м.
Древнеримский баснописец (VI в. до н.э.), считавшийся создателем басни как жанра.
ЭЗО́П, ЭЗО́ПОВСКИЙ, ЭЗО́ПСКИЙ. см. езоп и т.д.
Эзо́п - древнегреческий баснописец VI в. до н. э., считавшийся создателем (канонизатором) басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенным со скалы. Эзопу приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами - от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.
ЭЗОП - древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем (канонизатором) басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенным со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен ("Эзоповы басни"), обрабатывавшиеся многими баснописцами - от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.
ЭЗОП - или Эсоп, полуисторический, полумифический автор нравоучительных басен о животных. Согласно Геродоту, Эзоп жил ок. середины 6 в. до н.э. и был рабом некоего Иадмона, жителя Самоса, который дал ему свободу. На право называться родиной Эзопа претендовали Самос, Сарды, Месембрия во Фракии и Котиэй во Фригии. Легенда приводит Эзопа в Сарды, ко двору Креза, где баснописец якобы участвовал в пире Семи мудрецов, а затем в Афины, в период правления тирана Писистрата. Завершается его история несправедливой казнью по ложному обвинению в краже из дельфийского храма. В жизнеописании Эзопа, предпосланном своду приписываемых ему басен, которые были собраны монахом Максимом Планудом (14 в.), имеется множество других анекдотов, в большинстве своем недостоверных. Вероятно, басни, автором которых считается Эзоп, в течение долгого времени передавались изустно. Деметрий Фалерский (ок. 350 - ок. 283 до н.э.) составил собрание басен в 10 книгах, утраченное после 9 в. н.э. В эпоху Августа Федр осуществил известное переложение этих басен латинским ямбическим стихом, а Флавий Авиан, вероятно в 4 в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом. Около 200 н.э. свои стихотворные басни о животных слагал по-гречески Бабрий, который пользовался размером холиямб, а сюжеты брал у Эзопа. Сочинения Бабрия были включены Планудом в его прославленную коллекцию, оказавшую значительное влияние на всех позднейших баснописцев. Рассказывая увлекательную, зачастую комическую историю, Эзоп преподает читателю серьезный нравственный урок. Среди наиболее знаменитых его произведений - Лиса и виноград и Заяц и черепаха.
ЛИТЕРАТУРА
Античная басня. М., 1991 Басни Эзопа. М., 1993
Эзоп, а, м.
Имя древнегреческого баснописца, отличавшегося, по преданию, внешним уродством, безобразием.
► Когда смотрюсь я в зеркало, То вижу, кажется, Эзопа. // Пушкин. Стихотворения //
Эзоп (Aisopos) (ок. VI в. до н.э.)
Древнегреческий баснописец. Основоположник жанра басни. Жил на Самосе. По словам Геродота, первоначально был рабом, затем - вольноотпущенником. В средние века стал популярен благодаря переводам римского баснописца Федра. По преданиям был безвинно сброшен со скалы.
Афоризмы, цитаты
Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Осла и в львиной шкуре по крику узнаешь.
Нет ничего столь совершенного, чтобы быть свободным от всяких упреков.
Даже страх смягчается привычкой.
Истинный друг познается в несчастье.
Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, то себе же делает хуже.
Эзоп
(Эсоп) (VI в. до н.э.) легендарный баснописец, по происхождению фригиец
Когда ты при царском дворе, то все, что ты слышишь, пусть в тебе и умрет, чтобы тебе самому не пришлось безвременно умереть.
С женою будь хорош, чтобы не захотелось ей испытать и другого мужчину.
Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей.
Лучше научиться поздно, чем никогда.
В супружеской жизни жена - твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить.
Живи тем, что у тебя есть, а сегодняшний излишек сохраняй на завтра: лучше добро оставить врагам, чем самому побираться по друзьям.
Плохо придется людям, когда каждый потребует своего.
Одна ласточка весны не делает.
