м. устар.
Русский человек, представитель восточнославянского народа, государствообразующей нации, составляющей основное население России.
м. устар.
Русский человек, представитель восточнославянского народа, государствообразующей нации, составляющей основное население России.
РОСС, росса, муж. (устар. поэт. торж.). Русский, россиянин. «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс!» Державин. «Кто устоит в неравном споре: кичливый лях иль верный росс?» Пушкин. «Я истинный росс!» Некрасов.
Примечание. В сложениях также рос: великорос или великоросс.
РОСС -а; м. Трад.-поэт. Русский, россиянин.
* * *
Росс - I
(Ross), английские полярные исследователи. Джон (1777-1856), руководитель двух экспедиций по отысканию Северо-Западного прохода: экспедиция 1818 проследила западный берег Гренландии до пролива Смита и всё Атлантическое побережье острова Баффинова Земля; экспедиция 1829-33 открыла остров Кинг-Уильям и полуостров Бутия. Его племянник Джеймс Кларк (1800-1862), участник шести арктических экспедиций по отысканию Северо-Западного прохода (1818-33). В 1831 открыл Северный магнитный полюс. В 1840-43 совершил три плавания в Антарктику; открыл море и ледяной барьер, названные его именем, Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор.
II
см. Парсонс У.
см. русский 2.
- Певица Дайана ...
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Капитан Фантастик», «28 спален», «Человеческие ресурсы», «Язык любви».
- Одно из древних названий славянина.
- Какая швея из Филадельфии, согласно легенде, сшила первый американский флаг?
- Персонаж Джорджа Клуни в телесериале «Скорая помощь».
- Бывший российский форт на территории США.
- Американский кинорежиссёр, постановщик фильма «Голодные игры».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Сибирь. Монамур», «Тупой жирный заяц».
- Первая в США женщина-губернатор, вступившая в должность, чтобы завершить срок полномочий своего умершего мужа.
- Английский врач паразитолог, установивший роль комаров рода анофелес в передаче малярии.
- Герой Дэвида Швиммера в телесериале «Друзья».
- Английский полярный исследователь, руководитель двух экспедиций по отысканию Северо-западного прохода, открывший остров Кинг-Уильям, полуостров Бутия.
- Английский полярный исследователь, участник шести экспедиций по отысканию Северо-западного прохода, пытавшийся достичь Северного полюса совместно с У.Парри в 1827 году.
- Английский полярный исследователь, открывший северный магнитный полюс в 1831 году.
- Английский полярный исследователь, открывший море и ледяной барьер, Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор.
- Кто доказал, что разносчиками малярии являются комары?
- Английский врач, паразитолог, лауреат Нобелевской премии 1902 года.
- Шотландский дворянин из пьесы Уильяма Шекспира «Макбет».
РОСС (Ross) - английские полярные исследователи, дядя и племянник:1) Джон (1777-1856), руководитель двух экспедиций по отысканию Северо-Западного прохода: экспедиция 1818 проследила западный берег Гренландии до прол. Смит и все Атлантическое побережье о. Баффинова Земля; экспедиция 1829-33 открыла о. Кинг-Уильям и п-ов Бутия.2) Джеймс Кларк (1800-62), участник шести арктических экспедиций по отысканию Северо-Западного прохода (1818-33). В 1831 открыл северный магнитный полюс. В 1840-43 совершил три плавания в Антарктику; открыл море и ледяной барьер, названные его именем, Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор.
РОСС Арт - РОСС (Ross) Арт (полн. имя Артур Хоуи) (13 января 1886, Нотон, пров. Онтарио, Канада - 5 августа 1964, Уэст Медфорд, шт. Массачусетс, США), канадский спортсмен (хоккей с шайбой (см. ХОККЕЙ (с шайбой)), защитник), тренер.
В 1904-1909 гг. в любительских клубах «Монреаль Мериэнтс», «Брэндон Кингз», «Кенора Тистлз», «Монреаль Уондерерс», «Пемброк Ламбер Кингз», «Кобэлт Силвер Кингз», «Олл Монреаль». В 1909-17 гг. в НХА (Национальная хоккейная ассоциация): «Хэйлибери Сильвер Кингз» (1909-1910), «Монреаль Уондерерс» (1910-14 и 1916-17), «Оттава Сенаторз» (1914-16). В 1917 в НХЛ (Национальная хоккейная лига (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ХОККЕЙНАЯ ЛИГА (НХЛ))) - «Монреаль Уондерерс». Всего в регулярных сезонах НХА сыграл 163 матча, забил 77 голов, в регулярных сезонах НХЛ - 3 матча, 1 гол, в розыгрышах Кубка Стэнли - 16 матчей, 5 голов.
Тренер «Монреаль Уондерерс» (1917-18), «Гамильтон Тайгерз» (1922-23), «Бостон Брюинз (см. БОСТОН БРЮИНЗ)» (1924-45). Обладатель Кубка Стэнли (см. КУБОК СТЭНЛИ) (1929, 1939, 1941). В 1938 и 1943 входил во второй состав «Олл Старз» НХЛ (как тренер), в 1939 - в первый состав. Посмертно награжден призом «Лестер Патрик (см. ПЭТРИК Лестер) Трофи» (1984). Россу принадлежит несколько важных нововведений в области хоккейного инвентаря (в частности, сетки для ворот и шайб), продержавшихся до 1990-х гг. В 1948 учрежден приз его имени «Арт Росс Трофи», присуждаемый самому результативному игроку в регулярном сезоне НХЛ.
РОСС Дайана - РОСС Дайана (Ross Diana) (р. 26 марта 1944, Детройт, шт. Мичиган), американская соул (см. СОУЛ)- и диско (см. ДИСКО)-певица.
Еще учась в средней школе, Дайана участвовала в записях одной из групп в качестве бэк-вокалистки. К концу 1960-х гг. группа была переименована в Diana Ross and The Supremes (см. СЬЮПРИМС). В январе 1970, сыграв заключительный концерт в ее составе, Росс ушла из группы и начала сольную карьеру, записав в том же году ряд успешных хитов: Reach Out and Touch (Somebody"s Hand), Ain"t No Mountain High Enough, занявших верхние строчки в хит-парадах. В 1972 за главную роль, сыгранную в фильме про Билли Холидей (см. ХОЛИДЕЙ Билли) Lady Sings The Blues, была номинирована на премию «Оскар (см. ОСКАР (в кино))». Саундтрек (см. САУНДТРЕК) к этому фильму достиг первой строчки в чартах. В дальнейшем снималась в картинах Mahogany (1975) и The Wiz (1978). В 1973 записала альбом дуэтов с Марвином Геем. В середине 1970-х гг. хитами номер один стали ее композиции Touch Me In The Morning, Love Hangover, а также песня из фильма Mahogany.
В очередном альбоме Diana (1980) певица сменила свое стилевое направление и начала ориентироваться на более современную музыку диско. Первой удачей 1980-х гг. стал хит Upside Down, продержавшийся на верхних строчках американских чартов в течение месяца. За ним последовали I"m Coming Out и It"s My Turn. В 1981 первое место в хит-парадах на протяжении двух месяцев удерживалось заглавным треком из фильма Endless Love, исполненным дуэтом Дайаны и Лайонела Ричи (Lionel Ritchie).
В 1981 Дайана Росс записала альбом Why Do Fools Fall in Love, ставший «платиновым» благодаря хитам Why Do Fools Fall in Love и Mirror, Mirror. Исполненные Дайаной кавер-версии композиций Фрэнки Лаймона (Why Do Fools Fall In Love) и Майкла Джексона (см. ДЖЕКСОН Майкл) (Muscles) упрочили ее популярность диско-певицы. В 1990-2000-е гг. Дайана продолжает выступать и записываться, оставаясь культовой фигурой американской поп-сцены. Стоит отметить, что Росс 11 раз номинировалась на музыкальную премию «Грэмми (см. ГРЭММИ)», но так ее и не получила, хотя в ее активе немало других музыкальных наград.
РОСС Джеймс - РОСС (Ross) Джеймс Кларк (15 апреля 1800, Лондон - 3 апреля 1862, имение близ Эйлсбери, графство Бакингемшир, Англия), английский исследователь Арктики и Антарктики, контр-адмирал (1856). Племянник Дж. Росса (см. РОСС Джон).
Начальный этап
Родился в семье шотландского предпринимателя (позднее железнодорожного магната). О детских годах сохранились скудные сведения: благодаря влиянию дяди, Джона Росса (см. РОСС Джон), Джеймс в 1812 поступил на флот и служил под его командованием на Балтике и в проливе Ла-Манш, ходил с ним в Белое море; образование получил самоучкой.
