Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шемякин

Толковый словарь Ожегова

ШЕМЯ́КИН (устар. разг.) несправедливый и пристрастный суд, разбирательство.

Энциклопедический словарь

<ШЕМЯ́КИН> -а, -о.

◊ Шемя́кин суд. Несправедливый, пристрастный суд. ● По имени судьи Шемяки из русской сатирической повести 2-й половины 17 в.

Академический словарь

-а, -о.

шемякин суд

несправедливый, пристрастный суд.

[По имени судьи Шемяки из старинной русской повести]

Словарь ударений

шемя́кин; шемя́кин суд

Формы слов для слова шемякин

шемя́кин, шемя́кина, шемя́кино, шемя́кины, шемякиного, шемя́киной, шемя́киных, шемя́кину, шемякиному, шемя́киным, шемя́киною, шемя́киными, шемя́кином

Грамматический словарь

шемя́кин п <мс 1a>: шемя́кин су́д

Этимологический словарь

Шемя́кин

суд "пристрастный, продажный с.". Названо на основании рассказа о суде Шемяки (XVII в.), с добавлением моментов из сказок о продажном судье; см. о Шемякине суде Гудзий, Истор. русск. литер. 396 и сл. Этот рассказ распространялся также в виде народн. лубочных картинок. Начиная с Карамзина, образ неправедного судьи Шемяки возводят как к прототипу к галицкому князю Дмитрию Шемяке, который ослепил своего брата, великого князя московского Василия II (1446 г.); см. Соловьев, Ист. России I, 1067 и сл.

Словарь русских фамилий

ШЕМЯКИН

Звенигородский князь Дмитрий, попрозвищу Шемяка, оставил в народе недобрую память как своевольный деспот и бесчестный судья. Он стал "героем" весьма популярной среди русского народа повести о неправедном судье Шемяке. Эффект выражения "Шемякин суд" усилится для нас, когда мы узнаем, что прозвище Шемяка происходит от "шеемяка", то есть тот, кто мнет другим шею. Сравните сословом "кожемяка" - тот, кто мнет кожу. Так что и прозвище свое князь Дмитрий получил неспроста. (Ф) В глубокой древности шеемяка означало человека богатырской силы, от которого в молодецких забавах здорово доставалось чужим шеям.(Э)

Сканворды для слова шемякин

- Этот скульптор, работая над памятником Петру в Санкт-Петербурге, использовал посмертную маску императора.

- Российский живописец, график, скульптор XX века, работавший в Париже с 1971 г., в Нью-Йорке с 1980 г., автор серий: «Мясник», «Туши с натюрмортом», портрета «В.Ф. Нижинский», автор серии литографий «Чрево Парижа», скульптуры «Ребекка с маской», скульптурной серии «Карнавал Санкт-Петербурга», памятника Петру I в Санкт-Петербурге.

- Из средней школы при институте живописи имени Репина его отчислили за эстетическое развращение одноклассников, а десять лет спустя выгнали из Советского Союза.

Полезные сервисы

шемякин евгений иванович

Энциклопедический словарь

Шемя́кин Евгений Иванович (р. 1929), учёный в области горного дела, академик РАН (1984). Труды по механике горных пород. Государственная премия СССР (1984).

* * *

ШЕМЯКИН Евгений Иванович - ШЕМЯ́КИН Евгений Иванович (р. 1929), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984). Труды по механике горных пород. Государственная премия СССР (1984).

Большой энциклопедический словарь

ШЕМЯКИН Евгений Иванович (р. 1929) - российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984). Труды по механике горных пород. Государственная премия СССР (1984).