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Для людей работа является наслаждением.
Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу, - одно из них непременно не удастся ему.
Благодарность - признак благородства души.
Старайтесь присоединить к красоте прочные качества.
Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.
Истинный друг познается в несчастье.
Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, своим испытанным товарищам, так изменят и новым.
Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.
Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.
Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.
Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их.
Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.
Кто хвастает перед тем, кто его знает, заслуженно поднимает себя на смех.
Если тебе не спастись от смерти, умри, по крайней мере, со славой.
Не всегда будет лето.
Эзоп, основоположник жанра басни в Греции. По Геродоту, жил рабом и позже вольноотпущенником на Самосе ок. 6 в. до н. э. Его короткие анекдоты, обычно построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлению о морали. Благодаря римскому баснописцу Федру, переведшему произведения Эзопа, и использованию их в поздней латинской прозе они пользовались популярностью в средние века. Позднее басни Эзопа оказали влияние на творчество Лютера, Лессинга Крылова.
- Древний грек, считающийся создателем басни.
- Древнегреческий создатель басни.
- Раб, придумавший басню.
- Картина Диего Веласкеса.
- Кто сказал фразу: «Истинный друг познаётся в несчастье»?
ЭЗОП (баснописец) - ЭЗО́П, древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем (канонизатором) басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенным со скалы. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами - от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.
Эзо́п Кло́дий - древнеримский актёр-трагик I в. до н. э. Друг Цицерона, которого учил дикции. Владел искусством эмоционально-психологического воздействия на зрителя.
* * *
ЭЗОП Клодий - ЭЗО́П Клодий, древнеримский актер-трагик (1 в. до н. э.). Друг Цицерона, которого учил дикции. Владел искусством эмоционально-психологического воздействия на зрителя.
ЭЗОП Клодий - древнеримский актер-трагик (1 в. до н. э.). Друг Цицерона, которого учил дикции. Владел искусством эмоционально-психологического воздействия на зрителя.
См. езоп
(иноск.) - остроумный человек, говорящий с прибаутками, иносказаниями (намек на баснописца Эзопа, выставляющего в баснях пороки людские)
Ср. Истинный ты эзоп! Никак с тобой настоящим манером говорить невозможно.
Салтыков. Убежище Монрепо.
Ср. Aesopi Fabulae.
См. езоп.
ЭЗО́ПОВСКИЙ, -ая, -ое и ЭЗО́ПОВ, -а, -о: эзоповский (эзопов) язык, эзоповская речь (книжн.) Ч речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла [по имени древнегреческого баснописца Эзопа].
<ЭЗО́ПОВ> -а, -о. [греч. Aisōpos]
◊ Эзо́пов язык. Художественная речь, основанная на иносказании, намёках и других подобных приёмах, в которой за прямым смыслом сказанного таится второй план, раскрывающий подлинные мысли автора. ● По имени древнегреческого баснописца Эзопа (6 в. до н. э.).
-а, -о.
◊
эзопов язык
художественная речь, основанная на иносказании, намеках и других подобных приемах, в которой за прямым смыслом сказанного таится второй план, раскрывающий подлинные мысли автора.
[По имени древнегреческого баснописца Эзопа]
эзопов
- язык [по имени древнегреческого баснописца Эзопа (Aisopos)] - иносказательный язык, то, что нужно уметь читать "между строк", замаскированный способ выражения своих мыслей
м.
Тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль, идею автора (по имени баснописца Эзопа).
Эзо́пов язы́к (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).
* * *
ЭЗОПОВ ЯЗЫК - ЭЗО́ПОВ ЯЗЫ́К (по имени баснописца Эзопа (см. ЭЗОП (баснописец))), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приемам (аллегория (см. АЛЛЕГОРИЯ), ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).
ЭЗОПОВ ЯЗЫК (по имени баснописца Эзопа) - тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе "обманных средств": традиционным иносказательным приемам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным "персонажам", полупрозрачным контекстуальным псевдонимам (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).