Арктическая одиссея
Джеймс Росс - участник всех экспедиций У. Парри (см. ПАРРИ Уильям Эдуард): во второй (1821-1823) и третьей (1823-1825) обеспечивал зимовщиков овощами и нес обязанности натуралиста, открыл новый вид чаек и, научившись управлять собачьими упряжками, часто сопровождал начальника в санных вылазках. В экспедиции 1827 сопутствовал У. Парри в первом в истории пешем походе к Северному полюсу: группа достигла 82о43,5ў с. ш. и отступила. Приобретенный полярный опыт пригодился Джеймсу в ходе второго плавания Джона Росса (1829-18ЗЗ): в 1829 он открыл пролив (Белло), в 1830 - пролив Джеймс Pocc и часть берега острова Кинг-Уильям принятого им за полуостров; в 1831 обнаружил Северный магнитный полюс.
Антарктическо-арктическая эпопея
Огромного успеха добился Джеймс Росс в первом самостоятельном плавании 1839-43 в Антарктику. В 1841 он открыл не менее 1000 км гористого взморья Земли Виктории и два хребта, положив начало выявлению Трансантарктических гор; первым плавал в краевом море (Росса) и обнаружил новый для науки природный объект - Ледяной барьер (Росса), простирающийся, как удалось ему выяснить, далеко к югу. Он, следовательно, стал первооткрывателем шельфового ледника Росса, часть которого, согласно его замерам морских глубин, находится на плаву. Он также указал примерное положение Южного магнитного полюса, открыл два вулкана, залив Мак-Мердо и три бухты. В 1842 Росс осмотрел «свой» барьер почти по всей (около 1000 км) длине, а в 1843 в море Уэдделла отыскал остров (Джеймса Росса). Из экспедиции он «вывез» отрицание существования Антарктиды, считая найденные им и его предшественниками большие участки побережья крупными островами. Плавание Росса в Арктику (1848-49) дало немного: открыто около 200 км западного берега острова Сомерсет и прослежена (вторично - после Д. Франклина (см. ФРАНКЛИН Джон) , 1845) большая часть пролива Пил и восточного берега острова Принца Уэльского.
Финальный этап
По завершении экспедиционной деятельности Росс часто консультировал Адмиралтейство по полярным проблемам н вопросам земного магнетизма, будучи членом Арктического Совета. Некоторое время он работал в системе Государственной топографической службы, затем удалился в свое имение, где и умер.
Человеческие качества
Росс обладал завидным здоровьем, красивой внешностью и большой физической силой; по мнению дяди, он был «неисправимым оптимистом», энергичным и трудолюбивым. Его отличали великолепное знание морского дела, властность и честолюбие, спокойная уверенность в своих силах и твердость при принятии решений.
Бесстрашие и быстрота реакции Росса, одного из лучших ледовых капитанов, не раз спасали людей и суда от верной гибели. Он оказался замечательным командиром, проявлявшим повседневную заботу о здоровье и благополучии подчиненных. Он мог быть хладнокровным и вспыльчивым, настойчивым и терпеливым, снисходительным и суровым, справедливым и бескомпромиссным. Вклад Росса в науку оценен степенью почетного доктора Оксфордского университета. В 1844 он был посвящен в рыцари. Его брак был счастливым, но коротким: в 1857 после 13-летнего замужества его жена умерла, оставив ему четверых детей.
РОСС Джон - РОСС (Ross) Джон (1777-1856), английский полярный исследователь, руководитель двух экспедиций по отысканию Северо-Западного прохода (см. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД): экспедиция 1818 проследила западный берег Гренландии (см. ГРЕНЛАНДИЯ) до прол. Смит и все Атлантическое побережье о. Баффинова Земля (см. БАФФИНОВА ЗЕМЛЯ); экспедиция 1829-33 открыла о. Кинг-Уильям и п-ов Бутия (см. БУТИЯ) .
* * *
РОСС (Ross) Джон (24 июня 1777, Инч, область Грампиан, Шотландия - 30 августа 1856, Лондон), английский исследователь Западной Арктики, военный моряк, контр-адмирал (1851). Дядя Дж. К. Росса (см. РОСС Джеймс).
Доарктический период
Родился в шотландской семье среднего достатка, потерял мать в возрасте двух лет. Поступил юнгой на военный флот в 1786, проявил рвение, смышленость и любознательность. Для получения прочных морских навыков по совету командира в 1790 перешел на торговый флот и до 1794 трижды посетил Вест-Индию и Балтику. В 1794-99 служил на судах Английской Ост-Индской компании и приобрел знания по астронавигации. С сентября 1799 вновь на военном флоте: плавал в Северном и Средиземном морях, участвовал в наполеоновских войнах; в бою 1805 семикратно ранен. В 1808-1811 сражался с русскими на Балтике, побывал в плену у шведов, а после освобождения стал советником при шведском флагмане. Домой вернулся в 1812 и до 1815 крейсировал в Балтийском и Северном морях.
Первое арктическое плавание
В 1818 на двух судах Росс отправился в море Баффина на поиски прохода в Тихий океан, проник за 70ос. ш. и исправил карту Баффина (см. БАФФИН Уильям), нанеся гренландский берег почти на 10о западнее и на 200 км севернее. Затем он выявил залив Мелвилл и, переждав неделю шторм и снегопад, достиг без малоrо 77о с. ш. На севере он увидел вход в пролив (Смит), блокированный льдом, миновал другой забитый льдом пролив (Джонс) и вошел в чистые воды третьего пролива (Ланкастер), но из-за миража посчитал его заливом и отступил. На пути домой он проследил все восточное взморье Баффиновой Земли; на отдельных отрезках его съемка оставалась основной для карт острова вплоть до 1955.
Второе арктическое плавание
С 1819 по 1828 Росс залечивал старые раны и занимался семейными делами. Второе плавание с четырьмя зимовками (1829-33) ознаменовалось рядом открытий, в основном сделанных его племянником Джеймсом Кларком Россом (см. РОСС Джеймс). Экспедиция доказала, что «залив» Принс-Риджент, найденный У. Парри (см. ПАРРИ Уильям Эдуард) в 1819, является проливом, открыла Северный магнитный полюс, залив Бутия, одноименный полуостров и пролив Джеймс-Росс, положила на карту более 750 км береговой черты материка. На родине Росс был возведен в рыцарское достоинство, награжден орденом Бани (см. БАНИ ОРДЕН) (1834) и золотыми медалями шести европейских стран, включая Россию.
«Цивилизованный» этап
Все считали, что от Арктики Росс отошел: подтверждением тому были занимаемые им гражданские посты, в том числе должность консула в Стокгольме (1839-1846). Но в 1850 «старый морской волк» отплыл на поиски Д. Франклина (см. ФРАНКЛИН Джон) на двух собственных суденышках (91 и 12 т) и в 1851 вернулся ни с чем. Дерзкое, по его словам, плавание не пропало даром: он сильно занемог, впрочем, к 1854 поправился и осуществил серию поездок по Англии, сознавая, что дни его сочтены.
Росс как личность
Росс был весьма энергичным и отважным человеком, обладавшим, по его выражению, железным здоровьем. Его отличала выдержка и требовательность, настойчивость и талант быстрой адаптации к любой обстановке. Благодаря силе духа и умелым действиям, такту и организаторским способностям он провел свою команду через массу испытаний и коллизий, прибыв на родину с небольшими потерями. Резкий и вспыльчивый в споре, Росс был радушным в повседневной жизни, но отвергал отношения по принципу «ты - мне« я - тебе». Его интересовал широкий круг вопросов - от френологии и этнографии до зоологии и проблем пароходства. Ему принадлежит первая и верная характеристика эскимосов Эта, самого северного народа Земли, открытие и точное описание нескольких видов беспозвоночных. Был талантливым художником-акварелистом.
Росс Роналд (Ross) (1857-1932), английский паразитолог и врач. Установил роль комаров рода анофелес в передаче малярии. Нобелевская премия (1902).
* * *
РОСС Роналд - РОСС (Ross) Роналд (13 мая 1857 - 16 сентября 1932), английский паразитолог и врач. Установил роль комаров рода анофелес (см. МАЛЯРИЙНЫЕ КОМАРЫ) в передаче малярии (см. МАЛЯРИЯ). Нобелевская премия (1902).
РОСС Роналд (1857-1932) - английский паразитолог и врач. Установил роль комаров рода анофелес в передаче малярии. Нобелевская премия (1902).
