот (в 1 знач.).
[Архиерей] резко взмахивал рукавами, на которых гулко рокотали маленькие серебряные бубенчики. Лесков, Захудалый род.
Артиллерия рокотала. Ее рокот то сливался в один тревожный и сильный гул, то распадался на отдельные мелкие гулы. Казакевич, Сердце друга.
Рокоча горизонтальным винтом, низко прошел вертолет. Первенцев, Черная буря.
||
Звучать, раздаваться рокотом.
Крупный дождь полился ручьями, и один за другим удары грома начали непрерывно рокотать в пустынной степи. М. Горький, Мой спутник.
Он говорил словоохотливо, наставительно, и густой бас его гулко рокотал в каюте. Гладков, Вольница.
2. Говорить, петь низким, раскатистым голосом.
- Братцы, луна с неба упала! - на весь взвод мощно рокотал Полукаров. Бондарев, Юность командиров.
рокота́ть, рокочу́, роко́чем, роко́чешь, роко́чете, роко́чет, роко́чут, рокоча́, рокота́л, рокота́ла, рокота́ло, рокота́ли, рокочи́, рокочи́те, роко́чущий, роко́чущая, роко́чущее, роко́чущие, роко́чущего, роко́чущей, роко́чущих, роко́чущему, роко́чущим, роко́чущую, роко́чущею, роко́чущими, роко́чущем, рокота́вший, рокота́вшая, рокота́вшее, рокота́вшие, рокота́вшего, рокота́вшей, рокота́вших, рокота́вшему, рокота́вшим, рокота́вшую, рокота́вшею, рокота́вшими, рокота́вшем
см. греметь
См. звучать...
Устар. Высок. Поэт. Воспевать, прославлять кого-либо.
И я, дивяся их делам, Пел витязей - и сонмы умолкали. И персты вещие, по золотым струнам Летая, славу рокотали! (Рылеев. Боян).
И князьям, под вещими перстами, Сами струны славу рокотали! (А. Майков. Слово о полку Игореве).
РОКОТОВ
Фамилия старинная. От прозвища или некрестильного имени Рокот. В "Ономастиконе" Веселовского Рокотовы: Иван, помещик, XVI в., Псков; Мясоед Никитич, 1608 г., Нижний Новгород Рокот Ч грохот, гром
- «Любите живопись, поэты», - обращался Николай Заболоцкий к коллегам, воспевая портрет Александры Струйской кисти этого художника.
- Какой русский художник создал первый интерьер в русской живописи?
- Русский художник, автор коронационного портрета Екатерины II.
РО́КОТОВ Фед. Степ. (1735?-1808) - живописец, один из крупнейших мастеров портретного жанра в рус. иск-ве нового времени. Худож. образование получил в имп. АХ в Петербурге (1760-е гг.). Работы раннего Р. выполнены в стилистике рококо ("Екатерина II", 1763), однако в них сохранены и продолжены лучшие традиции рус нац. школы живописи 1-й пол. 18 в. ("И. Голенищев-Кутузов", 1760-е гг.). В период зрелого творчества (с 1765) Р. вырабатывает сугубо индивид. манеру, к-рой свойственны приглушенность общего настроения, искренность и одухотворенность образов, эмоц. сдержанность, нек-рая таинственность (портреты В. Майкова, 1765(?); А. Струйской, 1772; "Неизвестной в розовом платье", 1770-е гг.). В позднем творчестве Р. начинают превалировать классицистич. тенденции - отчетливые красочные тона, более определ. объемы (портреты В. Новосильцева, 1780; Е. Санти, 1785).
Ф. С. Рокотов. Портрет неизвестной
Ро́котов Фёдор Степанович (1735? - 1808), российский живописец. Тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», 1770-е гг.; «В. Е. Новосильцова», 1780).
* * *
РОКОТОВ Федор Степанович - РО́КОТОВ Федор Степанович [1735(?) - 1808], русский живописец. Тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», 1770-е гг.; «В. Е. Новосильцова», 1780).
* * *
РО́КОТОВ Федор Степанович [1735 (?), с. Воронцово, ныне в Москве - 12 (24) декабря 1808, Москва], русский художник. Один из лучших мастеров русского портрета века Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) .
Выходец из семьи крепостных; был, скорее всего, незаконным ребенком, лишь приписанным к этой семье, поскольку числился «вольнорожденным». Учился в петербургской Академии художеств с 1760. Жил в Петербурге, с 1765 - в Москве, где имел частную школу.
Парадный портрет
Усвоил стилистику западноевропейского парадного портрета в духе рококо (см. РОКОКО), вероятнее всего, по произведениям работавших в России французских мастеров Л. Токке и П. Ротари (см. РОТАРИ Пьетро). Изучал произведения русских и западноевропейских мастеров, собранные в коллекции И. И. Шувалова (см. ШУВАЛОВ Иван Иванович), которую он изобразил около 1757 на картине «Кабинет И. И. Шувалова» (известной по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва). Вероятно, сотрудничал с М. В. Ломоносовым (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), когда тот налаживал мозаичное дело в России; в 1758 году последний рекомендует заказать портрет императрицы Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) (для последующего перевода в мозаику) «Федору». Адъюнкт Академии художеств с 1762, в 1765 стал академиком. В петербургский, «академический» период исполнил ряд парадных портретов, в том числе великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III (см. ПЕТР III Федорович) (1758, Русский музей, повторение - в Третьяковской галерее), И. Г. Орлова в латах (1762-63, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II) (1763, там же; вариант - во Дворце-музее Павловска). Сравнительно пестрые по колориту, достаточно эффектные по рисунку и композиции, произведения эти все же не принадлежат к портретным шедеврам эпохи.
Интимный портрет
Более удачны интимные портреты Рокотова, которые принято целиком связывать с его московским периодом. Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И. Майкова (окодо 1765, Третьяковская галерея), излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои краски. К лучшим работам Рокотова принадлежат также портреты: А. И. Воронцова (около 1765), Н. Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х гг.), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), В. Е. Новосильцовой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х гг.; все - там же), Е. В. Санти (1785, Русский музей). Обычно погрудные или поясные, часто овального формата, эти образы лишены сильных, внешних эффектов, вкрадчиво выявляя внутреннюю жизнь модели. Композиционные приемы Рокотова стереотипны и достаточно однообразны, - что вообще характерно для портретного искусства 18 в. Но разнообразие возрастных и личностных характеристик, а также женско-мужских оппозиций в парных супружеских портретах достигается за счет чуткого внимания к неповторимым особенностям натуры, которые передаются прежде всего игрой колорита и светотени, как бы окутывающей модель серебристой дымкой. В поздних портретах - Новосильцовой или Санти - формы и краски предстают более объемными и четкими, дымка как бы рассеивается, уступая место ясному и ровному свету.
Работы Рокотова часто воспринимаются как поэтические архетипы портрета 18 в. в целом. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось в «Портрете» (1953), одном из лучших стихотворений Н. А. Заболоцкого («Ее глаза - как два тумана,/ Полуулыбка, полуплач,/ Ее глаза - как два обмана,/ Покрытых мглою неудач.../... Когда потемки наступают / И приближается гроза,/ Со дна души моей мерцают/ Ее прекрасные глаза»).