Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

юва

Словарь русских имен

Сканворды для слова юва

- Город в Финляндии.

Полезные сервисы

ювара

Сканворды для слова ювара

- Итальянский архитектор, 17-18 вв.

Полезные сервисы

ювара (juvara) филиппо

Большой энциклопедический словарь

ЮВАРА (Juvara) Филиппо (1678-1736) - итальянский архитектор. Черты позднего барокко сочетал с классической четкостью форм и планов (замок Ступиниджи, близ Турина, 1729-33).

Полезные сервисы

ювара филиппо

Энциклопедический словарь

Ювара Филиппо (Juvara) (1678-1736), итальянский архитектор. Черты позднего барокко сочетал с классической чёткостью форм и планов (замок Ступиниджи, близ Турина, 1729-33).

* * *

ЮВАРА Филиппо - ЮВА́РА (Juvara) Филиппо (1678-1736), итальянский архитектор. Черты позднего барокко (см. БАРОККО) сочетал с классической четкостью форм и планов (замок Ступиниджи, близ Турина, 1729-33).

Полезные сервисы

юварка

Синонимы к слову юварка

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювачёв

Словарь русских фамилий

ЮВАЧЁВ

Фамилия тюркского происхождения. Получали ее либо любители, либо мастера готовить ювачи - татарские лепешки. А прославил эту фамилию русский поэт Даниил Иванович Ювачёв, писавший прекрасные стихи для детей под псевдонимом Хармс.

ЮВАЧЁВ

Фамилия тюркского происхождения. Получали ее либо любители, либо мастера готовить ювачи - татарские лепешки. А прославил эту фамилию русский поэт Даниил Иванович Ювачёв, писавший прекрасные стихи для детей под псевдонимом Хармс.

Сканворды для слова ювачёв

- Настоящая фамилия Даниила Хармса.

Полезные сервисы

ювачи

Толковый словарь Даля

ЮВАЧИ - муж., мн., каз. ·и·др. род татарских лепешек.

Этимологический словарь

ювачи́

мн. "вид татарских лепешек", казанск. (Даль). Неясно.

Полезные сервисы

ювелир

Толковый словарь

м.

1. Тот, кто профессионально занимается изготовлением ювелирных изделий или их подажей.

2. перен.

Тот, кто отличается умением искусно и тщательно выполнять свою работу.

Толковый словарь Ушакова

ЮВЕЛИ́Р, ювелира, муж. (голланд. juwelier).

1. Мастер, изготовляющий ювелирные изделия.

2. Торговец ювелирными изделиями.

Толковый словарь Ожегова

ЮВЕЛИ́Р, -а, м. Мастер, изготовляющий ювелирные изделия, а также продавец таких изделий. Ю.-гравёр.

Толковый словарь Даля

ЮВЕЛИР - муж., нем. брилиантщик, золотых дел мастер, вообще, работающий и украшенья с камнями, жемчугом, финифтью и пр. Ювелиры редко гранят каменья, а это дело гранильщиков. Ювелирово богатство в товаре. Ювелирные вещи, галантерейный товар: перстни, серги, запястья, ожерелья и пр. Ювелирное дело, - искусство. Ювелирские счеты почище аптечных. Ювелирство, промысел, занятие это.

Словарь существительных

ЮВЕЛИ́Р, -а, м

Специалист по изготовлению из драгоценных металлов и камней изделий, служащих для украшения человека, жилища и т.п.; мастер по обработке драгоценных и полудрагоценных камней, самоцветов, янтаря и под.

Работы ювелиров, живших в России до революции, таких, например, как Фаберже, стоят очень дорого.

Энциклопедический словарь

ЮВЕЛИ́Р -а; м. [голл. juwelier] Мастер, изготовляющий ювелирные изделия; продавец таких изделий.

Академический словарь

-а, м.

Мастер по изготовлению художественных изделий, украшений из драгоценных металлов и камней.

Наши предки были --- великими искусниками-ювелирами: они создавали в своих мастерских чудесные цветные перегородчатые эмали, мозаики, чернь и филигрань. Строгова, Судьба кустаря.

||

Торговец, продавец ювелирных изделий.

Обитые черной материей и застекленные шкафы были скупо уставлены хрусталем в серебре. --- За прилавком стоял ювелир. Федин, Похищение Европы.

[голл. juwelier]

Орфографический словарь

ювели́р, -а

Формы слов для слова ювелир

ювели́р, ювели́ры, ювели́ра, ювели́ров, ювели́ру, ювели́рам, ювели́ром, ювели́рами, ювели́ре, ювели́рах

Синонимы к слову ювелир

золотых дел мастер, золотарь, златокузнец (устар.)

золотарь, торговец, золотых дел мастер, златокузнец

Морфемно-орфографический словарь

ювели́р/.

Грамматический словарь

ювели́р мо 1a

Этимологический словарь

Французское - joyau (сокровище, драгоценность).

Немецкое - Juwelier (драгоценный камень).

Латинское - jocellum (драгоценность).

В русском языке слово появилось в середине XVIII в. Скорее всего оно было заимствовано из немецкого или голландского языков. В голландском и немецком языках это слово появилось из старофранцузского. Первоисточником является латинское слово, производное от глагола jocor (развлекаюсь, шучу).

В современном русском языке это слово означает «человек, изготавливающий ювелирные украшения, изделия из драгоценных металлов и камней».

Родственными являются:

Болгарское - ювелир.

Польское - jubiler (ювелир).

В некоторых славянских языках отсутствует.

Производное: ювелирный.

Заим. в XVII в из голландск. яз., где juwelier - суф. производное от juwel «драгоценный камень». Исходное слово - лат. jocus «шутка, забава».

ювели́р

род. п. -а. Через нем., голл. Juwelier - то же; см. Шульц I, 314; Клюге-Гётце 271. Недолговечным оказалось слово ювели мн. "драгоценности", в эпоху Петра I; см. Смирнов 351. Из нем. Juwel "драгоценный камень" или голл. juweel - то же. Эти слова восходят через ст.-франц. jоёl к ср.-лат. *jocellum "драгоценность" от iосus "шутка, забава" (см. М.-Любке 374; Клюге-Гётце 271).

