сущ., кол-во синонимов: 1
палочка (34)
ХАЕТ ХАЗАН ХАЗАНОВ ХАЗАНОВИЧ ХАЗАНОВСКИЙ ХАИТ ХАЙТ ХАЙТОВИЧ ХАСИД ХАХАМОВИЧ ХУСИД ХУСИТ
Фамилии древнееврейского происхождения, образованные от названий профессий, почти все связаны с религиоз-ными понятиями и названиями священнослужителей. Хазан, Хазанов (см. Хазанов), Хазанович, Хазановский hazzan "тот, кто читает молитву во время богослужения, кантор" Хасид, Хусид, Хусит hasid букв. "благочестивый", приверженец мистического религиозного движения, т.е. строго говоря, это не фамилия, образованная от назва-ния профессии Хахамович hakham "мудрец, религиозный вождь" Хайт, Хаит, Хает, Хайтович hayyat "портной"..(У)
ХАСИДЕИ (древнеевр. "хасидим" - "благочестивые"), еврейская секта или группа в период восстания Маккавеев (2 в. до н.э.). Хасидеи ("асидеи" в русском Синодальном переводе Библии) упоминаются в Книгах Маккавейских (1 Макк 2:41; 1 Макк 7:13; 2 Макк 14:6). Они противостояли евреям, готовым поддаться эллинистическому влиянию, и находились на переднем крае в борьбе против греко-сирийских войск. Хасидеи отличались исключительным благочестием, но когда евреи, отказавшиеся сопротивляться в субботу, были перебиты во время внезапного нападения врагов, хасидеи присоединились к тем, кто оборонялся в субботу, руководствуясь принципом, который проводился на протяжении всей еврейской истории: сохранение жизни превыше субботних установлений. Они придавали особое значение молитвенному созерцанию и приходили в синагогу за час до начала службы, чтобы подготовить себя к молитве. Как организованная группа хасидеи перестали существовать вскоре после периода Маккавеев. Позднее многие их идеи укоренились в еврейском мировоззрении, а их радостное отношение к исполнению Закона и благочестивые обычаи вошли в жизнь евреев.
м.
Течение в иудаизме, возникшее в XVIII в. в среде украинских евреев как оппозиционное официальной иудейской религии, направленное на ослабление роли раввинов в религиозной жизни верующих.
ХАСИДИ́ЗМ, хасидизма, мн. нет, муж. (от др.-евр. hasidh - благочестивый) (рел.). Религиозно-мистическое течение у евреев, возникшее в 18 веке как секта и впоследствии широко распространившееся среди верующих евреев.
ХАСИДИ́ЗМ -я; м. [от евр. hassid - благочестивый]. В иудаизме: мистическое религиозное течение, стремящееся к соединению с природой через прямое молитвенное общение с богом, обосновывающее ценность удовольствия и милосердия (возникло в середине 18 в. в Польше как выражение религиозного протеста верующих евреев против засилия в общинах раввинов).
* * *
хасиди́зм (от др.-евр. хасид - благочестивый), религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в 1-й половине XVIII в. среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции. Начался как оппозиционное движение против официального иудаизма, в частности - раввината. Для хасидизма характерны крайний мистицизм, религиозная экзальтация, почитание цадиков («праведников», «провидцев»). Постепенно сблизился с раввинатом. Наибольшее число приверженцев хасидизма - в Израиле.
* * *
ХАСИДИЗМ - ХАСИДИ́ЗМ (от др.-евр. хасид - благочестивый), религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в 1-й пол. 18 в. среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции. Начался как оппозиционное движение против официального иудаизма, в частности - раввината. Для хасидизма характерны крайний мистицизм, религиозная экзальтация, почитание цадиков («праведников», «провидцев»). Постепенно сблизился с раввинатом. Наибольшее число приверженцев хасидизма - в Израиле.
ХАСИДИЗМ (от др.-евр. хасид - благочестивый) - религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в 1-й пол. 18 в. среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции. Начался как оппозиционное движение против официального иудаизма, в частности - раввината. Для хасидизма характерны крайний мистицизм, религиозная экзальтация, почитание цадиков ("праведников", "провидцев"). Постепенно сблизился с раввинатом. Наибольшее число приверженцев хасидизма - в Израиле.
