Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ч

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Ч (произн. ч или чё). см. че.

Толковый словарь Даля

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

см. че.

Практический толковый словарь

Учебный фразеологический словарь

Афоризмы

Орфографический словарь

Синонимы к слову ч

предл, кол-во синонимов: 1

буква (103)

Лингвистические термины

Этимологический словарь

Полезные сервисы

ч, ч [че]

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

ч-(а)

ч-(ий)

ч-мор

Толковый словарь Даля

Полезные сервисы

ч-ш

Орфографический словарь

ч-ш и ч-ш, неизм.

Полезные сервисы

ч-ш-ш

Орфографический словарь

ч-ш-ш и ч, неизм.

Полезные сервисы

ч/б

Орфографический словарь

Полезные сервисы

ч/ш

Орфографический словарь

Полезные сервисы

ча

Толковый словарь Даля

ЧА - ? зап. что, чего? что надо, ась?

Синонимы к слову ча

сущ., кол-во синонимов: 1

чай (88)

Новый словарь иностранных слов

ча

- см. джа.

Полезные сервисы

ча-ча-ча

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

ча-ча-ча/, нескл. с.

Орфографический словарь

ча-ча-ча́, нескл., ср.

Словарь ударений

ча́-ча́-ча́, нескл., с.

Синонимы к слову ча-ча-ча

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

ча/-ча/-ча́, нескл., с.

Полезные сервисы

ча̀-ча̀-ча

Грамматический словарь

ча̀-ча̀-ча́ с 0

Полезные сервисы

ча̀епрессовочный

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀еразвесочный

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀еторговля

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀еторговый

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀еуборочный

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀еуправление

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀стновладельческий

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀стнокапиталистический

ча̀стноправовой

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀стнопрактикующий

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀стнопредпринимательский

ча̀стнособственнический

Грамматический словарь

Полезные сервисы

ча̀у-чау

Грамматический словарь

ча̀у-ча́у мо//жо, 0

Полезные сервисы

чаадаев

Орфографический словарь

Грамматический словарь

Чаада́ев ф. <мс 1а>

Этимология

Этимологический словарь

Чаада́ев

фам. русск. дворянского рода, также Чегода́ев. Восходит к тюрк. племенному названию Čaɣatāi, которое первонач. было именем второго сына Чингис-хана (ум. в 1242 г.), ср.-греч. Τζαχατάης (Лаон. Халкон. I, 152); см. Фасмер, ZfslPh 17, 340 и сл.; Шпулер, Goldene Ноrdе 243.

Словарь русских фамилий

ЧААДАЕВ ЧАДАЕВ ЧЕГОДАЕВ ЧЕОДАЕВ ЧАГАДАЕВ

Чегодай - из тюркского имени Чагатай в русском произнолшении Чаадай. Так звали, в частности, второго сына Чингисхана, он получил во владение огромную территорию, население которой называли чегодаи (фонетический вариант - чагатаи), само имя из этнонима. Фамилии Чегодаев иногда изменялась в Чаадаев, Чадаев. (Ф, Н)

В основе фамилий Чаадаев, Чеодаев лежит имя собственное мужское монгольского происхождения, но широко известное и у тюркских народов. Известно оно и как историческое имя второго сына Чингисхана Джагатая Чагатая, в основе которого монгольско-тюркское слово "храбрый, честный, искренний". Это же название известно как этноним - название тюркско-монгольского племени джагатай~чагатай, из которого происходил Тимур. Фамилия Чаадаев,Чеодаев, таким образом, произошла либо от данного этнонима, либо, что скорее всего, от имени собственного мужского, из которого позже, путем присоединения суффикса -гв, и образовалась фамилия, получившая в русской адаптации два варианта: Чаадаев, Чеодаев.

В Ономастиконе Веселовского Чагадаев Андрей, крестьянин, 1564 г., Олонец.

Сканворды для слова чаадаев

Полезные сервисы

чаадаев петр як

Гуманитарный словарь

ЧААДА́ЕВ Петр Як. (1794-1856) - философ и публицист. Род. в дворянской семье, внук М. М. Щербатова. В 1808-12 учился в Моск. ун-те, участник Отеч. войны 1812. В 1818-20 Ч. близок к Союзу благоденствия, вступает в масонскую ложу "Соединенных братьев", в 1821 принят в Сев. об-во декабристов. В 1823-26 путешествует по Зап. Европе, знакомится с Ф. В. Шеллингом, сильно на него повлиявшим. По возвращении в Россию Ч. был арестован, затем за ним устанавливается негласный полицейский надзор. В 1829-31 Ч. пишет свое осн. соч. - "Философические письма". Центр. место в размышлениях Ч. занимает его философия истории: в осн. ист. процесса лежит Божеств. Провидение, к-рому в наиб. степени соответствует католицизм, определивший духовное единообразие Зап. Европы и обеспечивший развитие европ. культуры, хранящей накопленные духовные ценности. Отторженная от католицизма Россия не имеет традиций, лишена органич. развития и пришла к интеллект. и нравств. тупику. Публикация первого "Философич. письма" в ж. "Телескоп" (1836) привела к запрещению ж. и высылке ред. Н. И. Надеждина, сам Ч. "высочайшим повелением" был объявлен сумасшедшим. В ответ на обвинения Ч. в "Апологии сумасшедшего" (1837) выразил веру в ист. будущность России. Соч. Ч. при жизни автора не публиковались. Замечат. лит. достоинствами отмечены также его письма.

