Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

щукин

Грамматический словарь

Щу́кин ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ЩУКИН

Отчество от нецерковного имени Щука, которое было очень частым у русских в XV-XVII вв., а позднее и как параллельное с церковным, отсюда и частота фамилии. (Ф).

Сканворды для слова щукин

- Муж известной людоедки.

- Персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».

- Этот актер был утвержден на роль вождя по личной рекомендации Максима Горького.

- Советский актёр, исполнивший роль Ленина в фильмах Михаила Ромма.

Полезные сервисы

щукин александр николаевич

Энциклопедический словарь

Щу́кин Александр Николаевич (1900-1990), радиотехник, академик АН СССР (1953), генерал-лейтенант-инженер (1971), Герой Социалистического Труда (1956, 1975). Труды по распространению KB, теории и методам расчёта дальней KB-связи и др. Государственная премия СССР (1953), Ленинская премия (1957).

* * *

ЩУКИН Александр Николаевич - ЩУ́КИН Александр Николаевич (1900-90), российский радиотехник, академик АН СССР (1953), генерал-лейтенант-инженер (1971), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1975). Труды по распространению коротких волн, теории и методам расчета дальней коротковолновой связи и др. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1953).

Большой энциклопедический словарь

ЩУКИН Александр Николаевич (1900-90) - российский радиотехник, академик АН СССР (1953), генерал-лейтенант-инженер (1971), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1975). Труды по распространению коротких волн, теории и методам расчета дальней коротковолновой связи и др. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1953).

Полезные сервисы

щукин бор. вас

Гуманитарный словарь

ЩУ́КИН Бор. Вас. (1894-1939) - актер. Сценич. деят-ность начал в Моск. драм. студии под рук-вом Е. Б. Вахтангова; впоследствии до конца жизни был актером Т-ра им. Вахтангова. Яркое комедийное дарование Щ. раскрылось в ролях Тартальи ("Принцесса Турандот" К. Гоцци), Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). Создал галерею образов людей совр. ему эпохи: Павел Суслов ("Виринея" Л. Н. Сейфуллиной), комиссар Антон ("Барсуки" Л. М. Леонова) и др. Событием в истории театр. иск-ва явилось исполнение Щ. роли Егора Булычева в спектакле "Егор Булычев и другие" М. Горького (1932). В кино создал образ В. И. Ленина в к/ф "Ленин в Октябре" (1937), "Ленин в 1918 году" (1939), в спектакле "Человек с ружьем" Н. Ф. Погодина (1937). В 1939 имя Щ. присвоено театр. уч-щу при Т-ре им. Вахтангова.

Лит.: Лебедев Н. Щукин - актер кино. М., 1944; Новицкий П. Борис Щукин. М.; Л., 1948.

Полезные сервисы

щукин борис васильевич

Энциклопедический словарь

Щу́кин Борис Васильевич (1894-1939), актёр, народный артист СССР (1936). С 1920 в 3-й Студии МХАТ (с 1926 Театр им. Вахтангова). Игра отличалась органичностью, богатством красок и оттенков, в комедийных ролях - импровизационной свободой и смелостью, использованием приёмов буффонады, гротеска. Среди ролей: Павел («Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина), Тарталья («Принцесса Турандот» К. Гоцци), Булычов («Егор Булычов и другие» М. Горького); В. И. Ленин в пьесе «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина и в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Государственная премия СССР (1941, посмертно).

* * *

ЩУКИН Борис Васильевич - ЩУ́КИН Борис Васильевич [5 (17) апреля 1894, Москва - 7 октября 1939, там же], русский актер; народный артист СССР.

Все решила любовь к театру

Детство и юность связаны с Каширой, куда переехала семья Щукиных. Здесь он учился в начальной школе, а затем, учась в Москве в реальном училище, постоянно приезжал на каникулы к родителям в Каширу. Московский период отмечен в его биографии пристрастием к театрам, особенно к спектаклям Художественного театра (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР). В 1910 впервые увидел там спектакль по пьесе Чехова «Три сестры», который оказал решительное воздействие на всю его последующую жизнь. Театр неотвратимо завладел всеми его помыслами, хотя до профессиональной актерской деятельности было еще очень далеко.