ХАСИДИЗМ (древнеевр. "хасид" - "благочестивый, набожный человек"), еврейское религиозное движение, берущее свое начало в 18 в. и характеризующееся склонностью к мистицизму и религиозной экзальтации. До появления хасидизма еврейской мысли был присущ рационализм и приверженность букве религиозного закона, хотя черты хасидского учения можно проследить с очень давних времен, поскольку элементы мистицизма можно найти в иудаизме уже в позднебиблейский период. Хасидизм как движение был основан Израилем Баал Шем Товом (1700-1760), поселившемся в Меджибоже (Польша; ныне Украина). БЕШТ (аббревиатура имени Баал Шем Тов), проповедовал бедным евреям, не имевшим ни средств, ни возможности учиться у великих раввинов той эпохи, учение о служении Всевышнему в радости. Разочарованная обманом и отступничеством лжемессии Саббатая Цви, неудовлетворенная сухим законотворчеством раввинистической школы, беднота горячо откликнулась на эту проповедь, призывающую к молитве и религиозному экстазу. Когда хасидизм достиг своего расцвета, уже более половины еврейского населения Европы стало хасидами. Хасидизм не затрагивал основ учения и практики иудаизма, но придавал ему более эмоциональный характер. Основные идеи хасидизма заключаются в следующем: Бог вездесущ, и служение ему в малом равнозначно служению в великом; служить ему лучше в радости; во всяком человеке есть что-то хорошее; нет такого грешника, чей грех не мог бы быть искуплен. Особое значение придается эмоциональной молитве, цель которой - достижение подлинного духовного общения с Богом. Хотя хасидизм испытал влияние каббалы, хасиды чуждались аскетизма и стремились к объединению в религиозные группы. Некоторые хасидские лидеры, среди которых был Шнеур Залман из Ляд (1747-1812), внесли в хасидскую мысли рационалистические и философские элементы. После смерти БЕШТА в хасидизме оформились различные направления, каждое из которых возглавил цаддик (так называли святых чудотворцев). Соперничество между цаддиками и их приверженцами привело к искажению учения о божественной любви и других идей, которым учил основатель хасидизма, чрезмерно большое значение стали придавать чудесным способностям цаддика. С тех пор место цаддика стало наследственным, возникли даже соответствующие династии Хасидизм натолкнулся на решительное противодействие со стороны представителей раввината, придерживавшихся мнения, что Богу лучше служить путем познания его закона, а несколько позже - со стороны приверженцев Хаскалы (еврейского просветительского движения). Исчезновение гетто, приобщение к современной жизни, Первая мировая война и внутреннее брожение в общинах привели к ослаблению позиций хасидизма. Однако духовное обновление и религиозный энтузиазм хасидизма оживили еврейскую религиозную жизнь и сыграли заметную роль в еврейской мысли.
ЛИТЕРАТУРА
Бубер М. Хасидские предания. М., 1997
ХАСИДИ́ЗМ (от евр. хасид - благочестивый) - направление в ашкеназском иудаизме. В практич. плане представляет собой народное мистич. движение, основанное на оправдании человека не глубокой талмудич. ученостью, но искренней верой. Основатель Х. реббе Исраиль бен Элиезер, известный под акронимом Бешт (аббревиатура прозвища Баал Шем Тов, т. е. "Добрый знахарь") (1700-60) - мистик, каббалист и врачеватель. Он начал свою проповедь в конце 1730-х гг. в Подолии, а затем поселился в местечке Меджибож. Здесь он основал первый хасидский кружок. Учение Бешта было развито и распространено его учениками, прежде всего реббе Дов-Бером из Межиричей. Центр, пунктом нового направления стало учение о духовном лидере, цадике (праведнике). За неск. десятилетий новое движение охватило весь еврейский мир Вост. Европы. Не менее 40% евреев этого региона примкнуло к новому движению. Появилось много цадиков, к-рые по-своему толковали и развивали Х. Первые цадики стали основателями династий-толков. Большинство хасидских толков отличалось друг от друга прежде всего личностью своих вождей. Наиболее оригинальным, стоящим в стороне от других хасидских направлений является созданный в кон. 18 в. реббе Шнеур-Залманом из Ляд (1747-1812) любавичский Х., или Хабад (аббревиатура слов "мудрость, понимание, познание"). Шнеур-Залманподвел под свое учение религиозно-философскую основу, вновь вернул традиц. престиж учению, что сближает Хабад с ортодоксальным раввинизмом. Т. к. хасиды подрывали власть традиц. раввинской знати, а также внесли в ритуалы нек-рые изменения, на них ополчились ортодокс, раввины. Митнаг дим (противники), как их стали называть хасиды, были особенно сильны в Литве (отсюда литвак - противник Х.), центре традиц. еврейской учености. В пылу борьбы дело дошло до взаимных отлучений и даже до доносов властям. Но т. к. хасиды не порвали с ортодокс, иудаизмом, то уже в 19 в. произошло примирение хасидов и их противников.
В СССР Х. подвергался преследованиям. Одним из последних активных вождей иудаизма оставался глава Хабада реббе Йосеф-Ицхак Шнеерсон. В 1924-27 его резиденция находилась в Ленинграде. В 1927 он был арестован, приговорен к расстрелу, но под давлением мировой общественности освобожден и выслан из СССР. В наст. время Хабад вновь пользуется большим влиянием в еврейских общинах быв. СССР.