Словарь иностранных слов

ЮВЕЛИР (гол. juwelier). Мелких золотых и серебряных дел мастер, а также продавец этих вещей и драгоценных камней.

Сканворды для слова ювелир

- Кто ставит пробы и тянет канитель?

- Специалист по украшениям.

- Мастер по кольцам.

- Золотая профессия.

- Фаберже по профессии.

- Златокузнец.

- Прозвище Юрия Андропова среди части коллег в КГБ.

Полезные сервисы

ювелир-браслетчик

Синонимы к слову ювелир-браслетчик

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелир-гравёр

Синонимы к слову ювелир-гравёр

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелир-гравер

Синонимы к слову ювелир-гравер

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

ювелир-закрепщик

Синонимы к слову ювелир-закрепщик

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелир-монтировщик

Синонимы к слову ювелир-монтировщик

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелир-пайщик

Синонимы к слову ювелир-пайщик

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелир-филигранщик

Синонимы к слову ювелир-филигранщик

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелир-цепочник

Синонимы к слову ювелир-цепочник

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелирика

Сканворды для слова ювелирика

- Каким неологизмом поэт Павел Байков озаглавил запись, одно из стихотворений в которой называется «Серебронза»?

Полезные сервисы

ювелирная

Идиоматика

ювелирная точность

ювелирная тщательность

Полезные сервисы

ювелирная промышленность

Толковый словарь Ожегова

ЮВЕЛИ́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна.

Полезные сервисы

ювелирно

Толковый словарь

нареч. качеств.

Отличаясь искусной и тщательной отделкой, тонкой обработкой.

Синонимы к слову ювелирно

неизм.

тонко

филигранно

Полезные сервисы

ювелирно-антикварный

Синонимы к слову ювелирно-антикварный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелирно-бытовой

Слитно. Раздельно. Через дефис

ювели/рно-бытово/й

Полезные сервисы

ювелирно-гравёрный

Синонимы к слову ювелирно-гравёрный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелирно-граверный

Синонимы к слову ювелирно-граверный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелирно-гранильный

Слитно. Раздельно. Через дефис

ювели/рно-грани/льный

Синонимы к слову ювелирно-гранильный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелирно-ограночный

Синонимы к слову ювелирно-ограночный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелирно-тонкий

Синонимы к слову ювелирно-тонкий

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелирно-часовой

Орфографический словарь

ювели́рно-часово́й

Словарь ударений

ювели́рно-часово́й

Морфемно-орфографический словарь

ювели́р/н/о/-час/ов/о́й.

Полезные сервисы

ювелирное искусство

Энциклопедический словарь

Ювели́рное иску́сство - вид декоративно-прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов (бронза, медь), выполненные с тонким мастерством.

* * *

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - ЮВЕЛИ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО (от нем. Juwel или голл. juweel - драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения) преимущественно из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых других цветных металлов. Часто в этих изделиях металлы выступают в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, а также стеклом, перламутром, костью. Ювелирное искусство подчеркивает красоту исходного материала и ориентируется на изысканность его обработки.

В ювелирном искусстве применяется различная техника изготовления: ковка (см. КОВКА), литье (см. ЛИТЬЕ), художественная чеканка (см. ЧЕКАНКА (отделочная операция)) и канфаренье (придание металлической поверхности зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма (см. БАСМА (в истории))), резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (см. СКАНЬ) (филигрань), зернь (см. ЗЕРНЬ), чернь (см. ЧЕРНЬ (черные изображения)), эмали (см. ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве)) (финифть), инкрустация, травление, полировка, а также механические приемы обработки - штамповка, вальцовка.

Ювелирное искусство - один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Поскольку оно всегда было тесно связано с меняющимися условиями быта (например, со стилями одежды), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца; в функции амулетов они имели магический смысл (уже в древности драгоценным камням и металлам приписывалось мистическое влияние). В ходе исторического развития социально-престижное значение изделий ювелирного искусства постепенно начинает преобладать над религиозно-мистической функцией.

Ювелирное искусство в древности

В древности в ювелирном искусстве на широком пространстве обитаемых земель доминировал звериный стиль, причем наиболее распространены были изображения скачущих, борющихся животных и птиц, фантастических существ. Стиль этот существовал на протяжении нескольких тысячелетий. В России наиболее известны образцы этого стиля из сокровищ древних скифов.

В Древнем Египте первые образцы звериного стиля относят к 3 тысячелетию до н. э. Древнеегипетское ювелирное искусство находилось на высокой ступени развития. Оно отличалось любовью к ярким полихромным эффектам. В качестве материалов главным образом использовались золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды. Применялась чеканка, гравировка, а также холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками).

Пристрастие к яркой полихромии, широкое использование лазурита и техники холодной эмали особо характерно для ювелирных изделий Месопотамии (Аккад, Ассирия, Вавилония, Шумер).

Ювелирное искусство эгейской культуры (см. ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА), о чем свидетельствуют изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображением животных, найденные в Микенах и Трое, отличалось сдержанностью цветовых решений, так же можно охарактеризовать и искусство этрусков (см. ЭТРУСКИ). На раннем этапе развития древнегреческая культура находилась под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Ее образцы, в частности, представлены в коллекции сокровищ из Трои в Малой Азии, открытых Г. Шлиманом (см. ШЛИМАН Генрих) и находящихся ныне в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В коллекции имеются золотые украшения, церемониальное оружие, украшенные лазуритами, нефритами, сердоликами, янтарем и кораллами.

Если для классического древнегреческого ювелирного искусства (5-4 века до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в эллинистическом и древнеримском искусстве возобновился интерес к звучной полихромии. Особо славятся эллинистические изделия из серебра. Ювелирное искусство сасанидского Ирана (3-7 века) характеризуется широким распространением сосудов из золота и серебра с чеканными, литыми и гравированными изображениями.

Ювелирное искусство Средневековья

Раннемусульманская культура сначала отличалась сдержанным отношением к предметам роскоши, что сдерживало широкое распространение ювелирных изделий. Но постепенно, впитав в себя традиции древнеиранского и византийского искусства, оно достигло высокого расцвета. Средневековый опыт обработки драгоценных металлов и камней, техника филиграни, инкрустации, черни нашли свое продолжение в народном творчестве Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Любимый камень мусульманского Востока, о котором сложено немало легенд, - бирюза.