РОСС Роналд (Ross, Ronald)
(1857-1932), английский паразитолог, микробиолог и врач, удостоенный в 1902 Нобелевской премии по физиологии и медицине за исследование эпидемиологии малярии и открытие ее возбудителя. Родился 13 мая 1857 в Алморе (Индия). Окончил медицинскую школу при больнице св. Варфоломея в Лондоне, там же в 1881 получил степень доктора медицины. Работал врачом в Индии (1881-1899), в 1899 возглавил английскую медицинскую экспедицию, направленную в Западную Африку для изучения малярии. В 1902-1917 работал профессором Школы тропической медицины в Ливерпульском университете, с 1913 - врачом, специалистом по тропическим болезням в Кингз-колледже в Лондоне. С 1926 он - директор Института тропических болезней в Лондоне. Основные научные работы Росса посвящены изучению закономерностей распространения малярии. Он исследовал анатомию комара, разработал методы его препарирования. В 1897 осуществил экспериментальное заражение птиц тропической малярией через укус комара. Это помогло выяснить цикл развития возбудителя малярии у человека и роль комара рода Anopheles в переносе лихорадки и малярии. Росс был избран членом Лондонского королевского общества, в 1901 награжден Королевской медалью. В 1911 стал кавалером ордена Бани, а в 1918 награжден орденом св. Михаила и св. Георгия. Росс был редактором журналов "Научный прогресс" ("Science Progress") и "Анналы тропической медицины" ("Annals of Tropical Medicine"). Среди его трудов - Комары и методы борьбы с ними (Mosquito Brigades and How to Organize them, 1901); Малярия: ее причины, профилактика и лечение (Malarial Fever: Its Cause, Prevention, and Treatment, 9th ed., 1902); Философские заметки (Philosophies, 1910); Воспоминания (Memoirs, 1923). Кроме того, Росс - автор литературно-художественных произведений и ряда работ по математике.
Умер Росс в Лондоне 16 сентября 1932.
ЛИТЕРАТУРА
Кассирский И.А. Рональд Росс и малярийная проблема. М. - Л., 1938
РОСС Уильям - РОСС У., английский астроном, см. Парсонс У. (см. ПАРСОНС Уильям)
РОСС (Ross) Джеймс Кларк (1800 - 62), английский военный моряк, полярный исследователь. Участник 6 арктической экспедиции по отысканию Северо-Западного прохода (1818 - 33). В 1829 - 30 открыл 2 пролива, 3 острова и полуостров; в 1831 установил положение магнитного полюса в Северном полушарии. В 1840 - 43 совершил 3 плавания в Антарктику, открыл море и ледяной барьер, названный его именем, Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор; достиг 78°41 южной широты - рекорд для свободно плавающего в Южных широтах парусного судна.
Ро́сса мо́ре (Ross Sea), окраинное море Тихого океана, у берегов Антарктиды, между мысами Адэр и Колбек. 440 тыс. км2. Глубина до 2972 м. Южная часть моря покрыта шельфовым ледником Росса, Северная - плавучими льдами. Много айсбергов. Названо по имени Дж. К. Росса.
* * *
РОССА МОРЕ - РО́ССА МО́РЕ (Ross Sea), окраинное море Тихого ок. у берегов Антарктиды, между мысами Адэр и Колбек. 440 тыс. км2. Глубина до 2972 м. Южная часть моря покрыта шельфовым ледником Росса, северная - плавучими льдами. Много айсбергов. Названа в честь Дж. К. Росса.
РОССА море (Ross Sea) - окраинное море Тихого ок. у берегов Антарктиды, между мысами Адэр и Колбек. 440 тыс. км². Глубина до 2972 м. Южная часть моря покрыта шельфовым ледником Росса, северная - плавучими льдами. Много айсбергов. Названа в честь Дж. К. Росса.
Ро́сса ше́льфовый ледни́к (Ross Shelf Ise), в Западной Антарктиде, между Землёй Мэри Бэрд и Землёй Виктории. 538 тыс. км2. Толщина льда до 700 м. Открыт в 1841 английской экспедицией Дж. К. Росса.
* * *
РОССА ШЕЛЬФОВЫЙ ЛЕДНИК - РО́ССА ШЕ́ЛЬФОВЫЙ ЛЕДНИ́К (Ross Shelf Ise), в Зап. Антарктиде, между Землей Мэри Бэрд и Землей Виктории. 538 тыс. км2. Толщина льда до 700 м. Открыт в 1841 английской экспедицией Дж. К. Росса.
РОССА ШЕЛЬФОВЫЙ ЛЕДНИК (Ross Shelf Ise) - в Зап. Антарктиде, между Землей Мэри Бэрд и Землей Виктории. 538 тыс. км². Толщина льда до 700 м. Открыт в 1841 английской экспедицией Дж. К. Росса.
РОССЕ Франсуа де - РОССЕ́ (Rosset) Франсуа де (ок. 1570 - ок. 1619), французский писатель. Поэма «Двенадцать прелестей Филиды» (1608), книга новелл «Достопамятные и трагические истории нашего времени» (1619). Переводы произведений Л. Ариосто (см. АРИОСТО Лудовико) и М. де Сервантеса (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де).
россейское(всероссейское) произведение (иноск.) - очищенная
Ср. Дядя Елистрат пожелал "всероссейского произведения" (очищенной), и минуты через три ловкий Любимовец, ровно с цепи сорвавшись, летел уже к своим гостям.
Мельников. В лесах. 3, 3.
См. как с цепи сорваться.
- Муж актрисы Ингрид Бергман.
- Итальянская актриса, исполнившая роль Лизл фон Руман в фильме «Смерть ей к лицу».
- Итальянская киноактриса и модель, исполнившая роль Афины в фильме Андрея Кончаловского «Одиссея».
- Итальянский кинорежиссёр, который положил начало неореализму в кино «военной трилогией», состоящей из фильмов «Рим, открытый город», «Пайза» и «Германия, год нулевой».
РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Изабелла (р. 1952) - итальянская киноактриса. Дочь режиссера Р. Росселлини и актрисы И. Бергман. Фотомодель, в частности, косметической фирмы "Ланком". В кино дебютировала в 1976, снявшись вместе с матерью в фильме В. Минелли "Дело времени". Лучшие роли сыграла у Д. Линча ("Синий бархат", 1986) и Э. Феррары ("Похороны", 1996).
Росселли́ни (Rossellini) Ренцо (19081982), итальянский композитор. Ученик Б. Молинари. С 1973 художественный руководитель Оперного театра в Монте-Карло. Оперы (на собственные либретто) «Война» (1956), «Нищая» (1958) и другие в традициях веризма; балет, оратории, музыка к кинофильмам (в том числе брата режиссера Роберто Росселлини).
РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто (1906-77) - итальянский кинорежиссер. Представитель неореализма. Фильм "Рим - открытый город" (1945) стал манифестом этого направления. Фильмы: "Пайза" (1946), "Любовь" (1948), "Франциск - менестрель божий" (1951), "Европа, 51" (1952), "Индия, 1958" (1958), "Генерал Делла Ровере" (1959), "В Риме была ночь" (1960), "Мессия" (1975), "Центр им. Жоржа Помпиду" (документальный, 1977). В 60-е гг. на телевидении снял ряд фильмов о выдающихся исторических личностях.
РОССЕЛЛИНИ Изабелла - РОССЕЛЛИ́НИ (Rossellini) Изабелла (р. 1952), итальянская киноактриса. Дочь режиссера Р. Росселлини (см. РОССЕЛЛИНИ Роберто) и актрисы И. Бергман (см. БЕРГМАН Ингрид). Фотомодель, в частности, косметической фирмы «Ланком». В кино дебютировала в 1976, снявшись вместе с матерью в фильме В. Минелли «Дело времени». Лучшие роли сыграла у Д. Линча (см. ЛИНЧ Дэвид) («Синий бархат», 1986) и Э. Феррары (см. ФЕРРАРА Эбел) («Похороны», 1996).
Росселли́ни Роберто (Rossellini) (1906-1977), итальянский кинорежиссёр. Представитель неореализма. Фильм «Рим - открытый город» (1945) стал манифестом этого направления. Фильмы: «Пайза́» (1946), «Любовь» (1948), «Франциск - менестрель Божий» (1950), «Европа, 51» (1952), «Индия, 1958» (1958), «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960), «Мессия» (1975), «Центр имени Жоржа Помпиду» (документальный, 1977) и др. В 60-70-х гг. на телевидении снял ряд фильмов о выдающихся исторических личностях. Музыку к ряду фильмов писал его брат - композитор Ренцо Росселини (1908-1982).
* * *
РОССЕЛЛИНИ Роберто - РОССЕЛЛИ́НИ (Rossellini) Роберто (1906-77), итальянский кинорежиссер. Представитель неореализма. Фильм «Рим - открытый город» (1945) стал манифестом этого направления. Фильмы: «Пайза» (1946), «Любовь» (1948), «Франциск - менестрель божий» (1951), «Европа, 51» (1952), «Индия, 1958» (1958), «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960), «Мессия» (1975), «Центр им. Жоржа Помпиду» (документальный, 1977). В 60-е гг. на телевидении снял ряд фильмов о выдающихся исторических личностях.
