буква
Двадцать пятая буква русского алфавита.
Ч (произн. ч или чё). см. че.
Ч, буква че, червь, согласная, в церковной азбуке 27-я, в русской 24-я; в церковном счислении, со знаком ч, девяносто; сочетается с гласными: а, е, и обычно принимает е вместо о; только чавкуны произносят чю и чя. Сокращенно ч. и чт. четверть, хлебной или погонной меры; чтк. четверик; чл. человек.
Ч [че], неизм.
1. ж. и ср. Двадцать пятая буква русского алфавита, обозначающая мягкий согласный звук [ч]. Прописное Ч. Строчная ч.
2. м. Согласный звук [ц], обозначаемый этой буквой. Шумный, глухой ц.
* * *
Ч - Ч, двадцать пятая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве («червь»), имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 90.
* * *
Ч, ч - двадцать пятая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве
Ч - двадцать пятая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве Y ("червь"), имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 90.
см. че.
Авторы по алфавиту - Ч
Чарли Чаплин. * Черных В.К. * Чернышевский Н.Г. * Уинстон Черчилль * Честертон (Chesterton) * Честерфилд (Chesterfield) * Чехов А.П. * Чжуан-цзы * Чиладзе Отар * Чосер Джефри (Chaucer)
двадцать пятая буква др.-русск. алфавита, называвшаяся чьрвь (см. червь), числовое знач. = 90; см. Срезн. III, 1467.
суффикс
Словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных женского рода, которые обозначают действие по глаголу, названному словами, от которых соответствующие имена существительные образованы (вы́дача, добы́ча, переда́ча, пода́ча, разда́ча, уда́ча и т.п.).
нескл. м. и ср.
1. Парный импровизационный танец латиноамериканского происхождения, экспрессивный по характеру, родственный мамбо и румбе.
2. Музыка к такому танцу.
3. Музыкальное произведение в ритме такого танца.
ЧА-ЧА-ЧА́ неизм.; ж. и ср.
1. Быстрый ритмичный парный танец. Танцевать ч.
2. Музыка такого танца. Играть ч.
Фамилия известного дворянского рода, к которому принадлежал и знаменитый русский философ, современник Пушкина Петр Чаадаев, восходит к племенному названию Cagatai, которое первоначально было именем одного из сыновей Чингис-хана - Чагатая, что в переводе значит "храбрый, честный".
Чаада́ев
фам. русск. дворянского рода, также Чегода́ев. Восходит к тюрк. племенному названию Čaɣatāi, которое первонач. было именем второго сына Чингис-хана (ум. в 1242 г.), ср.-греч. Τζαχατάης (Лаон. Халкон. I, 152); см. Фасмер, ZfslPh 17, 340 и сл.; Шпулер, Goldene Ноrdе 243.
ЧААДАЕВ
Имя Чагатай было широко распространено среди тюркского населения России: так звали второго сына Чингисхана. Русские произносили его как Чегодай, Чагадай; Чаадай, Чадай. Значение его - ‘честный, храбрый, искренний’. Поскольку в XVI-XVII вв. было привычным делом давать русским детям тюркские имена, то никого не смущало такое, например, сочетание в документах тех времен: «Воевода Фрол Чаадай Васильев сын Спешнев». Естественным путем из имен возникали фамилии: Чаадаев, Чагадаев, Чадаев, Чегодаев, Чеодаев.
ЧААДАЕВ ЧАДАЕВ ЧЕГОДАЕВ ЧЕОДАЕВ ЧАГАДАЕВ
Чегодай - из тюркского имени Чагатай в русском произнолшении Чаадай. Так звали, в частности, второго сына Чингисхана, он получил во владение огромную территорию, население которой называли чегодаи (фонетический вариант - чагатаи), само имя из этнонима. Фамилии Чегодаев иногда изменялась в Чаадаев, Чадаев. (Ф, Н)
В основе фамилий Чаадаев, Чеодаев лежит имя собственное мужское монгольского происхождения, но широко известное и у тюркских народов. Известно оно и как историческое имя второго сына Чингисхана Джагатая Чагатая, в основе которого монгольско-тюркское слово "храбрый, честный, искренний". Это же название известно как этноним - название тюркско-монгольского племени джагатай~чагатай, из которого происходил Тимур. Фамилия Чаадаев,Чеодаев, таким образом, произошла либо от данного этнонима, либо, что скорее всего, от имени собственного мужского, из которого позже, путем присоединения суффикса -гв, и образовалась фамилия, получившая в русской адаптации два варианта: Чаадаев, Чеодаев.
В Ономастиконе Веселовского Чагадаев Андрей, крестьянин, 1564 г., Олонец.