Полезные сервисы

шемякин мих. мих

Гуманитарный словарь

ШЕМЯ́КИН Мих. Мих. (род. 1943) - живописец, график, скульптор, обществ. деятель, поэт, иск-вед. В 1960-е гг. - представитель андеграунда. С 1971 живет во Франции, потом в США. Для произв. Ш. характерна фантастичность тем, свободная импровизация в формальных решениях. Иск-во Ш. питает широкий круг традиций: от рус. фольклора до новейших поисков заруб. культуры 20 в. В графике и живописи - динамичность композиций, интенсивность и строгая упорядоченность цветового строя. Важная роль принадлежит фактуре материала. В графике часто работает в смешанной технике, пастели, цв. карандаше, литографии. Произв.: "Бухенвальд" (1988), "Мясник VI" (1987), "Автопортрет" (1987), "Метафизический автопортрет со смертью и отцом в виде лупы" (1985), иллюстрации кром. Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" (1985), к пов. Н. В. Гоголя "Нос" и др. Ш. создано несколько памятников для СПб.: "Петр Первый" (1991, бронза; авторский замысел установки скульптуры у дворца Петра I не был осуществлен, и памятник находится в несоответствующем ему пространстве), "Сфинксы" на наб. Робеспьера (пам. жертвам политических репрессий в России), пам. первостроителям столицы на месте немецкой части быв. Сампсониевского кладбища.

Лит.: Михаил Шемякин. Нью-Йорк - Москва: Ретроспект. выст., 1972-89. Турин, 1989.

Полезные сервисы

шемякин михаил михайлович

Энциклопедический словарь

Шемякин Михаил Михайлович - I

(1908-1970), один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).

II

(р. 1943), живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1980 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-88; серии: «Туши с натюрмортом», 1986, «Мясник», 1987), серий литографий («Чрево Парижа», 1977; к балетам И. Ф. Стравинского, 1989; к произведениям В. С. Высоцкого, 1991; «Карнавалы Санкт-Петербурга», 1992), скульптурных произведений («Ребекка с маской», 1977; серия «Карнавал Санкт-Петербурга», 1986; памятник Петру I в Санкт-Петербурге, начало 90-х гг.). Государственная премия Российской Федерации (1993).

Большой энциклопедический словарь

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р. 1943) - российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-1988, серии: "Туши с натюрмортом", 1986, "Мясник", 1987), серии литографий ("Чрево Парижа", 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., "Карнавалы Санкт-Петербурга", 1992), скульптурных произведений ("Ребекка с маской", 1977, серия "Карнавал Санкт-Петербурга", 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).

-----------------------------------

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве) - российский художник. Сформировавшись в среде "неофициального искусства", стал одним из самых популярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк). Становление стиля художникаПетербургский модернизм и петроградский авангард, творчество мастеров "Мира искусства", а с другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма как особого направления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему "магически" преображаются (как в цикле "Чрево Парижа", 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего "метафизического синтеза" форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В.

В. Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку "Современная русская живопись" в Париже, 1976), издал альманах "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).Литература:М. Шемякин: Нью-Йорк - Москва: Ретроспективная выставка. М., 1989.М. Шемякин: Галерея "Дом Нащокина": Каталог выставки. М., 1994.М. Н. Соколов ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (1908-70) - российский химик, один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).

Полезные сервисы

шемякин михаил михайлович (живописец)

Энциклопедический словарь

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (живописец) - ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (р. 1943), российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), 1984-1988, серии: «Туши с натюрмортом», 1986, «Мясник», 1987), серии литографий («Чрево Парижа», 1977, к балетам И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) , 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., «Карнавалы Санкт-Петербурга», 1992), скульптурных произведений («Ребекка с маской», 1977, серия «Карнавал Санкт-Петербурга», 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).* * *

ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО), стал одним из самых популярных в России современных художников.

Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк).

Становление стиля художника

Петербургский модернизм (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) и петроградский авангард (см. АВАНГАРДИЗМ) , творчество мастеров «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), а с другой стороны - П. Н. Филонова (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич) - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) , стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма (см. КАРНАВАЛИЗМ) как особого направления в русской изокультуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии (см. ЛИТОГРАФИЯ), он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему «магически» преображаются (как в цикле «Чрево Парижа», 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего «метафизического синтеза» форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изоёА֐Րݐؐ٠и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич), Ф. Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (художник)) и современных мастеров.

