Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

силлабическое письмо

Энциклопедический словарь

Силлаби́ческое письмо́ - слоговое письмо, вид фонетического письма, в котором одним знаком изображается последовательность согласных и гласных (часто соответствующая фонетическому слогу). Используется в письменностях Индии, Тибета, Эфиопии. Ср. Японское письмо.

* * *

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ ПИСЬМО́, слоговое письмо, вид фонетического письма, в котором одним знаком изображается последовательность согласных и гласных (часто соответствующая фонетическому слогу). Используется в письменностях Индии, Тибета, Эфиопии. Ср. Японское письмо (см. ЯПОНСКОЕ ПИСЬМО).

Большой энциклопедический словарь

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ письмо - слоговое письмо, вид фонетического письма, в котором одним знаком изображается последовательность согласных и гласных (часто соответствующая фонетическому слогу). Используется в письменностях Индии, Тибета, Эфиопии. Ср. Японское письмо.

Лингвистика

Силлаби́ческое письмо́

(от греч. συλλαβή - слог) - письмо, знаки которого передают отдельные

последовательности звуков языка, чаще всего слоги. Попытки слогового написания собственных имён и грамматических формантов восходят к

словесно-слоговым системам письма. В ходе развития этих систем слоговые

знаки начинают употребляться для записи слов как

фонетическое дополнение к знаку-логограмме. Только слоговые знаки (за исключением

нескольких детерминативов и логограмм)

применялись в некоторых клинописных

письменностях Двуречья (эламская, хурритская, урартская, древнеперсидская клинопись). Из критской иероглифики к С. п. (с той же оговоркой)

относятся линейное письмо А и Б, кипро-минойское и кипрское слоговое письмо, возможно, письменность

диска из Феста. По мнению И. Дж. Гелба, слоговые знаки,

употреблявшиеся в древнеегипетской

иероглифике, послужили источником западносемитских силлабариев, знаки которых

передавали сочетание «согласный + любой гласный» (протосинайское,

протопалестинское, финикийское письмо).

Более позднее происхождение имеют эфиопский

силлабарий и слоговые системы письма Индостана (см. Индийское письмо), Центральной и Юго-Восточной

Азии, которые можно рассматривать как «полуалфавитные» (основной знак

передаёт либо гласный, либо сочетание согласного со звуком «a»). Многие

оригинальные системы письма 19-20 вв. первоначально или в ходе

развития были силлабическими (письмо индейцев чероки, письмена ваи, баса, тома, менде, бамум в Западной Африке, система Полларда для

языков юго-западного Китая, письмена эскимосов

Аляски, письмо волеаи Каролинских островов). В иероглифическом японском письме наряду с логограммами

употребляются (главным образом для передачи собственных имён и

грамматических формантов) слоговые знаки - «каны».

Гельб И., Западносемитский силлабарий, пер. с англ., в кн.:

Тайны древних письмён, М., 1976 (лит.);

см. также литературу при статьях Письмо, Пиктография, Критское

письмо.

А. М. Кондратов.

Лингвистические термины

Грамматологический словарь

Силлабическое письмо (слоговое) Здесь будет рассматриваться чисто-слоговое письмо, в котором одна графема обозначает открытый слог типа Г, СГ, СГСГ. Такое письмо сравнительно редкое явление, поскольку обусловлено специфическими особенностями языка. Поэтому чисто слоговое письмо сейчас употребляется в Японии (кана) и Северной Америке у индейцев чероки, кри и эскимосов Баффиновой земли, а также в КНР (мосо, йи, или исское письмо). Из древних чисто слоговых письмен можно назвать кипрский классический силлабарии и персидскую клинопись.

В языках с более сложной структурой слова употребляются смешанные системы письма (См. Буквенно-слоговое, Словесно-слоговое) либо буквенные алфавиты. В Лаосе народ хмонг кпотребляет специфическую письменность, в которой сначала пишется финаль слога, а потом начальный согласный (инициаль).

Полезные сервисы

силлабическое письмо (слоговое письмо)

Лингвистические термины

силлабическое письмо (слоговое письмо) (др.-гpеч. Συλλβή ñлог).

Письмо, основанное на слоговом принципе.

Например:

1) индийское письмо деванагари;

2) арабское письмо;

3) японское письмо;

4) эфиопское письмо;

5) корейское письмо кунмун и др.

Полезные сервисы

силлабическое стихосложение

Энциклопедический словарь

Силлаби́ческое стихосложе́ние - система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербско-хорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в XVII - начале XVIII вв.; основные размеры: 13-, 11-, 8-сложный стих.

* * *

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в 17 - нач. 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.

Большой энциклопедический словарь

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употребительно в 17 - нач. 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.