Ювелирные украшения средневековой Индии отличает мастерство в огранке алмазов. Индия была основным источников поступления драгоценных камней на рынки большинства стран. Главным центром торговли драгоценностями была Голконда. В Европу алмазы поступали до 16 века через Венецию, позднее через Амстердам, который и доныне сохранил первенствующее положение на рынке ювелирных алмазов.

Для мастеров средневекового Китая характерна более сдержанная обработка материалов. Они, кроме драгоценных металлов, использовали кораллы, нефрит, янтарь и др. Китайские ювелиры стремились подчеркнуть в них не столько игру света, сколько окраску и природную фактуру, свойственную тому или иному камню.

Большое количество первоклассных образцов ювелирного искусства - литых и чеканных золотых украшений с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и других камней - было найдено при археологическом изучении культур древней Америки. Кроме золота, древними индейцами использовались серебро и платина. Наиболее богатой в этом отношении была Колумбия, где были открыты крупнейшие месторождения изумрудов. Очень высоко ценилась яшма.

Типичными чертами раннесредневекового европейского ювелирного искусства являлось применение техники холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неограненных драгоценных камней), которые контрастно соединялись с золотом; а также преобладание в орнаменте мотивов звериного стиля. Причудливые по форме подвески, фибулы (застежки), поясные пряжки времен правления Меровингов (см. МЕРОВИНГИ) (5-8 века) украшены альмандинами и гранатами и сохраняют отпечаток присущей варварским народам любви к многоцветности. В романский период в Европе начинает развиваться производство эмалей.

Византийское ювелирное искусство славилось своими распятиями, чеканными литургическими сосудами, окладами и другими предметами культа, которые часто украшались тончайшей перегородчатой эмалью. В работах византийских ювелиров широкое распространение получило сочетание золота или позолоченного серебра с алмазами, бирюзой, рубинами, изумрудами, жемчугом. С этой гаммой прекрасно сочетались эмали, благородство и точность отделки рисунка которых сближают их с книжными миниатюрами.

В работах византийских мастеров 4-8 веков традиции античного искусства органично сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерным для художественных традиций Востока. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные тонкостенные сосуды из резного камня, предметы культа и украшения, изобилующие кабошонами цветных камней и жемчугом. Известны превосходные камеи на поделочных камнях, выполненные византийскими резчиками.

В произведениях романского и готического ювелирного искусства величественная пышность цветовых созвучий всегда сочеталась со строгой архитектонической композицией, которая иногда повторяла формы церковного зодчества. Часто применялись редкие породы дерева и горный хрусталь. Самоцветы из месторождений Саксонии, Богемии и Моравии служили материалом для развивающихся художественных промыслов в Идар-Оберштайне (Германия) и Среднечешских горах.

Эпоха Возрождения

Мастерами эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) были созданы великолепные изделия: серебряные сосуды с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни. В этих произведениях ювелирного искусства исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки.

Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершенностью композиций, фантазией, их отделка - тщательностью проработки. К созданию ювелирных украшений в конце 15 - 16 веках обращались А. Дюрер (см. ДЮРЕР Альбрехт), Х. Хольбейн-младший (см. ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший), Бенвенуто Челлини (см. ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто). Среди излюбленных типов ювелирных изделий Возрождения - нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. В эпоху правления Медичи (см. МЕДИЧИ) расцветает камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики. Во Франции прославилась школа лиможской эмали (см. ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ).

В Германии в этот период в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоценных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов (см. НАУТИЛУСЫ). Большой любовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перламутром.

Ювелирное искусство 17-20 веков

В 17-18 веках возрастает интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим сочетаниям эмалей, золота и драгоценных камней, которые нередко покрывают металлическую основу сплошным мерцающим слоем. К шедеврам европейского ювелирного искусства 15-18 веков относятся немецкие серебряные изделия (мастера семейства Ямницер) и эмали (И. М. Динглингер), а также английские серебряные изделия.

Особенно славятся своим мастерством немецкие мастера из Аугсбурга, Нюрнберга и Гамбурга.

С конца 17 века лидирующие позиции в Европе занимает французское ювелирное искусство. В эпоху барокко (см. БАРОККО) в моду входят изделия с высоким чеканным рельефом, изысканной резьбой, с яркими самоцветами и жемчугом. В это время начинается производство часов.

Рококо (см. РОКОКО) с его стремлением к утонченности придает особое значение ювелирным украшениям в мужском и женском обиходе. В это время складывается ассортимент украшений, в целом не изменившийся до настоящего времени. Модными становятся броши и эгретки в виде букетов, каскадов. Создавая цельный ансамбль, ювелиры изготовляют комплекты украшений - большие и малые парюры (см. ПАРЮРА). В это время появляется классическая бриллиантовая огранка, и любимым камнем становится бриллиант, который подсвечивают фольгой. В моде были бриллианты с лиловатым, желтоватым и розоватым оттенками. В мужском костюме бриллианты использовались так же широко, как и в женском. В России в это время работают многие иностранные мастера, крупнейший из них - И. Позье - автор императорских корон.

Прихотливая изысканность форм рококо в начале 19 века уступает место строгости классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) (чеканные изделия Ж. Б. Одио, М. Г. Бьенне - придворных мастеров Наполеона I (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт)). Из мужского гардероба практически исчезают украшения с камнями, расцветает производство дорогих табакерок, набалдашников для тростей. На первый план выходит тщательность отделки материала. Некоторое время в моде украшения из мозаики, из поделочных уральских камней.

В середине 19 века производство ювелирных изделий начало механизироваться и стало более массовым. Стали использоваться менее ценные материалы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней - горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы (см. СТРАЗ)). Большинство изделий ювелирного искусства 19 века тяготеет к эклектичности стиля, против чего в конце 19 - начале 20 веков выступили мастера стиля модерн (см. МОДЕРН) (например, Р. Лалик (см. ЛАЛИК Рене) во Франции).