Личность и идеи Ч. оказали большое влияние на рус. об-во. Его прозападные симпатии способствовали формированию идеологии западничества, в то время как религ. характер предложенной им философии истории был воспринят славянофилами. Ч. был тесно связан со мн. деятелями рус. культуры 1-й пол. 19 в., в частности с А. С. Пушкиным, посвятившим ему три стих послания.

Соч.: Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т. М., 1991.

П. Я. Чаадаев

<abbr>П.</abbr> Я. <a href='/dict/чаадаев' class='wordLink' target='_blank'>Чаадаев</a>

Полезные сервисы

чаадаев пётр яковлевич

Энциклопедический словарь

Чаада́ев Пётр Яковлевич (1794-1856), мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства (Ф. Ламенне и др.). В главном сочинении - «Философические письма» (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлучённости России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого письма (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев «высочайшим повелением» был объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.

* * *

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич - ЧААДА́ЕВ Петр Яковлевич (1794-1856), российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма (см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМсоциального христианства (Ф. Ламенне (см. ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де) и др.). В главном сочинении - «Философических письмах» (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого из писем (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев «высочайшим повелением» был объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.

* * *

ЧААДА́ЕВ Петр Яковлевич [27 мая (7 июня) 1794, Москва - 14 (26) апреля 1856, там же], русский мыслитель и публицист.

Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Уйдя в отставку (1821), он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился с Шеллингом (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества. Он поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским (см. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич), Хомяковым (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович), Герценом (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович), Грановским (см. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич), Вл. Одоевским (см. ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович) и др.

В «Философическом письме» Чаадаев признает огромное духовное значение европейской традиции, высочайшую ценность культурного творчества народов Запада. Будущий прогресс, согласно Чаадаеву, возможен лишь при движении по единой исторической магистрали, уже избранной европейцами. Хотя у Чаадаева не было стремления к идеализации всей западноевропейской историитем более европейской современности), но его безусловно вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. «Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, - совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков». Согласно Чаадаеву, Россия отлучена от «всемирного воспитания человеческого рода», присущие ей национальное самодовольство и духовный застой препятствуют осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии. В ответ на обвинения в недостатке патриотизма он написал «Апологию сумасшедшего» (1837), где, говоря о России, утверждал, что «мы призваны решить большую часть проблем социального порядка» и «ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».

Чаадаев утверждал в своих сочинениях культурно-историческую роль христианства. В «историческом христианстве» находит выражение сама суть религии, которая является не только «нравственной системой», но действующей универсально божественной силой. Для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его «конечным целям».Он постоянно подчеркивал мистический характер действия «божественной воли», писал о «Тайне Промысла», о «таинственном единстве» христианства в истории и т. д. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества, прежде всего западноевропейских народов.

В своей историософии он выступал противником всякого индивидуализма и субъективизма: «Все силы ума, все средства познания покоятся на покорности человека»; «все благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе»; если бы человек смог «полностью упразднить свою свободу», то «в нем бы проснулось чувство мировой воли, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию». Чаадаев так же, как и славянофилы, остро чувствовал опасность эгоистического индивидуализма и предупреждал, что «то и дело вовлекаясь в произвольные действия, мы всякий раз потрясаем все мироздание». Но, отвергая индивидуализм, он отрицал и свободу, считая, в отличие от славянофилов с их идеей соборности, что иной путь понимания исторического бытия человека (помимо субъективизма и провиденциализма) в принципе невозможен. Своеобразие подобной позиции связано с влиянием на Чаадаева традиции европейского мистицизма. Отсюда берет начало постоянный для его творчества мотив высшего метафизического единства всего сущего, учение о «духовной сущности вселенной» и «высшем сознании», «зародыш» которого составляет сущность человеческой природы. В слиянии «нашего существа с существом всемирным» он видел историческую и метафизическую задачу человечества, «последнюю грань» усилий человека как разумного существа.