ЧААДАЕВ
Имя Чагатай было широко распространено среди тюркского населения России: так звали второго сына Чингисхана. Русские произносили его как Чегодай, Чагадай; Чаадай, Чадай. Значение его - ‘честный, храбрый, искренний’. Поскольку в XVI-XVII вв. было привычным делом давать русским детям тюркские имена, то никого не смущало такое, например, сочетание в документах тех времен: «Воевода Фрол Чаадай Васильев сын Спешнев». Естественным путем из имен возникали фамилии: Чаадаев, Чагадаев, Чадаев, Чегодаев, Чеодаев.
- Кому Пушкин посвятил строки: «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья»?
- Писатель и философ, друг А.С.Пушкина, автор «Философских писем».
- Какой из русских философов XIX века, был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские взгляды?
ЧААДА́ЕВ Петр Як. (1794-1856) - философ и публицист. Род. в дворянской семье, внук М. М. Щербатова. В 1808-12 учился в Моск. ун-те, участник Отеч. войны 1812. В 1818-20 Ч. близок к Союзу благоденствия, вступает в масонскую ложу "Соединенных братьев", в 1821 принят в Сев. об-во декабристов. В 1823-26 путешествует по Зап. Европе, знакомится с Ф. В. Шеллингом, сильно на него повлиявшим. По возвращении в Россию Ч. был арестован, затем за ним устанавливается негласный полицейский надзор. В 1829-31 Ч. пишет свое осн. соч. - "Философические письма". Центр. место в размышлениях Ч. занимает его философия истории: в осн. ист. процесса лежит Божеств. Провидение, к-рому в наиб. степени соответствует католицизм, определивший духовное единообразие Зап. Европы и обеспечивший развитие европ. культуры, хранящей накопленные духовные ценности. Отторженная от католицизма Россия не имеет традиций, лишена органич. развития и пришла к интеллект. и нравств. тупику. Публикация первого "Философич. письма" в ж. "Телескоп" (1836) привела к запрещению ж. и высылке ред. Н. И. Надеждина, сам Ч. "высочайшим повелением" был объявлен сумасшедшим. В ответ на обвинения Ч. в "Апологии сумасшедшего" (1837) выразил веру в ист. будущность России. Соч. Ч. при жизни автора не публиковались. Замечат. лит. достоинствами отмечены также его письма.
Личность и идеи Ч. оказали большое влияние на рус. об-во. Его прозападные симпатии способствовали формированию идеологии западничества, в то время как религ. характер предложенной им философии истории был воспринят славянофилами. Ч. был тесно связан со мн. деятелями рус. культуры 1-й пол. 19 в., в частности с А. С. Пушкиным, посвятившим ему три стих послания.
Соч.: Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т. М., 1991.
П. Я. Чаадаев
Чаада́ев Пётр Яковлевич (1794-1856), мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства (Ф. Ламенне и др.). В главном сочинении - «Философические письма» (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлучённости России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого письма (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев «высочайшим повелением» был объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.
* * *
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич - ЧААДА́ЕВ Петр Яковлевич (1794-1856), российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма (см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ)и социального христианства (Ф. Ламенне (см. ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де) и др.). В главном сочинении - «Философических письмах» (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого из писем (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев «высочайшим повелением» был объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.
* * *
ЧААДА́ЕВ Петр Яковлевич [27 мая (7 июня) 1794, Москва - 14 (26) апреля 1856, там же], русский мыслитель и публицист.
Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Уйдя в отставку (1821), он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился с Шеллингом (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества. Он поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским (см. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич), Хомяковым (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович), Герценом (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович), Грановским (см. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич), Вл. Одоевским (см. ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович) и др.
В «Философическом письме» Чаадаев признает огромное духовное значение европейской традиции, высочайшую ценность культурного творчества народов Запада. Будущий прогресс, согласно Чаадаеву, возможен лишь при движении по единой исторической магистрали, уже избранной европейцами. Хотя у Чаадаева не было стремления к идеализации всей западноевропейской истории (и тем более европейской современности), но его безусловно вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. «Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, - совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков». Согласно Чаадаеву, Россия отлучена от «всемирного воспитания человеческого рода», присущие ей национальное самодовольство и духовный застой препятствуют осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии. В ответ на обвинения в недостатке патриотизма он написал «Апологию сумасшедшего» (1837), где, говоря о России, утверждал, что «мы призваны решить большую часть проблем социального порядка» и «ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Чаадаев утверждал в своих сочинениях культурно-историческую роль христианства. В «историческом христианстве» находит выражение сама суть религии, которая является не только «нравственной системой», но действующей универсально божественной силой. Для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его «конечным целям».Он постоянно подчеркивал мистический характер действия «божественной воли», писал о «Тайне Промысла», о «таинственном единстве» христианства в истории и т. д. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества, прежде всего западноевропейских народов.
