м.
Жезл Диониса и его спутников, обвитый плющом и виноградными листьями и с шишкой пинии на верхнем конце (в древнегреческой мифологии).
м.
Жезл Диониса и его спутников, обвитый плющом и виноградными листьями и с шишкой пинии на верхнем конце (в древнегреческой мифологии).
ТИРС, тирса, муж. (греч. thyrsos) (ист.). «Палка, жезл с сосновой шишкой на вернем конце, обвитый плющом и виноградными листьями, - символ бога вина и веселья Вакха и служительниц его культа вакханок в античном мире. - вот он, вот Вакх! О час отрадный! Державный тирс в его руках.» Пушкин.
ТИРС -а; м. [греч.] В античной мифологии: жезл Диониса (Вакха) и его спутников, обвитый плющом и виноградными листьями.
* * *
ТИРС - ТИ́РС (Фирс), в Др. Греции жезл Диониса (см. ДИОНИС), его спутников и участников празднеств в честь этого бога, увитый плющом, виноградными листьями и увенчанный еловой шишкой.
ТИРС (Фирс) - в Др. Греции жезл Диониса, его спутников и участников празднеств в честь этого бога, увитый плющом, виноградными листьями и увенчанный еловой шишкой.
-а, м.
В античной мифологии: жезл Диониса (Вакха) и его спутников, обвитый плющом и виноградными листьями.
Вот он, вот Вакх! О час отрадный! Державный тирс в его руках. Пушкин, Торжество Вакха.
Тирс, хмелем повитый, ласкал ей плечо; Вакханка шла с пляски, дыша горячо. Полонский, Вакханка и сатир.
[греч. θύρσος]
ТИРС (греч. thyrsos). Жезл, обвитый плющом и виноградною лозою, который носил Бахус, исступленные вакханки и остальные его спутники.
- Увитый плющом жезл Диониса.
- Жезл бога виноделия Диониса в древнегреческой мифологии.
- Серёжковидное соцветие у берёзы.
- Часть соцветия.
Ти́рсо де Моли́на (Tirso de Molina), настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Téllez) (1571 или около 1583 - 1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические («Мудрость женщины», 1634), библейские, агиографические сюжеты, ауто, религиозно-философские драмы («Осуждённый за недостаток веры», 1634). Комедии «Дон Хиль Зелёные штаны» (1635), «Благочестивая Марта» (1636). Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) - первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.
* * *
ТИРСО ДЕ МОЛИНА - ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес, Tellez) (1571 или ок. 1583-1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические («Мудрость женщины», 1634), агиографические сюжеты, комедии («Дон Хиль Зеленые штаны», 1635; «Благочестивая Марта» 1636), религиозно-философские драмы («Осужденный за недостаток веры», 1634), ауто сакраменталь (см. АУТО). Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) - первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.
* * *
ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриэль Тельес, Tеllez) (24 марта 1579, Мадрид - февраль 1648, Сория), испанский драматург 17 века, создатель образа Дон Жуана (см. ДОН ЖУАН).
Биографические сведения
Не только большая часть подробностей жизненного пути Тирсо де Молины, но и точная дата его рождения, и его полное мирское имя были открыты после почти целого века интенсивных исследований в 1980-90-е гг. Наибольшие заслуги в этой области принадлежат собратьям драматурга по ордену доминиканцев (см. ДОМИНИКАНЦЫ (орден)).
Его родители, Андрес Лопес и Хуана Тельес, были людьми настолько бедными, что им нечего было завещать детям. Его старшая сестра, Каталина Тельес, ушла в монастырь в 1587 в возрасте 13 лет (ум. в 1630). Габриэль Тельес вступил в 1600 в орден Мерседариев - дочерний орден доминиканцев, созданный для выкупа христианских невольников из мусульманского плена; через год он принял постриг в Гвадалахаре. В 1608 Тирсо де Молина стал пресвитером и монастырским викарием в Сории. Никаких документальных свидетельств того, что Тирсо де Молина учился в каком-нибудь университете или получал университетские степени не существует. В 1611-12 Тирсо де Молина переехал в Толедо, где жил до 1616, когда он отплыл на Санто Доминго (см. САНТО-ДОМИНГО (остров)), в числе монахов, сопровождающих нового верховного викария ордена на этом острове. На Санто Доминго он проповедовал, читал лекции по теологии и участвовал в поэтических состязаниях. В 1618 Тирсо де Молина вернулся в Испанию через Севилью (туда приходили в то время корабли из Америки).