ХАСИДИЗМ (от древнееврейского хасид - благочестивый), течение в иудаизме, возникшее в 1-й половине 18 в. среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции. Начался как оппозиционное движение против официального иудаизма. Для хасидизма характерны мистицизм, религиозная экзальтация, почитание цадиков ("праведников", "провидцев").
ХАСИДИЗМ
(от древнеевр.-благочестивый): движение в иудаизме, распространенное среди еврейского населения Волыни, Галиции и Подолии; возникло в 17 в., ставило себе целью добиться самостоятельности.своей религии.
хасиди́зм, хасиди́змы, хасиди́зма, хасиди́змов, хасиди́зму, хасиди́змам, хасиди́змом, хасиди́змами, хасиди́зме, хасиди́змах
ХАСИДИЗМ [< др.-евр. - «чистый, набожный»] - ист. мистическое философско-бытовое течение в иудаизме, противопоставляющее себя рационализму, стремящееся к соединению с природой (гл. обр. в Восточной Европе).
- Какое религиозное течение создал Бешт?
- Религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в 1-й половине 18 века среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции.
ХАСИ́ДЫ -ов; мн. Приверженцы хасидизма.
◁ Хаси́д, -а; м. Хаси́дка, -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. Хаси́дский, -ая, -ое.
Хасиды
(Hasidim, иврит - набожные), мистическое движение в иудаизме, зародившееся в 12 в. в Германии. Совр. хасидизм возник в 18 в. в Польше, его основатель Баал Шем Тов (1700 -60) учил, что вне и кроме Бога ничего не существует, и призывал к тщательному исполнению всех заповедей, к благочестивому поведению. Движение X. во мн. опиралось на каббалу и отличалось крайним мистицизмом, требованием постоянных молитв и чтения псалмов; один из важных элементов ритуала - песнопения и танцы, олицетворяющие радостное восприятие Бога во всех аспектах повседневной жизни. Хасидизм быстро распространялся среди преследуемых еврейских общин Вост. Европы, но в новые времена пошел на убыль. В наст, время многочисл. группы X. обосновались в США и Израиле, где их лидеры - цадики (святые) - возглавляют движение за введение религ. законодательства и являются решительными защитниками ортодоксально го иудаизма. X. можно узнать по черной одежде, завитым локонам у висков, и - в соответствии с ортодоксальным иудейским запретом - нестриженой бороде.
ХАСИМОВ
Кроме своего безусловно тюркского происхождения, фамилия могла появиться на Дону: там растет много хасимов - цветов типа одуванчиков. А цветы, деревья, кустарники часто становились основой для русских (да и не только русских) фамилий: Елин, Ёлкин, Березин, Березовский, Кедров, Кедрин, Пионов, Пионтовский, Розов, Розовский, Смородкин, Соснин.
ХАСИМОВ
Кроме своего безусловно тюркского происхождения, фамилия могла появиться на Дону: там растет много хасимов - цветов типа одуванчиков. А цветы, деревья, кустарники часто становились основой для русских (да и не только русских) фамилий: Елин, Ёлкин, Березин, Березовский, Кедров, Кедрин, Пионов, Пионтовский, Розов, Розовский, Смородкин, Соснин.
Хасимо́то Санай (1834-1859), участник движения против сёгуната в Японии в 50-х гг. XIX в. Был сторонником союза с Россией. Казнён.
* * *
ХАСИМОТО Санай - ХАСИМО́ТО Санай (1834-59), участник движения против сегуната в Японии в 50-х гг. 19 в. Был сторонником союза с Россией. Казнен.
ХАСИМОТО Санай (1834-59) - участник движения против сегуната в Японии в 50-х гг. 19 в. Был сторонником союза с Россией. Казнен.
Хасимо́то Синобу (р. 1918), японский сценарист, кинорежиссёр, продюсер. По его сценариям режиссёр. А. Куросава снял фильм «Расёмон» (1950), «Семь самураев» (1954), «Записки живого» (1955), «Замок паутины» (по «Макбету» У. Шекспира, 1957), «Додэскадэн» (1970) и др. Написал также сценарии фильма «Восставший» (1967), «Голова» (1968), «Гибель Японии» (1973) и др.
Хаси́нто Эмилио (Jacinto) (1875-1899), идеолог радикально-демократического направления в Филиппинской революции 1896-98, автор основных программных документов Катипунана. Проповедовал утопические идеи всеобщего равенства.
* * *
ХАСИНТО Эмилио - ХАСИ́НТО (Jacinto) Эмилио (1875-99), идеолог радикально-демократического направления в Филиппинской революции 1896-98, автор основных программных документов Катипунана (см. КАТИПУНАН). Проповедовал утопические идеи всеобщего равенства.