Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

щедрин

Грамматический словарь

Щедри́н ф. <мс 1b>

Словарь русских фамилий

ЩЕДРИН

Щедра, щедрина, щедринка - след от оспы. Щедристым, щедрывым называли человека, ставшего после болезни рябым. Особым недостатком это не считалось, говорили: «Щедровит, да миловид, а и гладок, да гадок», но прозвище, конечно, прилипало намертво, оттуда и фамилии Щедрин, Щедринин, Щедров, Щедровитый, Щедровский.

ЩЕДРИН

Шадра, шедра или щедра - рябой, покрытый оспинками. От "щедра" было и прилагательное "щедровитый", то есть рябоватый. Поговорки утешали: "Щедровит, да не болит" (то есть здоров); "Щедровит, да миловид, а хоть гладок, да гадок". В стихотворении Некрасова "Сват и жених" сват так расхваливает невесту: Марья, знаешь, шедровита, Да хозяйка домовита. Писатель М. Е. Салтыков, как вспоминает его сын, избрал псевдоним Щедрин по совету жены как производное от слова "щедрый", так как в своих сочинениях он был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы. Возможно, на выбор псевдонима повлияло и то, что среди салтыковских крестьян было несколько семей с фамилией Щедрины. Но от "щедрый" было бы Щедров. (Ф).

ЩЕДРИН

Щедра, щедрина, щедринка - след от оспы. Щедристым, щедрывым называли человека, ставшего после болезни рябым. Особым недостатком это не считалось, говорили: «Щедровит, да миловид, а и гладок, да гадок», но прозвище, конечно, прилипало намертво, оттуда и фамилии Щедрин, Щедринин, Щедров, Щедровитый, Щедровский.

Сканворды для слова щедрин

- Русский писатель Салтыков-...

- Андрей Вознесенский называл этого композитора «большим Щ русской музыки».

- Русский скульптор 18-19 вв., ведущий мастер зрелого русского классицизма, автор мифологических статуй: «Нева», «Венера», «Марсий», группы «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Петербурге.

- Русский художник, автор живописных видов парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофе.

- Русский художник, автор картин «Вид с Петровского острова», «Колизей», «Водопад», «Вид в Тиволи».

- Русский художник, автор картин «Новый Рим. Замок святого Ангела», «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Рыбаки у берега».

- Русский художник, автор картин «Вид Сорренто близ Неаполя», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто».

- Русский художник, автор картин «На острове Капри», «Террасы в Сорренто», «Лунная ночь в Неаполе».

- Русский художник, пейзажист, автор картины «Веранда, обвитая виноградом».

- Композитор, муж Майи Плисецкой.

- Российский композитор, автор балетов «Анна Каренина», «Конёк-Горбунок».

- Российский композитор, автор балетов «Чайка», «Кармен-сюита».

- Русский скульптор, автор скульптуры «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Петербурге.

Полезные сервисы

щедрин борис ефимович

Энциклопедический словарь

Щедри́н Борис Ефимович (р. 1939), режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1986). С 1968 в Московском театре им. Моссовета. Поставил спектакли: «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского (1972), «Фабричная девчонка» А. М. Володина (1984), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Драматический театр г. Баден-Баден, 1988), «Цена» А. Миллера (1994), «Страсти по Митрофану» по Д. И. Фонвизину (1998) и др. С середины 90-х гг. ставит спектакли в основном за рубежом.

Большой энциклопедический словарь

Щедри́н Борис Ефимович (р. 1939), режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1986). С 1968 в Московском театре имени Моссовета. Поставил спектакли: «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского (1972), «Фабричная девчонка» А. М. Володина (1984), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Драматический театр г. Баден-Баден, 1988), «Цена» А. Миллера (1994) и др. С середины 1990-х гг. ставит спектакли в основном за рубежом.

Полезные сервисы

щедрин н

Энциклопедический словарь

Щедри́н Н. - см. Салтыков М. Е.

Большой энциклопедический словарь

ЩЕДРИН Н. - см. Салтыков М. Е.

Полезные сервисы

щедрин н. (писатель)

Энциклопедический словарь

ЩЕДРИН Н. (писатель) - ЩЕДРИ́Н Н., см. Салтыков М. Е. (см. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович)

Полезные сервисы

щедрин николай павлович

Энциклопедический словарь

Щедри́н Николай Павлович (1858-1919), революционер-народник. Член «Земли и воли», «Чёрного передела». В 1880 один из организаторов «Южнорусского рабочего союза» в Киеве. В 1881 приговорён к вечной каторге; отбывал на Карийской каторге и в Шлиссельбургской крепости.