В 1913 по окончании реального училища поступил на механический факультет МВТУ. В июне 1916 по мобилизации стал слушателем московского Александровского военного училища, в августе 1917 попал на австро-германский фронт. Вскоре демобилизовался и вернулся в Каширу, где работал слесарем в депо, помощником машиниста на паровозе. Но мысль о театре не давала покоя. При депо действовал любительский драматический кружок, в спектаклях которого Щукин стал принимать самое активное участие. Здесь он сыграл свыше 100 ролей.

Первые успехи в Вахтанговском театре

В 1919 был принят в Мансуровскую студию, которой руководил режиссер и актер Художественного театра Е. Б. Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович). Отныне весь короткий двадцатилетний промежуток времени вплоть до смерти в 1939 был отдан служению искусству Вахтанговского театра, который стал домом, делом, судьбой великого артиста.

Первой большой ролью Щукина стала роль канцлера китайского императора, доброго и простодушного Тартальи в сказке К. Гоцци (см. ГОЦЦИ Карло) «Принцесса Турандот» - последнем гениальном сценическом творении Вахтангова (1922). В этой роли четко проявилось, может быть, самое существенное свойство таланта Щукина - необыкновенное сочетание детской наивности и глубокой мудрости. Творческая свобода, импровизационная исполнительская манера, обретенные артистом при создании этого образа помогли ему в работе над ролью Льва Гурыча Синичкина в одноименном водевиле А. П. Ленского (см. ЛЕНСКИЙ Александр Павлович) (постановка Р. Н. Симонова (см. СИМОНОВ Рубен Николаевич)). Синичкин Щукина - подвижник и рыцарь русского театра, отдающий ему всю свою жизнь, истинный аристократ духа, прекрасный как в своей отваге борца со злом, так и в своей незащищенности благородного человека. Исполнение Щукиным этих двух ролей проникнуто удивительной гармонией старинного и современного, смешного и трогательного, лирического и драматического.

Зрелый мастер

Щукин вырастал в блистательного комедийного актера, но феномен его дарования формировался на социальном репертуаре, определившем его дальнейший творческий путь. 1925 год стал переломным как для театра, так и для Щукина. Театр был уже несвободен в выборе репертуара. В том году на сцене Вахтанговского театра была поставлена она из первых советских пьес, пьеса Л. Сейфуллиной (см. СЕЙФУЛЛИНА Лидия Николаевна) и В. Правдухина «Виринея» (постановка А. Д. Попова (см. ПОПОВ Алексей Дмитриевич)), в которой Щукин сыграл революционного солдата Павла. Вслед за «Виринеей» последовали «Барсуки» Л. М. Леонова (см. ЛЕОНОВ Леонид Максимович) (постановка Б. Е. Захавы (см. ЗАХАВА Борис Евгениевич), 1927), где Щукин создает образ рабочего Павла Затем была роль капитана Берсенева в пьесе Б. М. Лавренева (см. ЛАВРЕНЕВ Борис Андреевич) «Разлом» (постановка Попова). Щукин попал в фарватер советского драматического искусства и был замечен официальными идеологами (о нем тепло отзывался А. В. Луначарский (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич)). Казалось, Щукину уготована судьба актера, исполняющего роли социальных положительных героев, но ему было тесно в этом амплуа.

В 1932 он сыграл одну из лучших своих ролей - роль Егора Булычева в одноименной пьесе М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) (постановка Захавы). Глубочайшую трагедию человека, «жившего не на той улице», с огромным темпераментом, совершенным мастерством, мудрой человечностью, сумел раскрыть актер в этом образе - шедевре отечественной сцены.

Его лениниана

В конце 1930-х гг. отечественному театру и кино сверху был «спущен» политический заказ создать к 20-летию революции образ ее вождя В. И. Ленина. Пробовались многие актеры, но выбор пал на Щукина. Его кандидатуру предложил Горький. Вхожий во власть, тонко ощущающий политическую конъюнктуру, пролетарский писатель прекрасно понимал суть этого социального заказа. Горький высоко ценил работу Щукина в своем «Егоре Булычеве», он любил приходить в Вахтанговский театр на «Принцессу Турандот», где блистал Щукин-Тарталья. Рекомендация Горького оказалась решающей, и Щукин был утвержден на роль Ленина в спектакле Вахтанговского театра «Человек с ружьем» (постановка Р. Н. Симонова, 1937) и кинофильмах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939, оба - в постановке М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич)).

