Словарь содержит наиболее употребительные термины.
См. также
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА;
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ;
МУЗЫКИ ТЕОРИЯ.
В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается.
АВТЕНТИЧЕСКИЙ - 1) автентический каданс в мажоро-минорной системе: последовательность доминантового и тонического аккордов; 2) в средневековой модальной системе - лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву вверх.
Adagio (адажио) - 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.
Adagissimo (адажиссимо) - обозначение темпа: очень медленно.
Ad libitum (ад либитум) - "по желанию": указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
Agitato (ажитато) - обозначение выразительности: "взволнованно".
A cappella (а капелла) - термин, относящийся к хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.
АККОЛАДА - фигурная скобка, объединяющая несколько нотных станов.
АККОРД - совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.
АККОРДОВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - движение аккордов в соответствии с определенными принципами.
Алеаторика - современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения.
Alla breve (алла бреве) - обозначение тактового размера (): быстрое исполнение двудольных метров, в которых при этом счет ведется не четвертями, а половинными нотами.
Allargando (алларгандо) - "расширяя". Обозначение, относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление), и к выразительности (подчеркивание каждого звука).
Allegretto (аллегретто) - 1) обозначение темпа: медленнее, чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная небольшая пьеса или часть цикла.
Allegro (аллегро) - "весело, радостно"; 1) обозначение темпа: скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть классического сонатно-симфонического цикла (сонатное аллегро).
АЛЛИЛУЙЯ (древнеевр. - "хвалите Бога") - выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда - самостоятельная часть музыки в литургическом цикле;
АЛЬБЕРТИЕВЫ БАСЫ - аккомпанемент к мелодии, состоящий из "ломаных", "разложенных" аккордов, т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди. Прием типичен для клавирной музыки конца 18 в.
АЛЬТ - 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом - отсюда название, дословно значащее "высокий"; 2) низкий женский голос, называемый часто "контральто"; 3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре - например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.
АМБУШЮР - положение губ при игре на духовых инструментах.
АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК - альтовый гобой со строем на квинту ниже обычного гобоя.
Andante (анданте) - 1) обозначение темпа: умеренно; 2) пьеса в темпе анданте или часть цикла.
Andantino (андантино) - 1) обозначение темпа: подвижнее, чем andante; 2) небольшая пьеса в темпе andante или часть цикла.
Animato (анимато) - обозначение выразительности: "одушевленно".
АНСАМБЛЬ - 1) сочетание голосов или инструментов (антоним - соло); 2) в опере - фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором.
Anticipation (англ.) - 1) звук, исполняемый чуть раньше ритмической доли, к которой он относится; 2) исполнение одного из тонов аккорда чуть раньше, чем самого аккорда.
АНТИФОН - форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения - антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.
Апподжиатура - украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura, аккачатура; в русском языке употребляется термин "форшлаг") исполняется кратко перед сильной долей ( в музыке баховской эпохи - тоже кратко, но на сильную долю).
АРАНЖИРОВКА (переложение, обработка) - приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).
АРИОЗО - небольшая ария; прилагательное "ариозный" относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.
Arco (арко) - буквально "смычок": указание coll'arco для исполнителей на струнных инструментах - играть смычком, а не пиццикато.
АРПЕДЖИО - аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.
АРТИКУЛЯЦИЯ - способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.
Assai (ассаи) - "очень"; например, adagio assai - очень медленно.
Attacca (атака) - 1) указание в конце какой-либо части, предписывающее начинать следующую часть без перерыва; 2) отчетливость, ясность, с которой берет тон солист, или точность, четкость одновременного вступления участников ансамбля, оркестра, хора.
A tempo (а темпо) - возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
АТОНАЛЬНОСТЬ - термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий.
Affettuoso (аффеттуозо) - обозначение выразительности: "с чувством".
АЭРОФОН, духовой инструмент - инструмент, звук в котором возникает в результате колебания столба воздуха в трубке.
БАРИТОН - 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном.
