Шаховско́й Семён Иванович (Шаховской-Харя) (? - 1654/1655), князь, писатель. Участник политической борьбы начала XVII в. (известен с 1606), Смоленской войны 1632-34. Автор церковных сочинений, посланий, «росписи земель» Восточной Сибири, автобиографических записок и повестей о Смутном времени в России в начале XVII в. («Повесть книги сея от прежних лет», 1622-24).
* * *
ШАХОВСКОЙ Семен Иванович - ШАХОВСКО́Й Семен Иванович (Шаховской-Харя) (умер 1654/1655), русский князь, автор посланий, похвальных слов святым, автобиографических повестей о Смутном времени (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ). Известный с 1606 года, Семен Шаховской принял участие в событиях Смутного времени. Он служил Василию Шуйскому, но переметнулся к Лжедмитрию II в Тушино. Позднее Шаховской отправился к Сигизмунду III Вазе под Смоленск, затем оказался в Новгороде, но в конце концов присоединился ко Второму ополчению.
При царе Михаиле Федоровиче он служил стольником, участвовал в Смоленской войне (1632-1634), в переговорах с Речью Посполитой (1634-1637), был воеводой в различных городах. Будучи воеводой в Енисейске, Шаховской составил роспись прилегающих к нему земель. Неоднократно он подвергался опалам и ссылкам. Шаховской был образованным человеком, являлся авторитетом в богословских вопросах. Основные сочинения Шаховского собраны в двух сборниках, составленных, видимо, самим автором, но писанных не его рукой Наибольшую ценность представляют две повести о Смуте: «Повесть известно сказуема на память великомученика благовернаго царевича Дмитрия, о убиении его и о преславном обретении телеси, и о язве людстей» и «Повесть о некоем мнисе, како послася от Бога на царя Бориса во отмщение крове праведнаго царевича Димитрия». Вторая повесть является продолжением первой в сюжетном и в философском плане. Источником для этих сочинении явилась так называемая «Летописная книга», фрагменты которой и вошли с небольшими изменениями в произведения Шаховского.
Если «Летописная книга» дает целостный обзор событий Смуты, то Шаховской в своих повестях компонует материал таким образом, чтобы он подтвердил православный постулат о неизбежности возмездия за грех. Иллюстрацией этой мысли является описанное Шаховским как божественное наказание низложение Бориса Годунова и Лжедмитрия I. В то же время смирение и терпение не остаются без вознаграждения, примером того у Шаховского служит обретение мощей царевича Дмитрия. Текст повестей изобилует риторическими отступлениями, ссылками на Священное писание. В своих повестях Ш. преследовал и сугубо личные цели. Так, начиная рассказ о царевиче Дмитрии, автор останавливается на его «многобрачном рожестве», так как Дмитрий был сыном Ивана Грозного от седьмой жены, в то время как церковь допускала лишь три брака, но, ссылаясь на Писание, Шаховской утверждает законность его рождения. Этот мотив тесно связан с судьбой самого Шаховского, подвергшегося опале за четвертый брак. Ряд исследователей приписывает перу Шаховского и «Летописную книгу» (атрибутировавшуюся также князю И. Катыреву-Ростовскому).