Росселли́ни Роберто (19061977), итальянский кинорежиссёр. Брат Ренцо Росселлини. Представитель неореализма. Стремление к документализму сочетал с героической устремлённостью в фильме «Рим открытый город» (1945), ставшем манифестом этого направления. Поставил фильмы: «Пайза» (1946), «Германия, год нулевой» (1948), «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960) и др. Нравственно-религиозные искания проявились в фильмах «Франциск менестрель божий» (1950), «Европа, 51» (1952), «Мессия» (1975) и др. В 6070-х гг. на ТВ снял ряд фильмов о выдающихся мыслителях и исторических личностях: «Сократ» (1970), «Декарт» (1973), «Кир II» (1975) и др.
Кадр из фильма Р. Росселини "Пайза".
РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто (1906 - 77), итальянский кинорежиссер. Трагическая патетика в сочетании с документализмом характерны для неореалистических фильмов: "Рим - открытый город" (1945), "Пайза" (1946), "Германия, год нулевой" (1948). Нравственно-религиозные искания - в фильмах "Франциск, менестрель Божий" и "Стромболи, земля Божья" (оба 1950), "Европа, 51" (1952). Возвратился к неореалистическим традициям на новом этапе в фильмах "Генерал Делла Ровере" (1959) и "В Риме была ночь" (1960). В 60 - 70-х гг. обращался к истории, работая в основном на телевидении.
Росселли́но (Rossellino), семья итальянских скульпторов и архитекторов эпохи Раннего Возрождения. Наиболее известны: Бернардо (1409-1464), главная работа - планировка и строительство г. Пиенца (с 1459), воплотившего гуманистические представления об «идеальном городе». В скульптуре стремился к ясности и уравновешенности. Антонио (1427-1479), брат Бернардо, мастер монументальной и декоративной скульптуры (гробница кардинала Португальского, 1461-66), отмеченной композиционной свободой, тонкими живописными эффектами; портретные бюсты («Маттео Пальмьери», 1468).
* * *
РОССЕЛЛИНО - РОССЕЛЛИ́НО (Rossellino), семья итальянских скульпторов и архитекторов. Представители Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Наиболее известны:
1) Бернардо (1409-64), главная работа - планировка и строительство г. Пиенца (с 1459), воплотившего гуманистические представления об «идеальном городе». В скульптуре стремился к ясности и уравновешенности.
2) Антонио (1427-79), брат Бернардо, мастер монументальной и декоративной скульптуры (гробница кардинала Португальского, 1461-66), портретные бюсты.
- Итальянский скульптор 15 в., мастер монументальной и декоративной скульптуры, автор гробницы кардинала Португальского, портретного бюста «Маттео Пальмьери».
- Итальянский скульптор, архитектор 15 в., участник планировки и строительства г. Пиенца.
РОССЕЛЛИНО (Rossellino) - семья итальянских скульпторов и архитекторов. Представители Раннего Возрождения. Наиболее известны:1) Бернардо (1409-64), главная работа - планировка и строительство г. Пиенца (с 1459), воплотившего гуманистические представления об "идеальном городе". В скульптуре стремился к ясности и уравновешенности.2) Антонио (1427-79), брат Бернардо, мастер монументальной и декоративной скульптуры (гробница кардинала Португальского, 1461-66), портретные бюсты.
РОССЕЛЬ Эдуард Эргартович - РО́ССЕЛЬ Эдуард Эргартович (р. 8 октября 1937, село Бор Борского района Горьковской области), российский государственный деятель, губернатор Свердловской области (трижды избирался на этот пост в 1995, 1999, 2003); доктор технических наук.
Родился в семье обрусевшего немца столяра-краснодеревщика. В 1962 окончил Свердловский горный институт. В 1962-1963 работал в тресте «Ухтастрой». В 1963-1975 работал в Нижнем Тагиле в тресте «Тагилстрой», прошел путь от прораба до главного инженера треста. В 1983 заместитель начальника, начальник комбината «Тагилтяжстрой». В 1981-1983 начальник производственного строительно-монтажного объединения «Тагилстрой». В 1983-1990 заместитель начальника, начальник территориального строительного объединения «Средуралстрой».
В 1990 был избран председателем Свердловского облисполкома, одновременно председателем Свердловского облсовета. В 1991 назначен главой администрации Свердловской области. В 1993 исполняющий обязанности губернатора Уральской республики. В ноябре 1993 - июле 1994 президент Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Урала. В 1995 избран губернатором Свердловской области, в 1999 избран на второй срок, в 2003 в результате второго тура выборов был избран на третий срок.
РОССЕЛЬ Эдуард Эргартович (р. 1937) - российский государственный деятель, губернатор Свердловской обл. В 1963-75 прошел путь от мастера до главного инженера треста "Тагилстрой" в г. Н. Тагил. В 1975-83 заместитель начальника, начальник комбината "Тагилтяжстрой". В 1983-89 заместитель начальника, начальник "Главсредуралстроя". В 1990-94 председатель Свердловской областной думы, президент Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона. В 1993-95 депутат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. С 1995 член Совета Федерации.
- Английский живописец XIX века, автор картин «Грёзы», «Невеста», «Благовещение», «Сон Данте».
- Английский живописец XIX века, автор картин «Астарта Сирийская», «Дама печали», «Мэй Роммир».
- Английский живописец, поэт XIX века, автор сборник «Баллады и сонеты».
РОССЕТТИ (Rossetti) Данте Габриел (1828-82) - английский живописец и поэт. Основатель "Братства прерафаэлитов" (1848). В изысканно-декоративных картинах на символические и литературные сюжеты ("Сон Данте", 1870-71) прибегал к стилизации образов в духе итальянской живописи 15 в. Автор сборников "Стихи" (1870), "Баллады и сонеты" (1881).
Россе́тти Данте Габриел (Rossetti) (1828-1882), английский живописец и поэт. Основатель «Братства прерафаэлитов» (1848). В изысканно-декоративных картинах на символические и литературные сюжеты («Сон Данте», 1870-71) прибегал к стилизации образов в духе итальянской живописи XV в. Автор сборников «Стихи» (1870), «Баллады и сонеты» (1881).
* * *
РОССЕТТИ Данте Габриел - РОССЕ́ТТИ (Rossetti) Данте Габриел (1828-82), английский живописец и поэт. Основатель «Братства прерафаэлитов (см. ПРЕРАФАЭЛИТЫ) » (1848). В изысканно-декоративных картинах на символические и литературные сюжеты («Сон Данте», 1870-71) прибегал к стилизации образов в духе итальянской живописи 15 в. Автор сборников «Стихи» (1870), «Баллады и сонеты» (1881).
РОССЕТТИ Данте Габриел (Rossetti, Dante Gabriel)
(1828-1882), английский художник и поэт. Родился 12 мая 1828 в Лондоне. Его отец, итальянский эмигрант Габриеле Россетти, был профессором итальянского языка в Кингз-колледже Лондонского университета. Данте Габриел получил образование в школе при Кингз-колледже и затем в различных лондонских художественных академиях. В 1848 вместе с Д.Э.Милле, Х.Хантом и другими он основал "Прерафаэлитское братство", а год спустя выставил свое первое полотно Детство Девы. Его самое известное стихотворение Благословенная отроковица было напечатано в 1850 в журнале прерафаэлитов "Росток". Интерес Россетти к Средневековью и итальянской литературе той поры отразился во многих его живописных работах и в поэзии, а также предопределил тему его первой книги Старые итальянские поэты (The Early Italian Poets, 1861), в которую входили переводы из Данте, его предшественников и современников. В 1860 Россетти женился на Элизабет Сиддол, скончавшейся через два года. Рукопись многочисленных его стихотворений была положена в ее гроб, но впоследствии извлечена и опубликована (Стихи Д.Г.Россетти - Poems by D.G.Rossetti, 1870). Остаток жизни Россетти провел затворником. Две его последние книги Стихотворения (Poems) и Баллады и сонеты (Ballads and Sonnets) вышли в 1881. Умер Россетти в Берчингтоне 9 апреля 1882.
РОССЕТТИ. Луг, обрамленный деревьями (Манчестер, Городские художественные галереи).