В своей историософии он выступал противником всякого индивидуализма и субъективизма: «Все силы ума, все средства познания покоятся на покорности человека»; «все благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе»; если бы человек смог «полностью упразднить свою свободу», то «в нем бы проснулось чувство мировой воли, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию». Чаадаев так же, как и славянофилы, остро чувствовал опасность эгоистического индивидуализма и предупреждал, что «то и дело вовлекаясь в произвольные действия, мы всякий раз потрясаем все мироздание». Но, отвергая индивидуализм, он отрицал и свободу, считая, в отличие от славянофилов с их идеей соборности, что иной путь понимания исторического бытия человека (помимо субъективизма и провиденциализма) в принципе невозможен. Своеобразие подобной позиции связано с влиянием на Чаадаева традиции европейского мистицизма. Отсюда берет начало постоянный для его творчества мотив высшего метафизического единства всего сущего, учение о «духовной сущности вселенной» и «высшем сознании», «зародыш» которого составляет сущность человеческой природы. В слиянии «нашего существа с существом всемирным» он видел историческую и метафизическую задачу человечества, «последнюю грань» усилий человека как разумного существа.
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) - российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства (Ф. Ламенне и др.). В главном сочинении - "Философических письмах" (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого из писем (1836) журнал "Телескоп" был закрыт, а Чаадаев "высочайшим повелением" был объявлен сумасшедшим. В "Апологии сумасшедшего" (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856), русский философ и публицист. Родился 27 мая 1794 в Москве. Окончил словесное отделение Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Выйдя в отставку (1821), много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. За границей (1823-1826) Чаадаев познакомился с Шеллингом, с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале "Телескоп" было опубликовано Философическое письмо Чаадаева. Резкая критика российского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект: журнал закрыли, автора объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Чаадаев поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским, Хомяковым, Герценом, Грановским, Одоевским и др. Он, несомненно, считал себя христианским мыслителем. Столь характерная для русской мысли обращенность к теме истории обретает в его творчестве новые черты. В "историческом христианстве" находит, по Чаадаеву, выражение сама суть религии, которая является не только "нравственной системой", но действующей универсально божественной силой. Можно сказать, что для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Остро чувствуя и переживая священный смысл истории, Чаадаев основывал свою историософию на концепции провиденциализма. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его "конечным целям". Оценивая провиденциалистский характер историософии Чаадаева, необходимо учитывать, что в своих работах он постоянно подчеркивал мистический характер действия "божественной воли", писал о "Тайне Промысла", о "таинственном единстве" христианства в истории и т.д. Тем не менее рационалистический элемент присутствует в его мировоззрении и играет достаточно существенную роль, соседствуя, как это не раз случалось в истории мысли, с мистицизмом. Апология исторической Церкви и Промысла Божия оказывается средством, открывающим путь к признанию исключительной, едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического опыта человечества. В своем европоцентризме Чаадаев не был оригинален. Европоцентризм в той или иной степени был характерен для европейской и исторической мысли его времени. Нет ничего специфического и в признании им огромного духовного значения европейской традиции. Ведь и для славянофила Хомякова Европа была "страной святых чудес". У Чаадаева не было стремления к идеализации всей западноевропейской истории и тем более европейской современности. Но его безусловно вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. "Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, совсем нет. Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков". Существует глубокая связь между историософией Чаадаева и его антропологией. Будучи в своей метафизике решительным противником всякого индивидуализма и субъективизма, он соответствующим образом подходил и к проблеме человеческой свободы. "Все силы ума, все средства познания покоятся на покорности человека"; "все благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе"; если бы человек смог "полностью упразднить свою свободу", то "в нем бы проснулось чувство мировой воли, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию", - подобные утверждения достаточно определенно характеризуют позицию мыслителя. Последовательный антиперсонализм - для русской мысли явление необычное. Чаадаев остро чувствовал опасность эгоистического индивидуализма и предупреждал, что, "то и дело вовлекаясь в произвольные действия, мы всякий раз потрясаем все мироздание". Но, отвергая индивидуализм, он отрицал и свободу, считая, в отличие от славянофилов с их идеей соборности, что иной путь понимания исторического бытия человека (помимо субъективизма и провиденциализма) в принципе невозможен. В. В. Зеньковский писал об "отзвуке трансцендентализма" в философии Чаадаева, имея в виду, в первую очередь, влияние идей Шеллинга и Гегеля. Но еще в большей степени ее своеобразие связано с традицией европейского мистицизма. Отсюда берет начало постоянный для его творчества мотив высшего метафизического единства всего сущего, учение о "духовной сущности вселенной" и "высшем сознании", "зародыш" которого составляет сущность человеческой природы. Соответственно, в слиянии "нашего существа с существом всемирным" он видел историческую и метафизическую задачу человечества, "последнюю грань" усилий человека как разумного существа. Умер Чаадаев в Москве 14 апреля 1856.
