- Город во Франции в 26 км к юго-востоку от Парижа в департаменте Эсон на реке Сена.
эври..
Толковый словарь
Начальная часть сложных слов, вносящая значения: разнообразный, обширный, широкий (эврите́рмный, эврифаги́я и т.п.).
Энциклопедический словарь
Эври... (от греч. eurýs - широкий), часть сложных слов, означающая: широкий, обширный, разнообразный.
Большой энциклопедический словарь
ЭВРИ... (от греч. eurys - широкий) - часть сложных слов, означающая: широкий, обширный, разнообразный.
Полезные сервисы
эвриал
эвриала
эврибатные животные
эврибатный
Орфографический словарь
Словарь ударений
Словарь иностранных слов
эврибатный
- ая, ое (< греч. eurys широкий + bathos глубина).
В сочетании: эврибатныс животные (биол.) - водные животные, способные существовать на различной глубине.
|| Ср. стенобатный.
Полезные сервисы
эврибионты
Энциклопедический словарь
Эврибио́нты (от эври... и греч. biōn - живущий), организмы, способные переносить значительные изменения условий окружающей среды. Например, морские звёзды, обитающие в приливно-отливной зоне (литорали), переносят осушение во время отлива, сильное нагревание летом, охлаждение (даже промерзание) зимой. Ср. Стенобионты.
* * *
ЭВРИБИОНТЫ - ЭВРИБИО́НТЫ, организмы, способные переносить значительные изменения условий окружающей среды. Напр., морские звезды, обитающие в приливно-отливной зоне (литорали), переносят осушение во время отлива, сильное нагревание - летом, охлаждение (даже промерзание) - зимой.
Большой энциклопедический словарь
ЭВРИБИОНТЫ (от эври... и греч. bion - живущий) - организмы, способные переносить значительные изменения условий окружающей среды. Напр., морские звезды, обитающие в приливно-отливной зоне (литорали), переносят осушение во время отлива, сильное нагревание - летом, охлаждение (даже промерзание) - зимой. Ср. Стенобионты.
Орфографический словарь
Новый словарь иностранных слов
эврибио́нты
(гр. eurys широкий + bios жизнь) эврибионтные организмы - организмы, способные существовать в очень разнообразных условиях внешней среды ср. стенобионты).
Полезные сервисы
эврибия
эвригалинные организмы
эвригалинный
Толковый словарь
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Словарь ударений
Большой словарь иностранных слов
эвригалинный
[гр. широкий + соль] - биол. эвригалинные организмы - морские организмы, способные переносить большие колебания солёности воды (противоп. стеногалинные организмы)
Полезные сервисы
эвридика
Популярный словарь
Эвридика
-и, ж.
В греческой мифологии: имя нескольких персонажей, из которых наиболее известна супруга легендарного фракийского певца Орфея.
Эвридика, покинувшая царство теней, идеал женской красоты трубадуров: она высока и стройна, у нее гибкая нежная шея, округлые плечи и белокурые волосы (Даркевич).
Этимология:
Греческое Eurydikē.
Энциклопедический комментарий:
Однажды, когда Эвридика с подругами-нимфами водила хороводы в лесу, ее ужалила змея, и Эвридика умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в Аид. Звуками своей лиры он укротил Цербера и растрогал Аида и Персефону, которые разрешили Орфею вывести Эвридику на землю при условии, что он не взглянет на нее прежде, чем придет в свой дом. Орфей нарушил запрет, оглянулся и навсегда потерял Эвридику.
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
ЭВРИДИКА - см. Евридика.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭВРИДИКА, смотри Евридика.
Орфографический словарь
Синонимы к слову эвридика
Грамматический словарь
Словарь древнегреческих имен
Имя ряда мифологических персонажей, из которых наиболее известна нимфа или дриада, жена фракийского певца Орфея. Умерла, будучи ужалена змеей. Предание о том, что смерть настигла Эвридику, когда она пыталась убежать от пасечника Аристея, встречается только в «Георгиках» Вергилия. В поисках жены Орфей спускается в Подземный мир, где, очарованные его пением, Плутон и Персефона соглашаются отпустить Эвридику. История эта, как и многие другие легенды античного мира, имеет различные вариации. По наиболее известной, Орфей не должен был оглядываться на Эвридику, пока они не поднимутся из царства мертвых. Однако, не совладав с собой, Орфей нарушает запрет и теряет Эвридику. Такой вариант легенды у Вергилия, Овидия, Сенеки и Стация. По другой версии - Орфей мог взять Эвридику лишь на один день, после которого Гермес, проводник мертвых, забирает ее обратно. Этот сюжет послужил источником многочисленных копий; оригинал же предположительно представлял большой рельеф панели алтаря Двенадцати богов-олимпийцев на рыночной площади в Афинах (датируется концом 5 в. до н. э.). Здесь Эвридика помещена между Орфеем и Гермесом.
