Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

модернизм

Толковый словарь

м.

1. Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов и разрыв с реализмом.

2. Одна из форм приспособления религии к новым условиям её существования.

Толковый словарь Ушакова

МОДЕРНИ́ЗМ [дэ], модернизма, мн. нет, муж. (франц. modernisme) (иск.). Упадочное течение в искусстве и литературе в конце 19 и начале 20 в., враждебное реализму, с чертами декадентства и отчасти мистицизма.

Толковый словарь Ожегова

МОДЕРНИ́ЗМ [дэ ], -а, муж. Общее название разных направлений в искусстве конца 19 начала 20 в., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

| прил. модернистский, -ая, -ое.

Популярный словарь

Модернизм

[дэ], -а, только ед., м.

Общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX-XX вв., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

В начале XX века модернизм провозглашал эстетическое переустройство мира (Ю. Рождественский).

Родственные слова:

модерни́ст, модерни́стка, модернисти́ческий

Этимология:

От французского modernisme (← moderne ‘современный’, ‘новейший’). В русском языке - с конца XIX в.

Энциклопедический комментарий:

Модернизм в искусстве объединял в себе такие течения, как кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм. К модернизму относится также и абстрактное искусство.

Модернизм в литературе, пройдя стадии декадентства и авангардизма, как сложившаяся система выступает с 20-х гг. ХХ в. Литературе модернизма (Дж. Джайс, Ф. Кафка, М. Пруст, Ж. П. Сартр, А. Камю, Э. Ионеско и др.) присуще убеждение в глубоком и непреодолимом разрыве духовного опыта личности и доминирующих тенденций общественной жизни, ощущение насильственной изоляции человека от окружающего мира.

Словарь существительных

МОДЕРНИ́ЗМ, -а, м То же, что авангардизм;

Ант.: академизм.

На воле так изображают крупных партийных деятелей. И никакого модернизма. Чем ближе к фотографии, тем лучше (Довл.).

Энциклопедический словарь

МОДЕРНИ́ЗМ [дэ], -а; м. [франц. modernisme от лат. modernus - новый современный] В искусстве и архитектуре конца 19 - начала 20 в.: направление, основу которого составляют универсальные выразительные формы, замещающие национальные самобытные приёмы и стили (к нему относятся импрессионизм, символизм, экпрессионизм и др.). В модернизме преобладает установка на поиск новых выразительных средств. М. в музыке, в литературе.

Модерни́стский (см.).

* * *

модернизм - I

общее обозначение явлений искусства и литературы XX в., отошедших от традиций внешнего подобия. Основная черта методологии модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, русский «авангард» 1910-х гг., включая беспредметничество, сюрреализм, футуризм, примитивизм и т. д.) - метафорическое построение образа по принципу разветвлённой ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений. Во второй половине XX в. тенденции модернизма развиваются в авангардизме.

II

направление в католицизме конца XIX - начала XX вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, «согласованию» его с современным научным и философским мышлением.

Большой энциклопедический словарь

МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.

-----------------------------------

МОДЕРНИЗМ - направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением.

Академический словарь

-а, м.

То же, что модерн (в 1 знач.).

[Критик Голоушев] видел в современном модернизме злое начало, разложение идейной реалистической живописи. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.

[франц. modernisme]