Хотя Россетти зарабатывал на жизнь живописью, более всего он известен как поэт. Впрочем, поэзия и живопись в его творчестве дополняют друг друга: самые известные его полотна вдохновлены литературой, тогда как лучшие стихи отличает изобразительность. Нередко, как было с Благословенной отроковицей, он разрабатывал ту же тему в стихах и на полотне, и сонеты зачастую озвучивали его портреты и картины. В поэзии, как и в живописи, Россетти остается прерафаэлитом: в ней обычны средневековый колорит и пристрастие к символике, а каждый штрих тщательно отобран. Россетти почти не касался острых проблем своего времени - общественных, политических, религиозных. Основная тема его стихов - любовь. Цикл из 101 сонета Дом жизни (The House of Life), где преобладают мотивы юности, любви, недолговечности, обреченности, смерти, - одно из наиболее характерных для него произведений. Россетти намеренно использовал архаичную лексику, привычные слова помещал в чуждый контекст, придавая им новый смысл. Часто он ставит в словах неверное ударение и подбирает необычные рифмы, чтобы появился новый, неожиданный эффект. Каждый сонет воссоздает некий определенный час в жизни поэта, настроение, атмосферу, картину, которые он счел достойными увековечения. Россетти прекрасно владел и жанром литературной баллады, используя темы и художественные приемы старых баллад, но придавая им современное, более изощренное звучание, как в наиболее удавшихся Сестре Елене и Трагедии короля. Россетти-художник стремился передавать не столько зримый облик мира, сколько навеянные фантазией картины, заполненные знакомыми по литературе фигурами. Литературность картин Россетти, где так важен сюжет, побуждает говорить о нем как о приверженце романтической школы, очень влиятельной в ту пору; как и другие ее представители, он любил изображать седую старину, в особенности Италию 15 в., усердно подражая итальянским художникам того периода. Впрочем, по сути своего искусства Россетти принадлежит новому времени, и в его картинах, как, например, в Благовещении (1850), изображения святых модернизированы до такой степени, что автор навлек на себя нападки общественного мнения. Сильное чувство к жене, которая была и его натурщицей, определило характер изображения большинства женских фигур на полотнах, созданных до ее смерти, - длинная линия шеи, длинные волосы, томная красота. Лишь впоследствии он стал отдавать предпочтение более чувственным и пышным женским формам. В числе его наиболее удачных работ иллюстрации к сочинениям А.Теннисона (1856-1857) и Смерти Артура Т.Мэлори.
ЛИТЕРАТУРА
Писсаро Л. Россетти. М., 1909
РОССЕТТИ Кристина Джорджина (Rossetti, Christina Georgina)
КРИСТИНА РОССЕТТИ. Рисунок Д.Г.Россетти (1866).
(1830-1894), английская поэтесса итальянского происхождения. Поэзию Россетти отличает глубокая религиозность и преклонение перед красотой природы. Родилась 5 декабря 1830 в Лондоне, младшая из четверых детей итальянского поэта-эмигранта Г.Россетти (1783-1854). Один из ее братьев - поэт и художник Д.Г.Россетти. Находясь под воздействием своих одаренных старших братьев и сестры, Россетти начала писать стихи в двенадцать лет; на ее поэзию заметное влияние оказали идеи Оксфордского религиозного движения и литература и живопись прерафаэлитов.
Умерла Россетти в Лондоне 29 декабря 1894. Некоторые темы лирики Россетти: суетность чувственных наслаждений; сила любви и ее несовершенство; жизнь как восхождение к духовным высотам; смерть как заслуженных покой; преображение и воссоединение с Вечным. Для поэзии Россетти характерны богатство и оригинальность образов, ритмическое новаторство в сочетании со строгой архитектоникой стиха, умелое чередование гармонии и диссонанса и естественность поэтического языка. Стихи Россетти стали забывать после ее смерти, однако современная английская критика отводит ей заметное место среди поэтов викторианской эпохи.
ЛИТЕРАТУРА
Россетти К. Восхождение. - В кн.: Английская поэзия в русских переводах. XVI-ХIХ вв. М., 1981
- Он спроектировал, построил и дал своё имя питерской улице длиной 220 метров, шириной 22 метра и с домами высотой 22 метра.
- Русский архитектор, автор проекта Русского музея в Санкт-Петербурге.
- Говорят, уверенный в правильности своих расчетов, он сказал о своем творении: «Если арка упадет, я готов упасть вместе с нею».
- Русский архитектор, создатель Михайловского дворца в Санкт-Петербурге.
- Зодчий зданий Главного Штаба в Санкт-Петербурге.
РОССИ (Rossi) Альдо (р.1931) - итальянский архитектор и историк искусства. Редактор журнала "Казабелла" (Casabella). Продолжил неорационалистическое направление; в основе его архитектурных идей - классическое наследие Булле и Леду (жилой комплекс Галлартезе, Милан , 1970; Театро дель Мондо, Венеция, 1979). Автор книги "Архитектура города", ставшей фундаментальным текстом современного урбанизма.
Ро́сси (Rossi) Саломоне деи (прозвище Эбрео «Еврей») (1570 около 1630), итальянский композитор. Сотрудничал с К. Монтеверди. Свыше 10 сборников мадригалов, канцонетт и инструментальных сочинений, а также синагогальная музыка сборники «Еврейские псалмы и песни» (включает 33 хорала), и «Песни Соломона» (изданы в Венеции в 162223).
РОССИ Альдо - РО́ССИ (Rossi) Альдо (р.1931), итальянский архитектор и историк искусства. Редактор журнала «Казабелла» (Casabella). Продолжил неорационалистическое направление; в основе его архитектурных идей - классическое наследие Булле и Леду (жилой комплекс Галлартезе, Милан , 1970; Театро дель Мондо, Венеция, 1979). Автор книги «Архитектура города», ставшей фундаментальным текстом современного урбанизма (см. УРБАНИЗМ) .
РОССИ Джованни Джоакино (1704-68) и Игнатио Людовико (1705-80) (братья) - сыновья "первого штукатурного художества мастера" в России Джованни Франческо Росси из Тессина; обучались "штукатурному художеству" у своего отца и в "чужестранных государствах". С 1725 оба служили штукатурными мастерами в Канц. от строений и трудились над отделкой интерьеров царских дворцов в Петербурге и загор. резиденциях, Петропавловского собора, Исаакиевской и Симеоновской ц., здания Гос. коллегий. С 1740-х гг. Джованни Р. "всегда был употребляем ко всем великим и строго "поспешающим строениям": с 1747 руководил перестр. Б. Петергофского дворца по проекту Ф. Растрелли, а после успеш. завершения работ в 1754 был назначен рук. Конторы строения гл. объекта - возводившегося по проекту Ф. Растрелли нового кам. Зимнего дворца, где работало ок. 5 тыс. чел. В 1764, по оконч. стр-ва, он по собств. просьбе был уволен в отставку (по слабости здоровья) с чином стат. советника.
Игнатио Р. на протяжении 15 лет возглавлял Контору строения Александро-Невского мон. В 1762 он представил в Канц. от строений собств. проект и модель кам. наб. Невы, по к-рым началось ее стр-во. В том же году Игнатио Р. был назначен рук. "Конторы строения по Неве реке каменного берега", одноврем. продолжая выполнять все прежние обязанности. Под его рук. был построен участок наб. от Эрмитажного т-ра до Литейного просп. В 1772 он был, также по собств. просьбе, уволен в отставку "по слабости в зрении" и тоже с чином стат. советника.
Построенные под рук. бр. Р. наб. Невы и Зимний дворец уже более двух веков остаются украшением и гордостью Петербурга.
РО́ССИ Карл Ив. (1775-1849) - арх., крупнейший мастер рус. ампира. Родился в СПб., сын придворной танцовщицы. В творчестве Р. отразился пафос имперской государственности. Созданные им арх. ансамбли напоминают о победах России в Отеч. войне 1812. Градостроит. мышлению Р. присущи размах, крупный масштаб, комплексное решение арх. объемов и пространств площадей и улиц. В его постройках применялись оригин. конструктивные приемы, при значит. роли монумент. скульпт. декора (скульпт. О. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.). В интерьерах - живопись (П. Скотти и др.), оригин. гарнитуры мебели и произв. декор.-прикладного иск-ва.
Р. - ученик В. Бренны, его помощник на стр-ве Михайловского замка (1797-1801), затем учился в Италии. Работал в Твери, где перестроил ими. Путевой дворец, с 1816 гл. арх. "Комитета строений и гидравлических работ", тогда же начал работы в Павловске для вдовств. ими. Марии Федоровны, создав последние интерьеры дворца - Угловую гостиную и Большую б-ку, а также ряд парковых сооружений.
Первая крупная работа - арх.-парковый ансамбль на Елагином о-ве, в новой резиденции Марии Федоровны (1818-22). В 1818-27 занимался отделкой интерьеров Зимнего дворца ("Военная галерея 1812 года", 1826). Гл. заслуга Р. - создание грандиозных арх. ансамблей центра Петерб., завершивших формиров. парадной гор. среды: Михайловской пл. (пл. Искусств) с Михайловским дворцом (1819-25), вновь пролож. Михайловской ул. и садом; Александринской и Чернышева пл. (пл. Ломоносова), соединенных Театральной ул. (ул. Зодчего Росси), в ансамбль к-рых включены павильоны Аничкова сада (1817-18), корпус Публ. б-ки и Александринский т-р (1828-32), быв. министерские корпуса и театр. уч-ще (1828-34); этот грандиозный ансамбль, охватывающий пространство между Фонтанкой, Невским просп. и Чернышевым пер., благодаря М. Садовой ул. соединен с Манежной пл., где по проектам Р. сооружен декор. портик, перестроен Михайловский манеж (1823-24). Ансамбль Дворцовой пл. включает построенные по проекту Р. в 1819-25 корпуса Мин-ва иностр. дел, Воен. мин-ва и Главного штаба, соедин. Триумфальной аркой. На зап. стороне Сенатской пл. по проекту Р. арх. А. Е. Штауберт построил в 1829-34 здания Сената и Синода с аркой над Галерной ул. Многие анс. Р. являются своего рода арх. декорациями, скрывающими старые здания.
