Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

термины и понятия культуры речи

Лингвистические термины

термины и понятия культуры речи - могут быть описаны как система, если применить информационные модели коммуникативных качеств речи

Модели позволяют систематизировать терминологический материал по культуре речи. Так, 365 терминов и терминологических словосочетаний, применяемых в теории и практике культуры речи, приводятся в систему при помощи семи модификаций: информационных моделей - правильности, точности, чистоты, логичности, выразительности, богатства, уместности, речи. В основе построения информационных моделей коммуникативных качеств речи лежит ряд принципов. Это принципы системной организации языка, функциональной значимости терминологических единиц, минимизированного представления словарного запаса и информации во всех компонентах модели. Специфичность их заключается в том, что общеизвестные принципы рассматриваются на материале информационных моделей коммуникативных качеств речи, представляющих собой модификации функционально-стилистического инварианта языковой системы. Информационные модели дают возможность для рациональной классификации ортологических терминов и терминологических словосочетаний, активизирующихся в культуре речи. В качестве их деления по классификационным группам послужила структура информационной модели коммуникативного качества.

Так, терминоединицы были расклассифицированы следующим образом:

1) термины, обозначающие основные компоненты структуры коммуникативного качества: формы логичности, условия реализации точности речи, возможные отклонения от чистоты речи и т.п.;

2) термины, при помощи которых характеризуются формы коммуникативного качества: предметная логичность, произносительная правильность, словообразовательная правильность, морфологическая правильность, синтаксическая правильность, точность словоупотребления, смысловая точность, чистота языковая, чистота речи как результат нравственного воздействия нашего сознания, выразительность речевая, выразительность речевого сигнала, уместность стилевая, уместность контекстуальная, уместность ситуативная, уместность личностно-психологическая, лексическое богатство речи, фразеологическое богатство, семантическое богатство речи, синтаксическое богатство, интонационное богатство, богатство организации и динамики языковых средств речи, информативная насыщенность речи, стилевое и стилистическое богатство;

3) термины, называющие языковые уровни, на которых реализуется то или иное коммуникативное качество речи: лексика, словообразование, морфология, синтаксис, фонетика, стилистика;

4) термины и терминологические словосочетания, характеризующие условия реализации коммуникативного качества речи: знание предмета речи, владение лексическими ресурсами языка, умение выразить мысль, выведение из речи диалектизмов, выведение варваризмов и неуместно употребленных иностранных слов, выведение из речи жаргонизмов, канцеляризмов, слов-паразитов; овладение логикой рассуждения, использование языковых средств в зависимости от ситуации общения; самостоятельность мышления, интерес автора к предмету речи, знание языка и его выразительных возможностей, систематическая и осознанная тренировка речевых навыков, знание стилей, соблюдение соотношений языковых единиц в контексте; адекватность примененных языковых средств целям высказывания, обусловленным ситуацией общения; активный запас языковых средств;

5) термины и терминологические словосочетания, называющие особенности функционирования языковых средств: возможность появления речевых неправильностей в художественных произведениях, вызванная творческой целесообразностью;

выражение языковыми средствами понятийной точности в научной речи, создание фактографической точности в публицистике, перенос значений в художественном тексте;

употребление диалектизмов в художественном произведении, если это обусловлено его речевой системностью;

использование варваризмов для негативной характеристики персонажей, употребление жаргонизмов для речевой характеристики персонажей;

употребление канцеляризмов в официально-деловом стиле и недопустимость их в других типах речи;

актуальная связь в научных высказываниях, текстах;

алогизмы в художественной речи, превращение в поэтические обычных слов в необычных условиях, изменение семантики слова под воздействием текста, выбор стиля в зависимости от типовой ситуации общения;

функциональная оправданность отступлений от общелитературной языковой нормы, учет личностно-психологических особенностей аудитории;

обмен стилей структурно-языковыми ценностями;

6) термины, называющие основные причины отклонения от коммуникативного качества речи: возможность отклонения от нормы в речи индивида, выбор одного из вариантов, отвергнутых нормой;

слабое владение ресурсами языка;

незнание фактов, предмета речи;

отсутствие внутренней культуры и культуры общения, искаженное моделирование в языке-речи реальной действительности;

неумение и нежелание говорить выразительно;

отсутствие в языке средств выразительности;

незнание стилей;

неумение строить текст, пользоваться речью в зависимости от ситуации общения;

неумение овладеть аудиторией, пассивность мышления, тусклость эмоций, неумение ориентироваться в ситуации общения;