* * *

ЩЕДРИН Николай Павлович - ЩЕДРИ́Н Николай Павлович (1858-1919), российский деятель революционного движения, народник (см. НАРОДНИЧЕСТВО) . Член «Земли и воли», «Черного передела». В 1880 один из организаторов «Южнорусского рабочего союза» в Киеве. В 1881 приговорен к вечной каторге; отбывал на Карийской каторге и в Шлиссельбургской крепости.

Большой энциклопедический словарь

ЩЕДРИН Николай Павлович (1858-1919) - народник. Член "Земли и воли", "Черного передела". В 1880 один из организаторов "Южнорусского рабочего союза" в Киеве. В 1881 приговорен к вечной каторге; отбывал на Карийской каторге и в Шлиссельбургской крепости.

Полезные сервисы

щедрин родион конст

Гуманитарный словарь

ЩЕДРИ́Н Родион Конст. (род. 1932) - композитор, пианист. Муз. образование получил в Центр. муз. школе, Хоровом уч-ще и Моск. конс., к-рую окончил в 1955 по кл. композиции Ю. Шапорина и фортепиано Я. Флиера, аспирантуру (1958, кл. Шапорина). Был участником фольклорных экспедиций в Белоруссию, Вологодскую обл. и др. С 1964 преподавал в Моск. конс. с 1973 - пред. правления Союза композиторов РФ.

Один из зачинателей "новой фольклорной волны". В сер. 50-х гг. привлек внимание нетрадиционным использованием рус. нар. песни, частушки в концертно-симфонич. жанрах: 1-м фортепианном концерте (1954), Концерте для оркестра "Озорные частушки" (1961), балете "Конек-Горбунок" (1955). В дальнейшем круг интересов Щ. расширялся, сопровождаясь пытливыми поисками в области муз. сатиры, новой композиционной техники: сатирич. кантата "Бюрократиада", 1963; "Поэтория" на слова А. Вознесенского (1969); 1-я (1958) и 2-я ("25 прелюдий", 1965) симфонии, 2-й (1966) и 3-й (1973) фортепианные концерты, 24 прелюдии и фуги в двух томах (1964, 1970), вокальный цикл "Сольфеджио". С 60-х гг. в творчестве Щ. преобладает тяготение к муз. т-ру, он создает оперы "Не только любовь" (1961), "Мертвые души" (1977), "Кармен-сюиту" по музыке оперы Ж. Бизе (1967), балеты "Анна Каренина" (1972), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1984). С кон. 1980-х гг. живет в Мюнхене. Среди основных сочинений последних лет - инструмент. музыка, опера "Лолита" для т-ра в Стокгольме.

Лит.: Тараканов М. Е. Родион Щедрин. М., 1980.

Полезные сервисы

щедрин родион константинович

Энциклопедический словарь

Щедри́н Родион Константинович (р. 1932), композитор, народный артист СССР (1981). Ученик Ю. А. Шапорина. Один из ведущих мастеров современной отечественной музыки. Оперы «Не только любовь» (1961), «Мёртвые души» (1977); балеты «Конёк-Горбунок» (1960), «Кармен-сюита» (1967, по Ж. Бизе), «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985); «Поэтория» на слова А. А. Вознесенского (1968), оратория «Ленин в сердце народном» (1969), концерты для оркестра «Озорные частушки» (1963), «Звоны» (1968), «Автопортрет» (1984); Стихира на 1000-летие крещения Руси (1987), 2 симфонии (1958, 1965), камерно-инструментальные, хоровые, фортепианные (в том числе 24 прелюдии и фуги, 1970) сочинения. Главные партии в ряде балетов написаны для жены Щедрина - М. М. Плисецкой. Государственная премия СССР (1972), Ленинская премия (1984), Государственная премия Российской Федерации (1992).

* * *

ЩЕДРИН Родион Константинович - ЩЕДРИ́Н Родион Константинович (р. 16 декабря 1932, Москва), российский композитор, народный артист СССР (1981).