БАС 1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 2) мужской голос низкого регистра; 3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).
Basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) - "непрерывный, общий бас": традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации.
Basso ostinato (бассо остинато) - буквально "постоянный бас": краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
БЕКАР - знак, указывающий, что данный тон не повышается или не понижается; часто употребляется как указание на отмену ранее сделанного повышения или понижения тона в данном такте; бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.
Bel canto (бель канто) - стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью.
БЕМОЛЬ (и дубль-бемоль) - знаки, указывающие на понижение звука на полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.
Burden (англ.) - рефрен или отдельное хоровое произведение, распевающееся на лишенные смысла слоги.
Beat (англ.) - ритмическая пульсация, ритмическая акцентность.
Blue note (англ.) - в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза).
Bop (англ.) - один из джазовых стилей: связанный с небольшим ансамблем, он был популярен в конце 1940-х годов.
БРЕВИС - нотная длительность, преимущественно в старинной музыке: равна двум целым нотам.
Battery (англ.) - ударная группа в симфоническом или духовом оркестре.
Варьирование - прием композиции, состоящий в измененном повторении ранее изложенного материала.
ВВОДНЫЙ ТОН - седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до).
ВИБРАТО - легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.
Vivace (виваче) - обозначение темпа и выразительности: быстро, живо.
Виртуоз - исполнитель, обладающий выдающимися способностями и блестящей техникой.
ВОКАЛИЗ - 1) пение на гласные звуки (упражнение); 2) произведение для голоса (без слов) и сопровождения.
ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ - понятие, аналогичное поэтическому циклу: группа романсов или песен, объединенная общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Высотность - относительная высота тона, определяемая числом колебаний в секунду.
ГАММА, ЗВУКОРЯД - совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении - в виде гаммы). В повседневном употреблении термины "звукоряд" и "гамма" взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ РИТМ - скорость, с которой сменяют друг друга аккорды.
ГАРМОНИЯ - 1) одновременное звучание - созвучие нескольких тонов (аккорд); 2) связи внутри аккордовых последовательностей; 3) наука о законах соотношения аккордов; 4) "вертикальный" (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее "горизонтальным" (мелодическим) аспектом.
Gebrauchsmusik (нем.) - 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.).
Gesammtkunstwerk (нем.) - "совокупное произведение искусства": термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме.
Гексахорд - диатонический звукоряд из шести тонов; используется в теории Гвидо д'Aреццо.
ГЕТЕРОФОНИЯ - тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов.
Glissando (глиссандо) - исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д. ГОКЕТ - тип полифонической техники в средневековой музыке, состоящий в распределении отдельных звуков или отрезков мелодической линии по разным голосам.
ГОЛОВНОЙ РЕГИСТР - самый высокий регистр человеческого голоса, при его использовании резонатором служит черепная коробка.
ГОЛОС - 1) звуки, производимые голосовыми связками человека; 2) мелодическая линия либо часть фактуры данного сочинения, инструментального или вокального.
ГОМОФОНИЯ - тип музыкального письма, при котором имеются мелодическая линия и гармоническое ее сопровождение.
Grave (гравэ) - обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно.
Grand opera (франц.) - "большая опера": жанр французской оперы 19 в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью.
ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - литургическое монодическое (одноголосное) пение Западной христианской церкви; получило название по имени папы Римского Григория I (ок. 540-604), который упорядочил церковное пение.
ГРИФ - у скрипки и подобных ей инструментов - деревянная (или пластмассовая) пластинка, над которой натянуты струны и на которой располагаются пальцы исполнителя во время игры.
ГРУДНОЙ ЗВУК - использование нижнего регистра голоса, когда резонатором для извлекаемого звука служит грудная клетка.
ГРУППЕТТО - тип мелизма (украшения) в вокальной или инструментальной музыке, состоящий в окружении, опевании основного тона снизу и сверху: например, при основном тоне до группетто будет иметь вид ре - до - си - до. Обозначается как (да капо) - "с начала"; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
Dal segno (даль сеньо) - "начиная от знака"; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака ; сокращенно D.S.