Создать жизненный образ Ленина в той обстановке, которая царила в стране в 1937, было чрезвычайно трудно. Можно лишь догадываться, какую душевную ношу взвалил на свои плечи этот человек, какого напряжения нравственных, да и физических сил стоило это актеру. Величие и человечность - именно так решал Щукин образ Ленина, он хотел сделать его близким и дорогим каждому человеку. Сын своего времени, которое неотвратимо влияло на формирование жизненных устоев и на творческие судьбы художников 1920-1930-х гг., Щукин не лукавил. Ему хотелось передать не столько внешность, сколько сущность образа Ленина, каким он представлялся современникам. Щукин был предельно органичен, оттого его образ вождя создавал иллюзию, что Ленин был именно таким. Это в полной мере удалось актеру.

Невосполнимая утрата

В 1936 вместе со старейшими актерами МХАТа Щукин был удостоен звания «Народный артист СССР». Он работал много и безотказно, особенно над ролью Ленина. После репетиций в театре над спектаклем «Человек с ружьем» бежал на съемочную площадку. Но по-иному и не могло быть: и спектакль и фильм должны были быть готовы к юбилею революции, к 7 ноября 1937.

Жизнь Щукина оборвалась очень рано. Видимо, сказалась нечеловеческая нагрузка «ленинского периода». Многие планы актера остались нереализованными. Уже готов был образ Городничего («Ревизор», постановка Захавы), оставалось несколько дней до премьеры. Не суждено было сбыться мечтам о ролях Кутузова в пьесе В. А. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Александрович) «Фельдмаршал Кутузов», Фамусова, Бориса Годунова, Короля Лира, мольеровских героев.

В личности Щукина, в его искусстве не было ни малейших признаков самолюбования, премьерства, театрального снобизма. Во всем - правдивость, искренность, органика. Выдающийся артист, он обозначил своим творчеством целую эпоху театра.

Большой энциклопедический словарь

ЩУКИН Борис Васильевич (1894-1939) - российский актер, народный артист СССР (1936). С 1920 в студии Е. Б. Вахтангова, преобразованной позднее в Театр им. Вахтангова. Среди ролей: Павел ("Виринея" Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина), Тарталья ("Принцесса Турандот" К. Гоцци), Булычов ("Егор Булычов и другие" М. Горького), В. И. Ленин "Человек с ружьем" Н. Ф. Погодина и в фильмах "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году". Государственная премия СССР (1941, посмертно).

Полезные сервисы

щукин дмитрий иванович

Энциклопедический словарь

ЩУКИН Дмитрий Иванович - ЩУ́КИН Дмитрий Иванович (1855-1932), русский коллекционер западноевропейской живописи. Брат П. И. Щукина (см. ЩУКИН Петр Иванович) и С. И. Щукина (см. ЩУКИН Сергей Иванович) . Образование получил в Германии. Не занимался коммерческим семейным предприятием. Первоначально собирал изделия из серебра, золота и миниатюры, но постепенно остановил свой выбор на старой западной живописи.

Щукин собирал картины старых мастеров 14-18 веков: итальянцев, немцев, французов, англичан, но особую слабость питал к «малым голландцам». Живописцам этого круга в его собрании принадлежало около шестидесяти полотен. В коллекцию французской живописи входили полотна А. Ватто (см. ВАТТО Антуан), Ф. Буше (см. БУШЕ Франсуа (живописец)), О. Фрагонара (см. ФРАГОНАР Оноре), Н. Ланкре (см. ЛАНКРЕ Никола); немецкой - Кранаха (см. КРАНАХ Лукас Старший), Герунга; английской - Лоренса (см. ЛОРЕНС Томас) . В общей сложности в доме Щукина было собрано 146 живописных полотен.

Особое место в его коллекции принадлежало миниатюрам. В щукинском собрании были и скульптуры: около пятидесяти бронзовых статуэток 16-17 веков. Щукин владел одной из лучших в мире коллекций эмалей.

В 1918 получил на свою коллекцию охранную грамоту. Затем коллекция Д. И. Щукина была национализирована и стала самостоятельным музеем. Собрание по-прежнему располагалось в особняке Щукина в Староконюшенном переулке и в декабре 1918 под названием «Первый музей старой западной живописи» было открыто для осмотра. Этот музей просуществовал недолго. В июне 1922 он был подчинен Румянцевскому музею и стал, как когда-то пожелал владелец, его филиалом, но уже в октябре того же года особняк был освобожден для ведомственных нужд, и щукинская коллекция оказалась в бывшем морозовском особняке на Пречистенке, где вошла в экспозицию Второго музея нового западного искусства.

