м.
Самоцветный камень.
САМОЦВЕ́Т, самоцвета, муж. Самоцветный камень. Уральские самоцветы. Рельефная карта СССР из самоцветов.
САМОЦВЕ́Т, -а, м
Драгоценный или полудрагоценный камень с красивой окраской и блеском.
Но, конечно, если идти по горе в росистое утро, не насмотришься на сверкание бесчисленных самоцветов, которые дробят в себе так и сяк на составные радужные цвета белый свет и сиянье солнца (В. Сол.).
-а, м.
Самоцветный камень.
Русские самоцветы.
◊
В нем [каменном цоколе лампы] сверкают миллионы золотых блесток. Это - авантюрин, сибирский самоцвет, красивейший из минералов. Агапов, Взбирается разум.
самоцве́т, самоцве́ты, самоцве́та, самоцве́тов, самоцве́ту, самоцве́там, самоцве́том, самоцве́тами, самоцве́те, самоцве́тах
- Драгоценный или поделочный камень с красивой окраской и ярким блеском.
- Алмаз в старину на Руси.
- Курорт в Свердловской области.
прил.
1. Имеющий природную окраску, прозрачность и блеск (о драгоценных минералах).
2. Сделанный из самоцвета, с самоцветом.
САМОЦВЕ́ТНЫЙ, самоцветная, самоцветное. Обладающий прозрачностью, блеском или красивой окраской, а также твердостью и малой снашиваемостью (о минералах). Самоцветный камень. Самоцветный изумруд. «Видишь, камни самоцветные в перстеньке, как жар горят.» Некрасов.
САМОЦВЕ́ТНЫЙ, -ая, -ое. О драгоценных и полудрагоценных минералах, поделочных камнях: блестящий, с красивой окраской. С. камень.
САМОЦВЕ́ТНЫЙ -ая, -ое.
1. Имеющий природную окраску, прозрачность и блеск (о драгоценных камнях). С. яхонт. С. камень. * Видишь, камни самоцветные В перстеньке как жар горят. (Некрасов). // Сделанный из самоцвета; с самоцветом. С. перстень. С-ое ожерелье.
2. Трад.-нар. Цветной, блестящий, сверкающий как самоцвет. С-ые лучи, огни, искры. С-ая раковина.
-ая, -ое.
1. Имеющий природную окраску, прозрачность и блеск (о драгоценных и поделочных камнях).
Видишь, камни самоцветные В перстеньке как жар горят. Н. Некрасов, Коробейники.
||
Сделанный из самоцвета (самоцветов); с самоцветом (самоцветами).
[Люди] глядели на самоцветные перстни на его руке, что похлопывала коня, - огонь брызгал от перстней. А. Н. Толстой, Петр Первый.
2. устар.
Цветной, разноцветный.
[Дочь:] Я вынесла ему Пригоршню раковинок самоцветных. Пушкин, Русалка.
Звезд на небе было много. Но самоцветных бусинок на костюме девушки еще больше. Шишков, Угрюм-река.
самоцве́тный, самоцве́тная, самоцве́тное, самоцве́тные, самоцве́тного, самоцве́тной, самоцве́тных, самоцве́тному, самоцве́тным, самоцве́тную, самоцве́тною, самоцве́тными, самоцве́тном, самоцве́тен, самоцве́тна, самоцве́тно, самоцве́тны, самоцве́тнее, посамоцве́тнее, самоцве́тней, посамоцве́тней
прил., кол-во синонимов: 7
блестящий (63)
камнесамоцветный (1)
многоцветный (19)
переливающийся всеми цветами радуги (8)
разноцветный (25)
сверкающий (44)
цветной (17)
см. разноцветный
АМЕТИСТОВ ГРАНАТОВ САМОЦВЕТОВ СЕРЕБРОВ
Фамилии, образованные от названия украшений и драгоценных камней в русской антропонимии, в отличии от восточной, не очень многочисленны и носят в основном искусственный характер.
Среди семинарских фамилий есть целая группа образованных от названий драгоценных камней, металлов. (Э)
Самоцве́ты - термин, введённый А. Е. Ферсманом в 20-х гг. XX в. для обозначения драгоценных камней, в том числе и бесцветных. Часто применяется в более широком смысле по отношению как к драгоценным, так и к поделочным камням.