Некоторые из мастеров модерна сумели превратить недостатки дешевых материалов в их достоинства, подчеркивающие мастерство и вкус мастера («Тиффани (см. ТИФФАНИ (фирма))»). Во многих странах модерн дал начало возрождению национальных традиций в искусстве.

Двадцатый век ввел в ювелирное искусство невероятное разнообразие направлений. Огромную роль сыграла модельер-новатор Коко Шанель, смело пропагандировавшая бижутерию. Осваивалось много новых материалов - платина, палладий, анодированный алюминий. Самые пуристические стремления к «дизайнерским» формам без орнамента сосуществуют в двадцатом веке с тенденциями создания ювелирных изделий, которые воскрешают динамику и «текучесть» форм модерна или традиции народного и средневекового искусства. К середине двадцатого века, наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, появляются образные решения, отражающие проблематику современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).

Ювелирное искусство России

Ювелирное искусство на территории стран бывшего Советского Союза известно с глубокой древности. Об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов в Закавказье, Средней Азии, на Алтае. Золотые украшения и художественные сосуды скифов и сарматов из погребений Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья принадлежат к вершинам мирового искусства.

Древнерусское ювелирное искусство отличалось богатством форм. Для киевских ювелиров характерны изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода 11-12 веков - серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон; изделия Владимиро-Суздальской школы (12-13 века) отличались чередованием серебряных и золотых частей. Москва и Суздаль 14-15 веков славились окладами икон и Евангелий, складнями со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями.

В 16 веке, когда Москва стала общерусским центром, стали популярны чернь и эмаль, в 17 веке - эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский) чернь (М. Агеев, П. Иванов). В 17 веке получили развитие и многочисленные школы древнерусского ювелирного искусства: усольская (мастерские Строгановых), ярославская.

Русское ювелирное искусство 18 века, центром которого стал Петербург, начало развиваться в русле общеевропейских художественных стилей. Однако сохранялись и национальные русские особенности. В 18 веке появляется великоустюжское чернение по серебру (см. ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ).

В 19 веке в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Особо славились предприятия П. Ф. Сазикова (см. САЗИКОВ (фирма))(серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (см. ОВЧИННИКОВ Павел Акимович) (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ (фирма)) (эмали, чеканные изделия), а в начале 20 века - фирма Оловянишниковых (см. ОЛОВЯНИШНИКОВ (фабрикант)). Мировую известность получила фирма Фаберже (см. ФАБЕРЖЕ), которая изготавливала высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней), а также мастерские, работавшие по ее заказам (М. Перхина). Для русского двора работают мастера фирмы «Болин (см. БОЛИН (фирма))».

В советское время предприятия России выпускали массовую продукцию, но некоторые мастера работали над штучными произведениями, поступавшими на государственное хранение в Алмазный фонд (см. АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации). Ученые Физического института им. П. Н. Лебедева (см. ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИАН)) осуществили синтез кристаллов фианита (см. ФИАНИТЫ). После долгого перерыва в России появились крупные мастера, поставившие перед собой цель - вернуть русскому ювелирному искусству мировую славу. В результате конверсии предприятий военно-промышленного комплекса в ювелирное дело пришли новые материалы, например цирконий, чей серебристый цвет создает впечатление неземного в коллекциях на космическую тему. Начинает издаваться журнал «Ювелирный мир».

Большой энциклопедический словарь

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - вид декоративно-прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и прочих из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов (бронза, медь), выполненные с тонким мастерством.

Гуманитарный словарь

ЮВЕЛИ́РНОЕ ИСКУ́ССТВО (от нем. Juwel или голл. juweel - драгоценный камень) - изготовление худож. изделий из драгоц. металлов, драгоц. и полудрагоц. камней (украшения, предметы быта, культа и т. п.). Известно с древнейших времен. Высокого уровня развития достигло в Др. Египте и Др. Китае. Замечат. произведения визант. Ю. И. - распятия, оклады, культовые сосуды и др., часто с перегородчатой эмалью; применение холодных эмалей, кабошонов, мотивов "звериного стиля" - характерные черты ср.-век. европ. Ю. И. Высокого совершенства Ю. И. достигло в эпоху Возрождения и барокко: работы Б. Челлини и др. итальянцев, нем. и англ. серебро, франц. ювелирные изделия времени рококо. В 19 в. после господства ампира начинается механизация массового произ-ва предметов Ю. И., получают распространение сначала эклектич. формы, а с кон. 19 в. - стиль модерн. В 20 в. внедряются новые мат-лы, используются как упрощенные, лишенные орнамента формы, так и стилизаторские.

Для Ю. И. Др. Руси характерно изготовление изделий с перегородчатой эмалью (Киев, 11-12 вв.), серебр. окладов икон и литургич. сосудов (Новгород того же времени), изделий с чередованием серебр. и зол. эл-тов (владимиро-суздальское иск-во, 12-13 вв.), окладов икон и евангелий, складней со сканью, басмой, чеканкой, эмалью и пр. (Москва, 14-15 вв.). В 18 в. происходит обращение к европ. традициям, но нац. особенности и черты местных центров остаются. Развивается великоустюжское чернение по серебру (мастерская М. Климшина и др.), в 1761 возникает ф-ка А. и С. Поповых - черненые и финифтяные изделия, в 19 в. в Москве и Пб. появляются кр. предприятия зол. и сереб. дела (П. Сазикова - серебр. скульптура, П. Овчинникова - эмали в др.-рус. стиле, И. Хлебникова - чеканные и черне-вые изделия, эмали; в нач. 20 в. фирма Оловянишниковых - культовые изделия); широкую известность получила фирма Фаберже (фигурки из полудрагоц. камней, пасхальные яйца, шкатулки и пр.) и мастерские, выполнявшие ее заказы (М. Перхина и др.). Совр. изделия Ю. И. производятся в осн. на ф-ках Москвы ("Московскийювелир"), СПб., на предприятиях худож. промыслов Ростова ("Ростовская финифть") и в нек-рых др. центрах.

Лит.: Уткин П. И. Рус. ювелирные украшения. М., 1970; Посникова-Лосева М. М. Рус. ювелирное иск-во: Его центры и мастера 16-19 вв. М., 1974; Ювелирное иск-во народов России. Л., 1974.