В 1924 собрание Щукина перешло в Музей изящных искусств на Волхонке. Тогда же была открыта картинная галерея этого музея. И хотя к тому времени в музей поступили и другие московские собрания, коллекция Дмитрия Ивановича являлась наиболее ценной из них. Основная часть собрания Д. И. Щукина и поныне находится на Волхонке в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (см. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А.С. Пушкина).

Д.И. Щукин остался при своей коллекции; 10 ноября 1924 он был назначен заведующим итальянским подотделом картинной галереи и избран членом ученого совета.

Полезные сервисы

щукин евгений дмитриевич

Большой энциклопедический словарь

Щу́кин Евгений Дмитриевич (р. 1928), физикохимик, член-корреспондент АПН РСФСР (1965), академик АПН СССР (1985), академик РАО (1993). Разработал методы применения поверхностно-активных веществ для стабилизации золей, эмульсий и пен (1968—1995). Создал теорию прочности дисперсных пористых структур (1964), разработал методы повышения долговечности промышленных катализаторов и сорбентов. Открыл (1990) каталитическое ускорение спекания порошков. Ленинская премия (1988).

Полезные сервисы

щукин иван семёнович

Энциклопедический словарь

Щу́кин Иван Семёнович (1885-1985), географ, один из создателей отечественной школы геоморфологов, заслуженный деятель науки РСФСР (1957). Профессор МГУ (с 1935). Труд «Общая геоморфология» (т. 1-3, 1960-74). Составил «Четырёхъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. Русско-англо-немецко-французский» (1980).

* * *

ЩУКИН Иван Семенович - ЩУ́КИН Иван Семенович (1885-1985), российский географ, один из создателей отечественной школы геоморфологов (см. ГЕОМОРФОЛОГИЯ), заслуженный деятель науки России (1957), профессор МГУ (с 1935). Труд «Общая геоморфология» (т. 1-3, 1960-74). Составил «Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии (см. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ) . Русско-англо-немецко-французский» (1980).

Полезные сервисы

щукин иван семенович

Большой энциклопедический словарь

ЩУКИН Иван Семенович (1885-1985) - российский географ, один из создателей отечественной школы геоморфологов, заслуженный деятель науки России (1957), профессор МГУ (с 1935). Труд "Общая геоморфология" (т. 1-3, 1960-74). Составил "Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. Русско-англо-немецко-французский" (1980).

Полезные сервисы

щукин петр иванович

Энциклопедический словарь

ЩУКИН Петр Иванович - ЩУ́КИН Петр Иванович (1853-1912), русский купец, собиратель русских и восточных древностей, основатель частного общедоступного музея. Брат Д. И. Щукина (см. ЩУКИН Дмитрий Иванович) и С. И. Щукина (см. ЩУКИН Сергей Иванович) . Получил хорошее образование в России и за границей. С 1872 занимался делами семейного предприятия (с 1878 торговый дом «И. В. Щукин и сыновья»).

Он выделял следующие отделы своей коллекции: церковный, оружия, тканей, ковров, гобеленов и шпалер, драгоценностей, посуды.

Современников поражала коллекция старинного русского серебра - жалованных ковшей, кубков, чарок, стаканов, братин. Очень полно было представлено народное искусство: резные и расписные прялки, шкатулки, сундуки, хлебницы, колыбели.

Щукин обладал обширным собранием икон. К числу раритетов относились шитая лицевой гладью икона (Москва, 1389) и две такие же пелены (Москва, конец 15 века).

Рукописный фонд также был одним из самых больших: только личных архивов известных русских деятелей здесь насчитывалось до пятидесяти.

Изобразительный раздел щукинского собрания включал картины, гравюры, литографии, рисунки. Здесь была собрана портретная галерея выдающихся деятелей России. В собрании имелся раздел, посвященный истории Москвы.

Восток был представлен не менее многогранно: японские ширмы и турецкие ковры, индийские ювелирные изделия, украшенные драгоценными камнями, и персидские манускрипты.

Западноевропейская часть щукинской коллекции тоже включала немало ценных и редких предметов. Владел он и небольшим собранием живописи импрессионистов (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) , впоследствии перешедшим к брату Сергею.

Большая библиотека содержала книги на иностранных языках и русские (в том числе Евагелие 13 века). Крупный раздел его библиотеки был посвящен Москве.