В «Пире» Платона дана несколько ироническая версия легенды: Орфей противопоставляется Алкестиде. Ему не хватает мужества умереть за любовь, он сходит в Аид живым и получает лишь тень жены, смерть же его от рук менад - наказание за трусость.
В «Утешении философией» (кн. 3) христианского философа античности Боэция интерпретация легенды гораздо значительнее: Орфей теряет Эвридику в подтверждение того, что душе, однажды обратившейся к богу, нет возврата к чувственным удовольствиям. Представив судьбе Орфея другую цель, Боэций дает новую жизнь жесткой схеме античной литературы, которую она проносит через средние века и Возрождение.
Обдумай предание
И обрати разум к возвышенным целям;
Если ты плоти бежал,
Но снова хоть раз в ад тот заглянешь
Погиб ты.
Овидий и Вергилий сделали легенду широко известной; в средние века она трансформировалась в балладу о рыцарской любви - «Сэр Орфей», в которой преданный муж вызволяет свою леди Эвродис из плена короля Волшебной страны. В эпоху Возрождения появляется драма Полициано «Орфей» - первая итальянская пьеса на классическую тему. Исполняемая под аккомпанемент, она стала предшественницей ряда опер, из которых наиболее известные сегодня - «Орфей» Монтеверди и «Орфей и Эвридика» Глюка. Последняя имеет счастливый конец - Эвридика возвращается благодаря снисходительности богов. Бурлеск Оффенбаха «Орфей в аду» относится к гораздо более позднему времени.
В 20 в. миф трактуется символически: это относится как к пьесе Ануя «Эвридика», фильму Камю «Черный Орфей» (где в Рио-де-Жанейро играют негритянские актеры), так и к двум сюрреалистическим пьесам Кокто (обе экранизированы).
Сканворды для слова эвридика
- Жена Орфея в древнегреческой мифологии.
- Именно её пытался вывести Орфей из загробного царства.
- Персонаж трагедии немецкого композитора Карла Орфа «Антигона».
- Дочь Адраста, жена Ила, мать Лаомедонта в древнегреческой мифологии.
- Одна из дочерей Даная, правнука Посейдона в древнегреческой мифологии.
- Жена Ликурга, царя Немеи, мать Офелета в древнегреческой мифологии.
- Картина французского живописца Николы Пуссена «Орфей и ...».
- Пьеса французского драматурга Жана Ануя.
Полезные сервисы
эвридоме
Энциклопедический словарь
ЭВРИДОМЕ - ЭВРИДО́МЕ (латинское название Eurydome, код S/2001 J4), спутник Юпитера (см. ЮПИТЕР (планета)), среднее расстояние до планеты 22,8 млн км, эксцентриситет орбиты 0,2759, период обращения вокруг планеты 717,3 сут. По орбите вращается в направлении, противоположном суточному вращению планеты. Имеет неправильную форму, наибольший поперечник 2,5 км.
Был открыт с Земли Скоттом Шепардом 9 декабря 2001 вместе с Гермиппе (см. ГЕРМИППЕ), Спонде (см. СПОНДЕ) и Кале (см. КАЛЕ (спутник Юпитера)). Спутник получил условное обозначение S/2001 J4. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в августе 2003 в честь Эвридомы, одной из возлюбленных Зевса (см. ЗЕВС). Последняя буква имени была изменена на «е», как и у всех вновь открываемых нерегулярных спутников Юпитера.
Синонимы к слову эвридоме
Полезные сервисы
эврика
Толковый словарь
межд. разг.
Возглас, выражающий удовлетворение, радость при найденном решении, при возникновении удачной мысли и т.п.
Толковый словарь Ушакова
Э́ВРИКА, межд. (греч. heureka - нашел) (книжн.). Восклицание, выражающее радость, удовлетворение по поводу пришедшей в голову удачной мысли, какого-нибудь открытия и т.п. «- Баа!… Эврика!» Сухово-Кобылин. (По преданию, так воскликнул древнегреческий геометр Архимед, когда открыл названный впоследствии его именем закон гидростатики.)