ЭЗОПОВ ЯЗЫК (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, завуалированное высказывание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора (часто от цензуры). Прибегает к системе "обманных средств": традиционным иносказательным приемам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), а также басенным персонажам, полупрозрачным псевдонимам, фигурам умолчания (образцы в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина).
Происходит от имени великого баснописца Древней Греции Эзопа (VI в. до н. э.). Поскольку Эзоп был рабом и говорить о пороках окружающих не мог, он обращался к языку аллегорий, к басенной форме.
Выражение сделал популярным писатель-сатирик Михаил Евграфо-вич Салтыков-Щедрин (1826 -1889), который более чем кто-либо из других русских литераторов страдал от цензурных запретов. Выражение «эзопов язык» встречается у него в ряде работ - «Круглый год», «Недоконченные беседы», «В среде умеренности и аккуратности» и др. Этот же писатель придумал его синоним - «рабий язык», который встречается в его сатирах «Мелочи жизни» (1886-1887) и др.
Синоним иносказательной речи, когда по цензурным причинам нельзя называть вещи своими именами и приходится изъясняться образно, фигурально, при помощи обиняков, намеков и т. д.
Эзо́пов язы́к
(по имени древнегреческого баснописца Эзопа) - особый стиль изложения, призванный замаскировать для
цензуры прямое, непосредственное выражение идей, противоречащих
официальной политике, идеологии; способ выражения гражданских,
революционных идей в условиях антидемократического строя,
политической реакции. В. И. Ленин говорил о том, что к Э. я. «царизм
заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для
„легального" произведения» (Полн. собр. соч., 2 изд., т. 27,
с. 301).
Э. я. представляет собой совокупность приёмов иносказания,
определённым образом организуемых: аллегории, контекстуальные и
ситуативные перифразы, аллюзии,
«говорящие» псевдонимы, фигуры умолчания, завуалированная ирония,
персонажи басни, фольклора, элементы сказочной фантастики и т. п. Для
тех же целей прибегают к жанрам басни (И. А. Крылов, Д. Бедный) и сказки
(М. Е. Салтыков-Щедрин), к описаниям экзотических (Ш. Л. Монтескьё) или
не существующих стран (Я. Галан), к «переводам» и «подражаниям» из
древней и восточной поэзии, к сюжетам на библейские, исторические,
зарубежные темы и т. п. Приёмы Э. я. включаются в сферу сатирического
изображения действительности, в основном в жанрах политической
сатиры, например в памфлетах-аллегориях.
В России Э. я. складывается в систему приёмов в условиях подцензурной
печати с конца 18 в. Мастерами Э. я. были декабристы,
Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, Салтыков-Щедрин,
который и ввёл в общее употребление выражение «Э. я.», И. Франко,
М. Горький; к Э. я. обращались К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
В Э. я. разных исторических периодов складывалась различная
символика; так, декабристы, говоря о «временщике», имели в виду
А. А. Аракчеева, революционеры-демократы революцию называли «реформой»,
«невестой», «настоящим днём», Сибирь - «Вестминстерским аббатством»;
К. Маркс обозначался как «реалист», «новейший исследователь».
Э. я. (без специальной устойчивой номинации)
был распространён и в другие периоды русской истории. Прибегали к Э. я.
и в других странах: например, Дж. Свифт, М. Сервантес, Вольтер и другие
писатели.
Расширительно под Э. я. понимается творческая манера художника слова
или публициста, предполагающая использование соответствующих
приёмов изложения мысли, изображения действительности безотносительно
к условиям и задачам политической борьбы (например, некоторые
произведения М. А. Булгакова, Вс. В. Иванова, А. Франса, Г. Бёлля,
научной фантастики).
