прил.
Основанный на соблюдении определенного количества слогов в стихотворной строке.
СИЛЛАБИ́ЧЕСКИЙ, силлабическая, силлабическое (от греч. sellabe - слог).
1. О стихе: основанный на количестве слогов, независимо от расположения ударения (лит.). Силлабическое стихосложение. Кантемир, русский поэт начала 18 в., писал силлабическими стихами.
2. О письме: такой, в котором отдельные знаки изображают не звуки, а слоги; слоговой (филол.). Силлабическое письмо.
СИЛЛАБИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое (спец.). О стихе 1 : основанный на определённом количестве слогов независимо от расположения ударений в словах. Силлабическое стихосложение.
СИЛЛАБИЧЕСКИЙ - размер, стихосложенье, слоговое, без счета долгих и коротких (французское, италиянское, польское, чешское).
Силлабический
-ая, -ое, лит.
В стихосложении: основанный на определенном количестве слогов в строке независимо от расположения в ней ударений.
Силлабический стих.
Этимология:
От французского syllabique (← греч. syllabikos ← syllabē ‘слог’).
Энциклопедический комментарий:
Силлабическое стихосложение основано на соизмеримости строк по числу слогов. Ритмичность в нем создается построением стихов с одинаковым количеством слогов, при этом расположение ударных и безударных слогов остается неупорядоченным. Стихи различаются 4-сложные, 5-сложные и т. д. В стихах свыше 8-сложных обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие полустишия. В русскую поэзию силлабическое стихосложение перешло из польского в середине XVII в. и держалось до силлаботонической реформы В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова (1735-43 гг.).
СИЛЛАБИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. [от греч. syllabē - слог] Лит. Основанный на соблюдении определённого количества слогов в строке вне зависимости от расположения в ней ударений (о стихосложении).
-ая, -ое. лит.
Основанный на соблюдении определенного количества слогов в строке вне зависимости от расположения в ней ударений (о стихосложении).
Силлабические стихи.
[От греч. συλλαβή - слог]
силлаби́ческий, силлаби́ческая, силлаби́ческое, силлаби́ческие, силлаби́ческого, силлаби́ческой, силлаби́ческих, силлаби́ческому, силлаби́ческим, силлаби́ческую, силлаби́ческою, силлаби́ческими, силлаби́ческом, силлаби́ческ, силлаби́ческа, силлаби́ческо, силлаби́чески
См. sillàbico.
Силлаби́ческое письмо́ - слоговое письмо, вид фонетического письма, в котором одним знаком изображается последовательность согласных и гласных (часто соответствующая фонетическому слогу). Используется в письменностях Индии, Тибета, Эфиопии. Ср. Японское письмо.
* * *
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ ПИСЬМО́, слоговое письмо, вид фонетического письма, в котором одним знаком изображается последовательность согласных и гласных (часто соответствующая фонетическому слогу). Используется в письменностях Индии, Тибета, Эфиопии. Ср. Японское письмо (см. ЯПОНСКОЕ ПИСЬМО).
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ письмо - слоговое письмо, вид фонетического письма, в котором одним знаком изображается последовательность согласных и гласных (часто соответствующая фонетическому слогу). Используется в письменностях Индии, Тибета, Эфиопии. Ср. Японское письмо.
Силлаби́ческое письмо́
(от греч. συλλαβή - слог) - письмо, знаки которого передают отдельные
последовательности звуков языка, чаще всего слоги. Попытки слогового написания собственных имён и грамматических формантов восходят к
словесно-слоговым системам письма. В ходе развития этих систем слоговые
знаки начинают употребляться для записи слов как
фонетическое дополнение к знаку-логограмме. Только слоговые знаки (за исключением
нескольких детерминативов и логограмм)
применялись в некоторых клинописных
письменностях Двуречья (эламская, хурритская, урартская, древнеперсидская клинопись). Из критской иероглифики к С. п. (с той же оговоркой)
относятся линейное письмо А и Б, кипро-минойское и кипрское слоговое письмо, возможно, письменность
диска из Феста. По мнению И. Дж. Гелба, слоговые знаки,
употреблявшиеся в древнеегипетской
иероглифике, послужили источником западносемитских силлабариев, знаки которых
передавали сочетание «согласный + любой гласный» (протосинайское,
протопалестинское, финикийское письмо).
Более позднее происхождение имеют эфиопский
силлабарий и слоговые системы письма Индостана (см. Индийское письмо), Центральной и Юго-Восточной
Азии, которые можно рассматривать как «полуалфавитные» (основной знак
передаёт либо гласный, либо сочетание согласного со звуком «a»). Многие
оригинальные системы письма 19-20 вв. первоначально или в ходе
развития были силлабическими (письмо индейцев чероки, письмена ваи, баса, тома, менде, бамум в Западной Африке, система Полларда для
языков юго-западного Китая, письмена эскимосов
Аляски, письмо волеаи Каролинских островов). В иероглифическом японском письме наряду с логограммами
употребляются (главным образом для передачи собственных имён и
грамматических формантов) слоговые знаки - «каны».
Гельб И., Западносемитский силлабарий, пер. с англ., в кн.:
Тайны древних письмён, М., 1976 (лит.);
см. также литературу при статьях Письмо, Пиктография, Критское
письмо.
А. М. Кондратов.
То же, что слоговое письмо.