Популярный словарь
Эврика
межд.
Восклицание, выражающее радость, удовлетворение при найденном решении какой-л. задачи, при возникновении удачной мысли, новой идеи.
Этимология:
От греческого eurēka ‘я нашел!’
Энциклопедический комментарий:
По преданию, так воскликнул древнегреческий математик и механик Архимед, когда открыл закон гидростатики, названный впоследствии его именем. Со временем слово eurēka вошло в языки разных народов.
Энциклопедический словарь
Э́ВРИКА межд. [от греч. heurēka - нашёл!] Восклицание, выражающее радость, удовлетворение при найденном решении, при возникновении удачной мысли и т.п. ● По преданию, так воскликнул греческий учёный Архимед (287 - 212 гг. до н.э.), когда открыл названный впоследствии его именем закон гидростатики.
* * *
э́врика (греч. héurēka - я нашёл), согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики. В переносном смысле - возглас радости при удачном решении какой-либо сложной задачи, возникновении новой идеи.
* * *
ЭВРИКА - Э́ВРИКА (латинское название Eureka, код 1990 MB), малая планета (см. МАЛЫЕ ПЛАНЕТЫ) номер 5261, Троянец (см. ТРОЯНЦЫ) Марса (см. МАРС (планета)). Среднее расстояние до Солнца 1,52 а. е. (227,9 млн км), эксцентриситет орбиты 0,0647, наклон к плоскости эклиптики 20,3°. Период обращения вокруг Солнца 1,88 земных лет. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 1,3 км.
Эврика была открыта Дэвидом Леви 20 июня 1990, став первым из открытых Троянцев Марса. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом; греческое слово «эврика» переводится как «нашел». На июнь 2008 это -единственный Троянец Марса, имеющий собственное имя.
Большой энциклопедический словарь
ЭВРИКА (греч. heureka - я нашел) - согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики. В переносном смысле - выражение радости, удовлетворения при решении какой-либо сложной задачи, возникновении новой идеи.
Академический словарь
междом.
Восклицание, выражающее радость, удовлетворение при найденном решении, при возникновении удачной мысли и т. п.
- Эврика, Николай Ермолаич! Не знаю только, как мне это раньше в голову не пришло. Чехов, Шведская спичка.
[От греч. ε‛ύρηκα - нашел!; по преданию, так воскликнул Архимед, когда открыл названный впоследствии его именем закон гидростатики]
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЭВРИКА (греческое heureka - "я нашел"), согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им одного из основных законов гидростатики (смотри Архимеда закон). В переносном смысле - выражение радости, удовлетворения при решении какой-либо сложной задачи, возникновении новой идеи.
Практический толковый словарь
крыл. сл. «Эврика!» (греч.) - «Я нашел!» Восклицание, приписываемое величайшему из математиков древности Архимеду Сиракузскому (ок. 287-212 гг. до н. э.). Римский инженер и зодчий Витрувий (I в. до н. э.) в 9-й книге трактата «Об архитектуре» рассказывает: сиракузский царь Гиерон подозревал своего ювелира в том, что при выделке золотой короны он применил серебра больше, чем следовало. Доказать это он поручил Архимеду; над определением состава сплава Архимед трудился очень долго и безуспешно, пока наконец случайно, во время купанья, не открыл новый закон гидростатики. (Всякое тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость.) Архимед пришел от этого открытия в такой восторг, что голый с криком «Эврика!» побежал из купальни домой, чтобы проверить свою теорию. Восклицание «эврика» употребляется как выражение радости при каком либо открытии, при внезапно появившейся, осеняющей мысли.
Словарь крылатых слов
"Эврика!" (греч.) - "Я нашел!" Восклицание, приписываемое величайшему из математиков древности Архимеду Сиракузскому (ок. 287-212 гг. до н.э.). Римский инженер и зодчий Витрувий (I в. до н.э.) в 9-й книге трактата "Об архитектуре" рассказывает: сиракузский царь Гиерон подозревал своего ювелира в том, что при выделке золотой короны он применил серебра больше, чем следовало. Доказать это он поручил Архимеду; над определением состава сплава Архимед трудился очень долго и безуспешно, пока наконец случайно, во время купанья, не открыл новый закон гидростатики. (Всякое тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость.) Архимед пришел от этого открытия в такой восторг, что голый с криком "Эврика!" побежал из купальни домой, чтобы проверить свою теорию. Восклицание "эврика" употребляется как выражение радости при каком либо открытии, при внезапно появившейся, осеняющей мысли.