ДВОЙНАЯ ТРЕЛЬ - одновременная трель на двух высотных уровнях.
ДВОЙНОЙ МЕТР - метр, для которого типичны два основных ударения в такте - более сильное и более слабое. Например, в размере 6/8 два ударения: на первую восьмую - сильное, на четвертую - слабое.
ДВОЙНОЙ ЯЗЫЧОК - техника звукоизвлечения на некоторых духовых инструментах (например, на трубе, валторне, флейте), при которой удвоенные звуки извлекаются быстрым движением языка исполнителя (подобно быстрому произнесению звуков "т-к").
ДВОЙНЫЕ НОТЫ - одновременное сочетание двух или более звуков на струнных смычковых инструментах (например, на скрипке).
ДЖАЗ - один из музыкальных стилей 20 в., возникший в США; для джаза характерны большая роль импровизационного начала и сложность ритмики.
Giocoso (джокозо) - весело, игриво.
ДИАПАЗОН - 1) в средневековой теории музыки - октава; 2) название одной из флейтовых труб органа; 3) объем звучания голоса, инструмента и т.д.
Диатоника - семитоновый звукоряд в пределах октавы, не имеющий альтерированных тонов.
Divisi (дивизи) - указание для участников ансамбля, предупреждающее о разделении партии на несколько самостоятельных голосов.
ДИЕЗ ( и дубль-диез () - знаки, указывающие на повышение тона полутон или на два полутона, т.е. на целый тон.
Diminuendo (диминуэндо) - динамическое указание, аналогичное decrescendo.
Динамические обозначения - слова (например, forte), буквенные сокращения (например, f или p) и условные значки (например, вилочки), указывающие на динамический уровень исполнения и его изменения.
ДИСКАНТ - 1) вид многоголосия 12-15 вв.; 2) самый высокий голос в хоре или в группе инструментов (в России - в хоровой партитуре для хора мальчиков, иногда вместе с мужским хором, преимущественно в духовной музыке).
ДИССОНАНС - нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. Диссонанс часто разрешается в консонанс. Диссонас, как и консонанс - исторически изменяющееся понятие.
ДОБАВОЧНЫЕ ЛИНЕЙКИ - короткие линейки, которые помещаются выше или ниже нотного стана для обозначения звуков, находящихся выше или ниже диапазона, охватываемого нотным станом.
Doloroso (долорозо) - указание выразительности: "скорбно".
Dolce (дольче) - указание выразительности: "нежно", "ласково".
Доминанта - пятая ступень мажорного или минорного звукоряда (например, соль в до мажоре).
Decrescendo (дэкрещендо) - динамическое указание: постепенное ослабление громкости. Обозначается также вилочкой .
ЗАДЕРЖАНИЕ - один или несколько звуков аккорда, которые тянутся в то время, как другие голоса переходят в новый аккорд; задержания обычно диссонируют с новым аккордом и потом разрешаются в него.
ЗАТАКТ - один или несколько звуков в начале фразы, которые записываются перед первой тактовой чертой сочинения. Затакт всегда приходится на слабую долю и предшествует сильной доле первого полного такта.
ЗВУКОПИСЬ - прямая ассоциативная связь музыки с текстом в вокальной музыке; например, восходящее гаммообразное движение на слова "и восшел на небеса".
Idee fixe (франц.) - буквально "навязчивая идея": термин, связанный прежде всего с симфонической музыкой Г.Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии).
ИДИОФОН - инструмент, в котором источником звука является вибрирующий корпус (например, гонг, треугольник).
ИМИТАЦИЯ - повторение музыкальной мысли, точное или несколько измененное, в разных голосах полифонической фактуры.
ИМПРЕССИОНИЗМ - художественное движение в изобразительных искусствах и в музыке, возникшее в конце 19 в.; для него типично обращение прежде всего к чувствам, а не к интеллекту, стремление к красочности, к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности. В музыке наиболее яркий представитель импрессионизма - К. Дебюсси, а также авторы, испытавшие влияние его стиля.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - искусство спонтанного создания или интерпретации музыки (в отличие от точного следования заранее записанному тексту).
