ШПИ́НЕЛЬ Иос. Аронович (1892-1980) - художник кино. Окончил ВХУТЕМАС, где учился сначала на арх., а затем на графич. отделении. Работу в кино начал в 1927 на Одесской студии Всеукраинского фотокиноуправления. Первый ф. - "Сквозь слезы" (1928, реж. Г. Гричер-Чериковер). Работалсреж. В. Тасиным ("Ночной извозчик", 1929), А. Довженко ("Арсенал", 1929; "Иван", 1932). Долгие годы работал с реж. Г. Рошалем ("Две женщины", 1930; "Человек из местечка", 1930; "Петербурская ночь", 1932; "Зори Парижа", 1937; "Семья Оппенгейм", 1939; "Вольница", 1956; "Хождение по мукам", 1-3-я сер., 1957-59). Ш. - создатель сложных, масштабных арх. комплексов. Сочетал в себе талант худож. с опытом производственника. Удачно совмещал в декорациях средства арх., живоп. и скульпт. выразительности, умело пользовался домакетками, живописными фонами и пр. Самое значит. событие в творч. жизни Ш. - работа с С. Эйзенштейном над ф. "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1-я и 2-я сер., 1945; 1958). Ш. принадлежит большая заслуга в деле освоения цвета в кино: цветной эпизод "Мышеловка" во 2-й сер. "Ивана Грозного", "Заговор обреченных" (1950, реж. М. Калатозов), "Великий воин Албании Скандербег" (1953, реж. С. Юткевич). Совмещал работу в кино с занятиями книжной графикой, живописью, сценографией. Преподавал во ВГИКе. Среди ф.: "Пышка" (1934), "Гаврош" (1937), "Машенька" (1942), "Повесть о настоящем человеке" (1948) и др.
Лит.: Тарасова-Красина Т. Иосиф Шпинель. М., 1979.
И. А. Шпинель. Эскиз декорации к фильму «Иван Грозный»