Крылатые слова
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову эврика
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Эврика - чтобы полностью передать значение одного довольно короткого слова, приходится потратить чуть не целый десяток: «Радостное восклицание при появлении блестящей мысли, при решении какой-либо сложной задачи». Считается, что первым в истории это радостное восклицание издал великий греческий ученый, математик и механик Архимед. Как-то, сидя в купальне, он сообразил, что погруженное в воду тело вытесняет ровно столько воды, сколько весит само. Чем и сформулировал основной закон гидростатики. Ученый, гласит предание, так обрадовался, что голым выскочил из ванны, и побежал по улице, крича «эврика!» - «я нашел!».
Словарь иностранных слов
ЭВРИКА (греч. нашел). Восклицание Архимеда, открывшего закон тяжести тел; восклицание, сделавшееся поговоркой по разрешении трудной задачи.
Сканворды для слова эврика
- Коронный вопль Архимеда.
- Возглас Архимеда.
- Переведите на греческий выражение: «Я нашёл!».
- Самый высокий небоскрёб Мельбурна и один из высочайших на австралийском континенте.
Полезные сервисы
эврика!
Толковый словарь Ожегова
Сборник слов и иносказаний
эврика! - нашел!
Ср. Еврика! вздумал себе Вельтищев, слабая струна, кажись, найдена.
Вс. Крестовский. Вне закона. 2, 4.
Ср. Evrica, Романов, evrica! - воскликнул Арапов... - "Что это такое обретено?" - Человек найден!
Лесков. В Москве. 9.
Ср. ευρηκα - нашел. Слово Архимеда (287-212), когда он открыл закон удельного веса при исследовании содержания золота в короне, назначенной для Гиерона II Сиракузского.
Ср. Vetruvius. 9.
См. струна слабая.
Словарь крылатых слов и выражений Серова
С древнегреческого: Неигека! Перевод: Я нашел!
Выражение великого математика и механика Древней Греции Архимеда (287-212 до н. э.), убитого римскими солдатами при штурме города Сиракузы.
Историю этого выражения рассказал знаменитый римский инженер и теоретик архитектуры Витрувий (1 в. до н. э.) в 9-й книге своего трактата «Об архитектуре».
Сиракузский царь Гиерон заказал своему ювелиру корону из чистого золота. Тот справился со своей работой отлично, и царь Сиракуз был доволен. Но ему вскоре донесли, что мастер часть золота украл и отлил изделие не из чистого золота, а из сплава золота и серебра. Поскольку корона весила столько же, сколько и выданный мастеру кусок золота, доказать вину мастера было трудно, а расплавлять корону Гиерон не хотел. Тогда царь обратился за помощью к великому Архимеду: как уличить вора?
Архимед хотя и не сразу, но нашел ответ на этот вопрос. Однажды, будучи в бане, он сел в ванну, наполненную по самые края, и вода, естественно, полилась на пол. И тут мыслителя осенило. «Эврика!» - вскричал он и, забыв обо всем на свете, как был, голый, побежал домой, чтобы там поставить опыт сообразно своей догадке.
Этот опыт он повторил уже во дворце Гиерона, специально для царя. Архимед опустил в наполненную до краев чашу кусок золота того же веса, что и слиток, выданный мастеру. Заметив, сколько вылилось воды, он опустил в ту же чашу, опять наполненную до краев, уже саму корону. Воды вылилось значительно больше, следовательно, готовое изделие по своим размерам больше, нежели исходный материал. А это могло получиться только в том случае, если часть золота действительно была заменена серебром: оно по весу легче золота, значит, и объем его был больше объема украденного золота. Только так мастер мог добиться, чтобы вес готового изделия был равен весу исходного материала.
Так, раскрыв этот обман, Архимед открыл один из главных законов физики, его же именем и названный. Существо закона: на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом воды. Возможна и другая редакция этого же закона: те-
ло, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость.
Этот первый закон гидростатики, открытый Архимедом, дал ответ на вопрос, который давно уже волновал античных философов: почему одни тела тонут, например камень весом в 1 кг, а другие, которые гораздо тяжелее камня, например пятидесятикилограммовое бревно, напротив, остаются на поверхности воды. Оказывается: чем больше воды вытесняет тело, тем более легким оно становится. Значит, если тело весит больше, чем вытесненная им вода, оно тонет, если меньше - остается на плаву.
Возглас «Эврика!» служит для выражения радости от найденного решения проблемы, от неожиданной и удачной мысли.
