сущ., кол-во синонимов: 1
сознаватель (1)
нлп Втоpая стадия цикла обyчения, когда сознательное внимание сосpедоточено на цели, а pезyльтаты изменяются. Hа этой стадии скоpость обyчения выше всего. (Смотри также:Бессознательная некомпетентность).
нареч. качеств.
1. Отдавая себе отчет в том, как следует действовать.
2. перен.
Совершая что-либо обдуманно, намеренно.
нареч. к сознательный (во 2 и 4 знач.).
Современный педагог старается, чтобы ребенок воспринимал добрые начала не из страха, не из желания отличиться или получить награду, а сознательно. Чехов, Дома.
- Вы слишком сознательно меня мучили, чтоб я вам в эту минуту мог простить. Достоевский, Братья Карамазовы.
нареч, кол-во синонимов: 18
злонамеренно (20)
злостно (16)
назло (17)
намеренно (29)
нарочно (34)
обдуманно (14)
осмысленно (4)
осознанно (4)
преднамеренно (20)
предумышленно (16)
прогрессивно (3)
разумно (41)
с заранее обдуманным намерением (11)
с намерением (9)
с открытыми глазами (11)
с умыслом (20)
специально (25)
умышленно (29)
предумышленно, специально, преднамеренно, осознанно, с открытыми глазами, с заранее обдуманным намерением, назло, осмысленно, злостно, умышленно, с намерением, с умыслом, злонамеренно, прогрессивно, нарочно, обдуманно, разумно, намеренно
неизм.
1.
намеренно
с намерением
преднамеренно
умышленно
с умыслом
предумышленно
нарочно
специально
2.
осмысленно
осознанно
Syn: см. специально
СОЗНА́ТЕЛЬНО-ПРАКТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ (СПМО).
Один из ведущих методов обучения иностранным языкам в условиях вузовского обучения (название было предложено в 60-е гг. известным советским психологом и методистом Б. В. Беляевым (Беляев, 1965), который дал психологическое обоснование метода. По утверждению Б. В. Беляева, этот метод является сознательным, так как в процессе занятий предполагается осознание учащимися значения языковых форм, необходимых для общения, но в то же время метод является практическим, ибо решающим фактором обучения признается иноязычно-речевая практика. Лингвистическая концепция метода базируется на идеях Л. В. Щербы (1974). В С.-п. м. о. выделяются четыре цели обучения (практическая, общеобразовательная, воспитательная, развивающая), три объекта обучения (язык, речь, речевая деятельность), утверждается направленность занятий на овладение средствами и деятельностью общения, приоритет принципов сознательности и практической направленности обучения, важность учета родного языка учащихся в процессе овладения иностранным языком, что дает основание некоторым специалистам определять метод как сознательно-сопоставительный.
Большое значение для разработки лингвистической концепции метода имели суждения Л. В. Щербы об активной и пассивной грамматике, о важности сопоставительного изучения языков для более глубокого проникновения не только в изучаемый, но и в родной язык, об общеобразовательном значении иностранного языка, о целесообразности выделения словарных (знаменательных) и строевых элементов языка и о значимости строевых слов при практическом владении языком. В свете лингвометодических взглядов Л. В. Щербы, получивших дальнейшее развитие и конкретизацию в связи с достижениями современной лингвистики (Рожкова, 1983; Гак, 1988; Аракин, 1958; Смирницкий, 1970), лингвистические основы занятий по С.-п. м. о. формулируются следующим образом:
1) учитываются особенности родного языка учащихся, что способствует, с одной стороны, преодолению отрицательного воздействия (интерференции) родного языка при изучении иностранного и использованию положительного переноса из родного языка на изучаемый - с другой;
2) обучение проводится на синтаксической основе с выделением предложения как минимальной речевой единицы (единицы общения);
3) используется практический подход к овладению грамматическими средствами языка;
4) средства общения изучаются в объеме, отвечающем целям и задачам обучения, и в этой связи проводится минимизация таких средств;
5) обеспечивается концентризм в подаче и расположении лексико-грамматического материала;
6) принцип функциональности рассматривается в качестве ведущего при организации и подаче учебного материала;
7) основу занятий по грамматике составляют модели предложений, группируемые в соответствии со структурно-семантическим подходом. Психологическое обоснование концепции С.-п. м. о. было предложено с позиций теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), трактующей деятельность как систему, для которой характерно наличие мотивированности, целеустремленности и иерархичности строения. С позиции теории деятельности углубленную разработку получил основной объект обучения на занятиях по языку - речевая деятельность (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев), а также путь обучения, считающийся оптимальным для занятий по С.-п. м. о. - «путь сверху» (путь сознательного усвоения речевых операций с последующей их автоматизацией). 3начительное влияние на психологическое обоснование метода оказала также теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин). На основе названной теории предпринимались попытки определить систему ориентиров, усвоение которых обеспечивает практическое овладение языком. Основными методическими положениями С.-п. м. о. считаются следующие:
1) овладение видами речевой деятельности осуществляется взаимосвязанно;
2) обучение организуется в последовательности от приобретения знаний к речевым навыкам и умениям;
3) осознание языковых фактов происходит по мере усвоения способов их применения в речевом общении;
4) учебный материал разграничивается на активный и пассивный и усваивается дифференцированно в результате выполнения специальных упражнений (языковых, речевых);
5) учитывается родной язык учащихся. Концепция метода реализована в большом числе учебников и учебных пособий. С.-п. м. о. сохраняет позиции ведущего метода при пролонгированном обучении языку и установке на практическое овладение языком через осознание его структуры. Его следует считать оптимальным методом обучения на занятиях со студентами-филологами, для которых язык является не только средством общения, но и средством профессиональной деятельности. В связи с развитием интенсивных методов обучения и формированием концепции коммуникативного иноязычного образования (Е. И. Пассов) в последние годы все больше внимания уделяется различным вариантам сознательно-практического метода, ориентирующего на овладение языком как средством общения в сжатые сроки и в рамках конкретного профиля обучения (разговорный язык, язык делового общения и др.). (Гальскова, Гез, 2004; Гез, Фролова, 2008; Капитонова и др., 2008; Колкер и др., 2001; Основные направления..., 1972; Соловова, 2002;).
СОЗНА́ТЕЛЬНО-СОПОСТАВИ́ТЕЛЬНЫЙ МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ.
Метод обучения языку, предусматривающий осознание учащимися значения языковых явлений и способов их применения в речевой деятельности, а также опору на родной язык для более глубокого проникновения в родной и изучаемый языки. Опирается на общие с сознательно-практическим методом обучения лингвистическую и психологическую концепции. Считается ведущим методом обучения иностранным языкам в высшей школе, готовящей преподавателей языка. В преподавании русского языка как иностранного концепция метода наиболее последовательно реализуется в учебниках и пособиях, ориентированных на родной язык учащихся. Концепция С.-с. м. о. в преподавании иностранных языков получила обоснование в работе (Миролюбов, 1998), а применительно к преподаванию РКИ в ряде публикаций (Вагнер, 2001; Капитонова и др., 2008).
СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ, сознательности, мн. Нет, жен.
1. отвлеч. сущ. к сознательный в 3 знач. Сознательность поступка.
2. Способность, уменье отдавать себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать. «Нет и быть не может таких трудностей и таких препятствий, которые не преодолела бы, так или иначе, сознательность, активность и заинтересованность рабочих масс.» Ленин. «Наши съезды всегда освещали далеко вперед назревшие задачи партии и всегда были крупным этапом в подъеме коммунистической сознательности масс, в коммунистическом воспитании трудящихся.» Молотов.
СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ, -и, жен.
1. см. сознательный.
2. Умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведение. Проявить с.
СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ, -и, ж
Совокупность свойств, качеств, помогающих человеку правильно разбираться в окружающей действительности, определяя свое поведение.
Мы ждали от вас той высокой сознательности и беззаветности революции, которую вы сейчас здесь проявили! (Плат.).
СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ -и; ж.
1. к Созна́тельный. С. решений. С. действий.
2. Умение, способность правильно понимать, разбираться в окружающей действительности; чувство долга, ответственности, причастности к окружающей действительности. Высокая с. Политическая с. С. населения, молодёжи, рабочих. Проявить с. Обладать, отличаться сознательностью. Взывать к сознательности кого-л.
-и, ж.
1. Свойство по знач. прил. сознательный.
Сознательность решений. Сознательность действий.
2. Умение, способность правильно понимать и оценивать окружающее.
- Великий труд вынесли наши женщины в войну. И работали с великой сознательностью, понимали, как нужен их труд советской власти. Шолохов, Слово о Родине.
Сознательность, и, ж. одобр.
Умение, способность правильно понимать и оценивать окружающее.
* Политическая сознательность. одобр.
• Рост политической сознательности и активности рабочих. КПСС в рез., т. 3, 268. Формы вовлечения народностей Крайнего Севера в социалистическое строительство менялись в зависимости от роста политической сознательности самого населения. Степанов, 52.
* Коммунистическая сознательность. одобр.
