I м. разг.
Простая рабочая лошадь.
II м. разг.
Бесшабашный молодой человек, склонный к разгулу и кутежам.
I м. разг.
Простая рабочая лошадь.
II м. разг.
Бесшабашный молодой человек, склонный к разгулу и кутежам.
САВРА́С, савраса, муж. (разг.).
1. Саврасая лошадь.
2. употр. вообще в знач. лошади - простой, рабочей.
3. перен. То же, что саврас без узды (см. ниже).
• Пустить савраса без узды (погов.) - дать неограниченную свободу, оставить без присмотра. «Пусти-ка савраса без узды - он в один момент того накуролесит, что годами потом не поправишь.» Салтыков-Щедрин. Саврас без узды или безуздый саврас (разг.) - перен. молодой мужчина, склонный к кутежам, бесшабашному разгулу (преим. о купеческих сынках).
САВРА́С -а; м.
1. Разг. Лошадь саврасой масти; простая рабочая лошадь.
2. Сниж. О бесшабашном молодом человеке, склонном к разгулу и кутежам. Держать, вести себя саврасом.
◊ Савра́с без узды. О том, кто любит кутежи, разгульную жизнь.
-а, м.
1. разг.
Лошадь саврасой масти.
2. перен. разг. устар.
То же, что саврас без узды.
В последнее время он очень кутил и вообще держал себя настоящим саврасом. Мамин-Сибиряк, Три конца.
◊
саврас без узды
устар.
развязный, бесшабашный молодой человек, озорник и кутила.
Саврас, а, м.; САВРА/СКА, и, ж. и м.
Лошадь саврасой масти; рабочая лошадь; кличка лошади.
► Савраска, запряженный в сани, Понуро стоял у ворот. // Некрасов. Мороз, Красный нос //; Умыкали савраску горы да овражки. // Даль. Пословицы русского народа //
Саврас без узды. Разг. Устар. Необузданный, бесшабашный молодой человек, которого ничто не стесняет, не сдерживает. ФСРЯ, 405; БТС, 1377.
савра́с, савра́сы, савра́са, савра́сов, савра́су, савра́сам, савра́сом, савра́сами, савра́се, савра́сах
сущ., кол-во синонимов: 9
гуляка (50)
коник (14)
конь (47)
коняга (9)
коняшка (9)
лошадь (133)
савраска (10)
сивка (11)
сивко (9)
см. лошадь
- Старинное мужское имя, давшее название многим крестьянским лошадкам.
- Кличка крестьянского коня-трудяги.
Устар. Ирон. Бесшабашный, необузданный, несдержанный молодой человек.
[Тит Титыч:] Слушай ты, Андрюшка. Будет тебе по Москве собак-то гонять! Что ты шляешься, как саврас без узды! Пора тебе, дураку, за ум браться! (А. Островский. Тяжёлые дни).
саврас без узды (иноск.) - необузданный юнец-кутила (брыкающийся, как саврас (конь) без узды)
Ни конь без узды, ни богатство без ума
Ср. Саврасов наших без узды
Учил в пансьоне мистер Гирст,
Там тятенькиным (ради мзды)
Богатым деткам потакали;
Затем учение кончали,
Ломая зеркала, рояли,
Они в "пансьоне" - мадам Фюрст.
*** Афоризмы. Наши саврасы.
Пансион Гирст, где воспитывались дети богатых родителей и, между прочим, купцов. Пансион мадам Фюрст - известное в шестидесятых годах увеселительное заведение.
Ср. Общественная самодеятельность (должна быть) в пределах. Сам либерал понимал, что иначе нельзя. Пусти-ка савраса без узды - он в один момент того накуролесит, что годами потом не поправишь.
Салтыков. Сказки. Либерал.
Ср. Ουτε ιππψ χωρις χαλινου ουτε πλούτψ χωρις λογισμου δυνατον ασφαλως χρήσασθαι.
Ни конем без узды, ни богатством без ума нельзя безопасно пользоваться.
Plut. Fragm. 54, p. 54. (Edit. Dübn.)
См. золотая молодежь.
См. куролесить.
См. момент.
См. либерализм.
См. не вредно.
Разг. Устар. Необузданный, бесшабашный молодой человек, которого ничто не стесняет, не сдерживает. ФСРЯ, 405; БТС, 1377.
