ж.
то же, что хинин
ХИ́НА, хины, мн. нет, жен. (от перуанск. kina - кора).
1. Тоже, что хинная корка (см. хинный; хим., мед.).
2. То же, что хинин (разг.).
ХИ́НА, -ы, жен. (разг.). То же, что хинин.
| прил. хинный, -ая, -ое. Хинное дерево (южноамериканское дерево сем. мареновых, кора к-рого содержит хинин).
ХИНА - жен. хинная кора, кора американского дерева Cinchona, хинного дерева. Ханин муж. хинина жен. хинная соль, аптечное снадобье, выделываемое из хины.
ХИ́НА -ы; ж. [из перуанск. kina - кора] = Хини́н. Принять хину. Кристаллы хины.
◁ Хи́нный, -ая, -ое. Х-ое дерево (вечнозелёное тропическое дерево или крупный кустарник сем. мареновых, в коре которого содержится хинин). Х-ая кислота (содержащаяся в коре хинного дерева и в некоторых других растениях кислота, используемая в медицине). Х. порошок.
-ы, ж.
То же, что хинин.
Габуния высыпал на язык мохнатые кристаллы хины, запил их водой и начал медленно натягивать одеревенелый брезентовый плащ. Паустовский, Колхида.
[От перуанск. kina - кора]
см. хинин
хи́на
хи́нная кора́. Через нем. China "хина" (с 1801 г.; см. Пальмер, Neuweltw. 32) из ит. china, chinachina, исп. quina, quinaquina от слов в языке кечуа (Перу) kina, kinakina "кора"; см. Лёве, KZ 60, 153 и сл.; Локоч, Аmеr. Wörter 32; Пальмер, Einfl. 60; Neuweltw. 32.
-ы, ж. Разг. к Хиония (см.).
-ы, жен. Разг. к (см. Хиония).
- Алкалоид, содержащийся в коре хинного дерева.
- Рыжая такса Антона Чехова.
- Эталон горечи, лекарство от малярии.
- В полинезийской мифологии - первая женщина.
Хиналу́гский язы́к - см. в статье Дагестанские языки.
* * *
ХИНАЛУГСКИЙ ЯЗЫК - ХИНАЛУ́ГСКИЙ ЯЗЫ́К, см. Дагестанские языки (см. ДАГЕСТАНСКИЕ ЯЗЫКИ).
ХИНАЛУГСКИЙ ЯЗЫК - см. Дагестанские языки.
Хиналу́гский язы́к -
один из лезгинских языков.
Некоторые исследователи считают Х. я. самостоятельной ветвью нахско-дагестанских языков. Распространён
в селе Хиналуг Кубинского района Азербайджанской ССР. Число говорящих
около 3 тыс. чел. (1979, оценка). Диалектов не
имеет, но отдельные различия характерны для речи того или иного квартала
села Хиналуг.
Вокализм Х. я. характеризуется наличием
простых (а, и, о, у, е, ы) и умлаутизированных
(аь, оь, уь) гласных. Все гласные могут назализоваться. В сфере консонантизма представлены глухие смычные
преруптивы (пп, тт, кк, цц, чч), фарингальные спиранты гӀ, хӀ. Глухие
спиранты в интервокальной позиции могут усиливаться. Ударение слабое, разноместное. Существительное имеет категории именного класса, числа и падежа (16 падежей, в т. ч. 12 местных). Имена
распределяются по 4 грамматическим классам. Счёт
в Х. я. - двадцатеричный. Числительные делятся
на количественные, дробные, кратные и разделительные; порядковые заимствованы из азербайджанского языка. Глагол обладает категориями класса, времени, наклонения, вида. Широко представлены направительные глагольные
превербы, в окаменелом (непродуктивном) виде встречаются также и
локальные превербы. Для синтаксиса Х. я.
характерно простое предложение в номинативной, эргативной и
дативной конструкциях. Основные способы выражения синтаксических
связей - согласование, примыкание, интонация. Язык
бесписьменный.
Шаумян Р. М., Яфетические языки
«шах-дагской подгруппы», в кн.: Язык и мышление, т. 10, М.-Л.,
1940;
Дешериев Ю. Д., Грамматика
хиналугского языка, М., 1959;
его же, Хиналугский язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 4,
М., 1967;
Кибрик А. Е., Кодзасов С. В.,
Оловянникова И. П., Фрагменты грамматики хиналугского
языка, М., 1972;
Керимов К. Р., Глагол
хиналугского языка, Махачкала, 1986.
У. А. Мейланова.
