Щу́кин Борис Васильевич (1894-1939), актёр, народный артист СССР (1936). С 1920 в 3-й Студии МХАТ (с 1926 Театр им. Вахтангова). Игра отличалась органичностью, богатством красок и оттенков, в комедийных ролях - импровизационной свободой и смелостью, использованием приёмов буффонады, гротеска. Среди ролей: Павел («Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина), Тарталья («Принцесса Турандот» К. Гоцци), Булычов («Егор Булычов и другие» М. Горького); В. И. Ленин в пьесе «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина и в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Государственная премия СССР (1941, посмертно).
* * *
ЩУКИН Борис Васильевич - ЩУ́КИН Борис Васильевич [5 (17) апреля 1894, Москва - 7 октября 1939, там же], русский актер; народный артист СССР.
Все решила любовь к театру
Детство и юность связаны с Каширой, куда переехала семья Щукиных. Здесь он учился в начальной школе, а затем, учась в Москве в реальном училище, постоянно приезжал на каникулы к родителям в Каширу. Московский период отмечен в его биографии пристрастием к театрам, особенно к спектаклям Художественного театра (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР). В 1910 впервые увидел там спектакль по пьесе Чехова «Три сестры», который оказал решительное воздействие на всю его последующую жизнь. Театр неотвратимо завладел всеми его помыслами, хотя до профессиональной актерской деятельности было еще очень далеко.
В 1913 по окончании реального училища поступил на механический факультет МВТУ. В июне 1916 по мобилизации стал слушателем московского Александровского военного училища, в августе 1917 попал на австро-германский фронт. Вскоре демобилизовался и вернулся в Каширу, где работал слесарем в депо, помощником машиниста на паровозе. Но мысль о театре не давала покоя. При депо действовал любительский драматический кружок, в спектаклях которого Щукин стал принимать самое активное участие. Здесь он сыграл свыше 100 ролей.
Первые успехи в Вахтанговском театре
В 1919 был принят в Мансуровскую студию, которой руководил режиссер и актер Художественного театра Е. Б. Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович). Отныне весь короткий двадцатилетний промежуток времени вплоть до смерти в 1939 был отдан служению искусству Вахтанговского театра, который стал домом, делом, судьбой великого артиста.
Первой большой ролью Щукина стала роль канцлера китайского императора, доброго и простодушного Тартальи в сказке К. Гоцци (см. ГОЦЦИ Карло) «Принцесса Турандот» - последнем гениальном сценическом творении Вахтангова (1922). В этой роли четко проявилось, может быть, самое существенное свойство таланта Щукина - необыкновенное сочетание детской наивности и глубокой мудрости. Творческая свобода, импровизационная исполнительская манера, обретенные артистом при создании этого образа помогли ему в работе над ролью Льва Гурыча Синичкина в одноименном водевиле А. П. Ленского (см. ЛЕНСКИЙ Александр Павлович) (постановка Р. Н. Симонова (см. СИМОНОВ Рубен Николаевич)). Синичкин Щукина - подвижник и рыцарь русского театра, отдающий ему всю свою жизнь, истинный аристократ духа, прекрасный как в своей отваге борца со злом, так и в своей незащищенности благородного человека. Исполнение Щукиным этих двух ролей проникнуто удивительной гармонией старинного и современного, смешного и трогательного, лирического и драматического.
Зрелый мастер
Щукин вырастал в блистательного комедийного актера, но феномен его дарования формировался на социальном репертуаре, определившем его дальнейший творческий путь. 1925 год стал переломным как для театра, так и для Щукина. Театр был уже несвободен в выборе репертуара. В том году на сцене Вахтанговского театра была поставлена она из первых советских пьес, пьеса Л. Сейфуллиной (см. СЕЙФУЛЛИНА Лидия Николаевна) и В. Правдухина «Виринея» (постановка А. Д. Попова (см. ПОПОВ Алексей Дмитриевич)), в которой Щукин сыграл революционного солдата Павла. Вслед за «Виринеей» последовали «Барсуки» Л. М. Леонова (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович) (постановка Б. Е. Захавы (см. ЗАХАВА Борис Евгениевич), 1927), где Щукин создает образ рабочего Павла Затем была роль капитана Берсенева в пьесе Б. М. Лавренева (см. ЛАВРЕНЕВ Борис Андреевич) «Разлом» (постановка Попова). Щукин попал в фарватер советского драматического искусства и был замечен официальными идеологами (о нем тепло отзывался А. В. Луначарский (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич)). Казалось, Щукину уготована судьба актера, исполняющего роли социальных положительных героев, но ему было тесно в этом амплуа.
В 1932 он сыграл одну из лучших своих ролей - роль Егора Булычева в одноименной пьесе М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) (постановка Захавы). Глубочайшую трагедию человека, «жившего не на той улице», с огромным темпераментом, совершенным мастерством, мудрой человечностью, сумел раскрыть актер в этом образе - шедевре отечественной сцены.
Его лениниана
В конце 1930-х гг. отечественному театру и кино сверху был «спущен» политический заказ создать к 20-летию революции образ ее вождя В. И. Ленина. Пробовались многие актеры, но выбор пал на Щукина. Его кандидатуру предложил Горький. Вхожий во власть, тонко ощущающий политическую конъюнктуру, пролетарский писатель прекрасно понимал суть этого социального заказа. Горький высоко ценил работу Щукина в своем «Егоре Булычеве», он любил приходить в Вахтанговский театр на «Принцессу Турандот», где блистал Щукин-Тарталья. Рекомендация Горького оказалась решающей, и Щукин был утвержден на роль Ленина в спектакле Вахтанговского театра «Человек с ружьем» (постановка Р. Н. Симонова, 1937) и кинофильмах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939, оба - в постановке М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич)).
Создать жизненный образ Ленина в той обстановке, которая царила в стране в 1937, было чрезвычайно трудно. Можно лишь догадываться, какую душевную ношу взвалил на свои плечи этот человек, какого напряжения нравственных, да и физических сил стоило это актеру. Величие и человечность - именно так решал Щукин образ Ленина, он хотел сделать его близким и дорогим каждому человеку. Сын своего времени, которое неотвратимо влияло на формирование жизненных устоев и на творческие судьбы художников 1920-1930-х гг., Щукин не лукавил. Ему хотелось передать не столько внешность, сколько сущность образа Ленина, каким он представлялся современникам. Щукин был предельно органичен, оттого его образ вождя создавал иллюзию, что Ленин был именно таким. Это в полной мере удалось актеру.
Невосполнимая утрата
В 1936 вместе со старейшими актерами МХАТа Щукин был удостоен звания «Народный артист СССР». Он работал много и безотказно, особенно над ролью Ленина. После репетиций в театре над спектаклем «Человек с ружьем» бежал на съемочную площадку. Но по-иному и не могло быть: и спектакль и фильм должны были быть готовы к юбилею революции, к 7 ноября 1937.
Жизнь Щукина оборвалась очень рано. Видимо, сказалась нечеловеческая нагрузка «ленинского периода». Многие планы актера остались нереализованными. Уже готов был образ Городничего («Ревизор», постановка Захавы), оставалось несколько дней до премьеры. Не суждено было сбыться мечтам о ролях Кутузова в пьесе В. А. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Александрович) «Фельдмаршал Кутузов», Фамусова, Бориса Годунова, Короля Лира, мольеровских героев.
В личности Щукина, в его искусстве не было ни малейших признаков самолюбования, премьерства, театрального снобизма. Во всем - правдивость, искренность, органика. Выдающийся артист, он обозначил своим творчеством целую эпоху театра.