ЛИТЕРАТУРА
Тарасов Б.Н. Чаадаев. М., 1986 Чаадаев П.Я. Сочинения, тт. 1-2. М., 1991
Пётр Яковлевич Чаадаев.
Чаадаев, Петр Яковлевич
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794 - 1856), российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812. В 1823 - 1826 за границей; познакомился с Ф.В. Шеллингом. Разделял ряд принципов католицизма. В главном сочинении - "Философические письма" (1829 - 1831) - высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого письма (1836) "высочайшим повелением" был объявлен сумасшедшим. В "Апологии сумасшедшего" (1837), написанной в ответ на обвинения, Чаадаев выразил веру в историческую будущность России.
ЧААДАЕВЫ
(ЧАГАДАЕВЫ, ЧЕГОДАЕВЫ). От тюрко - монгольского прозвища "чагатай" - храбрый (Баскаков 1979, с. 223). Имя появляется среди других русских ещё в XV веке, например, Василий Чегодай с землями около Мурома (Веселовский 1974, с. 348). Возможно, предки связаны с Казайью, т.к. здесь под 1568 годом отмечен Чаадаев Суббота Григорьев, стрелецкая голова (ПКК, с. 29, 38 - 41). В дворянство Чаадаевы записаны в 1621 году (ОГДР, IX, с. 42). В потомках известный русский мыслитель П.Я.Чаадаев.
ЧААДАЕВЫ-СПЕШНЕВЫ
В ОГДР (VII, с. 36)- имеется ещё запись о Чаадаевых, вышедших в Россию не позже рубежа XVI - XVII вв.: "Фамилии Спешневых Чаадай, а во святом крещении названный Фрол Васильев сын Спешнев, в 7118 (1610) году за Московское осадное сидение пожалован вотчиной и на оное грамотой". Относительно поздний выход и фамилия предка также позволяет говорить о казанском истоке ( РБС, XIX, с. 268 ).
Чаата́с - название родовых могильников енисейских кыргызов (киргизов) VI-IX вв. в Минусинской котловине.
* * *
ЧААТАС - ЧААТА́С, местное название родовых могильников енисейских кыргызов (киргизов) 6-9 вв. в Минусинской котловине.
ЧААТАС - местное название родовых могильников енисейских кыргызов (киргизов) 6-9 вв. в Минусинской котловине.
- Местное название родовых могильников енисейских кыргызов (киргизов) 6-9 вв. в Минусинской котловине.
ЧАБАК - муж., курск., дон. рыба чебак, лещ.
| архан., вологод. шапка меховая, род треуха, которую нашивали мужчины и старухи.
Мужское имя.
Плотва (рыба). Сохранилось в фамилиях Чабаков, Чопаков, Чупаков. Разновидности: Чопак, Чупак, Чубак.
ЧАБАН - муж., южн. овечий пастух, овчар, баранщик. Чабаний крюк, посох. Чабанить, быть чабаном.
| архан. о судне: идти с моря домой, в гавань, становище. Ладья чабанит, знать, заловилась! Матушка ладейка чаб-чаб-чабанит! кричат мальчишки-сторожа при подходе с моря ладьи.
ЧАБА́Н -а́; м. [тюрк. чобан из перс.] Пастух овечьих стад. Работать чабаном. Чабаны гнали отару овец. Палатка чабана.
◁ Чаба́ний, -ья, -ье. Ч-ья стоянка. Чаба́нский, -ая, -ое. Ч. труд. Ч. посох.
* * *
чаба́н (тюрк.), пастух-овчар у народов Кавказа и Средней Азии.
Персидское - suban (пастух).
Авестийское - fsupana (страж скота).
Слово «чабан» было заимствовано из тюркского языка, где coban означало «пастух».
В тюркский язык это слово пришло из персидского, будучи образовано из слова fsupana, что значит «хранитель скота».
Производное: чабанить.
чаба́н
"овечий пастух", южн., курск. (Даль), укр. чабан - то же. Заимств. из тур., крым.-тат. čоbаn "пастух" (Радлов 3, 2030); см. Мi. ТЕl. I, 278; Бернекер I, 159. Первоисточником является перс. šubān "пастух", авест. *fšupāna- "страж скота"; см. Хюбшман 215; Корш, ИОРЯС 8, 4, 40; М. Лойман, IF 58, 19. Отсюда чаба́нить "пасти скот, быть чабаном".
- Кавказский «ковбой».
- Пастух овец.
- Выгуливатель овец.
- От персидского «шубан» - «пастух» в тюркских языках произошло это слово.
- Кто дует во флуер на работе?