ХИНАСТЕРА (Ginastera) Альберто (1916-1983) - аргентинский композитор, педагог. Основатель консерватории в Ла-Плате (1948), один из организаторов Латиноамериканского центра музыкальных исследований (1965). Оперы, балеты, кантаты, концерты, оркестровые произведения и др.
Хинасте́ра (Ginastera) Альберто Эваристо (19161983), аргентинский композитор, педагог. Совершенствовался у А. Копленда (в США). Основатель (1948) и директор (до 1958, с перерывом) консерватории в Ла-Плате, Латиноамериканского центра высших музыкальных исследований при Институте «Торквато ди Телья» (1962, Буэнос-Айрес). Музыкальные сочинения ярко национального колорита. Оперы «Дон Родриго» (1964), «Бомбарцо» (1967), «Беатриче Ченчи» (1971), балеты, «Кантата магической Америке» для сопрано и 53 ударных инструментов (1961; на тексты поэзии майя, ацтеков, инков); инструментальные концерты, камерно-инструментальная музыка.
Хинасте́ра Альберто (Ginastera) (1916-1983), аргентинский композитор, педагог. Основатель и директор (1948-58) консерватории в Ла-Плате и Латиноамериканского центра музыкальных исследований (Буэнос-Айрес, 1962). Оперы, в том числе «Дон Родриго» (1964), «Бомарсо» (1967), балеты, «Кантата магической Америке» для сопрано и ударных (1961), сюита «Пампеана» (1954) и других произведений для оркестра, концерты (в том числе для арфы с оркестром, 1956), камерно-инструментальная музыка.
* * *
ХИНАСТЕРА Альберто - ХИНАСТЕ́РА (Ginastera) Альберто (1916-1983), аргентинский композитор, педагог. Основатель консерватории в Ла-Плате (1948), один из организаторов Латиноамериканского центра музыкальных исследований (1965). Оперы, балеты, кантаты, концерты, оркестровые произведения и др.
ХИНАСТЕРА (Ginastera) Альберто (1916 - 83), аргентинский композитор. Основатель и директор консерватории в Ла-Плате (1948 - 58) и Латиноамериканского центра музыкальных исследований (Буэнос-Айрес, 1965). Синтезировал современную, в том числе серийную, технику с национальными элементами. Оперы "Дон Родриго" (1964), "Бомарсо" (1967), балет "Панамби" (1940) и др., симфоническая сюита "Пампеана" (1954), концерты, фортепьянные пьесы.
ж.
Одно из направлений в буддизме, приверженцы которого считают единственно возможным путём достижения блаженства, нирваны [нирвана 1.] только уход от общества в монашестве.
ХИНАЯ́НА -ы; ж. [санскр.] Одно из направлений буддизма, исповедующее блаженство человека в уходе от общества и монашество.
* * *
хиная́на (санскр., буквально - малая колесница), наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал «освобождения» принял в ханаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, - идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.
* * *
ХИНАЯНА - ХИНАЯ́НА (санскр., букв. - малая колесница), наряду с махаяной (см. МАХАЯНА) одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал «освобождения» принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, - идеал архата (см. АРХАТ). Развила учение о дхармах (см. ДХАРМА). Основные философские школы: саутрантика (см. САУТРАНТИКА), вайбхашика (см. ВАЙБХАШИКА).
ХИНАЯНА (санскр. - букв. - малая колесница), наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал "освобождения" принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, - идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.
ХИНАЯНА (санскритское, буквально - малая колесница), наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других странах. Буддийский идеал "освобождения" принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий (так называемый идеал архата). Развила учение о дхармах.
ХИНАЯНА
(малая колесница или узкий путь спасения): направление буддизма. С точки зрения хинаяны, мир и «я» - нереальны, а реальными, являются лишь дхармы - психофи-, зические элементы безличного жизненного процесса. Душа не выступает самостоятельной духовной сущностью, ибо тоже состоит из ежесекундно вспыхивающих и угасающих дхарм. Духовное самосовершенствование преследует в хинаяне цель личного спасения. Ее идеалом является архат («достигший конечной цели»), который мало беспокоится о совершенстве других. Будда в хинаяне - учитель совершенства, объект подражания и почитания, однако в ней нет сложного культа и религиозной организации; они заменены жизнью в монашеской общине.
хиная́на
(санскр. букв, малая колесница, или узкий путь спасения) одно из направлений в буддизме, приверженцы которого одним из основных условий спасения считают уход от жизни (от общества) и достижение нирваны только через монашество (см. махаяна).