сущ., кол-во синонимов: 12
архаровец (17)
безобразник (17)
беспутный (32)
гопник (30)
колобродник (13)
кромешник (12)
озорник (40)
оторвист (12)
оторвишник (13)
ухорез (16)
хулиган (33)
хулиган, оторвист, ухорез, оторвишник, кромешник, безобразник, архаровец, забубенная голова, беспутный, гопник, колобродник, озорник
САВРАС БЕЗ УЗДЫ
Выражение саврас без узды в публицистическом и фельетонном стиле второй половины XIX и начала XX в. означало: `молодой человек (чаще купеческий сынок), предающийся бесшабашным кутежам, буйному разгулу'. Это выражение повлияло даже на употребление самого слова саврас (саврасая лошадь), придав ему значение `бесшабашного кутилы, беспардонного прожигателя жизни'. М. И. Михельсон, приводя выражение саврас без узды, указывает лишь, что образ савраса без узды, т. е. в буквальном смысле `необузданный, оставленный без присмотра саврас', был перенесен на необузданных юнцов - кутил, детей богатых родителей и, между прочим, купцов. В качестве иллюстрации цитируется из любимой Михельсоном анонимной книги «Афоризмы» такое стихотворение под заглавием «Наши саврасы»:
Саврасов наших без узды
Учил в пансьоне мистер Гирст,
Там тятенькиным (ради мзды)
Богатым деткам потакали;
Затем учение кончали,
Ломая зеркала, рояли,
Они в «пансьоне» мадам Фюрст.
...Пансион мадам Фирст - известное в шестидесятых годах увеселительное зав едение» для богатых купцов (Михельсон, Русск. мысль и речь, 2, с. 214). В комедии А. Н. Островского «Тяжелые дни»: [Тит Титыч:] «Слушай ты, Андрюшка. Будет тебе по Москве собак-то гонять! Что ты шляешься, как саврас без узды!» У Салтыкова-Щедрина в сказке «Либерал»: ...общественная самодеятельность [должна быть] «в пределах. Сам либерал хорошо понимал, что иначе нельзя. Пусти-ка савраса без узды - он в один момент того накуралесит, что годами потом не поправишь!» У Д. Н. Мамина-Сибиряка в повести «Кисейная барышня» (1889): «Только пусть уйдет Зиночка; у него с Татауровым будет свой разговор: старый и больной отец покажет купеческому саврасу, что называется порядочностью в человеческом общежитии». У Я. Д. Минченкова в «Воспоминаниях о передвижниках»: «Кругом была настоящая публика кафешантанов: молодые саврасы, почтенные прожигатели жизни, женщины с подмостков и со стороны» (Минченков, с. 219-220).
Любопытно такое словоупотребление в «Воспоминаниях» Е. П. Елисеевой: «Что же касается до разнузданных ташкентцев, то, увы, я много жила после каракозовского события, много испыт ала и много видела и должна признаться, что последующие прокурорские деятели на подобной же почве не только сравнялись, но и превзошли саврасых ташкентцев - для их титулования мой бранный лексикон бессилен» (Антонович, Елисеев, с. 416). В повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «Не то»: «А сын известного купца Егорова. Мы с ним на пароходе познакомились... Очень интересный молодой человек.
- Саврас?
- Вероятно, есть и это».
Статья ранее не публиковалась. Печатается по сохранившейся рукописи (3 ветхих листка разного формата). - И. У.
САВРА́СКА, савраски, жен. (разг.) ласк. к саврас. «Сесть на савраску да поскакать на луга, где сено косят.» Гончаров.
|| (С прописное). Кличка саврасой лошади.
САВРА́СКА -и; мн. род. -сок, дат. -скам; м. и ж. Трад.-нар. Простая рабочая лошадь; лошадь саврасой масти. Запрячь в сани савраску.
САВРАСКА, -и, ж, собств.
Газета «Советская Россия».
Сокращ. назв.; «савраска» - саврасая деревенская лошадь, распространенная кличка лошади.
савра́ска, савра́ски, савра́сок, савра́ске, савра́скам, савра́ску, савра́ской, савра́скою, савра́сками, савра́сках
сущ., кол-во синонимов: 10
буланка (6)
кличка (36)
коник (14)
конь (47)
коняга (9)
коняшка (9)
лошадь (133)
саврас (9)
сивка (11)
сивко (9)
см. лошадь
См. лошадь...
САВРАСОВ
Далекие предки Саврасовых, Савраскиных были либо конюхами, либо держали в хозяйстве лошадей определенной масти. Саврасый - это светло-гнедой с желтизною. Коням этой окраски обычно давали кличку Савраска. Впрочем, если родословная начинается в Сибири, в Перми, в Казани, то не исключено, что первые Савраскины были большими любителями пьяной медовой браги - там ее называли савраской.