Гуманитарный словарь

СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ - (от греч. συλλαβή - слог) - стихосложение, осн. на соизмеримости строк по числу слогов. Их фонетич. признаки (ударность-безударность, долготакраткость и т. д.) не учитываются, и слоги в этой системе стихосложения выступают как метрически равноправные. Размер определяется кол-вом слогов в стихотв. строке: 4-сложник, 5-сложник и т. д. В длинных, многосложных размерах (свыше 8 слогов), соизмеримость стихов в к-рых затруднена, обычно используется цезура - постоянный словораздел, делящий стих на два полустишия симметричной (5+5) или асимметричной (4+6) структуры. В сверхдлинных стихах могут использоваться и две цезуры. Ритм силлабич. стиха т. о. определяют словоразделы (цезуры и стихоразделы). Нередко в силлабике наряду с константным для нее признаком (определенным кол-вом слогов) для облегчения восприятия - подкрепления ритмич. ожидания конца стиха или полустишия - используются эл-ты тоники или квантитативной метрики. Напр., определен. слоги (обычно на границе стихов и полустиший) становятся обязательно ударными или долгими. Этот дополнит. признак в ряде нац. лит-р использовался столь последовательно, что определил как разновидности форм внутри С. С. в целом ("С. С. с ударной константой"), так и специфику ритма популярных силлабич. размеров в разных нац. стихотв. традициях (ср., напр., итал. 11-сложник без цезуры, но с обязательно ударными 10-м, 4-м и/или 6-м слогами и - соотв. - безударными смежными с ними слогами и польск. цезурованный 11-сложник (5+6) с ударными константами на 10-м и 4-м слогах, нередко в 16 в. упраздняемые использованием на месте цезуры и стихораздела односложных слов). С. С. получило наиб. распространение в яз. с нефонологичным ударением: франц., итал., польск. и др. (ударение в них фиксировано и не несет смыслоразличит. функции), хотя значение силлабики в истории становления и развития стиха более существенно и не ограничивается степенью его распространения в поэзии нового и новейшего времени. Поскольку деление слов на слоги - общий признак для всех яз., а фонетич. признаки слогов претерпевали значит. изменения в историч. развитии европ. яз., изосиллабизм как наиб. элементарный способ орг-ции стихотв. речи играл важную роль в стихе всех народов. Гипотетич. индоевроп. стих был силлабич. (М. Л. Гаспаров). Он сохранился в общеслав. силлабике (на рус. и укр. почве перейдя затем в народное тонич. стихосложение, в сербохорват. 10-сложнике, чеш. и болг. 8-сложнике просуществовав до нашего времени). В романских яз. силлабич. стих развился из античной квантитативной метрики вследствие утраты в лат. яз. различий между долг. и крат. слогами. Наиб. попул. силлабич. размерами были: франц. 10-сложник (4+6) и 12-сложник (6+6) (т. н. александрийский стих), польск. 11-сложник (5+6) и 13-сложник (7+6), итал. 11-сложник. В России, где нар. стих был тоническим, С. С. формируется в сер. 17 в. под влиянием польской традиции, определившей во многом характер рус. силлабики 2-й пол. 17 в. - 1-й трети 18 в. Господствующими размерами в рус. С. С. стали 11- и 13-сложник с жен. рифмами. Подвижность ударения в рус. яз. препятствовала образованию предцезурной ударной константы, и окончание предцезурного полустишия было свободным; фактор созвучия в рифме преобладал над равноударностью каталектик, порождая иногда разноударные рифмы (себе - небе; научится - родится). Освоение силлабики рус. поэзией принято связывать с творч. Симеона Полоцкого, а утверждение С. С. - с его приездом в Москву в 1664. Большинство поэтов-силлабиков ориентировалось в своей поэтич. практике на его "Псалтирь рифмованную" (Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Мордарий Хоников и др.). С. С. господствует в рус. стихе вплоть до 40-х гг. 18 в., достигнув наивысш. расцвета в поэзии А. Кантемира, разработавшего систему ударных констант окончаний стихов и полустиший, расширяющую спектр ритмич. вариаций традиц. силлабики за счет тех возможностей, к-рые предоставляло подвижное силовое ударение рус. яз. После силлабо-тонич. реформы В. Тредиаковского - М. Ломоносова С. С. быстро выходит из употребления. Более поздние единичные образцы силлабич. стиха в рус. поэзии были связаны гл. обр. с практикой пер. и остались на стадии эксперимента (С. Шервинский, О. Черемшанова, Н. Гумилев).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских), славянских (сербскохорватских, польских, чешских) и др. В русской поэзии употреблялось в 17 - начале 18 вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.

Словарь иностранных слов

Построение стиха, основанное на количестве слогов и на их ударении.

Полезные сервисы