7) термины, представляющие основные категории культуры речи как науки: коммуникативное качество речи, правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство речи, норма. Описываемые термины в основном представлены словосочетаниями. Преимущественно употребляются терминологические словосочетания, включающие от двух до семи слов. Все это отражает тенденцию, характерную для терминосистем в ХХ веке, и говорит в пользу того, что культура речи как наука продолжает развиваться. Ее понятийно-категориальный аппарат находится в становлении, развитии. Культура речи органически связана с риторикой, берущей начало в античной эпохе, однако как наука культура речи начала развиваться самостоятельно, что подтверждается большим количеством терминов, появившихся в последнее время и сориентированных на искусство коммуникации. И хотя многие термины и терминологические словосочетания в основном пока выполняют номинативную функцию, не обладая высокой степенью дефинитивности, культура речи существует и продолжает существовать наряду с риторикой, которая сегодня подверглась реабилитации и снова, как и раньше, стала нормой гуманитарной культуры.

Полезные сервисы

термины и понятия лингвистики текста

Лингвистические термины

В качестве единицы анализа и описания материала была принята информационная модель текста, раскрывающая терминосистему лингвистики текста не как набор тематически близких терминов, а как по́левую структуру, в которой термины, называющие элементы ситуации общения, структурные компоненты текста, языковые средства, связаны на уровне системных отношений и представляют особую иерархию значений, форм, функций. Лингвистика текста оперирует такими категориями, как: когезия, эмерджентность, проспекция, ретроспекция, континуум, хотя при этом в ней частотны лингвистические термины: язык, речь, слово, предложение, текст и др. Поскольку терминосистема лингвистики текста в настоящее время находится в становлении, развитии, то ей присущи отдельные особенности, на которые в свое время указывал Ф.П. Сороколетов:

1) проявление системности отношений терминологической системы лингвистики текста в двух сферах: на уровне понятия и знака;

2) возможность определения значения только из сопоставления с другими компонентами терминологического поля;

3) увеличение дифференциации наименований за счет новых составных названий, развившихся на базе родового

Терминополе лингвистики текста включает словарные группы и системы, "поля терминов", связанных разнообразными отношениями. Системный подход к терминологическому полю предполагает рассмотрение его частей, единиц и элементов. Любая терминологическая система, в том числе, и система лингвистики текста, организуется иерархически связанной совокупностью тематических и лексико-семантических групп (ТГ и ЛСГ). ТГ лингвистики текста выделяются с учетом интегральных семантических признаков. Внутри ТГ возникают два уровня лексем: гиперонимы и гипонимы, в соответствии с которыми и с учетом дифференциальных признаков выделяются группы, отличающиеся наибольшей спаянностью и проявлением логической зависимости компонентов. Традиционно единицей терминологической системы является значение термина, которое выступает как единство языкового и внеязыкового содержания. Значение термина - это совокупность интегральных и дифференциальных сем. Общеизвестно, что в лингвистике текста, как и в любой другой науке, с содержательной стороны можно выделить несколько слоев терминов, зависящих от сферы употребления: общие категориальные понятия, профильно-специальные, узкоспециальные. К общекатегориальным понятиям, актуальным или для всех, или для ряда наук, относятся следующие: система, функция, значение, компонент, условие, свойство, фактор, анализ. В лингвистике текста они конкретизируются, в результате чего появляются составные термины: конвенциальная функция, познавательная функция, компонент текста, условие применения языковых средств и т.п. И это не случайность. Это закономерность. (Ср.: В словаре Степановой Е.М. отражены общие категориальные понятия, составляющие общий понятийный фонд науки в целом - Частотный словарь общенаучной лексики. - М., 1970). Группа профильно-специальной лексики вбирает в себя термины, характерные для ряда филологических наук: текст, языковые средства, абзац, тезис, интерпретация текста, содержание текста, композиция, тема, идея, искусство слова и т.п. Эту группу можно считать одной из самых многочисленных, что обусловлено многовековой историей развития филологии. Узкоспециальные понятия характерны, как правило, для 1-2 наук или для 2-3 близких. Также в лингвистике текста используютсятермины: когезия, эмерджентность, проспекция, ретроспекция, континуум. Возникнув под влиянием теории информации, эти понятия стали считаться основными категориями текста, отражающими его специфику. (См.: Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / АН СССР Ин-т яз-я. - М.: Наука, 1981. - 139 с.). Существует мнение, что категориями текста являются коммуникативность, информативность, модальность и т.п. Перечисленные классификационные группы выделены в зависимости от сферы употребления. Если за основу деления взять объемность, широту понятия, то классификация будет абсолютно иной. На этом основании будут выделены следующие категории, терминирующиеся в лингвистике текста:

1) основные категории текста (когезия, континуум и др.);

2) названия методов исследования (лингвистический анализ текста, семантико-стилистический метод, лингвостилистический эксперимент и т.п.);