ИНВЕРСИЯ, обращение - 1) в мелодическом смысле изложение мотива или темы в обратном движении: например, вместо до - ре - ми ѕ ми - ре - до; 2) в гармоническом смысле построение того или иного аккорда не от первой (нижней) ступени, а от какой-либо иной: например, первым обращением трезвучия до - ми - соль является секстаккорд ми - соль - до.
Инструментовка, оркестровка - искусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля см. ОРКЕСТРОВКА.
ИНТЕРВАЛ - музыкальное и математическое (акустическое) расстояние между двумя тонами. Интервалы могут быть мелодическими, когда тона берутся поочередно, и гармоническими, когда тона звучат одновременно.
ИНТОНАЦИЯ - 1) степень относительной акустической точности, с которой звуки воспроизводятся солистом или ансамблем (вокальным или инструментальным); 2) начальный мелодический мотив средневековых формул псалмодирования (исполнения псалмов мелодическим речитативом).
КАБАЛЕТТА - 1) небольшая виртуозная оперная ария; 2) заключительный быстрый раздел оперной арии.
КАВАТИНА - короткая лирическая ария песенного типа.
КАДАНС - завершающая музыкальную фразу гармоническая последовательность. Основные типы каданса - автентический (доминанта - тоника), плагальный (субдоминанта - тоника).
КАДЕНЦИЯ - в инструментальном концерте для солиста с оркестром - виртуозный сольный раздел, обычно помещающийся ближе к завершению части; каденции иногда сочинялись композиторами, но часто предоставлялись на усмотрение исполнителя.
Камерная музыка - инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения главным образом в небольших залах. Распространенным камерно-инструментальным жанром является струнный квартет. Cantabile (кантабиле) - певучий, связный стиль исполнения.
КАНТИЛЕНА - вокальная или инструментальная мелодия лирического, певучего характера.
Cantus firmus (лат.) (кантус фирмус) - буквально "прочный напев": ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции.
Cantus planus (лат.) (кантус планус) - ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала.
КАСТРАТ - мужской голос, сопрано или альт, использовавшийся в итальянской опере, преимущественно эпохи барокко.
Quasi (квази) - как, подобно; quasi marcia - как марш.
КВАРТЕТ - струнный квартет: ансамбль из двух скрипок, альта и виолончели; фортепианный квартет: ансамбль из скрипки, альта, виолончели и фортепиано.
КВАРТОЛЬ - деление ритмической доли на четыре равные части.
Квинтет - струнный квинтет: ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей; фортепианный квинтет: ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано; квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, так как он написан скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.
КВИНТОЛЬ - деление ритмической доли на пять равных частей.
Quodlibet (кводлибет) - шуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из народных или популярных песен.
КЛАВЕСИН - струнный клавишный инструмент 16-18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны.
КЛАВИКОРД - небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук.
КЛАВИР - общее название струнных клавишных инструментов (клавикорд, клавесин, фортепиано и т.д.).
Klangfarbenmelodie (нем.) - понятие, относящееся к сфере додекафонии, в частности к творчеству А. Шенберга и его последователей: каждая нота или каждый краткий мотив в партитуре предназначаются разным инструментам.
КЛАСТЕР - диссонантное созвучие, состоящее из нескольких прилегающих друг к другу звуков.
КЛЮЧ - 1) основной звукоряд той или иной композиции, именующийся по его главному устою - тонике и обозначаемый знаками при ключе; 2) знак в начале нотного стана, определяющий высотное положение последующей нотной записи (например, басовый, скрипичный, альтовый и т.п.); 3) приспособление в некоторых клавишных и духовых инструментах для настройки инструмента.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ - бемоли и диезы, выставляемые в начале каждого нотного стана, на котором записывается музыка, и указывающие на тональность: например, один диез при ключе относится к тональностям соль мажор и ми минор, один бемоль обозначает тональности фа мажор и ре минор
КОДА - заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.