Серьги, принадлежавшие семье Гончаровых

Серьги, принадлежавшие семье Гончаровых

Словарь иностранных слов

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - искусство обделывать драгоценные камни.

Полезные сервисы

ювелирность

Толковый словарь Ожегова

ЮВЕЛИ́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна.

Синонимы к слову ювелирность

старание, тонкость, ажурность, аккуратность, скрупулезность, точность, филигранность, тщательность

сущ.

тонкость

филигранность

Полезные сервисы

ювелирные изделия

Идеография

украшение

из, драгоценный металл, и, драгоценные камни

ювелирные изделия - художественные украшения из драгоценных металлов и камней.

ювелирное искусство. ювелир. золотарь (устар).

златокованный.

усыпан (# бриллиантами).

бриллиант. солитер. парангон.

кабошон.

драгоценность.

кольцо. перстень. маркиза.

брошь. брошка.

браслет - украшение, охватывающее запястье. браслетка.

брелок.

подвеска. подвесок. висюлька.

серьги - ушные подвески. клипсы. сережки.

шейные украшения: бусы. ожерелье. колье. монисто. поднизь.

кулон.

фермуар.

медальон.

нитка жемчуга.

диадема - женское головное драгоценное украшение.

бижутерия - украшения из недрагоценных камней и металлов; имитация ювелирных украшений.

Полезные сервисы

ювелирный

Толковый словарь

прил.

1. Связанный с изделиями из драгоценных камней и драгоценных металлов, с их изготовлением и продажей.

2. перен.

Отличающийся искусной и тщательной отделкой, тонкой обработкой чего-либо.

Толковый словарь Ушакова

ЮВЕЛИ́РНЫЙ, ювелирная, ювелирное (см. ювелир).

1. прил., по знач. связанное с изделиями из драгоценных камней и металлов, их изготовлением и продажей. Ювелирные изделия. Ювелирное искусство. Ювелирный магазин. Ювелирный вес (единицей которого является карат).

2. перен. Отличающийся искусной и очень тщательной, тонкой отделкой мелочей, деталей. Ювелирная работа.

Толковый словарь Ожегова

ЮВЕЛИ́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна.

Популярный словарь

Ювелирный

-ая, -ое

1) Относящийся к художественным изделиям, украшениям из драгоценных металлов и камней, к их изготовлению, продаже и т. п.

Ювелирное дело.

Ювелирные изделия.

Ювелирный магазин.

2) перен. Отличающийся искусной и очень тщательной, тонкой отделкой мелочей, деталей.

Ювелирная работа.

С ювелирной точностью.

В углах комнаты на подставках из полированного дерева стояли металлические макеты танков, сделанные с ювелирной тщательностью (Попов).

Синонимы:

ажу́рный, иску́сный, то́нкий, филигра́нный

Родственные слова:

ювели́рно

Этимология:

Производное от ювелир (голл. juwelier или нем. Juwelier ‘ювелир’ ← лат. jocellum ‘драгоценность’ ← jocus ‘шутка’, ‘забава’). В словарях - с 1847 г.

Энциклопедический словарь

ЮВЕЛИ́РНЫЙ -ая, -ое.

1. Связанный с изделиями из драгоценных металлов и камней; относящийся к работе ювелира. Ю-ые изделия. Ю. магазин. Ю-ое искусство. Ю. вес (вес драгоценных камней, единицей которого является карат). Ю-ая промышленность (добыча и обработка драгоценных и полудрагоценных камней, самоцветов, янтаря, производство из них изделий).

2. Отличающийся искусной, очень тщательной, тонкой отделкой. Ю-ая работа. Ю-ое исполнение. Ю-ая тщательность.

Ювели́рно, нареч. (2 зн.). Ю. тонкая отделка, обработка чего-л. Ювели́рность, -и; ж. (2 зн.). Ю. отделки деталей.

Академический словарь

-ая, -ое.

1. Относящийся к художественным изделиям, украшениям из драгоценных металлов и камней, к их изготовлению, продаже и т. п.

Ювелирное изделие. Ювелирное дело. Ювелирный магазин.

2. перен.

Отличающийся искусной и очень тщательной, тонкой отделкой мелочей, деталей.

В углах комнаты на подставках из полированного дерева стояли металлические макеты танков, сделанные с ювелирной тщательностью. В. Попов, Закипела сталь.

Орфографический словарь

ювели́рный; кратк. форма -рен, -рна

Формы слов для слова ювелирный

ювели́рный, ювели́рная, ювели́рное, ювели́рные, ювели́рного, ювели́рной, ювели́рных, ювели́рному, ювели́рным, ювели́рную, ювели́рною, ювели́рными, ювели́рном, ювели́рен, ювели́рна, ювели́рно, ювели́рны, ювели́рнее, поювели́рнее, ювели́рней, поювели́рней

Синонимы к слову ювелирный

филигранный, ажурный, аккуратный, точный, тщательный, скрупулезный, тонкий, старательный

прил.

тонкий

филигранный

Морфемно-орфографический словарь

ювели́р/н/ый.

Грамматический словарь

ювели́рный п 1*a

Полезные сервисы

ювелирный // ювелирский

Паронимы

ЮВЕЛИРНЫЙ // ЮВЕЛИРСКИЙ

ЮВЕЛИРНЫЙ. 1. Относящийся к изделиям из драгоценных металлов и камней, связанный с их изготовлением и продажей. 2. перен. С тщательной, тонкой отделкой. Синонимы: филигранный, искусный, артистичный, мастерской, виртуозный, тонкий. Антонимы: топорный, грубый.

Ювелирный: 1) ~ый магазин; ~ая мастерская; ~ые изделия; ~ое дело, искусство; 2) ~ая работа; ~ое исполнение; ~ая обработка, отделка, тщательность.

• Из всех мстерчан Иван Николаевич писал, оказывается, особо тонкие, особо мелкие ювелирные вещи. В.Солоухин. Владимирские просёлки.

• Театр имел прекрасные примеры такой ювелирной отделки выразительности слова и его произношения в разнообразных интонациях. В. Гардин. Воспоминания.