Гуманитарный словарь

МОДЕРНИ́ЗМ - понятие, объединяющее разл. течения иск-ва кон. 19 - 20 в. Не существует единого понимания этого термина. Согласно одной его трактовке М. включает в себя явления иск-ва кон. 19 - 1-й пол. 20 в., объединенные общей идеей отрицания принципов традиционного реалистич. творчества (декаданс, символизм, экспрессионизм футуризм и т. д.). Иное толкование сближает этот термин с термином "авангард" и предполагает, что М. - постсимволистское нереалистич. иск-во 1910-1930-х гг. Применит. к рус. лит-ре следует признать б. уместным расширит. толкование термина, к-рое объединило бы оба его толкования. Объединяющим началом в этом случае являются не столько формальные поиски, хар-ные не для одного М., сколько новый взгляд на мир и человека. Вслед за филос. и социальными учениями конца 19 в. лит. М. отразил кризис традиц. системы ценностей христ. культуры. Модернисты подвергали сомнению или по кр. м. аналитическому рассмотрению все ценности человеч. существования, при этом единств. верным критерием оказывалось для них личное, субъект. восприятие художника. Субъективизм становится гл. отличит. чертой модернист. лит-ры и проявляется как в эпатажности эгоцентризма у футуристов, так и в сюрреалистической трансформации мира у обэриутов. На смену социально-психол. анализу человека и об-ва в их взаимосвязи, хар-ному для рус. лит-ры 19 в., приходит стремление к углубл. самоанализу и отражению образа мира в отд. человеческой личности. Вместо концептуальной логики худож. иссл. главенствует сознат. алогизм внутр. переживания, что у мн. модернистов приводит к изобр. фрагментарности. Фрагментарность заменяет собой прежние принципы худож. единства, к-рое уже не рассматривается в качестве эстетич. ценности. Для модернистской лит-ры хар-но стремление к эстетич. самодостаточности худож. произв. и связанные с этим герметизм и затрудненность читательского восприятия. Модернистов привлекают "крайние" состояния человека, эксцессы его поведения. Это часто определяет выбор героя: преступника, люмпена, безумца. Др. распространенный тип героя - это "человек без свойств", существо, лишенное привычных соц. связей. В любом случае хар-р героя для модернистов не поддается окончат. определению и раскрытию: он представляет собой принцип. загадку, разгадать к-рую не дано. Отсюда - отказ модернистов от психол. детерминизма: с их героем все происходит "вдруг", вне причин и следствий и может иметь лишь предположит. или символич. объяснение. Образ героя часто имеет мифол. подоплеку: он восходит к определ. архетипам человеческого поведения, закрепленным в др. культурах, и представляет собой их совр. модификацию. Модернисты не приемлют идею прогресса. Они верят в неизменяемость или цикличность мира либо приходят к разл. утопич. решениям вопроса о будущем человечества. Последнее хар-но для нек-рых течений рус. М. в отличие от зап., что в целом связано с особенностями самой эпохи напряженных обществ. чаяний в рус. жизни рубежа веков, а также с присущей рус. традиции социальной ангажированностью художника. Как реакция на утопич. тенденции обществ. мышления позднее в рус. М. возникает жанр ром.-антиутопии (роман Е. Замятина "Мы"). По отношению к предшеств. культуре в рус. М. существовали разл. позиции: с одной стороны, модернисты (особенно символисты) стремились к синтезу культ. традиций прошлого, активно использовали в своем тв-ве книжные аллюзии и реминисценции; с др. стороны, существовало иронич. отношение к культуре прошлого, ее комич. обыгрывание (ср., напр., ром. А. Белого "Петербург"), доходящее в др. модернистских течениях до полного отрицания традиц. культуры (у футуристов), в противовес к-рой приходит интерес к примит. иск-ву, фольклору и язычеству. Формальные поиски в разл. течениях М. были обусловлены содержат. новизной тв-ва. Наиб. ярко нераздельность формального и содержат. начал проявилась в символизме, осн. формальный прием к-рого - символ - является одноврем. его смысловой основой. В тв-ве экспрессионистов кричащая образность, полная контрастов и диссонансов, связана со стремлением отразить дисгармонию мира, вступившего в полосу войн и рев-ций (предтечей экспрессионизма был Л. Андреев). Нетрадиционность языка и образов футуристов была их программным принципом и предопределялась желанием создать новую универсальную культуру. Напряженная метафоричность и образность имажинистов была необходима им для того, чтобы передать давление эпохи и частично отстраниться от нее, уйдя в новый эстетизм. Алогизм формы у обэриутов обусловлен уверенностью в адекватности такого худож. решения абсурду окружающего мира. Своеобр. формотворчеством являлось для модернистов и само жизненное поведение: жизнь воспринималась как "текст" и творилась по искусствоподобным законам. Формы эстетизации жизни хар-ны для предст. самых разных модернистских течений. Судьба М. в России сложилась драматически. В связи с неблагопр. социально-полит. условиями М. прекратил свое существование в 30-е гг. и его традиция оказалась прерванной.

Орфографический словарь

модерни́зм, -а

Словарь ударений

модерни́зм [дэ]

Формы слов для слова модернизм

модерни́зм, модерни́змы, модерни́зма, модерни́змов, модерни́зму, модерни́змам, модерни́змом, модерни́змами, модерни́зме, модерни́змах

Синонимы к слову модернизм

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

модерн/и́зм/.

Грамматический словарь

модерни́зм м 1a

Словарь галлицизмов русского языка

МОДЕРНИЗМ а, м. modernisme m.

1. Упадочническое течение в искусстве и литературе эпохи империализма, характеризующаяся антинародностью, искажением действительности. БАС-1. Общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия. НЭС 200. Об этих подругах .. она говорила со своеобразным уважением, называла их образцом "модэрнизма". Л. Авилова Капля в море. // ВЕ 1908 11 67.

2. Направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением. НЭС 2000. Антимодернизм а, м. Теократия, какую бы она форму ни принимала, с необходимостью влечет за собой целый шлейф представлений политической метафизики, таких как монархизм и авторитаризм (державность, антидемократизм), холизм (антиплюрализм), традиционализм (антимодернизм), интегризм (антитолерантность), коллективизм (антиперсонализм). Континент 2002 3 283. - Лекс. Уш. 1938: модерни/зм.

Словарь иностранных слов

МОДЕРНИЗМ (варв.-лат.). Следование вкусам, модам новейшего времени.

Сканворды для слова модернизм

- В каком направлении искусства выполнены элементы архитектуры на купюре в 500 евро?

- Направление в искусстве конца XIX века.

- Направление литературы конца XIX века, разрыв с традициями реализма.

Полезные сервисы

модернизм (в искусстве и литературе)

Энциклопедический словарь

МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе) - МОДЕРНИ́ЗМ, общее обозначение всех авангардистских направлений в изобразительной культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму (см. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ) в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего». В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), постимпрессионизм (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ), символизм (см. СИМВОЛИЗМ), стиль модерн (см. МОДЕРН)), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма (см. АВАНГАРДИЗМ), сколько его предварением или ранним этапом.

* * *

МОДЕРНИ́ЗМ (от франц. moderne - современный), в искусстве - совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма (см. РОМАНТИЗМ)). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), символизм (см. СИМВОЛИЗМ) и модерн (см. МОДЕРН). В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма (см. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) .

Цели и устремления

Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда - само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени. Образ свежей, сиюминутной современности ярче всего проявился в импрессионизме, который как бы остановил «прекрасное мгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те, что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого и природного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый цикл памяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусства будущего», утопически - порой сквозь апокалиптические видения - моделирующего завтрашний день.

Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства (см. ДЕКАДЕНТСТВО), часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм (см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ) современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годы художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО), а некоторые - пересекают ее.

География

Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш. Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль) во Франции, Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард) в Германии, О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар) в Англии) был особенно важным. Хотя Париж во 2-й половине 19 в. (особенно в годы расцвета импрессионизма) укрепил свой авторитет мирового художественного центра, роль лидеров и провозвестников все чаще выполняют мастера «периферийных» стран. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По (см. ПО Эдгар Аллан), а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен (см. ИБСЕН Генрик) и др.).

Именно в этот исторический момент всемирный духовный резонанс обретатает русская литература (прежде всего, в лице Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) и А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович)); соприкасаясь с модернизмом, порой критически-оппозиционная к нему, она так или иначе мощно стимулирует его поиски.

В целом геополитические координаты искусства меняются решительно и бесповоротно: европейская культура все более и более впитывает в себя влияния Востока, в том числе и самой удаленной от Европы страны - Японии.

Философия, религия, политика

Стремясь к универсальному синтезу культуры, искусство увлеченно взаимодействует с философией (основополагающим для модернизма в целом стал пример таких мыслителей, как А. Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) и Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), а для России - В. С. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич)). Параллельно активизируется диалог искусства и религии; первоначально восприняв новые художественные веяния критически, традиционные конфессии затем все чаще вступают с художниками в союз, порождая разные национальные варианты «церковного модерна». Впрочем, с трудом вписываясь в роль покорного слуги Церкви, модернизм охотнее продуцирует собственные верования и культы, родственные теософии (см. ТЕОСОФИЯ).

В сфере политики он либо замыкается в асоциальном «мистическом анархизме», либо следует в русле радикально-революционных тенденций (прежде всего, в политической карикатуре). Так или иначе новое искусство, сознающее себя в качестве «истинной революции духа», видит в политическом радикализме своего конкурента, друга-врага.

Итоги

Однако, несмотря на это, в дальнейшем модернизм становится частью вполне консервативного политико-культурного истэблишмента. Созданные им «очаги красоты» воспринимаются в исторической перспективе 20 века как символы общеевропейской «прекрасной эпохи» (или «серебряного века» России), чья эстетическая гармония рухнула в годы Первой мировой войны. Реальные же процессы социального распада подрывают и позиции самого модернизма, беспощадной критике они подвергаются в культуре авангарда (см. АВАНГАРДИЗМ).

Тем не менее, при всем этом противостоянии модернистское искусство, остается главным истоком художественного авангарда (разнообразно предвосхищенного в творчестве мастеров постимпрессионизма), позднее не раз (прежде всего, в ар деко (см. АР ДЕКО) ) образуя с ним устойчивый синтез.

Полезные сервисы

модернизм (направление в католицизме)

Энциклопедический словарь

МОДЕРНИЗМ (направление в католицизме) - МОДЕРНИ́ЗМ, направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, «согласованию» его с современным научным и философским мышлением.

Полезные сервисы