3) названия функций и функциональных зависимостей (конвенциальная функция, сочетаемость языковых элементов, общая тональность текста);

4) названия типов текста (повествование, рассуждение, описание);

5) названия разделов, направлений (лингвистика текста, теория текста, текст-лингвистика). Подобные категориальные понятия могут объединять целые классы частных понятий на основе родо-видовой абстракции (хотя родо-видовая абстракция - это лишь частный случай логики, не предназначены для объяснения языка как "превращенной формы". По характеру отражаемого объекта выделяется номенклатурная и собственно понятийная терминология. Номенклатурными терминами для лингвистики текста могут быть названия языковых средств, используемых при характеристике различных типов и жанров текста: однозначные слова, глаголы прошедшего времени, полные прилагательные. В собственно понятийную группу терминов входят названия связей, отношений. По существу, это абстракции, не соотносимые с конкретными объектами текста: системность текста, эмоциональность текста. В принципе, количество классификаций может быть бесконечным.

В классификации, разработанной на основе функционально-стилистического инварианта языковой системы, модифицирующегося в описываемой отрасли знаний как информационные модели текстов повествовательного, описательного характера, текстов-рассуждений, в качестве основания деления всей специальной терминологии используется представление о структуре информационной модели, включающей следующие основные компоненты:

1) характеристику типовой ситуации общения;

2) перечень структурно-композиционных частей текста;

3) набор языковых средств, соответствующих стилевой направленности текста.

Характеризуя ситуацию общения, используем термины:

1) ориентированность на получателя информации;

2) задачи общения: информирование, выражение мнения (оценка) и др.;

3) функции общения: познавательная, ценностно-ориентировочная.

Характеризуя структурно-композиционные части, учитываем жанровую специфику текста (например, в рассказе: это предыстория, фон, история события, время, место, знакомство с основными героями повествования, сюжетное повествование и др. компоненты. Описывая языковые средства (в частности, в рассказе), необходимо обратить внимание на глаголы, отражающие развитие действия в определенной последовательности, разнообразие синтаксических конструкций. Взаимосвязи терминов отражают в информационной модели различные типы отношений, восходящие к лингвостилистической абстракции.

Полезные сервисы

термины и понятия лингвостилистики

Лингвистические термины

термины и понятия лингвостилистики - не исчерпываются базовыми категориями и понятиями типа "стиль", "окраска", "стилистические ресурсы" и т.п

Если мы возьмем минимальный набор терминологических единиц, то увидим, что, по самым скромным подсчетам, выделяется 200 терминов стилистики. Кроме того, все указанные термины представлены словосочетаниями: 23 термина стилистики однословные, остальные включают от двух до семи слов. Преимущественное употребление терминов-словосочетаний отражает общую тенденцию, характерную для развития терминосистем в XX веке, и говорит в пользу того, что стилистика - наука, продолжающая развиваться. Ее понятийно-категориальный аппарат находится в становлении, развитии. Каков же механизм образования новых значений у традициионных терминов? Как получается, предположим, что терминологическое поле лингвостилистики, наряду с традиционными стилистическими терминами, вбирает достаточно большое количество терминов, относящихся к таким разделам науки о языке, как: словообразование, морфология, синтаксис и др. Известно, что одним из основных свойств отдельного термина является системность, которая позволяет ему вступать в различные взаимосвязи внутри терминологического поля. Второе свойство - это стремление термина к моносемичности в пределах своего поля. Между тем, термины проявляют тенденцию к полисемичности. Так, термин "назывное предложение" с позиций школьной грамматики трактуется как односоставное предложение, обладающее своими специфическими признаками. С точки зрения функциональной стилистики оно рассматривается как одно из языковых средств разных стилей: например: в публицистическом тексте назывное предложение выступает как языковое средство, помогающее нарисовать живую картину и тем самым выразить такие стилевые черты публицистической речи, как: страстность, призывность. И наконец, с точки зрения лингводидактики "назывное предложение" в информационной модели публицистической речи предстает как один из элементов учебной модели, входящий в перечень языковых средств, связанных со страстностью и призывностью публицистического стиля, выполняющих воздействующую функцию. В данном случае "полисемичность" рассматривается не как наличие трех дефиниций, а как межотраслевая омонимия: первое значение характерно для науки о синтаксисе, второе - возникает в лингвостилистике, третье - применимо в методике изучения языка. Происходит ретерминологизация - перенос традиционного термина из одной дисциплины в другую с полным или частичным переосмыслением. Таким образом, наличие нескольких значений у каждого лингвостилистического термина, рассматриваемого в стилистике русского языка, объясняется его принадлежностью к тому или иному терминополю. Поскольку термины в информационных моделях вступают в самые различные отношения, то представить понятийно-терминологический аппарат лингвостилистики как строгую, упорядоченную систему, определить все необходимые понятия при помощи родо-видовой абстракции весьма проблематично. И это вполне естественно, так как, являясь наукой вполне традиционной, лингвостилистика продолжает развиваться под влиянием прагматического направления в языкознании. Существуют различные основания для классификации понятийно-категориаль-ного аппарата различных наук.