* * *
САМОЦВЕТЫ - САМОЦВЕ́ТЫ, термин, введенный А. Е. Ферсманом (см. ФЕРСМАН Александр Евгеньевич) в 20-х гг. 20 в. для обозначения драгоценных камней, в т. ч. и бесцветных. Часто применяется в более широком смысле по отношению как к драгоценным, так и к поделочным камням.
САМОЦВЕТЫ - термин, введенный А. Е. Ферсманом в 20-х гг. 20 в. для обозначения драгоценных камней, в т. ч. и бесцветных. Часто применяется в более широком смысле по отношению как к драгоценным, так и к поделочным камням.
САМОЦВЕ́ТЫ - драгоц., полудрагоц. и поделочные камни, добываемые и обрабатываемые в России.
В отличие от Зап. Европы, Ср. Азии и Ср. Востока, в России культура камня появилась позднее и развивалась медленнее. Первые минералог. сведения можно найти в "Изборнике" Святослава (1073), где были описаны нек-рые свойства камня: цвет, твердость, лечебные качества. Декорат. камни на Руси пользовались большой популярностью, но в осн. были привозными, за исключением жемчуга (декорат. материал органич. происхождения), к-рый в России был в изобилии. В сер. 17 в. началась добыча рус. драгоц. камня: в 1635 на Урале был обнаружен малахит, а неск. позднее по рекам Вост. Сибири - месторождения сердоликов, агатов, халцедонов и яшм. Но основное развитие добыча и обработка камней получили при Петре I. В 1700 был учрежден в Москве особый Приказ горн. дел, в 1718 замененный Берг-Коллегией. В Тобольске находилось начальство для управления уральскими и сибирскими горн. з-дами. Петр I положил начало и минералог. коллекциям, к-рые находились в Минеральном кабинете АН, в 1912 преобразованном в Минералогич. музей. При Петре I были открыты месторождения горн. хрусталя, раухтопаза, аметистов, бериллов.
В 1765 была организована, по сути дела, первая минералогич. эксп. В Ильменских горах был обнаружен амазонит, в р-не оз. Байкал - лазурит.
Совершенствовалось мастерство обработки камня, чему способствовали школы при з-дах, организ. сподвижниками Петра I Георгом Геннином и Василием Татищевым, где, помимо разных горн. специальностей, обучали и гранильному иск-ву. На Урале научились гранить бериллы, топазы, горн. хрусталь, полировать яшмы, малахит и др. В 1725 в Петергофе была открыта "Алмазная мельница" (позднее Петергофская гранильная ф-ка), специализирующаяся на обработке камней, а с кон. 18 в. - на изготовлении декорат. изделий из яшмы, агата и др., работах в технике флорентийской мозаики и т. н. русской мозаики; огранка же самоцветов сосредоточивается в руках частных ювелиров. В 1774 построены Екатеринбургская гранильная и Колыванская (Алтай) ф-ки. Лучшие декорат. строит. мат-лы использовались при стр-ве Петербурга, разнообр. уральские С. применялись во внутр. отделке дворцов (Зимний, Строгановский, Мраморный и др.) и соборов (Исаакиевский) Петербурга, во дворцах Павловска, Гатчины, Царского Села. На весь мир известен уральский малахит, из к-рого изготовлены вазы, столешницы, подсвечники, письм. приборы: в Зимнем дворце есть Малахитовый зал (впервые же малахит. гостиная была построена О. Монферраном для дома Демидовых). Всемирное признание имеет рус. яшма, идущая на изготовление столешниц, колонн, торшеров.
В 1817 в Петербурге было создано Минералог. об-во, способств. поискам новых минералов. В 1829-50-х гг. были открыты месторождения изумрудов, топазов, хризолитов, алмазов и др. драгоц. камней. Рус. мастера добились больших успехов в их обработке и создании ювелирных изделий. На 1-й Всемирной выставке в Лондоне зрителей поразила рус. экспозиция, где были представлены диадема с 3-мя тыс. драгоц. камней, коллекция урал. С. (Демидова), большие малахит. двери.
Во 2-й пол. 19 в. прославилась фирма К. Фаберже, к-рая делала разл. украшения из драгоц. и полудрагоц. камней, работала и по заказам царской семьи.
Декорат. камни широко использовались в стр-ве, ими облицованы станции моск. и ленингр. метрополитенов. В 1936 для Парижской выст. на Свердловской (Екатеринбургской) гранильной ф-ке изготовлена карта СССР пл. 18 кв. м, где терр. страны, геогр. и пром. объекты обозначены драгоц. и полудрагоц. камнями.