В 1618 Тирсо де Молина потерял отца, а в 1620 - мать. В том же году он, прожив до этого два года в Сеговии, переселился в Мадрид и в течение последующих пяти лет активно участвовал в литературной жизни столицы, продолжая одновременно продвигаться и по иерархической лестнице ордена.
В 1625 «Хунта для исправления нравов» вынесла решение, в котором запретила Тирсо де Молина писать комедии и светские стихи и потребовала его ссылки в отдаленный монастырь. Решение это в полной мере исполнено не было, поскольку Тирсо де Молина не только продолжал писать комедии и продавать их труппам, но и не отказался от намерения опубликовать собрание своих пьес, однако Мадрид покинул. В 1626 он был избран сроком на три года командором монастыря в Трухильо. Там, вблизи родового гнезда Писарро, он написал драматическую трилогию о завоевании Перу, прославляя Франсиско Писарро (см. ПИСАРРО Франсиско) и его братьев. В последующие годы Тирсо де Молина большую часть времени проводил в Толедо.
В 1638 он вернулся в Мадрид. С 1640 начала ужесточаться позиция ордена в отношении светского литературного творчества монахов, в частности, мадридским монахам вышел запрет писать сатиры на власти в стихах и в прозе. В том же году Тирсо де Молина был выслан в монастырь в Куэнке. С 1642 он вновь стал появляться в различных монастырях ордена и с 1643 поселился в Толедо. В 1645 был назначен командором монастыря в Сории. Умер в монастыре Алмасан, на берегу Дуэро, не позднее 20 февраля 1648.
Драматургия
Документальные свидетельства литературной, и в первую очередь, драматургической деятельности Тирсо де Молина сохранились с 1606. В «Толедских виллах» (1621, пуб. 1624) он утверждал, что написал триста комедий за четырнадцать лет. При жизни автора вышло пять «частей» его комедий (первая - 1627, третья - 1634, вторая и четвертая - 1635, пятая - 1636). Эти издания, а также немногочисленные сохранившиеся манускрипты составляют костяк ныне существующего корпуса комедий драматурга. В настоящее время насчитывается около 80 пьес, связанных с именем Тирсо де Молины, причем среди них - более десяти пьес сомнительной атрибуции.
Драматург
Тирсо де Молина принадлежит к драматургам так называемого «круга Лопе де Веги (см. ЛОПЕ ДЕ ВЕГА)», но стоит в нем несколько особняком, предвосхищая некоторые более поздние тенденции в развитии испанской драмы, обретшие окончательную форму в творчестве П. Кальдерона (см. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро). В частности, он стремится к созданию смысловой и сюжетной связи между основной и второстепенной интригой пьесы. Традиционно считается, что комедии Тирсо де Молины отличаются острым и смелым, особенно для монаха, юмором и сильными женскими образами. В разном ключе образ сильной женщины разрабатывается в пьесе «Антона Гарсия» («Antona Garcia», 1623), в комедиях «Мари-Эрнандес, галисийка» («Mari-Hernandez, la gallega», 1625) и «Благочестивая Марта» («Marta la piadosa», 1614), в библейской драме «Месть Фамари» («La venganza de Tamar», до 1614) и др.
Оригинальность драматургического мышления Тирсо де Молина сказывается и на сюжетном строении его комедий. В пьесе «В женщине благоразумие» («La Prudencia en la mujer», 1622) Тирсо де Молина показывает свою героиню, королеву Марию де Молина, не только как правительницу, но и как мать - случай крайне редкий в испанском театре 17 века. Действие комедии «Дон Хиль-зеленые штаны» («Don Gil de las calzas verdes», не позднее 1615) выстроено вокруг фигуры, выдуманной для достижения своих интересов одним из героев и «перехваченной» затем героиней: Дон Хиль, единственной неизменной чертой которого становятся зеленые штаны, постепенно превращается в средоточие и воплощение чаяний и стремлений большинства героев пьесы и как будто даже приобретает собственную волю и самостоятельное существование. Пьеса сомнительной атрибуции «Осужденный за недостаток веры» («El condenado por desconfiado», не позднее 1625), которую большинство исследователей считает все же произведением Тирсо де Молины, посвящена будоражившей в то время умы теологической проблеме соотношения свободы воли и благодати в судьбе человека. Тирсо де Молина решает этот вопрос с соблюдением тончайших догматических нюансов, в аллегорической форме рассказывая о зеркальной судьбе двух человек - погубившего свою душу отшельника Пауло и спасенного разбойника Энрико. В более традиционном ключе выдержанно одно из самых масштабных драматических произведений Тирсо де Молины - трилогия о Святой Хуане (1613-1614).