Используя такое основание, как источник возникновения, термины и понятия лингвостилистики можно разделить на следующие группы:

1) термины, пришедшие из базовых наук: языкознания, философии (язык, модель, схема и т.п.);

2) понятия и термины, взятые из смежных наук: риторики, культуры речи, лингвистики текста (выразительность речи, текст);

3) термины, употребляемые как основные категории лингвостилистики (функциональный стиль, стилистическая окраска).

Второе основание, зачастую используемое при анализе терминосистем, - это степень конкретности или абстрактности понятия.

На этой основе выделяются следующие группы:

1) названия конкретных языковых объектов: отглагольные существительные, глаголы в форме 3-го лица настоящего времени;

2) названия функциональных стилей и подстилей: научный стиль, научно-популярный, газетно-публицистический стиль;

3) общие самые отвлеченные понятия, отражающие отношения: функция, стилистическая окраска.

Если же за основу классификации терминов и понятий лингвостилистики взять функционально-стилистический инвариант текста, то структура классификационной схемы изменится. Так, 200 понятий и терминов стилистики будут сгруппированы вокруг пяти информационных моделей с учетом иерархии типовых значений и функций.

В результате термины лингвостилистики войдут в две группы:

1) термины и понятия, называющие основные категории лингвостилистики (стилистическая окраска, стилистический оттенок, функциональный стиль и др.);

2) термины и понятия, включенные в информационную модель функционального стиля и создающие минимальные терминологические поля ее основных компонентов:

а) ситуации общения (задача общения, функция общения и т.п.);

б) стилевых черт (конкретность, фактографическая точность, отвлеченность - обобщенность, эмоциональность и др.);

в) языковых средств (эмоционально-оценочная лексика, распространенные обращения, побудительные предложения, восклицательные предложения, парцеллированные конструкции, имена существительные собственные и др.). Использование информационных моделей позволяет создать иерархию понятий, основанную на лингвостилистической абстракции.

Полезные сервисы

термины музыкальные

Энциклопедия Кольера

Словарь содержит наиболее употребительные термины.

См. также

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА;

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ;

МУЗЫКИ ТЕОРИЯ.

В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается.

АВТЕНТИЧЕСКИЙ - 1) автентический каданс в мажоро-минорной системе: последовательность доминантового и тонического аккордов; 2) в средневековой модальной системе - лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву вверх.

Adagio (адажио) - 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.

Adagissimo (адажиссимо) - обозначение темпа: очень медленно.

Ad libitum (ад либитум) - "по желанию": указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.

Agitato (ажитато) - обозначение выразительности: "взволнованно".

A cappella (а капелла) - термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.

АККОЛАДА - фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов.

АККОРД - совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.

АККОРДОВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - движение аккордов в соответствии с определенными принципами.

Алеаторика - современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения.

Alla breve (алла бреве) - обозначение тактового размера (): быстрое исполнение двудольных метров, в которых при этом счет ведется не четвертями, а половинными нотами.

Allargando (алларгандо) - "расширяя". Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).

Allegretto (аллегретто) - 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.

Allegro (аллегро) - "весело, радостно"; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).

АЛЛИЛУЙЯ (древнеевр. - "хвалите Бога") - выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда - самостоятельная часть музыки в литургическом цикле;

АЛЬБЕРТИЕВЫ БАСЫ - аккомпанемент к мелодии, состоящий из "ломаных", "разложенных" аккордов, т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди. Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в.

АЛЬТ - 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом - отсюда название, дословно значащее "высокий"; 2) низкий женский голос, называемый часто "контральто"; 3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре - например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.

АМБУШЮР - положение губ при игре на духовых инструментах.

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК - альтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя.

Andante (анданте) - 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.

Andantino (андантино) - 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.

Animato (анимато) - обозначение выразительности: "одушевленно".

АНСАМБЛЬ - 1) сочетание голосов или инструментов (антоним - соло); 2) в опере - фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором.

Anticipation (англ.) - 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда.

АНТИФОН - форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения - антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.

Апподжиатура - украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura, аккачатура; в русском языке употребляется термин "форшлаг") исполняется кратко перед сильной долей ( в музыке баховской эпохи - тоже кратко, но на сильную долю).