В 1954-55 в Вост. Сибири, в Якутской АССР открыты круп. месторождения алмазов. В Забайкалье обнаружен новый декорат. камень - чароит.
Мн. облицовочные мат-лы дают Хибины, Вост. Саяны (нефрит), Украина, Карелия, Вост. и Зап. Сибирь (мраморы, агат, халцедон, аквамарин, горный хрусталь). Но уральские камни самые лучшие по цвету и др. качествам. Ценятся урал. изумруды, топазы, аметисты, горн. хрусталь, александрит, турмалин, зеленый гранат (демантоид). Богаты урал. месторождения яшмы. Урал. мастерам посвящены сказы П. Бажова.
САМОЦВЕТЫ (ансамбль) - «САМОЦВЕ́ТЫ», российский вокально-инструментальный ансамбль (Москва). Основан в 1971. Добившись первоначального успеха с серией мелодичных номеров в бит (см. БИТ-МУЗЫКА)-традициях, с течением времени «Самоцветы» переключились на банальную и безликую псевдо-патриотическую лирику, стали почти хрестоматийным примером музыкального конформизма, неоднократно меняли состав и распались в середине 1980-х гг., превратившись в явный анахронизм.
«Самоцветы» организовал в 1971 выпускник Московской Консерватории певец и композитор Юрий Маликов. В состав ансамбля вошли выпускник рижского музыкального училища и отделения эстрадной режиссуры ГИТИС Юрий Петерсон (гитара, вокал), выпускник Гнесинского училища Валентин Дьяконов (гитара), Алексей Шачнев (бас), выпускник Воронежского музыкального училища Сергей Березин (клавишные), Геннадий Жарков (труба), Ирина Шачнева (вокал) и Николай Михайлов (барабаны, вокал). ВИА выступал с концертами в Москве, в октябре 1972 выступил на музыкальном фестивале в Дрездене (в то время ГДР), записывал пластинки и выступал на радио и телевидении. Осенью 1975 фактически весь состав ансамбля ушел от своего художественного руководителя и в том же году был реорганизован под названием «Пламя».
Маликов набрал новых музыкантов. С тех пор через ряды «Самоцветов» прошло множество известных музыкантов: Александр Барыкин, Евгений Казанцев, Валерий Хабазин, популярный композитор-песенник Вячеслав Добрынин, певец и пародист Владимир Винокур и т. д. К 1977 состав «Самоцветов» на время стабилизировался: Маликов, Валерий Хабазин (гитара), Сергей Беликов (бас, вокал), Виталий Кретов (клавишные), Владимир Пресняков (саксофон), Владимир Беседин (труба), Владимир Полонский (барабаны), вокалисты Е. Кобзева, А. Брандов и Е. Курбаков. Годом позже эмигрировавшего в США Хабазина на короткое время сменил Владимир Кузьмин. К началу 1980-х гг. популярность группы заметно пошла на убыль. Более сильные музыканты уходили, чтобы реализовать себя в новых группах, появлявшихся на профессиональной сцене после рок-фестиваля в Тбилиси (1980).
Недолгий подъем «Самоцветов» в начале 1980-х гг. в связи с возвращением в их ряды Сергея Беликова вылился в несколько пластинок, на которых изрядно постаревшие музыканты пытались найти себя в новом качестве, однако после 1986 они окончательно пропали из виду. В 1996 несколько участников группы конца 1970-х гг. объединились, чтобы дать серию ностальгических концертов в Москве. Хотя ныне о «Самоцветах» вспоминают довольно редко, сыновья двух его музыкальных лидеров, Юрия Маликова и Владимира Преснякова - Дима Маликов и Владимир Пресняков-младший - сегодня играют значительную роль на отечественной поп-сцене.
В 2005 ВИА «Самоцветы» отпраздновал 35-летний юбилей, а художественному руководителю ансамбля Юрию Маликову в 2007 было присвоено звание народного артиста РФ.
В настоящее время под именем «Самоцветы» выступают два состава солистов ансамбля разных лет: в одном - Е. Преснякова, О. Слепцов, А. Нефедов, Г. Власенко и в другом - И. Шачнева, Е. Курбаков, В. Дьяконов, В. Белянин.
Андрей Бурлака