В 1891-93 годах на Малой Грузинской улице было построено здание в русском стиле. В 1897-98 рядом с основным корпусом, «Старым музеем», был возведен еще один, получивший название «Нового музея». Они были связаны подземным переходом. Оба здания, как и переход между ними, до отказа наполнились разными предметами. В 1904-1905 П. И. Щукину потребовалось возвести еще один корпус для своей разраставшейся коллекции.

С 1895 частный музей Петра Ивановича Щукина был открыт для исследователей и любителей старины.

О судьбе своего собрания Петр Иванович позаботился заранее. В завещании, составленном в 1891, он предполагал передать свой музей братьям, таким же увлеченным собирателям, как и он сам, - Ивану и Дмитрию, а отдельные ценные предметы пожертвовать Императорскому Историческому музею. Однако, стремясь сохранить целостность своей коллекции, Петр Иванович принял решение передать ее Историческому музею (см. ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ) .

Щукинское пожертвование превышало фонды самого музея: по некоторым данным, оно уже тогда насчитывало сотни тысяч предметов, хотя сам коллекционер называл цифру около 23 тысяч.

На здании появилась вывеска «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III - музей Петра Ивановича Щукина». До конца дней П. И. Щукин содержал на свои деньги музей и семь его сотрудников.

Петр Иванович заботился о популяризации своего собрания, о привлечении к нему внимания научной общественности. С этой целью им выпущено в свет до пятидесяти специальных иллюстрированных изданий, получивших название «Щукинских сборников».

Кроме того, в 1895 и 1906 выходили путеводители по музею, подготовленные самим коллекционером.

На закате дней П. И. Щукин увлеченно работал над мемуарами, в которых нарисовал широкую панораму частного собирательства и антикварной торговли в России в конце 19-начале 20 веков.

После кончины коллекционера его дом был опечатан и музей на Малой Грузинской перестал существовать. Новый полноправный хозяин собрания - Российский Исторический музей - перевез его в главное здание на Красной площади и распределил предметы по разным фондам. При перемещении не была составлена полная опись, и многие предметы щукинского собрания растворились в общей коллекции Исторического музея.

Отдельные экспонаты после 1917 поступили в Оружейную палату, Третьяковскую галерею, Музей истории и реконструкции Москвы, книги - в Государственную публичную историческую библиотеку, ноты - в библиотеку Московской консерватории.

Терем в русском стиле на Малой Грузинской сохранился. Теперь его занимает Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева.

Полезные сервисы

щукин сергей иванович

Энциклопедический словарь

ЩУКИН Сергей Иванович - ЩУ́КИН Сергей Иванович (27 мая 1854, Москва - 10 января1936, Париж), русский купец, собиратель французской живописи, основатель общедоступной частной галереи. Брат Д. И. Щукина (см. ЩУКИН Дмитрий Иванович) и П. И. Щукина (см. ЩУКИН Петр Иванович) .

Образование получил в Германии. С 1878 стал помогать отцу в управлении фирмой «И. В. Щукин с сыновьями», а после смерти отца в 1890 возглавил ее. Погруженный в торговые дела, он до поры до времени не разделял увлечения своих братьев коллекционированием, приобретая картины лишь для украшения дома. Страсть к собирательству пробудилась в Сергее Ивановиче лишь в сорок с лишним лет. Зато очень быстро он определил главное направление своей деятельности как коллекционера. С творчеством французских импрессионистов (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) Сергея Ивановича познакомил брат Иван, тоже коллекционер, который к тому же постоянно жил в Париже. В Москве в это время мало кто коллекционировал современную западную живопись, а импрессионистов плохо знали и практически не ценили даже во Франции.

Первые приобретения Сергея Ивановича в Париже в 1895-96 представляли собой вполне традиционную салонную живопись. Это были пейзажи малоизвестных художников Фрица Таулова, Джеймса Патерсона, Шарля Котте, Люсьена Симона. В 1897 в его собрании появляется первая картина Клода Моне (см. МОНЕ Клод) - широко известная ныне «Сирень на солнце». Так он открыл для себя импрессионистов и с присущими ему темпераментом и азартом делового человека стал собирать их полотна.

Приобретая картины, Сергей Иванович не прислушивался ни к каким мнениям. Свой принцип выбора художественных произведений он определял так: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, - покупай ее». Новые приобретения он делал на парижских выставках, а также непосредственно в ателье у художников. Про Щукина говорили, что он покупал «свежие» холсты с еще непросохшими красками. В 1905 он приобрел несколько полотен у своего брата Петра, решившего сосредоточиться на русских древностях; среди работ была и «Обнаженная» О. Ренуара (см. РЕНУАР Огюст) .