АРАНЖИРОВКА (переложение, обработка) - приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).

АРИОЗО - небольшая ария; прилагательное "ариозный" относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.

Arco (арко) - буквально "смычок": указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах - играть смычком, а не пиццикато.

АРПЕДЖИО - аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.

АРТИКУЛЯЦИЯ - способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.

Assai (ассаи) - "очень"; например, adagio assai - очень медленно.

Attacca (атака) - 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.

A tempo (а темпо) - возвращение к первоначальному темпу после его изменения.

АТОНАЛЬНОСТЬ - термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий.

Affettuoso (аффеттуозо) - обозначение выразительности: "с чувством".

АЭРОФОН, духовой инструмент - инструмент, звук в котором возникает в результате колебания столба воздуха в трубке.

БАРИТОН - 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном.

БАС 1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 2) мужской голос низкого регистра; 3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).

Basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) - "непрерывный, общий бас": традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации.

Basso ostinato (бассо остинато) - буквально "постоянный бас": краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.

БЕКАР - знак, указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.

Bel canto (бель канто) - стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью.

БЕМОЛЬ (и дубль-бемоль) - знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.

Burden (англ.) - рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги.

Beat (англ.) - ритмическая пульсация, ритмическая акцентность.

Blue note (англ.) - в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза).

Bop (англ.) - один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов.

БРЕВИС - нотная длительность, преимущественно в старинной музыке: равна двум целым нотам.

Battery (англ.) - ударная группа в симфоническом или духовом оркестре.

Варьирование - прием композиции, состоящий в измененном повторении ранее изложенного материала.

ВВОДНЫЙ ТОН - седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до).

ВИБРАТО - легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.

Vivace (виваче) - обозначение темпа и выразительности: быстро, живо.

Виртуоз - исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой.

ВОКАЛИЗ - 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ - понятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Высотность - относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду.

ГАММА, ЗВУКОРЯД - совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении - в виде гаммы). В повседневном употреблении термины "звукоряд" и "гамма" взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ РИТМ - скорость, с которой сменяют друг друга аккорды.

ГАРМОНИЯ - 1) одновременное звучание - созвучие нескольких тонов (аккорд); 2) связи внутри аккордовых последовательностей; 3) наука о законах соотношения аккордов; 4) "вертикальный" (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее "горизонтальным" (мелодическим) аспектом.

Gebrauchsmusik (нем.) - 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.).

Gesammtkunstwerk (нем.) - "совокупное произведение искусства": термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме.

Гексахорд - диатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д'Aреццо.

ГЕТЕРОФОНИЯ - тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов.

Glissando (глиссандо) - исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д. ГОКЕТ - тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам.

ГОЛОВНОЙ РЕГИСТР - самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка.

ГОЛОС - 1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального.

ГОМОФОНИЯ - тип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение.

Grave (гравэ) - обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.

Grand opera (франц.) - "большая опера": жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью.

ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540-604), который упорядочил церковное пение.

ГРИФ - у скрипки и подобных ей инструментов - деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры.

ГРУДНОЙ ЗВУК - использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.

ГРУППЕТТО - тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре - до - си - до. Обозначается как (да капо) - "с начала"; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.

Dal segno (даль сеньо) - "начиная от знака"; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S.

ДВОЙНАЯ ТРЕЛЬ - одновременная трель на двух высотных уровнях.

ДВОЙНОЙ МЕТР - метр, для которого типичны два основных ударения в такте - более сильное и более слабое. Например, в размере 6/8 два ударения: на первую восьмую - сильное, на четвертую - слабое.

ДВОЙНОЙ ЯЗЫЧОК - техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению звуков "т-к").

ДВОЙНЫЕ НОТЫ - одновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке).

ДЖАЗ - один из музыкальных стилей 20 в., возникший в США; для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики.

Giocoso (джокозо) - весело, игриво.

ДИАПАЗОН - 1) в средневековой теории музыки - октава; 2) название одной из флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.

Диатоника - семитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов.

Divisi (дивизи) - указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.

ДИЕЗ ( и дубль-диез () - знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.

Diminuendo (диминуэндо) - динамическое указание, аналогичное decrescendo.

Динамические обозначения - слова (например, forte), буквенные сокращения (например, f или p) и условные значки (например, вилочки), указывающие на динамический уровень исполнения и его изменения.

ДИСКАНТ - 1) вид многоголосия 12-15 вв.; 2) самый высокий голос в хоре или в группе инструментов (в России - в хоровой партитуре для хора мальчиков, иногда вместе с мужским хором, преимущественно в духовной музыке).