• Чем выше культурный уровень народа, тем выше его коммунистическая сознательность. Агитатор, 1959, № 20, 14. Воспитание коммунистической сознательности у тружеников социалистического общества. ХО, 287. Идеологическая работа партии должна быть направлена на выработку коммунистической сознательности у трудящихся. ИКПСС, 610.
созна́тельность, созна́тельности, созна́тельностей, созна́тельностям, созна́тельностью, созна́тельностями, созна́тельностях
сущ., кол-во синонимов: 13
намеренность (9)
обдуманность (11)
осмысленность (4)
осознанность (4)
преднамеренность (12)
прогрессивность (2)
разумность (27)
свидомость (3)
сознание (22)
умышленность (9)
чувство долга (2)
см. разумность 1
СОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕ́НИИ.
Дидактический принцип (см. принцип сознательности), выдвинутый в XVII- XVIII вв. педагогами Я. А. Коменским, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и получивший развитие в современной педагогике; проявляется в понимании изучаемого материала, способности пользоваться приобретаемыми знаниями, навыками, умениями в решении практических задач и объяснении новых фактов, в осознании самих процессов умственной и практической деятельности, последовательности применяемых при этом приемов и операций.
Дидактические средства, обеспечивающие сознательное овладение знаниями, навыками, умениями, органически включаются в общий процесс развития познавательных сил учащихся (памяти, воображения, речи, мышления), формирования таких черт личности, как инициативность, настойчивость и др. К компонентам сознательности относят овладение приемами самостоятельной умственной деятельности, дающими учащимся возможность приобретать новые знания путем самообразования, участвовать в исследовательских работах. Высшим проявлением С. в о. является успешное применение полученных знаний, навыков, умений на практике, способность глубоко и всесторонне анализировать явления действительности, опираясь на приобретенный опыт.
СОЗНА́ТЕЛЬНЫЕ МЕ́ТОДЫ ОБУЧЕ́НИЯ.
Группа методов обучения языку, в основе которых лежит осознание учащимися языковых фактов и способов их применения в речевой деятельности. Ведущим дидактическим принципом С. м. о. является принцип сознательности. Наибольшее распространение получили следующие С. м. о.: сознательно-сопоставительный (обучение организуется на основе сопоставления изучаемого языка с родным языком), сознательно-практический (ведущим фактором обучения признается иноязычно-речевая практика, а путь к овладению языком лежит через приобретение знаний и формирование на их основе речевых навыков и умений), грамматико-переводный методы обучения.
I м.
Тот, кто отдает себе отчет в окружающей действительности и в том, как следует действовать, кто убежден в правильности своих взглядов, действий.
II прил.
1. соотн. с сущ. сознание, связанный с ним
2. Обладающий сознанием [сознание 2.].
3. Отдающий себе отчет в окружающей действительности и в том, как следует действовать; обладающий сознательностью.
4. Совершаемый в состоянии сознания [сознание 2.]; обдуманный, намеренный.
СОЗНА́ТЕЛЬНЫЙ - прил., употр. сравн. часто
Морфология: созна́телен, созна́тельна, созна́тельно, созна́тельны; созна́тельнее; нар. созна́тельно
1. Сознательным называют то, что происходит, имеет место при участии сознания.
Сознательный возраст. | Всю свою сознательную жизнь он прожил в этом городе.
2. Сознательным называют человека, поведение которого основывается на понимании и строгом выполнении правил, требований.
Сознательный член общества. | Сознательное отношение к труду, к своим обязанностям. | Сознательная дисциплина.
3. Сознательными называют чьи-либо действия, если они совершаются кем-либо с очевидной понятной целью и человек, который их совершает, знает, что он хочет.
Сознательный поступок, выбор. | Сознательная ложь. | Сознательный отказ от чего-либо. | Сознательное участие в чём-либо. | Сделка должна совершаться на основе сознательного волеизъявления сторон.
СОЗНА́ТЕЛЬНЫЙ, сознательная, сознательное; сознателен, сознательна, сознательно.
1. Обладающий сознанием (см. сознание в 4 знач.). Человек - существо сознательное.
2. Отдающий себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать, обладающий сознательностью (см. сознательность во 2 знач.). «Сознательная деятельность общественного человека находится в тесной зависимости от его идей.» Плеханов. Сознательно (нареч.) относиться к порученному делу.
3. Намеренный, обдуманный, совершенный в состоянии сознания (см. сознание в 5 знач.). Сознательный поступок. Сознательный обман.
СОЗНА́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна.
1. Обладающий сознанием (во 2 знач.). Человек существо сознательное.
2. Правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее. Сознательное отношение к чему-н.
3. Намеренный, совершенный по размышлении, обдуманный. С. обман. Сделать что-н. сознательно (нареч.).
| сущ. сознательность, -и, жен. (ко 2 и 3 знач.).