Р. умер. в СПб. Похоронен на Волковском лютеранском кл.; в 1930-е гг. прах перенесен в музейный некрополь Александро-Невской лавры.
К. И. Росси. Арка Главного штаба. Санкт-Петербург. 1819-29
Ро́сси Карл Иванович (1775-1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (бывший Михайловский дворец, 1819-25) с площадью Искусств и Михайловской улицей перед ним; Дворцовая площадь со зданиями и аркой бывшего Главного штаба (1819-1829); ансамбль (1816-34) Российского академического театра драмы (бывшего Александринского) с площадью Островского, улицей Зодчего Росси и площадью Ломоносова.
* * *
РОССИ Карл Иванович - РО́ССИ Карл Иванович [18 (29) декабря 1775, Петербург - 6 (18) апреля 1849, там же], русский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города. Градостроительные идеи Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).
Начало
Родился в артистической семье (мать - итальянская балерина Г. Росси). Архитектуре обучался в мастерской известного зодчего и декоратора В. Ф. Бренны (см. БРЕННА Виктор Францевич), под начальством которого в чине сержанта работал в Ведомстве по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий (с 1796). Участвовал в строительстве Михайловского замка в Петербурге. После двухлетней поездки (1802-03) во Францию и Италию в 1804 был назначен художником на стекольные и фарфоровые императорские заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором «Кабинета его величества».
В 1809 Росси был переведен в Москву старшим архитектором «Экспедиции кремлевского строения», где преподавал в архитектурной школе и занимался реставрацией различных кремлевских сооружений. Его московские постройки не сохранились.
С 1811 короткое время работал в Твери, вернувшись в Петербург, получил назначение на должность главного архитектора Павловска.
Творческий расцвет
Расцвет творчества Росси начался с 1816 после поступления на службу в «Комитет для строения и гидравлических работ». Через два года Росси приступил к возведению живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (окончен в 1822), принесшего зодчему известность (разрушен во время Великой Отечественной войны, впоследствии восстановлен).
Другой крупнейшей работой, в которой проявился блестящий талант Росси-градостроителя, было создание Михайловского дворца (ныне Русский музей; 1819-1825) и всего ансамбля Михайловской площади (ныне площади Искусств). Перепланировке подвергся весь район от Невского проспекта до Невы. Здание Михайловского дворца эффектно замыкает перспективу Михайловской улицы от Невского проспекта и является одним из лучших произведений высокого классицизма. Великолепные дворцовые интерьеры (Белый зал и др.), выполненные по проектам Росси, свидетельствуют о высочайшем мастерстве декоратора.
В 1819-29 зодчий реконструирует Дворцовую площадь (см. ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ) и возводит грандиозный ансамбль Главного штаба. В центре дугообразного здания Главного штаба зодчий поместил триумфальную арку, увенчанную колесницей Славы (скульпторы С. С. Пименов (см. ПИМЕНОВ Степан Степанович) и В. И. Демут-Малиновский (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович)). Росси мастерски встроил в новый комплекс ряд существовавших ранее зданий, образовав круговой фасад длиной более двух километров.
Строительство Александpинского театра (см. РОССИЙСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ) - лучшего театра Европы того времени - приходится на 1828-32. Главный фасад театра решен в виде необыкновенно эффектной глубокой лоджии с шестью коринфскими (см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР) колоннами, поднятыми на высокий цокольный этаж. Для перекрытия зала впервые были применены металлические конструкции, а само здание выполнено из несгораемых материалов.
В связи с постройкой Александринского театра Росси создает один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, включающий Театральную улицу (ныне ул. Зодчего Росси), Александринскую площадь (ныне площадь Островского) и Чернышев мост (ныне площадь Ломоносова).
Среди последних крупных работ Росси - комплекс зданий Сената и Синода, объединенных аркой (ныне Центральный исторический архив). Эти здания, как и Адмиралтейство, окаймляют Сенатскую площадь, в центре которой стоит знаменитый «Медный всадник».
Росси построил также: в Павловске дворцовую библиотеку (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде колокольню Юрьева монастыря (1838-41), в Петербурге в Зимнем дворце (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826, после пожара 1837 восстановлены В. П. Стасовым (см. СТАСОВ Василий Петрович)).
Произведения Росси, одного из создателей русского ампира, отличаются как грандиозным размахом, так и ясностью, выразительностью и богатством ордерных композиций, гармоничным сочетанием архитектурных форм и скульптуры, новаторскими приемами (например, металлическими перекрытиями), а также подчеркнутой триумфальностью, связанной с идеей величия России - победительницы в Отечественной войне 1812 года (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года).
Росси участвовал в разработке «Проекта каменных и деревянных строений в Петербурге», ставшего законодательным документом (утвержден в 1830).
Последние годы. Холера
После вынужденного выхода в отставку перебивался случайными заработками, жил в долг. Семья, в которой было девять детей, бедствовала. В ноябре 1841 внезапно скончалась младшая дочь Леонтин, а вскоре умерла и жена. В городе свирепствовала холера, в день умирало до тридцати человек. Весной 1849 заболел и Росси и вскоре скончался. Похоронен в Некрополе в Александро-Невской лавре.
РОССИ Карл Иванович (1775-1849) - российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (б. Михайловский дворец, 1819-25) с пл. Искусств и ул. Бродского перед ним, Дворцовая пл. с зданиями и аркой бывшего Главного штаба (1819-29), ансамбль (1816-34) Российского академического театра драмы (б. Александринского) с пл. Островского, ул. Зодчего Росси и пл. Ломоносова.
Ро́сси Саломоне деи (Rossi), прозвище Эбрео - Еврей (1570 - около 1630), итальянский композитор. Сотрудничал с К. Монтеверди. Свыше 10 сборников мадригалов, канцонетт и инструментальных сочинений, а также синагогальная музыка (сборники «Еврейские псалмы и песни», включающий 33 хорала, и «Песни Соломона», изданы в Венеции в 1622-23).
Ро́сси Эрнесто (Rossi) (1827-1896), итальянский актёр. На сцене с 1846. Выступал в трагедиях В. Альфьери, У. Шекспира. Один из крупнейших представителей итальянской реалистической школы. Его искусство высоко ценил К. С. Станиславский.
* * *
РОССИ Эрнесто - РО́ССИ (Rossi) Эрнесто (1827-96), итальянский актер. На сцене с 1846. Выступал в трагедиях В. Альфьери, У. Шекспира. Один из крупнейших представителей итальянской реалистической школы. Его искусство высоко ценил К. С. Станиславский.
К.И. Росси. Портрет работы Б.Ш. Митуара.
РОССИ Карл Иванович (1775 - 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Дворцовая площадь с зданиями и аркой бывшего Главного штаба (1819 - 29), площадь Искусств с Михайловским дворцом (1819 - 25; ныне Русский музей), ансамбль (1816 - 34) Театра драмы с площадью Островского, улица Зодчего Росси и площадь Ломоносова.
К.И. Росси. Михайловский дворец в Санкт-Петербурге.
Ср. Маленькие чиновники! Маленькие чиновники дело великое! Маленькие чиновники и обеды управляют всей Россией.
Писемский. Мещане. 1, 8.
Ср. Я увидел маленького человека в вицмундире, который говорил другому, еще меньшему: "чин чина почитай".
Гоголь. О родине.
Ср. Россией не я управляю; Россией управляют сорок тысяч столоначальников.
Николай I.
См. обеды давать.
См. чин чина почитай.
РОССИЕНЫ - РОССИЕ́НЫ, официальное название г. Расейняй (см. РАСЕЙНЯЙ) в Литве до 1917.
РОССИ́ЙСКАЯ АКАДЕМИЯ (1783-1841) - гос. науч. центр филол. иссл. в Петербурге. Мысль о создании Р. А. Екатерине II подала Е. Р. Дашкова; указ императрицы появился незамедлительно: в 18 в., крайне озабоченном филол. проблемами, попытки создать подобное учреждение предпринимались и ранее. В определении целей своей деят-ности, равно как и принципов орг-ции работы, Р. А. следовала заруб. образцам, прежде всего Франц. Академии. Обозначение Е. Р. Дашковой общих задач Р. А. ("очищение и обогащение русского языка, установление употребления слов", "изучение свойственного русскому языку витийства и стихотворства", изучение памятников отечественной истории) подтверждает тезис о неотделимости теоретического изучения яз. от практики его нормирования в 18 в.