Колоратура - виртуозный стиль пения, обычно включающий быстрые гаммы, арпеджио, украшения; как правило, колоратура связана с высоким, легким сопрано, особенно в опере.
Con brio (кон брио) - обозначение выразительности: "живо".
Con moto (кон мото) - обозначение темпа и выразительности: "с движением".
Con fuoco (кон фуоко) - обозначение выразительности: "с огнем".
КОНСОНАНС - созвучие, согласное звучание двух и более тонов; концепции консонанса различны в музыке разных эпох и стилей.
КОНТРАЛЬТО - самый низкий по регистру женский голос.
КОНТРАПУНКТ - тип музыкального письма, при котором голоса (два и более) движутся с относительной самостоятельностью.
КОНТРАФАГОТ - большой фагот, играющий на октаву ниже обычного фагота.
Контртенор - очень высокий мужской голос (выше тенора).
Концертино - в барочном инструментальном концерте (concerto grosso) группа солистов, обычно две виолы и basso continuo.
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР - 1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера; 2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра; 3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах.
Concertato (кончертато) - стиль, характерный для музыки эпохи барокко и подразумевающий "соревнование" групп оркестра, хоров и т.д.
Cornetto (корнетто), цинк - деревянный или медный духовой инструмент эпохи позднего Возрождения и барокко, предшественник корнета; имеет конический ствол, чашеподобный мундштук, хроматический звукоряд.
Crescendo (крещендо) - обозначение динамики: постепенное усиление громкости. Обозначается также вилочкой .
ЛАДЫ - 1) звукоряды типа мажора или минора; 2) в Средневековье система диатонических ("по белым клавишам") модусов (ладов, звукорядов), ведущая свое происхождение от древнегреческих ладов и составляющая основу средневекового церковного пения и развившихся на его основе жанров; в связи с этим средневековые модусы нередко называются церковными ладами. Каждый средневековый модус имеет диапазон октавы и может быть представлен в двух формах - автентической и плагальной. Четыре основные автентические модусы - дорийский от ре, фригийский от ми, лидийский от фа и миксолидийский от соль. У параллельных им плагальных модусов тот же основной тон, но диапазон обычно на кварту ниже. В эпоху Возрождения к описанным модусам были добавлены: эолийский лад от ля и ионийский лад от до с соответствующими плагальными формами. См. ЛАДЫ; 4) жильные, костяные или деревянные пластинки, расположенные на грифах лютни, гитары и других подобных инструментов и отмечающие для исполнителя местонахождение определенных звуков.
Larghetto (ларгетто) - 1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Largo (ларго) - буквально "широко": 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле - самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Legato (легато) - обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками.
Leggiero (леджиеро) - обозначение выразительности: легко, грациозно.
Лейтмотив - в операх Рихарда Вагнера ( и у других авторов, пользующихся лейтмотивной техникой в произведениях разных жанров) - мелодический, ритмический, гармонический мотив, ассоциирующийся с персонажем, предметом, временем и местом действия, а также с определенными эмоциями и отвлеченными идеями. См. ЛЕЙТМОТИВ.
Lento (ленто) - обозначение темпа: медленно.
Либретто - текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме.
Лига - изогнутая линия под или над нотами, которая связывает их во фразу; если лига соединяет две ноты одной высоты, то вторая нота не исполняется, а ее длительность присоединяется к длительности первой ноты.
Lied (нем. "песня") - термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19 в.
Лирическая опера (opera lyrique) - термин, относящийся к французской опере 19 в. и обозначающий разновидность жанра, находящуюся как бы между "большой оперой" (grand opera) и "комической оперой" (opera comique).
L'istesso tempo (листэссо тэмпо) - "в том же темпе": обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности.
Лютня - струнный щипковый инструмент. См. ЛЮТНЯ.
Ma non troppo (ма нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - не слишком быстро.
МАДРИГАЛ - 1) светский вокальный двух- или трехголосный жанр в итальянской музыке 14 в.; 2) светская многоголосная хоровая пьеса в Италии и Англии в 16 и начале 17 вв.