Полезные сервисы

чаадаев петр яковлевич

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856), русский философ и публицист. Родился 27 мая 1794 в Москве. Окончил словесное отделение Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Выйдя в отставку (1821), много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. За границей (1823-1826) Чаадаев познакомился с Шеллингом, с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале "Телескоп" было опубликовано Философическое письмо Чаадаева. Резкая критика российского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект: журнал закрыли, автора объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Чаадаев поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским, Хомяковым, Герценом, Грановским, Одоевским и др. Он, несомненно, считал себя христианским мыслителем. Столь характерная для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты. В "историческом христианстве" находит, по Чаадаеву, выражение сама суть религии, которая является не только "нравственной системой", но действующей универсально божественной силой. Можно сказать, что для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его "конечным целям". Оценивая провиденциалистский характер историософии Чаадаева, необходимо учитывать, что в своих работах он постоянно подчеркивал мистический характер действия "божественной воли", писал о "Тайне Промысла", о "таинственном единстве" христианства в истории и т.д. Тем не менее рационалистический элемент присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль, соседствуя, как это не раз случалось в истории мысли, с мистицизмом. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества. В своем европоцентризме Чаадаев не был оригинален. Европоцентризм в той или иной степени был характерен для европейской и исторической мысли его времени. Нет ничего специфического и в признании им огромного духовного значения европейской традиции. Ведь и для славянофила Хомякова Европа была "страной святых чудес". У Чаадаева не было стремления к идеализации всей западноевропейской истории и тем более европейской современности. Но его безусловно вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. "Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков". Существует глубокая связь между историософией Чаадаева и его антропологией. Будучи в своей метафизике решительным противником всякого индивидуализма и субъективизма, он соответствующим образом подходил и к проблеме человеческой свободы. "Все силы ума, все средства познания покоятся на покорности человека"; "все благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе"; если бы человек смог "полностью упразднить свою свободу", то "в нем бы проснулось чувство мировой воли, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию", - подобные утверждения достаточно определенно характеризуют позицию мыслителя. Последовательный антиперсонализм - для русской мысли явление необычное. Чаадаев остро чувствовал опасность эгоистического индивидуализма и предупреждал, что, "то и дело вовлекаясь в произвольные действия, мы всякий раз потрясаем все мироздание". Но, отвергая индивидуализм, он отрицал и свободу, считая, в отличие от славянофилов с их идеей соборности, что иной путь понимания исторического бытия человека (помимо субъективизма и провиденциализма) в принципе невозможен. В. В. Зеньковский писал об "отзвуке трансцендентализма" в философии Чаадаева, имея в виду, в первую очередь, влияние идей Шеллинга и Гегеля. Но еще в большей степени ее своеобразие связано с традицией европейского мистицизма. Отсюда берет начало постоянный для его творчества мотив высшего метафизического единства всего сущего, учение о "духовной сущности вселенной" и "высшем сознании", "зародыш" которого составляет сущность человеческой природы. Соответственно, в слиянии "нашего существа с существом всемирным" он видел историческую и метафизическую задачу человечества, "последнюю грань" усилий человека как разумного существа. Умер Чаадаев в Москве 14 апреля 1856.

ЛИТЕРАТУРА

Тарасов Б.Н. Чаадаев. М., 1986 Чаадаев П.Я. Сочинения, тт. 1-2. М., 1991

Полезные сервисы

чаадаев, пётр яковлевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чаадаевский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

чаадаевы

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

Полезные сервисы

чаадаевы-спешневы

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

Полезные сервисы

чаатас

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Сканворды для слова чаатас

Полезные сервисы

чабак

Толковый словарь Даля

Этимологический словарь

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Полезные сервисы

чабан

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

ЧАБА́Н, чабана, муж. (тюрк. coban) (с..). Пастух, преим. пасущий овец.

Толковый словарь Ожегова

ЧАБА́Н, , муж. Пастух, преимущ. пасущий овец.

| прил. чабанский, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

Энциклопедический словарь

Академический словарь

-а́, м.

Пастух овечьих стад.

[тюрк. чобан из перс.]

Словарь сленга

Орфографический словарь

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова чабан

Синонимы к слову чабан

Тезаурус русской деловой лексики

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

чаба́н мо 1b

Этимология

Этимологический словарь

Этимологический словарь русского языка

ЧАБАН (пастух). Из тюрк. яз. в XIX в. (ср. тюрк, чобан - «пастух»).

Этимологический словарь

Заимств. в XIX в. из тюрк. яз., где чабан «пастух» < перс. шупан (из фшупана «хранитель скота»).

чаба́н

"овечий пастух", южн., курск. (Даль), укр. чабан - то же. Заимств. из тур., крым.-тат. čоbаn "пастух" (Радлов 3, 2030); см. Мi. ТЕl. I, 278; Бернекер I, 159. Первоисточником является перс. šubān "пастух", авест. *fšupāna- "страж скота"; см. Хюбшман 215; Корш, ИОРЯС 8, 4, 40; М. Лойман, IF 58, 19. Отсюда чаба́нить "пасти скот, быть чабаном".

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова чабан

Полезные сервисы

чабанивший

Синонимы к слову чабанивший

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

чабаний

Толковый словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

чаба́ний, -ья, -ье

Словарь ударений

Синонимы к слову чабаний

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

чаба́ний п <мс 6*a>

Полезные сервисы

чабанить

Энциклопедический словарь

ЧАБА́НИТЬ -ню, -нишь; нсв. Пасти овец. Ч. целый год. Ч. в деревне.

Полезные сервисы