Согласно уставу академ. коллектив не мог включать более 60 чл., избираемых тайным голосованием. Звание академика присваивалось пожизненно, жалованья не предусматривало, но и никаких обязанностей не налагало; мера участия в общем деле определялась лично академиком и во многих случаях сводилась к нулю.
Состав академии был крайне пестрым: сюда избирались видные лит-ры, ученые самых разных специальностей, высокопоставл. гос. чиновники, представители духовенства. За всю историю Р. А. в нее было избрано, не считая почетных членов, 185 чел., среди них литераторы Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, ученые, члены Академии наук И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, В. М. Севергин и мн. другие. Направления и характер деят-ности Р. А. во многом зависели от през., назначаемого имп. и обладавшего широкими полномочиями. 1783-96, при первом през. Е. Р. Дашковой, для Р. А. были счастливым временем энергичной работы над делом общенациональной значимости - созданием первого толкового словаря рус. яз. Знаменитый "Словарь Академии Российской в 6 частях" (1789-93), получивший самые лестные оценки современников, справедливо считается крупнейшим достиж. рус. филол. мысли 18 в. В небывало короткие сроки был собран и проработан с семантической, этимологической, словообразовательной т. зр. большой лексич. мат-л (43-257 слов), представл. как язык. единство двух стилистич. подсистем - церковно-славянской и русской.
Импульс, заданный работой над "Словарем Академии Российской", предопределил дальнейшую роль Р. А. как центра лексикографического - в ущерб грамматич. исследованиям. "Российская грамматика, составленная Р. А." (1802, авторы П. И. Соколов, Д. М. Соколов) хотя и переиздавалась впоследствии три раза, теор. новизной не отличалась. Зачахнув в период царствования Павла I, деят-ность Р. А. возобновляется при новом императоре и новом през. А. А. Нартове (1801-13). Начинают выходить "Сочинения и переводы, издаваемые Р. А." (1805-23, 7 ч.), готовится переизд. доп. и перестр. по алф. принципу "Словаря Академии Российской" (1806-22).
Последние десятилетия деят-ности Р. А. связаны с именем ее през. А. С. Шишкова (1813-1841), придававшего Р. А. большое значение в кач-ве центра, обеспеч. осуществление лингвокультурной программы, изложенной им в нашумевших филол. и публицистич. сочинениях. Шишкову с присущим ему упорством и энтузиазмом удалось добиться утвержд. Александром I нового устава, расшир. функции Р. А., и увеличения ее бюджета в 10 раз. Фин. благополучие и независимость позволили Р. А. широко развернуть изд. деят-ность, регулярно оказывать мат. поддержку нуждающимся писателям и ученым, премировать авт. наиб. интересных с т. зр. академии работ, курировать и рецензировать присылаемые в Р. А. соч., вести просв. и благотв. работу в провинции. При Шишкове были налажены постоянные связи с ведущими заруб. учеными-филологами - И. Добровским, В. Копитаром, В. Ганкой, И. Юнгманом, П. Шафариком, В. Караджичем.
Науч. работа в стенах Р. А. велась в разных направлениях, но шла медленно и почти не приносила видимых результатов. Иссл. программа, подготовл. Шишковым, была грандиозной, но утопичной. Периодич. издания ("Известия Р. А.". 1815-28. Ч. 1-12; "Повременное издание Р. А.". 1829-32. Ч. 1-5; "Краткие записки Р. А.". 1834-35. Ч. 1-3; "Труды Р. А.". 1840-42. Ч. 1-5) содержали в основном соч. президента, уже не отвечавшие новым требованиям. Наиб. значит. итогами лексикографической работы оказались "Общий церковнославянско-русский словарь" П. И. Соколова (1834) и подготовл. на две трети новый акад. толковый словарь русского языка, впоследствии - "Словарь церковнославянского и русского языка" (1847). Рассчитывать на большее было трудно, ибо среди активно работавших чл. Р. А. был лишь один лингвист европейского уровня - А. Х. Востоков; между тем яз.-знание стремительно превращалось в науку с новыми целями и особыми методами. Прошли времена полувековой давности, когда астроном мог свободно дискутировать на этимол. темы; требовались новые, профессионально подготовл. кадры и новые принципы организации работы. Так или иначе, но сразу после смерти Шишкова Николай I отдал распоряжение о слиянии Р. А. и Академии наук. Через неск. месяцев Р. А. была преобразована во 2-е отд. АН и прекратила свое самостоят. существование.
Лит.: Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874-1888. Вып. 1-8; Коломинов В. В., Файнштейн М. Ш. Храм муз словесных: (Из истории Российской Академии). Л., 1986.
Росси́йская акаде́мия медици́нских нау́к (РАМН), учреждена в 1991 на базе реорганизованной Академии медицинских наук СССР (основана в 1944) в Москве. В 1998 около 180 действительных членов, свыше 230 член-корреспондентов, 55 иностранных членов. Объединяет 3 отраслевых (клинической медицины; медико-биологических наук; профилактической медицины) и региональное Восточно-Сибирское (основано в 1970 как научный центр) отделения. При Президиуме и в отделениях РАМН свыше 70 научных учреждений, в том числе 9 научных центров и свыше 50 НИИ.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК (РАМН) - учреждена в 1991 на базе реорганизованной Академии медицинских наук СССР (основана в 1944) в Москве. В 1994 св. 150 действительных членов, св. 210 членов-корреспондентов, 25 иностранных членов. Объединяет 3 отраслевых (клинической медицины; медико-биологических наук; профилактической медицины) и региональное Восточно-Сибирское (основано в 1970 как научный центр) отделения. При Президиуме и в отделениях РАМН св. 70 научных учреждений, в т. ч. 9 научных центров и св. 50 НИИ.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК (РАМН) - РОССИ́ЙСКАЯ АКАДЕ́МИЯ МЕДИЦИ́НСКИХ НАУ́К (РАМН), учреждена в 1991 на базе реорганизованной Академии медицинских наук СССР (основана в 1944) в Москве. В 1994 св. 150 действительных членов, св. 210 членов-корреспондентов, 25 иностранных членов. Объединяет 3 отраслевых (клинической медицины; медико-биологических наук; профилактической медицины) и региональное Восточно-Сибирское (основано в 1970 как научный центр) отделения. При Президиуме и в отделениях РАМН св. 70 научных учреждений, в т. ч. 9 научных центров и св. 50 НИИ.
Росси́йская акаде́мия му́зыки (РАМ) имени Гнесиных (до 1993 Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основано в Москве в 1944 Е. Ф. Гнесиной на базе музыкального училища. Является высшей ступенью комплекса музыкальных учебных заведений (все - имени Гнесиных), включающего школу-семилетку, лицей (до 1995 Московская средняя специальная музыкальная школа) и училище. Готовит исполнителей (в том числе эстрадных), хормейстеров, дирижёров, музыковедов и др. В 1998 около 1300 студентов.
* * *
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ - РОССИ́ЙСКАЯ АКАДЕ́МИЯ МУ́ЗЫКИ (полное название Российская академия музыки. Высшая школа им. Гнесиных), образована в 1992 на базе Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Ведет историю от музыкальной школы, основанной в 1895; с 1944 самостоятельный вуз. Готовит музыкантов-исполнителей, дирижеров, хормейстеров, музыковедов и др. В 1993 ок. 1 тыс. студентов. В составе академии работают и другие музыкальные учебные заведения.
РОССИЙСКАЯ академия МУЗЫКИ (полное название Российская академия музыки. Высшая школа им. Гнесиных) - образована в 1992 на базе Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Ведет историю от музыкальной школы, основанной в 1895; с 1944 самостоятельный вуз. Готовит музыкантов-исполнителей, дирижеров, хормейстеров, музыковедов и др. В 1993 ок. 1 тыс. студентов. В составе академии работают и другие музыкальные учебные заведения.
Росси́йская акаде́мия нау́к (РАН), учреждена в 1991 на базе Академии наук СССР. Ведёт историю с 1724 от Петербургской академии наук. В 1917-25 носила название Российской АН. Президиум с 1934 в Москве. Самоуправляемая научная организация. В РАН вошли члены бывшей АН СССР, а также вновь избранные. В 1998 около 500 действительных членов, около 700 член-корреспондентов, около 150 иностранных членов. Объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям наук: математики; общей физики и астрономии; ядерной физики; физико-техническим проблем энергетики; информатики, вычислительной техники и автоматизации; проблем машиноведения, механики и процессов управления; общей и технической химии; физикохимии и технологии неорганических материалов; биохимии, биофизики и химии физиологически активных соединений; физиологии; общей биологии; геологии, геофизики и геохимии и горных наук; океанологии, физики атмосферы и географии; истории; философии и права; экономики; мировой экономики и международных отношений; литературы и языка; региональные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) и научные центры. Всего около 300 научных учреждений, свыше 200 научных советов. Научно-исследовательский флот. Готовит научные кадры. Публикует научную литературу. Присуждает медали и премии за научные труды. Поддерживает международные научные связи. Президент - Ю. С. Осипов (с 1991).