Ефимов А. И., Язык сатиры Салтыкова-Щедрина, М., 1953;
Ефремов А. Ф.. Приёмы эзоповской речи в произведениях
Н. Г. Чернышевского, «Учёные записки Саратовского ГПИ»,
1955, в. 17;
Базанов В. Г., Очерки декабристской литературы. Поэзия,
М.-Л., 1961;
Паклина Л. Я., Искусство иносказательной речи. Эзоповское
слово в художественной литературе и публицистике, Саратов, 1971;
Ткачёв П. И., Иду на «вы». Заметки о памфлете, Минск,
1975;
Черепахов М. С., Н. Г. Чернышевский, М., 1977, гл. 2.
Ю. А. Бельчиков.
прил.
Изобилующий иносказаниями, намеками, недомолвками и т.п. с целью скрыть прямой смысл высказывания (о языке).
ЭЗО́ПОВСКИЙ, -ая, -ое и ЭЗО́ПОВ, -а, -о: эзоповский (эзопов) язык, эзоповская речь (книжн.) Ч речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла [по имени древнегреческого баснописца Эзопа].
ЭЗО́ПОВСКИЙ -ая, -ое. Иносказательный, изобилующий недомолвками и другими приёмами речи для того, чтобы скрыть её подлинный смысл. Э. стиль.
-ая, -ое.
Иносказательный, изобилующий недомолвками и другими приемами речи для того, чтобы скрыть ее подлинный смысл.
Эзоповский стиль. Эзоповский язык.
Эзоповский, ая, ое; ЭЗОПОВ, а, о.
Изобилующий иносказаниями, недомолвками для сокрытия прямого смысла речи.
ЭЗОПОВСКАЯ РЕЧЬ, ЭЗОПОВ ЯЗЫК.
эзо́повский, эзо́повская, эзо́повское, эзо́повские, эзо́повского, эзо́повской, эзо́повских, эзо́повскому, эзо́повским, эзо́повскую, эзо́повскою, эзо́повскими, эзо́повском, эзо́повск, эзо́повска, эзо́повско, эзо́повски
эзоповский
- язык [по имени древнегреческого баснописца Эзопа (Aisopos)] - иносказательный язык, то, что нужно уметь читать "между строк", замаскированный способ выражения своих мыслей
крыл. сл. Выражение, означающие язык иносказательный, полный умолчаний, намеков, аллегорий; происходит от имени легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н. э. Эзоп был рабом; так как о многом говорить свободно, открыто было для него опасно, он обратился к аллегорической, басенной форме. Выражение «эзопов язык» введено в широкий оборот М. Е. Салтыковым-Щедриным; так он называл ту особую, «рабью» манеру иносказательного изложения, которую писателям приходилось применять для обхода царской цензуры.
Выражение, означающие язык иносказательный, полный умолчаний, намеков, аллегорий; происходит от имени легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н.э. Эзоп был рабом; так как о многом говорить свободно, открыто было для него опасно, он обратился к аллегорической, басенной форме. Выражение "эзопов язык" введено в широкий оборот М.Е. Салтыковым-Щедриным; так он называл ту особую, "рабью" манеру иносказательного изложения, которую писателям приходилось применять для обхода царской цензуры.
Книжн. Экспрес. Иносказательное зашифрованное выражение мыслей.
- Захотели вы непременно точности, когда вся директива писана на каком-то эзоповском языке! - раздражённо отмахнулся Брусилов (Сергеев-Ценский. Брусиловский прорыв).
- Выражение связано с именем древнегреческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н. э. Эзоп, будучи рабом, вынужден был прибегать к аллегорической форме выражения своих мыслей. Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняками, притчами, прибегая к аллегорической форме, получило название эзоповского, или эзопова, языка. В русском языке это выражение было введено в широкий оборот М. Е. Салтыковым-Щедриным. Лит.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1960. - С. 685.
Книжн. Иносказательное выражение мыслей; язык, полный намёков, аллегорий. БТС, 1513, 1532; От имени греческого баснописца Эзопа. ФСРЯ, 540; БМС 1998, 649.