ДИССОНАНС - нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс - исторически изменяющееся понятие.

ДОБАВОЧНЫЕ ЛИНЕЙКИ - короткие линейки, которые помещаются выше или ниже нотного стана для обозначения звуков, находящихся выше или ниже диапазона, охватываемого нотным станом.

Doloroso (долорозо) - указание выразительности: "скорбно".

Dolce (дольче) - указание выразительности: "нежно", "ласково".

Доминанта - пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре).

Decrescendo (дэкрещендо) - динамическое указание: постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой .

ЗАДЕРЖАНИЕ - один или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время, как другие голоса переходят в новый аккорд; задержания обычно диссонируют с новым аккордом и потом разрешаются в него.

ЗАТАКТ - один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.

ЗВУКОПИСЬ - прямая ассоциативная связь музыки с текстом в вокальной музыке; например, восходящее гаммообразное движение на слова "и восшел на небеса".

Idee fixe (франц.) - буквально "навязчивая идея": термин, связанный прежде всего с симфонической музыкой Г.Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии).

ИДИОФОН - инструмент, в котором источником звука является вибрирующий корпус (например, гонг, треугольник).

ИМИТАЦИЯ - повторение музыкальной мысли, точное или несколько измененное, в разных голосах полифонической фактуры.

ИМПРЕССИОНИЗМ - художественное движение в изобразительных искусствах и в музыке, возникшее в конце 19 в.; для него типично обращение прежде всего к чувствам, а не к интеллекту, стремление к красочности, к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности. В музыке наиболее яркий представитель импрессионизма - К. Дебюсси, а также авторы, испытавшие влияние его стиля.

ИМПРОВИЗАЦИЯ - искусство спонтанного создания или интерпретации музыки (в отличие от точного следования заранее записанному тексту).

ИНВЕРСИЯ, обращение - 1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы в обратном движении: например, вместо до - ре - ми ѕ ми - ре - до; 2) в гармоническом смысле построение того или иного аккорда не от первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной: например, первым обращением трезвучия до - ми - соль является секстаккорд ми - соль - до.

Инструментовка, оркестровка - искусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля см. ОРКЕСТРОВКА.

ИНТЕРВАЛ - музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно.

ИНТОНАЦИЯ - 1) степень относительной акустической точности, с которой звуки воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным); 2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования (исполнения псалмов мелодическим речитативом).

КАБАЛЕТТА - 1) небольшая виртуозная оперная ария; 2) заключительный быстрый раздел оперной арии.

КАВАТИНА - короткая лирическая ария песенного типа.

КАДАНС - завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные типы каданса - автентический (доминанта - тоника), плагальный (субдоминанта - тоника).

КАДЕНЦИЯ - в инструментальном концерте для солиста с оркестром - виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя.

Камерная музыка - инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения главным образом в небольших залах. Распространенным камерно-инструментальным жанром является струнный квартет. Cantabile (кантабиле) - певучий, связный стиль исполнения.

КАНТИЛЕНА - вокальная или инструментальная мелодия лирического, певучего характера.

Cantus firmus (лат.) (кантус фирмус) - буквально "прочный напев": ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции.

Cantus planus (лат.) (кантус планус) - ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала.

КАСТРАТ - мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко.

Quasi (квази) - как, подобно; quasi marcia - как марш.

КВАРТЕТ - струнный квартет: ансамбль из двух скрипок, альта и виолончели; фортепианный квартет: ансамбль из скрипки, альта, виолончели и фортепиано.

КВАРТОЛЬ - деление ритмической доли на четыре равные части.

Квинтет - струнный квинтет: ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей; фортепианный квинтет: ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано; квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, так как он написан скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.

КВИНТОЛЬ - деление ритмической доли на пять равных частей.

Quodlibet (кводлибет) - шуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен.

КЛАВЕСИН - струнный клавишный инструмент 16-18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны.

КЛАВИКОРД - небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук.

КЛАВИР - общее название струнных клавишных инструментов (клавикорд, клавесин, фортепиано и т.д.).

Klangfarbenmelodie (нем.) - понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шенберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам.

КЛАСТЕР - диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков.

КЛЮЧ - 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою - тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ - бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор

КОДА - заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.

Колоратура - виртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио, украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано, особенно в опере.

Con brio (кон брио) - обозначение выразительности: "живо".

Con moto (кон мото) - обозначение темпа и выразительности: "с движением".

Con fuoco (кон фуоко) - обозначение выразительности: "с огнем".

КОНСОНАНС - созвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей.