САВРАСОВ САВРАСУХИН
Саврасый - светло-рыжий с черным хвостом и гривой, масть лошади. Вероятно, цвет волос родоначальников фамилии чем-то напоминал окружающим расцветку лошади. (Ф) Отчество от прозвища из нарицательного саврасый или саврас - "сероватый, седоватый" (в переносном значении стало кличкой лошади по масти, а затем получило и оценочное значение с оттенком осуждения - "носится, как саврас без узды). (Н)
САВРАСОВ
Далекие предки Саврасовых, Савраскиных были либо конюхами, либо держали в хозяйстве лошадей определенной масти. Саврасый - это светло-гнедой с желтизною. Коням этой окраски обычно давали кличку Савраска. Впрочем, если родословная начинается в Сибири, в Перми, в Казани, то не исключено, что первые Савраскины были большими любителями пьяной медовой браги - там ее называли савраской.
- Русский художник, автор картины «Грачи прилетели».
- Русский художник XIX века, автор картин «Рожь», «Весна», «Волга».
- Русский художник XIX века, автор картин «Дворик», «Радуга», «Водопад».
- Русский художник XIX века, автор картин «Хоровод», «Проселок», «Вид на Кремль. Весна».
- Русский художник XIX века, автор картин «Лосиный остров в Сокольниках», «После грозы».
САВРА́СОВ Ал. Кондр. (1830-97) - живописец, пейзажист. Чл.-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1844-54), в 1857-82 руководил там же пейзажным классом; его учениками были, в частности, И. И. Левитан и К. А. Коровин. От традиций академич. пейзажа в духе зап.-европ. романтизма в работах 1850-х гг. творчество С. вырастает до непосредств. ощущения рус. природы; в его произв. реалистич. переданный пейзаж с оттенками романтич. настроения трактован просто и безыскусно ("Лосиный остров в Сокольниках", 1869). В работах 1870-х гг. творчество С. достигло расцвета; произведения этого периода передают тончайшие взаимоотношения человека и природы ("Разлив Волги под Ярославлем", 1871; "Проселок", 1873). Художника привлекали широкие поля, просторы, открытые дали. Наиб. полно особенности новой реалистич. живописи у С. выявились в знаменитой, многократно репродуцированной картине "Грачи прилетели" (1871), ставшей одной из классич. пейзажных картин России. Наряду с И. И. Шишкиным и Ф. А. Васильевым, С. создал в рус. иск-ве также жанр станкового пейзажного рисунка, в к-ром предпочитал тональную живопись, построенную на создающих богатую колори-стич. гамму переходах от темного к светлому. Творчество С. определило всю последующую историю рус. пейзажной живописи; по словам И. И. Левитана, С. создал рус. пейзаж.
С. постигла участь многих рус. талантов: будучи мягкого, застенчивого характера, он стал легкой жертвой алкоголизма. Его оставила жена, ему отказали в казенной квартире, изгнали из училища. С. буквально нищенствовал, обитал в ночлежке на Хитровке, знаменитой тем, что там было много людей "с прошлым". Подрабатывал копиями своего шедевра - "Грачей". Умер в больнице для бедных.
Лит.: Федоров-Давыдов А. А. Саврасов. М., 1957; Новоуспенский Н. Н. А. К. Саврасов: (Альбом). Л., 1981; Добровольский О. Саврасов. М., 1983; Мальцева Ф. А. К. Саврасов. Л., 1984.
А. К. Саврасов. «Грачи прилетели»
САВРАСОВ Алексей Кондратьевич - САВРА́СОВ Алексей Кондратьевич (1830-97), русский живописец, передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов («Грачи прилетели», 1871).
* * *
САВРА́СОВ Алексей Кондратьевич [12 (24) мая 1830, Москва - 26 сентября (8 октября) 1897, там же], русский художник. Выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или «пейзажа настроения») в русском искусстве.
Выходец из семьи мелкого купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-54). В 1860-е гг. дважды побывал во Франции, посетил ряд других западноевропейских стран. В 1870-75 совершал ежегодные поездки на Волгу. Жил и работал в Москве.
Раннее творчество
Раннее творчество Саврасова («Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851, Третьяковская галерея) развивается всецело в рамках романтизма - с его любовью к бурным метеорологическим эффектам, к резким контрастам переднего и заднего планов. Наиболее зрелым произведением этого периода является «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854, там же), за который Саврасов получил звание академика. Последующие поиски, интенсивные натурные «штудии» приводят к более спокойным, гармонически ясным колористическим и композиционным решениям («Пейзаж с рекой и рыбаком», 1859, Латвийский художественный музей, Рига; «Сельский вид», 1867, Третьяковская галерея). Все большее значение в образе получают тонкие светоцветовые эффекты, связывающие воедино почву переднего плана и природные дали («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, там же; «Лунная ночь. Болото», 1870, Серпуховский историко-художественный музей), умение виртуозно передать круговращение влаги в гео- и атмосфере ландшафта («Волга», 1870-е гг, Третьяковская галерея).