В коллекции С. И. Щукина оказались произведения П. Гогена (см. ГОГЕН Поль), В. Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент), Э. Дега (см. ДЕГА Эдгар), А. Марке (см. МАРКЕ Альберт) , А. Матисса (см. МАТИСС Анри), К. Моне (13 полотен), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) (50 работ), К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль), П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль), П. Синьяка (см. СИНЬЯК Поль), А. Руссо (Таможенника) (см. РУССО Анри (Таможенник)) . В общей сложности к 1918 им было собрано 256 картин.

В 1910-е годы С. И. Щукин избран почетным членом Общества художников «Бубновый валет», наряду с другими художниками, литераторами, театральными деятелями и меценатами он состоял членом Общества искусств.

Дом Щукина в Большом Знаменском переулке, где располагалась галерея, был возведен еще в екатерининское время. В 1882 он был приобретен отцом собирателя - Иваном Васильевичем, а в 1891 подарен Сергею Ивановичу. Его помещения представляли собой роскошные апартаменты с высокими потолками, обилием росписей и лепнины, наборным паркетом, дорогими люстрами. С течением времени все его стены от пола до потолка в два, а то и в три ряда, в сплошной «ковровой» развеске (рама к раме), были заняты произведениями живописи.

Центром галереи была розовая гостиная с полотнами А. Матисса (см. МАТИСС Анри); развесил картины сам автор, побывавший в Москве по приглашению С. И. Щукина в 1911. Здесь были собраны такие известные произведения, как «Мастерская художника», «Красная комната», «Семейный портрет», «Дама в зеленом платье», «Испанка с бубном», «Девушка с тюльпаном».

Матисс был любимым художником Сергея Ивановича, с ним у Щукина установились дружеские отношения. Они познакомились еще в 1906.

В галерее Щукина насчитывалось 38 полотен Матисса, вошедших в историю мирового искусства как «русские Матиссы». Художник выполнил по заказу коллекционера для его московского особняка два огромных панно «Танец» и «Музыка», ставших этапными в творчестве мастера.

С. И. Щукин не раз демонстрировал произведения из своей коллекции на различных художественных выставках.

После смерти жены, Лидии Григорьевны, Сергей Иванович 5 января 1907 составил завещание, по которому его коллекция должна перейти в дар Третьяковской галерее. Он желал, чтобы его собрание стало дополнением уже имевшейся в этой галерее коллекции западноевропейской живописи, собранной С. М. Третьяковым.

Еще до передачи собрания городу, с 1910, галерея Щукина стала доступна для обозрения. Посетителям разрешалось осматривать ее по воскресеньям с 11 до 14 часов. На эти воскресные просмотры собирались студенты, гимназисты, репортеры, писатели, художники, артисты, коллекционеры. Экскурсии проводил сам Сергей Иванович.

В 1915, после второй женитьбы, Сергей Иванович переехал в дом на углу Большой Никитской и Садовой, а особняк на Знаменке все более превращался в музей. После новой женитьбы изменились и его планы относительно коллекции.

После октябрьского переворота 5 ноября 1918 галерея была национализирована и весной 1919 открыта для посещения под названием «Первый музей новой западной живописи».

С. И. Щукин сначала оставался при своем музее, выполняя обязанности директора, хранителя и экскурсовода. Развитие событий заставило его покинуть Россию и поселиться в Париже, где он прожил до самой смерти.

«Музей новой западной живописи» в 1929 был слит с морозовской коллекцией и перемещен на Пречистенку, в особняк, некогда принадлежавший И. А. Морозову. В 1948 музей был расформирован. Лучшие картины из бывшего щукинского собрания находятся ныне в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Наследники Сергея Ивановича оспаривают законность национализации.

Полезные сервисы

щукин, борис васильевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Борис Васильевич Щукин.

Борис Васильевич Щукин.

ЩУКИН Борис Васильевич (1894 - 1939), актёр. С 1920 в 3-й Студии Московского Художественного Академического театра (с 1926 Театр имени Евгения Вахтангова). Игра Щукина отличалась органичностью, высокой простотой, чувством жизненной правды, богатством красок и оттенков, в комедийных ролях - импровизационной свободой и смелостью, использованием приёмов буффонады, гротеска: Тарталья ("Принцесса Турандот" К. Гоцци, 1922), Булычов ("Егор Булычов и другие" М. Горького, 1932), В.И. Ленин ("Человек с ружьём" Н.Ф. Погодина, 1937) и др. Снимался в фильмах: "Ленин в Октябре" (1937), "Ленин в 1918 году" (1939) и других.