КОНТРАЛЬТО - самый низкий по регистру женский голос.

КОНТРАПУНКТ - тип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью.

КОНТРАФАГОТ - большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота.

Контртенор - очень высокий мужской голос (выше тенора).

Концертино - в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР - 1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах.

Concertato (кончертато) - стиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий "соревнование" групп оркестра, хоров и т.д.

Cornetto (корнетто), цинк - деревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и барокко, предшественник корнета; имеет конический ствол, чашеподобный мундштук, хроматический звукоряд.

Crescendo (крещендо) - обозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой .

ЛАДЫ - 1) звукоряды типа мажора или минора; 2) в Средневековье система диатонических ("по белым клавишам") модусов (ладов, звукорядов), ведущая свое происхождение от древнегреческих ладов и составляющая основу средневекового церковного пения и развившихся на его основе жанров; в связи с этим средневековые модусы нередко называются церковными ладами. Каждый средневековый модус имеет диапазон октавы и может быть представлен в двух формах - автентической и плагальной. Четыре основные автентические модусы - дорийский от ре, фригийский от ми, лидийский от фа и миксолидийский от соль. У параллельных им плагальных модусов тот же основной тон, но диапазон обычно на кварту ниже. В эпоху Возрождения к описанным модусам были добавлены: эолийский лад от ля и ионийский лад от до с соответствующими плагальными формами. См. ЛАДЫ; 4) жильные, костяные или деревянные пластинки, расположенные на грифах лютни, гитары и других подобных инструментов и отмечающие для исполнителя местонахождение определенных звуков.

Larghetto (ларгетто) - 1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.

Largo (ларго) - буквально "широко": 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле - самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.

Legato (легато) - обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.

Leggiero (леджиеро) - обозначение выразительности: легко, грациозно.

Лейтмотив - в операх Рихарда Вагнера ( и у других авторов, пользующихся лейтмотивной техникой в произведениях разных жанров) - мелодический, ритмический, гармонический мотив, ассоциирующийся с персонажем, предметом, временем и местом действия, а также с определенными эмоциями и отвлеченными идеями. См. ЛЕЙТМОТИВ.

Lento (ленто) - обозначение темпа: медленно.

Либретто - текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме.

Лига - изогнутая линия под или над нотами, которая связывает их во фразу; если лига соединяет две ноты одной высоты, то вторая нота не исполняется, а ее длительность присоединяется к длительности первой ноты.

Lied (нем. "песня") - термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в.

Лирическая опера (opera lyrique) - термин, относящийся к французской опере 19 в. и обозначающий разновидность жанра, находящуюся как бы между "большой оперой" (grand opera) и "комической оперой" (opera comique).

L'istesso tempo (листэссо тэмпо) - "в том же темпе": обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.

Лютня - струнный щипковый инструмент. См. ЛЮТНЯ.

Ma non troppo (ма нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - не слишком быстро.

МАДРИГАЛ - 1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и начале 17 вв.

МАЖОР и МИНОР - термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) - например, может быть две терции: мажорная, или большая (до - ми) и минорная, или малая (до - ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция - мажорное (до - ми - соль), трезвучие с минорной терцией в основе - минорное (до - ми-бемоль - соль); 3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 - мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до - ре - ми - фа - соль - ля - си - до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени.

См. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ.

МАНУАЛ - клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина.

Marcato (маркато) - обозначение выразительности: отчетливо, с ударением.

МЕДИАНТА - III ступень звукоряда: например, ми в до мажоре.

МЕЛИЗМЫ (украшения) - 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.

МЕЛКАЯ НОТА - нота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения: 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, "мелкая нота" представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, "отнимающее" ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин "форшлаг"; 2) в музыке 19 в., особенно в сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии "мелких нот" часто употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или два такта и т.д.), а длительность каждой из "мелких нот" определяется исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. "свободно").

МЕЛОДИЯ - музыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур.

Meno (мэно) - "менее"; meno mosso (мэно моссо) - обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.

МЕТР - ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте).

Метра и размера обозначения - метр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя - ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти.

МЕТРОНОМ - механический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в.

Mezza voce (мецца воче) - вполголоса.

Mezzo forte (меццо фортэ) - не очень громко.

МЕЦЦО-СОПРАНО - женский голос средней высоты, между сопрано и контральто.

МИКРОТОН - интервал меньше, чем полутон (в темперированном строе).

МИНИМАЛИЗМ - музыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного музыкального материала.

МОДАЛЬНОСТЬ - способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда - в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину "модальность" может соответствовать термин "ладовость").

Moderato (модерато) - обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.