В 1955 окончил Московскую консерваторию по классам Ю. А. Шапорина (см. ШАПОРИН Юрий Александрович)(композиция) и Я. В. Флиера (см. ФЛИЕР Яков Владимирович) (фортепиано). С первых же шагов на композиторском поприще проявил себя как незаурядный юморист, изобретательный мастер оркестрового письма и в то же время приверженец простонародного русского колорита в духе «Петрушки» И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) и «Шута» С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич). Все эти стороны творческой индивидуальности Щедрина нашли свое воплощение в таких произведениях, как Концерт №1 для фортепиано с оркестром (1954), балет «Конек-Горбунок» (1956, поставлен в 1960), опера «Не только любовь» (по мотивам рассказов С. Антонова из деревенской жизни, 1961, 2-я редакция с камерным оркестром 1972), концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963). В некоторых его позднейших партитурах фигурируют партии для необработанных голосов народных певиц; особенно характерны «Поэтория» (концерт для поэта, голоса, хора и оркестра на слова А. Вознесенского, 1968), оратория «Ленин в сердце народном» (1969) и опера «Мертвые души» на либретто Щедрина по Гоголю (поставлена в 1977). Вместе с тем у зрелого Щедрина есть немало произведений, вдохновленных более высокими архетипами русской традиции; среди них - концерт для оркестра «Звоны» (1968), «Фрески Дионисия» для 9 инструментов (1981), «Стихира» для оркестра (на 1000-летие крещения Руси, 1987), концерт для хора «Запечатленный ангел» на старообрядческие духовные тексты (1988). В ряде произведений Щедрина выразился его пиетет по отношению к И. С. Баху (см. БАХ Иоганн Себастьян) («Музыкальное приношение» для органа и духовых, 1982, «Эхо-соната» для скрипки соло, 1984, «Музыка для города Кетена» для камерного оркестра, 1984, и др.).

Щедрин смолоду живо интересовался новейшими западными техниками композиции и уже в первой половине 1960-х снискал репутацию «умеренного» (по тогдашним советским меркам) модерниста. В отличие от своих сверстников-авангардистов более «крайнего» толка (Э. Денисова (см. ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич), А. Волконского (см. ВОЛКОНСКИЙ Андрей Михайлович), С. Губайдулиной (см. ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна), А. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич)), Щедрин пользовался покровительственным отношением со стороны руководства Союза композиторов и других инстанций, ответственных за культуру в СССР, и никогда не подвергался организованным критическим атакам в советской печати. Это позволило ему достаточно смело экспериментировать с такими методами организации музыкального материала, как додекафония (см. ДОДЕКАФОНИЯ), сонористика, алеаторика (см. АЛЕАТОРИКА); использовав некоторые их них в ортодоксальной по своей идеологической направленности оратории «Ленин в сердце народном», Щедрин способствовал окончательной «легализации» современных западных влияний на советскую музыку.

Мастерски владея множеством музыкальных стилей, Щедрин охотно сочетает разнородные идиомы в рамках одного произведения. Так, в Концерте №2 для фортепиано с оркестром (1966) суховатая полифония в духе А. Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд)и его школы перемежается с алеаторикой в духе В. Лютославского (см. ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд) и джазовыми пассажами; в цикле 24 прелюдий и фуг (1964-1970) и «Полифонической тетради» (25 прелюдий, 1972) для фортепиано композитор отдает дань не только И. С. Баху и Д. Д. Шостаковичу (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) , но и додекафонии, а также своей обычной склонности к пародии.

При переводе литературных первоисточников на язык музыкального театра Щедрин стремится по возможности сохранить все богатство заключенных в них смыслов, проявляя при этом незаурядную изобретательность, в том числе в использовании музыки прошлого, которая всякий раз служит ему для создания характерного колорита. За исключением раннего «Конька-Горбунка», все балеты Щедрина написаны для его жены Майи Плисецкой (см. ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна); это «Кармен-сюита» (свободная обработка фрагментов из оперы Ж. Бизе «Кармен» для струнных и ударных, 1967), «Анна Каренина» (1971), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Помимо опер «Не только любовь» и «Мертвые души», Щедрин написал еще одну «полноценную» оперу - «Лолита» (по В. Набокову, поставлена в 1994 в Стокгольме). Перу Щедрина принадлежит также мюзикл «Нина и 12 месяцев» (по мотивам сказки С. Маршака), написанный по заказу из Японии (1988).