Синонимы к слову эврика!
См. находить...
Полезные сервисы
эврилох
эвринома
эврипид
Энциклопедия Кольера
ЭВРИПИД
(485 или 480-406 до н.э.), греческий поэт, автор трагедий, считающийся (вместе с Эсхилом и Софоклом) одним из столпов греческой драмы. Достоверных сообщений о жизни Эврипида немного. Многие истории, передававшиеся о нем позднейшими писателями, с течением времени стали казаться заслуживающими доверия, между тем как большинство из них недостоверны, а некоторые явно безосновательны. Истый афинянин как по рождению, так и по гражданству, Эврипид постоянно жил на родине, за исключением последних года или двух, когда он гостил при дворе македонского царя Архелая. Родители Эврипида не принадлежали к числу самых богатых или самых видных аристократических афинских семейств. В комедии Женщины на празднестве Фесмофорий (ст. 387) Аристофан называет мать Эврипида "торговкой овощами". Эврипид не был беден, хотя, разумеется, сочинением пьес он зарабатывать не мог. Нет оснований предполагать, чтобы Эврипид принимал особенно активное участие в общественно-политической жизни Афин, несмотря даже на то, что его пьесы обнаруживают интерес к риторической аргументации и, возможно, сам Эврипид обучался риторике. Его драмы несомненно свидетельствуют о стойких убеждениях автора по многим вопросам общественной жизни. Кроме того, они указывают на его интерес к современной теоретической мысли и делают вполне убедительной традиционную версию о близости Эврипида к афинскому натурфилософу Анаксагору. Менее вероятна его дружба с Сократом. Великий комедиограф Аристофан неодобрительно относился ко многим идеям и приемам Эврипида, о чем особенно ярко свидетельствует комедия Лягушки. Однако этим нападкам не следует придавать большого значения. В древности пытались объяснить переезд Эврипида из Афин в Македонию стремлением убежать от критики или даже угроз со стороны противников. Однако, перебираясь в Македонию, Эврипид вполне мог рассчитывать на радушный прием царя Архелая, который старался привлечь к своему двору выдающихся греков, так что возможность покинуть город, истощенный войной и внутренними раздорами, уже сама по себе была достаточным основанием для такого шага. Эврипид прожил в Македонии достаточно долго для того, чтобы завершить свою великую трагедию Вакханки.
Критическая оценка. Об Эврипиде обычно говорят как о третьем по значимости в ряду трех великих драматургов, трагедии которых главным образом и составили славу Афин в 5 в. до н.э. Эсхил жил в первой половине этого столетия, и его творчество завершилось почти на пятьдесят лет раньше, чем творчество двух других драматургов. Софокл был несколько старше Эврипида и пережил его. Следует отметить, что античная литература сохранила больше отрывков из Эврипида, чем из Эсхила и Софокла вместе взятых. Произведения Эврипида во многом отличаются от трагедий Софокла и Эсхила, однако сперва нужно указать черты, характерные для всякой греческой трагедии. Человеку, впервые обратившемуся к греческой трагедии, эти общие свойства бросаются в глаза скорее, чем различия, хотя бы уже потому, что греческая драма столь не похожа на современные произведения. Структура ее постоянна: эпизоды (диалоги в стихах между двумя или тремя актерами) перемежаются песнями хора (написанными размером лирической поэзии). Участники хора формально являются персонажами трагедии, по сути же они представляют собой нечто среднее между актерами и публикой, их скорее можно уподобить хору, пребывающему в некоторых религиозных церемониях посредине между клиром и прихожанами. Диалогу нередко предшествует лирическая партия актера, исполняемая соло или в сопровождении хора. Сюжет трагедии, как правило, заимствуется из мифа. История Троянской войны, рок, преследующий микенскую и фиванскую династии, и многие другие более или менее известные легенды из далекого прошлого давали авторам трагедий обильный материал. При том, что канва сюжета известна заранее, его детали могут меняться по желанию поэта. В этом пьесы Эврипида сходны с произведениями других греческих драматургов как с точки зрения формы, так и содержания. Что их бесспорно и резко отличало, так это различие в духе и задачах трагедии. Главное различие в форме - частое использование прологов и эпилогов, которые написаны стихом, обыкновенно применяемым в диалогах, и произносит их либо один из персонажей драмы, либо (и это случается чаще) божество, не принимавшее в ней участия. Явная цель пролога - изложить состояние дел, при котором начинается действие, порой здесь же делаются намеки на то, что будет происходить в дальнейшем. Явная цель эпилога - внести изменения в участь или поведение персонажей и досказать историю до конца.