Начиная с «Классической испанской эпиграммы» 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева (см. МАМЛЕЕВ Юрий Витальевич) и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (см. ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович) (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.

Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского «неофициального искусства» (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку «Современная русская живопись» в Париже, 1976), издал альманах «Аполлон-77», объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).

В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая «метафизические» рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).

Полезные сервисы

шемякин михаил михайлович (химик)

Энциклопедический словарь

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (химик) - ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (1908-70), российский химик, один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).

Полезные сервисы

шемякин суд

Толковый словарь Ушакова

ШЕМЯКИН СУД. см. суд.

Популярный словарь

Шемякин суд

только ед. , устойчивое сочетание

Несправедливый, пристрастный, продажный суд.

Вершить шемякин суд.

Синонимы:

кривосу́д (устар.)

Этимология:

По имени судьи Шемяки из русской сатирической повести второй пол. XVII в. см. тж. суд.

Энциклопедический комментарий:

Начиная с Карамзина, образ неправедного судьи Шемяки возводят как к прототипу к галицкому князю Дмитрию Шемяке, который в 1446 г. ослепил своего двоюродного брата, великого князя московского Василия II, получившего прозвище "Темный".

Практический толковый словарь

крыл. сл. Выражение употребляется в значении: неправый, несправедливый суд; возникло из старинной русской сатирической повести о Шемякином суде, обличавшей произвол и корыстность феодального суда. Повесть эта, приуроченная к личности князя Дмитрия Шемяки (ум. в 1453 г.), пользовалась широкой популярностью; она сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII вв. и послужила сюжетом для лубочных картинок и книжек.

Сборник слов и иносказаний

шемякин суд (суд вероломный, нечестный)

Это Сидорова правда да Шемякин суд.

Ср. Дело этих мучеников было поднято, пересмотрено; шемякинские приговоры были отменены и доброе имя и честь этих невинных жертв кривды... были восстановлены...

Н. Макаров. Воспоминания. Предисловие.

Дмитрий Шемяка (1446 г.) ослепил Василия Темного и завладел престолом (свергнут 1450 г.).

Ср. От сего убо времени в велицей Русии на всякого судию и восхитника во укоризнах прозвася Шемякин суд.

Стар. Хронограф.

См. как Сидорову козу.

Пословицы и поговорки Даль

Словарь крылатых слов

Выражение употребляется в значении: неправый, несправедливый суд; возникло из старинной русской сатирической повести о Шемякином суде, обличавшей произвол и корыстность феодального суда. Повесть эта, приуроченная к личности князя Дмитрия Шемяки (ум. в 1453 г.), пользовалась широкой популярностью; она сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII вв. и послужила сюжетом для лубочных картинок и книжек.

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Название старинной русской сатирической повести, обличавшей произвол и корыстность феодального суда.

Шемяка - реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка (ум. 1453), печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. В борьбе за московский престол одержал на некоторое время верх над своим соперником, московским князем Василием и ослепил его. Впоследствии московский князь получил прозвище Василий Темный (то есть слепой), под которым и вошел в историю.

Иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судебное разбирательство (ирон., презрит.).

Поговорки

Разг. Устар. Несправедливый суд. Связано с личностью князя Дмитрия Шемяки (XV в.), произволом и беззаконием феодального суда. БМС 1998, 557; ДП, 173, 346; БТС, 1287, 1494; Мокиенко 1989, 162.

Орфографический словарь

шемя́кин су́д, шемя́кина суда́

Синонимы к слову шемякин суд

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

шемякинизация петербурга

Крылатые слова

Так прокомментировал А. А. Собчак появление в Петербурге второго (после Петра I в Петропавловской крепости) памятника Михаила Шемякина - Жертвам политических репрессий на набережной Робеспьера.

Полезные сервисы