Опыт Щедрина как театрального композитора и мастера стилистической мимикрии нашел свое яркое выражение и в его лучших чисто инструментальных партитурах; помимо «Озорных частушек» и «Звонов», стоит упомянуть Симфонию №2 («25 прелюдий», 1965) Концерт для фортепиано №3 («Вариации и тема», 1975), «Автопортрет» для оркестра (1984), концерты для оркестра «Старинная музыка российских цирков» и «Хороводы» (оба 1989). В некоторых его поздних сочинениях заметна тенденция к более глубокой и интенсивной выразительности (Концерт для виолончели и оркестра, 1994).

В 1972 Щедрин был удостоен Государственной премии СССР за ораторию «Ленин в сердце народном», в 1973 стал Первым секретарем Союза композиторов РСФСР (вместо Г. Свиридова), а в 1984 получил Ленинскую премию за оперу «Мертвые души», кантату «Казнь Пугачева» и «Торжественную увертюру».В 1992 стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

Большой энциклопедический словарь

ЩЕДРИН Родион Константинович (р. 1932) - российский композитор, народный артист СССР (1981). Один из ведущих мастеров современной музыки. Оперы: "Не только любовь" (1961), "Мертвые души" (1977), балеты "Конек-Горбунок" (1960), "Кармен-сюита" (1967), "Анна Каренина" (1972), "Чайка" (1979), "Дама с собачкой" (1985), "Поэтория" на слова А. А. Вознесенского (1968), оратория "Ленин в сердце народном" (1969), концерты для оркестра "Озорные частушки" (1963), "Звоны" (1968), "Автопортрет" (1984); Стихира на 1000-летие крещения Руси (1987), 2 симфонии (1958, 1965), камерно-инструментальные, хоровые, фортепианные (в т. ч. 24 прелюдии и фуги, 1970) сочинения. Главные партии в ряде балетов написаны для жены Щедрина - М. М. Плисецкой. Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1972). Государственная премия Российской Федерации (1992).

Полезные сервисы

щедрин сем. фед

Гуманитарный словарь

ЩЕДРИ́Н Сем. Фед. (1745-1804) - живописец, пейзажист, брат скульптора Ф. Ф. Щедрина. Один из предст. пейзажного жанра в рус. школе живописи. Худож. образование получил в имп. АХ в СПб. (1759-67, с 1776 преподавал там, с 1798 - адъюнкт-ректор, с 1799 руководил гравировально-ландшафтным кл.). Продолжил образование как пенсионер Академии в Германии, Голландии, Франции, Италии. Манере Щ. свойственны сочетание декор. и видового начал, тонкое чувство красоты природы, писал в осн. окрестности Пб.: Павловск, Петергоф, Гатчину. Среди произведений Щ. - "Вид на Гатчинский дворец с Длинного о-ва". (1796), "Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля" (1799-1800).

Полезные сервисы

щедрин семён фёдорович

Энциклопедический словарь

Щедри́н Семён Фёдорович (1745-1804), живописец, один из родоначальников русского пейзажного жанра. Брат Ф. Ф. Щедрина. Декоративно-видовые пейзажи, монументальные панно, проникнутые идеями сентиментализма (виды парков в окрестностях Санкт-Петербурга).

* * *

ЩЕДРИН Семен Федорович - ЩЕДРИ́Н Семен Федорович (1745-1804), русский живописец. Брат Ф. Ф. Щедрина (см. ЩЕДРИН Феодосий Федорович). Декоративно-видовые пейзажи, монументальные панно, проникнутые идеями сентиментализма (см. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ) (виды парков в окрестностях Санкт-Петербурга).

Полезные сервисы

щедрин семен федорович

Большой энциклопедический словарь

ЩЕДРИН Семен Федорович (1745-1804) - российский живописец. Брат Ф. Ф. Щедрина. Декоративно-видовые пейзажи, монументальные панно, проникнутые идеями сентиментализма (виды парков в окрестностях Санкт-Петербурга).

Полезные сервисы

щедрин сильвестр феодосиевич

Энциклопедический словарь

Щедри́н Сильвестр Феодосиевич (1791-1830), живописец. Сын Ф. Ф. Щедрина. С 1818 работал в Италии. Создавая романтические, поэтические образы итальянской природы (серия «Гавани в Сорренто», 1825-28), первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру.

* * *

ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич - ЩЕДРИ́Н Сильвестр Феодосиевич [2 (13) февраль 1791, Петербург - 8 ноябрь 1830, Сорренто], российский художник, крупный представитель романтизма (см. РОМАНТИЗМ), выдающийся мастер пейзажной светописи.