Мировоззрение Эврипида. Содержание трагедий, их направленность и смысл - вот что отличает Эврипида от двух других великих драматургов. Он не идеализирует своих персонажей. Софокл якобы говорил, что сам он изображает людей такими, какими их следует изображать, а Эврипид - такими, каковы они на самом деле. В руках Эврипида традиционные мифы подвергаются таким истолкованиям и изменениям, что герои утрачивают героические черты, превращаясь в заурядных людей. Лишь смиренные и презренные персонажи Эврипида - женщины (в особенности молодые девушки), крестьяне и т.п. - способны порой подняться над общим уровнем, совершив подвиг мужества, верности и самоотверженности. Кроме того, афиняне понимали персонажей Эврипида и сочувствовали им не только потому, что они были реалистично обрисованы и напоминали им самих себя, но еще и потому, что, в сущности, он изображал в трагедиях своих современников. Тема трагедии - выпадающие на долю людей несчастья и страдания. Какова их причина? Ответ Эсхила можно кратко сформулировать так: это наказание за грех. Софокл усматривает причину в соединении человеческой гордыни с упрямством и столкновении их с несчастным случаем (причем боги скорее санкционируют происходящее, чем его подстраивают). Эврипид же видел причину исключительно в человеческой природе: это невежество и глупость самих людей, их необузданные страсти и чувства, их жадность, честолюбие и жестокость, которые губят как их собственные жизни, так и жизни близких. Взгляд Эврипида на жизнь можно назвать печальным, но отнюдь не циничным: злу и заблуждению могут противостоять добродетель и здравый смысл. Однако слишком часто зло торжествует, и разражается несчастье. Как бы то ни было, боги никак не вмешиваются в жизнь людей. Мы сами несем ответственность (разумеется, в отведенных нам пределах) за все хорошее и плохое, что происходит с нами в жизни.
ТРАГЕДИИ
Под именем Эврипида до наших дней практически полностью сохранились 19 пьес. Одна из них, Рес, представляет собой неумелое переложение X песни Илиады и почти наверняка не принадлежит Эврипиду. Еще одна, Киклоп, относится к жанру не трагедии, а драмы и является единственной полностью уцелевшей пьесой такого рода, несмотря на то, что сатировские драмы писали все трагики. Эти веселые, комические пародии на трагедию, где хор был составлен из сатиров, ставили на драматических состязаниях в честь праздника Великих Дионисий, как приложение к трагической трилогии. Остальные 17 трагедий, примерно пятая часть всего написанного Эврипидом, относятся к зрелому периоду его творчества. Датировка большинства из них сомнительна, хотя некоторые лингвистические особенности позволяют отличать ранние произведения от поздних.
Алкеста. Будучи по форме трагедией, по содержанию Алкеста является скорее волшебной сказкой со счастливым концом. Адмет, царь Фер в Фессалии, обречен умереть, если никто не отдаст за него свою жизнь. Умереть ради него соглашается лишь его жена Алкеста. Она умирает, и тело ее помещают в гробницу. Вскоре в Ферах оказывается Геракл, который проводит ночь в гостях у своего старого друга Адмета. Узнав о его беде, Геракл подстерегает возле гробницы бога смерти Танатоса, одолевает его и возвращает Алкесту к жизни.
Медея - история женской мести. Ясон, вернувшийся из Колхиды победителем, с золотым руном, привез с собой и колхидскую царевну Медею. Они поселились в Коринфе и много лет счастливо там прожили. Но вот Ясон собирается жениться на коринфской царевне (чужестранка его законной женой не признается). Ясон здесь - не герой, но несправедливо было бы воспринимать его как достойного презрения подлеца, как полагает Медея, а с ней - большинство современных читателей. Ясон утверждает, и небезосновательно, что новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детей, и самого Ясона. Однако Медея, которую измена Ясона ввергает в неистовство, помышляет только о мести. Ей удается извести царевну, послав ей в подарок отравленный плащ. Затем, выдержав нелегкую борьбу с материнскими чувствами, Медея наносит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей. В финале мы видим Медею, которая взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей дедом - богом Солнца, и упивается горем и ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние.