МОДУЛЯЦИЯ - в мажоро-минорной системе смена тональности.

Molto (мольто) - очень; обозначение темпа: molto adagio - обозначение темпа: очень медленно.

МОНОДИЯ - 1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента; 2) стиль итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание мелодии над простым аккордовым сопровождением.

МОРДЕНТ - украшение (мелизм), обозначаемое как () или () и состоящее в быстром движении на одну ступень вверх или вниз и немедленном возвращении; возможен также двойной мордент вверх и вниз.

МОТИВ - краткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения.

Musica ficta (музика фикта), musica falsa (музика фальса) - распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте - с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон).

См. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ.

Musique concrete (франц.) - одно из направлений в музыке 20 в., зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим трансформациям.

НАСТРОЙКА - процесс корректирования высоты звука на разных инструментах (например, на струнных или на фортепиано), при котором звук обретает высотность, свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента согласуется со строем других инструментов.

НЕАККОРДОВЫЙ ЗВУК - звук, не входящий в состав данного аккорда, но звучащий вместе с ним.

НЕВМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - в средневековом искусстве способ вокального письма, при котором на каждый слог текста приходится несколько тонов - в отличие от силлабического стиля, где каждому слогу соответствует один тон, и мелизматического стиля, где каждому слогу соответствует более протяженный распев.

НЕВМЫ - знаки старинных нотаций, подобные иероглифам; невма может означать как один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение. Древнерусские невмы называются крюками.

Неоклассицизм - одно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и т.д. эпохи барокко и классицизма.

Non troppo (нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - обозначение темпа: не слишком быстро.

НОТА - графическое обозначение музыкального звука, а также сам звук.

НОТНЫЙ СТАН - совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме.

ОБЕРТОНЫ - призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.

Obligato (облигато) - 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира.

ОКТАВА - интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1 : 2.

ОКТЕТ - ансамбль из восьми исполнителей, а также камерно-инструментальное произведение для этого состава.

Opus (опус) (лат. opus, "произведение"; сокращенно - ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора.

ОРГАННЫЙ ПУНКТ, ПЕДАЛЬ - выдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого свободно движутся другие голоса; этот прием часто применяется в органной музыке, в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед заключительным кадансом.

ОРГАНУМ - форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии.

Основной тон - главный (чаще всего нижний) звук в рамках данной группы звуков (интервалов, аккордов, ладов и т.д.).

Ostinato (остинато) - многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто - в басовых голосах).

ПАНДИАТОНИКА - стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.

Параллельное движение - восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ - восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МАЖОР и МИНОР - мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).

Patter song (англ.) - юмористическая песня, в которой слова положены на простую мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков; слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо.

ПАУЗА - термин употребляется для обозначения как собственно паузы - перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.

Pesante (пезанте) - обозначение выразительности: тяжело.

Пентатоника - пятиступенные лады; основной тип - бесполутоновая пентатоника ("по черным клавишам"); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.

ПЕРЕКРЕСТНЫЙ РИТМ - одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного.

ПЕРЕЧЕНИЕ - близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы - например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены.

Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. "вечное движение"): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца.

Pianissimo (пианиссимо) - очень тихо; сокращенно: pp.

Piano (пиано) - тихо; сокращенно: p.

Piu (пиу) - больше; piu allegro - обозначение темпа: быстрее.

Pizzicato (пиццикато) - щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами.

ПЛАГАЛЬНЫЙ - 1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа - ля - до к трезвучию до - ми - соль в до мажоре); 2) в средневековом церковном пении - лад, находящийся на кварту ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним основной тон.

ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ - одновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов).

ПОЛИРИТМИЯ - одновременное использование отчетливо конт

Полезные сервисы

термины родства

Лексикология

Термины родства - Слова, называющие людей как состоящих в тех или иных родственных отношениях с другими людьми. Различают обозначения кровного родства (мать, сын, брат, дед, племянница, правнук...) и некровного родства вследствие установления брачных связей - свойствба (муж, вдова, отчим, падчерица, невестка, зять>ёща, шурин, деверь...); сюда же примыкают некоторые обобщающие термины (род, семья, колено...)

Часть терминов родства принадлежит древнейшему и очень устойчивому пласту индоевропейской (русск. мать - лат. māter - др.-верх. нем. muoter - армян. mair...) и даже доиндоевропейской лексики (ср. индоевроп. *gʷen-, куда русск. жена, - алтайск. *küni - афразийск. *kn/knw; индоевроп. *g'lōw-, куда русск. золовка, - уральск. *kälü - алтайск. *käli - дравид. *kal - картвел. *kal - афразийск. *kl.

Полезные сервисы