Итальянские впечатления

Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина (см. ЩЕДРИН Феодосий Федорович), племянник пейзажиста Семена Ф. Щедрина (см. ЩЕДРИН Семен Федорович). В 1800 был зачислен в Воспитательное училище Академии художеств. Успешно закончив учебу (1811), получил право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812 года его поездка была отложена, и Щедрин приехал в Рим лишь в 1818. Жил в Неаполе, затем снова в Риме. Наконец (с 1825) обосновался все-таки в Неаполе, летом постоянно наезжая для работы в малые городки на побережье Тирренского моря.

Сперва писал сочиненные в мастерской, достаточно условные по цвету и пространственной композиции вещи («Вид с Петровского острова», 1811). В Италии, которая всеми художниками-романтиками воспринималась как «блаженный край» и «родина искусства», начал активно работать на натуре, все более органично воплощая в картинах живые пленэрные (см. ПЛЕНЭР) впечатления (серии «Водопады в Тиволи», 1821-23; «Новый Рим», 1823-25). Благодаря этому живописный свет у него - свет, который у родоначальников русского пейзажного жанра (у Ф. Я. Алексеева (см. АЛЕКСЕЕВ Федор Яковлевич) и того же Семена Ф. Щедрина) пребывал совершенно однородной прозрачной средой, равномерно распределяющейся по пространству картины - впервые обрел пульсирующую подвижность реального натурного освещения. Освещения, которое благодаря своей концентрации в картине, обрело динамичную созвучность чувствам и мыслям зрителя.

Прерванный расцвет

Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» (1825-27) и «Террасы в Сорренто» (1827-28) - светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» - «рая», впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.

Романтическая поэтика мастера усложняется в поздних «Гаванях в Сорренто» (1828-30) и «Лунных ночах в Неаполе» (1828-29), в особенности в последних, где цветосветовые эффекты обретают зыбкий и тревожный драматизм. Вполне вероятно, что эти ноктюрны несут отпечаток мрачных настроений, мучивших мастера в связи с тяжелым недугом, от которого он постепенно угасал. Щедрин умер в расцвете творческих сил, однако выполнил свою историческую роль, одухотворив русское пейзажное искусство лирически звучным, в полном смысле «живым» светом.

По-своему значительно и эпистолярное наследие Щедрина, полное ярких художественных наблюдений. Наследие это опубликовано в книге: Щедрин С.Ф. Письма из Италии (М., 1932; переиздана в 1978).

Большой энциклопедический словарь

ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич (1791-1830) - российский живописец. Сын Ф. Ф. Щедрина. С 1818 работал в Италии. Первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру. Романтические, поэтические образы итальянской природы (серия "Гавани в Сорренто", 1825-28).

Гуманитарный словарь

ЩЕДРИ́Н Сильвестр Феодосиевич (1791-1830) - живописец, пейзажист, сын скульптора Ф. Ф. Щедрина. Худож. образование получил в имп. АХ в СПб. (1800-12) у живописцев М. Иванова и Ф. Алексеева. Продолжил образование в Италии (с 1818) в кач. пенсионера Академии. Жил в Италии. Первый худож. рус. школы, обратившийся к пленэрной живописи. Изучал цветовые и световые соотношения в пейзаже. Ранней манере Щ. свойственны классицистич. черты. В дальнейшем стремится к естеств. и непринужд. передаче повседневной жизни, ищет гармоничное сочетание состояния природы и освещения. С помощью световоздушной дымки передает тончайшие нюансы конкретного состояния природы. Сочетает жанровую и пейзажную живопись. Для зрелой манеры Щ. характерны романтич. тенденции. Среди произв. Щ. - "Колизей" (1819), сер. гор. видов "Новый Рим" (1823-25), сер. "Террасы в Сорренто" (1825-28), "Малая гавань в Сорренто", "На острове Капри" - оба 1826.