Ипполит - история чистого, склонного к аскетизму юноши, сына Тесея от амазонки. Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афродиты своим презрением к ней и исключительной преданностью Артемиде, покровительнице охоты. Чтобы погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита. Федра готова скорее умереть от любви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормилица Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита, тот выслушивает ее рассказ с ужасом и отвращением. Федра совершает самоубийство, однако обида побуждает ее оставить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и отправляет сына в изгнание. Проклятие это неизбежно должно сбыться - так в свое время пообещал Тесею Посейдон, и оно действительно становится причиной гибели Ипполита. Умирающего юношу приносят назад в Афины, в эпилоге появляется Артемида и раскрывает правду, но слишком поздно.
Ион вполне заслуженно относят к жанру романтической мелодрамы. И тон пьесы, и детали ее сюжета предвещают новую комедию 3 в. (Менандр, как известно, многим обязан Эврипиду). Соблазненная Аполлоном Креуса, дочь афинского царя Эрехфея, втайне родила сына Иона, бросила его и считала умершим. Гермес по велению Аполлона перенес младенца в Дельфы, где его подобрала и воспитала жрица. Ион вырос и сделался привратником храма, стражем его сокровищ. О происхождении Иона не догадывается ни он сам, ни окружающие его люди. Креуса приезжает в Дельфы вместе с мужем Ксуфом. Она встречает там Иона, но они не могут узнать друг друга. Происходит целый ряд волнующих и все более запутывающих дело событий, в результате которых мать и сын едва не губят друг друга, однако истина постепенно выясняется, и пьеса завершается счастливым концом.
Безумствующий Геракл. В этой трагедии великий герой Геракл успевает вернуться в родные Фивы как раз вовремя, чтобы спасти жену и детей от смерти, на которую их обрек захвативший власть тиран. После этого богиня Гера, непримиримый враг Геракла, насылает на него безумие, и он в исступлении убивает жену и детей. Придя в себя, Геракл собирается уже покончить с собой, и лишь с трудом его отговаривает от этого давний друг, афинский царь Тесей.
Вакханки. Здесь изображены совершенные в Фивах деяния бога Вакха или Диониса, сына Зевса и фиванской царевны Семелы, которая вследствие происков Геры умерла, испепеленная молниями Зевса. Дионис решает перенести свой оргиастический культ из Азии в Грецию. Фиванцы отрицают его божественное происхождение и отвергают культ Диониса. Тогда он поражает всех женщин вакхическим исступлением, и они убегают в горы, чтобы справить там неистовый обряд. Дионис предстает в образе юноши, возглавляющего толпу азиатских женщин-вакханок, которые и составляют хор трагедии. Царь Пенфей тщетно пытается схватить Диониса, но тот лишает его разума и заманивает в горы, где вакханки во главе с матерью царя разрывают Пенфея на части.
Другие пьесы. Еще три трагедии Эврипида, помимо Безумствующего Геракла и Вакханок, заимствовали сюжет из фиванского цикла легенд. В Финикиянках (как и в Семеро против Фив Эсхила) изображена попытка одного из сыновей Эдипа взять с помощью аргосского войска родной город, чтобы изгнать брата, который захватил царскую власть; захватчики терпят поражение, а братья в поединке закалывают друг друга. В Просительницах повествуется о том, как фиванцы отказались выдать тела погибших аргосцев для похорон, однако афинский царь Тесей сразился с ними и принудил их к соблюдению обычаев. Текст трагедии Гераклиды частично утрачен, однако основная сюжетная линия ясна: после смерти Геракла царь Аргоса Эврисфей пытается схватить детей героя и расправиться с ними. Афиняне оказываются в состоянии их защитить лишь после того, как старшую дочь Геракла приносят в жертву, что и обеспечивает афинянам победу в сражении. Сюжет восьми остальныех пьес связан с троянскими мифами. Ифигения в Авлиде рассказывает о жертвоприношении дочери царя Агамемнона. Боги потребовали это в обмен на дарование греческому войску попутного ветра к Трое. Вариант легенды, в котором Ифигения была чудесным образом спасена и перенесена в земли диких тавров, использован в Ифигении в Тавриде. В этой трагедии Ифигения оказывается жрицей и чуть было не приносит в жертву своего брата Ореста, прибывшего в Тавриду по повелению дельфийского оракула; в последний момент брат и сестра узнают друг друга и бегут из Тавриды. Действие Троянок и Гекубы происходит в лагере победителей-греков под Троей; обе трагедии изображают жестокие страдания троянских пленниц. Андромаха, вдова Гектора, выведена в трагедии, названной ее именем, как рабыня и наложница Неоптолема, сына Ахилла, причем спартанская царевна Гермиона, жена Неоптолема, из ревности стремится погубить троянку. Спартанцы, а также Орест изображены в этой трагедии беспринципными подлецами. В Электре Орест и Электра убивают свою мать Клитемнестру за то, что та убила своего мужа и их отца Агамемнона, вернувшегося из-под Трои. Этот сюжет использован и в дошедших до нас трагедиях Эсхила и Софокла, что дает нам возможность сопоставить весьма различные приемы и взгляды трех поэтов. Орест изображает брата и сестру отданными под суд (весьма схожий с современным Эврипиду судом) по обвинению в матереубийстве. За обвинительным приговором следует хаос безумного насилия и покушений на убийство, причем естественные последствия этих событий удается предотвратить лишь благодаря божественному вмешательству. Елена - своеобразное творение Эврипида, трагедия по форме, но не по духу. В ней использован причудливый вариант мифа, согласно которому Парис привозит в Трою лишь призрак Елены, в то время как настоящая Елена оказывается в Египте. После разрушения Трои Менелай по пути домой высаживается в Египте, находит там Елену и вместе с ней возвращается в Спарту.