ЮВЕЛИРСКИЙ (устар.). Относящийся к ювелиру, принадлежащий, свойственный ему.

Ювелирский: ~ий дом, инструмент, труд; ~ие руки, заботы, планы.

• Ювелирные изделия создаются искусными ювелирскими руками.

Полезные сервисы

ювелирный вес

Словарь иностранных слов

ЮВЕЛИРНЫЙ ВЕС (гол.). Вес, употребляемый для взвешивания драгоценных камней.

Полезные сервисы

ювелирски

Синонимы к слову ювелирски

нареч, кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелирский

Синонимы к слову ювелирский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ювелит

Синонимы к слову ювелит

сущ., кол-во синонимов: 1

Большой словарь иностранных слов

ювелит

[< гол.] - пластическая масса; ювелит применяется для имитации рога, черепахи, янтаря

Полезные сервисы

ювенал

Энциклопедический словарь

ЮВЕНАЛ - ЮВЕНА́Л (Децим Юний Ювенал, Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 50 - 127 гг. н. э.), римский поэт, автор шестнадцати сохранившихся гекзаметрических «Сатир», распределенных по пяти книгам. Его имя стало нарицательным обозначением самого сатирического жанра, предполагающего гневное обличение и высмеивание современных автору нравов.

Исходное значение латинского термина satura, а значит, и соответствующего жанра римской литературы (причем жанра типично римского, недаром Квинтилиан (см. КВИНТИЛИАН Марк Фабий) гордо писал, что «сатура целиком наша»; «Воспитание оратора», X 1,93), было несколько иным. Первоначально этим словом (производным от satur «полный») назывались представления, состоявшие из отдельных, не соединенных друг с другом, песен и сценок, в известной мере продолжавших традицию фольклорных «ругательных» стихов. Впоследствии под влиянием различных заимствованных жанров (прежде всего, греческой новоаттической комедии и философского диалога-мениппеи (см. МЕНИППОВА САТИРА)) сатура все больше «литературизировалась»; основным показателем жанра являлось смешение различных стихотворных размеров, а также прозы и стиха на уровне формы, и подобная же тематическая «пестрота» содержания.

В жанре сатуры писали Энний (см. ЭННИЙ Квинт), Луцилий (см. ЛУЦИЛИЙ Гай), Варрон (см. ВАРРОН), Гораций (см. ГОРАЦИЙ), причем Луцилий и Гораций, например, называли свои произведения и просто «беседы» (sermones). Подчеркнуто «сатирическое» содержание «сатуры» принято связывать с Луцилием, который и считался в Риме подлинным «изобретателем» жанра; он же придал ему гекзаметрическую форму. Из непосредственных предшественников Ювенала необходимо упомянуть Персия (см. ПЕРСИЙ ФЛАКК Авл) (34-62 гг. н. э.), правда, его «Сатиры» были в гораздо большей степени проникнуты философским (прежде всего, стоическим) духом и избегали прямой соотнесенности с реальностью, пользуясь в качестве объекта нападок в большинстве случаев вымышленными традиционными именами, заимствованными у Луцилия и Горация.

Основные темы

Некоторые отзвуки распространенной стоической этики можно уловить и в стихах Ювенала (например, 10-я сатира), но он в гораздо большей степени стремится подчеркнуть реальность рисуемых им картин. Именно поэтому исследователи склонны верить и содержащимся в произведениях Ювенала деталям его собственной биографии - сетованиям на невероятную бедность, зависимость от богатого патрона и т. п. В свою очередь, античные комментаторы рассказывали о том, что Ювенал был изгнан за нападки на одного из фаворитов императора Домициана (см. ДОМИЦИАН) и возвратился в Рим лишь в 96 г. н. э. Действительно, обличение нравов, царивших в Риме времен Домициана, составляет одну из важнейших тем ювеналовых «Сатир» (см., например, 4). Не случайно, что произведения Ювенала были опубликованы лишь при Траяне (см. ТРАЯН) и Адриане (см. АДРИАН (император)) - возможно, кстати, что описание литературно образованного властителя в 7-ой сатире подразумевает именно Адриана, создавая своего рода положительный «полюс» в противовес образу негодного императора Домициана.

Характерно, что Ювенал подчеркнуто адресует свои сатиры прошлому, прямо говоря о том, что он ради собственной безопасности будет обрушиваться только на уже умерших (1-я сатира). Тем самым он сознательно утверждает реальность и истинность изображаемого им, окончательно порывая с фольклорными корнями «ругательных» стихов, допускавших и поощрявших обращение к ныне живущим. В то же время темы его стихотворений остаются вполне традиционными: он рисует падение нравов, сравнивая излишества, разврат и нечестие современного ему Рима со скромностью и благородством предков (10-11); рассуждает о подлинной и мнимой дружбе (12). В этой связи он отдает дань и философским размышлениям о влиянии родительских грехов на детей (14) или о предпочтительности добродетели по сравнению с богатством и высоким происхождением (8).

Но в то же время поводом к написанию того или иного стихотворения зачастую служит конкретное событие или обстоятельство личной жизни. Правда, когда таковым, например, становится спасение некоего друга при кораблекрушении (12), остается гадать о реальности происшедшего, поскольку эта тема была весьма популярной в предшествующей литературной традиции. Такое своеобразное сочетание сиюминутности предмета и литературности его обработки сближает Ювенала не только с его предшественниками в жанре «сатуры», но и, скажем, с литературной эпиграммой Марциала (см. МАРЦИАЛ) (40-104 г.), у которого мы, кстати, встречаем и прямые упоминания о Ювенале и его стихах (см. Марциал 12.18).

В свою очередь, описание распущенных римских пиров (например, в 5-ой сатире) заставляет вспомнить о схожих картинах, скажем, в романе Петрония (см. ПЕТРОНИЙ Гай) «Сатирикон», название которого тоже обнаруживает некую связь с «сатирическим» жанром. Весьма характерно, что сам Ювенал постоянно подчеркивает именно художественность своих инвектив, говоря, например, о том, что происходящее в Риме подтолкнуло его выбрать именно жанр сатиры, или прямо упоминая своих предшественников, например, Горация (7, 62) или Луцилия (1, 165). Ювенал, бесспорно, рисует самого себя нравоучителем и поборником истинной добродетели, но все же он прежде всего литератор, чьи достоинства и художественное мастерство заслуживают признания, а значит, и высокого покровительства, о необходимости которого для писателя он сам говорит в 7-ой сатире. Иными словами, бичующий пороки Ювенал тем не менее стремится стать неким избранным поэтом придворного круга, какими были в эпоху «золотого века» римской литературы Вергилий (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)) или Гораций (см. ГОРАЦИЙ).