МАЖОР и МИНОР - термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) - например, может быть две терции: мажорная, или большая (до - ми) и минорная, или малая (до - ми-бемоль), т.е. мажорный интервал на полутон шире, чем соответствующий минорный; 2) для обозначения двух основных типов трезвучий и построенных на них аккордов: трезвучие, первым интервалом которого является мажорная терция - мажорное (до - ми - соль), трезвучие с минорной терцией в основе - минорное (до - ми-бемоль - соль); 3) для обозначения двух наиболее распространенных звукорядов в европейской музыке после 1700 - мажорного (с большой терцией между I и III ступенями) и минорного (с малой терцией между I и III ступенями). Мажорный звукоряд от ноты до имеет вид: до - ре - ми - фа - соль - ля - си - до. Минорный звукоряд имеет три формы: натуральный минор, в котором полутоновые соотношения образуются между II и III и между V и VI ступенями, а также гармонический и мелодический миноры, в которых изменяются (альтерируются) VI и VII ступени.
См. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ.
МАНУАЛ - клавиатура; в русском языке обычно относится к клавиатурам органа и клавесина.
Marcato (маркато) - обозначение выразительности: отчетливо, с ударением.
МЕДИАНТА - III ступень звукоряда: например, ми в до мажоре.
МЕЛИЗМЫ (украшения) - 1) мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. Мелизматический стиль характерен для старинного церковного пения разных традиций (византийского, григорианского, древнерусского и т.д.); 2) небольшие мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами.
МЕЛКАЯ НОТА - нота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения: 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, "мелкая нота" представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, "отнимающее" ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин "форшлаг"; 2) в музыке 19 в., особенно в сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии "мелких нот" часто употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или два такта и т.д.), а длительность каждой из "мелких нот" определяется исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. "свободно").
МЕЛОДИЯ - музыкальная мысль, выраженная одноголосно и имеющая определенный высотный и ритмический контур.
Meno (мэно) - "менее"; meno mosso (мэно моссо) - обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.
МЕТР - ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей, подобно стопе в поэзии. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте).
Метра и размера обозначения - метр обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя - ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти.
МЕТРОНОМ - механический прибор для определения темпа произведения, изобретен в 19 в.
Mezza voce (мецца воче) - вполголоса.
Mezzo forte (меццо фортэ) - не очень громко.
МЕЦЦО-СОПРАНО - женский голос средней высоты, между сопрано и контральто.
МИКРОТОН - интервал меньше, чем полутон (в темперированном строе).
МИНИМАЛИЗМ - музыкальный стиль второй половины 20 в., основанный на длительном повторении, возможно, с небольшими изменениями, весьма лаконичного музыкального материала.
МОДАЛЬНОСТЬ - способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда - в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину "модальность" может соответствовать термин "ладовость").
Moderato (модерато) - обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro.
МОДУЛЯЦИЯ - в мажоро-минорной системе смена тональности.
Molto (мольто) - очень; обозначение темпа: molto adagio - обозначение темпа: очень медленно.
МОНОДИЯ - 1) сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента; 2) стиль итальянской музыки начала 17 в., для которого типично преобладание мелодии над простым аккордовым сопровождением.
МОРДЕНТ - украшение (мелизм), обозначаемое как () или () и состоящее в быстром движении на одну ступень вверх или вниз и немедленном возвращении; возможен также двойной мордент вверх и вниз.
МОТИВ - краткая мелодико-ритмическая фигура, наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы произведения.
Musica ficta (музика фикта), musica falsa (музика фальса) - распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте - с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон).
См. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ.
Musique concrete (франц.) - одно из направлений в музыке 20 в., зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим трансформациям.
НАСТРОЙКА - процесс корректирования высоты звука на разных инструментах (например, на струнных или на фортепиано), при котором звук обретает высотность, свойственную данной системе темперации, и звучание данного инструмента согласуется со строем других инструментов.