ЛИТЕРАТУРА
Зелинский Ф.Ф. Еврипид. Пг., 1919 Еврипид. Трагедии, тт. 1-2. М., 1969 Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1986
Полезные сервисы
эврипонтиды
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
ЭВРИПОНТИДЫ - см. Еврипонтиды.
Полезные сервисы
эвриптериды
Орфографический словарь
Новый словарь иностранных слов
эвриптери́ды
(гр. eurys широкий + pteron крыло + eidos вид) гиганто-страки - гигантские (до 1 м длиной) вымершие скорпионообразные членистоногие животные, обитавшие преимущ. в солоноватоводных, реже морских бассейнах с кембрийского по пермский период палеозойской эры; расцвет - в силурийском периоде.
Полезные сервисы
эвристика
Толковый словарь
ж.
1. Научная дисциплина, изучающая продуктивное творческое мышление человека.
2. Совокупность логических приёмов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.
3. Методика обучения активности, творчеству, находчивости.
Толковый словарь Ушакова
ЭВРИ́СТИКА, эвристики, мн. нет, жен. (от греч. heurisko - нахожу) (научн.). Совокупность приемов исследования; учение о таких приемах.
Толковый словарь Ожегова
Переводоведческий словарь
Энциклопедический словарь
ЭВРИ́СТИКА -и; ж. [от греч. heuriskō - нахожу] Спец.
1. Совокупность исследовательских методов, направленных на открытие, познание нового, ранее неизвестного.
2. Наука, изучающая процессы продуктивного творческого мышления.
3. Восходящий к Сократу метод обучения при помощи наводящих вопросов; теория такой методики.
◁ Эвристи́ческий, -ая, -ое. Э. принцип. Э-ая деятельность. Э-ое программирование. Э. метод преподавания.
* * *
эври́стика (от греч. heurískō - отыскиваю, открываю), 1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы). 2) Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность). 3) Восходящий к Сократу метод обучения (так называемый сократические беседы; см. Майевтика).
* * *
ЭВРИСТИКА - ЭВРИ́СТИКА (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю),
1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).
2) Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).
3) Восходящий к Сократу метод обучения (т. н. сократические беседы - см. Майевтика (см. МАЙЕВТИКА)).
Большой энциклопедический словарь
ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko - отыскиваю - открываю),..1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы)
2)] Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность)
3) Восходящий к Сократу метод обучения (т. н. сократические беседы - см. Майевтика).
Академический словарь
-и, ж.
Совокупность приемов исследования, методика постановки вопросов и их решения; метод обучения при помощи наводящих вопросов, а также теория такой методики.
[От греч. ε’υρίσκω - нахожу]
Евразийская мудрость от А до Я.
ЭВРИСТИКА -
комплексная дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова эвристика
эври́стика, эври́стики, эври́стик, эври́стике, эври́стикам, эври́стику, эври́стикой, эври́стикою, эври́стиками, эври́стиках
Синонимы к слову эвристика
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь иностранных слов
ЭВРИСТИКА [< гр. heurisko - нахожу] - наука о методах и правилах нахождения искомых данных; отличается от дедуктивного метода тем, что работает с гипотезами (ГИПОТЕЗА) и моделями. Это частный случай методики проб и ошибок. Ср. ДЕДУКЦИЯ. Англ. Trial- and error-methode. Нем. Lernen durch Versuch und Irrtum.