Сборник слов и иносказаний

ювенал (иноск.) - сатирик (намек на Ювенала римского сатирика около 47-113)

Ср. Людей позабывать я начал понемногу

И часто повторял: один я! слава Богу,

К несчастью, был со мной в деревне "Ювенал".

Яд злых своих сатир он в душу мне вливал.

А.М. Жемчужников. Сумасшедший.

См. парнасские сестры.

См. шутя наказывать смешное.

Афоризмы

Ювенал, Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 - ок. 127)

Римский поэт-сатирик, профессиональный ритор-декламатор. О его жизни известно только из его стихов. По некоторым сведениям, в Рим он приехал из Аквина (Центральная Италия). Возможно, некоторое время прожил в изгнании в Египте. До тех пор пока император Адриан не пожаловал ему небольшое имение, жил в бедности. Известны 16 сатир Ювенала, содержащих насмешки над аморальными порядками современного ему Рима. В средние века его произведения пользовались наибольшей популярностью.

Афоризмы, цитаты

Самое большое зло - это предпочитать жизнь чести и спасать свою жизнь за счет того, что делает ее достойной поддержания.

Общественное мнение щадит ястреба и карает цыпленка.

Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.

Запах прибыли приятен, от чего бы он ни исходил.

Печально опираться на славу других, ибо с падением этих устоев рушится все здание.

Редкая птица.

Никто не считает, что он грешит сверх или хотя бы в меру дозволенного.

Воздержись от спора - спор есть самое невыгодное условие для убеждения. Мнения как гвозди: чем больше по ним колотить, тем крепче они вонзаются.

Орфографический словарь

Ювена́л, -а

Синонимы к слову ювенал

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Ювена́л мо

Словарь древнегреческих имен

Ювенал Децим Юний (ок. 60-130)

Римский поэт. Шестнадцать сатир Ювенала содержат насмешки над аморальными и несправедливыми порядками современного поэту Рима. О жизни Ювенала почти ничего не известно - кроме того разве, о чем он сам рассказывает в своих стихах. Есть сведения, впрочем, что он приехал в Рим из Аквина (Центральная Италия). По-видимому, Ювенал некоторое время жил в изгнании - может быть, в Египте, о котором он пишет со знанием дела. Вероятно также, что Ювенал жил в бедности до тех пор, пока император Адриан не пожаловал ему небольшое имение в сельской местности.

Ювенал, пожалуй, больше других античных авторов повлиял на творчество западноевропейских сатириков - от Бранта («Корабль дураков») и Байрона до Свифта и Элиота. Ювенал был любимым поэтом Рубенса. На портике дома Рубенса в Антверпене выбиты строки из десятой сатиры Ювенала:

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом,

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,

Что почитает за дар природы предел своей жизни,

Что в состоянье терпеть затруднения какие угодно,

Духа, не склонного к гневу, к различным страстям...

Кстати, именно эти стихи Ювенала вызвали к жизни известное выражение «В здоровом теле здоровый дух», которое, впрочем, вне контекста означает нечто противоположное тому, что говорил Ювенал.

Сканворды для слова ювенал

- Кто сказал фразу: «Познай самого себя»?

- Слова «В здоровом теле здоровый дух» принадлежат этому римскому поэту-сатирику.

- Онегин знал латынь настолько, что мог о нём потолковать.

- Древнеримский поэт-сатирик, ритор-декламатор, классик «суровой сатиры».

Полезные сервисы

ювенал децим юний

Энциклопедический словарь

Ювена́л Децим Юний - Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (около 60 - около 127), римский поэт-сатирик. Известен как классик «суровой сатиры». Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, написанные в форме философской диатрибы, направлены против различных слоёв римского общества - от низов до придворных слоёв.