«Севильский озорник» («El burlador de Sevilla») - пьеса сомнительной атрибуции; была опубликована в сборнике пьес разных авторов в 1630 под именем Тирсо де Молины (большинство современных критиков принимает его авторство пьесы); другой вариант под названием «Долгий срок вы мне даете», мало чем отличавшийся от «Севильского озорника», был опубликован в 1660 под фамилией Кальдерона; написана драма не позднее 1625, когда она была поставлена. В этой пьесе получила первое воплощение легенда о доне Хуане (Дон Жуане). Пьеса Тирсо де Молины носит аллегорический характер и рассказывает о том, как человек, видящий в жизни только игру и легкомысленно откладывающий покаяние и раскаяние на потом, губит свою душу. Дон Хуан движим похотью и азартом, каждое новое соблазнение знаменует новую ступень его падения. Все героини пьесы, кроме доньи Анны, оказываются уязвимыми в силу своей собственной греховности. Фигура несущей возмездие каменной статуи не только прибавляет финалу эффектности, но и делает его безупречным с точки зрения догматики.
Проза
Первое печатное произведение Тирсо де Молины «Толедские виллы» представляет собой сложный конгломерат форм. В основе его лежит сборник новелл, объединенных рамочным диалогом. Прозаическое повествование расцвечено разнообразными в жанровом отношении поэтическими вкраплениями и включает в себя три комедии. Чтобы создать из этих разнородных элементов единое произведение, Тирсо де Молина выстроил сложную систему смысловых и формальных перекличек. По той же модели строится и более поздняя книга «Развлекательное поучение» («Deleytar aprovechando», 1632, пуб. 1635), посвященная, как следует из ее названия, более благонравным развлечениям. Самым крупным прозаическим произведением Тирсо де Молины стала История ордена Мерседариев в двух частях (1637-1639).
Поэзия
Тирсо де Молина был признанным поэтом своей эпохи, неоднократно побеждал в поэтических состязаниях. Будучи последователем Лопе де Вегив комедии он, тем не менее с большим почтением относился к поэтическому стилю Л. де Гонгоры (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) и не чуждался маньеристичности (см. МАНЬЕРИЗМ) в собственных стихах. Однако современные исследователи наиболее удачными считают его фольклорные стилизации.
ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес - Tellez) (1571 или ок. 1583-1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические ("Мудрость женщины", 1634), агиографические сюжеты, комедии ("Дон Хиль Зеленые штаны", 1635; "Благочестивая Марта" 1636), религиозно-философские драмы ("Осужденный за недостаток веры", 1634), ауто. Драма "Севильский озорник, или Каменный гость" (1630) - первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.
Тирсо де Молина.
ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de Molina) (настоящее имя Габриель Тельес) (1571 или около 1583 - 1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические ("Мудрость женщины", 1634), библейские, житийные сюжеты; религиозно-философские драмы ("Осужденный за недостаток веры", 1634); комедии ("Дон Хиль Зеленые штаны", 1635). Драма "Севильский озорник, или Каменный гость" (1630) - первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.
Ти́рсо де Моли́на (Tirso de Molina) (настоящие имя и фамилия Габриель Тельес, Tellez) (1571 или около 1583 1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические («Мудрость женщины», 1634), библейские, агиографические сюжеты; тексты драматических представлений религиозно-аллегорического характера (так называемых ауто), религиозно-философские драмы («Осуждённый за недостаток веры», 1634). Комедии «Дон Хиль Зелёные штаны» (1635), «Благочестивая Марта» (1636). Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.