Силлабическое письмо (слоговое) Здесь будет рассматриваться чисто-слоговое письмо, в котором одна графема обозначает открытый слог типа Г, СГ, СГСГ. Такое письмо сравнительно редкое явление, поскольку обусловлено специфическими особенностями языка. Поэтому чисто слоговое письмо сейчас употребляется в Японии (кана) и Северной Америке у индейцев чероки, кри и эскимосов Баффиновой земли, а также в КНР (мосо, йи, или исское письмо). Из древних чисто слоговых письмен можно назвать кипрский классический силлабарии и персидскую клинопись.
В языках с более сложной структурой слова употребляются смешанные системы письма (См. Буквенно-слоговое, Словесно-слоговое) либо буквенные алфавиты. В Лаосе народ хмонг кпотребляет специфическую письменность, в которой сначала пишется финаль слога, а потом начальный согласный (инициаль).
Силлаби́ческое стихосложе́ние - система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербско-хорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в XVII - начале XVIII вв.; основные размеры: 13-, 11-, 8-сложный стих.
* * *
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в 17 - нач. 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в 17 - нач. 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.
СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ - (от греч. συλλαβή - слог) - стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу слогов. Их фонетич. признаки (ударность-безударность, долготакраткость и т. д.) не учитываются, и слоги в этой системе стихосложения выступают как метрически равноправные. Размер определяется кол-вом слогов в стихотв. строке: 4-сложник, 5-сложник и т. д. В длинных, многосложных размерах (свыше 8 слогов), соизмеримость стихов в к-рых затруднена, обычно используется цезура - постоянный словораздел, делящий стих на два полустишия симметричной (5+5) или асимметричной (4+6) структуры. В сверхдлинных стихах могут использоваться и две цезуры. Ритм силлабич. стиха т. о. определяют словоразделы (цезуры и стихоразделы). Нередко в силлабике наряду с константным для нее признаком (определенным кол-вом слогов) для облегчения восприятия - подкрепления ритмич. ожидания конца стиха или полустишия - используются эл-ты тоники или квантитативной метрики. Напр., определен. слоги (обычно на границе стихов и полустиший) становятся обязательно ударными или долгими. Этот дополнит. признак в ряде нац. лит-р использовался столь последовательно, что определил как разновидности форм внутри С. С. в целом ("С. С. с ударной константой"), так и специфику ритма популярных силлабич. размеров в разных нац. стихотв. традициях (ср., напр., итал. 11-сложник без цезуры, но с обязательно ударными 10-м, 4-м и/или 6-м слогами и - соотв. - безударными смежными с ними слогами и польск. цезурованный 11-сложник (5+6) с ударными константами на 10-м и 4-м слогах, нередко в 16 в. упраздняемые использованием на месте цезуры и стихораздела односложных слов). С. С. получило наиб. распространение в яз. с нефонологичным ударением: франц., итал., польск. и др. (ударение в них фиксировано и не несет смыслоразличит. функции), хотя значение силлабики в истории становления и развития стиха более существенно и не ограничивается степенью его распространения в поэзии нового и новейшего времени. Поскольку деление слов на слоги - общий признак для всех яз., а фонетич. признаки слогов претерпевали значит. изменения в историч. развитии европ. яз., изосиллабизм как наиб. элементарный способ орг-ции стихотв. речи играл важную роль в стихе всех народов. Гипотетич. индоевроп. стих был силлабич. (М. Л. Гаспаров). Он сохранился в общеслав. силлабике (на рус. и укр. почве перейдя затем в народное тонич. стихосложение, в сербохорват. 10-сложнике, чеш. и болг. 8-сложнике просуществовав до нашего времени). В романских яз. силлабич. стих развился из античной квантитативной метрики вследствие утраты в лат. яз. различий между долг. и крат. слогами. Наиб. попул. силлабич. размерами были: франц. 10-сложник (4+6) и 12-сложник (6+6) (т. н. александрийский стих), польск. 11-сложник (5+6) и 13-сложник (7+6), итал. 11-сложник. В России, где нар. стих был тоническим, С. С. формируется в сер. 17 в. под влиянием польской традиции, определившей во многом характер рус. силлабики 2-й пол. 17 в. - 1-й трети 18 в. Господствующими размерами в рус. С. С. стали 11- и 13-сложник с жен. рифмами. Подвижность ударения в рус. яз. препятствовала образованию предцезурной ударной константы, и окончание предцезурного полустишия было свободным; фактор созвучия в рифме преобладал над равноударностью каталектик, порождая иногда разноударные рифмы (себе - небе; научится - родится). Освоение силлабики рус. поэзией принято связывать с творч. Симеона Полоцкого, а утверждение С. С. - с его приездом в Москву в 1664. Большинство поэтов-силлабиков ориентировалось в своей поэтич. практике на его "Псалтирь рифмованную" (Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Мордарий Хоников и др.). С. С. господствует в рус. стихе вплоть до 40-х гг. 18 в., достигнув наивысш. расцвета в поэзии А. Кантемира, разработавшего систему ударных констант окончаний стихов и полустиший, расширяющую спектр ритмич. вариаций традиц. силлабики за счет тех возможностей, к-рые предоставляло подвижное силовое ударение рус. яз. После силлабо-тонич. реформы В. Тредиаковского - М. Ломоносова С. С. быстро выходит из употребления. Более поздние единичные образцы силлабич. стиха в рус. поэзии были связаны гл. обр. с практикой пер. и остались на стадии эксперимента (С. Шервинский, О. Черемшанова, Н. Гумилев).
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских), славянских (сербскохорватских, польских, чешских) и др. В русской поэзии употреблялось в 17 - начале 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.