Энциклопедия Кольера

ЮВЕНАЛ Децим Юний (Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 55-60 - ум. после 127), величайший римский сатирический поэт. Даты рождения и смерти Ювенала устанавливаются лишь приблизительно. В III сатире он называет себя уроженцем Аквина (на юго-востоке Лация). Сохранились поздние биографии Ювенала, которые не внушают особого доверия. В частности, в Жизнеописании сообщается, что он был то ли сыном, то ли воспитанником богатого вольноотпущенника и до зрелого возраста упражнялся в риторике, делая это по склонности души, а не с целью подготовки к общественной деятельности. За осмеяние актера Париса, фаворита императора Домициана, Ювенала (которому было уже 80 лет) в должности младшего офицера направили в южный Египет, где он в скором времени скончался. Некоторые детали этой истории со ссылкой заведомо неверны (Домициан был убит в 96, когда Ювеналу было около 40 лет). В XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте, а в IV он дает выход своей ненависти к Домициану. До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала (еще от одной, последней в сборнике, уцелело лишь начало, 60 строк), которые собраны в 5 книг. I книга вышла вскоре после 100, следующие появлялись с перерывами вплоть до 127. Судя по всему, пока был жив Домициан, к серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам поэт был уже немолод. В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую программу. Пороки и преступления (поэт тут же набрасывает соответствующие яркие картины) просто вынуждают писать сатиры. Однако у врагов свободного слова чуткий слух, они опасны, а потому речь пойдет лишь об умерших. II сатира - это обличение гомосексуализма, выродившемуся Риму здесь противополагаются суровые, полулегендарные герои ранней республики. Обстановка, в которой разыгрывается действие III сатиры, намечается в нескольких строках: Ювенал сожалеет об отъезде своего друга Умбриция и в то же время сочувствует его замыслу покинуть Рим и поселиться в обезлюдевших Кумах. В пространной инвективе, вложенной в уста Умбриция, разоблачается убожество столичной жизни. Замечательны нападки, с которыми поэт обрушивается на ставших частью римского быта ловких греков, которые, по его мнению, внесли сюда лицемерие и непотребство. IV сатира начинается с нападок на Криспина, выскочку-египтянина, вошедшего в совет Домициана, однако истинный объект сатиры - порочные нравы самого Домициана. В V сатире описываются унижения, которым подвергается за столом богатого покровителя бедный и раболепный клиент: ему подают отвратительные кушанья и напитки, между тем как хозяин наслаждается деликатесами и лучшими винами. VI сатира - самое пространное (661 строка) и прославленное произведение Ювенала. Поэт в ужасе: его друг Постум собирается жениться. Но ведь все женщины распутны, заносчивы, несносны, тираничны, порочны, пошлы, навязчивы, любят выпить, тщеславны, жестоки, суеверны и склонны к убийству. VII сатира посвящена безразличию богачей к таланту и учености. В нужде и бедности старится поэт; ничуть не лучше приходится историку; адвокат, чтобы привлечь клиентов, вынужден обставлять себя фальшивой роскошью; преподавателей и учителей третируют и обсчитывают. В VIII сатире Ювенал утверждает, что благороден лишь тот, кто добродетелен: благородство не передается по наследству, и в сиянии древнего имени порок и изнеженность еще более постыдны. IX сатира - это диалог, ироничный, непристойный, а временами вдруг лиричный, Ювенала и его приятеля-бедолаги, который зарабатывает на жизнь близостью с гнусным и прижимистым, хотя и богатым извращенцем, а заодно исполняет его супружеские обязанности и делает его отцом. Х сатира - пожалуй, наиболее риторическое произведение из всего, что написано Ювеналом. Основная тема (то, что человеческие влечения вредят самим же людям) объявлена в начале и иллюстрируется яркими примерами из истории. С.Джонсону принадлежит знаменитое переложение этой сатиры, которое он назвал О тщете человеческих желаний. В XI сатире Ювенал превозносит простую жизнь. Он порицает роскошь и приглашает друга Персика на незамысловатый обед, все припасы для которого найдутся тут же, в имении поэта и в его саду. XII сатира начинается с описания жертвоприношения по случаю возвращения друга, который насилу спасся от кораблекрушения. Чтобы отвлечь от себя подозрение в личной заинтересованности в этой дружбе, Ювенал упоминает, что у друга есть три сына, законных наследника. Завершается сатира описанием фантастических приношений богам. В XIII сатире Ювенал пытается утешить друга, которому не возвращают долг. Поэт иронизирует по поводу испорченности нравов и утверждает, что понесенный ущерб можно считать в этот ужасный век минимальным. XIV сатира показывает силу родительского примера: дети с легкостью усваивают все пороки, кроме корыстности, которой их надо учить специально. Наученные, они будут готовы ради корысти лгать и даже убивать. В XV сатире описано побоище между жителями двух городишек в южном Египте, в результате которого одного человека разорвали на куски и съели. Этим Ювенал доказывает, что жестокостью и безумием человек превосходит животных. От XVI сатиры остался отрывок, где излагаются преимущества, которыми пользуются военные в сравнении с штатскими: они могут безнаказанно их бить и ими помыкать, а когда необходимо обратиться к правосудию, к их услугам ускоренное судопроизводство. В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность замечать мерзость и порок. Сильные стороны Ювенала - чеканный стиль и способность рисовать незабываемые сцены, его слабость - в хаотичности изложения и пустой риторике. Некоторые его меткие выражения, такие, как panem et circenses ("хлеба и зрелищ"), mens sana in corpore sano ("в здоровом теле здоровый дух"), знакомы всем и каждому. Впрочем, последнее чаще всего понимают неверно, как прославление телесного здоровья, в дополнение к которому как бы само собой является здоровье душевное. На самом же деле поэт говорит в конце X сатиры, что человеку следует просить богов лишь о даровании "здорового духа в здоровом теле".

Посмертная слава. Примерно в течение 250 лет после своей смерти Ювенал пребывал в забвении. Его сатиры приобрели популярность в 4 в., при общем оживлении интереса к языческой литературе. На протяжении всего следующего столетия он был едва ли не самым читаемым писателем в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке. Сатиры Ювенала были заново открыты в 9 в., и он стал одним из "золотых поэтов" Средних веков. Особенно сильное влияние он оказал на английскую литературу. Без Ювенала немыслимы как бичующие интонации Попа, Гиббона и Свифта, так и сама манера их письма.

ЛИТЕРАТУРА

Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987 Римская сатира. М., 1989 Ювенал. Сатиры. СПб, 1994

Полезные сервисы

ювенал децим юний ювенал

Большой энциклопедический словарь

ЮВЕНАЛ Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 - ок. 127) - римский поэт-сатирик. Известен как классик "суровой сатиры". Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, написанные в форме философской диатрибы, направлены против различных слоев римского общества - от низов до придворных слоев.

Полезные сервисы

ювенал, децим юний

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЮВЕНАЛ (Juvenalis) Децим Юний (около 60 - около 127), римский поэт-сатирик. Профессиональный ритор-декламатор. Известен как классик "суровой сатиры". Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, в духе стоической морали, направлены против различных слоев римского общества - от низов до придворных.

Полезные сервисы

ювенал, децим юний ювенал (decimus junius juvenalis)

Большой энциклопедический словарь

Ювена́л, Децим Юний Ювенал (Decimus Junius Juvenalis) (около 60 — около 127), римский поэт-сатирик, профессиональный ритор-декламатор. Известен как классик «суровой сатиры». Проникнутые обвинительным пафосом сатиры Ювенала, отмеченные духом стоической морали, написанные в форме философской диатрибы, направлены против различных слоёв римского общества — от низов до придворных.

Полезные сервисы

ювеналии

Энциклопедический словарь

Ювена́лии (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты.

* * *

ЮВЕНАЛИИ - ЮВЕНА́ЛИИ (лат. Juvenalia), в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты (см. ЮВЕНТА) .

Большой энциклопедический словарь

ЮВЕНАЛИИ (лат. Juvenalia) - в Древнем Риме празднества в честь богини юности Ювенты.

Полезные сервисы