СОЗНА́ТЕЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. Обладающий сознанием (2 зн.). Человек - существо с-ое. // Связанный с участием сознания, разума; осмысленный, разумный. С. возраст. Всю свою сознательную жизнь он прожил в этом городе.
2. Обладающий сознательностью (2 зн.). С. человек. С. член общества. // Свойственный человеку, отличающемуся сознательностью; связанный с сознательностью. С-ое отношение к труду, к своим обязанностям. С-ая дисциплина.
3. Убеждённый в правильности своих взглядов, действий, поступающий, действующий обдуманно, убеждённо. С. марксист. С. атеист. С. участник каких-л. событий. С. сторонник, противник кого-, чего-л.
4. Поступающий, действующий преднамеренно, осознанно. С. обманщик, мошенник. // Заранее продуманный, преднамеренный, умышленный; обдуманный. С. поступок. С-ое действие. С-ое участие в чём-л. С. задержка чего-л. С. обман. С-ая ложь.
◁ Созна́тельно, нареч. Всё делает с.
-ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. Обладающий сознанием (в 1 и 2 знач.).
Философы доказали, что эгоизм - один из необходимых элементов всего живого, сознательного. Герцен, Письма об изучении природы.
2. Связанный с развитием сознания (в 1 знач.), с участием сознания, разума; осмысленный, разумный.
Сознательный возраст. Годы сознательной жизни.
◊
Вот о какой любви мечтал он: о сознательной, разумной, но вместе сильной, не знающей ничего вне своей сферы. И. Гончаров, Обыкновенная история.
Только пережив все его [крепостного права] фазисы, я мог прийти к полному, сознательному и страстному отрицанию его. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
||
Опирающийся на систему каких-л. воззрений.
Сознательный атеист. Сознательный материалист.
◊
Реалист - всегда по природе своей диалектик, сознательный или стихийный. Пудовкин, Реализм, натурализм и «система» Станиславского.
3. Обладающий сознательностью (во 2 знач.), правильно понимающий, оценивающий окружающее.
- Кто же, кроме нас, армию-то просвещать будет? Поймите, что мало быть смелым воином, надо быть еще и сознательным. Фурманов, Чапаев.
- Принимать [в комсомол] можно только отважных, сознательных, готовых пожертвовать даже жизнью. Н. Островский, Рожденные бурей.
||
Отличающийся сознательностью, связанный с нею.
Сознательное отношение к труду. Сознательная дисциплина.
4. Поступающий, действующий преднамеренно, умышленно.
Но что такое сам Подхалюзин? Ведь это сознательный умный мошенник с развитыми понятиями. Добролюбов, Темное царство.
- Его воспитывает сознательный враг тех людей, которые мне близки ---. Сын может вырасти врагом моим. М. Горький, Мать.
||
Преднамеренный, умышленный.
- Я не имею права не докладывать о таких серьезных вещах, как сознательная задержка снарядов перед наступлением. Сергеев-Ценский, Лютая зима.
Сознательный, ая, ое. одобр.
Обладающий сознательностью, правильно понимающий, оценивающий окружающее.
• Принимать [в комсомол] можно только отважных, сознательных, готовых пожертвовать даже жизнью (Н.Островский). МАС, т. 4, 185. Объявился на селе некий молодец-комиссар, быстро окрутил сознательную Ольгу. Шукшин, 1975, 91.
== "Сознательный строитель жизни. патет.
• Чтобы стать настоящим человеком, а значит, и сознательным строителем жизни, нужны в первую очередь знания (Матвеев). БАС, т. 14, 164-165.
созна́тельный, созна́тельная, созна́тельное, созна́тельные, созна́тельного, созна́тельной, созна́тельных, созна́тельному, созна́тельным, созна́тельную, созна́тельною, созна́тельными, созна́тельном, созна́телен, созна́тельна, созна́тельно, созна́тельны, созна́тельнее, посозна́тельнее, созна́тельней, посозна́тельней
прил., кол-во синонимов: 16
заведомый (18)
заранее обдуманный (10)
злонамеренный (16)
злостный (21)
намеренный (17)
обдуманный (19)
осмысленный (16)
осознанный (13)
передовой (15)
преднамеренный (14)
предумышленный (9)
прогрессивный (10)
разумный (69)
свидомый (3)
умышленный (13)
намеренный, преднамеренный, умышленный, предумышленный; осознанный; осмысленный; злостный, прогрессивный, передовой, заранее обдуманный, обдуманный, злонамеренный. Ant. непредумышленный
Syn: намеренный, преднамеренный, умышленный, предумышленный (уст.); осознанный
Ant: непредумышленный