С. Ф. Щедрин. В окрестностях Рима

С. Ф. Щедрин. В окрестностях Рима

Полезные сервисы

щедрин феодосий фед

Гуманитарный словарь

ЩЕДРИ́Н Феодосий Фед. (1751-1825) - скульптор, брат С. Ф. Щедрина. Худ. образование получил в имп. АХ в СПб. у проф. Н. Жилле (1764-73) (с 1794 - проф., с 1818 - ректор). Продолжил образование в кач. пенсионера Академии во Франции и Италии (1773-85). Ранняя манера Щ. испытывает влияние позднебарочной пластики ("Марсий"). Зрелой классич. манере Щ. присущи возвыш. идеалы, представление о гармонич., прекрасной чел. личности, синтез деко-рат. и содержат. начал. Осн. произв.: "Спящий Эндимион" (бронза, 1779), "Венера" (мрамор, 1792), барельеф "Несение Креста" для Казанского собора в СПб. (кам., 1807-11), скульпт. оформление здания Адмиралтейства (известняк, 1812-13, фигуры на колоннаде центр. башни, 3 фигуры на аттике, 2 группы "Морские нимфы). Исполнил ряд портретов (Н. Панин, мрамор, барельеф, 1794; А. Нартов, мрамор, 1811).

Полезные сервисы

щедрин феодосий фёдорович

Энциклопедический словарь

Щедри́н Феодосий Фёдорович (1751-1825), скульптор. Брат Сем. Ф. Щедрина. Представитель классицизма. Создавал проникнутые гражданственным пафосом монументальные композиции (группы «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, 1812-13), портреты, мифологические статуи («Венера», 1792).

* * *

ЩЕДРИН Феодосий Федорович - ЩЕДРИ́Н Феодосий Федорович (1751-1825), русский скульптор.Отец С. Ф. Щедрина (см. ЩЕДРИН Семен Федорович). Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) . Мастер монументальной скульптуры (группы «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, 1812-13), портреты, мифологические статуи («Венера», 1792).

Полезные сервисы

щедрин феодосий федорович

Большой энциклопедический словарь

ЩЕДРИН Феодосий Федорович (1751-1825) - российский скульптор. Брат С. Ф. Щедрина. Представитель классицизма. Мастер монументальной скульптуры (группы "Морские нимфы, несущие глобус" у здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, 1812-13), портреты, мифологические статуи ("Венера", 1792).

Полезные сервисы

щедрин, родион константинович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Композитор Родион Щедрин.

Композитор Родион Щедрин.

ЩЕДРИН Родион Константинович (родился в 1932), российский композитор. Обращается к различным пластам русского фольклора (старинному и современному) - в балете "Конёк-Горбунок" (1955), концерте для оркестра "Озорные частушки" (1963), операх "Не только любовь" (1961), "Мёртвые души" (1977). Образы русской литературной классики - в балетах "Анна Каренина" (1971), "Чайка" (1979) и других. Динамика и контрасты современного мира - в симфониях, инструментальных сочинениях. Блестящие темброво-ритмические находки - в балете "Кармен-сюита" (свободная транскрипция музыки оперы "Кармен" Ж. Бизе, 1967). Главные партии 3-х последних балетов написаны для жены Щедрина - М.М. Плисецкой.

Полезные сервисы

щедрина

Толковый словарь Ушакова

ЩЕДРИНА, щедрины, жен. (обл.). Маленькое углубление, рябинка на лице (от оспы, маленького нарыва и т.п.).

Толковый словарь Даля

ЩЕДРИНА - и пр. см. щедра.

Синонимы к слову щедрина

сущ., кол-во синонимов: 1

щедринка

Грамматический словарь

щедри́на ж 1a

Сканворды для слова щедрина

- Российская актриса, исполнившая роль Ольги в телесериале «Тайны следствия».

Полезные сервисы

щедринка

Синонимы к слову щедринка

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

щедриновед

Синонимы к слову щедриновед

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

щедриноведение

Синонимы к слову щедриноведение

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

щедринский

Орфографический словарь

щедри́нский (от Щедри́н)

Полезные сервисы

щедрины

Большой энциклопедический словарь

Щедрины́, семья художников второй половины XVIII - первой трети XIX вв. Семён Фёдорович (1745-1804), живописец, один из родоначальников русского пейзажного жанра. Писал декоративно-видовые ландшафты, монументальные пейзажные панно, проникнутые тонким чувством красоты природы (виды парков в окрестностях Петербурга). Его брат Феодосий Фёдорович (1751-1825), скульптор, один из ведущих мастеров зрелого русского классицизма. Создавал проникнутые гражданственным пафосом монументальные композиции (группы «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Петербурге, 1812-13), портреты, мифологические статуи («Венера», 1792). Сын Феодосия Фёдоровича - Сильвестр Феодосиевич (1791-1830), живописец. С 1818 работал в Италии. Создавая романтические, поэтические образы итальянской природы (серия «Гавани в Сорренто», 1825-28), первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру.

Полезные сервисы