Б.В. Щукин в роли Егора Булычова (спектакль Егор Булычов и другие по пьесе М. Горького).

Б.В. Щукин в роли Егора Булычова (спектакль "Егор Булычов и другие" по пьесе М. Горького).

Б.В. Щукин в роли Ленина.

Б.В. Щукин в роли Ленина.

Полезные сервисы

щукина

Сканворды для слова щукина

- Фамилия Эллочки-людоедки.

- Персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».

- Персонаж произведения Антона Чехова «Беззащитное существо».

Полезные сервисы

щукино

Синонимы к слову щукино

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Щу́кино с 1а—, §24

Сканворды для слова щукино

- Пристань на Москве-реке.

- Район в Москве, расположенный в Северо-Западном административном округе, а также одноимённое внутригородское муниципальное образование Москвы на берегу Москвы-реки.

Полезные сервисы

щукинская

Сканворды для слова щукинская

- Станция московского метрополитена.

Полезные сервисы

щукинские нравы

Крылатые слова

Нравы Щукина рынка.

Полезные сервисы

щукинский

Орфографический словарь

щу́кинский (от Щу́кин)

Полезные сервисы

щукины

Энциклопедический словарь

ЩУКИНЫ - ЩУ́КИНЫ, российский купеческий род. Известны с конца 18 века, связаны родственными отношениями с семьями Боткиных и Третьяковых (см. ТРЕТЬЯКОВЫ). Владели текстильными предприятиями, благотворители, меценаты. Из 11 детей Ивана Васильевича Щукина наиболее известны: Дмитрий Иванович (см. ЩУКИН Дмитрий Иванович), Петр Иванович (см. ЩУКИН Петр Иванович), Сергей Иванович (см. ЩУКИН Сергей Иванович).

Гуманитарный словарь

ЩУ́КИНЫ - купеч. род, меценаты. Родоначальником этой семьи считается Петр Щукин, происходивший из купеч. г. Боровска Калужской губ. Впервые в писцовых книгах Москвы Щ. упоминаются в 1787. Заметное место в торгово-промышленной Москве предпринимательское дело Щ. заняло при И. В. Щукине. В 1878 был образован торговый дом "И. В. Щукин и сыновья", к-рый занимался продажей х.-б. пряжи и тканями. Но наибольшую известность семья Щ. приобрела благодаря благотворительной деят-ности сыновей И. В. Щукина: Николая, Петра, Сергея и Дмитрия. Петр Ив. Щукин (1853-1912) после прохождения коммерческой практики в крупнейших промышленно-торго-вых городах Европы стал совместно с отцом руководить делами торгового дома. Помимо этого П. И. Щукин был одним из известных в Москве коллекционеров. Кроме рус. худож. старины он собирал картины новой франц. живописи, старинные китайские и япон. изделия. В 1893 для своего собрания П. И. Щукин выстроил двухэтажное здание. Накануне 1917 коллекция Щукина насчитывала ок. 24 тыс. экспонатов. Собранные им предметы иск-ва он передал в дар Ист. музею, где служил хранителем до конца своей жизни. Другим крупным коллекционером этого рода был Сер. Ив. Щукин (1854-1936). Он активно участвовал в работе различных торговых и банковских учреждений, входил в совет Моск. Учетного банка, был совладельцем и дир. текстильной фирмы "Э. Цинлель" и Даниловской мануфактуры. С. И. Щукин долгие годы коллекционировал полотна франц. импрессионистов и постимпрессионистов. Его собрание по праву считалось крупнейшим в России. Оно так же, как и коллекция его брата, было завещано государству. На его основе был создан Гос. музей нового изобразит. иск-ва. Страстным собирателем произведений живописи и прикладного иск-ва были и другие братья Щ.: Ник. Ив. (1852 - ?) собирал старин. изделия из серебра; Дм. Ив. (1855-1932) картины старых зап.-европ. мастеров; Ив. Ив. (1869-1908) увлекался исп. живописью и книгами.

С. И. Щукин. 1910

С. И. Щукин. 1910

Полезные сервисы