НЕАККОРДОВЫЙ ЗВУК - звук, не входящий в состав данного аккорда, но звучащий вместе с ним.
НЕВМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - в средневековом искусстве способ вокального письма, при котором на каждый слог текста приходится несколько тонов - в отличие от силлабического стиля, где каждому слогу соответствует один тон, и мелизматического стиля, где каждому слогу соответствует более протяженный распев.
НЕВМЫ - знаки старинных нотаций, подобные иероглифам; невма может означать как один тон, так и достаточно длинное мелодическое построение. Древнерусские невмы называются крюками.
Неоклассицизм - одно из направлений в музыке 20 в., для которого типично использование переосмысленных в современном духе жанров, форм, мелодических моделей и т.д. эпохи барокко и классицизма.
Non troppo (нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - обозначение темпа: не слишком быстро.
НОТА - графическое обозначение музыкального звука, а также сам звук.
НОТНЫЙ СТАН - совокупность пяти горизонтальных линеек в нотном письме.
ОБЕРТОНЫ - призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.
Obligato (облигато) - 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира.
ОКТАВА - интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1 : 2.
ОКТЕТ - ансамбль из восьми исполнителей, а также камерно-инструментальное произведение для этого состава.
Opus (опус) (лат. opus, "произведение"; сокращенно - ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора.
ОРГАННЫЙ ПУНКТ, ПЕДАЛЬ - выдержанный в басу звук (или несколько звуков), на фоне которого свободно движутся другие голоса; этот прием часто применяется в органной музыке, в классическом стиле органные пункты обычно появляются перед заключительным кадансом.
ОРГАНУМ - форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии.
Основной тон - главный (чаще всего нижний) звук в рамках данной группы звуков (интервалов, аккордов, ладов и т.д.).
Ostinato (остинато) - многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто - в басовых голосах).
ПАНДИАТОНИКА - стиль гармонического письма, в котором диатонические созвучия употребляются свободно, часто вне правил традиционной гармонии.
Параллельное движение - восходящее или нисходящее параллельное движение двух и более голосов, при котором между этими голосами сохраняется одно и то же интервальное расстояние (например, движение параллельными терциями или паралелльными квартами).
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ АККОРДЫ - восходящее или нисходящее движение аккордов одинаковой или похожей структуры, без разрешений, предписанных традиционной гармонией.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МАЖОР и МИНОР - мажор и минор, имеющие одни и те же ключевые знаки и отстоящие друг от друга на малую терцию (например, до мажор и ля минор).
Patter song (англ.) - юмористическая песня, в которой слова положены на простую мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков; слова при этом должны произноситься быстро и отчетливо.
ПАУЗА - термин употребляется для обозначения как собственно паузы - перерыва в звучании, так и знаков, ее предписывающих.
Pesante (пезанте) - обозначение выразительности: тяжело.
Пентатоника - пятиступенные лады; основной тип - бесполутоновая пентатоника ("по черным клавишам"); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ РИТМ - одновременное использование в разных голосах разных метров (ритмических рисунков), например двудольного и трехдольного.
ПЕРЕЧЕНИЕ - близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы - например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены.
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. "вечное движение"): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца.
Pianissimo (пианиссимо) - очень тихо; сокращенно: pp.
Piano (пиано) - тихо; сокращенно: p.
Piu (пиу) - больше; piu allegro - обозначение темпа: быстрее.
Pizzicato (пиццикато) - щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами.
ПЛАГАЛЬНЫЙ - 1) в музыке, опирающейся на мажоро-минорную систему, каданс, в котором субдоминантовый аккорд разрешается в тонику (ход от IV к I ступени, или от трезвучия фа - ля - до к трезвучию до - ми - соль в до мажоре); 2) в средневековом церковном пении - лад, находящийся на кварту ниже соответствующего автентического лада и имеющий общий с ним основной тон.
ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ - одновременное использование в произведении нескольких (например, мажорного и минорного) звукорядов (ладов).
ПОЛИРИТМИЯ - одновременное использование отчетливо конт