Зрелое творчество. «Грачи прилетели»
В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все сплавилось в образ удивительного поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) - причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Здесь «настроение» -как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем - окончательно превращается в совершенно особый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич), когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву (см. ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович), 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва; «Вид на Московский Кремль. Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей».
Оставил о себе память и как замечательный педагог. Вел в 1857-82 пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) и И. И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич).
САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830-97) - российский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов ("Грачи прилетели", 1871).
А.К. Саврасов. "Грачи прилетели". 1871. Третьяковская галерея.
САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830 - 97), живописец, передвижник, один из родоначальников русского реалистического пейзажа. Передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов ("Проселок", 1873).
А.К. Саврасов. "Просёлок". 1873.
САВРАСОВ САВРАСУХИН
Саврасый - светло-рыжий с черным хвостом и гривой, масть лошади. Вероятно, цвет волос родоначальников фамилии чем-то напоминал окружающим расцветку лошади. (Ф) Отчество от прозвища из нарицательного саврасый или саврас - "сероватый, седоватый" (в переносном значении стало кличкой лошади по масти, а затем получило и оценочное значение с оттенком осуждения - "носится, как саврас без узды). (Н)
I м. разг.
Конь саврасой масти.
II прил.
Светло-гнедой с желтизной, с черным хвостом и черной гривой (о масти лошадей).
САВРА́СЫЙ, саврасная, саврасное; саврас, савраса, саврасо. Светлогнедой с желтизной, с черными гривой и хвостом (о масти лошадей).
САВРАСЫЙ, конская масть; светлогнедой с желтизною; см. масть. Савраска, кличка лошади этой шерсти.
| сиб., пермяц., каз. пьяная медовая брага: из восчины с хмелем; у чуваш, тептярей и пр. Умыкали савраску горы да овражки. Савраска да каурка - на два века. Конь саврас по колано увяз? (воротный столб).
САВРА́СЫЙ -ая, -ое. Светло-гнедой с чёрными хвостом и гривой (о масти лошади; о лошади этой масти). С-ая кобыла. С. конь.
◊ На савра́сой не объедешь. Не обманешь.
-ая, -ое.
Светло-гнедой с черными хвостом и гривой (о масти лошади).
У Ивана Ивановича кобылка саврасая с лысинкой на лбу. Гоголь, Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
Саврасый, ая, ое.
1. Масть лошади: светло-гнедая с черным хвостом и черной гривой.
► У Ивана Ивановича кобылка саврасая с лысинкой на лбу. // Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем //; Нажёг коня саврасого Кнутом -ик Волге двинулся. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //
2. САВРАСЫЙ, ого, м., в знач. сущ.
► Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же, как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых. // Лев Толстой. Война и мир //
савра́сый, савра́сая, савра́сое, савра́сые, савра́сого, савра́сой, савра́сых, савра́сому, савра́сым, савра́сую, савра́сою, савра́сыми, савра́сом, савра́с, савра́са, савра́со, савра́сы, савра́сее, посавра́сее, савра́сей, посавра́сей
савра́сый
совра́сый "светло-гнедой с желтизной", казанск., перм. сиб. (Даль), др.-русск. саврасъ - то же (с 1391 г.; см. Срезн. III, 239; Унбегаун 343 и сл.). Недостоверно произведение из тюрк. sарsаrу "целиком желтый" от sary "желтый" (Фасмер, RS 4, 152, ср. также Брюкнер, IF 23, 212), но ср. названия мастей вроде ка́рий, була́ный, кау́рый, а́лый. Еще менее удовлетворительна этимология Горяева - из франц. saur "светло-коричневый", которое объясняют из франк. *saur "сухой" (Гамильшег, ЕW 788), или сравнение с лит. sáulė "солнце", лат. sōl и т. д., откуда якобы *сав-ьр-асъ (Ильинский, Baudouinowi dе Соurtеnау 239 и сл.), или же реконструкция *su-voronъ (Иокль, AfslPh 29, 32 и сл.). Болг. сур "серый, красноватый", сербохорв. су̑р "бледный" не могут подтверждать толкование Ильинского (там же), потому что они заимств. из сев.-тюрк. soro "серый"; см. Мi. ЕW 329.
См. чубарый