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (РАН) - учреждена в 1991 на базе Академии наук СССР. Ведет историю с 1724 от Петербургской АН. В 1917-25 носила название Российской АН. Президиум с 1934 в Москве. Самоуправляемая научная организация. В РАН вошли члены бывшей АН СССР, а также вновь избранные. В 1994 св. 440 действительных членов, св. 600 членов-корреспондентов, св. 120 иностранных членов. Объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям наук: математики; общей физики и астрономии; ядерной физики; физико-технических проблем энергетики; информатики, вычислительной техники и автоматизации; проблем машиноведения, механики и процессов управления; общей технической химии; физикохимии и технологии неорганических материалов; биохимии, биофизики и химии физиологически активных соединений; физиологии; общей биологии; геологии, геофизики и геохимии и горных наук; океанологии, физики атмосферы и географии; истории; философии и права; экономики; мировой экономики и международных отношений; литературы и языка; региональные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) и научные центры. Всего ок. 300 научных учреждений, св. 200 научных советов. Научно-исследовательский флот. Готовит научные кадры. Публикует научную литературу. Присуждает медали и премии за научные труды. Поддерживает международные научные связи. Президент Ю. С. Осипов (с 1991).
Российская академия наук. Здание Президиума академии в Москве.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (РАН), ведет историю от Петербургской Академии наук , учрежденной Петром I в 1724 (официальное название менялось; в 1725 насчитывала 17 действительных членов, в 1917 - 49 действительных членов; объединяла около 30 научных подразделений со 109 научными сотрудниками). С мая 1917 Российская Академия наук, в 1925 - 91 Академия наук СССР (высшее научное учреждение страны). Реорганизована в 1991. Самоуправляемая научная организация. Президиум в Москве (с 1934). В 1994 свыше 440 действительных членов, свыше 600 членов-корреспондентов, свыше 120 иностранных членов. Объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям науки, региональные отделения и научные центры; всего свыше 440 научных учреждений (около 60 тысяч научных сотрудников), свыше 200 советов. Имеет научно-исследовательский флот.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (РАН) - РОССИ́ЙСКАЯ АКАДЕ́МИЯ НАУ́К (РАН), учреждена по решению Общего собрания АН СССР от 10 октября 1991 и Указу Президента РФ от 21 ноября 1991 о возвращении названия и статуса Российской Академии наук. В число РАН вошли все прежние члены Академии наук СССР (см. АКАДЕМИЯ НАУК СССР), в том числе и избранные по идеологизированным и политизированным отделениям, до последнего времени формировавшимся под контролем структур КПСС. Самоуправляемая научная организация. В структуру РАН входят: президиум, отделения, региональные отдления. региональные центры.
Академия наук была основана в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724. По регламенту 1747 она называлась «Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге», с 1803 - «Императорская академия наук», с 1836 - «Императорская санкт-петербургская академия наук», с июля 1917 - «Российская академия наук», с июля 1925 - «Академия наук СССР», с декабря 1991 - Российская академия наук».
До 1917 президенты академии назначались по указу царя. Первым президентом был назначен Л. Л., Блюментрост (1725-1733), затем Г. К. фон Кейзерлинг (1733-1734), И. А. Корф (1734-1740), К. фон Бреверн (1740-1741), К. Г. Разумовский (см. РАЗУМОВСКИЙ Кирилл Григорьевич) (1746-1798), А. Л. Николаи (1798-1803), Н. Н. Новосильцов (1803-1810), С. С. Уваров (см. УВАРОВ Сергей Семенович) (1818-1855), Д. Н. Блудов (1855-1864), Ф. П. Литке (Лютке) (1864-1882), Д. А. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Дмитрий Андреевич) (1882-1889), К. К. Романов (1889-1915). После Февральской революции впервые был избран президент академии, им стал А. П. Карпинский (см. КАРПИНСКИЙ Александр Петрович) (1917-1936), В. Л. Комаров (см. КОМАРОВ Владимир Леонтьевич) (1936-1945), С. И. Вавилов (см. ВАВИЛОВ Сергей Иванович) (1945-1951), Ал-др Н. Несмеянов (см. НЕСМЕЯНОВ Александр Николаевич) (1951-1961), М. В. Келдыш (см. КЕЛДЫШ Мстислав Всеволодович) (1961-1975), А. П. Александров (см. АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Петрович) (1975-1986), Г. И. Марчук (см. МАРЧУК Гурий Иванович) (1986-1991). С 1991 президент Ю. С. Осипов (см. ОСИПОВ Юрий Сергеевич). В РАН входит 9 отделений по областям науки (математических наук; физических наук; информационных технологий и вычислительных систем; энергетики, машиностроения, механики и процессов управления; химии и наук и о материалах; биологических наук; наук о Земле; общественных наук; историко-филологических наук) 13 региональных научных центров, 3 региональных отделения (Сибирское, Дальневосточное, Уральское). 499 академиков, член-корреспондентов 703 (2004). Функционирует более 200 научных советов и научных обществ. При академических учреждениях создаются учебно-научные центры, специализированные университеты, колледжи, лицеи, базовые кафедры ведущих университетов и вузов.
РАН издает около 200 научных и 7 научно-популярных журналов, 150 из них переводятся на английский язык. Издает газеты «Поиск», «Наука в Сибири», «Наука Урала», «Дальневосточная газета». Система информационного обеспечения включает Библиотеку РАН (фонд более 20 млн. экземпляров), Библиотеку естественных наук (более 12, 5 млн. экземпляров), около 200 библиотек научных учреждений, Всероссийский институт научной и технической информации, Институт научной информации по общественным наукам. Формируется автоматизированная система научной информации - Академинформ.
Высшей наградой является Большая золотая медаль им. М. В. Ломоносова, которой удостоены 32 члена РАН. С 1991 ее присуждали В. Л. Гинзбургу (см. ГИНЗБУРГ Виталий Лазаревич), Н. К. Кочеткову (см. КОЧЕТКОВ Николай Константинович), Н. Н. Красовскому (см. КРАСОВСКИЙ Николай Николаевич), Д. С. Лихачеву (см. ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич), Б. С. Соколову (см. СОКОЛОВ Борис Сергеевич), А. И. Солженицыну (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич), В. Л. Янину (см. ЯНИН Валентин Лаврентьевич). Звания Героя России удостоены академики В. М. Пашин (см. ПАШИН Валентин Михайлович) и В. А. Легасов (см. ЛЕГАСОВ Валерий Алексеевич), а академик Д. С. Лихачев - ордена Андрея Первозванного. Присуждаются 30 золотых медалей им. выдающихся ученых.
РАН активно участвует в международных научных связях. Один из учредителей Международного совета по науке. Ежегодно проводится около 100 международных мероприятий, в которых участвуют около 1500 иностранных ученых. Всего ежегодно проводится 200-300 научных конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов. См. также: Петербургская академия наук (см. ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК) и Академия наук СССР (см. АКАДЕМИЯ НАУК СССР).
Росси́йская акаде́мия образова́ния (РАО), учреждена в 1991 в Москве на базе Академии педагогических наук СССР (с 1967; основана в 1943 как АПН РСФСР). Самоуправляемая научная организация. В 1998 свыше 110 академиков, свыше 140 член-корреспондентов, свыше 20 иностранных членов, 5 почетных членов. Объединяет 6 отраслевых (философии образования и теоретической педагогики; психологии и возрастной физиологии; высшего образования; общего среднего образования; профессорского образования; образования и культуры) и 5 региональных (Сибирское с центром в Красноярске; Северо-Западное с центром в Санкт-Петербурге и др.) отделений. Всего свыше 30 научных учреждений.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) - учреждена в 1991 в Москве на базе Академии педагогических наук СССР (с 1967; основана в 1943 как АПН РСФСР). Самоуправляемая научная организация. В 1994 св. 90 академиков, св. 130 членов-корреспондентов, 9 иностранных членов, 3 почетных члена. Объединяет 5 отраслевых (философии образования и теоретической педагогики; психологии и возрастной физиологии; общего среднего образования; профессионального образования; образования и культуры) и 4 региональных (Сибирское, с центром в Красноярске и Северо-Западное, с центром в Санкт-Петербурге) отделения. Всего св. 30 научных учреждений.